Величественность русского языка не знает пределов. Мы можем переставлять слова в предложении, употреблять слова в какой-то особой форме или даже придумывать словечки (н-р: "финтипулька" - как какая-то деталь или вещица). При этом мы замечательно друг друга понимаем. Сложно такие особенности объяснить иностранцу. Но если даже Вы не приемлете "словечки", а пользуетесь русским языком, как истинный филолог, Вы не застрахованы от недоумевающих выражений лиц иностранцев (а иногда и русских людей). Например, вы используете тропы. Сегодня поговорим об одном из его видов: что такое метафора?

Определение метафоры

Метафора (с греч.яз. "переносное значение") - вид тропа; словосочетание, используемое в переносном значении, в основе которого - перенесение признаков с одного явления на другое в силу наличия между ними тех или иных сходств (т.е. сравнение).

3 элемента сравнения

  1. что сравнивается ("предмет")
  2. с чем сравнивается ("образ")
  3. на основании чего сравнивается ("признак")

Например: "шоколадная конфета" - "шоколадный загар" (перенос по цвету); "завывает пес" - "завывает ветер" (характер звучания).

Итак, заключаем, что такое метафора в русском языке: это образное выражение, скрытое сравнение.

Функции метафоры

Оценочная функция

Метафоры используются для того, чтобы вызвать у человека определенные, достаточно конкретные ассоциации об объекте (явлении).

Например: "человек-волк", "острое зрение", "холодное сердце".

Так, метафора "человек-волк" вызывает ассоциации, связанные со злобой, хищностью.

Эмотивно-оценочная функция

Метафора применяется для получение экспрессивного эффекта как средство эмоционального воздействия.

Например: "Он смотрел на нее, словно баран на новые ворота".

Еще одна функция, показывающая, для чего нужна метафора, - средство создания образности речи. Здесь метафора связана с художественными формами отражения мира. Эта функция отвечает скорее на вопрос о том, что такое метафора в литературе. Функция расширяется, теперь это не только сравнение с целью усилить какой-то признак, теперь это создание нового образа в воображении. Задействуются уже и эмоциональная сфера, и логическая: метафора создает образ и наполняет его конкретным эмоциональным содержанием.

Номинативная функция

Включение (с помощью метафоры) нового объекта в культурно-языковой контекст путем создания ему имени по прямой аналогии. То есть, дается имя новому объекту (явлению) путем сравнения его с уже имеющимися в действительности.

Например: "переваривать информацию" - то есть, как в кастрюле что-то томится, варится, так и в голове "варятся" мысли (в замкнутом пространстве). Или, например, котелком называют голову (по схожей круглой форме).

Познавательная функция метафор очевидна. Метафоры помогают увидеть существенное в объекте, главные свойства. Метафоры наполняют новым смысловым содержанием наши знания.

Мы постарались доступно изложить, что такое метафора. Примеры помогут лучше усвоить материал. Попробуйте и сами придумать примеры на каждую функцию метафоры.

Виды метафор

  1. Резкая метафора. Связывает далеко стоящие по смыслу понятия. Например: "начинка высказывания"
  2. Стертая метафора. Напротив, связывает понятия, фигуральный характер которых подобен. Например: "ножка стола".
  3. Метафора-формула. Близка к стертой метафоре, но еще более стереотипна. Иногда ее невозможно преобразовать в нефигуральную конструкцию. Например: "червь сомнения".
  4. Развернутая метафора. Разворачивается на протяжении всего высказывания, сообщения (или на протяжении большого фрагмента).
  5. Реализованная метафора. Метафора, используемая так, будто она имеет прямое значение (то есть, не учитывается фигуральный характер метафоры). Исход может быть комичным. Например: "я вышел из себя и вошел в дом".

Теперь Вы знаете, что такое метафора и для чего она нужна. Используйте их в разговоре и удивляйте окружающих.

Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось.

Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Литературная речьподобна живописи (рис. 1).

Рис. 1. Живопись

В стихах и прозе яркая, живописная речь, которая побуждает воображение, в такой речи используются изобразительные средства языка.

Изобразительные средства языка - это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной.

У Сергея Есенина есть следующие строки (рис. 2).

