Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 1

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», рассказывает об истории Дунайской Болгарии.

Как славяне стали подданными болгарского хана

Одним из интереснейших аспектов истории Балкан является история Первого Болгарского царства. Нас конкретно интересует процесс превращения Дунайской Болгарии из ханства тюрков в славянское царство. История этого государства изучалась многими учеными, такими как В. Златарски, П. Павлов, Д. Димитров, Р. Рашев, В. Гюзелев, У. Фидлер, Э. Трыярски. Вопрос взаимоотношений дунайских болгар с ромеями интересовал многих византистов и славистов. Задачей данного исследования является анализ письменных источников о взаимоотношениях болгар с славянами и ромеями, а также исследование внутриполитических процессов в середине Дунайской Болгарии.

Согласно сведениям Никифора и Феофана Исповедника сказано, что болгарское племя оногуры кочевало в местности, известной как Онгл, между Дунаем и Днестром (миграция датирована Феофаном 671 годом). Их осадил император Константин Погонат, однако то, что он отъехал на лечение было воспринято как боязнь болгар, и ромейские войска бежали. Болгары преследовали их.

По данным Константина Апамейского в 681 г. был подписан мирный договор по которому признавали образование Болгарии. Ставка Аспаруха была перенесена до городов Одессос и Маркианополя. Граница болгар доходила до гор Гемус (Старой Планины). Конфедерация семи славянских племен во главе с северами приняла власть болгар. Болгары жили в Малой Скифии (Добрудже) и Мезии. Георгий Кедрин и Иоанн Скилица сообщали, что во времена императора Константа ромеи воевали против славиний. В 679 г. указывалось, что болгары вторглись и перешли Дунай. Они стали у Варны и в битве с ромеями победили. По сведениям хазаро-европейской переписки хазары гнали вннтров (оногуров) с Кавказа до реки Руна (Дунай). В болгарской апокрифической летописи отмечалось, что на Дунае Испор царь (Аспарух) погиб в битве с измаильтянами. Р. Рашев считает этими измаильтянами хазар. Георгий Амартол сообщал, что в 680 г. болгары из местностей около Меотиды пришли во Фракию, против них выступили ромеи и осадили их в крепости на Дунае. Император болел и временно оставил войска, однако это привело к бегству и поражению ромеев. Много ромеев было перебито болгарами. Кагану скифов (болгар) были отправлены дары и с ним был заключен мирный договор. Лев Грамматик сообщал, что каган, правитель скифов, заключил мир с ромеями. Перед этим сказано, что болгары перешли Дунай и стали лагерем в болотистой местности у Варны. Туда подошли ромейские войска, однако император был вынужден отлучиться на лечение в Месемврию, что стимулировало слухи в войске. Ромеи начали панически убегать, а болгары их преследовать. Болгары заняли Мезию и получили от ромеев годовую дань. В 681 г. хронист Агафон сообщал, что оногуры-болгары разбили христиан.

Печать Тервела. Фото ChernorizetsHrabar / wikipedia.org

Как болгары вернули императора на престол, а тот пошел войной на друзей

Около 680 (690) г. Феофан сообщал о походе на булгар и славян. Юстиниан II одержал победу над булгарами и прошел до Фессалоник, взял в плен множество славян, которых потом расселил в Малой Азии. На обратном пути он был разбит булгарами. В 700 г. умер Аспарух, и ханом булгар стал Тервел. В 696 (706 г.) сообщалось, что Юстиниан ранее свергнутый с престола жил в ссылке в Херсонесе. Император Тиверий III Апсимар попросил кагана убить Юстиниана, однако того предупредили и он убил Папатца и Валгитцу, которым каган поручил убить Юстиниана. После этого Юстиниан бежал и на судне попал к Тервелу. При помощи булгар и славинов, воюющих на стороне Тервела, Юстиниан вернул себе престол в 697 (707) г. и вошел в Константинополь. В 698 г. он щедро одарил Тервела и развернул террор против своих политических противников. В 700 г. Юстиниан нарушил мир с булгарами, однако около Анхиала его войско было разбито, и император позорно бежал. Против Юстиниана подняли бунт Вардан и Филиппик. В 711 г. сказано, что Никита Ксилонит писал Артемию, чтобы он пришел к Тервелу и с помощью булгар напал на воцарившего Лева Исаврийца. Тервел дал им войска и деньги, однако Константинополь не принял их, и тогда булгары выдали Ксилонита и Артемия. Лев Исавр казнил их, а булгары обезглавили патриция Сисиния Реднаку. В 718 г. сказано о осаде арабами Константинополя, но при этом не было упомянуто о Тервеле.

В 754 г. сообщалось о бунте булгар против своих господ и о том, что ханом стал Телетзин (Телец). Много славян переселилось к ромеям, а те направили против нового булгарского правителя войска и флот. Телетзин отправил 20 тыс. своих подданых на защиту проходов в горах, а сам на Анхиальском поле сражался с войсками Константина Копронима. Много булгар было перебито, много уведено в плен. Пленных император провел в цепях по Константинополю во время триумфа, а после него всех их убили ромеи. У булгар же стал правителем Сабин, зять Кормисоса, который давно был правителем булгар. Телетзина же булгары сами убили. В 756 г. сообщалось, что у булгар воцарился хан Паган. Паган прибыл в Константинополь со своими бойлами, император же встретил их с Сабином (который бежал к ромеям во время восстания против его власти). Василевс в присутствии Сабина укорял Пагана за ненависть к Сабину. Он уверял булгар в миролюбии, однако организовал поход против булгар и дошел до Тунзы, предав огню поселения булгар и славян. Он казнил Севера (князя славянского племени северов). Под 766 г. сообщалось, что правитель булгар Чериг узнал, что его родные выдают его планы ромеям. Тогда он задумал интригу, вследствие которой ромейский император изрубил родствеников Черига.

