История Италии.

Эпоха Возрождения.

В 14–15 столетиях в Италии, несмотря на ее политическую раздробленность, происходили глубокие, хотя и постепенные преобразования. Политические неурядицы, накопление богатств в этом центре мировой торговли и, наконец, богатая история Италии способствовали Ренессансу – возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима.

Рост благосостояния сопровождался формированием общества, которое было урбанистическим, светским и глубоко индивидуалистическим. Города, возникшие еще в Римскую эпоху и никогда полностью не исчезавшие, возродились благодаря огромному подъему торговли и промышленности. Более того, распри между императорами и папами позволили городам, лавируя между обеими сторонами, освободиться от внешнего контроля. Всюду, за исключением юга Апеннинского п-ова, города стали распространять свою власть и на окружающую сельскую местность. Феодальной знати приходилось отказываться от привычного образа жизни и участвовать в интеллектуальной и духовной деятельности в городах.

В политическом отношении феодальная анархия сменилась полным хаосом. За исключением расположенного на юге Неаполитанского королевства, Апеннинский п-ов был разделен на множество мелких городов-государств, почти полностью независимых как от императора, так и от папы. Конечно, происходили различного рода захваты и слияния, но многие города могли успешно за себя постоять, и никакие соглашения или силы не могли принудить их к объединению. В то же время резкие социальные противоречия в самих городах и необходимость образования единого фронта против внешних врагов способствовали падению многих республиканских режимов, что облегчало деспотам захват власти. Люди, устав от нестабильности, сами искали или одобряли появление таких тиранов, которые правили с помощью наемников (кондотьеров), но вместе с тем стремились добиться уважения и поддержки у горожан. В этот период происходило значительное расширение более крупных государств за счет мелких, и к 1494 осталось лишь пять крупных государств и еще меньше городов-государств.

Миланское герцогство, Флорентийская и Венецианская республики, Папская область и Неаполитанское королевство были наиболее значительными политическими образованиями Апеннинского п-ова. Милан под управлением семьи Сфорца стал одним из богатейших государств и центром искусств и просвещения.

Подобно тому как Милан доминировал на Ломбардской равнине и контролировал альпийские перевалы, ведущие в Северную Европу, Венеция, построенная на островах лагуны, господствовала на Адриатическом море. Державшаяся в стороне от сложных перипетий итальянских политиков, Венеция благодаря своему географическому положению играла роль посредника в торговле между Западной и Восточной Европой. Венецией управляли богатые семьи, избиравшие из своей среды дожа, пожизненного главу города, который правил с помощью Сената и Совета десяти. По договору 1454, заключенному между Венецией и Миланом, последний признал Венецию как материковое государство в восточной Ломбардии и на северных берегах Адриатического моря.

Флоренция сохраняла видимость республиканской формы правления, однако частые перевороты, распри между партиями и господство олигархии, состоявшей из узкого круга богатых семей, привели к признанию жителями города в 1434 власти семейства Медичи. Формально сохранялась республиканская форма правления, но в действительности Козимо Медичи и его преемники вели себя как настоящие деспоты. Расцвет династии был достигнут при Лоренцо Великолепном (годы правления 1469–1492) – поэте, покровителе искусств и наук, государственном деятеле и дипломате.

Папская область занимала значительную часть центральной Италии, включая Романью, и на востоке почти достигала границ Венеции. Номинально эта территория управлялась папой, а фактически была раздроблена на многочисленные феодальные владения, где правители устанавливали свои собственные порядки. Многие папы эпохи Возрождения были такими же светскими людьми, как и итальянские государи, и содержали роскошные дворы. Папы Николай V (1447–1455), основавший Ватиканскую библиотеку, и Пий II (1458–1464) сделали многое для возрождения образования в духе античности. Расцвет эпохи Возрождения приходился на времена правления пап Юлия II (1503–1513) и Льва Х (1513–1521).Неаполитанское королевство включало территорию Италии к югу от границ Папской области. Правда, до 1435 Сицилия представляла собой отдельное королевство, которым правила Анжуйская династия Франции вплоть до передачи власти королю Альфонсо I из Арагонской династии. При правлении Альфонсо Неаполь переживал период экономического подъема и расцвета искусств, хотя это королевство в политическом отношении отличалось от городов-государств Северной Италии. В 1504 Неаполь был завоеван Испанией и на протяжении двух последующих столетий постепенно утратил свою независимость.

В эпоху Возрождения Италия процветала благодаря хрупкому балансу политических и культурных факторов, сложившемуся тогда в Европе и в мире в целом. В 14 – первой половине 15 в. страна была раздроблена на множество независимых государств. Династические, институционные и социальные факторы препятствовали превращению итальянской культурной общности в какую-то реальную форму политического единства. Как утверждали Макиавелли и другие итальянские мыслители этого времени, в сложившемся историческом парадоксе и следует искать корни блеска и трагедии итальянского Возрождения. Падение двух универсальных властных систем Средневековья – Священной Римской империи и папства – неоднократно побуждало предпринимать попытки объединения Италии.