Рис. 2. Текст стихотворения

Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек (рис. 3).

Рис. 3. Сопоставление

Словно является указанием на сопоставление (рис. 4). Такое сопоставление называется сравнение .

Рис. 4. Сопоставление

Сравнение - это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:

  • Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
  • Особое слово со значением сопоставления - будто, точно, как, как будто, словно

Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина (рис. 5).

Рис. 5. Строка стихотворения

Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

Метафора - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Метафора , как и сравнение, основана на сходстве, но отличие от сравнения в том, что это происходит без использования особых слов (так, словно, будто).

При изучении мира можно увидеть что-то общее между явлениями, и это отражается в языке. На сходстве предметов и явлений основаны изобразительные средства языка. Благодаря сравнению и метафоре речь становится ярче, выразительнее, можно увидеть словесные картины, которые создают поэты и писатели.

Иногда сравнение создается без особого слова, по-другому. Например, как в строках стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» (рис. 6):

Рис. 6. Строчки из стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»

Месяц сравнивается с жеребенком , который растет на наших глазах. Но слов, указывающих на сравнение, нет, используется творительный сравнения (рис. 7). Слово жеребенком стоит в Творительном падеже.

Рис. 7. Использование творительного падежа для сравнения

Рассмотрим строки стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая...»(рис. 8).

Рис. 8. «Отговорила роща золотая...»

Кроме метафоры (рис. 9), используется прием олицетворения, например, в словосочетании отговорила роща (рис. 10).

Рис. 9. Метафора в стихотворении

Рис. 10. Олицетворение в стихотворении

Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии.

Задание

Найдите сравнения и метафоры в стихотворении Сергея Есенина «Береза» (рис. 11).

Рис. 11. Стихотворение «Береза»

Ответ

Снег сопоставляется с серебром , потому что схож с ним внешне. Используется слово точно (рис. 12).

Рис. 13. Творительный сравнения

Метафора используется в словосочетании горят снежинки (рис. 14).

Рис. 15. Олицетворение

  1. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2013.
  3. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 5-е изд., перераб. М., 2013.
  4. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Рамзаева Т.Г. М., 2013.
  5. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М., 2013.
  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» ()
  2. Интернет портал «literatura5.narod.ru» ()

Домашнее задание

  1. Для чего используются изобразительные средства языка?
  2. Что необходимо для сравнения?
  3. Чем отличается сравнение от метафоры?

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ЮЙФБФЕМЙ! рПУМЕ ДМЙФЕМШОПЗП РЕТЕТЩЧБ ОБЫБ ТБУУЩМЛБ, ОБЛПОЕГ, ЪБТБВПФБМБ! й Х ОЕЕ УНЕОЙМУС БЧФПТ. фЕРЕТШ ЧЕДХЭЙК ТБУУЩМЛЙ - бМЕЛУБОДТ зТЙО. ф.Е. С.дМС ОБЮБМБ, ОБН ОЕПВИПДЙНП ОЕНОПЗП РПЪОБЛПНЙФШУС ДТХЗ У ДТХЗПН. рПЬФПНХ РЕТЧЩЕ ОЕУЛПМШЛП ЧЩРХУЛПЧ ВХДХФ ПЪОБЛПНЙФЕМШОЩЕ. с РПРЩФБАУШ ОБУФТПЙФШУС ОБ чБЫЙ ЙОФЕТЕУЩ Й РТЕДМПЦЙФШ ЧБН УЧПЕ ЧЙДЕОЙЕ ВХДХЭЙИ ЧЩРХУЛПЧ. рП ЧУЕН ЧПРТПУБН РЙЫЙФЕ ОБ [email protected] .

дМС ОБЮБМБ С ЧУЕ ЦЕ ИПЮХ ОЕНОПЗП РПЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ЦЕ ФБЛПЕ “нЕФБЖПТБ” Й Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ЕЕ ЙНЕЕФ УНЩУМ РТЙНЕОСФШ. чПЪШНЕН ОЕВПМШЫХА ГЙФБФХ ЙЪ чЙЛЙРЕДЙЙ :

нЕФБЖПТБ (ДТ.-ЗТЕЮ. РЕТЕОПУ; РЕТЕОПУОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ) - ЖЙЗХТБ ТЕЮЙ (ФТПР), ЙУРПМШЪХАЭБС ОБЪЧБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ПДОПЗП ЛМБУУБ ДМС ПРЙУБОЙС ПВЯЕЛФБ ДТХЗПЗП ЛМБУУБ.

