Дальние страны всегда воспринимались как источник чудес и богатств. И первой в этом списке, постоянно манящей и экзотической целью для путешественников, была Индия. Многим казалось, что пряности, золото, драгоценные камни там валяются буквально под ногами. Однако путь туда всегда был связан с огромными трудностями и зачастую просто недоступен для большинства. Но поиски новых дорог в Индию никогда не прекращались, и первыми, добившимися успеха, были португальцы. Так что открыл Васко да Гама, португальский мореплаватель, с чьим именем и связывают это достижение?

Общее описание ситуации в стране и мире в конце XV века

Обстановку, сложившуюся в стране к окончанию XV века, для Португалии назвать благополучной было нельзя. К этому моменту в ней жило большое количество мелкопоместных дворян, не желающих, да и не умеющих ничего делать, кроме как воевать. Авантюризм, желание разбогатеть и воинское мастерство – все толкало идальго на поиск новых источников дохода. Увы, в стране их не было, и вольно или невольно это приходилось осуществлять за ее пределами.

Кроме того, Португалия оказалась на обочине европейской торговли. Вся Европа, скажем так, уже «подсела» на пряности и не мыслила без них своего существования. Европейские купцы получали значительный куш от торговли индийскими товарами. Даже с учетом того, что их, в том числе и пряности, приходилось покупать через арабов, доход которых был гораздо больше. Так что желание добраться до источника подобных прибылей было одним из основных движущих мотивов для поиска новых торговых маршрутов. А поток товаров из Индии проходил мимо Португалии из-за ее географического положения, и ей доставались лишь крохи от общего пирога.

Кроме того, ситуация сложилась таким образом, что для Португалии были практически недоступны уже существующие торговые пути. В Средиземном море все находилось под контролем могущественных итальянских городов. Генуя, Венеция и другие не собирались делиться доходами и пускать кого-либо на свои торговые маршруты. Аналогичная ситуация складывалась на севере Европы, только там царствовала могущественная Ганза, союз свободных морских городов, зачастую диктующих собственную волю отдельным государствам.

Так что для Португалии был открыт путь только на запад, в Атлантический океан, и на юг, в Африку. И все это сопровождалось желанием правителей и аристократии обладать золотом, драгоценными камнями и редкими товарами, способными приносить баснословные прибыли. Свою лепту вносили католические священники, требующие расширения паствы и как следствие – новых земель и увеличения личных доходов. Нищие забитые крестьяне не могли больше обеспечить всем желаемое благополучие.

Вот и приходилось идальго осваивать морскую науку, отправляясь в неизведанные места в поисках золота и прочих редкостей. И первой в списке стояла Африка, оттуда уже привозили хорошую добычу. Остается только добавить, что подготовка экспедиций в эти земли в самой Португалии началась гораздо раньше описываемых событий.

Как происходило открытие дороги в Индию

Историческая экспедиция Васко да Гамы, проложившего путь в сказочную страну, стала завершающим этапом длительного периода подготовки. И началось все в XV веке, в первой его половине.

Генрих Мореплаватель

Такое прозвище получил принц Энрике. Именно этот человек заложил основы морской экспансии Португалии. Он начал посылать экспедиции на юг вдоль берега Африки, и многие из них возвращались с отличной добычей – золотом, слоновой костью и рабами. Но Генрих Мореплаватель корабли еще и строил, учил моряков ими управлять и готовил дальние походы.

Он основал португальскую морскую академию, где вносились изменения в конструкцию кораблей по результатам плаваний, осваивались практическая навигация, картография и астрономия. Результаты, полученные в ходе первых экспедиций, обеспечили огромные доходы и способствовали увеличению числа отправляемых кораблей.

Дорога на юг

Португальские корабли постепенно продвигались на юг, захватывая новые и новые земли. В 1419 году был открыт о. Мадейра, в 1432 – Азорские острова. Набирала обороты торговля африканскими невольниками. Это становилось выгодным, тем более что вместе с рабами доставались и слоновая кость, и золотой песок. Так, Нуньо Тристан добрался до Сенегала и впоследствии выгодно продал захваченных там невольников. В сороковых годах корабли португальцев достигли густозаселенного побережья между реками Гамбия и Сенегал.

