ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С.Пушкин, 1835г)

Разминка:

В8- Как называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С.Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»?

В9- Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень»- «ликующий день»).

В10- Назовите художественное средство, представляющее собой образное определение, которое многократно используется в стихотворении и усиливает эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.п.)

В11- Каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («Одна ты несешься по ясной лазури,// Одна ты наводишь унылую тень,// Одна ты печалишь ликующий день…»)?

В12- Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».

Ответы:

В8- олицетворение

В9- антитеза

В10- эпитет

В11- анафора

В12- амфибрахий


Клише:

  1. Идейный уровень(для этого стихотворения больше всего подходит первое клише)
Клише:

  1. Характеристика образов
Клише: «В первой строфе возникает/ют образ/ы…, который/ые играют ключевую роль в стихотворении»; «Образ… олицетворяет…»

Клише:

Клише:

^

Каков философский смысл стихотворения А.С.Пушкина «Туча»?

^ Пример сочинения по этому вопросу на 4 бала(с частичным использованием клише):

В данное произведение А.С.Пушкин вложил особый философский смысл. Стихотворение «Туча» можно рассматривать, как размышление о прошлом и будущем. Образ тучи олицетворяет последний «пережиток прошлого». Это раскрывается через такие изобразительно-выразительные средства, как эпитет: «унылая тень», «алчная земля», «таинственный гром»; олицетворение: «одна ты(туча) наводишь унылую тень». Так же автор использует антитезу(«унылая тень»- «ликующий день»), с целью противопоставления прошлого и будущего.

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

(Г.Р.Державин, 1795)

Разминка:

В8- К какому жанру относится стихотворение Г.Р.Державина «Памятник»?

В9-Укажите название литературного направления, которое возникло в России во 2-ой четверти 18 века и нашло воплощение в творчестве Г.Р.Державина.

В10- Назовите образ античной мифологии, являющийся в стихотворении Г.Р.Державина «Памятник» символом поэтического вдохновения.

В11- Какой вид тропа, основанный на переносном значении слова по сходству, использует Г.Р.Державин для создания высокой художественной образности в словосочетаниях «полёт времени», «заря бессмертия»?

В12- Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р.Державина «Памятник».

Ответы:

В9- классицизм

В11- метафора

Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения.


  1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, тема поэта и поэзии и т.д.)
Клише: «В данном стихотворении автор раскрывает тему…», «Автор «…» развивает традиционную тему…»

  1. Идейный уровень
Клише: «Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о …»; «Автор хотел донести до читателя мысль о том…»; «Этим стихотворением автор хотел сказать, что…»; «Здесь высказано мнение автора…»

  1. Истолкование названия
Клише: «Стихотворение названо так потому, что…», «Название «…» олицетворяет…»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. (указывая троп на месте троеточия используем цитирование, например: метафора- «заря бессмертия»)
Клише: «Сквозь строфы тянется цепь тропов…»; «Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, восклицание, антитезы и т.д.). Так же, указывая стилистическую фигуру, используем цитирование.
Клише: «В этом стихотворении автор использует стилистические фигуры…»; «Для яркого отображения внутреннего мира(внутренних переживаний, размышлений) лирического героя автор использует такие стилистические фигуры, как…»; «В основе стихотворения лежит приём: …»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Поэтическая фонетика(аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора и т.д.). Лексические средства выразительности(синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы и т.д.). Используем цитирование.
^ Клише почти такие же, как и в вопросах 4 и 5, немного переделываем по логике и используем:)

  1. Стихотворения русских поэтов, которые схожи по теме с «Памятником» Г.Р.Державина(Называем авторов и названия стихотворений)
Клише: « В своей лирике к теме … так же, как и Г.Р.Державин, обращались…», «Тема … так же нашла свое отражение в стихотворениях…», «Стихотворения ……. Перекликаются со стихотворением Г.Р.Державина «Памятник»

  1. Что объединяет названые вами стихотворения с произведением «Памятник» Г.Р.Державина? В чём их различия? (аргументируем свою точку зрения цитатами)
Клише: «Стихотворения … объединяет…», « Между этими стихотворениями… есть сходства, все они отражают…»

Задание С3. Напоминаю- объём сочинения 5-10 предложений. Использование терминов обязательно, не менее 5-ти(Слова «произведение», «лирический герой», «образ», «тропы» и тд считаются как термины). Стараемся не допускать речевых ошибок. Если тяжеловато сформулировать свою мысль, используем, если подходят, некоторые предложения, составленные нами ранее, и клише.

