Урок математики. 1 класс. УМК "Перспектива"

Тема. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Цели:
- познакомить с названиями компонентов и результата действия вычитания; формировать умение читать числовые выражения, используя эти термины; рассмотреть связь компонентов действия вычитания с целым и частью;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- продолжить формирование умения решать простые задачи;
- развивать логическое мышление;
- продолжить формировать и развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
- продолжить работу по формированию и развитию организационных учебных умений, в том числе умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Оборудование: учебники, тетради, презентация, опорные таблички.

Ход урока.

I . Организация класса.

II . Работа над каллиграфией.

1 .3 4 5..8.10

Вставьте пропущенные числа, записав ряд в тетрадь.

III . Актуализация знаний.

1) Устный счет в пределах 10 .

Сосчитайте от 4 до 10; от10 до 3.

Как получить предыдущее число? Последующее?

Назовите последующее число 3, 7, 9.

Назовите предыдущее число 8, 5, 2.

Назовите " соседей" числа 8, 4.

Какое число стоит справа от 9? Слева от 7?

2) Решение задач в стихах.


Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких.
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (3 + 3 = 6)


Шесть ежей – с лукошками,
Два ежа – с гармошками.
Сколько же, дружок,
Ежей явилось на лужок? (6 + 2 = 8)


На тарелочке семь слив.
Вид их очень уж красив!
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (7 – 4 = 3)


IV . «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1) –Какое из полученных числовых выражений «лишнее»? Далее выясняется:
- Как называются оставшиеся выражения? (это суммы), как называются компоненты действия сложения, читаются оставшиеся выражения с использованием названий компонентов действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма)
2) - Перед вами «лишнее» числовое выражение (7 – 4 = 3)
- Можете ли вы прочитать его, пользуясь названиями компонентов действия вычитания (Нет.)
- Почему? (Не знаем названия компонентов при вычитании)
- Какой вопрос у вас возникает? Что надо узнать? (Как называются числа при вычитании.)
- Как бы вы назвали одним словом выражение 7 - 4? (Молчат.)
- В математике есть одно общее название для таких выражений (с действием вычитания). Кто-нибудь его знает? А какое название придумали бы вы? (Предположения детей)

3) - Как бы вы назвали число 7 (4,3)? Почему?

7 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 4 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 3 – это разность – значение выражения. Выражение с действием вычитания тоже называется разностью. (Появляется название выражения – разность)
- Прочитаем это выражение, используя новые термины.

Вывешивается опорная табличка.

V . Физкультминутка.

VI . Первичное закрепление.

1)Ра бота по учебнику с. 33-32.

Закрепление названий компонентов.(Табличка-правило в учебнике)

Используя названия компонентов, заполним табличку № 4.

2) - Закрепим полученные знания через решение задач №1,стр.32.

Прочитайте задачу (1),(2).

Что общего вы находите в этих задачах? (Решаются действием вычитания).

Устный разбор 1 задачи.

Устный разбор 2 задачи.

Запишем решение 2 задачи на доске и в тетрадях.

3) - Продолжаем работать над темой урока.

У меня есть 3 числа: 8,3,5. Подумайте, какие 2 примера на вычитание вы можете составить с данными числами? (8-3=5, 8-5=3)

Запишите эти примеры. Прочитайте их "по разному".

4) Устная работа. (С веерами)

Какое действие нужно выполнить, чтобы найти разность чисел?

Найдите разность чисел: 7 и 3, 9 и 4, 6 и 0, 2 и 2.

Уменьшите: 7на 2, 9 на 1, 4 на 3, 6 на 2, 5 на 4, 10 на 3.

VII . Рефлексия деятельности на уроке.
- Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Поднимите руку те, кто думает, что он хорошо поработал на уроке?

Поднимите руку те, кто думает, что ему нужно больше стараться?

Все дети молодцы, потому что честно оценили свою работу.