В 70-х годах стал доступен Гвинейский залив, после чего был преодолен экватор. К португальской короне оказались присоединенными Гвинея и Конго. В 1482 году в устье Конго португальцами была создана база для дальнейшего захвата африканского побережья. Все эти шаги постепенно приводили к тому, что дорога к пряностям, так манившим всех европейцев, становилась все короче и короче.

Бартоломеу Диаш

Именно этому португальскому адмиралу, одному из великих мореплавателей, довелось подвести промежуточный итог всем поискам. В 1488 году суда под его управлением после 5 месяцев плавания прошли мыс Доброй Надежды, являющийся крайней южной точкой Африки. Увы, но дальше продвинуться Диашу не удалось. Шторма, голод, цинга и бунт матросов заставили его повернуть обратно в Лиссабон. Но Диаш первым доказал, что Африка не тянется до полюса и ее можно обогнуть.

Адмирал говорил, что, обойдя южную точку континента, можно дойти до Индии. Косвенно это подтверждали и другие разведчики, искавшие дорогу в «страну пряностей» через север Африки. По их высказываниям, от ее восточного берега до самой Индии располагалось только море. Так что до вожделенной цели оставался один шаг, и его суждено было сделать Васко да Гаме.

Экспедиция Васко да Гамы 1497-1499 года

Надо сказать, что путешествие готовилось очень тщательно. Васко да Гаму исполнителем назначил сам король, предпочтя его более опытному и известному Диашу. Последний строил корабли для экспедиции с учетом результатов своего недавнего плавания.

Подготовка началась в 1495 году. Технически экспедиция выглядела вполне реализуемой – португальские моряки уже свободно владели навигационными приборами и умели достаточно хорошо ориентироваться на морских просторах. В путь должны были отправиться четыре корабля, три военных и один транспортный. На военных стояло по 10-12 пушек для борьбы с арабскими пиратами.

В помощь, скажем так, не самому опытному моряку выделили лучших офицеров, матросов и переводчиков. Всего в плавание уходило 168 человек. Маршрут экспедиции приведен на рисунке.

Летом 1497 года историческое плавание началось. Учтя опыт предшественников и рекомендации Диаша, Васко да Гама шел вдали от берегов Африки. Этот выбор маршрута диктовался и соображениями безопасности, благодаря ему можно было избежать встреч с испанцами и маврами.

На островах Зеленого Мыса эскадра пополнила запасы еды и воды, после чего корабли отправились дальше. Однако сильные встречные ветры значительно осложняли движение и мешали двигаться привычным маршрутом вдоль побережья Африки. Тогда Васко да Гама решил плыть на юго-запад, уходя в открытый океан, стараясь по дуге обойти зону ветров. Расстояние от африканского побережья порой достигало 800 миль. В течение 3 месяцев не встретилось ни клочка земли, вода и продукты испортились, и людям пришлось пить морскую воду.

Но несмотря на лишения этот маршрут оказался удобным: по нему можно было спокойно двигаться к мысу Доброй Надежды, избегая пагубных штилей и сильных встречных ветров. И сегодня все парусные суда идут по пути, впервые проложенному Васко да Гамой.

Преодолев экватор, эскадра повернула на восток и наконец добралась до африканского побережья. Однако надолго в этих местах им задержаться не удалось. В конфликте с воинственными аборигенами да Гама был ранен в ногу, и морякам пришлось уходить.

У мыса Доброй Надежды эскадра преодолела сильнейшую бурю. Матросы, как и в случае с Диашем, попытались потребовать возвращения назад, но безуспешно. Когда обогнули злополучный мыс (22.11.1497 г.), оказался сильно поврежден один из кораблей. Он был затоплен, но оставшиеся продолжили движение. Через 3 дня они пришли в бухту Святого Бласа, где были отремонтированы суда, починены паруса и укреплены мачты. Следующим пунктом отдыха стала бухта Святой Елены.

