Глава 5. Сам себе психолог

держкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижения ми, своей внешностью, возрастом, полом... Остано витесь! Кто сказал, что любить себя плохо?

Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, ни кто не требует от вас самодовольства, но вы долж ны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

ТЕСТ НА ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ

Тест состоит из 2 частей. В первой из них тести

руемый должен ответить на 14 вопросов, распреде

и никогда.

1. Я люблю такую работу, в которой приходится

постоянно пробовать новые варианты.

2. Люблю высовываться даже в тех случаях, ког

да это не оправданно.

3. Предпочитаю избегать таких ситуаций, в ко

торых я чувствую себя на высоте.

4. Люблю нарушать правила и поступать неожи

данным образом.

5. Я забочусь о впечатлении, которое произвожу

на других людей, и меня интересует, что они обо

мне думают.

6. Я всегда серьезно продумываю последствия

своих действий.

7. Испытывая что то новое, я всегда нервничаю.

8. Люблю попадать в новые ситуации, в которых

можно испытать новые возможности.

9. Я стараюсь избегать ситуаций и занятий,

которые меня несколько тревожат.

10. Берясь за какое то новое для меня дело,

я всегда тревожусь за успех.

11. Я не стесняюсь разговаривать с незнакомцами.

12. Я не хочу, чтобы окружающие воспринимали

меня как человека со странностями или чудакова того.

13. Обычно я волнуюсь, как бы не сказать или не сделать что то не то.

14. Я не люблю выступать перед большой ауди торией.

Вторая группа состоит из 18 вопросов, и тут на

каждый вопрос надо отвечать только «согласен»

или «не согласен».

1. Не люблю непредсказуемых событий.

2. Отправляясь на вокзал, я предпочитаю выехать за 10-15 мин раньше самого разумного и безопас

ного срока.

3. Не люблю браться за работу, в которой может

оказаться много непредвиденных трудностей.

4. Чего я больше всего боюсь, так это неудач.

5. Люблю действовать по наитию, наудачу.

6. Я часто люблю высказывать нетрадиционные

взгляды и поступать не общепринятым образом.

7. Жизнь - это борьба, и если вы хотите в ней выжить, никогда не теряйте бдительности.

8. Препятствия я воспринимаю скорее как воз

можность испытать и проявить себя, чем как досад

ную помеху.

9. В наше сложное время осторожность необхо дима как никогда.

10. Жизнь - это путешествие, а какое путеше

ствие без приключений!

11. Я хочу, чтобы моя жизнь текла гладко и без

непредсказуемых последствий.

12. Мне нравится работа, связанная с разнооб

разными задачами, в которых можно столкнуться

с неожиданными сложными проблемами, новыми

поворотами, даже с некоторой опасностью.

13. Если в ходе работы я могу показаться кому то недостаточно компетентным, меня это не волнует.

14. Иногда я высказываю такое мнение, которое

нравится не всем окружающим.

15. Я хотел бы попробовать прыгнуть с парашю

16. Если мне предложат замечательную новую работу, для которой у меня, однако, недостает знаний или опыта, я всегда попробую за нее

17. Оглядываясь назад, я вижу, что моя жизнь

была полна приключений и риска.

18. Если бы мне представился выбор, провести ли жизнь в мире, тишине, довольстве либо испы

тать многое в бурной жизни, я бы выбрал второе.

Часть 4. Профессиональное консультирование

Подсчет результатов

Первая часть

Вторая часть

согласен

согласен

согласен

согласен

Интерпретация

109-137 очков. Вы любите риск и предпочитае

те такую работу, такие ситуации, которые большин

ство людей избегает. Вы любите перемены в жизни, виды спорта, связанные с опасностью, склонны к рискованным предприятиям. Жизнь над пропастью

дает вам особое удовольствие и служит для разрядки

напряжения. Вы сначала действуете, а потом дума ете, и об этом приходится жалеть. Вы скучаете,

когда в жизни нет риска, опасности, перемен. Своим коллегам вы часто кажетесь агрессивным,

они вас побаиваются.

63-108 очков. В жизни и работе вы любите

все необычное. Предпочитаете энергичные виды

спорта. Риск стимулирует вас, придает вам силы.

