Информация фиксируется на материальном носителе с помощью знаков и знаковых систем. Существует особая научная дисциплина - семиотика (от греч. semeion - знак, признак), которая занимается изучением природы, видов и функций знаков, знаковых систем и знаковой деятельности человека.

Эти вопросы с древнейших времен, начиная с Платона и Аристотеля, интересовали философов и лингвистов. Термин «знак» ввел в научный оборот английский просветитель Джон Локк в конце XVIII века. Важную роль в становлении науки о знаках сыграли немецкие ученые - филолог Вильгельм Гумбольдт и логик Г. Фреге, швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр, а также американский математик Чарльз Пирс, предложивший и само название новой науки - семиотика.

Что же такое знаки и знаковые системы?

Понятие знака, наряду с понятием информации, относится к фундаментальным научным философским категориям, поскольку человек не только пользуется знаками, но и живет в мире знаков.

Знак - это материальный объект (вещь, физическое явление, изображение, символ, слово и т. п.), который служит для замещения какого-либо иного материального или идеального объекта, предмета. При этом замещаемый знаком объект или явление называется денотат (от лат. denotatus - обозначенный), а мысленный образ, представление о данном объекте или явлении - концепт (понятие, значение, смысл). Наименование объекта или явления, принятое в человеческом обществе - имя (слово, символ).

Форма знака может быть различной - как подобной обозначаемому объекту, так и не иметь с ним ничего общего.

Одну из первых классификаций знаков предложил Ч. С. Пирс, разделивший все знаки на три группы:

  • - иконические - качественно или структурно сходные с обозначаемым объектом (произведения живописи, рисунки, фотографии, а также схемы, диаграммы, чертежи и т. п., т.е логические иконические знаки, отражающие аналогию между отношениями частей в самом объекте и его знаке);
  • - индексальные - имеющие определенные причинно-следственные связи с предметом или явлением (дым от огня, флюгер, стрелки компаса и т. п.);
  • - символические - связанные с обозначаемым объектом по договоренности между участниками коммуникационного процесса.

Уже сама форма иконических и индексальных знаков позволяет догадаться об их содержании даже незнакомому с ними адресату. В отличие от них символические знаки по своей форме не дают никакого представления об отображаемом ими предмете, объекте или явлении, поскольку не имеют с ним ничего общего. Это могут быть буквы, цифры, точки, линии, отверстия и т. п. Например, знак сложения «+» никак не связан с обозначаемой им арифметической операцией. Поэтому связь символических знаков с замещаемым ими объектом или явлением определяется особым соглашением между людьми, обусловливающим использование соответствующего значка для передачи данного смысла. Кстати, давно замечено, что животные, так же как и человек, вполне могут усваивать иконические и индексальные знаки. Однако система символических знаков животным недоступна.

В семиотике имеется множество других классификаций знаков, использующихся в социальной коммуникации. Например,

по способу восприятия обозначаемого объекта все многообразие знаков делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации, включая документальную, используются в основном первые три типа. Так, к зрительным и слуховым относятся языковые знаки (соответственно в письменной и устной форме). Для слепых людей важнейшими знаками являются осязательные.

По способу воплощения знаки делятся на моментальные (нестабильные) и длительные (стабильные). К моментальным, представляющим собой акты действия в реальном масштабе времени и исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются стабильными знаками, правда, тоже далеко не всегда. К примеру, написанное на воде может сохраняться не более 50 фемтосекунд (1 фемтосекунда равна 10 -15 секунды). Отсюда известная поговорка: «вилами на воде писано», т. е. нечто неопределенное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.

В соответствии со строением различаются простые (элементарные) и сложные знаки.

В документоведении, ограниченном сферой документной коммуникации, применяются далеко не все знаки, а следовательно, необходима и своя классификация знаков. Всю совокупность знаков, используемых в процессе создания документов, можно разделить, прежде всего, на языковые (знаки естественных и искусственных языков) и неязыковые (иконические, эмблем- ные) знаки, к числу которых относят произведения живописи, фотографии, кинофильмы, торгово-фирменную эмблематику и т. п.