Дальнейший путь был абсолютно неизвестен, но эскадра продолжила двигаться на север. Корабли опять требовали ремонта, среди матросов началась цинга, от которой умерло несколько десятков человек. Путешествие проходило в очень сложных условиях, но тем не менее эскадра добралась до арабского порта Мозамбик. Первоначально удалось установить с местным эмиром дружеские отношения, однако вскоре они значительно ухудшились. Так что пришлось покинуть эти места и двинуться дальше.

Здесь уже была зона арабского влияния, и везде по побережью стояли принадлежащие им порты. И только в порту Малинди, эмир которого враждовал с шейхом Момбасы и надеялся в лице португальцев найти новых союзников, экспедицию приняли доброжелательно. Здесь же Васко да Гама увидел индийские корабли и понял, что цель его путешествия близка. С помощью предоставленного местным правителем лоцмана мореплаватель дошел до Индии и прибыл в город Каликут, на календаре был май 1498 г.

Корабли эскадры простояли в порту 3 месяца. Торговля шла не очень успешно, возникли сложности в отношениях с арабами и индийцами, и Васко да Гама был вынужден срочно покинуть берега Индии. Обратная дорога была не менее тяжелой, особенно из-за того, что выдвигаться пришлось прежде, чем задул восточный муссон. Тем не менее мореплавателям удалось добраться до дружественного порта Малинди и там получить продукты и воду. Один из кораблей был сожжен: не хватало людей на все суда, да и силы были на исходе.

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Имя: Васко да Гама

Государство: Португалия

Сфера деятельности: Путешественник

Величайшее достижение: Открыл торговый морской путь из Европы в Индию

Дала миру множество людей – первооткрывателей, храбрецов, не побоявшихся бросить вызов самой природе в погоне за новыми землями и славой. Многие находили в глубинах океана свою кончину, некоторым «повезло» немного больше – они погибли на суше от рук местных племен. Но все же до нас дошли имена путешественников, которые вписали свое имя в историю, географию стран. Один из них – знаменитый путешественник Васко да Гама. Именно о нем и пойдет речь в этой статье.

Биография Васко Да Гама

Будущий мореплаватель родился в знатной семье в 1460 году в Синеше, Португалия. В семье было пятеро сыновей, Васко был третьим по счету. Его отец занимал должность алкайда – в те времена это означало должность коменданта крепости.

Очень мало известно о его ранних годах. Будучи молодым юношей, он вступил во флот, где получил первые знания по математике, навигации и ориентированию. Уже с юных лет ему довелось участвовать в морских сражениях, и не против кого-либо, а самих французских корсаров. Васко показал себя с наилучшей стороны, и о нем заговорили. В 1495 году король Мануэл занял трон, и страна вернулась к тому, откуда начала – найти путь в Индию. И эта задача была одной из важнейших – ведь Португалия находилась в стороне от торговых путей, поэтому нужно было как то заявить о себе. В 1487 году был достигнут важный прорыв, когда обогнул южную Африку. Это путешествие было значительным; оно впервые доказало, что Атлантический и Индийский океаны связаны между собой. Нужно было снова отправить экспедицию. И молодой Да Гама подходил для этих целей как нельзя лучше.

Путешествия Васко да Гама

Историки мало знают о том, почему именно да Гама, еще неопытный исследователь, был выбран для проведения экспедиции в Индию в 1497 году, чтобы найти морской путь в Индию и на Восток. Чтобы отправиться в путешествие, да Гама направил свои корабли (4 штуки) на юг, воспользовавшись преобладающими ветрами вдоль побережья Африки. После нескольких месяцев плавания он обогнул мыс Доброй Надежды и начал свой путь вверх по восточному побережью Африки, к неизведанным водам Индийского океана. К январю, когда флот приблизился к территории, известной сейчас под названием Мозамбик, многие члены экипажа были больны цингой. Да Гама был вынужден прервать путешествие для отдыха экипажа и ремонта кораблей.