Омуртаг шлет послов к византийцам. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Фото wikipedia.org

Византийский император из хазар

В 767 г. сказано, что Константин выступил в поход на булгар, но гемороидальные колики этому помешали, и в конце-концов Копроним умер, и его престол унаследовал Лев Хазар, который получил свою кличку потому, что был сыном хазарской хатун, которая была женой Константина Копронима. В 769 г. Чериг породнился с новым ромейским правителем, который дал ему титул патрикия и выдал за него сестру своей жены Ирины. В 801 (811) г. сказано, что военачальник булгар Круммос стал под Сердикой и овладел ею хитростью. Он угрожал также императору. Никифор в 803 г. собрал большое войско и вторгся в Булгарию, опустошал поселения булгар и взял дворец хана. Крум просил мира, но после отказа императора перешел в контрнаступление и казнил христиан, а потом разбил Никифора. Многие знатные ромеи погибли вместе с императором. После этого императором стал Михаил, который собрал новое войско. Тем временем Круммос взял Девельтос, а христиане Анхиала и Веррои оставили свои поселения. Булгары опустошали Фракию и Македонию. В 805 г. сообщалось, что Круммос отправил к ромеям послом Даргамира. Правитель булгар угрожал осадой Месемврии, император Михаил же не принял мира с булгарами из-за плохих советников, и булгары взяли Месемврию, а потом Девельтос. Круммос сначала у Версиникии, а потом у Адрианополя ждал, что ромеи дадут ему битву, однако ромеи испугались, и он не отдал приказа их преследовать только из-за того, что считал, что это какая-то военная хитрость.

Продолжатель Феофана указывал, что в скифском походе Никифора (811 г.) Ставракий погиб, а будущий император Лев V передал булгарам деньги, чтобы хоть на какое-то время успокоить булгар. Крум добился от ромеев уплаты дани и после этого заключил мир. Лев тем временем сверг Михаила и стал императором. Тогда Крум отправил против ромеев свое войско, Лев же отстроил длинные стены и около Месемврии, заманив булгар в засаду, разбил их. В 822-823 гг. булгарский хан Мортагон (Омуртаг) отправил своих послов к императору Михаилу II Травлу из Аморийской династии. Он заключил союз с ним. Он старался поддерживать мир с ромеями со времени императора Льва, с которым хан старался поддерживать мир. Против Михаила восстал Фома Славянин. Войска булгар в битве около поселения Кидукт разбили войска ромеев, а сам Фома бежал в Адрианополь.

Осада булгарами Адрианополя. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Фото wikipedia.org

Как булгары с арабами воевали во имя Византии

Никифор сообщал, что в 704 г. Юстиниан снова овладел царством, бежав из Херсона к булгарам. Там он нашел помощь у Тервела. Он привлек его обещанием денег и браком со своей дочерью. Булгары пришли к Константинополю. В 707 г. сообщалось, что Юстиниан отправился с большим войском в Фракию, но под Анхиалом был разбит булгарами. В 710-711 гг. Юстиниан отправил флот к Херсонесу, однако часть войск взбунтовалась, и Филиппик сверг тирана. Кампании против булгар возобновились через длительное время. Константин Копроним в 756 г. воевал против булгар, которые начали войну из-за неуплаты ромеями дани. Булгары вышли к длинным стенам и вторглись в Фракию. Ромеи разбили их в битве у Маркелл. Сообщалось, что у булгар правителем был Телессий, а его союзниками были склавины. Этот правитель потерпел поражение от ромеев и его убили. Новым ханом стал Сабин, который как только взошел на престол начал переговоры и заключил союз с ромеями. Это не понравилось булгарам, и они восстали. Сабин бежал в Константинополь. Константин Копроним двинулся в Дунайскую Болгарию в 765 г. поскольку булгары отлучили от власти Умара, назначеного Сабином. Своим правителем они провозгласили Токту, брата Баяна. В битве с ромеями Токту и другие погибли, а кавхан бежал в Варну. Дунайская Болгария была опустошена ромеями, которые сжигали булгарские и славянские поселения.

Георгий Амартол указывал, что Юстиниан вернулся себе власть с помощью булгарского правителя. В 708 г. он нарушил мир с булгарами и напал на них, но был разбит и с позором отступил в Константинополь. Во время правления императора Филиппика булгары опустошили Фракию и дошли до Золотых Врат. Арабы под руководством Масламы осадили Константинополь в 717 г., но взять город им помешали холода, чума и помощь ромеям со стороны булгар, которые перебили 22 тыс. сарацин. Никита Ксилинит предоставил много подарков и денег Тервелу, и тот поддерживал его. Однако Лев Исавр погубил этого ромея. В 765 г. Константин Копроним совершил поход против булгар и около Анхиала сразился с ними. В этой битве византийский император понес поражение.

В 774 г. Телериг уничтожил византийскую агентуру при своем дворе, а его войска вторглись в Берзитию. В 775 г. Константин Копроним снова отправил свои войска против булгар, однако ничего не смог сделать из-за болезни и скоро умер. Константинопольский патриарх считал императора виноватым в том, что жители империи стали жертвами скифского (булгарского) меча. В 784 г. император Константин напал на булгар и победил их. В 796 г. хан Кардам требовал у ромеев чтобы они дали ему дань. Он угрожал подойти к Золотым Вратам. Император не дал дань и высмеял Кардама за его преклонный возраст. Булгары были разбиты и были вынуждены вернуться в свои земли. В 811 г. против скифов (булгар) двинулся в поход император Никифор. Он вторгся в булгарские владения, а хан Крум тем временем укреплял деревянные укрепления в горах. В битве, которая состоялась в горной местности, Никифор был наголову разбит и сам погиб. Из черепа императора Крум сделал чашу. Когда царствовал Ставракий, Крум требовал большую дань и это было условием мира. Не дождавшись дани, Крум двинулся вглубь ромейских территорий, осадил Адрианополь, также булгары стояли у Золотых Врат. Когда Крум подошел очень близко к стенам византийской столицы, один ромей нанес копьем Круму рану, которая впоследствии оказалась смертельной. Булгары отошли от Константинополя, а новый хан помог Льву в усмирении бунтующего полководца Фомы Славянина.