Среди языковых знаков подавляющее большинство составляют символы. Однако и в языках имеются слова, которые похожи на означаемые предметы, явления (т. е. по существу иконические знаки). К ним, в частности, относятся звукоподражательные или звукоизобразительные слова (идеофоны): кукушка, гром, писк, чавкать, и-го-го, мяу-мяу, бр-р-р и другие.

Некоторые языковые знаки по аналогии с жестами относят иногда к индексальным, например, личные и указательные местоимения, а также отдельные местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

В социальной коммуникации, а равно и в документационной деятельности, как правило, используются не отдельные знаки, а их объединения, которые называются знаковыми системами (например, нотная запись, шахматная нотация, денежная система и т. п.). В основе объединения знаков лежит несколько критериев: общность функций, сходство форм и подобие структур.

Знаковая система включает следующие составные части:

  • - набор элементарных знаков, отношений между ними;
  • - правила их комбинирования;
  • - правила использования знаков при передаче информации.

Отсюда мощность любой знаковой системы определяется количеством элементарных исходных знаков, количеством и сложностью отношений между ними, количеством и разнообразием правил их использования.

Комбинация знаков также, в свою очередь, является знаком, но знаком составным, или сложным. К примеру, слова, предложения, составленные из отдельных букв алфавита, являются сложными составными знаками. Точно так же любой текст, написанный на каком-либо естественном языке, является сложным знаком.

Отношения между знаками изучает особый раздел семиотики, называемый синтактикой. Отношения между знаками и обозначаемыми объектами изучает семантика , а отношения между знаком и человеком - прагматика.

В случае, если знаковая система упорядочена набором синтаксических, семантических и прагматических правил, она образует язык. Языки появились в процессе эволюционного развития человеческого общества и постепенного освоения им информационного пространства как лингвистические средства информационного взаимодействия. Поэтому язык - это исторически сложившаяся система знаков, т. е. язык представляет собой не просто код, но код с его историей. Язык необходим для мысленного расчленения окружающего нас мира на дискретные понятия и для классификации этих понятий.

Все многообразие языков принято делить на:

  • естественные языки, возникшие стихийно на определенном этапе развития человеческого общества (русский, английский, китайский и др.);
  • искусственные языки, специально разработанные человеком для конкретных целей (математический язык, языки программирования, информационно-поисковые и др.).

Строго говоря, естественные языки в действительности тоже являются искусственными, т. е. созданными людьми. Их лишь условно называют естественными, чтобы отличать от языков, созданных для определенных целей. Причем своей наиболее развитой, совершенной формы естественные языки достигают только в процессе их превращения в языки письменные.

По справедливому утверждению Ю. М. Лотмана, в любой человеческой культуре, у каждого народа существует не один, а минимум два языка, например словесный и изобразительный. По мере развития происходит расширение набора семиотических коммуникаций за счет, прежде всего, искусственных языков.

Любой естественный язык можно рассматривать, прежде всего, как набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь и грамматика). Отношения, которые существуют между словами (знаками) в знаковой системе, называются парадигматическими. К их числу относятся, в частности, синонимия, омонимия и другие. Омонимия - это явление, при котором знаки, обозначающие совершенно разные объекты, могут совпадать. Например, в русском языке есть два разных слова, имеющие одинаковое написание: «реквизит». Это слова-омонимы, одно из которых обозначает совокупность предметов для какого-либо представления, зрелищной постановки, другое - элемент оформления документа.

В отличие от естественных, в искусственных языках омонимия практически отсутствует. Там, как правило, каждому знаку соответствует один смысл, а смыслу соответствует один денотат. Особенно неприемлема омонимия в алгоритмических языках, так как при машинной обработке текста программы необходима вполне определенная интерпретация каждого знака 1 .

Синонимия же часто встречается и в естественных, и в искусственных языках. Суть ее в том, что порой два различных знака соотносятся с одним и тем же денотатом.

В процессе коммуникации знаковые системы могут взаимодействовать. К примеру, при подготовке какого-либо документа могут быть использованы, наряду со знаками естественного языка, также знаки математического языка, картографические, нотные знаки и т. п.