После месяца вынужденного простоя корабли вновь отправились в путь, и к апрелю достигли Кении. Затем через Индийский океан португальцы попали в Калькутту. Да Гама не был знаком с регионом, не знал обычаев и традиций местных жителей – он был уверен, что они христиане, так же, как и португальцы. О такой религии, как индуизм, еще никто из европейцев не знал.

Тем не менее, местный правитель сначала приветствовал да Гаму и его людей, и экипаж отдыхал в Калькутте три месяца. Но не все приветствовали новоприбывших – мусульманские торговцы были в числе первых, кто показывал неприязнь португальцам, ведь они отняли у них возможность торговать и сбывать товар В конце концов, да Гама и его команда были вынуждены торговаться на набережной, чтобы обеспечить достаточное количество товаров для возвращения домой. В августе 1498 года Да Гама и его люди снова вышли к морю, начав свое путешествие обратно в Португалию. Обратный путь был сопряжен с трудностями – порывистые ветры, ливни и дожди мешали быстрому плаванию. К началу 1499 года несколько членов экипажа умерли от цинги. Первое судно достигло Португалии только 10 июля, почти через год после того, как они покинули Индию. Результаты были впечатляющими — первое путешествие да Гама охватило почти 24 000 миль почти за два года, и только 54 из 170 членов экипажа выжили.

Когда да Гама вернулся в Лиссабон, его встретили как героя. Настроение у португальцев было приподнятое, было принято решение вновь собрать экспедицию, чтобы закрепить успех да Гамы. Отправляется еще одна группа кораблей во главе с Педру Алваришем Кабрала. Экипаж достиг Индии всего за шесть месяцев, и путешествие включало в себя перестрелку с торговцами, где экипаж Кабрала убил 600 человек на мусульманских грузовых судах. Но и польза от этого плавания тоже была — Кабрал создал первый португальский торговый пост в Индии.

В 1502 году Васко да Гама возглавил еще одно путешествие в Индию, флот состоял уже из 20 кораблей. Десять кораблей находились под его непосредственным командованием, а остальные-у руля его дяди и племянника. После успеха Кабрала и сражений король поручил да Гаме обеспечить дальнейшее господство Португалии в регионе. Опустошив и разграбив Африканское побережье, оттуда они переехали в город Кочин, к югу от Калькутты, где да Гама заключил союз с местным правителем и остался на отдых. Вернулись в Португалию путешественники только 11 октября 1503 года.

Последние годы жизни

Женатый в это время и отец шести сыновей, да Гама решил не испытывать судьбу и вышел на заслуженный отдых.

Он поддерживал контакт с королем Мануэлем, консультируя его по индийским вопросам, за что ему был дарован титул графа Видигейры в 1519 году.

После смерти короля Мануэля, да Гаму попросили вернуться в Индию, чтобы бороться с растущей коррупцией со стороны португальских чиновников в стране. В 1524 году король Жоан III назначил да Гаму португальским вице-королем в Индии.

Но Васко уже не интересовала Индия так, как когда-то он свое открытие совершил, открыл для Португалии морской путь в эту страну, закрепив там свое господство.

Однако приказу короля повиновался и отправился в Индию, чтобы исполнить поручение. Но, к сожалению, долго не протянул – 24 декабря 1524 года легенда мореплавания скончался от малярии в Кочине. Его тело было отправлено обратно в Португалию и похоронено там в 1538 году.

Одним из самых знаменитых мореплавателей, который был родом из Португалии, и первооткрывателем пути из Европы в Индию является Васко да Гама, с которым каждый школьник знаком благодаря урокам географии. Будучи командиром трех экспедиций, он смог сделать множество открытий, отстаивая честь своих судов на водных просторах перед пиратами и другими недоброжелателями. За свои достижения он был удостоен многочисленных наград и званий.