С3- В чём, по мысли Г.Р.Державина, заключается истинная награда для поэтического таланта?

^

С3- В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин размышляет над темой поэта и поэзии. Автор считает, что высшей наградой для поэтического таланта является память, «бессмертие» творений поэта. Само название «Памятник» олицетворяет что-то вечное и возвышенное. Уверенность поэта в своём бессмертии и в бессмертии человеческого слова раскрывается в стихотворении через такие изобразительно-выразительные средства, как метафора: «полёт времени», «заря бессмертия». Чтобы показать свои заслуги, автор использует гиперболу: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов твёрже он и выше пирамид».

С4- Какие русские поэты разрабатывали в своём творчестве тему поэта и поэзии, и как с ними можно соотнести стихотворение Г.Р.Державина?

^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

С4- В своей лирике к теме поэта и поэзии так же, как и Г.Р.Державин, обращались А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Авторы через свои стихи пытались ответить на вопрос: «В чём же истинное предназначение поэта?». Стихотворение «Памятник» А.С.Пушкина можно соотнести с «Памятником» Г.Р.Державина. С первой строфы эти произведения схожи по настроению и мыслям автора: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»(Г.Р.Державин), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(А.С.Пушкин). Так же, эти стихотворения имеют общие черты со «Смертью поэта» М.Ю.Лермонтова. Все они говорят о назначении поэта и бессмертности его лирики. Это отражается в таких строках: «Угас, как светоч, дивный гений»(М.Ю.Лермонтов), «Чело моё зарёй бессмертия венчай»(Г.Р.Державин), «В мой жесткий век восславил я свободу»(А.С.Пушкин).

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

(Н.А.Некрасов)

Разминка:

В8- Из второй и третьей строф стихотворения выпишите в неопределённой форме глагол, повтор которого указывает на сохранение живого чувства в отношениях героев.

В9- Напишите название средства художественной выразительности, передающего эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям(«ревнивые тревоги», «тайный холод»).

В10- К какому роду литературы относится стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

В11- К какой из жанровых разновидностей лирики традиционно относится стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

В12- Определите размер, которым написано стихотворение «Я не люблю иронии твоей».

Ответы:

В8- кипеть

В9- эпитет

В10- лирика

В11- любовная

Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения.


  1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, гражданская и т.д.)
Клише: «Стихотворение «…» принадлежит к … лирике»; «Стихотворение представляет собой яркий пример … лирики»; «Стихотворение может быть отнесено к … лирике»

Клише: «В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …», «Можно сказать, что лирический герой…»

  1. Действия и состояния(глаголы-проблемы)
Клише: «Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в стихотворении проблемы... (отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?))»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. (указывая троп на месте троеточия используем цитирование, например: метафора- «заря бессмертия»)
Клише: «Сквозь строфы тянется цепь тропов…»; «Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, восклицание, антитезы и т.д.). Так же, указывая стилистическую фигуру, используем цитирование.
Клише: «В этом стихотворении автор использует стилистические фигуры…»; «Для яркого отображения внутреннего мира(внутренних переживаний, размышлений) лирического героя автор использует такие стилистические фигуры, как…»; «В основе стихотворения лежит приём: …»

  1. Стихотворения русских поэтов, которые схожи по теме с произведением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова(Называем авторов и названия стихотворений)
Клише: « В своей лирике к теме … так же, как и Н.А.Некрасов, обращались…», «Тема … так же нашла свое отражение в стихотворениях…», «Стихотворения ……. Перекликаются со стихотворением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова

  1. Что объединяет названые вами стихотворения и произведение «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова (аргументируем свою точку зрения цитатами)
Клише: «Стихотворения … объединяет…», « Между этими стихотворениями… есть сходства, все они отражают…», «Стихотворения… можно соотнести с произведением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова, их объединяют…»

С3- В чём драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

В данном стихотворении Н.А.Некрасов показал трепетную любовь и неизбежность завершения отношений между лирическим героем и его возлюбленной. В этом и заключается драматизм произведения «Я не люблю иронии твоей». Для отображения внутреннего состояния лирического героя автор использует изобразительно-выразительные средства. Например, такой троп, как эпитет: «ревнивые тревоги и мечты», «развязки неизбежной», «тайный холод и тоска», «бушующие волны». Так же для яркого изображения чувств лирического героя автор использует риторическое восклицание: «Нам рано предаваться ей!», «Не торопи развязки неизбежной!». Этот приём обозначает крик души влюблённого, как последний зов к любимой.