Знания, умения и навыки, которые приобретут, закрепят ученики в ходе урока (ожидаемый результат):
- ученики приобретут знания о названиях компонентов и результата действия вычитания;
- научатся читать числовые выражения, используя эти термины;
- приобретут знания о связи компонентов действия вычитания;

- закрепят навыки счета и вычислений в пределах 10;
- закрепят навыки в решении простых задач;
- закрепят навыки в установлении закономерностей;
- приобретут навык делать выводы в результате совместной работы класса;
- закрепят навыки оформлять свою мысль в устной речи, навыки математически грамотной речи;
- приобретут навык определять цель деятельности на уроке;
- приобретут навык контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

Математика

Класс: 1

Тема. " Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность ".

Цели урока: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; развивать математическую речь, логическое мышление; воспитывать способность к самооценке, любовь к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рисунок Зимы, карточки, изображения птиц.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Считайте, ребята, скорее считайте.

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Скорее работу свою начинайте!

II. Актуализация опорных знаний.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

(Зима и зимние месяцы)

Вспомните, как называются зимние месяцы? Запишите дату.

1. Устный счёт.

Зима принесла нам интересные задания. Посчитайте.

Воробьи беззаботно на веточку сели,

Потом три из них улетели,

Семь воробьёв ветку качали,

А сколько их было в начале? (10)

5 синиц на ветку сели,

к ним 2 галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке?(7)

Переплыв через ручей,

кот увидел 5 грачей.

Лес они перелетели,

На берёзу важно сели.

Кот решил их напугать

И с берёзы всех согнать.

Он на дерево залез,

Замяукал и исчез.

Три грача не утерпели,

Поднялись и улетели.

Сколько грачей на берёзе теперь?(2)

К серой цапле на урок

прилетели семь сорок,

а из них лишь три сороки

приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?(4)

Подогрела сойка чайник,

пригласила 9 соек.

«Приходите все на чай!»

Сколько соек, отвечай!

Как живётся птицам зимой? Помогите птицам!

2. Минутка чистописания.

Пропишите цифру, которая обозначает самое большое однозначное число (9)

Письмо числа 9 в тетради по образцу.

3. Математический диктант.

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые… (снежинки)

Зима запорошила всё вокруг и снежинки прилетели к нам в класс. На них записаны примеры. Прочтите их по-разному и решите.

9-1= 6+3= 7-4= 10-5= 8-2=

8+2= 5-4= 9+1= 6-2=

Разноуровневые карточки для индивидуальной работы.

Лёгкий уровень

Реши примеры

6+2= 4-1= 9-1=

0+4= 5-0= 7-7=

Средний уровень

Сравни

3+1*5 7-3* 4 9-4* 6

6+3*8 5-4* 2 8-3*4

Трудный уровень

7-*=3 *+5=9 *-3=5

4+*=8 *-4=6 2+*=7

III. Постановка темы и цели урока.

Составьте пример на сложение с числом 9. Прочитайте пример используя разные способы. Составьте пример на вычитание. Прочитайте пример используя разные способы.

Сегодня мы узнаем названия чисел при вычитании.

IV. Работа над новым материалом.

1. Открытие новых знаний.

Учитель вывешивает картинку.

Сколько зайчиков на картинке? Сколько зайчиков убегает? Сколько зайчиков осталось? Составьте пример.

6-2=4

Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

В ходе работы на доске появляются названия чисел УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.

2. Работа по учебнику.

Прочитайте тему урока на стр.29.

Рассмотрите первый рисунок. Составьте задачу. Прочитайте решение. Как называются числа при вычитании?

V. Физкультминутка.

Музыкальная физкультминутка "Снеговик"

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа над задачей №3.

Прочитайте задачу. Назовите условие, вопрос. Определите тип задачи.

Решите. Прочитайте пример используя названия чисел. Запишите задачу.

2. Работа в группах.

Придумайте свои задачи на вычитание.

3. Творческая работа в парах.

Отгадайте загадку.

Кто весною прилетает.

Звонкой песней развлекает.

Для кого готов дворец?

Ну, конечно же...

(Скворец)

Скоро наступит весна. К нам вернутся перелётные птицы. Постройте из геометрических фигур домик для скворцов.