Происхождение и детство

Будущий мореплаватель появился на свет в 1460 году. В краткой биографии Васко да Гамы также можно найти и другую версию, где указывается, что родился путешественник в 1469 году. Его отец был португальским рыцарем и членом Ордена Сантьяго (Эштеван да Гама), а мать домохозяйкой (Изабель Содре). В обязанности сэра Эштевана входило кураторство приведения приказов в исполнение во вверенном ему городе. Васко был третьим ребенком в семье и дружил со старшими братьями, один из которых (Паулу) также принял участие в плаванье.

Род да Гама хоть и не был самым богатым и знатным в королевстве, но прославился знаменитыми предками, которые были приближены к королевским семьям в эпоху Возрождения. Например, Алвару Анниш, который приходился будущему покорителю Индии прадедом, служил королю Афонсу III, был славным бойцом и рыцарем. Это звание унаследовали его потомки.

С детских лет да Гама увлекался географией и морскими путешествиями. Во время обучения в школе он заинтересовался основами навигационного дела. Это увлечение стало толчком к дальнейшим открытиям, а навыки пригодились при составлении карт.

Молодые годы и первые успехи

В 20-летнем возрасте да Гама вместе со своими братьями вступил в Орден Сантьяго. В доступных источниках сохранилось мало информации об образовании путешественника. Ученые предполагают, что математические, навигационные и астрономические знания он получил в Эворе, а одним из его учителей был Авраам Закуто.

Будучи еще юношей, он принимал активное участие в морских сражениях. Конечно, открытие пути в Индию - это не единственное достижение великого мореплавателя. Впервые, как военный и покоритель морей, он преуспел в 1492 году. Тяжело переоценить то, что сделал Васко да Гама в то время для своей страны. Ему удалось захватить французские корабли, которые завладели португальской каравеллой, перевозившей большое количество драгоценностей и золота из Гвинеи. Именно тогда в Португалии впервые на устах местных жителей стало звучать имя первооткрывателя морского пути в Индию.

Предшественники первооткрывателя

В эпоху Возрождения Португалия переживала нелегкие времена. Новые морские пути, которые помогли бы развить торговые отношения с другими государствами, не открывались, потому что страна была измождена Реконкистой и войной с Кастилией. Разнообразные пряности, драгоценные металлы и камни приходилось покупать по баснословной цене, из-за этого страдала экономика страны.

Благодаря удобному географическому расположению, португальские моряки все-таки смогли открыть новые торговые пути на берегах Африки. Первые попытки были осуществлены Генрихом Мореплавателем, которому пришлось исследовать все прибрежные территории Черного континента, откуда в дальнейшем привозилась различная провизия, рабочая сила. Несмотря на создание многих африканских опорных пунктов, достичь экватора исследователям так и не удалось.

Очередная волна интереса к экспедициям на южные побережья возникла в 1470 году. Тогда была создана теория о достижении вожделенной Индии с ее богатствами. По мнению путешественников, сделать это можно было, обогнув Африку. Главное достижение того времени принадлежало Бартоломео Диашу, который открыл мыс Доброй Надежды.

Подготовка к путешествию в Индию

Первые приготовления к экспедиции начались в 1945 году, когда правителем Португалии стал Мануэл I. Подготовка заключалась в постройке кораблей, которые могли бы обогнуть весь Африканский континент. В результате было возведено четыре крепких судна:

  • Флагман «Сан-Габриэл». Командование на себя принял Гонсалу Алвариш.
  • Корабль с тремя мачтами «Сан-Рафаэл», капитаном которого стал Паулу да Гама.
  • Легкая маневренная каравелла «Берриу» под командованием Николау Коэльо.
  • Корабль для транспортировки припасов. Командиром был назначен Гонсалу Нуниша.

Команда была укомплектована, а в распоряжении у нее были подробные карты, четкие навигационные координаты и современные (на то время) приборы. Главным штурманом экспедиции стал Перу Аленкер, который сопровождал Бартоломео Диаша во время путешествия к мысу Доброй Надежды. Также в состав экипажа вошли переводчики. Трюмы кораблей были заполнены различными продуктами (крупа, солонина, овощи, сухофрукты, сыр и прочее) и напитками, рыбу моряки ловили во время путешествия.