В течение более ста лет (1305–1414) на это были направлены энергичные усилия, исходившие с Севера, Центра и Юга Италии. Их целью было достижение в той или иной форме единства страны или, по крайней мере, приведение множества государств под общую политическую власть. Наиболее значимые из таких усилий последовательно поддерживались Роберто Неаполитанским (1308–1343), Кола ди Риенцо в Риме (1347–1354), архиепископом Джованни Висконти Миланским (1349–1359) и римским кардиналом Эджидио Альборнозом (1352–1367). Последние две серьезные попытки соответственно на Севере и на Юге были предприняты под руководством Джана Галеаццо Висконти из Милана (1385–1402) и неаполитанского короля Владислава (1402–1414). Во всех этих случаях коалиции других сил в Италии собирались под знаменем «свободы Италии» и успешно противостояли стремлению навязать стране единое правление. После поражения Джана Галеаццо и Владислава последовал целый ряд войн между пятью крупнейшими итальянскими государствами.

В середине 15 в. Италия столкнулась с двумя новыми неблагоприятными факторами международной жизни. На Западе, за Альпами, подходила к концу затяжная борьба между феодальными династиями Европы, в частности, англо-французский конфликт. Поэтому следовало ожидать, что в итальянские дела вскоре вмешаются крупные континентальные государства – Франция, Испания и Австрия. На восточных – средиземноморском и адриатическом – флангах Италии появилась угроза со стороны османов.

Дальновидные государственные деятели в каждом из пяти крупных итальянских государств вскоре осознали, что затянувшаяся в Италии «гражданская война» должна быть прекращена. Начались мирные переговоры. По инициативе Козимо Медичи из Флоренции и папы Николая V дож Венеции Франческо Фоскари и герцог Миланский Франческо Сфорца в апреле 1454 заключили в Лодийский мир. Зародилась федерация, к которой присоединились неаполитанский король Альфонсо Арагонский и, в конечном итоге, более мелкие итальянские государства под главенством папы. Священная Лига итальянских государств наложила запрет на конфликты в пределах Апеннинского п-ова и создала новую структуру мирного сосуществования.

Почти сорок лет, с 1454 по 1494, Италия наслаждалась миром и расцветом культуры эпохи Возрождения, проявившейся в искусстве, науке и философии. До 1492 Лоренцо Медичи выступал как арбитр в политике и правил Италией, не вовлекая ее в союзы с иностранными европейскими державами. Однако не прошло и двух лет после смерти Лоренцо, как страх, честолюбие и эгоизм породили среди правителей итальянских государств атмосферу взаимного недоверия.

Французский король Карл VIII возложил на себя миссию избавить Италию от реальных и частично надуманных невзгод, спровоцированных действиями эгоистичных государей. С открытым осуждением этих действий выступил флорентийский религиозный деятель Савонарола. В 1494 Карл VIII вторгся в Италию и 22 февраля 1495 вступил в Рим; затем последовали другие нашествия. В 1527 Рим был разграблен войсками императора Карла V из династии Габсбургов. По миру, заключенному в Камбре в 1529, французам пришлось отказаться от своих притязаний в Италии, но позже они предприняли новые, столь же неудачные попытки изгнать Габсбургов из Италии. Итальянские войны закончились в 1559 миром в Като-Камбрези, по которому бо льшая часть Италии была включена в империю Габсбургов.

С победой Испании над Францией на Апеннинском п-ове был положен конец самостоятельности итальянских государств, многие из которых оставались в зависимости от иностранных держав на протяжении почти двух столетий. Бурное развитие средиземноморской торговли, питавшее культурные достижения эпохи Возрождения в Италии, затормозилось в 16 в., когда вслед за открытием Америки основные торговые пути переместились в Атлантику. Генуя и Венеция сохранились как независимые республики, однако их экономика тоже пришла в упадок. Наиболее могущественным из итальянских государей теперь оказался папа – не только как светский глава Папской области, но и как лидер Контрреформации. Реформа католического вероучения, принятая на Трентском соборе (1545–1563), повлияла на политическую, культурную и религиозную жизнь Италии, и уже при папе Павле IV (1555–1559) католическая церковь принялась за искоренение ересей. Ужесточилась деятельность инквизиции. Среди ее жертв оказались свободомыслящий священник доминиканского ордена Джордано Бруно, сожженный на костре как еретик, и Галилео Галилей, которого вынудили отказаться от своих новаторских научных теорий.

Испанское господство на Апеннинском п-ове продолжалось и в 17 в., хотя неоднократно оспаривалось Францией, особенно при Людовике ХIV . Однако, когда Франция потерпела поражение в войне за Испанское наследство (1701–1714), по Утрехтскому миру 1713 австрийские Габсбурги стали главной господствующей силой в Италии. Договор, заключенный в Экс-ла-Шапеле в 1748, которым окончилась война за Австрийское наследство, принес, наконец, долгожданный мир итальянским государствам. С тех пор их границы почти не изменялись в течение более 100 лет вплоть до начала объединения страны. Самым важным событием было предоставление реальной автономии Пьемонту и Неаполю (в первом правила Савойская династия, а во втором – испанские Бурбоны). В середине 18 в. вся Италия переживала период экономического и культурного возрождения, а Милан, Флоренция и Неаполь стали крупными центрами европейского просвещения. Сочинение Чезаре Беккариа (1738–1794) Преступления и наказания заложило основы современной криминологии и уголовного права и вскоре было переведено на многие европейские языки. Этот труд во многом помог составлению нового кодекса законов, введенного герцогом Леопольдом Тосканским, одним из самых прогрессивных итальянских правителей 18 в. В Неаполе, где правящие Бурбоны тоже были активными поборниками реформ, Антонио Дженовези (1712–1769) был назначен руководителем первой в Европе кафедры политической экономии.