С4- Кто из русских поэтов близок Н.А.Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной, и почему?

^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

Так же, как и Н.А.Некрасов, сложные отношения между мужчиной и женщиной в своих стихотворениях изображали С.А.Есенин и А.С.Пушкин. В произведении «Я вас любил» А.С.Пушкин показал неразделённую любовь и чувства лирического героя, который испытывает и радость, и мучение. Трёхкратное повторение слов «Я вас любил» играет большую роль в создании эмоциональной напряжённости. Такой же тип отношений изображает в своём стихотворении «Письмо к женщине» С.А.Есенин. Строки «Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне.. Я знаю: вы не та- живёте вы с серьёзным, умным мужем; что не нужна вам наша маета, и сам я вам ни капельки не нужен»- передают всю трагичность неразделённой любви. Эти стихотворения А.С.Пушкина и С.А.Есенина можно соотнести с произведением Н.А.Некрасова, всех их объединяют эмоции лирического героя и одинаковый сюжет- грустная развязка сложных отношений между мужчиной и женщиной.

Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?"

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

(А.А.Ахматова)

Разминка:

В8- Какое средство изобразительности использует поэт? («Оттого, что я терпкой ПЕЧАЛЬЮ НАПОИЛА его допьяна»)

В9- Как называется вопрос, который задаётся не с целью получения ответа, а с целью вовлечения читателя в рассуждение или переживание («Как забуду?»)?

В10- Для усиления эмоционального и смыслового содержания стихотворения А.А.Ахматова использует повтор группы слов в начале нескольких строк («Я СБЕЖАЛА, перил не касаясь, Я БЕЖАЛА за ним до ворот»). Как называется этот приём?

В11- Из приведённого ниже перечня выберете три названия художественных средств приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

2)инверсия

3)эпифора

4)ассонанс

В12- В произведении создана ситуация речевого обращения: «"Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне: "Не стой на ветру"». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?

Ответы:

В8- метафора

В9- риторический вопрос

В10- анафора

В12- диалог

Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения


  1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, гражданская и т.д.)
Клише: «Стихотворение «…» принадлежит к … лирике»; «Стихотворение представляет собой яркий пример … лирики»; «Стихотворение может быть отнесено к … лирике»

  1. Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
Клише: «В основе содержания стихотворения – переживания лирической героини …», «Можно сказать, что лирическая героиня…»

  1. «Язык тела»(позы, жесты, мимика героев) и его роль в стихотворении.
Клише: «В арсенале поэтических средств, используемых автором для создания художественной картины, особую роль играет язык жестов, телодвижений и мимики. Он служит….», «Движения, позы, жесты, мимика помогают охарактеризовать….»

  1. Изобразительно-выразительные средства(используем цитирование).
Клише: «Автор, характеризуя …., использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»; «Для яркого отображения внутренних переживаний лирической героини автор использует такие средства художественной выразительности, как…»; «Такие средства выразительности, как… усиливают значение «языка тела» в стихотворении.»

  1. Действия и состояния(глаголы-проблемы). Используем цитирование.

«Туча» является ярким примером пейзажной лирики Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на то, что написано стихотворение в поздний период его творчества, когда поэт понемногу отступает от традиционных для него романтических принципов, оно впитало в себя главные особенности русского романтизма.

Датируется произведение 13 апреля 1835 года. Чуть позже, в мае того же года, читатели впервые увидят новое творение, напечатанное в журнале «Московский наблюдатель». Вопреки тому, что позднее наследие поэта не раз подвергалось негативной критике со стороны многих литературных исследователей, «Туча» стала доказательством талантливости зрелого Пушкина, за что была названа своеобразным гимном летнему дождю и гармонии человека с природой.