Крум собирает армию, чтобы разбить византийцев. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Фото wikipedia.org

У ворот Царьграда

Лев Грамматик указывал, что Юстиниан II бежал из ссылки в Херсоне к булгарам, которые помогли ему снова стать императором. За это он дал булгарам провинцию Загорию за Старой Планиной. Вскоре он нарушил мир с булгарами и совершил поход против них. Однако Юстиниан потерпел поражение и бежал в Анхиал, а потом в Констанополь. В правление Филиппика булгары опустошали земли ромеев. При описании осады Констанополя Сулейманом и Масламой основная заслуга в победе приписана ромеям, но указано, что Сулейман сам атаковал владения булгар, чем вызвал ответные действия булгар, которые привели к погибели многих арабских воинов. Патрикий Никита Ксилинит предлагал за многие дары Тервелу присоединиться к заговору против Льва Исавра, но тот выдал замыслы заговорщиков. В 763 г. Константин Копроним организовал успешный поход против булгар. В Константинополе он праздновал триумф и провел по улицам пленных булгар. В 766 г. Константин совершил новый поход, но под Ахелоем был разбит и позорно бежал. При дворе Телерига в 774 г. были те, кто информировал ромеев о намерениях булгар, в частности о походе в Берзитию. Константин Копроним сделал вид, что готовится к войне против арабов, а сам готовился к войне против булгар. Пока он вел переговоры с послами, ромеи вторглись в Дунайскую Болгарию и одержали большую победу. Император сам планировал большой поход, однако гемороидальные колики привели к тому, что поход пришлось отменить, а потом и к смерти императора. Перед смертью Константина, воспользовавшись обманом, Телериг выявил византийскую агентуру при своем дворе и перебил ее. Во время регентства императрицы Ирины ромеи покорили славян Эллады. Были отстроены фортификации Веррои и Анхиала. Император Константин VI разбил булгар. Когда к нему прибыл булгарский посол с требованием дани, то он ответил, что не будет платить дань, поскольку Кардам стал слишком стар. В 796 г. ромеи разбили войска Кардама. Никифор вторгся в булгарские земли, а Круму пришлось строить деревянные укрепления, однако в битве в горах он победил ромеев. Император ромеев погиб, а его сын Ставракий был ранен. Ситуацией воспользовался куропалат Михаил, который осуществил переворот. Крум за мир требовал большую дань. Михаил направил против булгар войска, которые были разгромлены у Версиникии. Крум осадил Адрианополь и доходил до Золотых врат в Константинополе. Однако его подвела излишняя самоувереность. Один из защитников города ранил его копьем. Рана оказалась смертельной, и булгарские войска откатились от столицы. Правда 12 тыс. ромеев попали в плен и были переселены в Дунайскую Болгарию. Маламира в хронике было названо Владимиром. При регентстве в Византии императрицы Феодоры в крепостях были укреплены гарнизоны, а булгарские отряды опустошали сельскую местность в Фракии и Македонии. Булгарин Борис принял христианское имя Михаил и крестился.

Продолжение следует

Ярослав Пилипчук

В период между 630 и 657 г освобождаются из-под власти тюркютов приазовские гунны - болгары. К 635 г. вождь гунногундур Кубрат изгнал из Северного Причерноморья авар и объединил под своей властью приазовских и причерноморских болгар, создав так называемую Великую Болгарию. После этого он направил посольство в Византию и заключил с ней договор, что было очень важно для молодого, окруженного врагами государства. Византия могла только радоваться появлению нового союзника, особенно ценного в тылу авар - непосредственных соседей и опасных врагов империи. Ираклий послал Кубрату дары и почтил его саном патрикия.

Волжская Булгария занимала земли в центре Среднего Поволжья, в Западном Закамье и Предволжье, а позднее, в XII в., ее территория расширилась: на севере – до бассейна Казанки, а степные, слабозаселенные рубежи на юго-востоке временами доходили до р. Яик (р.Урал).

Она включала в себя территории современного Татарстана, Чувашии, Марий Эл, часть земли Удмуртии, Мордовии и Башкирии, а также некоторые районы Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской, Пермской, Пензенской, Нижегородской и Ульяновской областей.

Фактически значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. Этнический состав этой страны был пестрым не только в период сложения государства, но и позднее. С юго-востока сюда проникли тюркские племена огузов, печенегов и кипчаков. Но основное население Булгарии называлось “булгары” – именно так зафиксировано в письменных источниках того времени. “Булгаром” называлась и столица этого государства, расположенная на месте слияния Волги и Камы.

Защищенные латами и щитами с острыми копьями в руках три римских воина в панике удирают от двух полуголых гуннов-болгар. Ситуация, характерная для позднего Рима и Византии.

Политика Булгарии

Великая Булгария в Поволжье проводила активную международную политику. Она имела активные связи с другими государствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признанием со стороны мусульманских государств. В Х веке в Булгарии чеканили свою монету, рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля в Булгарии развивалась очень бурно. Этому способствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой.

Волжская Булгария уже в IX веке становится торговым центром Восточной Европы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и со Скандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговал а со Средней Азией, с Кавказом, с Ираном, с Прибалтикой. Торговые караваны непрерывно ходили в Хорезм, Хорасан и обратно. Булгария имела хороший торговый флот.

Она торговала не только мехами, рыбой, орехами, лесом, моржовыми зубами. Большим спросом пользовались булгарские мечи, кольчуги, кода, обработанная специальным образом («булгари»). Широко были известны ювелирные, кожаные и меховые изделия булгар. Купцы были убеждены что «меха из этих краев теплее, чем меха из других стран».

Болгарский хан Кубрат – основатель Великой Болгарии в степях Причерноморья.

Налоги

Налоги для хана не были столь большими. Так, они составляли только одну бычью шкуру от каждого дома. Поведение хана было весьма демократичным. Он появлялся на улицах столицы и на базарах без всякой охраны. Люди приветствовали его стоя, сняв при этом головной убор. За праздничным столом хан восседал обычно вместе с женой.