1 Агеев В. Семиотика. М., 2002. С. 52.

«Было выделено пять типов знаковых систем:

Естественные знаковые системы;
- образные знаковые системы;
- языковые знаковые системы;
- системы записи;
- кодовые системы.

Именно в такой последовательности, по нашему мнению, эти системы кодирования реальной жизни появляются в онтогенетическом развитии человечества и в филогенезе отдельного индивидуума. Такая же последовательность систем сохраняется и в организации процесса обучения, хотя и в несколько смазанном виде. Появление систем в этом порядке объясняется несколькими факторами, из которых наиболее важный - тип базисного знака той или иной системы.

В основе всех прочих особенностей знаковых систем (основные характеристики систем будут упомянуты ниже) лежат степень абстракции базисного знака и его «удалённости» от обозначаемого.

Из пяти типов систем четыре являются первичными и предназначены для непосредственного кодирования действительности; системы записи являются вторичным кодом, предназначенным для кодирования знаковых систем. В системах записи опять-таки свои базисные знаки, отличающиеся от знаков кодируемой системы, и свои операционные правила. Следующие за ними кодовые системы не могут существовать без соответствующей символики, которая одновременно служит и для их записи. В этом случае не различаются первичные и вторичные системы. Каждый тип знаковых систем развивается в широком диапазоне конкретных знаковых кодов, в которых тот же базисный знак модифицируется и получает различное семиотическое наполнение. От системы к системе того же типа можно проследить всё большую «отстранённость» знака от обозначаемого и, кроме того, разный семиотический заряд знака. От последнего обстоятельства зависит появление тех или иных конкретных систем среди различных их модификаций. Развитие это можно показать на истории систем определённого типа (история наук, искусств и т. д.) […]

Анализ такого же плана можно провести и в филогенетическом аспекте. Весь этот многоплановый анализ приводит нас к выводу, что знаковые системы реализовывали заложенный в человеке потенциал развития. Человек должен был понять и использовать окружающую среду и свои собственные интеллектуальные возможности. Он делал это с помощью знаковых систем. Иерархия знаковых систем отражает культурное развитие человечества: без овладения предыдущей ступенью невозможно было забраться на следующую, а забравшись на следующую ступень, человек по-новому мог пользоваться предыдущей... Я старался показать, что в определённых точках развития предыдущего типа систем уже возникали начатки нового; с этого момента начиналось параллельное развитие как старой, так и зародившейся новой системы. […]

Каждому типу систем соответствует свой базисный знак:

Естественным (натуральным) системам соответствует знак в виде материального реального предмета или явления;
- образным системам соответствует образ;
- языковым системам - слово;
- системам записи - буква или иной аналогичный символ;
- кодовым системам - символ.

Я также попытался дифференцировать термины, которые бы означали, как каждый тип знака отражает действительность:

Естественный знак - указывает;
- образ - отражает;
- слово - описывает;
- буква - фиксирует;
- символ - кодирует.

Знаки, построенные в указанной иерархии, явно отличаются друг от друга по степени их близости к обозначаемому и следовательно по степени их абстрактности. Мною была выведена закономерность, которая постоянно помогала при конкретном анализе систем: чем более «отделён», «отстранён» знак от обозначаемого, тем более он «привязан» к системе и зависит от неё. В более абстрактных знаках обнаруживается естественная тяга к большей формализации систем этих знаков и наоборот. Формализация же выражается во многих характеристиках систем, как-то: наличие в них метаязыков, систем записи, соотношение в них различных логик и пр.

Двойная принадлежность семиотического знака - его связь с обозначаемым и его принадлежность к определённой знаковой системе и зависимость от неё, - с нашей точки зрения, важнейшая характеристика знака.