Благодаря участию столь многих итальянцев в общественной жизни эпохи Просвещения Италия вновь оказалась лидирующей силой европейской истории, одновременно возросла потребность в проведении реформ. Важные социальные преобразования проводились австрийским правительством в Ломбардии, а также в Сардинском королевстве, герцогстве Тосканском и на Юге, но встречали сопротивление на местах в других частях Апеннинского п-ова (особенно в Папской области, Венецианской и Генуэзской республиках), где реформы не имели большого успеха.

Решающее влияние на итальянские государства и их развитие оказала Французская революция 1789. Революция подтвердила необходимость радикального преобразования общества, и когда французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом (1769–1821) вторглись в 1796 в Северную Италию, сторонники революции получили возможность установить республиканское правление под защитой французской армии. Так, Генуя стала Лигурийской республикой (июнь 1797), Милан – центром Цизальпинской республики (июль 1797), продвижение французской армии на юг привело к появлению Римской республики (февраль 1798). Наконец, в Неаполе образовалась Партенопейская республика (январь 1799).

Этот «республиканский» эксперимент, впрочем, оказался недолговечным. В апреле 1799 французским войскам в Северной Италии нанесла поражение объединенная австро-русская армия под командованием генерала А.В.Суворова. Когда французы отступили, итальянские республики пали, а на тех, кто поддерживал французов, обрушились жестокие репрессии. Однако государственный переворот во Франции, произведенный Наполеоном в 1799, и его внушительная победа над австрийцами в сражении у Маренго в 1800 создали предпосылки для более длительной французской оккупации и последующего перекраивания карты Апеннинского п-ова. Пьемонт был преобразован в зависимое от Франции государство на месте прежней Цизальпинской Республики. Оно получило название Итальянская республика, а с 1804, когда Наполеон провозгласил себя императором и принял в Миланском соборе корону короля Италии, было переименовано в Итальянское королевство. В состав Итальянского королевства вошли Ломбардия, Венеция (Наполеон упразднил существовавшую много веков республику) и бо льшая часть Эмилии. Вице-королем стал генерал Эжен Богарне (сын императрицы Жозефины). В 1806 Наполеон вторгся в Неаполь. Король и его двор бежали в Сицилию, где до 1814 оставались под защитой британского флота. Королем Неаполя Наполеон назначил своего брата Жозефа. Однако в 1808 тот переехал в Мадрид и стал королем Испании, а трон Неаполя был передан зятю Наполеона Иоахиму Мюрату. Папская область сохраняла независимость до ссоры Наполеона с папой Пием VII (18 00–1823) и присоединения Рима к Франции в 1809.

Вплоть до 1814 итальянские государства оставались в составе империи Наполеона. Французское правление помогло итальянцам модернизировать государственное устройство. Финансовые и административные органы были реорганизованы, а своды законов изменены в духе французского гражданского кодекса. Когда империя начала распадаться после поражения армии Наполеона в битве под Лейпцигом (1813), в Италии подняла голову оппозиция, потребовавшая создания конституционного правительства. На закате существования империи Иоахим Мюрат в 1814 из Римини призвал итальянцев сплотиться с целью создания независимого государства. О росте национального самосознания свидетельствуют и произведения итальянского писателя Уго Фосколо (1778–1827). После падения наполеоновской империи Венский Конгресс (1814–1815), игнорируя подобные призывы, восстановил власть прежних правителей итальянских государств. Это предполагало возврат к политической ситуации, существовавшей до Французской революции, хотя и с некоторыми изменениями. Венецианская республика не была восстановлена в прежнем виде, и земли, некогда подчиненные Венеции, теперь составляли часть Королевства Ломбардского и Венецианского, которым управлял австрийский вице-король, обосновавшийся в Милане. Хотя австрийское господство и завоевательная политика Меттерниха были главной мишенью нападок итальянских националистов, в начале 19 в. именно Ломбардия и Венеция выгодно отличались по характеру правления от других итальянских земель.

Кое-где прежние властители вернули свои троны, однако почти всюду за их спинами стояла Австрия. Члены семьи Габсбургов управляли в Тоскане и небольших герцогствах – Парме и Модене. Папа восстановил свои владения в Папской области и назначил своих эмиссаров в города Болонью и Феррару. На юге Неаполь и Сицилия были объединены в монархию во главе с вернувшимися к власти Бурбонами, под названием Королевства Обеих Сицилий. Не считая Неаполя, только Пьемонт (Королевство Сардиния) обладал некоторой реальной автономией, причем владения Савойской династии расширились за счет присоединения бывшей Генуэзской республики. Однако пьемонтские правители испытывали страх перед революцией и считали Австрию своим главным союзником.

Одна из первых построек Возрождения - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Архитектор Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.)

15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Развитие получила наука, литература, искусство. Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари. С его точки зрения, которую поддержало большинство архитекторов того времени, Средневековье было периодом упадка, характеризовавшегося варварством племен, разрушившим Римскую империю, а вместе с ней и античное искусство. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса; есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. В этом стиле строятся не только храмы, но и общественные сооружения: учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки. В 16 веке в Италии появляется новые типы городского и загородного дворца - палаццо и вилла. Изменился и состав заказчиков: в Средневековье основными заказчиками были церковь, феодалы, теперь заказы поступают от цеховых объединений, гильдий, властей города, знати.

Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Первым сооружением архитектуры итальянского Возрождения стал купол Флорентийского собора (1420-1436 гг.) В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. В этот же период, в 1419—1444 гг., Брунеллески занимался строительством Воспитательного дома для сирот - «Приюта для Невинных».

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Это было одним из первых зданий в Италии по своей конструкции напоминавшее постройки античности. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Идеи Брунеллески совпали с новыми направлениями философии общества: на смену средневековым запретам, презрению всего земного в этот период приходит интерес к реальности и человеку.

Золотое сечение - это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой - меньшей), заключенными в общей величине. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. до н.э.) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1,6180339887.

Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний - 15 век, зрелый - 16 век и поздний. В раннем периоде элементы готики еще присутствовали в зодчестве, сочетаясь с античными формами, а в зрелом периоде элементы готического стиля уже не встречаются, предпочтение отдается архитектурным ордерам и пропорциональным формам, в позднем периоде Ренессанса уже чувствуется веяние нового стиля барокко. Ранний период. Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Архитектура Возрождения в Италии в ранний период своего развития в основном связана с Флоренцией. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы - Старой Сакристии. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Капелла Пацци во Флоренции - также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения.

В 1452 г. архитектор Микелоцци заканчивает строительство дворца Медичи (Palazzo Medici Riccardi) во Флоренции. Альберти проектирует дворец Ручеллаи (Palazzo Rucellai, спроектирован в 1446 и 1451 гг.), Бенедетто де Майано и Симон Полайола достраивают дворец Строцци (Palazzo Strozzi, 1489—1539 гг.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески.

Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему.

Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

Дворец Ручеллаи - заказ мецената Джованни Ручелаи. Проект Леона Батиста Альберти 1446-1451 гг. Возведен Бернардо Росселино

Дворец Строцци. Здание было построено Бенедетто де Майано по заказу Филиппо Строцци в 1489—1539 гг. Образцом послужил дворец Медичи (Палаццо Медичи-Риккарди) Микелоцци

В этих сооружениях общая схема пространственного решения. У каждого из них три этажа, есть внутренний двор с арочными галереями. Стены имеют этажные членения, обработаны рустом или декорируются ордером. Фасад выложен кирпичной кладкой.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески. Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему. Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Торговля Италии с Востоком прервалась в конце 15 века из-за завоевания турками Константинополя. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг.) - один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи, и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане (1479—1483 гг.) Архитектор Донато де Анжело Браманте

Им была также перестроена часовня Сан Сатино: архитектор сделал из крестообразной постройки круглую, оформленную декоративными элементами. После переезда в Рим Браманте построил храм Темпьетто (монастырь Сан Пьетро ин Манторио) в 1502 г., оформил двор церкви Санта Мария дела Пачи.

Храм Темпьетто (Tempietto). Архитектор Браманте

В 1505 г. Браманте, занимающий должность главного архитектора, начал работать над папским дворцовым комплексом Бельведер - резиденция рядом с Ватиканом. К его работам относится палаццо Капирини (Palazzo Caprini) - дом Рафаэля (House of Raphael) - спроектирован приблизительно в 1510 г., в 1517 г. был куплен Рафаэлем. До настоящего времени дом не сохранился.


Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери. Архитектор Браманте

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo, 1483 —1520 гг.) — итальянский живописец, архитектор.

В последние годы жизни архитектор занимался проектированием собора Святого Петра в Риме. Архитектурные элементы и приемы, использованные архитектором, применялись мастерами итальянского Ренессанса при сооружении вил и городских зданий. После Браманте огромной славой в период развития архитектуры высокого Возрождения пользовался Рафаэль.

Первый проект Рафаэля - церковь Сант Элиджо дельи Орифичи (Chiesa di S. Eligio degli Orefici, начало 16 в. Впоследствии церковь перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (17 в)).


Церковь Сант Элиджо дельи Орифичи

По заказу папского банкира Киджи он пристроил капеллу к церкви Санта Мария Дель Пополо. В Палаццо дель Аквила он создал новый тип фасада: понизу шла ордерная аркада, бельэтаж обрамлен окнами, нишами со скульптурами, лепниной.


В палаццо Ландольфини во Флоренции архитектор придумал еще один вид оформления фасада: широко раздвинутые, богато декорированные окна, сочетались с гладко оштукатуренными стенами, дополнял облик карниз с широким фризом, рустрированные углы и портал. Рафаэль создал проект виллу Мадама для кардинала Джулио Медичи, позднее ставшим папой Клементом Седьмым. Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской - жены племянника папы Климента Седьмого - Александра Медичи, первого герцога Тосканы.


Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи (папа Климент Седьмой

С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло - младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший - представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.

Перуцци - Перуцци Бальдассаре (Peruzzi Baldassare, 1481-1536 гг.) Итальянский художник и архитектор. Работал с Донато Браманте и Рафаэлем. Перуцци в своем творчестве сочетал традиции Высокого Возрождения с идеями маньеризма. Антонио да Сангалло-младший - (Antonio da Sangallo il Giovane; 1484 —1546 гг. настоящее имя Антонио Кордини (итал. Antonio Cordini))— флорентийский архитектор эпохи Возрождения. Исследователи относят его также к основателям стиля барокко из-за создания необычных конструкций: например, фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразного цоколя палаццо Фарнезе.

Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Развитие итальянской архитектуры Возрождения характеризовалось появлением строительных материалов и технологий, у архитекторов появился персональный узнаваемый стиль, сделавший их известными. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития - от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля - барокко. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.

Пройдя несколько десятков ступенек по крутой лестнице вниз, оказываешься в прохладном и полутемном помещении. Светильники выхватывают из полумрака герметичный саркофаг из стекла, сделанный на одном из военных заводов Москвы, а в нем – гроб. На таком необычном смертном одре вот уже более ста лет покоится тело всемирно известного ученого, легендарного военного хирурга, героя Крымской войны 1853-1856 годов Николая Пирогова. Все эти годы он лежит в своей усыпальнице в мундире тайного советника Министерства народного просвещения Российской империи.

Уникальность некрополя Пирогова – неоспорима. Во-первых, ни в одной стране мира, где нынче покоятся забальзамированными тела исторических деятелей – Ленина, Хошимина и Ким Ир Сена, – нет примера столь длительного (более ста лет) сохранения в «нормальном» состоянии останков. Во-вторых, речь идет о мавзолее, который был создан в глухой провинции, в имении покойного – селе Вишня Винницкой губернии.

Как же удается столько лет сохранять тело человека, впервые в мире применившего эфирный наркоз при хирургических операциях, автора знаменитой книги «Основы общей военно-полевой хирургии»? Этот вопрос до сих пор остается открытым.

И зная некоторые детали из истории его болезни и смерти, подробности процесса бальзамирования в студеном декабре 1881 года, невольно восхищаешься талантом ученика Николая Ивановича – Давида Выводцева. Он забальзамировал, между прочим, в свое время тела умерших в Санкт-Петербурге послов США и Китая, чтобы их можно было доставить на родину.

Именно книга Д. Выводцева «О бальзамировании», которую благодарный ученик подарил своему учителю, и заставила жену Пирогова Александру Антоновну еще при жизни мужа, умиравшего от неизлечимой болезни, принять решение о сохранении его тела. «Милостивейший государь Давид Ильич, – пишет она письмо Выводцеву, – извините великодушно, если я Вас обеспокою моим печальным известием… Не сочтете ли Вы за труд, когда Господу Богу будет угодно призвать к себе Николая Ивановича, приехать в с. Вишню и набальзамировать его тело, которое я хотела бы сохранить в нетленном виде для меня и потомков». Выводцев дал согласие, написав супруге Пирогова, что для этого нужно приготовить спирт, глицерин, тимол…


Н.И. Пирогов. Фото 1855 г.


Когда 5 декабря 1881 года Н. Пирогов скончался (Святейший Синод уже дал согласие жене на то, чтобы не предавать Николая Ивановича земле, как велит христианский обычай), Выводцев приехал в усадьбу. К тому времени из Вены доставили труну, заблаговременно заказанную Александрой Антоновной. В ней, как утверждают сотрудники музея, он лежит и по сей час.

Только на четвертый день после смерти Выводцев приступил к бальзамированию. Ему помогал фельдшер. Процесс, при котором присутствовал священник, длился несколько часов. Когда близким было дозволено войти в комнату, они увидели покойного отца и мужа словно спящим. Таким он сохранялся более шести десятков лет! Вплоть до 1944-1945 годов, когда сразу же после освобождения Винницы от немецких захватчиков по приказу Ворошилова началась подготовка к первой ребальзамации тела легендарного хирурга. Всю войну, к слову, оно находилось в усадьбе, немцы его не тронули.

Любопытны детали, которые говорят о высоком мастерстве Д. Выводцева и уникальности его методики бальзамирования. Он оставил в неприкосновенности и мозг, и внутренние органы. По сей день на теле Николая Ивановича остались следы лишь нескольких надрезов – в области сонной артерии и паха. Используя закон физики о сообщающихся сосудах, ученик Пирогова заполнил под давлением крупные кровеносные артерии покойного особым раствором, который и обеспечил сохранность тела более полувека.

По всей вероятности, такой поразительный эффект достигнут и благодаря тому, что Пирогов был человеком «мелкой кости». Он никогда не страдал тучностью, был всю жизнь худощавым и подтянутым. И что, видимо, тоже существенно – в мир иной он, по сути, ушел от голодной смерти.

Заболел Пирогов неожиданно, когда уже проживал постоянно в своем имении Вишня. В верхней части челюсти образовалась язва. Как оказалось позже – злокачественная.

– При таком заболевании, – рассказывала Галина Семеновна Собчук, директор музея-усадьбы Н. Пирогова, – Николай Иванович не в состоянии был даже просто глотать. Чтобы как-то поддержать жизнь, ему давали небольшие дозы шампанского и сцеженного грудного молока.

…Усыпальница Николая Пирогова находится нынче как бы в подвальной части церкви-некрополя, построенной более ста лет назад на краю сельского кладбища. Именно тут Александра Антоновна предусмотрительно купила у деревенской общины под мавзолей мужа кусок земли за 200 рублей серебром. Здесь все ухожено, все в цветах, которые так любил знаменитый хирург. В его имении, по воспоминаниям очевидцев, было более ста сортов роз. Сортов, а не кустов. Их выращивал сам Николай Иванович, как и свой великолепный сад.