фЕТНЙО РТЙОБДМЕЦЙФ бТЙУФПФЕМА Й УЧСЪБО У ЕЗП РПОЙНБОЙЕН ЙУЛХУУФЧБ ЛБЛ РПДТБЦБОЙС ЦЙЪОЙ. нЕФБЖПТБ бТЙУФПФЕМС Ч УХЭОПУФЙ РПЮФЙ ОЕПФМЙЮЙНБ ПФ ЗЙРЕТВПМЩ-РТЕХЧЕМЙЮЕОЙС, ПФ УЙОЕЛДПИЙ-ЙОПУЛБЪБОЙС Й ПФ РТПУФПЗП УТБЧОЕОЙС ЙМЙ

ПМЙГЕФЧПТЕОЙС Й ХРПДПВМЕОЙС. чП ЧУЕИ УМХЮБСИ РТЙУХФУФЧХЕФ РЕТЕОЕУЕОЙЕ УНЩУМБ У ПДОПЗП ОБ ДТХЗПЕ.

тБЪЧЕТОХФБС НЕФБЖПТБ РПТПДЙМБ НОПЦЕУФЧП ЦБОТПЧ .

1. лПУЧЕООПЕ УППВЭЕОЙЕ Ч ЧЙДЕ ЙУФПТЙЙ ЙМЙ ПВТБЪОПЗП ЧЩТБЦЕОЙС, ЙУРПМШЪХАЭЕЗП УТБЧОЕОЙЕ.

2. пВПТПФ ТЕЮЙ, УПУФПСЭЙК Ч ХРПФТЕВМЕОЙЙ УМПЧ Й ЧЩТБЦЕОЙК Ч РЕТЕОПУОПН УНЩУМЕ ОБ ПУОПЧЕ ЛБЛПК-ФП БОБМПЗЙЙ, УИПДУФЧБ, УТБЧОЕОЙС. нЕФБЖПТБ ПУОПЧБОБ ОБ РПДПВЙЙ ЙМЙ УИПДУФЧЕ; ПОБ ЧЩТБЦБЕФ БОБМПЗПЧЩЕ ПФОПЫЕОЙС: и ПФОПУЙФУС Л х, ЛБЛ б ПФОПУЙФУС Л ч. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОСФШ УНЩУМ НЕФБЖПТЩ, ЮЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО БЛФЙЧЙЪЙТПЧБФШ УЧПЈ РТБЧПЕ РПМХЫБТЙЕ, Б ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП ВЕУУПЪОБФЕМШОПЕ ХМПЧЙФ ОХЦОЩК УНЩУМ.

ч НЕФБЖПТЕ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ 4 “ЬМЕНЕОФБ”:

  • ЛБФЕЗПТЙС ЙМЙ ЛПОФЕЛУФ,
  • ПВЯЕЛФ ЧОХФТЙ ЛПОЛТЕФОПК ЛБФЕЗПТЙЙ,
  • РТПГЕУУ, ЛБЛЙН ЬФПФ ПВЯЕЛФ ПУХЭЕУФЧМСЕФ ЖХОЛГЙА, Й
  • РТЙМПЦЕОЙС ЬФПЗП РТПГЕУУБ Л ТЕБМШОЩН УЙФХБГЙСН, ЙМЙ РЕТЕУЕЮЕОЙС У ОЙНЙ.