Стихотворение написано нетипичной для Пушкина формой – четырехстопным амфибрахием с усечением в последних двух строчках каждой строфы (прослеживаются неполные стопы). Женские и мужские рифмы чередуются. Это позволяет придать тексту не только плавный, умеренный ритм, но и некую схожесть с философскими мемуарными размышлениями.

Некоторые литературоведы предполагают, что произведение представляется в виде отклика на восстание декабристов. Социальные невзгоды десятилетней давности долго тревожили душу русского поэта.

Предлагаем Вашему вниманию текст стиха А.С. Пушкина «Туча»:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

А.С. Пушкин «Туча». Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром, И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. Олимпиадное задание Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы: 1.Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя? 2.Найдите в стихотворении: - стилистические фигуры и тропы; - категориальное различие и сходство времен глагола; - индивидуально-авторское сочетание слов. 3. Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств в тексте. 4. Дайте лингвистический комментарий к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов? 5.Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения. Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом. Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз. Не случайно стихотворение так построено. I катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба. I катрен - апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки - самые агрессивные во всем стихотворении. Последний, III катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения. В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль. I катрен - немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: "«унылую тень", например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день». С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты». Стиль II катрена - агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к III катрену. Его стиль и ключевое слово - умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена. В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в I, и в III четверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во II катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными I, III и “воинственным“ II катренами. В лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий»(!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”. Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение? Давайте проведем небольшой эксперимент: из I катрена удалим лишь эпитеты. Что получится? Последняя туча … бури! Одна ты несешься по небу, Одна ты наводишь … тень, Одна ты печалишь … день. Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении (да и прозе!) никак нельзя! 4. Лазурь - слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная - значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении. Миновалась - то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется. Скройся - скройся, удались, это слово тоже устаревшее. Древес - деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке. Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения. 5. Думаю, да, является. Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Ознаменовалось это восторженностью, порывистостью. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма. Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес», так и душа поэта становится ясной и светлой. Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури!» лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния - все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент - кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури. В стихотворении А.С. Пушкина «Туча» мы видим художественный образ тучи. Она является совокупностью всех отрицательных эмоций автора, но в то же время туча нужна природе, траве и деревьям нужен дождь. Туча олицетворение чего-то непостоянного: вот она «издает таинственный гром», а вот уже мчится по небу, подгоняемая ветром. Итак, туча - символ непостоянности, грустная и унылая, но очень необходимая для природы. В стихотворении много интересных тропов. Например, эпитеты «рассеянная буря», «таинственный гром», «алчная земля», «ликующий день» и др. В первой строфе стихотворения присутствует анафора - единоначалие: Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Во второй же строфе мы можем заметить намеренное повторение автором гласных звуков - ассонанс. В данном случае - повторение гласного звука «О»- создает звуковой образ бури. Мы как бы слышим гром, нам страшно, и невольно вырываются звуки страха и восторга -междометия «О» и «А». Ты небо недавно кругом облегчала, И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром. Описывая недавно бушующую бурю, автор использует ассонанс. Автор словно участвует в действии своего стихотворения. В третьей строфе можно увидеть индивидуально-авторское сочетание слов: «Довольно, сокройся!» Так автор словно возомнил себя повелителем бурь, приказывая туче скорее умчаться прочь. В стихотворении присутствует и языковое средство - категориальное различие времен глаголов. Автор описывает в стихотворении два действия: прошедшую бурю и оставшуюся тучку. Следовательно, властвовавшая несколько минут назад буря уже окончилась, значит и употребляет автор прошедшее время для глаголов, связанных со стихией (облегала, обвивала, издавала, пошла). Но теперь настала новая, тихая и спокойная пора, когда туча осталась одна и осуществляет последние свои действия (несешься, наводишь, печалишь). Стихотворение «Туча» относится к последнему этапу творчества А.