Многие ваши успехи и достижения основаны на рискованных решениях. Но в то же время в некото

рых ситуациях вы предпочитаете спокойствие

и надежность. В неопределенной ситуации вы

предпочитаете сначала ее исследовать, прежде чем

принимать решение. Вы умеете хладнокровно выпутаться из опасной ситуации. Решения вы при

нимаете самостоятельно и согласны нести за них

ответственность. Вы редко прислушиваетесь к чу

жим советам.

22-62. Вы скромный, сдержанный и осторож ный человек, предпочитающий сравнительно тихую

и спокойную жизнь. Вы любите жизнь, протекаю щую по расписанию, без неожиданностей. Вы ос торожны, избегаете риска, новых ситуаций. Часто

вы боитесь неудачи, потери лица. При появлении новой проблемы вы прежде всего думаете о ката строфических последствиях, которые наступят, если вы с ней не справитесь. Вы думаете: «Это мне не по зубам». Поэтому вы часто уклоняетесь от при нятия решений в острых ситуациях. Вы теряете многое, что могло бы обогатить вашу жизнь и спо собствовать карьере. Много сил вы тратите на сом нения в своих силах. Часто вы преувеличиваете сложность и опасность ситуации. Вам надо научить ся быть более уверенным, более беззаботным, бо лее храбрым.

ХУДОЖНИК ИЛИ МЫСЛИТЕЛЬ?

Свою принадлежность к художественному или мыслительному типу можно выявить и по некото рым биологическим признакам. Проведем неслож ный экспресс анализ.

1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? За пишите результат.

2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие

и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрыва ете правый глаз или левый?

3. Станьте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

4. Попробуйте изобразить бурные аплодисмен ты. Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

Глава 5. Сам себе психолог

ПППП - обладатель такой характеристики кон сервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ - темперамент слабый, преобладает

нерешительность.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основные

черты - мягкость, осторожность. Избегает конф

ликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпо читает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди

женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способ

ность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,

склонность к новым впечатлениям. В общении

смел, умеет избегать конфликтов и переключаться

на новый тип поведения. Среди женщин встречает

ся примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характе

рен для мужчин. Отличается независимостью, не

постоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных

типов. Он эмоционален, легко контактирует прак тически со всеми. Однако недостаточно настойчив,

подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще

менее настойчив, мягок и наивен. Требует особого

бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера. На

стойчив, энергичен, трудно поддается убеждению.

Несколько консервативен из за того, что нередко

пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый.

Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мяг костью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП - простодушие, мягкость, доверчивость -

вот его основные черты. Очень редкий тип, у муж

чин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с реши тельностью приводит к непродуманным поступкам.

Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональ ность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Если результаты тестирования разных людей совпадают, это говорит о психологической совме стимости личностей, в то время как полные антипо ды совместимы очень редко.

Как вы заметили, сочетание ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в ка кой то мере отражают существующее многообра зие психологических структур.

ТЕСТ НА АССЕРТИВНОСТЬ

Большинство людей мечтает о том, чтобы их от ношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конф ликтов.

Нередко другие люди пытаются привлечь нас к делам или к исполнению решений, которые нам не по душе и участвовать в которых мы не соглас ны. Часто мы попадаем в ситуации, когда сами желаем достичь чего либо, что считается за благо.

Если события принимают нежелательный обо рот, то ввиду ли характера или под влиянием настро ения мы либо замыкаемся в себе, либо с излишней строптивостью бросаемся в бой. Соответственно, или отступаем, сдавая одну позицию за другой, или скорее наживаем себе врагов, нежели добиваемся удовлетворения своих потребностей или желаний.

Договариваться и приходить к согласию с окру жающими, причем не только с пользой для самих себя, но, как правило, с выгодой для наших против ников - такой способ поведения, называемый

ассертивным , предполагает, что человек знает ,

чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере

в данной конкретной ситуации) и может это четко сформулировать - без страха, неуверенности, на пряжения, иронии, сарказма и любых других форм нападения на противоположную сторону.

Инструкция . Обведите кружочком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях.

1. Меня раздражают ошибки других людей: да, нет.

2. Я могу напомнить другу о долге: да, нет.

3. Время от времени я говорю неправду: да, нет.

4. Я в состоянии позаботится о себе сам: да, нет.

5. Мне случалось ездить зайцем: да, нет.

6. Соперничество лучше сотрудничества: да,

7. Я часто мучаю себя по пустякам: да, нет.

8. Я человек самостоятельный и достаточно ре шительный: да, нет.