чЙДЩ НЕФБЖПТЩ

уП ЧТЕНЕО БОФЙЮОПУФЙ УХЭЕУФЧХАФ ПРЙУБОЙС ОЕЛПФПТЩИ ФТБДЙГЙПООЩИ ЧЙДПЧ НЕФБЖПТЩ:

  • ТЕЪЛБС НЕФБЖПТБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК НЕФБЖПТХ, УЧПДСЭХА ДБМЕЛП УФПСЭЙЕ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ РПОСФЙС. нПДЕМШ: ОБЮЙОЛБ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС .
  • УФЈТФБС НЕФБЖПТБ ЕУФШ ПВЭЕРТЙОСФБС НЕФБЖПТБ, ЖЙЗХТБМШОЩК ИБТБЛФЕТ ЛПФПТПК ХЦЕ ОЕ ПЭХЭБЕФУС. нПДЕМШ: ОПЦЛБ УФХМБ .
  • НЕФБЖПТБ-ЖПТНХМБ ВМЙЪЛБ Л УФЈТФПК НЕФБЖПТЕ, ОП ПФМЙЮБЕФУС ПФ ОЕЈ ЕЭЈ ВПМШЫЕК УФЕТЕПФЙРОПУФША Й ЙОПЗДБ ОЕЧПЪНПЦОПУФША РТЕПВТБЪПЧБОЙС Ч ОЕЖЙЗХТБМШОХА ЛПОУФТХЛГЙА. нПДЕМШ: ЮЕТЧШ УПНОЕОЙС .
  • ТБЪЧЈТОХФБС НЕФБЖПТБ - ЬФП НЕФБЖПТБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОП ПУХЭЕУФЧМСЕНБС ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ВПМШЫПЗП ЖТБЗНЕОФБ УППВЭЕОЙС ЙМЙ ЧУЕЗП УППВЭЕОЙС Ч ГЕМПН. нПДЕМШ: лОЙЦОЩК ЗПМПД ОЕ РТПИПДЙФ: РТПДХЛФЩ У ЛОЙЦОПЗП ТЩОЛБ ЧУЈ ЮБЭЕ ПЛБЪЩЧБАФУС ОЕУЧЕЦЙНЙ - ЙИ РТЙИПДЙФУС ЧЩВТБУЩЧБФШ, ДБЦЕ ОЕ РПРТПВПЧБЧ .
  • ТЕБМЙЪПЧБООБС НЕФБЖПТБ РТЕДРПМБЗБЕФ ПРЕТЙТПЧБОЙЕ НЕФБЖПТЙЮЕУЛЙН ЧЩТБЦЕОЙЕН ВЕЪ ХЮЈФБ ЕЗП ЖЙЗХТБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ, ФП ЕУФШ ФБЛ, ЛБЛ ЕУМЙ ВЩ НЕФБЖПТБ ЙНЕМБ РТСНПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. тЕЪХМШФБФ ТЕБМЙЪБГЙЙ НЕФБЖПТЩ ЮБУФП ВЩЧБЕФ ЛПНЙЮЕУЛЙН. нПДЕМШ: с ЧЩЫЕМ ЙЪ УЕВС Й ЧПЫЈМ Ч БЧФПВХУ .

нЕФБЖПТЩ ПЮЕОШ ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХАФУС Ч ИХДПЦЕУФЧЕООПК МЙФЕТБФХТЕ, ПУПВЕООП Ч РПЬЪЙЙ. оП НПЦЕФ МЙ РПЬЪЙС ПВПКФЙУШ ВЕЪ НЕФБЖПТ? оЕДБЧОП С ПФЛТЩМ ДМС УЕВС ЛЙФБКУЛПЗП РПЬФБ дХжХ (712-770ЗЗ) Ч РЕТЕЧПДЕ б.й.зЙФПЧЙЮБ .

рЕУОШ П ВПЕЧЩИ ЛПМЕУОЙГБИ.

вПЕЧЩЕ ЗТЕНСФ ЛПМЕУОЙГЩ, ЛПОЙ ТЦХФ Й УФХРБАФ ОЕУНЕМП.

мАДСН ФТХДОП ЪБ ОЙНЙ ФБЭЙФШУС Й ОЕУФЙ УЧПЙ МХЛЙ Й УФТЕМЩ.

рМБЮХФ НБФЕТЙ, ЦЕОЩ Й ДЕФЙ - ЙН У ТПДОЩНЙ ТБУУФБФШУС ОЕ РТПУФП.

рЩМШ ФБЛБС ОБ ВЕМПН ОБ УЧЕФЕ - ЮФП ОЕ ЧЙДОП уСОШСОУЛПЗП НПУФБ.

