Введение.

Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. На рубеже прошлого столетия, накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась «женская поэзия» - поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Пожалуй, тема любви в творчестве замечательного поэта была одной из главных тем.

Эта тема очень важна в начале двадцатого века потому что, в это время великих потрясений, человек продолжал любить, быть высоким, благородным, страстным.

Очень много критиков изучали творчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н.В.Недоброво, который был одним из первых, кто оценил творчество Ахматовой. Он писал, что любовная тема в произведениях Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок.

О том, что «великого поэта в той или иной общественной ситуации или глазами того или иного поколения можно прочитывать по-разному» писал в своей статье «Жизнь и творчество Анны Ахматовой» А.И.Павловский. Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах и власти, бурях и пустынях своей любви - своей и только».

В.Виноградов же подходил к стихам Ахматовой как к некой «индивидуально - замкнутой системе языковых средств».

Будучи другом самой Анны Андреевны, критик А.Найман писал о том, что «её основное и поэтическое ощущение - ощущение крайней непрочности бытия, близости неотвратимо надвигающейся катастрофы».

Также все писавшие об Анне Ахматовой отмечали её трагичность интонации, с которой повествуются её произведения. Любовный роман, выразившийся в стихе, является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Несмотря на то что все критики по-разному оценивали творчество Ахматовой, они были едины в том, что она была великим поэтом, большим и глубоким художником. Анна Андреевна прошла большой жизненный путь, поняв бесперспективность того круга жизни и людей, из которого вышла, но это далось ей с большим трудом, ценой мучений и крови. Она человек большой воли и непреклонного мужества.

Все эти статьи, посвящённые теме любви в творчестве Анны Ахматовой, позволяют определить круг проблем:

1. Разгадать загадку популярности любовной лирики Ахматовой.

2. Найти различия ранней лирики и лирики в 20 - 30 годы.

3. Что нового привнесла лирика Ахматовой в русскую литературу.

Целью моего реферата стало решение исследовать тему любви в творчестве Анны Ахматовой, познакомиться с мнениями критиков и сделать свои выводы.

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.

Ранняя любовная лирика поэта воспринимается как своеобразный лирический дневник. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии - обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. (стихотворение «Песня последней встречи»).

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушным жёлтым огнём.

Царское село.

Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот, в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация. "Мукой живой души" платит ее лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире.

В ее стихах поражает "струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой..." (Н. В. Недоброво).

Едва ли не сразу после появления её первой книги, а после "Четок" и "Белой стаи" в особенности, заговорили о "загадке Ахматовой". Сам талант был очевидным, но непривычна и неясна была его суть. "Романность", подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почти жесткой воле? Сначала хотели эту волю не замечать, потому что она противоречила "эталону женственности". Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя - тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом.

В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Она писала впоследствии в "Поэме без героя", что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве иль против течения, -

Только прочь от своих могил.

На галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Оттого, что по всем дорогам,

Оттого, что ко всем порогам

Приближалась медленно тень,

Ветер рвал со стены афиши,

Дым плясал вприсядку на крыше,

И кладбищем пахла сирень.

И царицей Авдотьей заклятый,

Достоевский и бесноватый

Город в свой уходил туман,

И выглядывал вновь из мрака

Старый питерщик и гуляка!

Как перед казнью бил барабан…

И всегда в духоте морозной,

Предвоенной, блудной и грозной,

Жил какой - то будущий гул,

Но тогда он был слышен глуше,

Он почти не тревожил души

И в сугробах невских тонул…

Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение "Первое возвращение" с его образами смертельного сна, савана и погребального звона и с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены.

В любовный роман Ахматовой входила эпоха - она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.

Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные, а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из казалось бы предназначенного ей узкого круга читателей.

А.И.Павловский в своей книге «Анна Ахматова - жизнь и творчество» говорил, что Ахматова действительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен сказал однажды как о великой несправедливости в истории человечества о том, что женщина "загнана в любовь". В известном смысле вся лирика (особенно ранняя) Анны Ахматовой "загнана в любовь". Именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века. В ее поэзии есть и "божество", и "вдохновение". Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер. Душа оживает "Не для страсти, не для забавы, // Для великой земной любви":

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,

Уязвлённое желтым огнем,

И нужнее насущного хлеба

Мне единое слово о нем.

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи, -

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.