Таким образом, до нашествия монголов Булгария была могущественным царством с богатыми городами. Путешественники утверждали, что жители этой страны являются единым народом, который «крепче держится закона Мухаметтова, чем кто-нибудь другой». По мере укрепления государства крепло объединение родственных племен. Так образовалась единая народность. Поэтому в Х веке говорят только о двух названиях народа: булгары и сувары.

Главным противником хазар была Великая Булгария хана Кубрата, но она рухнула от первого же удара хазар. Преследуя булгар, хазары устремились на запад. В письме хазарского царя Иосифа (X в.) говорится, что хазары преследовали булгар до самого Дуная.

Население

А в XI веке говорят (в частности летописи) уже только об одном булгарском народе. Население Булгарии вело оседлый образ жизни. Оно вело хозяйство, которое было высокоразвитым. Хорошо было развито земледелие. В Х веке булгары уже применяли лемехи к плугам. Их плуг сабан позволял проводить пахоту с оборотом пласта. Использовались также мотыги, оковки лопат, изготовленные из железа. Булгары выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, горох и т. д.

Всего более 20 видов культурных растений. Булгары занимались также садоводством и огородничеством, пчеловодством, а также охотой и рыболовством. Путешественники XII века отмечали, что булгары потребляют «много меда, а рыба у них крупная, разнообразная и очень вкусная». Они отмечали, что булгары являются выносливейшими из людей в отношении мороза. Это объясняли тем, что пища и питье их по большей части из меда.

Болгары бежали от хазар на Балканы. Здесь они нашли для себя и своих потомков «землю обетованную», подчинили местный этнос, породнились и слились с ним и создали государство, процветающее и сегодня.

Производства

У булгар были развиты следующие ремесла (производства): ювелирное, кожевенное, косторезное, металлургическое. Они обрабатывали медь. Во всех русских княжествах широко были известны булгарские гончарные изделия. Только в столице Булгарии действовало около 700 различных мастерских. Широко было развито косторезное производство.

Булгары изготавливали не только железные орудия труда, но и железные боевые доспехи. Выплавку чугуна они стали проводить задолго до западных европейцев. Чугун широко применяли в производстве, так же как и медь, серебро, золото и их различные сплавы.

Сын хана Кубрата Хан Аспарух – основатель Балканской Болгарии – царь Первого Болгарского царства в конце IX – начале X веков.

Строили из камня, кирпича и дерева. В строительстве булгары были признанными мастерами. Их нередко приглашали в русские княжества для возведения храмов, больших зданий и т. п. И сейчас можно видеть в храмах Владимиро-Суздальщины булгарские элементы: сказочная чаша, травы, звери, птицы и т. п. использованы в оформлении.

Страна городов

Булгария была страной городов, которых вместе с укрепленными крепостями было около двух сотен. Первая столица страны город Булгар располагался недалеко от места слияния Волги и Камы. Сам город состоял из двух частей. В обеих частях города были жилые кварталы и большое количество мастерских гончаров, металлургов, косторезов, кожевников и других. Город Булгар был знаменит своими банями. Они были построены не позднее VIII века. В Х веке в городе были три такие общественные бани. Одна из них имела длину в 30 м и высоту в шесть метров (баня Ак пулат). Функционировала также общественная баня Кызыл пулат, а также баня для простолюдинов. В бане Ак пулат был построен бассейн для купания. Как и в Риме, бани были своего рода клубами.

Чтобы объединить болгар, славян и греков, живших на Балканах, болгарский князь Борис I принял христианство. Это позволило ему создать государство Болгарию.

Город Булгар рос на глазах. Париж, Лондон, Дамаск и др. значительно уступали Булгару как по численности населения, так и по площади. Недаром арабский исследователь Х века писал, что в этом городе «все мусульмане, из него выходят 20 тысяч всадников. Со всяким войском кяфиров, сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают».

Торговый центр

Булгар был крупным торговым центром. Здесь было много иноземных купцов. В семи километрах от города располагался главный пункт внешней торговли – Ага-базар. Сюда прибывали верблюжьи караваны и торговые корабли. Здесь встречались друг с другом иноземные купцы – индийские, китайские, иранские, арабские и другие. В хождении была валюта (в том числе и булгарская). Булгарские купцы появлялись не только в Скандинавии, Прибалтике и на Руси, но и в Константинополе, Багдаде, Северной Африке.


Район расселения волжских булгар.

У Волжской Булгарии была и вторая столица. Это был город Биляр, который находился на расстоянии примерно ста километров от Булгара (к востоку). Биляр стал ещё более крупным городом, чем Булгар. Он размещался на площади в семь миллионов квадратных метров. В XIII веке его население достигало 70 тысяч человек. По тем временам это было очень много. Для сравнения скажем, что даже в XV веке города, в которых проживало 30 тысяч жителей, считались крупными.

Планировка

Планировка города была очень своеобразной и привлекательной. Он состоял из цитадели, внутреннего и внешнего города. Вокруг внешнего города простирались посады. Сама цитадель имела квадратную форму. Она была ориентирована по странам света. Цитадель имела деревянные защитные стены. Ширина стен достигала десяти метров. По углам были сооружены сторожевые башни. Внутри цитадели был построен белокаменный храм с 24 колоннами. Размеры его составляли 44 на 26 метров. Храм имел два больших зала. Они были ориентированы на священный город мусульман Мекку. Вблизи храма был построен дом дизимама. Он был двухэтажным, кирпичным. В самой цитадели были сооружены житницы, а также общественные колодцы.


Булгар сегодня.

Внутренний город располагался непосредственно вокруг цитадели. В нем проживали богатые купцы и ремесленники. Город был четко спланирован. Он был прочерчен красивыми улицами, которые выходили из площадей. На площадях имелись красиво оформленные водоемы. На улицах красовались кирпичные и деревянные дома.

