Конспект экскурсии в библиотеку для

детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать представление детей о библиотеке. Познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи: Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки. Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним, уважение к труду библиотекарей. Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека» , расширять читательский кругозор детей. Закреплять правила дорожного движения. В оспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Заранее договарится о возможности проведения экскурсии с библиотекарем.

Словарная работа: К ниги, стеллажи, хранилище книг все находящиеся в библиотеке.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию. Пойдем мы с вами в удивительный дом, где собрано множество книг. Кто знает как называется этот дом?

Ответы детей: Библиотека.

Ход экскурсии.

Дети строятся парами и отправляются на экскурсию, подходят к первому перекрестку воспитатель интересуется: - «Почему именно здесь мы переходим дорогу?»

Ответы детей: Потому что здесь есть пешеходный переход и светофор.

Воспитатель: Перед началом движения по пешеходному переходу, что нужно сделать?

Ответы детей: Посмотреть на светофор, какой цвет горит.

Воспитатель: А на какой цвет мы переходим дорогу?

Ответы детей: На зелёный.

Воспитатель: Ребята, но хоть этот пешеходный переход и оборудован светофором все-таки нужно убедиться что на запрещающий сигнал светофора машины остановились и только после этого продолжить движение.

Подошли к зданию библиотеки. Воспитатель напоминает о правилах поведения в библиотеке (разговаривать нужно шёпотом, нужно внимательно слушать библиотекарей, если нужно задать вопрос, подними руку). Перед входом воспитатель читает вывеску с названием учреждения, указанием часов работы, выходных. Затем проходят в библиотеку.

Библиотекарь: Здравствуйте ребята, меня зовут........................... я работаю библиотекарем и сейчас я вас познакомлю с работой библиотеке, расскажу об обязанностях библиотекаря.

Есть в библиотека комната, где всегда тихо, дети сидят за столами, читают, пишут, рассматривают картинки. Эта комната - читальный зал. Пройдемте туда. Перед нами большой шкаф с длинными ящиками. Этот шкаф - каталог. В нем списки всех книг, которые хранятся в библиотеке. Он нужен для того чтобы быстро отыскать нужную книгу. А здесь у нас длинные стеллажи, на которых хранятся наши книги и которые могут понадобиться в любой день. Здесь есть книги которые в библиотеке находятся в единственном экземпляре и поэтому ими можно воспользоваться только в читальном зале, их для домашнего чтения не выдают, так как они могут понадобятся читателям в любой момент.

Следующий зал с которым я вас хочу познакомить называется - абонемент. Пройдемте, ребята. В этом зале дети могут взять книги для домашнего чтения. Чтобы взять книгу на дом библиотекарь заполняет читательский формуляр в котором записываются все книги, которые вы взяли для чтения домой, также в этом формуляре отмечается когда вывернули данную книгу обратно. Книги которые вы берете домой обязательно нужно возвращать в библиотеку в назначенный срок. Выдаются книги на 2 недели то есть на 14 дней.

Беседа о профессии людей, работающих в библиотеке.

Библиотекарь: Ребята, а как вы думаете кто заботиться о читателях и устраивает книжные выставки? Кто выдает книги детям на дом?

Ответы детей: Библиотекарь.

Библиотекарь: Правильно, ребята. Библиотекарь это такой человек который поможет найти нужную книгу, если необходимо расскажет о новых книгах, научит бережно обращаться с книгами.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с библиотекой, прошли по ее залам, увидели множество книг. А теперь можно выбрать для себя понравившуюся книгу, библиотекарь заполнит на вас формуляр и вы станете постоянным читателем библиотеки.

По возвращению в детский сад воспитатель проводит беседу: понравилось ли вам путешествие в библиотеку? Чем?

ГБУ СО СРЦ

«Возвращение»

г. Саратова

Конспект занятия

на тему: «Экскурсия в библиотеку»

Воспитателя I отделения

социальной реабилитации

здания № 3

Деминой Е.И.

Коррекционная цель:

Знакомство с библиотекой, ее назначением, содержанием работы библиотекаря.

