Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дидактический «синквейн», как инновационная технология. Приготовила: Зинина Татьяна Федоровна 2018 год МАДОУ МО г. Нягань д\с «Елочка»

Ясность – главное достоинство речи. Аристотель.

Инновационность Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо: иметь достаточный словарный запас в рамках темы, владеть понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак, научиться правильно, понимать и задавать вопросы, владеть навыком обобщения, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Слово « синквейн» происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Свои чувства, своё мнение или же это логическое завершение начатой фразы. Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Ассоциации к теме, синонимы.

1. Зайка. 2. Белый, пушистый 3. Прячется, боится, убегает. 4. Я жалею зайку. 5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

1.зима 2.холодная, снежная 3.морозит, радует, огорчает 4. я люблю зиму 5.новый год

Синквейн – загадка 1. ? 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слова. 5. Речь

Слово предмет (кто? что?) -слово признак (какой? какая? какое?) -слово действие (что делает? что делают?) -предложение -слово ассоциация

Сердце Горячее, любящее Бьется, стучит, любит Отдаю сердце детям мотор

«Синквейн» на тему «Мастер-класс». Мастер – класс Интересный, познавательный Обучает, развивает, сближает Дело мастера боится Общение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

Дидактический синквейн как прием развития творческого мышления и мотивации учащихся к учебному труду.

Одна из проблем в современной школе – вызвать у учащихся интерес к изучению своего предмета, то есть создать у него мотивацию к учебному труду.

Жизни изменилась и традиционные методы обучения дают сбой. Синквейн, его написание, успешно решает эту проблему. Он обеспечивает деятельностный подход в обучении. Нужно не просто выучить определение какого-либо понятия, но самому дать краткую, разностороннюю характеристику какого-то предмета или явления, да еще и высказать свое мнение. Вот тут и становится ученику интересно: не хватает знаний, их нужно найти в тексте учебника, компьютера, а работа с текстами будет расширять круг ассоциаций, развивать воображение. Написание синквейна становится инструментом саморазвития и самореализации. Совместный анализ вариантов синквейнов, написанных на одну тему, дает интересную информацию и возможность нравственного воспитания. Так при написании синквейна на тему «Труд»:

Труд

Труд

Умственный, физический

Коллективный, активный

Развивать, писать, пахать

Развивает, направляет, удовлетворяет

Трудиться должен каждый

Необходимость

Деятельность

Целесообразная деятельность человека

Труд

Физический, умственный

Облагораживает, определяет, обеспечивает

Полезное занятие для каждого

Деятельность

Труд

Физический, умственный

Преобразует, изменяет, приспосабливает

Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей

Фактор производства

Дети отметили, что труд – это деятельность, фактор производства, но никто не высказал мысль о том, что труд доставляет человеку радость, приносит удовлетворение. Здесь есть возможность корректировки учителя.

С другой стороны, задачей школы сегодня является не просто обеспечить знания, согласно стандарта, а воспитать творческую личность человека, умеющего творчески мыслить. И здесь, вновь синквейн, ведь это творческая деятельность. в старших классах нужно практиковать написание короны синквейнов, как итог по изученной теме, а также гирлянду синквейнов.

Корона синквейнов – это пять обыкновенных классических синквейнов, которые пишутся на одну тему, и образуют небольшой рассказ.

Для выполнения такого задания ученик должен выделить круг основных понятий, а значит должен осмыслить содержание текста. Вот пример короны синквейнов на тему «Человек на рынке труда»:

Человек

Умный, работоспособный

Знает, действует, реализует способности

Похвально. Жизненный процесс

Трудяга

Труд

Умственный, физический

Покупается, продается, используется

Для удовлетворение потребностей. Необходимость

Деятельность

Рынок труда

Развитый, динамичный

Решает, регулирует, контролирует

Вопрос занятости населения. Важно

Сложная система

Конкуренция

Индивидуальная, глобальная

Стимулирует, побуждает, мотивирует

Рационально использовать ресурсы. Полезно для общества.

Стимул

Заработная плата

Сдельная, номинальная

Начисляется, выплачивается, выдается

За выполненную работу. Средство к существованию

Деньги

В этом синквейне видны и знания, и даны свои ощущения. Более того, ученица таким образом выделила понятия, что они дали ей возможность корону увенчать гирляндой: это когда из короны синквейнов делают еще шестой, взяв первые строки из предыдущих пяти:

Человек

Труд

Рынок труда

Конкуренция

Заработная плата

По гирлянде синквейна очень эффективно давать задание по составлению рассказа – и это тоже творческая работа, а не пересказ текста учебника.

Таким образом и составителю, и рассказчику приходится применять все свои интеллектуальные, образные и творческие способности.