С. Пушкина. В стихотворении изображена пейзажная картина, очень динамичная. Движение, развитие дается через антитезу, которая передается настоящим и прошедшим временем глаголов. Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе образ лирического героя проникнут чувством одиночества. Повторение слова «одна» и анафора стилистических фигур («унылую тень» - «ликующий день») еще раз подчеркивают чувства лирического героя. Во второй строфе лирический герой погружается в мысли о прошлом. Это передается использованием глаголов прошедшего времени («облегала», «издавала», «обвивала», «пошла»). Для придания эксцентричности, приподнятости настроения автор использует лексическую анафору (и…, и …) и частый повтор слова «ты». Также мы можем наблюдать восклицания в 1 и 3 строфе. В третьей строфе лирический герой обращается к туче («Довольно, скройся!) Эта просьба кажется нелогичной в свете произошедших событий. Но далее это объясняется использованием прошедшего времени глаголов («миновалась», «промчалась»). Очень интересна лексика стихотворения. Слово «лазурь» употреблено в значении яркого, голубого неба. «Алчная» - жаждущая, просящая влаги. В сочетании с существительным получается олицетворение. Слова «миновалась», «скройся», «древес» - архаизмы. Они используются для сохранения ритма и рифмы стихотворения. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с использованием парной рифмы (мужской и женской). Образы в стихотворении являются не только символическими, но и аллегорическими. Возможно, под бурей подразумевается какое-то бурное чувство, оставившее след в душе поэта. Или это своего рода обращение к царю. Александр Сергеевич напоминает ему о декабристском восстании. Он надеется на освобождение сосланных декабристов. Если это так, то образ тучи в этом стихотворении является нетрадиционным для поэтического языка первой половины 19 века. Туча обозначала опасность («Повесть о полку Игореве», «Руслан и Людмила»). Я считаю, что А.С. Пушкин нашел новое звучание и расширил значение слова «туча». Проведите лингвистический анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них - у дуба, у березы». Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Стихотворение А.А. Фета «Учись у них - у дуба, у березы» было написано в начале 80-х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» очень характерно. Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике. В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски, и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы» Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи. Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода - веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич). Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней - ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа - лучший учитель и наставник человека. Перед нами развернута метафора. Философско-психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб - символ стойкости, крепости, силы. Береза - символ жизнеспособности, противостояния невзгодам гибкости, жизнелюбия. Опорными словами являются зима - невзгоды, весна - полнокровная свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен. Стихотворение дышит движением, а ни одного слова, непосредственно выражающего движение, в нем нет. В большей степени стихотворение уникально тем, что два очень разных событийных ряда сходятся в одной эстетической реальности. Наиболее сильна в эмоциональном отношении концовка, в ней сосредоточена вся сила стихотворения. Художественный мир создан разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом, т.е. напевным стилем. В первой строфе использованы назывные побудительные предложения, так как Фет стремился выразить всю сложность душевной жизни человека и природы. Во второй строфе закрывается кульминация в душе и в природе. В третьей строфе противительный союз меняет настроение лирического героя, и за картинами жестокой зимы чувствуется возрождение надежды. Стихотворение написано трехсложным амфибрахием с перекрестной ж/м рифмой. Поэт раскрепостил слово и увеличил нагрузку на него - грамматическую, эмоциональную, смысловую. При этом смысловой единицей поэтического текста является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст. Само стихотворение представляет собой яркое лирическое переживание, мгновенную лирическую вспышку. Также в стихотворении использованы устаревшие формы: «жизнию», «сжимаяся». Чувствуется авторское присутствие: « напрасные на них застыли слезы», «скорбящая душа». Фет воспринимается поэтом-символистом, который как мудрец трагедию, боль, сострадание превращает в красоту. Именно в неистребимой способности все пропустить через сердце воспринимается его творчество». Выразительно прочитайте стихотворение И. Северянина « Тишь двоякая». Проведите лингвистический