9. Я люблю всех, кого знаю: да, нет.

10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы спра виться с текущими проблемами: да, нет.

11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен

быть начеку, чтобы суметь защитить свои интере

сы: да, нет.

12. Я никогда не смеюсь над неприличными шут ками: да, нет.

14. Я никогда не позволяю вить из себя веревки.

Я заявляю протест: да, нет.

15. Я поддерживаю всякое доброе начинание: да,

16. Я никогда не лгу: да, нет.

17. Я практичный человек: да, нет.

18. Меня угнетает лишь факт того, что я могу по терпеть неудачу: да, нет.

19. Я согласен с изречением: «Руку помощи ищи прежде всего у собственного плеча»: да, нет.

20. Друзья имеют на меня большое влияние: да, нет.

21. Я всегда прав, даже если другие считают ина

че: да, нет.

22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие: да, нет.

23. Прежде чем что либо предпринять, хоро шенько подумаю, как это воспримут другие: да, нет.

24. Я никогда никому не завидую: да, нет.

Теперь подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях:

счет А = 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23; счет Б = 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22; счет В = 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.

Самый высокий показатель достигнут в счете А: вы имеете представление об ассертивности, но не слишком то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.

Самый высокий показатель достигнут в счете Б: вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сей час способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки действовать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Ка кой ученик не набивал себе шишек? Наименьший показатель достигнут в счете А: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать.

Наименьший показатель достигнут в счете Б: Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: «Тренировка - это все, даже цветная капу ста - всего навсего хорошо вымуштрованная бе локочанная».

Наименьший показатель достигнут в счете В: Вот это уже проблема. Вы переоцениваете себя и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о само обмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете. Неплохо было бы поразмыслить над собой.

Перед вами утверждения, которые описывают наиболее типичные ситуации, в которых часто может оказаться любой из нас. Как вы поступаете в подобных случаях? Если утверждаемое полностью описывает ваши действия, словно это сказано про вас, берите в кружок единицу, если подобным образом вы ведете себя не всегда, но часто, либо довольно близки к данному подходу, выделяйте двойку. Если утверждение не соответствует вашему поведению, т.е. это для вас абсолютно нехарактерно, отмечайте цифру четыре. Тройку выбирайте в том случае, если утверждаемое вас не касается и чаще всего вы поступаете по-другому.

1. Когда коллега или знакомый просит у меня денег в долг, я не могу сказать "нет", даже если мое собственное финансовое положение оставляет желать лучшего. 1 2 3 4

2. Я не умею знакомиться с людьми, к которым чувствую симпатию. Обычно жду, когда они сделают первый шаг. 1 2 3 4

3. Когда меня зовут куда-то и я вижу, что мое согласие имеет значение, я не могу отказать, даже если испытываю огромное желание это сделать. 1 2 3 4

4. Когда кто-нибудь встает без очереди впереди меня, я не могу осадить этого человека, даже если испытываю огромное желание это сделать. 1 2 3 4

5. Во время разного рода дебатов или обсуждений я не умею прерывать собеседников, даже если становится ясно, что они занимаются переливанием из пустого в порожнее. 1 2 3 4

6. Мне бывает мучительно трудно ответить отказом на чьи-то требования или просьбы. 1 2 3 4

7. Я не умею в разговоре поставить точку, даже если человек, с которым я разговариваю, и тема беседы мне абсолютно неинтересны или, к примеру, я куда-нибудь тороплюсь. 1 2 3 4

8. Разговаривая с кем-либо, я не способен возразить, даже если думаю, что моя точка зрения более правильная. Мне проще промолчать. 1 2 3 4

9. Для меня мучительно обращаться к другим с расспросами, когда я чего-то не понимаю (на работе, в институте, школе, дома). 1 2 3 4

10. На заседаниях и различных собраниях я предпочитаю отмалчиваться, чтобы не оказаться в глупом положении. 1 2 3 4

11. Когда кто-либо отменяет заранее назначенную встречу, я не могу предложить перенести ее на удобное для меня время. Жду обычно, когда кто-то это сделает первым. 1 2 3 4



12. Если бы я начал приказывать, то скорее всего вышло бы как в поговорке "Прикажи и сделай сам". 1 2 3 4