"Великая земная любовь" - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она заставила по-иному - уже не по - символистски и не по - акмеистски, а, если воспользоваться привычным определением, реалистически - увидеть мир:

То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого, что это - любовь.

Высоко небо взлетело,

Легки очертанья вещей,

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.

В этом стихотворении Ахматова назвала любовь "пятым временем года". Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности: Ведь звезды были крупнее,

Ведь пахли иначе травы.

Стихотворение «Любовь покоряет обманно»:

Любовь покоряет обманно,

Мотивом простым, неискусным

Ещё так недавно - странно

Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась

В садах твоих, в доме, в поле,

Повсюду тебе казалось,

Что вольный ты и на воле.

Был светел ты взятый ею

И пивший её отравы.

Ведь звёзды были крупнее,

Ведь пахли иначе травы,

Осенние травы.

Царское село.

Поэтому стих Ахматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, он останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.

И еще одна особенность. В любовных стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира.

У Ахматовой встречаются стихи, которые "сделаны" буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи "растут из сора", что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.

Недаром, говоря об Ахматовой, о ее любовной лирике, критики (А.И.Павловский, А. Найман, А. Баталов) впоследствии замечали, что ее любовные драмы, развертывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. «Предполагается, что читатель или должен догадаться, или же, что скорее всего, постарается обратиться к собственному опыту, и тогда окажется, что стихотворение очень широко по своему смыслу: его тайная драма, его скрытый сюжет относится ко многим и многим людям», - писал А.Найман (рассказы о Анне Ахматовой).

Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам.

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

Так и в этом раннем стихотворении. Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини? Ведь самое главное - боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, - все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хоку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения.

Это ранняя лирика Ахматовой Анны Андреевны.

Заметно меняется лирика Ахматовой в 20-30-е годы.

Оттого что лирика Ахматовой на протяжении всего послереволюционного двадцатилетия постоянно расширялась, вбирая в себя все новые и новые, раньше не свойственные ей области, теперь в ней одну из главных поэтических территорий занял любовный роман.

Разумеется, расширение диапазона поэзии, явившееся следствием перемен в миропонимании и мироощущении поэта, не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность и характер собственно любовной лирики. Правда, некоторые характерные её особенности, остались прежними. Любовный эпизод, например, как и раньше, выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он, в частности, никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала; любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора. (стихотворение «А, ты думал - я тоже такая»).

А, ты думал - я тоже такая,

Что можно забыть меня.

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок

В наговорной воде корешок

И пришлю тебе страшный подарок -

Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом

Окаянной души не коснусь,

Но клянусь тебе ангельским садом,

Чудотворной иконой клянусь

И ночей наших пламенным чадом -

Я к тебе никогда не вернусь.

Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех - по торопливой азбуке любви. Отсюда - впечатление крайней интимности, предельной откровенности этой лирики. (стихотворение «Кое - как удалось разлучиться»).

Кое - как удалось разлучиться

И постылый огонь потушить.

Враг мой вечный, пора научиться

Вам кого-нибудь вправду любить.

Я - то вольная. Всё мне забава,

Ночью муза слетит утешать,

А на утро притащится слава

Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит

И, уйдя, оглянуться назад…

Чёрный ветер меня успокоит.

Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку

И забвение, как благодать.

Но, скажи мне, на крестную муку

Ты другую посмеешь послать?

Стихи Ахматовой о любви - все! - патетичны. Но - так или иначе - любовная лирика Ахматовой 20 - 30 х годов в большей степени обращена к внутренней, потаённо - духовной жизни. Стихи этого периода более психологичны. Если в "Вечере" и "Четках" любовное чувство изображалось, как правило, с помощью крайне немногих вещных деталей то сейчас, ни в малейшей степени не отказываясь от использования выразительного предметного штриха, Анна Ахматова, при всей своей экспрессивности, все же более пластична в непосредственном изображении психологического содержания. Перед нами по-прежнему - взрыв, катастрофа, но зато теперь это затмившее все горизонты грозовое облако, мечущее громы и молнии:

Но если встретимся глазами

Тебе клянусь я небесами,

В огне расплавится гранит.

Сама Ахматова много раз ассоциировала волнения своей любви с великой «Песнью Песней» из Библии - писал знаменитый критик А.И.Павловский.

Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в позднейших циклах любовное чувство приобретает у нее более широкий и более духовный характер. Стихи 20-х и 30-х годов идут по самым вершинам человеческого духа. Они не подчиняют себе всей жизни, всего существования, как это было прежде, но зато все существование, вся жизнь вносят в любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этим огромным содержанием, любовь стала не только более богатой и многоцветной, но - и по-настоящему трагедийной - писал А.Баталов. (литературная критика «Рядом с Ахматовой).

Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть со множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть - в каких только гранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг.

В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самого поэта постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной. Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: "Сильна, как смерть, любовь - и стрелы ее - стрелы огненные".

Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно заметить, что в самом начале лирических стихов героиня гордая, трепетная, нежная. А уже в конце лирических стихотворений это многопознавшая женщина, прошедшая большой путь. Но на протяжении всего творчества лирическая героиня сильная, гордая. Это является одной из ярких особенностей её любовной лирики.

Второй немаловажной особенностью лирических произведений Ахматовой является роль бытовой детали.

У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского, немудрёного быта. Невольно вспоминаются слова самой Анны Андреевны о том, что стихи «растут из сора», что предметом изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене, и лопух, и крапива.

По мнению критика А.И.Павловского, «самое важное в её ремесле - жизненность и реалистичность, способность увидеть поэзию в обычной жизни». Её «вещные» детали, скупо поданные, но отчётливые бытовые интерьеры, смело введённые прозаизмы, а главное, та внутренняя связь, какая всегда прослеживается у неё между внешней средой и бурной жизнью сердца, всё напоминает, не только прозаическую, но и стихотворную классику.

Третья особенность произведений Анны Ахматовой это стихотворения, написанные в виде лирического дневника. Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу. Фрагмент придавал документальность произведению: ведь перед нами не то отрывок из услышанного разговора, не то обронённая записка:

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

…А я была его женой.

«Он любил…»

И четвёртая особенность - это «романность». Впервые мысль о «романности» в творчестве Ахматовой высказал Эйхенбаум. Он писал: «Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей».

О «романности» лирики Анны Андреевны интересно писал и В.Гиппиус. Он видел разгадку успеха и влияния Ахматовой в том, что лирика пришла на смену задремавшей в то время форме романа».

Все писавшие об Ахматовой отмечали трагичность интонации, с которой повествуются сюжеты её книг. Та особая, названная ими ахматовская, интонация намекала о большем, чем всего лишь ещё одна история из великой и нескончаемой любви.

Мне очень близка позиция критика Н.В.Недоброво, который заметил, что «любовная тема и поэзия в целом Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок. Он указал, что отличительной чертой личности поэта является не слабость и надломленность, а, наоборот, исключительная сила воли. В стихах он усмотрел «лирическую душу скорее жёсткую, чем слишком мягкую, скорее жёсткую, чем слезливую, и явно господствующую, а не угнетённую».

Недаром высокую оценку его анализу дал другой критик А.И.Павловский: «Он, по сути, был единственным, кто понял раньше всех подлинную масштабность поэзии Ахматовой, указав, что отличительной чертой личности поэта является не слабость и надломленность, а наоборот, исключительная сила воли». Да и сама Анна Ахматова считала, что именно Н.В.Недоброво угадал и понял весь её дальнейший творческий путь.

Существует связь между поэтом и тем временем, в котором она жила. С одной стороны, её лирика, творчество - взгляд как бы через «призму поэзии», который дал ей возможность преодолеть все трудности.

С другой стороны, её сила воли, духа не дала потерять себя, дала возможность выжить и остаться поэтом.

Главное в теме любви у Анны Ахматовой - это настойчивые искания духа, поиски смысла и высоты жизни, которые сопровождаются жестами волнения, совести, веры:

И только совесть с каждым днём страшней

Беснуется: великой хочет дани.

Закрыв лицо, я отвечала ей…

Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Ахматова не боится быть откровенной в своих признаниях, мольбах. Её может понять лишь тот, кто обладает тем же «шифром любви».

«Не чувствуя ориентиров, не видя маяков, едва удерживая равновесие», Анна Ахматова руководствовалась тайной и могучей «интуитивной силой» художественного творчества:

И печальная Муза моя,

Как слепую, водила меня.

Великого поэта, в той или иной общественной ситуации, можно прочитывать по-разному. Таково свойство всякого подлинного искусства, если оно глубоко и верно доносит до современников хотя бы одну из мелодий своего времени.

Библиография.

1. Павловский А.И. «Анна Ахматова: Жизнь и творчество». Просвещение, 1991.