Внешний город

Вокруг внутреннего города располагался внешний город. В нем жили воины и люди меньшего достатка, такие как купцы среднего достатка и мастеровые. Здесь располагались бесчисленные мастерские и дома ремесленников. Здесь же жили и иноземцы. Для иностранных купцов был предназначен большой караван-сарай.

Внешний город был окружен укрепленным валом. Его длина достигала 10 километров. Вокруг внешнего города по всей окружности находились посады. Они были по окружности с внешней стороны обнесены тыном.

Три Болгарии: Великая, Балканская и Волжская. Но оказывается, были и другие, например, Паннонская и Киевская.

Город был оборудован водопроводной и канализационной системами. Избыточные воды из города отводились продуманной дренажной системой. В городе функционировало и центральное подпольное отопление. Кстати, и в других булгарских городах существовала система калориферного отопления жилых домов. В них функционировали и водопроводные системы. Жилые дома в городах были наземными. Их топили по-белому.

Наиболее крупными городами Булгарии были Сувар, Ошел, Буртас. Остатки города Буртаса в настоящее время находятся на территории современной Пензенской области. Многие из городов в определенное время были столицами княжеств. Были возведены такие города, как Жукетау (Жукатин), Кашам, Нукрат, Тухчин и другие. Хорошо укрепленная крепость с белокаменной мечетью находилась недалеко от современного города Елабуги.

Реконструкция облика волжских булгар по черепам из захоронения около Х в.

Воспитание

У булгар была очень прогрессивная система воспитания, которая вырабатывала у подрастающего поколения высоконравственные устои. У детей и подростков воспитывали трудолюбие, а также уважение к старшим. Большое значение придавалось культу предков. Каждый должен был уважительно относиться к месту вечного покоя предков.

К огню было особо почтительное отношение. На огонь нельзя было плевать, бросать в него режущие и колющие предметы и вообще выказывать неуважение, пренебрежение. Вода также воспринималась как один из первоэлементов космоса.

Булгары отдавали себе отчет в том, что вода обладает охранительной, очистительной и плодородящей силой. По мнению булгар, именно вода олицетворяет верховное божество – Тенгре (Тангре). Тенгре было единственное божество, в которое верили булгары.

В ранний период своей истории булгары, как и другие народы, прошли путь веры во многих богов, божков и духов. В описываемое время булгары были монотеистами. Поскольку булгары верили в единого бога, они легко восприняли ислам, в котором «нет бога кроме Аллаха». Общепризнанные моральные ценности булгарского народа вполне соответствовали моральным требованиям Корана.

Следует сказать, что в то время арабский Восток был передовым в науках и искусствах, во многом опережая в этом Византию и Рим, не говоря уж о Западной варварской Европе. Поэтому неслучайно Волжская Булгария оказалась в сфере арабской мусульманской цивилизации.

Принятие ислама

Частично ислам проник в среду булгар еще во время Хазарского каганата. Массовое принятие ислама булгарами произошло в 825 году, почти 1200 лет тому назад. С 922 года ислам стал государственной религией Волжской Булгарии. В 921 году верховный правитель Булгарии Алмас Шилки направил послов к Багдадскому халифу со специальной миссией пригласить духовных лиц, которые бы процедурно правильно оформили официальное принятие Булгарией ислама. Посольство таких духовных лиц прибыло в Булгарию в 922 году. В центральной мечети столицы торжественно был проведен специальный молебен. Тут и было провозглашено официальное принятие Булгарией ислама, который стал государственной религией.

Общая государственная религия должна была способствовать сплочению булгарского народа. Этот акт должен был работать на укрепление безопасности государства, поскольку Булгария с этих пор могла рассчитывать на помощь и выручку других исламских государств. И действительно, принятие ислама в качестве государственной религии сыграло такую роль.

Древняя мечеть на территории Волжской Булгарии.

После принятия ислама Булгария стала переходить с рунического письма на арабскую письменность. Быстро росло число мечетей, а с ними и школ. Об этом свидетельствуют и письменные источники. Так, путешественник Х века отмечает, что в селениях Булгарии имеются мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Постепенно стали открываться школы и более высокого уровня – медресе. В этих школах со временем стали обучаться и учащиеся из других мусульманских стран. Сами булгары проходили учебу также в известных учебных заведениях Аравии и Средней Азии. У оседлого булгарского народа были давние традиции тяги к знаниям, к всеобщей грамотности. Ислам также обязывает учиться. В хадисах мусульман сказано: «Если это нужно для получения знаний, то отправляйся хоть в далекий Китай, ибо приобретение знаний – первейшая обязанность каждого правоверного».

Образование и наука

Развивалось образование – развивалась и наука. В Булгарии появились талантливые ученые в различных областях науки: математики, астрономии, медицины, истории и т. д. Были организованы астрономические наблюдения. Они велись не только на территории самой Булгарии. Широкое признание получили труды ученого Хаджиахмета ал-Булгари, философа Хамида бин Идриса ал-Булгари и других. В Булгарии издавались книги о лекарствах, по ораторскому искусству, по литературоведению, которые написал Бурханатлин бин Юсуф ал-Булгари. Издавались также книги Тажетлина Булгари по медицине. Появились сочинения Махмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и др. Булгарские мыслители и ученые получили мировую известность и признание. Показателен такой факт. Ахмет Булгари в XI веке стал учителем султана государства газневидов. Это государство включало в себя современный Афганистан, часть Индии, Ирана и Средней Азии.

Успешно развивались не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт Дауд Саксин-Суари, который творил в начале XII века. Он был выходцем из города Саксина и принадлежал к народности суар. Наиболее широко известна книга поэта «Сад цветов, излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого раздела автор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же иной знаменитой личности.

Творчество

Широко известен также выдающийся поэт XIII века Кoл Гали. Его поэма «Кыссен Юсуф» («Легенда о Юсуфе») получила всемирное признание. Его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее время в Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.

Большое место у булгар занимало устное народное творчество. До сегодняшнего дня сохранились многие предания и легенды, связанные с жизнью и борьбой булгар, буртасов и др. Сохранились сказки и др.