VII. Итог урока.

Что нового узнали?

Чем запомнился урок?

Что было трудным, какое задание?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

Я знаю….

Я запомнил….

Я смог …..

Если вам понравилось на уроке, выберите снежинку. Если разочаровались -

дождинку.

Открытый урок

Предмет : математика.

Тема :

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока:

ХОД УРОКА 1. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик. (дети получили листочки с игровым полем) 1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик) Проверка по образцу.

О 1


Учитель - У кого не так? (3 человека подняли руку) Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок? Дети : - Мне надо повторить название компонентов - А мне правильно решать задачи. Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными. Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети : - Получился треугольник Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре) Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат - А у нас большой треугольник. Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения? Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание. Учитель - Запишите эти выражения в два столбика. (Дети записывают выражения в тетради)
Учитель - Что общего в выражениях первого столбика? Дети: - В этих выражениях ответ 5 Учитель - Наша героиня живёт в домике №5. – Вы её узнали? Дети: - Это Красная Шапочка
Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания? Волк первым предложил выполнить его задание. Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении. Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5 (Ребята читают все записи). Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании. (дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание? Дети : - Нет Учитель - В чём затруднение? Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Дети : - Названия чисел при вычитании Учитель - Чему мы должны научиться? Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой. (ребята выполняют задание) Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Возьмите второй конверт и выберите правильное название. Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? С третьим конвертом сделайте то же самое. Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Дети : - Проверить можно по учебнику. Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. (ученики открыли учебник и проверяют) - Молодцы. Верно выбрали названия. Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ


Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила Лоиосоао (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах. Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер. Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. Примерное объяснение детей: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел Кижё (ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)


Учитель - Он предлагает - Прочитайте задачу № 2, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Перед вами две краткие записи.

Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу? Запишите решение и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. (Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе. Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам) 1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.


Взаимопроверка. (на доске висит образец) Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.


Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение: Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец). (Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите. Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение. Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 1 классе

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Михайловны


Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

    регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

    учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    Рабочая тетрадь к учебнику

    сигнальные карточки;

    опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- в парах;
- групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель. В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент. Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка. Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

Ответы на вопросы учителя;

Устный счет;

Арифметический диктант;

Решениезадач изученных видов.

Разнообразие форм организации учебной работы:

Фронтальная;

Парная;

Индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

Игровые приемы;

Занимательный материал для счета;

Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

Виды контроля:

Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

Самоконтроль

Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

На различных этапах урока применялись методы:

Словесный;

Наглядный.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

Использование наглядного метода обучения;

Присутствие диалога между учителем и учащимися;

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них. В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов. Считаю, что урок цели достиг.

Урок по математике «Уменьшаемое, вычитаемое, разность»

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Какой урок? (урок математики)

Зачем мы изучаем математику? Что изучаем на уроках математики?

Проверим ваше настроение: (солнышко, тучка).

Давайте проверим ваши рабочие места.

У вас должно быть: учебник по математике, тетрадь, ручка, карандаш (простой).

    Мотивация.

Что мы можем сказать о числе 4 (однозначное, состоит из четырех единиц, четное, стоит между 3 и 5)

Следовательно, это перелетные птицы.

По поведению грачей в этот день сулили о характере весны. «Коли грачи прямо на старые гнезда летят – весна будет дружная, теплая, солнечная. И у нас сегодня все получится на уроке. Работать мы будем дружно. Улыбнемся солнышку и запишем в тетради число.

    Актуализация знаний.

Чистописание.

Какие числа мы с вами еще знаем? (обратимся к ленте чисел)

123456789 10 – это отрезок натурального ряда чисел.

Сколько цифр? 10

Давайте красиво их запишем.

Зачем мы выучили как пишутся цифры? (записывать числа, неравенства и равенства, решать задачи).

    Устный счет.

Пока вы красиво за писывали цифры к нам прилетела сова. Это перелетная птица?

Сова символизирует – мудрость. Она и оценит устный счет, который находится в электронном пространстве (работа на МАКБУКАХ)имя сайта…….