2. Найман А. «Рассказы об Анне Ахматовой». Журнал «новый мир». 1989г.

3. Баталов А. «Литературная критика: Рядом с Ахматовой». 1984г.

4. Сушилина И.К. «Анна Ахматова избранное». 1993г.

5. Горловский А.С. «Песнь о любви: Русская любовная лирика». 1986г.

МБОУ Юровская средняя общеобразовательная школа

Опросные листы" href="/text/category/oprosnie_listi/" rel="bookmark">опросный лист , эпиграфы.

I. Организация начала урока:

Проверка готовности обучающихся к уроку

II. Проверка домашнего задания:

1. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов Серебряного века.

2. Ответы на вопросы:

1. Назовите временные рамки поэзии Серебряного века.

2. Почему данная поэзия получила такое название?

3. Назовите течение и направление поэзии Серебряного века.

4. Назовите уже известных вам представителей Серебряного века.

III. Сообщение темы и целей урока:

1. Чтение учителем стихотворения А. Ахматовой «молюсь оконному лучу…»

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

3. Это произведение было написано 3 ноября 1910 года в городе Киеве замечательным поэтом, чувственным лириком, ярким представителем Серебряного века – .

О душевном состоянии не сказано почти ничего, только «сердце - пополам», остальное понимает читатель сам (рукомойник преображается в «праздник золотой, утешенье», обыденная деталь становится значимой; звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как бы закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.

4. Сегодня мы будем знакомиться с поэзией А. Ахматовой. какие цели мы можем поставить на этом уроке?

Познакомиться ….

Развивать навыки ……

Формировать ….

IV. Основная часть урока.

Эпиграфом к началу урока возьмем четверостишие из стихотворения «Многим»

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца…

Ребята, прошу вас заполнить опросный лист, колонка №1.(Приложение)

(лекция с элементами беседы с чтением и кратким анализом произведений автора, слушая материал беседы и чтение стихотворений постарайтесь заполнить таблицу №2)

июня 1889 года родилась Анна Андреевна Горенко в дачном предместье Одессы в семье потомственного моряка, инженер-капитана второго ранга Андрея Антоновича Горенко (мать Инна Эразмовна Стогова)

- 25 апреля 1910 года в Никольской церкви села Никольская Слобода венчание с Николаем Степановичем Гумилевым.

Осень 1912 года - родился сын Лев

1912 год – выходит первый сборник стихов «Вечер»

1914 год – выходит сборник «Четки»

1917 год – «Белая стая»

Выходит сборник «Подорожник»

- – творческий кризис – всего 20 стихотворений

1933 год – впервые арестован Лев Гумилев (1935, 1938, 1949)

1940 – 1965 годы – пишет «Поэму без героя»

1935 – 1940 года – поэма «Реквием»

1962 год – выдвинута на Нобелевскую премию

1964 год - присуждена международная премия «Этна-Теормина»

1965 год - выходит сборник «Бег времени»

- 5 марта 1966 года скончалась А. Ахматова в кардиологическом санатории. Похоронена на комаровском кладбище близ С.- Петербурга

Ахматовой многие литературоведы называют любовной, ибо главной темой - всегда была любовь, но любовь у А. Ахматовой имеет очень глубокий и проникновенный смысл, множество оттенков – это и любовь – страдание, любовь – разочарование, любовь – боль, любовь – отчаяние, это и гражданская позиция и многое другое.

Поэзия А. Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры.

(Произведения для зачитывания и краткого анализа: «Молюсь оконному лучу…», «В ремешках пенал и книги были», «Сжала руки под темной вуалью», «Сероглазый король», «Молитва», «не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», «Муза», «И упало каменное слово…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…», «А ты думал – я тоже такая…», «Мужество» и др)

V . Подведение итогов по основной части урока.

1. Заполните опросный лист колонку №2. Какие записи вы внесли в

опросный лист?

2. Вспомнив услышанное ранее, прочтите эпиграф окончания урока, попробуйте его обосновать:

… Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

«Реквием»

VI. Подведение итогов урока по реализации целей, поставленных в начале урока.

1. Реализовали ли мы поставленные цели?

2. Что нового вы узнали на данном уроке по сравнению с предыдущим?

Учитель подводит итог работы на уроке учащихся

VII. Домашнее задание

1. Написать краткий отзыв на стихотворение (по выбору)

2. Выучить наизусть на выбор 2 стихотворения

Приложение.