Русские княжества

Булгария стремилась строить дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 году был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель – тонуть». В 1016 году был заключен торговый договор Булгарии с Киевским княжеством. Булгарские купцы получили право торговать на русских землях. В 1024 году в Суздальском княжестве разразился страшный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары. Они выделили голодающим хлеба.

Продолжение следует…

Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 3

Крещение и булгарские послы

Латиноязычных европейских хронистов в целом мало интересовали дела на Балканах, пока влияние франков не начало распространяться на балканских славян и Паннонию. Из событий, связаных с Балканами, они отметили только помощь булгар ромеям в 717 году и гибель в битве с булгарами императора Никифора. Во «Всемирной хронике» сообщалось, что на помощь Константинополю, осажденому сарацинами, пришли булгары с реки Истр (Дунай). В «Деяниях Неаполитанских епископов» указывалось, что булгары, живущие на Дунае, ударили в тыл многочисленному войску сарацинов, осаждавших Константинополь. Сообщалось, что в 811 году Никифор хотел завладеть страной булгар, и многие из них бежали в горы. Но неожиданно на него напали, и вместе с другими ромеями он погиб. В «Ситийской хронике» от 812 года упоминалось о гибели императора Никифора от рук булгар. Эйнхард в 813 году сообщал, что булгары стояли у врат Константинополя. Крум погубил Никифора, а Михаила изгнал из Мезии. Когда Крум был около стен Константинополя, сообщалось, что Михаил сделал неожиданную вылазку и Крум был тяжело ранен. Булгары вынуждены были быстро отступить. В «Фульдских анналах» временем битвы Никифора с булгарами назван 812 год.

В 824 году император заключил мир с Омуртагом. В «Ведастинских анналах» сообщалось, что при помощи булгар Тервела Юстиниан вернул себе власть в 705 году. В 716 году сообщалось, что булгары ударили в тыл сарацинам, осаждавшим Константинополь. В 813 году указано, что Михаил напал на булгар, однако этот поход был неудачный. Агнел сообщал, что булгары помогли Юстиниану снова стать императором. Друтмар из Корби сообщал о крещении булгар. В «Ксантенских анналах» сказано, что булгары, ранее поклонявшиеся идолам, приняли христианство в 868 году. Андрей Бергамский датировал это событие 867 годом. В «Бертинских анналах» времем крещения назван 866 год. Регинон Прюмский считал, что крещение произошло в 868 году.

Воины Крума преследуют сына Никифора I Ставракия. Фото wikipedia.org

Анастасий Библиотекарь отмечал, что Аспарух был одним из пяти сыновей Кровата (Кубрата). Его войска пришли в область Онгл у Дуная. Император Константин пришел с войском и флотом. Однако булгары разбили ромеев и преследовали до Одисса. Булгары завладели землями вплоть до Аварии. Анастасий Библиотекарь вместе с Феофаном и Никифором сообщал, что Юстиниан II воевал против Славинии и Булгарии.

В «Кратких Лоршских анналах» от 814 года сообщалось о смерти Карла Великого и великом сейме, созваном Людовиком Благочестивым, на который прибыли посланики ромеев просить помощи против дунайских булгар. Эйнхард сообщал, что правитель гудоскан Борна, а также Людевит (правитель паннонских хорватов) отошли от союза с булгарами. Следует это понимать так, что они были союзниками дунайских булгар против авар. В 824 году хан Омуртаг отправил посольство к императору Людовику. Тогда же прибыли послы от ромеев и племени преденецти (дунайских ободритов), которые жаловались на ущемления со стороны булгар. В 825 году булгары договорились с франками о разграничении сфер влияния. В 827 году булгары пришли с войсками и суднами в Паннонию, разорили местных славян и назначили туда своих чиновников. В 828 году граф Балдрих был лишен титула из-за бездействия против булгар.

В «Фульдских анналах» повторялись данные о посольстве 824 года и договоре 825 года, а также о булгарском вторжении 827 года. Эти же сюжеты были описаны в «Житии Людовика». В «Фульдских анналах» 828 года сообщалось, что молодой Людовик (тот, который станет Людвигом Немецким) был отправлен воевать против булгар. В 845 и 852 годах франки отправляли посольства к булгарам, а в 863 году булгары помогли франкам против Карломана, захватившего власть в Каринтии. В 867 году Людвиг удовлетворил требования булгар. В 884 году булгары вместе с франками воевали против Великой Моравии. Раббан Мавр говорил о походе императора Людовика против булгар в 828 году. Валафрид Страбон сообщал, что перед Лотарем отступили враги, в числе которых были названы булгары. В «Бертинских анналах» было сказано, что в 853 году славяне (мораване) привлекли на свою сторону булгар. Однако король Людвиг Немецкий разбил их. В 864 году сообщалось, что Людвиг питал вражду к булгарам, однако ходили слухи, что правитель их по титулу каган принял христианство. В «Лаубахских анналах» сообщалось о булгарских послах 832 года.

Булгары лишь иногда были интересны латинянам. При правлении Карла I Великого обе стороны старались поддерживать статус-кво, который сложился после 804 года, когда Аварский Каганат прекратил существование как империя. Камнем преткновения между франками и булгарами в правление франкского императора Людовика Благочестивого стала Паннония. Булгары, рассчитывавшие на распространение своей власти на всех южных славян, столкнулись с тем фактом, что хорваты из Далмации и Паннонии фактически приняли франкское подданство. Булгары в свою очередь через некоторое время ввели свои войска и поставили своих ставленников в Паннонии. В середине IX века булгары оказывали поддержку Великой Моравии, стараясь не допустить продвижения франков далее на восток. Некоторым образом внешнюю политику Дунайской Болгарии в правление Маламира и Пресиана скорректировало вторжение венгров в 837 году, вследствие чего булгары потеряли землю Онгл и Мунтению. На север от Дуная власть булгар более не распространялась. Из степей Северо-Западного Причерноморья на дунайских булгар нападали венгры.