Задачи:
Заинтересовать детей книгами;
Уточнить смысл слов: библиотека, библиотекарь; ввести новые слова: каталог, стеллажи, карточка-формуляр;
Воспитывать уважение к труду взрослых.

Форма проведения: групповая экскурсия.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: Рассказ библиотекаря, сообщение новых сведений, вопросы, нацеливающие внимание, активизирующие мышление, пояснения, худ.слово(стихи), загадки, рассматривание книг, рисунков, ремонт книг, находящихся в библиотеке (возможно в Центре).

Предшествующая работа: Рассказ воспитателя о первых библиотеках на Руси. Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии «Профессии» и картины И.И. Пчелко и И.В. Шевандронова «В сельской библиотеке». Заучивание пословиц: «Чтение-лучшее учение», «Хорошая книга - лучший друг». Чтение «Книжный дом».

Оборудование: находящиеся в библиотеке (различные книги).

Ход занятия

Собираю детей вокруг себя, объявляю, что сегодня к нам в Центр пришло приглашение, читаю:

«Дорогой друг!

Приглашаем тебя совершить путешествие в «книжный город». Книжки про Буратино и Винни-Пуха, Мюнхаузена и Незнайку ждут тебя по адресу: ул.Танкистов, дом… Детская библиотека № 4 г.Саратова».

Куда нас приглашают?

Почему здесь написано, что библиотека –это «книжный город»? (Здесь находится много книг, как людей в городе).

В библиотеке много книг, журналов. Кто поможет тебе во всем этом разобраться? (Библиотекарь)

Правильно, он прекрасно знает литературу, часто беседует с ребятами о книгах, помогает им стать хорошими, умными читателями. Он посоветует тебе, что прочитать, научит выбирать книги и находить их на книжных полках. Сегодня он расскажет нам о том, как устроена библиотека, как правильно пользоваться книгами.

В библиотеке:

Даю детям несколько минут для самостоятельного осмотра помещения. Здороваемся с библиотекарем, знакомимся с ней.

Библиотекарь: Я очень рада видеть вас, ребята! Вы находитесь в холле библиотеки. Здесь расположена выставка рисунков наших читателей (осматриваем выставку). Я приглашаю вас раздеться в гардеробе и пройти в читальный зал (дети раздеваются, проходят).

Библиотекарь: Проходите, пожалуйста! Это наш читальный зал. Что это? Что вы здесь видите? (столы, стулья, книги, цветы). Зачем нужны столы и стулья? (чтобы удобнее было читать). Садитесь за столы, пожалуйста! (Дети садятся)

Библиотекарь: Знаете ли вы, что означает слово «Библиотека»? «Библио»-книга, «тека»-дома. Значит библиотека – это книжный дом или Дом книги. Библиотекарь работает в библиотеке, он хозяин этого дома.

Для чего человек создал библиотеки? (Книг на свете очень много и их невозможно все держать дома. Поэтому книги хранятся в библиотеках, здесь за ними следят, хранят).

«Найдешь здесь книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах».

Посмотрите, сколько различных книг есть в нашей библиотеке: «Чудо-книжки», расписные книжки-игрушки, книжки-великаны и книжки-малютки. И всем им есть место. Отгадайте загадку:

«У стены, большой и важный

Дом стоит многоэтажный

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже!» (Книжный шкаф)

Книжный шкаф в библиотеке называется стеллаж.У стеллажей нет дверок, как у шкафа, для того, чтобы легче и удобней было брать книги с полок. Какие книги вы любите читать? (Сказки, книги о животных, космосе и т.д.)

Чтобы легче было найти нужную тему книги, на полках есть разделители с темами (показывает). Вы можете прочитать или посмотреть рисунок и поймете, что здесь подобраны книги о природе и технике. Так как книг в библиотеке много, нужно уметь выбрать самую необходимую. Это умение придет, если вы узнаете секрет «золотого ключика». В каждой библиотеке есть такой ключик к книгам – каталог. Это слово в переводе с древнегреческого языка означает перечень. Каталог состоит из карточек. На каждой - фамилия автора книги, ее название, фамилия художника, город и год издания. Каталог всегда поможет найти нужную книгу.