й УПМДБФ ФЕТЕВСФ ЪБ ПДЕЦДХ, - ЧУЕ ДТПЦБФ РЕТЕД ВМЙЪПУФША ВЙФЧЩ, -

ъДЕУШ НПМШВБ РПФЕТСМБ ОБДЕЦДХ, ЧПЪОПУС Ч РПДОЕВЕУШЕ НПМЙФЧЩ.

й РТПИПЦЙК, Х ЛТБС ДПТПЗЙ, ФПМШЛП УРТПУЙФ: "лХДБ ЧЩ ЙДЕФЕ?"

пФЧЕЮБАФ: "оБ ДПМЗЙЕ УТПЛЙ, ОЕФ ЛПОГБ ОБЫЕК УФТБЫОПК ТБВПФЕ.

чПФ АОЕГ ВЩМ: УЕНШЕ УЧПЕК ДПТПЗ, УФПТПЦЙМ ПО ОБ уЕЧЕТЕ ТЕЛХ,

б ФЕРЕТШ, ИПФШ ЕНХ ХЦ ЪБ УПТПЛ, ОБДП ЧОПЧШ ЧПЕЧБФШ ЮЕМПЧЕЛХ.

оЕ РПЧСЪБО РПЧСЪЛПК НХЦУЛПА - ОЕ ХУРЕМ Й ПВТСД УПЧЕТЫЙФШУС, -

б ЧЕТОХМУС У УЕДПК ЗПМПЧПА, Й ПРСФШ ЕЗП ЗПОСФ Л ЗТБОЙГЕ.

уФПО УФПЙФ ОБ РТПУФПТБИ лЙФБС - Б ЪБЮЕН йНРЕТБФПТХ ОБДП

цЙФШ, ЗТБОЙГЩ УФТБОЩ ТБУЫЙТСС: НЩ Й ФБЛ ОЕ УФТБОБ, Б ЗТПНБДБ .

оЕХЦЕМЙ чМБДЩЛБ ОЕ ЪОБЕФ, ЮФП Ч ПВЙФЕМЙ иБОШУЛПК ДЕТЦБЧЩ

оЕ УРБУЙФЕМШОЩК ТЙУ ЧЩТБУФБЕФ - ЧЩТБУФБАФ МЙЫШ УПТОЩЕ ФТБЧЩ.

тБЪЧЕ ЦЕОЭЙОЩ НПЗХФ Й ДЕФЙ ЧЪСФШ ИПЪСКУФЧП ЛТЕУФШСОУЛПЕ Ч ТХЛЙ?

рТПУФП УЙМ ЙН ОЕ ИЧБФЙФ ОБ УЧЕФЕ, ИЧБФЙФ ФПМШЛП УФТБДБОШС Й НХЛЙ.

нЩ УФПЙН ЛБЛ УПМДБФЩ ОБ УФТБЦЕ, Й Ч РЕУЛБИ, Й ОБ ЗПТОЩИ ЧЕТЫЙОБИ...

юЕН ПФМЙЮОЩ ВБФБМЙЙ ОБЫЙ ПФ РТЕЪТЕООЩИ ВПЕЧ РЕФХЫЙОЩИ?

чПФ, РПЮФЕООЩК, ЛБЛ ТЕЮША РТСНПА ЗПЧПТЙН НЩ ПФ ЗПТШЛПК ДПУБДЩ.

дБЦЕ ЬФПК УЧЙТЕРПК ЪЙНПА ПФДПИОХФШ ОЕ УХНЕМЙ УПМДБФЩ.

оБЫЙ УЕНШЙ УМПНЙМБ ЛТХЮЙОБ - РМБФСФ РПДБФЙ, РМБФСФ ОБМПЗЙ;

й ХЦЕ ОЕ ЦЕМБЕЫШ ФЩ УЩОБ, ЮФПВ ТПДЙМУС ДМС УМЕЪ Й ФТЕЧПЗЙ.

дПЮШ ТПДЙФУС - ЗПДОБ ДМС ТБВПФЩ - НПЦЕФ, ЦЙЪОШ ЕЕ ФЩ Й ХУФТПЙЫШ.

оХ, Б УЩО РПДТБУФЕФ - ХЦ ЕЗП-ФП НПМПДПЗП Ч НПЗЙМХ ЪБТПЕЫШ.