Император Крум сделал чашу из черепа Никифора. Фото wikipedia.org

От кочевничества к оседлости, от язычества к христианству

Социальные трансформации в Дунайской Болгарии особенно видны благодаря данным археологии. Нужно отметить, что в начале существования государства булгары были кочевниками, для которых были характерные богатые захоронения. В погребениях булгар находили кроме погребенного человека, коня, медальоны, печати, оружие. У. Фидлер отмечал, что особым символом власти булгарской власти был символ Тангры, который сочетал греческий эпсилон с еще двумя линиями на бронзовых амулетах. Существовали девташлары, то есть каменные статуи, которые почитались булгарами.

У этого государства не было определенной столицы. У Аспаруха это была Плиска, а у Омуртага Чартал. В Дунайской Болгарии существовала официальная пропаганда, которая была выражена в надписях на камнях. Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Большинство надписей же датированы временем Крума и Омуртага, то есть временем булгарского великодержавия. В период христианизации Дунайской Булгарии количество таких надписей сокращается.

Нужно также отметить, что булгары постепенно оседали. Концентрация булгарских поселений была характерна для районов Варны и Плиски. Районы Добруджи и Онгла были менее населены. То есть изначально булгары поселились на территории, которая не была похожа на их степи, и только часть населения продолжала кочевать.

Болгарские воины IX века. Фото wikipedia.org

Булгарское язычество было производным от древнетюркского с особенностями, которые записал Мовсес Каганкватци во время миссии в царство булгар-суваров на Северном Кавказе. Тенгри-Аспендиат у дунайских булгар назывался Тангра. Прежде всего булгары поклонялись небу, символом которого и был Тангра. Он же был властителем молний. В селе Горталово было найдено изображение Умай, подобное кудыргинскому. В письменных источниках не упоминался Ыдук Эр-Суб. Феодор Студит отчетливо указывал на многобожие булгар и их идолов. Он отказался от участия в пиршестве при дворе хана Омуртага. Священными были лесные рощи.

Идеология общества была всаднической и милитаризированной. Оглашалось, что власть кагану дана от Тангры, подобно тому, как кок-тюрки, енисейские кыргызы, токуз-огузы ссылались на волю небес и божественный мандат. Булгары поклонялись небесным светилам - Солнцу, Луне и звездам. Почитание звезд отметил Феофилакт Охридский. Иоанн Экзарх упоминал о солнцепоклонничестве. Солнце и Луна представлялись двумя братьями. Григорий Богослов говорил, что булгары поклонялись реке и зверям в ней и язычники посвящали ему богослужение.

Борис в письме Папе римскому Николаю говорил о чудесных свойствах камней, и у булгар было принято поклоняться камням, например, девташларам. Кроме того, обожествлялись горы, скалы, деревья, озера и реки. Феофан Исповедник говорил, что Крум поклонялся морю. Скриптор инцертус сообщал, что хан принес морю в жертву пленных ромеев.

Во время правления Крума булгарский хан исполнял функции и светского, и духовного лидера. Титул верховного жреца был кан бойла колобра. Боколобр как главный жрец был у авар. У дунайских булгар также существовал титул багатур бойла колобр. Простые жрецы назывались колобрами. Однако это имело и свою обратную сторону. Неудачливых правителей могли убить как того, кто приносит несчастья своему народу. Такой была судьба ханов Телеца и Дицевга (сына Крума).

У булгар существовал культ предков, который был зафиксирован в папско-ханской переписке. Пользовались почитанием кони, олени, собаки, соколы. Из данных письменных источников мы знаем, что булгары клялись над железом и после клятвы разрубали собак для гарантирования клятвы. Такой обычай зафиксирован Продолжателем Феофана и Николаем Мистиком. Языческие идолы изготавливались из дерева и камня. Перед ними люди вставали на колени и приносили жертвы. Были у булгар и каменные антропоморфные статуи – бабы.

К вопросу о каганах

Надписи на камнях как форма государственной пропаганды существовали у дунайских булгар и персов. Культовых центров у персов-зороастрийцев было несколько, главным из которых был Накш-и Рустам. У кок-тюрков и токуз-огузов в порядке вещей было возведение стел, на которых несколькими языками рассказывалось о свершениях правителей. Похожая форма пропаганды существовала и у скандинавов, например, известна стела в честь Гарольда Синезубого. При этом у датчан и персов надписи были на одном языке, а у кок-тюрок, токуз-огузов и дунайских булгар на нескольких языках. Содержание надписей в Дунайской Болгарии нам известно только благодаря тому, что существовал параллельный текст на греческом языке. Язык дунайских булгар, который использовал для письменности тюркскую рунику, остается малоизвестным из-за скудности данных.

Наиболее известный культовый центр дунайских булгар это Мадара, где до римлян существовал культовый центр фракийцев. Ц. Степанов предполагал для наскальных изображений булгар в Мадаре связь с митраизмом, а само название местности считал производным от тюрского слова герой. Следует отметить, что у алан и волжских булгар были некоторые обычаи, напоминающие митраистические практики. Однако более правильно было бы обозначить, что у булгар нашли отображение индо-иранские традиции, а не митраизм как высокая религия. Исследователь выступал критиком гипотезы о некотором влиянии зороастризма на булгар. Ни в одном источнике не упоминалось о связи булгар с зороастризмом. Булгарские храмы огня были лишь подражанием высокой религии иранцев.

Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Фото wikipedia.org

Необходимо отметить, что зороастризм не получил большого распространения даже у алан, не говоря уже о тюркских кочевниках. Булгары погребали своих умерших вместо того, чтобы выставлять их тело на съедение птицам в храме. Булгары только переняли знак удачи - фарн. Для булгар Мадара была аналогом тюркского Отюкена. В храме под Даул-таш находилось открытое святилище Тангры. Рядом со святилищем находился бассейн с водой для ритуальных омовений. Также в рамках Мадары у села Калугерицы существовал еще один языческий храм. Другие культовые центры существовали в районе сел Горталово, Плевенско, Камен Бряг и в районе Родопских гор. В святилищах находились каменные амулеты. Нужно отметить, что существовали белые и черные шаманы. Амулеты должны были защитить от черной магии. Конкуренцию христианству у булгар составляло разве что поклонение Тангре.