Опросный лист к изучаемой теме

Начало урока

Окончание урока

Я знаю, что…

Я узнал (а) , что…

Для меня стало открытием, что….

Меня поражает…………

Меня поразило

Я помню …………….

Я запомнил (а) …………….

А. Ахматова – это……….

А. Ахматова – это……….

Приложение.

Таблица №2

Произведение

Тема и идея

В ремешках пенал и книги были…

Сжала руки под темной вуалью…

А, ты думал – я тоже такая…

Я научилась просто, мудро жить…

Не с теми я, кто бросил землю…

Все расхищено, предано, продано…

Мужество

Родная земля

Приложение.

План анализа лирического произведения

1. Творческая история

2. Тема и идея

3. Композиция и внутренний сюжет (если есть)

4. Лирический герой и система образов

5. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики , лексики, морфологии и синтаксиса

7. Эмоциональная окраска

8. Особенности ритмики, размера, рифмы

9. Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

10.Его место в творчестве поэта и русской поэзии вообще.

1. Лирика любви.

2. Исповедь одиноко страдающего сердца.

3. Искания духа поэтессы.

4. Муза А. Ахматовой.

5. Тема России.

6. Патетика любовной лирики.

Лирика А. Ахматовой - это по преимуществу лирика любви. Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глава современникам чуть ли не с первых ее стихов в 1912 году, когда вышел сборник «Вечер». Эта «хрупкая» и «камерная», как ее называли, лирика женской любви начала вскоре, и ко всеобщему удивлению, не менее пленительно звучать для первых советских читателей - комиссаров гражданской войны и работниц в красных косынках. В самом деле, почему трудящимся женщинам новой Советской России поэзия Ахматовой оказалась не только интересна, но и близка?

Конечно, первый ответ на этот вопрос может быть заключен уже в самом характере ахматовской лирики: ведь это поэзия любви, темы неиссякаемой и вечно меняющейся, но всегда остающейся интересной и близкой людям любого человеческого общества.

Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. При переходе от одного сборника к другому читатель испытывает характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется этот роман. Социалистическая революция не отменила любви. Она внесла свои коррективы в самый масштаб этого вечного чувства, пронизала его своими высокими идеями и целями, в частности внесла в мир взаимоотношений мужчины и женщины высокую и благородную идею подлинного равенства как в сфере практической деятельности, так и в области чувства. Лирические признания Ахматовой превращались под ее пером в выразительные свидетельства эпохи.

Все писавшие об Ахматовой отмечали трагичность интонации, с которой повествуются сюжеты ее книг. Конечно, лирика - это прежде всего биография. Любовный роман, выразившийся в стихе, является в конечном счете отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах, бурях и пустынях своей любви - своей, и только. Эти лаконичные признания, полны внутренней, глубоко таящейся экспрессии, эти молчаливые стихи, похожие на безмолвную исповедь одиноко страдающего сердца, повествовали и о своей эпохе: они становились ее документами. Таково свойство всякого подлинного искусства, если оно глубоко и верно доносит до современников хотя бы одну из мелодий своего времени.

Она скорбела о себе и о судьбе всех, кого знала и любила и чьей гибели, предчувствуя ее, страшилась. Ощущение действительной непрочности своего класса, своей среды, очень тонко и верно почувствованное, переносилось силою обобщающей власти искусства в неправомерно широкий и неизмеримый масштаб: ей казалось, что погибал весь мир, ибо весь мир был сосредоточен для нее в рамках определенного индивидуального и социального опыта, шире и дальше которого она тогда не видела. Так возникали в ее стихах трагические мотивы мгновенности и бренности человеческой жизни, греховной в своей слепой самонадеятельности и безнадежно одинокой в великом холоде бесконечности. Ахматова искала спасение от охватывавшего ее ужаса в религии, в самоистязаниях совести, она искала спасения в красоте природы и в поэзии, в самозабвенности минутной житейской суеты и в длинных путешествиях к великим городам и нетленным сокровищам культуры. Эти настойчивые искания духа, эти непрестанные поиски смысла и высоты жизни, сопровождавшиеся постоянными волнениями совести и веры, эта строгость, немногословность и целомудренность словесного выражения - они разом вводили любовные миниатюры Ахматовой в русло высоких и благороднейших традиций русской классической литературы.