анализ стихотворения. Тишь двоякая Высокая стоит луна. Высокие стоят морозы. Далекие скрипят обозы. И кажется, что нам слышна Архангельская тишина. Она слышна, она видна: В ней всхлипы клюквенной трясины. В ней хрусты снежной парусины, В ней тихих крыльев белизна Архангельская тишина. Игорь Северянин выбрал необычное название для стихотворения - «Тишь двоякая». С одной стороны, читатель может услышать ее, тишина описана так «подробно», в ней содержится много всего, начиная от «всхлипов клюквенной трясины» и заканчивая «хрустами снежной парусины». Казалось бы, ну что особенного может быть в тишине? Но только на первый взгляд может показаться, что тишина безжизненна и уныла, не зря Игорь Северянин относился к поэтам «серебряного века», ведь он смог заставить читателя не только услышать тишину, но и «увидеть», почувствовать ее… Высокая стоит луна. Высокие стоят морозы. Анафора «высокая» довольно необычна для первых строк. Хочется поднять голову и увидеть эту луну, ощутить такой мороз. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием кольцевой композиции. Это помогает автору раскрыть идею: описать тишину так, чтобы в ней был различим каждый звук. Аллитерация звуков «ш», «ж», «х» создает эффект хруста, шороха, всхлипов. Если читать стихотворение вслух, действительно можно это услышать. Неполное предложение с пропущенными сказуемыми также помогают создать некий образ тишины. Поэт повторяет слово «слышна», чтобы еще раз обратить внимание читателей: так тихо, что тишину можно услышать. и эта всепоглощающая тишина позволяет услышать «далекий скрип обозов». Тире подводит итог всего того, что «находится в «Архангельской тишине». Интересно сравнение снега со «снежной парусиной», то есть снег белый, как парус корабля в море. Она сложна, она видна: В ней всхлипы клюквенной трясины. Двоеточие доказывает, что она действительно видна по происходящему вокруг. Эпитет «тихие» подчеркивает, что даже крылья стараются не нарушать этот покой. Сложно рассказать о тишине, если чаще всего она ассоциируется с мертвенностью, вечным покоем. Но тишина, «подслушенная» поэтом другая - это неторопливое течение жизни, сон и пробуждение, отсутствие тревожного, напряженного потока будничных дел. Использованные приемы и фигуры дополняют образ этого сложного явления, названного тишиной. Стихотворение И. Северянина «Тишь двоякая построено на системе взаимосвязанных перекликающихся образов. Важны не столько отдельные слова или словосочетания, сколько те ассоциации, которые они порождают у читателя. Мы словно окунаемся в иной мир, оказываемся в заснеженной российской глубинке, где вглядываемся и вслушиваемся в тишину, «тишь двоякую». «Говорящим» является само название стихотворения. Что значит «тишь двоякая»? И вообще, как можно тишину слышать, ведь тишина - это отсутствие всяких звуков?! А вот у Северянина эта самая тишина складывается из «всхлипов клюквенной трясины», из скрипа обозов и «хруста снежной парусины», т.е. проще говоря хруста снега под ногами. Северянинская тишина «видна»; это не безмолвие и не просто сочетание звуков, это особое ощущение, особая атмосфера, витающая над архангельскими просторами. Говорящими» являются эпитеты, используемые потом для описания представляемой им картины: «высокая луна» - это потому, что луна на севере кажется далекой, расположенной высоко-высоко на небе; «высокие морозы» - значит, морозы лютые; «всхлипы клюквенной трясины» - эта фраза повествует о многом. Во-первых, о том, что летом на болотах в архангельской глубинке растет клюква, о том, что трясина издает странные звуки, похожие на всхлипы, навевающие тоску. «Тихих крыльев белизна» - это, вероятно, сказано об ангелах, глядящих с древних архангельских икон. Из всего этого и складывается «тишь двоякая», «архангельская тишина», архангельский, ни с чем не сравнимый дух. Стихотворение написано в таком темпе, с использованием таких приемов построения фразы и предложения, что у читателя создается ощущение неспешного течения времени, покоя. Короткие законченные предложения придают определенность всему сказанному поэтом. Используется прием, когда несколько строк начинаются с одной и той же фразы (одного слова), что подчеркивает особенности описываемого предмета (или явления), и, кроме того, придает стихотворению некоторое сходство с простой, задушевной песней». Проанализируйте стихотворение, опираясь на вопросы. Чудный град порой сольётся Из летучих облаков; Но лишь ветр его коснётся, Он исчезнет без следов; Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты. Е.Баратынский 1. О чём это стихотворение (определите тему), 2 б. его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения). 2 б. 2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? 2 б. На каком приёме оно построено? 2 б. 3. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке? 2 б. 4. Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии? 2 б. 5. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает». 1 б. 6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль? От 1 б. 7. Определите стихотворный размер. 2 б.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», - отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», - призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.