В ритуальной церкви-некрополе над усыпальницей – прекрасный иконостас, старинные иконы. Ее реставрировали, а фактически воссоздали заново в соответствии со специальным постановлением Совета Министров УССР в 1980-х годах. Оно появилось после того, как здесь побывал в 1978 году министр здравоохранения СССР академик Борис Петровский и увидел, в каком плачевном состоянии находится сооружение. В тот год сюда прибыла группа специалистов из уникального Московского центра по проблемам бальзамирования. Тело Пирогова решено было первый раз за все послевоенные годы отправить в лабораторию при мавзолее В.И. Ленина. И потом – в 1994-м и позднее ребальзамацию проводили московские специалисты.

Увы, в последние годы вызвало бурю политических кривотолков: мол, москали, Россия хотят забрать у нас Николая Пирогова.

Как тут не вспомнить слова, которые еще в 1920-е годы звучали с трибун съездов украинских врачей: «Пирогов принадлежит не только той стране, в которой родился, – он принадлежит мировой медицине. На долю же и честь Украины выпала миссия сохранить его останки».


Пирогов Николай Иванович (1810-1881)
хирург, педагог, общественный деятель,
член-корреспондент Российской Академии Наук.

Родился 13(25).11.1810 г. в Москве в многодетной семье служащего. В 1828 году окончил медицинский факультет Московского университета, затем в Дерптском (ныне Тартуском) университете защитил докторскую диссертацию, в которой решена сложная проблема способа перевязки брюшной аорты; в 1836-40 годах - профессор теоретической и практической хирургии этого университета. В 1841-1856 гг. - профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и руководитель института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии. Он проводил фантастическое количество операций. Историю каждой болезни подробно и последовательно записывал, что позволяло ему самому и другим врачам постоянно искать новые методы лечения и проверять результаты. Пирогов - один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Трудами "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" (1837), "Топографическая анатомия, иллюстрированная распилами через замороженные человеческие трупы" (1852-1859) и другими Пирогов заложил фундамент топографической анатомии и оперативной хирургии. Разработал принципы послойного препарирования при изучении анатомических областей, артерий и фасций и т.п.; способствовал широкому применению экспериментального метода в хирургии. Впервые в России выступил с идеей пластических операций ("О пластических операциях вообще и о ринопластике в особенности", 1835); впервые в мире выдвинул идею костной пластики. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов (резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и др.). Первым предложил ректальный наркоз; одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. Пирогов впервые в мире применил (1847) наркоз в военно-полевой хирургии. Высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноения ран ("госпитальные миазмы"). Выполнил ценные исследования по патологической анатомии холеры (1849).
В 1855 году участвовал в Севастопольской обороне (1854-1855). Являлся попечителем Одесского (1856-1858) и Киевского (1858-1861) учебных округов. В 1862-1866 годах руководил учебой посланных за границу (в Гейдельберг) молодых русских ученых. С 1866 года как консультант по военной медицине и хирургии принимал участие в франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой (1877-1878) войнах. Пирогов запомнился как филантроп, показав на своем примере, что военный врач не должен ограничиваться раздачей порошков и ампутацией конечностей. Он сам искал по складам одеяла для раненых, выбивал дрова для госпиталей, проверял аптекарские отчеты и запечатывал котлы с супом, чтобы из них по пути к бойцам интенданты не воровали питание для солдат.
Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии. В трудах "Начала общей военно-полевой хирургии" (1865-1866), "Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу..." (1879) и др. высказал важнейшие положения о войне как "травматической эпидемии", о зависимости лечения ран от свойств ранящего оружия, о единстве лечения и эвакуации, о сортировке раненых; впервые предложил устроить "складочное место" - прообраз современного сортировочного пункта. Пирогов указал на важность правильной хирургической обработки, рекомендовал применять "сберегательную хирургию" (отказался от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждениями костей). Пирогов разработал и ввел в практику методы иммобилизации конечности (крахмальная, гипсовая повязки), впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях (1854); во время обороны Севастополя (1855) создал Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, оказавшую во время войны неоценимую помощь по уходу за ранеными. Пирогов подчеркивал огромное значение профилактики в медицине, а также проповедовал принципы бережного обращения с больными, особенно во время проведения операции, используя все возможные методы обезболивания для максимального устранения неприятных ощущений. Как педагог Пирогов вел борьбу с сословными предрассудками в области воспитания и образования, выступал за так называемую автономию университетов, за повышение их роли в распространении знаний среди народа. Стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ в Киеве.
Скончался Пирогов 23.11(5.12).1881 г. Незадолго до смерти ученый сделал еще одно открытие – предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. И этим способом тело Н.И. Пирогова по просьбе вдовы было забальзамировано его учеником Д. Выводцевым и хранится в селе Пирогово (бывшее Вишня) Винницкой области (Украина). Над склепом, где в особом гермосаркофаге в черном мундире тайного советника под стеклом лежит тело великого хирурга, построен храм, освященный в честь святителя Николая Мирликийского.

Текст из Большой советской энциклопедии. под редакцией П. Е. Заблудовского, М. Б. Мирского. (в сокращении с дополнениями).

Выдающийся врач Николай Пирогов, можно сказать, причислен к лику святых. Мало того что он творил чудеса хирургии при жизни, после смерти его забальзамированное тело “пережило” революцию, войну и перестройку… И сохранилось лучше, чем останки вождя мирового пролетариата. Причем в обычной сельской церквушке на окраине украинской Винницы.