Правители Дунайской Булгарии выдумали легенду о своем происхождении, похожую на римскую и тюркютскую, только вместо волчицы Испера (Аспаруха) выкормила корова или олениха. Похожий сюжет встречался в легендах о Моисее, Саргоне и Кире. В болгарской апокрифической летописи отмечалось, что булгары заняли пустующую после эллинов Карвунскую область. Таким путем булгары обосновывали легитимность того, что они правят на Нижнем Дунае.

Необходимо отметить, что не всегда за булгарскими правителями признавали легитимность. Так в Салернской хронике отмечалось, что только аварский правитель может носить титул каган, а правители норманнов, булгар и хазар носят титул dominus. Это находится в противоречии с данными, известными из других источников. В «Бертинских анналах» упомянут каган скандинавов, то есть каган Руси. Известны также данные Иллариона о кагане Владимире. Рядом с ним сосуществовал славянский титул князь и скандинавский титул конунг. Титул каган вероятно был перенят у тюркских соседей. О кагане и каганбеке хазар сообщали арабские источники. В конце концов исходящие от булгар данные свидетельствуют о титуле кагана у булгар.

У булгар и у хазар существовали харизматические кланы. Так у булгар это был Дуло, у хазар тюркютский клан Ашина. Через некоторое время власть переняли роды Вокил и Угайн. То, что правящая династия сменилась, стало причиной столкновений между родами, поскольку они не имели такого авторитета, как Дуло. В еврейских источниках происхождение Булана не связывается с царским родом, сказано лишь о том, что он был знатного рода. Смена фактического правителя с кагана на каганбека стала причиной гражданской войны в Хазарском каганате. В Дунайской Болгарии не произошло раздвоение на сакрального и светского правителя, а хан соединял в себе и сакральную, и светскую власть. Когда дунайские булгары славянизировались, то вместо титула каган употребляли титул царь. Его носили и Симеон, и комитопул Самуил.

Продолжение следует

Ярослав Пилипчук

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Сам не знал! Болгарский народ относится к персидской (индоиранской) этнической группе. Первое древнеболгарское государство существовало у горы Гундукуш в центральной Азии еще за несколько веков до нашей эры. В индийских источниках это государство называется Балхара, а в греческих - Бактрия .

Вот и братья славяне! А ведь ныне многие считают болгар именно славянским народом.

Сохранилось мало информации о том, как и почему болгары двинулись на запад, но двинулись они явно большой оравой, потому как дошли и дошли далеко — до балканского полуоствора. Есть лишь информация, что из района Гундукуш их выдавили монголы.

Покорение Балкан

Долго ли шли болгары на запад или коротко, но существуют записи, датированные 165 годом нашей эры, в которых уже упоминается не просто о народе, а о государстве. Далее есть сведения о том, что в VII веке Болгарское государство занимало всю северную территорию черноморского побережья, нижнее течение и дельту Дуная.

Болгарский Хан Аспарух с братьями в том же веке начал расширять территорию Старой Великой Болгарии. На Балканах Аспарух объединил древних Болгар с потомками Фракийцев, а также ближние славянские племена. Столицей этого государства стал город Плиска, имевший огромную по той эпохе площадь.

  • Один брат хана Аспаруха в составе многочисленного войска с обозом направился на север и создал Волжскую Болгарию.
  • На территории сегодняшней Македонии была создана еще одна Болгария (болгары Кубера )
  • Четвертая группа болгар поселилась в Северной и Центральной Италии (болгары Алцека )

Так было положено начало Первому Болгарскому Царству . Память о Хане Аспарухе жива в Болгарии до сих пор. В каждом городе непременно есть улица с его именем.

Империя Болгар

А в IX веке на карте Европы Средних веков существовало три больших империй - Дунайская Болгария, Франкское государство Карла Великого, и Византия. К северо-востоку Волжская Болгария укрепляла свои устои. В эпоху Средних веков Болгары были среди первых христианских народов, установивших культурные контакты с Арабами.

Похожая публикация: Берендеи - загадочная и неоднозначная история исчезнувшего народа

Кстати, о Волжской Болгарии. В X веке болгары, поселившиеся на Волге, принимают ислам как основную религию (в отличии от других своих соплеменников, которые подались в христианство) и создают одно из самых блестящих мусульманских государств в Средние века. Это государство было окончательно уничтожено Иваном Грозным в середине XVI века (Казань то он брал).

Сам же Иван Васильевич прекрасно знал, кого он покоряет. В исторических документах упоминания о татарах НЕТ. Иван Грозный покорил Болгарское царство. (Гримберг Ф.Л.«Рюриковичи или семисотлетие „вечных“ вопросов», М.: Московский лицей, 1997.308 с.).

Вот причем тут Казань

Название современной части Российской Федерации «Татарстан» («Татария») не является историческим, на самом деле Булгария (Волжская Болгария, Болгарское царство) , так вот!

Академик Греков Б.Д. сформулировал вот такой тезис: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой. (По кн.: Каримуллин А.Г. «Татары: этнос и этноним», Казань, 1989г., стр. 9-12).

Русский историк Карамзин Н.М., которого даже многие называют великим, писал: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей.» («История государства Российского», СПб,1818, т.3, с.172). В частности, в отношении волжских болгар дело обстояло именно так. «Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами» . /История Казани, Книга I.-Казань, Татарское кн.изд-во.-1988. стр.40/.

А были ли татары?

Да были. Это были действительно кочевые племена, отнюдь не мирные. Они нападали, на них нападали. О татарах уже была статья на нашем сайте. Они долго досаждали китайцам, которые в итоге разбили татарское войско, было это в конце III века до н. э.