Чисто русская тема уязвленной совести часто вспыхивает и разгорается у Ахматовой от соприкосновения всегда напряженного поэтического чувства с пейзажем, наедине с Родиной. В ее книгах немало любовно выписанных русских пейзажей, неизменно согретых трогательной и верной привязанностью, глубоким и острым чувством. Свою озябшую, временами надломленную и хрупкую музу она нередко грела у традиционного русского костра.

Интересно и постоянное изменение образа музы - одного из самых постоянных персонажей ахматовской лирики:

А недописанную мною страницу -

Божественно спокойна и легка -

Допишет Музы смуглая рука.

Будучи по-пушкински смуглой, Муза нередко еще у Ахматовой и весела. В сборнике «Белая стая», эта обычно полная жизнетворящих сил, душевно радостная и открытая Муза ахматовских стихов разительно изменилась:

Веселой Музы нрав не узнаю:

Она глядит и слова не проронит...

Тяжелое кризисное состояние, итогом которого явилась «Белая стая», было тем более мучительным, что поиски нового смысла жизни, сложные перипетии личной жизни - все это потребовало от поэтессы служения высшим, а не мишурным и преходящим интересам.

В «Белой стае» много стихов, посвященных Музе, тайной и могучей власти искусства. Эта власть в представлении Ахматовой обычно исцеляющая, она способна вывести человека из круга обступивших его мелких интересов и страстей, подавленности и уныния на высокие солнечные склоны прекрасной и мудрой жизни. Надо лишь суметь отдать искусству, его божественному тайному зову, влекущему из низменностей и болотных испарений в разреженно кристальный воздух высоких помыслов и величавых дум.

Все более властно у поэтессы заявляла о себе в ее поэзии тема России. Эта тема становится постоянной спутницей многих и многих сюжетов, рассказываемых в стихах «Белой стаи», «Подорожника», затем «Anno Domini» и др. Интересно, что тема Родины, бывшая для нее органичной, эта мелодия родной земли, помогла ей в годы Первой мировой войны. Можно только с уважением оценить темную горечь печально-траурных и неизменно скорбящих стихов-плачей Ахматовой:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над ребятами стонут солдатки

Вдовий плач по деревне звенит.

Вместе с тем лирика Ахматовой отказывалась быть надгробным украшением. Как все живое, она продолжала жить, и ее цветущие побеги тянулись к солнцу, а не во тьму. Вообще, как это ни странно, в стихах «Подорожника» и «Anno Domini» много радостных, светлых, словно омытых чистой утренней росой, ликующих и счастливых строчек:

Я спросила у кукушки

Сколько лет я проживу..

Некоторые характерные особенности лирики поэтессы остаются прежними. Любовный эпизод, как и раньше, выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора, который начался не при нас и завершения которого мы не услышим. Эта особенность ахматовской любовной лирики, полной недоговоренности, намеков, придает ей истинную своеобразность - остаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев - по торопливой азбуке любви.

Ахматова не боится быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как уверена, что ее поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считает нужным что-либо объяснять и описывать. Сама Ахматова не однажды ассоциировала волнения своей любви с великой и нетленной «Песнью Песней» из Библии:

А в Библии красный кленовый лист

Заложен на Песне Песней.

Стихи Ахматовой о любви - все! - патетичны. В «Подорожнике», «Anno Domini» и в поздних циклах любовное чувство приобретает более широкий и более духовный характер. От этого оно не сделалось менее сильным. Наоборот, стихи этих лет, посвященные любви, идут по самым вершинам человеческого духа. Они не подчиняют себе всей жизни, всего существования, как это было прежде, но зато все существование, вся жизнь вносят в любовное переживание всю массу присущих им оттенков.

Библейская, торжественная приподнятость ахматовских любовных стихов этого периода объясняется подлинною высотою, торжественностью и патетичностью заключенного в них чувства.

Таков лирический мир Ахматовой: от исповеди женского сердца, оскорбленного, негодующего, но любящего, до потрясающего душу «Реквиема», который кричит «стомиллионный народ».

Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине. В стихах Ахматовой – это и материнские чувства, и любовь к России, выражающаяся в глубоких переживаниях.

Время, в которое жила Ахматова было непростым для России. И непростая судьба выпала на долю поэтессы. Все это нашло отражение в ее стихотворениях.

Произведения, посвященные любовной тематике, никогда не писала Анна с представлением безмятежного их протекания. Ее стихи – всегда всплеск чувства, будь то влюбленность, либо же расставание. Всегда предстают они в самом своем апогее, либо же это начало трагедии.