Зачем мы выполняем устные вычисления?

Поднимите руку: Кто выполнил все правильно, кого сова похвала?

Кто сделал ошибку?

    Создание проблемной ситуации.

В стране математики все четко, точно и определенно. Здесь все подчиненно законам математики. Любые отношения, понятия имеют свои точные названия – термины.

Сорока к сожалению их не знает и принесла нам задание.

Сорока зимующая птица или перелетная?

Она принесла картинки.

На какие две группы можно распределить их?

Какие из данных равенств могут подойти к рисункам?

Какое равенство мы можем еще составить? (4+2=6)

Прочитайте разными способами: плюс, прибавить, увеличить на, сумма.

Составьте с этими числами выражение на вычитание.

Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитания (обратное действие суммы-вычитание).

Прочитайте выражение разными способами: отнять, минус, уменьшить на, ?.

Что заметили?

Уменьшаемое, вычитаемое, разность – карточки.

Работа в группах.

    Постановка проблемы.

Хотите узнать, как называются числа при вычитании?

В записи вычитания каждое число тоже должно иметь свое имя и сегодня мы их определим.

Тема урока.

Тема нашего урока звучит так: Названия компонентов при вычитании.

Для чего нам нужны эти знания? (научиться грамотно читать выражения на вычитания, решать задачи, уравнения и т.п.)

Эти знания нам необходимы для дальнейшего обучения.

Какая цель урока?

    Запомнить названия чисел при вычитании.

    Установить название компонентов при вычитании.

Сорока-белобока много трещит и все перепутала. Она принесла название компонентов чисел при вычитании, но так запуталась, что без нашей помощи ей не обойтись. Попробуем помочь сороке.

Работа в группах: на листах А4 выражение 6-2=4

Задание: вы получили листы с выражением 6-2=4 и карточки с компонентами при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Приклейте под каждым числом одну карточку.

Как узнать кто прав?

Обратиться к учебнику, к энциклопедии, спросить у учителя, к электронным ресурсам.

    Открытие новых знаний.

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Что я не знаю?

Сам найду способ.

Начнем исследование.

Чтобы разобраться, надо вспомнить, что значит вычесть? (взять, отложить, убрать).

Перед вами геометрическая фигура (круг).

Он целый? (да)

Из скольких частей он состоит? (6)

Можем из него взять часть? (да)

Круг увеличится или уменьшится? (уменьшится)

Что с ним произойдет, если мы из целого возьмем часть? (целое уменьшится)

Следовательно: целое 6- это уменьшаемое.

Что происходит со вторым числом, с частью круга. Мы эту часть 2 прибавляем или вычитаем.

Следовательно: часть 2 – это вычитаемое.

Сколько частей осталось? (4).

4 – это разница между первым и вторым числом, т.е. на сколько 6 больше 2? (на 4).

Вопрос «на сколько» задают при сравнении, чтобы найти разницу.

Следовательно: часть 4 –это разница.

Уменьшаемое вычитаемое разность

Если результат при вычитании называется «разность», то выражение 6-2 можно назвать так же – разность чисел.

Как доказать? (между 6-2 и 4 стоит знак =)

разность разность

Все числа при вычитании получили имена. Хором повторяем компоненты при вычитании.

    Физкультминутка.

    Первичное закрепление.

а). Проверим наши выводы с помощью учебника. (с.29).

Каких птиц мы видим на с. 29. (снегири) перелетные или нет?

б). Закрепим свои знания с помощью решения задачи №3 с.29.

Придумайте свои задачи на вычитание.

в). Пока мы придумывали задачи, к нам в гости прилетела еще одна птица – галка. Принесла примеры. Давайте проверим все ли выражения на разность.

3+5 - сумма

5-1 - разность

4-9 – не верное, уменьшаемое должно быть большим, чем вычитаемое.

7-4 - разность

6-3 -разность

8+2 – сумма

г). Чтобы весна была солнечной, а наш класс еще дружнее, давайте построим домики для грачей с помощью геометрических фигур.

Какие геометрические фигуры вы видите у себя на партах? (круг, квадрат, треугольник).