Так как мореплавателям часто приходилось сталкиваться с пиратами и вражескими флотилиями, то в распоряжении экипажа оказались мощные алебарды, арбалеты, клинки, пики и прочее оружие, а также защитные костюмы.

Первое плавание в Индию

От берегов Лиссабона португальская армада отплыла 8 июля 1497 года. Расписывать путешествие Васко да Гамы в Индию можно бесконечно, ведь судам пришлось пройти через множество испытаний на пути к цели. Хронологию событий можно изложить и кратко:

Посланцы португальского короля были приняты без особых почестей, вести диалог с индусами было очень сложно. Васко да Гама пытался договориться о торговых отношениях и даже преподнес подарки заморскому правителю. Разочарованный мореплаватель силой забрал некоторые индийские драгоценности, провизию, рабов и рыбаков.

В Португалию экипаж, который понес большие потери, вернулся в сентябре 1499 года. Некоторые источники говорят о том, что дата открытия морского пути в Индию приходится на август. Многих моряков сморили различные заболевания, два корабля было разбито и сожжено во время путешествия, но общая стоимость товаров, привезенных из Индии, оправдала все ожидания. Сумма от их продажи превысила затраты на экспедицию в 60 раз.

Вторая и третья экспедиция

После возвращения из первого путешествия первооткрыватель был награжден титулом «дон» и получил пенсию от короля в размере 1 тысячи крузаду. Мореплаватель оказался честолюбивым и амбициозным человеком, поэтому добился получения титула «Адмирала Индийского океана» и патронажа над городом Синиш, за что был лишен статуса рыцаря Ордена Сантьяго.

Вскоре была начата подготовка ко второму плаванью к берегам Индии. За это время между государствами был заключен торговый договор, позволяющий основать на индийских землях факторию. Дружественные отношения сменились настоящей войной, ведь экспедиция во главе с Педру Кабралом окончилась обстрелом Каликуты. Целью второго плаванья Васко да Гамы (1502−1503 год) была доставка еще большего количества провизии и драгоценностей, а также подчинение страны.

О жестокости мореплавателя слагали легенды. В содержании многих книг и капитанских дневниках упоминалось о том, что по приказу да Гамы обстреливались арабские судна и индийские города без разбора. Так он поступил с Каликутой в отместку за нападение на португальцев. Корабли были загружены различными пряностями и прочей провизией, несколько артиллерийских судов было оставлено у берегов Индии для блокады местных городов.

Вторая экспедиция официально была признана завершенной в 1503 году. Король повысил жалование и пенсию путешественника за его заслуги перед страной, но не наградил честолюбивого моряка новым титулом. Последующие годы мореплаватель занимался разработкой планов, направленных на колонизацию Индии, например, создание специальной полиции на воде и учреждение должности вице-короля.

В 1519 году первооткрыватель морского пути из Европы в Индию получил титул графа и земельные наделы в свое владение. Спустя некоторое время португальский правитель Жуан III назначает путешественника вице-королем за его неподкупность и суровость. Третья экспедиция во главе с покорителем Индии состоялась в 1524 году.

Личная жизнь и семья путешественника

После возвращения из первой экспедиции да Гама женился на Катарине ли Атаиди. У супругов было семеро детей:

Мужская линия знатного рода оборвалась в 1747 году, тогда графский титул был передан женщинам семьи да Гама.

В музеях можно найти немало портретов покорителя Индии, позволяющих узнать, каким был первооткрыватель морского пути в Индию. Почтение памяти мореплавателя прочитывается во многих статуях, монументах, книгах, кинофильмах. Ярким примером тому служит:

Во время нахождения на территории индийского города Коччи великий мореплаватель Васко да Гама - первый из европейцев, кому удалось достичь берегов Индии, скончался. Его жизнь оборвалась 24 декабря 1524 года. Причиной смерти путешественника стала малярия. Тело исследователя было доставлено в Португалию лишь в 1529 году, сейчас останки находятся в усыпальнице монастырской обители Жеронимуш.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Дата рождения: предположительно 1469 год
Дата смерти: 24 декабря 1524 года
Место рождения: Португалия, Синиш

Васко да Гама - знаменитый мореплаватель.