рПВТПДЙМ ВЩ ФЩ, ЛБЛ ОБ РПЗПУФЕ, ЧДПМШ ОБЗЙИ ВЕТЕЗПЧ лХЛХОПТБ:

фБН ВЕМЕАФ УПМДБФУЛЙЕ ЛПУФЙ - ХВЕТХФ ЙИ ПФФХДБ ОЕ УЛПТП.

рМБЮХФ ДХЫЙ РПЗЙВЫЙИ ОЕДБЧОП, РМБЮХФ ДХЫЙ РПЗЙВЫЙИ ЛПЗДБ-ФП.

й Ч ОПЮЙ ВПЕЧПК Й ВЕУУМБЧОПК ЙИ ПФЮЕФМЙЧП УМЩЫБФ УПМДБФЩ".

750 З.

ч РПИПД ЪБ чЕМЙЛХА УФЕОХ

ч РЕЮБМЙ РТПЭБАУШ У ТПДОЩНЙ НЕУФБНЙ,

с ДПМЦЕО ВЩФШ Ч ЗПТПДЕ Ч ДПМЦОЩЕ УТПЛЙ.

юЙОПЧОЙЛЙ ФБЛ ОБВМАДБАФ ЪБ ОБНЙ,

юФП, ЕУМЙ УВЕЦЙЫШ, ФП РТЙВШАФ ОБ ДПТПЗЕ.

лБЛ ВХДФП ВПЗБФ зПУХДБТШ ОБЫ ЪЕНМЕА -

ъБЮЕН ЦЕ УФТЕНЙФШУС ЪБ ОПЧПА ДБОША?

вТЕДХ ПДЙОПЛП, РТПУФЙЧЫЙУШ У УЕНШЕА,

у ЛПРШЕН ОБ РМЕЮЕ, РПДБЧМСС ТЩДБОШС.

ч РТЙЧЕДЕООЩИ УФЙИБИ ОЕ НЕФБЖПТБ ЙЗТБЕФ ЗМБЧОХА ТПМШ. оБ НЕОС Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ РТПЙЪЧЕМП ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ФП, ЮФП РТЙ УЧПЕК РТПУФПФЕ ЬФЙ УФЙИЙ УХНЕМЙ УПЪДБФШ СУОХА ЛБТФЙОХ РТПЙУИПДСЭЕЗП . й, ЛПОЕЮОП ЦЕ ФП, ЮФП ЬФЙ УФЙИЙ УПЧУЕН ОЕ ХУФБТЕМЙ. оБРЙУБОЩ ВХДФП ВЩ ЧЮЕТБ. ф.Е. НЩ ЧЙДЙН, ЮФП Ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ВЕЪ НЕФБЖПТ НПЦОП ПВПКФЙУШ. й ДБЦЕ Ч РПЬЪЙЙ!

б УЕКЮБУ С ИПЮХ РТПЧЕУФЙ ОЕВПМШЫПК ПРТПУ:

у ЛБЛПК РЕТЙПДЙЮОПУФША чБН ХДПВОЕЕ РПМХЮБФШ ЬФХ ТБУУЩМЛХ? (НПЦОП ОЕУЛПМШЛП ЧБТЙБОФПЧ)
(ЗПМПУПЧБОЙЕ ЧПЪНПЦОП ФПМШЛП ЙЪ РЙУШНБ ТБУУЩМЛЙ)
  • 1-2 ТБЪБ Ч НЕУСГ
  • 1 ТБЪ Ч ОЕДЕМА
  • 2 ТБЪБ Ч ОЕДЕМА
  • 3 ТБЪБ Ч ОЕДЕМА
  • 4-5 ТБЪ Ч ОЕДЕМА
  • С ОЕ МАВМА ЗПМПУПЧБОЙС Й ПРТПУЩ
  • оБ УЕЗПДОС ЧУЕ. цДХ ЧБЫЙИ РЙУЕН Й РТЕДМПЦЕОЙК РП ЖПТНБФХ ЧЕДЕОЙС ТБУУЩМЛЙ. рТЙУЩМБКФЕ УЧПЙ РПЦЕМБОЙС Й ЪБНЕЮБОЙС ОБ mymet@ mail. ru .