13. Когда кто-либо из ближних поступает со мной несправедливо, я не протестую. Пытаюсь вести себя так, чтобы эти люди не почувствовали, что я расстроен. 1 2 3 4

14. Пригласить на свидание интересующего меня человека противоположного пола выше моих сил. 1 2 3 4

15. Когда меня хвалят, говорят комплименты, я теряюсь, не знаю, как наэто реагировать, чувствую себя беспомощным. 1 2 3 4

16. Если я принесу из магазина испорченные продукты, то скорее выброшу их, чем пойду предъявлять претензии. 1 2 3 4

17. Меня дрожь пронимает, стоит только представить, что я могу оказаться без работы и придется ходить в ее поисках. 1 2 3 4

18. Во время разговора о чем-нибудь важном или с кем-либо, от кого я завишу, я начинаю выражаться туманно, а то и становлюсь косноязычным. 1 2 3 4

19. Мне становится очень неприятно, когда возникает необходимость попросить о чем-либо незнакомого человека, например продать талон на транспорт или передать деньги на талоны. 1 2 3 4

20. Для меня неприятно заводить разговор с вышестоящими лицами, даже если необходимо что-то им сообщить. 1 2 3 4

Как видим, каждый из нас в той или иной степени оказывался в подобных ситуациях и все же хоть изредка пытался выйти с достоинством из них, не позволяя другим манипулировать собой. В психологии менеджмента лица, имеющие менее 30 баллов, считаются бесперспективными в плане дальнейшего продвижения и карьеры. Их пассивность, податливость внешнему нажиму, чрезмерная деликатность и щепетильность обрекают на положение "ведомого" и "жертвы". Как правило, эти люди имеют низкую самооценку и низкий уровень притязаний, а в системе межличностных отношений их психологический статус редко бывает на уровне лидера. По шкале "воля" у них результаты ниже среднего. Однако практика свидетельствует о том, что каждому доступно повысить уровень своей ассертивности (в США психотренинги по ассертивности с легкой руки классика теории межличностной коммуникации А. Солтера вот уже свыше 30 лет охотно посещаются сотрудниками разного ранга и уровня). Среди слушателей особенно высок процент студенческой молодежи, мечтающей о будущей карьере и стремящейся избавиться от своих "комплексов". Пройдя через этот тест, многие увидят, что они не идеальны.

Развить у себя ассертивность можно и без посещения специальных занятий, смысл которых отнюдь не в том, чтобы научиться "работать локтями", а в том, чтобы психологически настроить себя на необходимость и способность прямо говорить о своих желаниях и требованиях, высказывать собственную точку зрения и не бояться возражать, уметь просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Обретение ассертивности помогает нам менять свое привычное поведение, лучше формулировать свои желания и требования, понимать, что компромисс - нередко лучшая из побед.

Итак, предложенный выше тест помогает нам более четко уяснить себе, твердо ли мы стоим на собственных ногах или являемся заурядными агрессорами, идущими напролом и мало считающимися с окружающими. Результат более 70 баллов - не повод для ликования. Хотя вы принадлежите к тем, кто не дает вить из себя веревки, с подчиненными и окружающими вы часто агрессивны и бесцеремонны. Не всегда преуспевает тот, кто умеет хорошо работать локтями. Успех может быть сведен на нет, если окружающие для вас - лишь объект для манипуляций и воздействий и вы не привыкли учитывать интересы своих людей и считаться с ними. Если вспомнить "решетку менеджмента" Р. Блейка и Д. Мутон, то результат свыше 70 баллов более всех соответствует позиции 9.1. Если вы насчитали 50-70 баллов, то нечего за себя опасаться, в жизни вы не пропадете. У вас нормальный уровень ассертивности. С таким уровнем вы вполне можете преуспеть в управленческой деятельности.

30-50 баллов говорят о том, что, когда речь заходит о чем-то важном, вам не хватает уверенности в себе и решительности (что поддается коррекции, ибо народная мудрость гласит: "Век живи и век учись"). Степень своей ассертивности можно более наглядно представить, глядя на шкалу (рис. 4).

Рис. 4. Шкала ассертивности

Предыдущий тест помог нам разобраться, где наше место на шкале ассертивности. Более глубокий анализ нашей способности к ассертивности можно сделать, проанализировав результаты специального теста Левинсона, который используется в США на всех психотренингах по обретению ассертивности.