Ранние стихи Ахматовой воспринимаются как дневник, записи в котором представлены в стихотворной форме. Творческая муза и простая земная любовь ведут в них бесконечную борьбу.

Большой интерес проявляет поэтесса к духовному миру человека. Стихи ее откровенны и искренни. Поэтический язык строг, лаконичен и, одновременно, емок.

Рисуя картины простого человеческого счастья и горестей, Анна сочетала в своих строках классику и новаторство. А проявления любовных чувств настолько сильны, что заставляют застыть весь окружающий мир.

Непростое время для страны и народа всегда накладывает отпечаток на творчество писателей и поэтов. Так и Ахматова пишет об этом. В «Молитве» она обращается с просьбой о том, чтобы быстрее прошла эта туча над Россией. Целый цикл стихотворений посвящает Анна блокадному Ленинграду. Народная трагедия находит отражение в ее творчестве. Она – часть этого народа, часть страны и страдает так же.

Личные трагедии поэтессы тоже находят свое выражение в произведениях. Многих ее близких людей постигла печальная участь. В одном из стихов Ахматова пишет, что накликала милым погибель. Осознание вершащегося рока заставляет считать ее себя причиной злосчастной судьбы близких. В другом стихотворении она с горечью напишет строки о необходимости расставания с любимым человеком. Ведь иначе, как пишет Анна, не бывать ему живым. В этих строках показаны и горечь, и безысходность, и подчиненность року.

Сильнее всего – материнская любовь и, страшнее всего – материнское горе. Перед эти несчастьем даже горы гнутся, как пишет Ахматова в «Реквиеме». Единственный ее сын провел больше 10 лет в заключении. Ему и посвящено это лирическое произведение. А начало дала ему встреча с одной женщиной в тюремной очереди с поэтессой. Разговор, возникший между ними и сподвиг Анну на то, чтобы описать материнское горе.

В «Реквиеме» показывается вся боль и напряженная обстановка, в которой находится женщина в ожидании того, что же станет с ее ребенком. Переживание, отчаяние, неизвестность дальнейшего – все это заставляет материнское сердце страдать и болеть. А, описанная в посвящении встреча, подчеркивает то, что очень много таких несчастных матерей было в то время в стране, что горе это – всенародное.

В лирике Ахматовой и любовь, и страдания, как общенародные, так и личностные – все есть. Все это передано ей с большой глубиной и лаконичностью простым и, в то же время, всеобъемлющим языком.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Горького Мои университеты

    В данной повести рассказывается о юноше Алексее, который поехал учиться в Казань в университет. Приехав, он останавливается у знакомой семьи Евреиновых. Семья очень бедная и им едва хватает на еду, тогда Алеша решает устроиться на работу.

  • Анализ сцены Обед в честь Багратиона в романе Война и Мир сочинение

    Под Аустерлицем произошло поражение, которое вызвало у всех москвичей противоречивое мнение. Все остались под странным впечатлением от произошедшего. Все старались не говорить о происходящем под Москвой.

  • Образ и характеристика Геллы в Мастере и Маргарите Булгакова сочинение

    Гелла – вампирша, представляет собой младшую служанку Воланда, которая выполняет различные мелкие поручения. Она всегда ходит нагой и обладает красотой юной девушки, которую уродует только шрам на шее.

  • Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс

    С появлением на свет, люди начинают впитывать в себя знания различного характера. Они для каждого являются индивидуальными. Для кого-то они простейшие и легко запоминаются, а для других людей

  • Сочинение Мой любимый рассказ Чехова - Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

План-конспект урока литературы

Класс – 9 А

Тема: « А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике »

Задачи:

Дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики;

Развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста;

Воспитывать активность, самостоятельность в суждениях по лирике Серебряного века, умение аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: портрет поэта, сборники стихов, опросный лист, эпиграфы.

Организация начала урока:

Проверка готовности обучающихся к уроку

Проверка домашнего задания:

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов Серебряного века.

Ответы на вопросы:

Назовите временные рамки поэзии Серебряного века.

Почему данная поэзия получила такое название?

Назовите течение и направление поэзии Серебряного века.

Назовите уже известных вам представителей Серебряного века.

Сообщение темы и целей урока:

1. Чтение учителем стихотворения А.Ахматовой «молюсь оконному лучу…»

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце - пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

Это произведение было написано 3 ноября 1910 года в городе Киеве замечательным поэтом, чувственным лириком, ярким представителем Серебряного века – А.А.Ахматовой.