Короткова Ирина Николаевна,
учитель обществознания и экономики
МОУ СОШ №2
г. Константиновска

Урок по теме «Спрос и предложение» проводится в рамках 2 раздела «Экономическая сфера жизни общества» предмета обществознания за курс 8 класса. Мною представлен комбинированный урок по изучению нового материала. Он включает в себя: проверку домашнего задания (работа детей по парам), объяснение нового материала учителем с использованием мультимедийного проектора, работу учащихся в группах. На этапе закрепления нового материала проводится деловая игра «Рынок», блиц-опрос, составление синквейна, энергизатор «Продолжи фразу. Мне понравилось в уроке…». Проверка домашнего задания длится в течение 8 минут, объяснение нового материала 20 минут, деловая игра 12 минут, подведение итога урока 5 минут.
Цели урока:
- добиться усвоение учащимися основных понятий урока;


Основные понятия и термины
Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для проверки домашнего задания с заданиями 4 видов (разного цвета), карточки с заданиями для работы в группах, карточки продавца и покупателя.

При обычном и повседневном
положении дел спрос на
любые товары предшествует
их предложению.
Д. Риккардо

Цели:
- добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
- объяснить закон спроса и закон предложения;
- способствовать повышению интереса к решению экономических задач в повседневной жизни.

Основные понятия и термины : спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, равновесная цена.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

С ребятами, сидящими за 1, 3 и 5 партами каждого ряда, проводится проверка домашнего задания в виде игры «Тише воды». Они получают карточки №1 (1 вариант) и №2 (2 вариант) с терминами, которые нужно объяснить. Работая по парам, они очень тихо отвечают друг другу на вопросы, делая соответствующие пометки о качестве ответа друг друга в карточки. По окончании работы карточки передаются учителю.

Карточка № 1

Карточка № 2

Ребята, сидящие за 2 и 4 партами каждого ряда, получают карточки №3 (1 вариант) и №4 (2 вариант). На карточках имеется текст с пропущенными словами, детям нужно самостоятельно вставить недостающее слово.

Карточка №3.
Ф.И. уч-ся _______________________

Любой продукт, который можно продавать и покупать называется _____________. Когда цены растут, покупательная способность денег падает, то есть происходит ____________. Автомобильная ____________ включает всю совокупность заводов по изготовлению автомобилей, автобусов, грузовиков. _____________ - самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Денежные средства, средства производства, труд людей, участвующих в создании товаров и услуг называются ________. Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности, называются ______________.

Ответы: товар, инфляция, отрасль, предприятие, ресурсы, информация.

Карточка №4.
Ф.И. уч-ся ______________________

Наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг называется ______________. Экономические _____________ - недостаток чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности. ____________ - физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров, называется __________. Каждый предприниматель, начиная собственное дело, рассчитывает получить высокую ______________. Количество и качество товаров и услуг, которые мы можем получить на наши деньги _____________.

Ответы: экономика, потребности, труд, деньги, прибыль, стоимость денег.

II . Изучение нового материала.

1) Сообщение темы и целей урока.
Тема записана на доске по центру, основные понятия урока на маленькой доске слева.

2) Объяснение учителя.
Основными понятиями рыночной экономики являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Именно соотношением спроса и предложения в рыночной экономике регулируются цены.
- Что же такое спрос?
Спрос – желание и возможность покупателя приобрести тот или иной товар. Величина спроса непосредственно зависит от цены товара. Эту зависимость можно представить в виде графика. На экране появляется слайд №1 с изображением графика спроса. (График спроса.) Учитель даёт словесную характеристику изображению.
На основании этого графика можно вывести закон спроса . Он гласит: « большее количество товаров будет куплено по более низким ценам, чем по высоким».

3) - Помимо цены существуют ещё ряд факторов, влияющих на изменение спроса. Проанализировав примеры – ситуации, мы выясним, что это за факторы.
Работа выполняется в группах по 4 человека. Дети, получив карточку с ситуацией, проанализировав её, пытаются догадаться о каком факторе идёт речь.

А. Наши деды и прадеды в качестве прохладительного напитка пили квас. Позже появились кока-кола, пепси-кола, спрайт и спрос на квас значительно снизился.
(Фактор – появление товаров – заменителей)

Б. Когда в начале 70-х годов резко увеличились цены на нефть и, в силу этого, подорожал бензин, спрос на продукцию автомобильных компаний США катастрофически упал.
(Фактор – изменение цен на дополняющие товары)

В. Зимой спрос на купальные костюмы, ласты, маски, надувные матрацы резко снижается.
(Фактор – сезонность)