Во время встречи, перед тренингом я предлагаю выбрать те ответы, которые наиболее похожи на Вашу реакцию на манипулятора. В блоке №1 ассертивный ответ я пометила красным. Попробуйте самостоятельно найти ассертивные ответы в других блоках. Выберите ответ, который Вам кажется наиболее удачным для психологической самообороны.

№1. Манипулятор: «Ну почему Вы такой агрессивный?»
(Адресат действительно ведет себя напористо)

  1. Если я не буду агрессивным, дело не сделается.
  2. Я не агрессивный, я активный.
  3. А Вы почему такой пугливый?
  4. Моя агрессия меня поддерживает.
  5. Вас не спросил.
  6. Не нуждаюсь в Ваших комментариях.

№2. Манипулятор: «Я и не знал, что директор по маркетингу у нас такой легкомысленный!»

  1. Это с Вашей стороны легкомысленно делать такие замечания.
  2. Легкомыслие не порок.
  3. Да, думаю я без натуги.
  4. Я не легкомысленный, уверяю Вас.

№3. Манипулятор: «Вы всегда такой придирчивый?»
(Адресат действительно любит точность в мелочах)

  1. Всегда, всегда. Так что на легкую жизнь и не надейтесь.
  2. Да. Я строг к цифрам.
  3. Не ко всем.
  4. Это только Вам так кажется.

№4. Манипулятор: «Вы, наверное, специально не учились маркетингу?»
(Адресат специально не учился маркетингу)

  1. Вы считаете, что я недостаточно профессионален?
  2. Да, вы правы. Специально не учился.
  3. А Вы учились?
  4. Я разбираюсь в этих вопросах лучше, чем так называемые профессионалы!

№5. Манипулятор: «Вы как-то уж очень долго думаете»

  1. Да-да… Это вы правильно заметили, я все еще думаю.
  2. Вы тоже в прошлый раз долго думали.
  3. А вы уж как-то слишком быстро решаете, ничего не взвесив.
  4. Я думаю не долго, а основательно.
  5. Сколько надо, столько и думаю!

№6. Манипулятор: «Пока Вы думаете, мы потеряем нужный момент»

  1. Вы давите на меня.
  2. Нужный момент наступит, когда я приму решение.
  3. Мы не можем действовать, не подумав.
  4. Выпутывайтесь сами, если такой умный!
  5. Да, Вы правы, решение нельзя откладывать.

№7. Манипулятор: «Ну зачем так официально! Расслабьтесь»

  1. Это Вы начали официально, а я продолжаю в том же духе.
  2. Почему официально? Просто торжественно.
  3. Конечно, официально. Все идет по правилам.
  4. Официальный стиль? Мне он помогает избежать неточностей!

Можете ли вы припомнить коллегу, который утверждает свой авторитет тем, что кричит и всячески давит на людей? А есть ли в вашей команде полная его противоположность — человек, который всегда выполняет то, что хотят другие, часто извиняется и очень редко высказывает свое мнение? Если представить эти две крайности, то «ассертивность» и «ассертивное поведение» окажутся примерно посередине между ними.

Невозможно не заметить шумного, агрессивного, стремящегося к доминированию человека, но нельзя оставить без внимания и постоянно извиняющегося тихоню. А вот уверенный в себе человек, который спокойно добивается своего, часто менее заметен. Он делает свое дело так, чтобы получить результат, но не привлекает к себе внимание, не конфликтует с остальными и не суетится. Как у него это получается? Сильная сторона ассертивности заключается в ее основной идее: все мы имеем равные права и должны с уважением относиться к себе и другим людям. Именно такое отношение, перенесенное на ежедневное взаимодействие с коллегами, клиентами и обществом, дает столь хороший эффект.

Понятия «ассертивность» и «агрессивность» по-прежнему часто путают. Однако это разные вещи. Ассертивностью называют умение высказывать свое мнение и выражать свои потребности спокойно и эффективно, демонстрируя при этом уважение к себе и своим собеседникам (именно здесь и кроется отличие). Таким образом, главным и неотъемлемым элементом ассертивного поведения является взаимное уважение.

Ассертивность характеризуется не каким-то особым поведением, умными фразами или специальными тактическими приемами. Ассертивность — это ваше отношение; то, как вы воспринимаете окружающий мир и других людей. Если отношение правильное, то остальное приложится само собой.