    чБЫ бМЕЛУБОДТ зТЙО

    Как часто вам встречаются люди, умеющие говорить чистым русским языком, без повторений и банальщины, так, чтобы загипнотизировать собеседника с первых слов, и накрыв потоком мысли, пронести его до самого конца диалога, не давая упускать нить разговора и внимательно наблюдая за тем, что излагаемый текст интересен слушателю?

    Вконтакте

    Зачастую, опытные дикторы, писатели и люди, чья профессия, так или иначе, связана с коммуникацией и литературой, умеют произвести такое впечатление на собеседника, находить его слабые места. Удаётся им это благодаря множеству различных уловок в том числе, при использовании литературной речи - троп. Одной из троп, что помогают сделать высказывание ярче , сочнее и образней является метафора. И мы попытаемся понять, что же это такое, и в чём её суть и значение.

    История метафоры

    Хотелось бы написать что-то о зарождении метафоры, но, к счастью, или, наоборот, это невозможно. Она зародилась, пожалуй, вместе с языком, фантазией, да и с человеком в принципе. С ним же она росла и развивалась.

    Так что такое метафора в литературе? Если рассматривать этот вопрос наименее подробно, то, можно сказать, что это сравнение , но, копнув глубже, определение окажется для вас более обширным. Метафора - образное сравнение одного предмета с другим на основе каких-либо свойств, это правило, кстати, футуристы старались максимально обходить и игнорировать. Значение этой тропы для них - передача чувств, эмоций и находящихся перед взором картин читателю. Примеры эпатажа футуристической метафоры в стихотворениях Маяковского не счесть, поэтому на нём и стоит остановиться:

    • За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна – поэт сравнивает луну со старухой, немощной и одинокой;
    • Улица муку молча перла.

    Крик торчком стоял из глотки.

    Топорщились, застряв поперёк горла,

    Пухлые taxi и костлявые пролётки.

    Грудь испешеходили.

    Чахотки площе. - это стихотворение описывает сравнение, где улица уподобляется больному человеку;

    • По мостовой

    моей души изъезженной

    шаги помешанных

    вьют жёстких фраз пяты. - в этом же стихотворении, наоборот - сам человек уподобляется улице.

    • Млечный путь перекинув виселицей, возьми и вздёрни меня, преступника. - невероятное предложение, в котором чётко описано значение, того, как видит звёздное небо писатель, а именно - сравнение млечного пути с верёвкой для виселицы, где должен быть повешен автор.

    О метафоре, как о литературном тропе мы узнаём ещё с учений Аристотеля , который считал, что она должна быть максимально приближена к истине и олицетворять неоспоримое сходство с предметом. Философ древности был уверен в том, что искусство, в том числе и литература, должно максимально передавать реализм окружающей жизни творца, в этом его суть и значение.

    Но, со временем мнения о свойстве и функциях сравнения заметно поменялись и во время эпохи футуризма, о котором было немного сказано выше, творцы пришли к мнению о том, что это сложное сравнение нужно использовать чтобы заставлять читателя задуматься над тем, почему автор хотел сказать именно так и в чём он увидел сравнение.

    В общем - метафора, это описание мировоззрения самого писателя, тропа, суть которой - передать образы, роящиеся в голове у пишущего, и дать читателю возможность максимально чётко представить себе точку зрения автора.

    Структура и принципы метафоры

    Метафора сама по себе является многогранным и сложным понятием, в котором все не так легко разложить по полочкам, как может показаться, на первый взгляд, но у всех есть право на шанс, поэтому попробуем и мы.

    Составляющие построения метафоры

    Такое многогранное сравнение, отображающее всю суть внутреннего мира автора и его видения жизни, не может быть не структурировано, согласно хоть каким-то догмам и законом литературной лексики. Итак, рассмотрим смысловые элементы , которые представляются частицами единого цельного полотна - метафоры.

    Рассмотрим составляющие на примере такой метафоры: «она увядала, теряя свой шарм».