Г. В сельский магазин небольшой деревеньки владелец завозит крупу, пряники, хлеб и сахар, удобные тапочки, тёплые носки. Именно эти товары пользуются спросом у пожилых жителей села. А в магазин, стоящий между школой и техникумом, завозят чипсы, кока-колу, шоколад, шариковые ручки и т.д.
(Фактор – численный и возрастной состав населения)

Д. Саша купил ещё один диск с классической музыкой. Сергей приобрёл диск популярной музыки. А Виктор приобретает и слушает только рок.
(Фактор – привычки и вкусы)

Е. В этом сезоне яркие жёлтые или оранжевые летние костюмы раскупались быстрее, чем, например, зелёные или белые.
(Фактор – мода)

Ж. Больше игрушек и книжек смогли купить Тане и Ване их мама и папа, а всё потому, что им в этом месяце повысили заработную плату.
(Фактор – изменение дохода потребителей)

4) – Что же такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Предложение – это желание продавца предложить свой товар к продаже. Зависимость между ценой и предложением можно представить в виде графика. На экране появляется слайд №2 с изображением графика предложения. (График предложения.) На основании этого графика можно вывести закон предложения . Он гласит «большее количество товаром продавец готов будет продать по более высокой цене, чем по низкой».
- Но каждый отдельно – ни график спроса, ни график предложения не могут показать, какая цена будет устраивать продавца и покупателя и действительно будет распродан весь товар. Для этого нужно совместить оба графика. На экране появляется слайд №3 с изображением графика равновесной цены. (График равновесной цены) Учитель даёт словесную характеристику изображению и формулирует пояснение термину «равновесная цена».

5) Ученик рассказывает об интересном факте взаимодействия спроса и предложения. Своё сообщение он готовит дома, опираясь на статью учебника «Тюльпаномания».

III . Закрепление изученного.

1) Деловая игра «Рынок».
- Давайте, опытным путём, определим равновесную цену на определённый товар.
Ребята получают карточки продавцов (50% класса) и карточки покупателей (50% класса). Цена сделки, указанная на карточке, у всех разная. Продавец и покупатель стараются заключить сделку с выгодой для себя. Участники сделки сообщают о цене, по которой была заключена сделка учителю. Учитель делает соответствующую пометку в лист учёта сделок. (Лист учёта сделок.) Равновесной становится та цена, по которой совершается наибольшее количество сделок.

Карточка покупателя.
Вы покупатель яблок. Вам необходимо купить один килограмм яблок. Постарайтесь заплатить как можно меньше. Вы не должны платить продавцу больше 6 (в других карточках – 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) рублей за килограмм, так как иначе покупка принесёт вам убыток.

Карточка продавца.
Вы продаёте яблоки. Вам необходимо продать один килограмм яблок. Постарайтесь продать как можно дороже. Вы не должны продавать дешевле 9 (в других карточках – 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15) рублей за килограмм, так как иначе сделка принесёт вам убыток.

Продавец и покупатель не сообщают друг другу, какие цены указаны в их карточках. Кому-то то придётся уступать, но сделка должна быть заключена.

2) Блиц – опрос.

Вопросы

Что такое спрос?
- Главным фактором, влияющим на изменение спроса, является ___________.
- Где будет выше цена на виноград: в Ростове-на-Дону или в Санкт-Петербурге?
- Как изменится спрос на прохладительные напитки в алюминиевых банках, если в телепередаче будет рассказано о том, что напитки в таких банках вредны для здоровья.
- Что такое предложение?
- Сформулируйте закон спроса.
- Сформулируйте закон предложения.
- Что такое равновесная цена?
- Когда дороже зимняя обувь: в марте или в ноябре? Когда больше спрос? Почему?

3) Составление синквейна (пятистишье). 1 вариант составляет пятистишье к понятию СПРОС, 2 вариант к понятию ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Схема синквейна.
1 строка – существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза, крылатое выражение
5 строка – ассоциация, синонимы

Примерный результат работы.
1 Спрос.
2 Непостоянный, изменяющийся.
3 Выбирать, желать, покупать.
4 Спрос рождает предложение.
5 Хочу, надо, необходимо, потребности.

1 Предложение.
2 Достаточное, избыточное.
3 Продавать, предлагать, менять.
4 Предложение является продолжением спроса.
5 Ассортимент.

IV . Итог урока.

1) Энергизатор «Продолжи фразу. Мне понравилось в уроке…..».
2) Выставление оценок за работу на уроке.
3) Домашнее задание.
А. прочитать 11 параграф учебника.
Б. 1 вариант – проанализируйте свои покупки за неделю, зафиксируйте свой индивидуальный спрос. Почему были сделаны именно эти покупки?
В. 2 вариант – спросите у родственников об очередях за промышленными и продовольственными товарами начала 80 – х годов. Объясните, как они связаны с товарным дефицитом.


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.