Уверенность в себе: тест

Как часто вы чувствуете, что уверенно, четко и внятно общаетесь с людьми? Вот небольшой тест, который поможет вам оценить свой уровень ассертивности на работе.

1 — полностью согласен
3 — скорее согласен
5 — ни то, ни другое
7 — скорее не согласен
10 — полностью не согласен

Ответы должны отражать, как вы обычно себя ведете большую часть времени в типичных рабочих ситуациях. Не задумывайтесь над ответами слишком долго. Ваша первая реакция, скорее всего, самая верная.

  • Мне порой трудно выступать на деловых встречах и высказывать свое мнение.
  • На работе мне сложно отказывать в просьбах.
  • В работе мне помогают жесткость и бескомпромиссность.
  • Зачастую я позволяю другим добиваться своего, даже когда это не в моих интересах.
  • Я чувствую себя неловко, высказывая свое мнение на встречах с коллегами.
  • Я извиняюсь чаще, чем мне того хотелось бы.
  • Хороший способ получить то, что я хочу, — заставить других чувствовать себя виноватыми.
  • Коллеги воспринимают мои действия как должное чаще, чем мне того хотелось бы.
  • Мне легче намекнуть, чем прямо попросить то, что я хочу.
  • Я скорее отступлюсь, чем буду спорить с коллегой.

Запишите столбиком свои оценки. Суммируйте баллы и запишите результат. Теперь определите свой уровень ассертивности по следующей шкале:

86-100 — ассертивен практически всегда,
61-85 — ассертивен большую часть времени,
26-60 — ассертивен иногда,
10-25 — практически не ассертивен.

Вектор всех утверждений был одинаковым, так что фразы, получившие наименьшее число баллов, показывают те области, в которых вы действуете наименее уверенно. Если какое-то утверждение получило 10 баллов, то, вероятно, в этих ситуациях вы действуете наиболее уверенно и спокойно.

Как стать более ассертивным: 6 способов

Для начала поставьте себе цель проявлять большую ассертивность в ситуациях, с которыми вы справляетесь легко. К более сложным ситуациям, например к взаимодействию с трудным в общении коллегой или вашим непосредственным руководителем, переходите, когда почувствуете себя готовым.

Итак, шесть основных способов стать более ассертивным на работе:

  1. Помните о своих правах как члена команды и просто как человека.
  2. Осознавайте свои потребности.
  3. Искренне уважайте себя.
  4. Искренне уважайте других.
  5. Будьте открыты и честны с другими.
  6. Умейте идти на компромисс.
  • критика со стороны руководителя, коллеги, команды, вашего наставника или учителя;
  • общение с чрезмерно критичным партнером, строгими родителями или братьями и сестрами;
  • ваш невысокий прежде культурный уровень или социальное положение;
  • неприятные последствия высказанного вами мнения.


Четыре типа поведения людей с низким уровнем ассертивности

Недостаток ассертивности порой серьезно влияет на взаимодействие с людьми, с которыми вы общаетесь ежедневно, и одновременно на вашу уверенность в себе, самооценку и восприятие себя как личности.

Перечислим четыре типа поведения, характерного для людей с низким уровнем ассертивности.

  1. Агрессивный. Человек раздражен, груб, ведет себя шумно, оскорбляет других, угрожает, высокомерен, вызывающе агрессивен, старается доказать, что он лучше других, высмеивает окружающих, безапелляционен, не прислушивается к мнению коллег, настаивает на собственной правоте.
  2. Самоуверенный или высокомерный (умеренная агрессия). Для этого человека не существует проблем. Он шумный, всегда и все знает лучше других, полон идей, все время перебивает коллег, умеет поставить соперника в неловкое положение, знает всех.
  3. Манипулятор (непрямая агрессия). Такой человек добивается своего, заставляя коллег чувствовать себя виноватыми или прибегая к детскому поведению. Плетет интриги, часто пребывает в плохом настроении, прибегает к сарказму и грубости.
  4. Пассивный. Этот человек предпочитает общаться намеками, придумывает оправдания, не может сказать «нет». К нему часто относятся как к мальчику на побегушках и «тряпке». Ему сложно принимать решения. Он поддается чужому влиянию и не может сказать, чего хочет сам. Все время извиняется и ставит своих коллег и клиентов выше себя.

В следующий раз мы расскажем о том, как научиться говорить «нет».