О душевном состоянии не сказано почти ничего, только «сердце - пополам», остальное понимает читатель сам (рукомойник преображается в «праздник золотой, утешенье», обыденная деталь становится значимой; звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как бы закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.

Сегодня мы будем знакомиться с поэзией А.Ахматовой. какие цели мы можем поставить на этом уроке?

Познакомиться ….

Развивать навыки ……

Формировать ….

Основная часть урока.

Эпиграфом к началу урока возьмем четверостишие из стихотворения «Многим»

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца…

Ребята, прошу вас заполнить опросный лист, колонка №1.(Приложение №1)

(лекция с элементами беседы с чтением и кратким анализом произведений автора, слушая материал беседы и чтение стихотворений постарайтесь заполнить таблицу №2)

11 (23) июня 1889 года родилась Анна Андреевна Горенко в дачном предместье Одессы в семье потомственного моряка, инженер-капитана второго ранга Андрея Антоновича Горенко (мать Инна Эразмовна Стогова)

25 апреля 1910 года в Никольской церкви села Никольская Слобода венчание с Николаем Степановичем Гумилевым.

Осень 1912 года - родился сын Лев

1912 год – выходит первый сборник стихов «Вечер»

1914 год – выходит сборник «Четки»

1917 год – «Белая стая»

Выходит сборник «Подорожник»

1922-1935 – творческий кризис – всего 20 стихотворений

1933 год – впервые арестован Лев Гумилев (1935, 1938, 1949)

1940 – 1965 годы – пишет «Поэму без героя»

1935 – 1940 года – поэма «Реквием»

14 августа 1946 года - исключение из Союза писателей СССР, исключение из Литфонда

1962 год – выдвинута на Нобелевскую премию

1964 год - присуждена международная премия «Этна-Теормина»

15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял постановление о присуждении А.Ахматовой степени почетного доктора наук

1965 год- выходит сборник «Бег времени»

5 марта 1966 года скончалась А.Ахматова в кардиологическом санатории. Похоронена на комаровском кладбище близ С.- Петербурга

Лирику А.А.Ахматовой многие литературоведы называют любовной, ибо главной темой - всегда была любовь, но любовь у А.Ахматовой имеет очень глубокий и проникновенный смысл, множество оттенков – это и любовь – страдание, любовь – разочарование, любовь – боль, любовь – отчаяние, это и гражданская позиция и многое другое.

Поэзия А.Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры.

(Произведения для зачитывания и краткого анализа: «Молюсь оконному лучу…», «В ремешках пенал и книги были», «Сжала руки под темной вуалью», «Сероглазый король», «Молитва», «не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», «Муза», «И упало каменное слово…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…», «А ты думал – я тоже такая…», «Мужество» и др)

V . Подведение итогов по основной части урока.

1. Заполните опросный лист колонку №2. Какие записи вы внесли в

опросный лист?

2. Вспомнив услышанное ранее, прочтите эпиграф окончания урока, попробуйте его обосновать:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

«Реквием»

Подведение итогов урока по реализации целей, поставленных в начале урока.

Реализовали ли мы поставленные цели?

Что нового вы узнали на данном уроке по сравнению с предыдущим?

Учитель подводит итог работы на уроке учащихся

Домашнее задание

Написать краткий отзыв на стихотворение А.А.Ахматовой (по выбору)

Выучить наизусть на выбор 2 стихотворения А.А.Ахматов

Приложение №1.

Опросный лист к изучаемой теме

Я знаю, что…

Я узнал (а) , что…

Для меня стало открытием, что….

Меня поражает…………

Меня поразило

Я помню …………….

Я запомнил (а) …………….

А.Ахматова – это……….

А.Ахматова – это……….

Приложение №2.

Таблица №2

Сжала руки под темной вуалью…

А, ты думал – я тоже такая…

Я научилась просто, мудро жить…

Молитва

Не с теми я, кто бросил землю…

Все расхищено, предано, продано…

Мужество

Памяти М.М.Зощенко

Родная земля

Приложение №3.

План анализа лирического произведения

Творческая история

Тема и идея

Композиция и внутренний сюжет (если есть)

Лирический герой и система образов

Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса

Жанр

Эмоциональная окраска

Особенности ритмики, размера, рифмы

Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

10.Его место в творчестве поэта и русской поэзии вообще.