Какая наука их подробно изучает? (геометрия).

Сконструируйте домик.

Проверти друг друга, у всех получилось. Помогите друг другу, если возникли трудности.

д). Дифференцированное задание.

Переверните фигуры и выберите задание.

Круг: Квадрат: Треугольник:

(легкий уровень) (средний уровень) (трудный уровень)

7 – 4 = … 5 - … = 3 9 - … = 6

6 – 3 = … 4 - … = 2 … - 3 = 7

8 - 5 = … 6 - … = 4 10 - … = 10

Выберите уровень. Вставьте вместо точек число или знак арифметического действия.

    Рефлексия.

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

Я запомнил….

Я смог …..

Изменилось ли ваше настроение?

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Задачи урока:

  1. Закреплять вычислительные навыки, учить читать примеры, используя новые термины;
  2. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, логически мыслить;
  3. Воспитывать аккуратность (запись письменного текста в тетради), трудолюбие.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Устный счёт.

Урок математики. Начнём урок с задачи.

а) Логическая задача.

Послушайте её внимательно и ответьте на вопрос. (Во время чтения задачи, вывешиваю карточки).

Таня дружит с Машей. Маша дружит с Валей, значит, Таня дружит с Валей. Так ли это?

Прочитайте задание, которое вы видите на доске (дети читают: уменьши на 2).
- Что значить уменьшить число на 2 ?
- Приготовились к выполнению задания, работать будем “цепочкой”, начнём с первого ряда, остальные ребята контролируют выполняющих работу.

Прочитайте следующее задание, что значит увеличить на 3?
- Продолжаем работу аналогично предыдущей.

Физминутка.

Запишите последнее вычисление равенством.

5 + 3 = 8

Как называются числа в этом примере, назовите их (слагаемое, слагаемое, сумма).

III. Постановка учебной задачи.

Давайте составим пример на вычитание, используя эти числа.

А теперь попробуйте назвать числа в этом примере (мы не можем назвать эти числа, т.к. мы их не знаем как называть).
- Как бы вы их могли назвать? (Высказывание детей)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке? (Ответы детей)

Правильно, мы будем узнавать, как будут называться числа при вычитании, поэтому.

IV. Открытие нового знания.

Вам надо быть очень наблюдательными. Итак, какое из этих чисел самое большое? (8)
- Что мы сделали с числом 8? (Сделали меньше, уменьшили)
- Как вы думаете, а какое название у этого числа может быть? (Высказывание детей)
- Да, действительно в математике, число, которое мы уменьшаем, называется уменьшаемым.
- А теперь давайте скажем, что мы делаем со вторым числом?
- Так как бы вы назвали число, которое мы вычитаем?
- Давайте, сравним числа 8 и 5, одинаковые ли они?
- А на сколько они разные?
- Так как мы назовём число, которое получаем в ответе?

Ребята, разностью называется не только результат, но и само выражение 8 – 5.

На доске запись примера и названиями компонентов.

Прочитайте наш пример разными способами.

в) Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Кто желает выполнить задание у доски?

Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.

а) Решение задачи № 4.

(1 ученик у доски).

Проверим правильность решения.

Кто согласен с …

б) Самостоятельное решение примеров на карточках с последующей проверкой у доски.

А, теперь решим примеры на карточках. Для этого вам нужно приготовить цветные карандаши. Вы будете решать примеры и раскрашивать ответ нужным цветом.

Пример с ответом 9 – голубым, 7 – жёлтым, 5 – красным, 3 – коричневым, 2 – зелёным.

Кто желает поработать у доски?

У кого получился такой же цветок, как у..

VI. Рефлексия.

На доске:

6 – 4 =

Прочитайте выражение, используя название чисел при вычитании.

(Разность чисел 6 и 4).

Чему она равна? (2)

Как называется каждое число в равенстве?

Урок закончен. Молодцы!

VII. Дополнительный материал.

Стр.27, работа на полях учебника.

Назови номер фигуры, которую вырезали из квадрата. Почему вы так считаете?