Обсуждение

Хорошо бы на практике все это помнить. Вот я, например, общаюсь с детьми, рассказываю им, что хорошо, а что плохо, а потом они БАЦ и как будто все забыли. Начинаешь поневоле нервничать и проявляется агрессия. А если еще работы по-горло и ничего не успеваешь? Вобщем мой пример такой - уходим в другой угол, как боксер, и переводим дыхание. Это не только с детьми работает (и нервы целы и агрессия спадает)

Комментировать статью "Уверенность в себе: как повысить самооценку? Тест и 6 советов"

Как повысить уверенность в себе? Имеется 10 летняя девочка. Что еще можно сделать чтобы повысить ее самооценку и хоть немного ослабить ее Как повысить самооценку ребенка 9-10 лет. Как побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Тест на самооценку.

Уверенность в себе и самодостаточность все-таки более-менее воспитать можно в той или иной мере, но я не психолог и не знаю, как это делать с такими Как повысить самооценку ребенка 9-10 лет. Как побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Тест на самооценку.

Уверенность в себе: 10 упражнений против застенчивости. Посоветуйте тренинг для подростка для развития уверенности в себе. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия...

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, как помочь ей избавиться от ненужных страхов и Развить уверенность в себе. Существует два основных способа стать уверенней: 1) Тест на самооценку и 5 упражнений. Получилось у тебя что-то - картинку нарисовать, пример...

Уверенность в себе: чем поможет спорт. Тест на самооценку и 5 упражнений. Так как мне знаком образ мыслей неуверенного человека (сама была такой и много общалась с клиентами по этому вопросу), то начать статью я хочу с заявления: поднять уверенность в себе возможно!

Как повысить уверенность в себе?. -- посиделки. Ребенок от 10 до 13. Как повысить уверенность в себе? Имеется 10 летняя девочка. Как и многие в этом возрасте, для нее важно что говорят и думают о ней ее друзья.

Как поднять самооценку. Здравствуйте все! Прошу советов тех, кто в теме, бывалых и очень бывалых Как повысить уверенность в себе?. -- посиделки. Как повысить самооценку? Тест, медитация и упражнение для повышения самооценки у женщин, мужчин и детей.

Подскажите, как можно повысить самооценку у девочки 6 лет? Девочка эмоциональная, чувствительная.. В ситуациях когда можно было что то Как повысить самооценку ребенка 9-10 лет. Как побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Тест на самооценку.

Ну тоже, типа, что б он приобрeл уверенность в себе и т.д. А потом, типа, и так должно пойти. а он не горький? реально можно подсыпать легко? 01.11.2006 17:46:17, мариннна. гы,одна таблетка в тарелке салата?как вы себе представляете такую горечь?

Как поднять уверенность в себе и повысить самооценку? Как поверить в свои силы и перестать Как поднять самооценку. Здравствуйте все! Прошу советов тех, кто в теме Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные...

Уверенность в себе. Уверенность в себе.. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с мой тоже нерешительный, только ему все эти душеспасительные беседы, типа "ты сильный, ты можешь"...

Уверенность в себе: как повысить самооценку? Тест и 6 советов. ваш невысокий прежде культурный уровень или социальное положение неприятные последствия высказанного вами мнения. Как поднять уверенность в себе и повысить самооценку?

трусливый и неуверенный в себе. Нужна консультация психолога. Детская психология. Уверенность в себе.. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с мой тоже нерешительный, только...

Уверенность. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Охота пуще неволи. У меня не двоечница, но Как побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Тест на самооценку.

Как повысить уверенность в себе?. -- посиделки. Тест на самооценку для детей. Как повысить уверенность в себе. Советы психолога. Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10 -ю ступеньку.

самооценка. Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой Как повысить уверенность в себе?. -- посиделки. Ребенок от 10 до 13. Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога.

Уверенность в себе: как повысить самооценку? Тест и 6 советов. Уверенность в себе: тест. Как часто вы чувствуете, что уверенно Ответы должны отражать, как вы обычно себя ведете большую часть времени в типичных рабочих ситуациях.

Уверенность в себе: самоанализ поможет. Как побороть застенчивость. Преодолеть страх общения. Как не бояться людей и быть уверенным Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. Как повысить самооценку и...

Уверенность в себе: как повысить самооценку? Тест и 6 советов. Неверие в себя, низкая самооценка, желание избежать лишних разочарований необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.