Ученые до сих пор не могут до конца разгадать рецепт, по которому его мумифицировали. Местные жители уверены — тут не обошлось без чуда.

У небольшой церквушки Миколы Чудотворца на окраине украинского городка Винница царит тишина необычайная. Прихожане храма заходят поставить свечку за упокой души того, чье тело так и не было похоронено. Правда, на то было указание Священного синода аж в 1881 году… И то, что тело Николая Пирогова больше ста лет остается нетленным, жители района Вишня считают отчасти и своей заслугой.

— Молитвами нашими держится! — сообщила мне шепотом бабушка у ворот храма.

В усыпальнице говорить вообще не принято — это, даже по мнению ученых, негативно влияет на мумию. И службы в храме ведутся на пониженных тонах.

— Когда Пирогов делал операции, родственники вставали перед его кабинетом на колени, — говорит Марина Юкальчук, научный сотрудник Национального музея-усадьбы Пирогова. — А однажды во время Крымской войны на фронте солдаты притащили к госпиталю товарища, которому голову оторвало: “Врач Пирогов пришьет!” — не сомневались они.

Если пациенты Пирогова верили, что его рукой управляло божественное провидение при жизни, не сомневаются люди в его способности творить чудеса и после смерти. Многие относятся к мумии как к святым мощам и приходят просить здравия себе и близким.

— Не раз мы находили в усыпальнице коленопреклоненных прихожан, — говорят сотрудники храма. — И, по легендам, тело продолжает врачевать. Съезжаются к нему и раковые больные — известно, что Пирогова подкосила опухоль верхней челюсти. Но в основном Пирогов “работает” в качестве профилактория: у него просят просто о здравии. С точки зрения церковной это не очень приветствуется, с другой стороны, молятся на территории храма, а значит, Бог услышит их просьбы.

В склеп ведет неприметная дверь — будто спуск в подвал, всего несколько ступенек. Перед усыпальницей табличка “Выключить мобильные телефоны” во избежание громких звуков.

Нашим глазам открывается стеклянный саркофаг, крышка гроба лежит отдельно. За железной оградой наподобие могильной гробница утопает в венках из искусственных цветов. На тыльной стене склепа прибито распятие. Пирогов лежит спокойно. Будто только что заснул. Желтоватый оттенок кожи хорошо виден в бледных лучах двух специальных прожекторов — яркий свет мумиям противопоказан. В склепе чуть прохладней, чем на улице, но не сыро.

— Зимой температура не должна опускаться ниже нуля, летом быть не больше 20 градусов, — объясняет Марина Юкальчук. — Поскольку специально помещение не оснащено кондиционерами, а топить здесь нельзя, в холода порой приходится утеплять гробницу своими силами — затыкать щели в дверях.

На очередную экскурсию ко входу в склеп подходит целая толпа школьников — дети шумят и нисколько не боятся нарушить покой мумии: “Конечно, мы рассказываем друг другу страшилки, что Пирогов когда-нибудь проснется. Но, если честно, он совсем не страшный и сразу видно — был добрый человек”, — улыбаются третьеклассники.

Пирогова забальзамировала жена


Национальный музей-усадьба Пирогова находится неподалеку от церкви. Николай Иванович Пирогов приобрел это имение за 20 лет до своей смерти, будучи прославленным врачом, и поначалу считал этот поступок нелепым: “В каждой глупости есть доля прелести”. Знал ли он, что когда-нибудь в Винницу повалят толпы туристов, чтобы соприкоснуться с бытом великого ученого.

— Николай Пирогов понимал, что изучение хирургии невозможно без исследования трупных материалов, поэтому тема бальзамирования его очень интересовала, — говорит Марина Юкальчук. — Он первый в мире, кто стал хранить органы ледяным способом — обкладывал трупы льдом, а потом с помощью инструментов разбивал их, удаляя все лишнее, вычленяя только те органы, которые были нужны ему. И писал на их основе свои обучающие труды.

На витрине в музее до сих пор хранится несколько экземпляров, добытых таким образом Пироговым, сейчас они законсервированы в формалине и выглядят совсем неаппетитно даже для студента медвуза, зато несут историческую ценность.

— В Интернете гуляет ошибочная информация, будто Пирогов сам себя завещал набальзамировать. Это не так, — говорит сотрудник музея-усадьбы. — Он сам поставил себе диагноз, и незадолго до смерти его чествовали все крупные специалисты того времени, так что у него была возможность с ними попрощаться. Но никаких завещаний он не оставлял. Рак верхней челюсти не позволял ученому принимать пищу, его могли только поить. В том числе угощали шампанским… За несколько дней и без того некрупный Пирогов совсем исхудал, бытует мнение, что смерть наступила в том числе от голода.

А забальзамировать его тело для истории, но скорее всего главным образом как семейную реликвию, решила вдова Александра Антоновна. Она обратилась к ученику мужа Давиду Выводцеву, а также направила прошение в Священный синод, который одобрил это предложение лишь через четыре дня после смерти хирурга.

— До сих пор неизвестен точный рецепт Выводцева, который сохранил тело Пирогова в нетленном состоянии на долгие годы, — говорит Григорий Костюк, профессор Винницкого национального медицинского университета имени Пирогова. — Известно, что он точно использовал при этом спирт, тимол, глицерин и дистиллированную воду. Его способ интересен тем, что во время процедуры было сделано всего несколько надрезов, а часть внутренних органов — мозг, сердце — остались при Пирогове. Сыграло роль и то, что в теле хирурга не осталось излишков жира — он сильно усох еще накануне кончины.