Сформулированная выше закономерность отражает зависимость между человеком, кодом и внекодовой реальностью. Имеется, однако, и другая сторона вопроса. В нашей схеме (человек - реальность - орудия человека) не два, а три элемента, каждое кодирование действительности проводится через наш мозг. Что происходит в мозгу при нашей непосредственной встрече с действительностью, нам пока неизвестно. Известно лишь, как наши восприятия выливаются наружу через кодовые системы. Несомненно, что формы отражения действительности в различных знаках оказывают обратное влияние на работу мозга, и по ним можно изучать само наше мышление. В самих же знаках одного и того же типа обнаруживается разный мыслительный потенциал или, как я назвал его, разный квантовый заряд.

Это пока не более, чем констатация факта, так как я не могу сделать из этого вывода практические приложения, как я это делаю из первой знаковой закономерности. Но вывод этот идёт в русле гениальной гипотезы Кондильяка и де Соссюра , которые давным-давно заявили, что наше мышление, по-видимому, синкретично, в то время как язык (а я добавляю - и другие знаковые системы) дискретны.

У нас как у вида просто нет иных физиологических возможностей, кроме тех, которые подают дискретные сигналы. Тем не менее, эти сигналы имеют разный «умственный» заряд. Когда я строил континуум для знаков образных систем, это явственно ощущалось. Естественные предметы в качестве образов - «иконы» - конвенциональные образы (разной степени конвенциональное) по-разному на нас воздействуют. По-видимому, только на этом типе систем и можно проверить нашу гипотезу, потому что образные системы сильно влияют не только на рацио, но также и на эмоциональную сферу. От знака к знаку в этих системах увеличивается его «эмоциональный заряд» и изменяется семиотический потенциал. Очевидно, проблема эта требует серьезной доработки и экспериментального подтверждения».

Абрам Соломоник, Философия знаковых систем и язык, Минск, «МЕТ», 2002 г., с. 131-133.

1. Знаковый характер языка

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

· Знак обладает следующими свойствами:

o знак должен быть материальным, доступным восприятию;

o знак направлен на значение;

o знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

· Указанные выше свойства знака обуславливают ряд требований культуры речи.

o Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчётливо слышимы, видимы.

o Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причём таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.

o В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлён о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах.

o В-четвёртых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.

o В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

· Языковой знак может знаком кода и знаком текста.

o Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.

o Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.

· Различают предметное и понятийное значение.

o Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.

o Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

2. Естественные и искусственные языки

Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе называются знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков).

Знаки естественных языков состоят как из звуковых знаков, так и соответствующих им знаков письма (рукописных, типографских, машинописных, принтерных, экранных).

В естественных языках общения - национальных языках - в более или менее явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления - в неявной форме. Для письменной формы речи существуют также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации.

В искусственных языках, как правила грамматики, так и правила смысла и употребления задаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков.

Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники, они применяются в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не только общения, но и выведения нового знания.

Среди искусственных знаковых систем можно выделить кодовые системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация букв алфавита, различные шифры.

Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные для управления работой компьютерных систем, - языки программирования. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются.

Знаки искусственных языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке. Многие искусственные языки имеют международное употребление и включаются в тексты на разных естественных национальных языках. Разумеется, что знаки искусственных языков уместно включать только в тексты, адресованные специалистам, знакомым с этими языками.

Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. Другие знаковые системы, созданные человеком воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других (Ю. С. Степанов. Язык и метод. - М.: 1998. С. 52).

Так, например, система математических символов превосходит естественный язык краткостью записи информации, минимальностью знаков кода. Языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы.

В свою очередь естественный язык отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью.

Естественный язык применим для описания любых ситуаций, в том числе тех, которые ещё не были объектом описания с помощью данного языка.

Естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках.

Естественный язык известен в рамках всего национального общества, а не только узкому кругу специалистов.

Естественный язык быстрее приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения.

3. Основные функции языка

"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Н.Д.Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997. С. 609).

· Основными функциями языка являются:

o Коммуникативная (функция общения);

o Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

o Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

o Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

"Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя" - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 318).

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной" (там же, С. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (там же).

Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

| 8 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича) | Знаковые системы

Урок 4
Знаковые системы

§ 1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

1.2.2. Знаковые системы

В основе знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физическую природу. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки, числа, дорожные знаки), с другими познакомитесь в этом параграфе.

Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.

Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).

В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).

В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их рисунку. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.

На основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически. Кроме того, естественные языки допускают много вариантов передачи знаками смысла сообщений. Одну и ту же информацию можно передать разными предложениями.

Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограниченного количества строгих правил грамматики и синтаксиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.

Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий именовать и записывать объекты (числа) и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.

Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например обозначения химических элементов, музыкальных нот, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).

Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной. Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.

Генетический алфавит. Он используется живыми организмами для строительства единой системы хранения и передачи наследственной информации.

Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах. Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей, построенных из молекулярных фрагментов четырех различных типов. Эти фрагменты образуют «генетический алфавит» и обычно обозначаются латинскими прописными буквами {A, G, С, Т} (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Модель молекулы ДНК, содержащей генетический код


Как слова в языках записывают с помощью букв, так и гены состоят из знаков генетического алфавита. В процессе эволюции от простейших организмов до человека количество генов постоянно возрастало, так как было необходимо закодировать все более сложное строение и функциональные возможности живых организмов.

Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков (О, 1). Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).

Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния (знака).

В 60-е годы XX века в СССР учеными Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова была разработана и запущена в производство ЭВМ «Сетунь» (всего было произведено 50 экземпляров) (рис. 1.11). «Сетунь» использовала троичное кодирование информации и, соответственно, состояла из устройств, способных находиться в одном из трех возможных состояний.

Рис. 1.11. ЭВМ «Сетунь»

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры знаковых систем. Какой может быть физическая природа знаков?

2. В чем состоит различие между естественными и формальными языками?

3. Обладают ли генетическим кодом растения? Животные? Человек?

4. Почему в компьютерах используется двоичная знаковая система для кодирования информации?

Задания для самостоятельного выполнения

1.1. Задание с развернутым ответом. Заполните таблицу: введите алфавит и перечислите возможную физическую природу знаков для различных знаковых систем.

Совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов.

В науках о культуре З.с., как правило, отождествляется с языком культуры, выразит, средством к-рого она является. Но, в отличие от языка культуры, эвристич. смысл понятия З.с. раскрывается в акценте на конкр. предметную форму реализации языка, концентрации исследоват. внимания на формальной, морфологич. и синтаксич. представленности языковых средств.

Классификация З.с. осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные, жестовые, графич., иконич., образные, формализованные); основанием для классификации могут также служить специфич. особенности их синтактики, семантики или прагматики.

З.с., наряду с несистемными знаками, являются предметом изучения в семиотике. Характеристика З.с. является важной составляющей характеристики семиотич. культуры и культуры (субкультуры) в целом.

См. также Язык культуры, Символ.

Лит.: Труды по знаковым системам. В. 1-25, Тарту, 1964-92; Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971; Соломо-ник А. Семиотика и лингвистика., М., 1995; Rey-Debove J. Semiotique., P., 1979; Feleppa R. Convention, Translation and Understanding. N.Y., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Знаковая система

совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов. В науках о культуре З.с., как правило, отождествляется с языком культуры, выразит. средством к-рого она является. Но, в отличие от языка культуры, эвристич. смысл понятия З.с. раскрывается в акценте на конкр. предметную форму реализации языка, концентрации исследоват. внимания на формальной, морфологич. и синтаксич. представленности языковых средств. Классификация З.с. осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные, жестовые, графич., конич., образные, формализованные); основанием для классификации могут также служить специфич. особенности их синтактики, семантики или прагматики. З.с., наряду с несистемными знаками, являются предметом изучения в семиотике (см. Семиотика). Характеристика З.с. является важной составляющей характеристики семиотич. культуры и культуры (субкультуры) в целом. См. также Язык культуры, Символ. Лит. : Труды по знаковым системам. В. 1-25, Тарту, 1964-92; Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971; Соломо-ник А. Семиотика и лингвистика., М., 1995; Rey-Debove J. Semiotique., P., 1979; Feleppa R. Convention, Translation and Understanding. N.Y., 1988. А. Г. Шейнин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996