    Виды метафоры

    Различают два основных вида метафор - сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

    Сухая метафора - сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

    • Глазное яблоко - метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
    • Ножка шкафа - ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
    • Золотые слова - естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
    • Горящая листва - на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина , также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

    Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

    Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова , Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

    Как отдельную часть речи ее стали воспринимать в 20 веке, когда расширились рамки использования данного художественного приема, что повлекло за собой возникновение новых жанров литературы – аллегории, пословиц и загадок.

    Функции

    В русском языке, как и во всех других, метафора играет важную роль и выполняет следующие основные задачи:

    • придание высказыванию эмоциональности и образно-экспрессивной окраски ;
    • наполнение словарного запаса новыми конструкциями, и лексическими оборотами (номинативная функция);
    • яркое необычное раскрытие образов и сути .

    Благодаря широкому употреблению данной фигуры, появились новые понятия. Так, метафорически значит иносказательно, образно, фигурально, а метафорически выраженный означает использованный в непрямом, переносном значении. Метафоризм – использование метафор для изображения чего-либо .

    Разновидности

    Нередко возникают трудности с тем, как определить данный литературный прием и отличить его от других. Определить метафору можно по наличию:

    • подобия по пространственному расположению;
    • подобия по форме (шляпка женщины – шляпка у гвоздя);
    • схожести внешней (швейная игла, игла ели, игла ежа);
    • переноса какого-либо признака человека на предмет (немой человек – немое кино);
    • подобия цвета (золотое колье – золотая осень);
    • схожести деятельности (горит свеча – горит лампа);
    • подобия положения (подошва сапога – подошва скалы);
    • схожести человека и животного (баран, свинья, осел).

    Все вышеперечисленное является подтверждением того, что это скрытое сравнение. Предложенная классификация указывает, какие бывают виды метафор в зависимости от схожести понятий.

    Важно! Художественный прием имеет свою специфику в разных языках, поэтому по значению может отличаться. Так, «осел» у русских людей ассоциируется с упрямством, а, например, у испанцев — с трудолюбием.

    Выразительное средство классифицируют по различным параметрам. Предлагаем классический вариант, который существует еще с античности.

    Метафора может быть:

    1. Резкая – на основе сравнения разных, почти несовместимых понятий: начинка высказывания.
    2. Стертая – та, которая не расценивается как фигуральный оборот: ножка стола.
    3. Иметь вид формулы – подобно стертой, но имеет более размытые грани фигуральности, нефигуральное выражение в этом случае невозможно: червь сомнения.
    4. Реализованная – при использовании выражения не учитывается его фигуральный смысл. Часто реализуется комическими высказываниями: «Я вышел из себя и вошел в автобус».
    5. Развернутая метафора – оборот речи, который строится на основе ассоциации, реализуется на протяжении высказывания, распространен в литературе: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими…». В поэзии тоже занимает особое место: «Вот охватывает ветер стаи волн объятъем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы…» (М. Горький).

    В зависимости от степени распространенности бывают:

    • общеупотребительные сухие,
    • общеупотребительные образные,
    • поэтические,
    • газетные образные,
    • авторские образные.

    Примеры выражений

    Литература изобилует предложениями с метафорой примеры в русском языке:

    • «В саду горит костер рябины красной» (С. Есенин).
    • «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…» (А. Пушкин)
    • «Она поет — и звуки тают…» (М. Лермонтов) – звуки тают;
    • «…Плакала трава…» (А. ) – плакала трава;
    • «Пора золотая была, да сокрылась» (А. Кольцов) – золотая пора;
    • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Э. Рязанов) – осень жизни;
    • «Прапорщики воткнулись глазами в царя» (А. Толстой) – воткнулись глазами.

    Это один из наиболее употребляемых образов в речи. Особое место занимает поэзия, где образность выходит на первый план . В некоторых произведениях эти речевые обороты встречаются на протяжении всего повествования.

    Яркие примеры метафоры в литературе: глухая ночь, золотая голова, ежовые рукавицы, золотые руки, железный характер, каменное сердце, как кот наплакал, пятое колесо в телеге, волчья хватка.

    Метафора

    Откуда взялась метафора? [Лекции по литературе]

    Вывод

    Прием переноса схожих качеств с одного понятия на другое часто используется в повседневной речи. Найти множество примеров в художественной литературе, прозе и поэзии, также не составит труда, ведь этот оборот речи является основным в любом литературном произведении.