Похороны хирурга, на которые пришло несколько тысяч человек, прошли через месяц после смерти Пирогова, в январе 1882-го — первоначально склеп находился в деревянной церквушке, больше похожей на сарай.

— Тогда церковь была на территории имения — это был семейный склеп Пироговых, под замком, посторонним туда хода не было. Потом и жена Пирогова упокоилась во дворе храма, — говорит Марина Юкальчук. — Пироговы имели двоих сыновей, один из которых был подзахоронен в склеп к отцу, о чем свидетельствует плита справа от гроба. От них на момент революции 1917 года в имении проживали две внучки, Александра и Лидия. Первая, опасаясь большевиков, после октябрьских событий бежала в Афины. Вторая — во Францию. А в том году к нам приезжал отставной полковник греческой армии по фамилии Гершельман — прапраправнук Пирогова. И буквально целовал землю возле некрополя. Остальные потомки пока не наведывались.

Естественно, перевезти тело выдающегося предка с собой за границу внучки не могли, так что склеп с телом Пирогова был надолго оставлен на произвол судьбы.

Мумия возвращается к жизни


Вскоре после революции 1917 года в имении надолго обосновалась коммуна имени Джона Рида. Священные останки никто не тронул.

— До сих пор одет великий хирург в тот мундир тайного советника, в котором его хоронили. А руки покойного смыкаются на старинном нательном кресте. Раньше в склепе была и шпага Пирогова. Но в 30-е годы прошлого века, пока усыпальницу никто не охранял, неизвестными разбойниками была разбита первая герметичная крышка гроба. За некрополем тогда следил лишь смотритель храма,— продолжает научный сотрудник музея. — Похитили и первый нательный крест.

Но самое ужасное, что таким образом был нарушен микроклимат в склепе — тело Пирогова было забыто почти на 50 лет, и когда в 1945 году про него вспомнили, специальная комиссия, которая обследовала его по приказу партии, сделала вывод, что тело восстановлению не подлежит.

— Хотя в Виннице находилась ставка Гитлера и многое было украдено из музея, покой Пирогова захватчики не нарушили, — продолжает сотрудник музея-усадьбы. — Они даже приставили к нему охрану, чтобы не произошло мародерства.

И все же Московская лаборатория имени Ленина, которая следила за состоянием забальзамированного вождя, взялась за первую ребальзамацию тела Пирогова. Специально для этого была оборудована лаборатория в подвале музея, где мумия реабилитировалась около пяти месяцев.

— Тело все заросло плесенью и грибком из-за трупных выделений жировоска, — говорит профессор Григорий Костюк. — Это для нас самое страшное вещество. Тогда же был отреставрирован и мундир Пирогова. Установлен новый стеклянный гроб, изнутри обитый металлом, который не поддается влиянию трупных выделений.

Специальная комиссия при Винницком университете постоянно следит за внешним состоянием тела — периодически делают на коже специальные маски. А после войны эту обязанность выполняли харьковские специалисты. На почве Пирогова у научных сотрудников Винницы давно образовано плотное сотрудничество с Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биолого-медицинских технологий, который также следит за состоянием тел Ленина и Хо Ши Мина. При этом ребальзамацию раз в 5—7 лет проводят московские специалисты, которые не делятся “рецептом” своих чудодейственных бальзамов с украинскими, потому как он проходит под грифом “секретно”. Украинские коллеги же следят за косметическим состоянием Пирогова.

— После первой ребальзамации тело Пирогова продержалось недолго — снова стало покрываться жировоском, — говорит Григорий Костюк. — Мы поняли, что в Украине нет технологий, чтобы “вернуть его к жизни”. Чтобы спасти экспонат, в 1979 и 1988 годах его возили в Москву: на самолете, который приземлился на военном аэродроме под столицей. Хирурга “отмачивали” в той же лаборатории, где следят за состоянием Ленина. Тогда и случилось удивительное: Пирогов, который был забальзамирован на 40 лет раньше Ленина и полвека оставался без должного ухода, в результате выглядел “свежее” тела политического деятеля. Мы полагаем, это заслуга и рецепта Выводцева.

Всего над телом Пирогова было произведено восемь ребальзамаций, последняя прошла в 2005 году.

— В 90-е годы пришлось нелегко — денег на поддержание тела Пирогова у государства не было, поскольку это наш экспонат — и тратится на него Украина, — говорят сотрудники музея. — Более или менее ситуация наладилась в 97-м году, когда усадьба приобрела статус музея и к некрополю стали водить организованные экскурсии. Политические отношения никогда не мешали научной российско-украинской дружбе. Хотя в прессе и ходили слухи, что Москва может забрать тело Пирогова себе. Но его усадьба находится здесь. И на самом деле все понимают, что нарушать покой мумии дело небогоугодное.

Как раз в эти дни, в честь 200-летия со дня рождения хирурга, на так называемые Пироговские чтения в Винницу съехались медицинские работники со всего мира. И на очередную панихиду за упокой души Николая Пирогова во дворе церкви Николая-угодника собралась тысячная толпа.

— Пирогов все знает и слышит наши молитвы, — уверены его почитатели.

Винница—Москва.