Когда точно родился Васко да Гама неизвестно, история предполагает, что произошло это в 1469 году. Это знаменательное событие произошло в Португалии, городе Синеш. Его биография первых годов жизни основывается на предположениях, догадках и домыслах.

Точного жизнеописания не сохранилось. Считается, что первую экспедицию в Индию, в которой принял участие португальский путешественник, поначалу поручили его отцу.

Путешествие случилось в 1497 году, и предполагало достичь Индии обогнув Африку. Индия для Португалии была очень актуальным торговым партнером, так как изначально торговля шла не с такой выгодой, какой могла бы быть.

Экспорт был ничтожно мал, а пряности португальцы покупали по баснословно высоким ценам. Товары прибывали через Венецию. Король Эмануил Великий, поручив экспедицию Васко да Гамо, доверил ему заключать договоры, а так же покупать любые товары.

Людей отбирали в путешествие основательно, их обучали многим ремеслам. Всего же экипаж и количество солдат было около 170 человек.

В путь отправилось три корабля. Для обменной торговли с дикарями было взято достаточное количество бус, зеркал; для старшин предполагались более ценные подарки.

7 июля 1497 года флотилия покинула Лиссабон. Какое-то время все шло по плану, корабли достигли Зеленого мыса, но затем вмешались ветры, в кораблях открылась течь и экипаж начал требовать возвращения в Португалию. Но под настоянием Васко да Гама экспедиция не повернула назад, а продолжила свое путешествие.

Уже в ноябре корабли обогнули мыс Доброй Надежды и взяла путь на север. Опять случился сильный шторм, люди мучились от болезней и голода. Не видя другого выхода, как возвращение на родину, они решили сковать цепями Васко да Гама, и поплыть к королю с повинной. Мореплаватель узнал о готовящемся перевороте и опередил зачинщиков.

Их заковали в цепи и побросали в море. Остальная часть команды смирилась, не рискуя повторить судьбу своих коллег. После того, как шторм ушел, решили сделать остановку, чтобы заняться ремонтом кораблей.

Но один из них ремонту уже не подлежал, его были вынуждены сжечь, после чего попутный ветер погнал корабли к северу.

Восточное побережье современной ЮАР, Васко да Гама назвал Наталь, там впервые его команда встретила туземцев, обменялась с ними подарками и в лице мавра, поступившего на службу к мореплавателю, нашли того, кто знает дорогу к Индии.

Советы мавра очень пригодились команде. Португальцы все-таки приплыли в Каликут, произошло это в мае 1498 года. Здешний король считал выгодным торговые соглашения с европейцами, поначалу дело шло гладко, но как и в любом деле, нашлись недоброжелатели.

Они всячески мешали португальцам, плели интриги и наговаривали на них королю. Васко да Гама не поддался на провокации и уехал из Каликуты.

А Канарарский властитель заключил с португальцами договор, так как верил в предсказание, что завоеватели Индии прибудут из Запада. В 1499 году команда Васка да Гама прибыл в Лиссабон, они привезли с собой столько товара, что тот окупил всю экспедицию. После чего, король отправил в Индию уже большую экспедицию, для основания колоний.

Умер Васка да Гама во время третьего путешествия в Индию от малярии. Случилось это в декабре 1524 года. Его тело перевезли в Португалию, там и похоронили.

Достижения Васко да Гамы:

Под его командованием экспедиция впервые проплыла из Европы до Индии.
Вице-король Индии.
Великий мореплаватель

Даты из биографии Васко да Гамы:

1469 год - появился на свет
1497 год - начало первой экспедиции в Индию
1502 год - второе путешествие в Индию
1524 год - третье путешествие в Индию
1524 год - умер

Интересные факты Васко да Гамы:

У Васка да Гама и его жены было шестеро детей.
В Гоа в честь мореплавателя назвали город, а на луне есть кратер, названные так же в его честь.