Чтобы всем этим «богатством» пользоваться, нужно записаться в библиотеку. Библиотекарь заведет карточку-формуляр, где запишет ваш домашний адрес, телефон и другую информацию.

В детской библиотеке обычно два отделения: читальный зал, в котором вы находитесь, и абонемент, куда мы отправимся позже. У слова «абонемент» много значений, но в библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть – она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок. Это возможно. Так где же можно взять книгу на дом? (В абонементе). Когда ее нужно вернуть? Почему?

Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите - почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. В читальном зале должно быть тихо.

В читальном зале тишина,

Она особенно нужна

Уходите, разговоры,-

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать!

В читальном зале проходят беседы, встречи с писателями и художниками, артистами. Чтобы не пропустить интересную встречу, приходите в библиотеку почаще.

А теперь попрошу вас пройти в зал абонемент. Сегодня там работает «Книжная больница».

Дети проходят в другой отдел.

Библиотекарь показывает им «пострадавшие» книги и читает:

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки-

Грязные, Лохматые,

Рваные, Горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочало,

На листах каракули

Книжки горько плакали…

Ребята, почему книги сбежали от хозяина? Как нужно обращаться с книгами? (Дети: книги нельзя пачкать, мочить, брать грязными руками, бросать раскрытую книгу вверх переплетом, загибать уголки страниц, нельзя рисовать и писать на книгах, надо беречь от кошек и собак, которые могут порвать книгу). Вместе с библиотекарем дети ремонтируют книги (или забирают с собой).

Благодарим библиотекарей, прощаемся. После экскурсии провожу итоговую беседу. (Об экскурсии рассказываем другим).

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с родным поселком, его достопримечательностями.
  • Познакомить воспитанников с понятием «библиотека» , рассказать детям о работе библиотекаря
  • Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки
  • Обогащать и расширять представления детей о книге

Развивающие:

  • Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека» , развивать интерес к книгам, к истории их возникновения, расширять читательский кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к книгам, желание читать книги.
  • Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах, воспитывать любовь к своему поселку.

Словарная работа:

  • библиотекарь, стеллажи, хранилище книг, экспозиция, картотека

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснения к ним.
  • Сюжетно – ролевые игры «Библиотека» , «Семья» , творческая мастерская по ремонту старых, ветхих книг.

-Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами идем на экскурсию в библиотеку. Библиотека – это дом, здание, где живут книги. Это слово не русское, оно состоит из двух слов – «библио» , что означает «книга» , и «тека» , что означает «хранилище» . Т. е. библиотека – это хранилище книг. Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, что бы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую. В библиотеке работает библиотекарь. С его работой мы тоже сегодня познакомимся. Наша библиотека находится на улице Советская.

Ход экскурсии:

Дети вышли из детского сада парами. Подойдя к проезжей части дороги, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

-Дети:

Потому, что здесь есть знак, пешеходный переход.

Дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение, где он устанавливается и для чего.

Также воспитатель поясняет, что все должны убедиться перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя, подойдя к пешеходному переходу, начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

-Воспитатель:

Как я вам уже говорила, библиотека находится на улице Советской. Перед вами одноэтажное здание с большими окнами. Перед тем, как зайти в это здание, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.

-Дети:

  • * надо внимательно слушать библиотекаря
  • *разговаривать можно только шепотом
  • * если хочешь задать вопрос, нужно поднять руку
  • * взял посмотреть книгу, положи на место

-Воспитатель:

Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

-Воспитатель:

В библиотеке, даже в холле, очень много цветов и есть ковровые дорожки на полу. Все это создает уют. Кроме того, дорожки нужны, чтобы неслышно было шагов, чтобы была тишина, ведь в библиотеке шуметь нельзя. В холле есть еще два стеклянных шкафа, похожих на витрину, где за стеклом размещены экспозиции.

Первая экспозиция называется «Из истории книги» . Здесь можно увидеть старые, старые книги.

За этим же витражом расположена экспозиция «300 лет Российскому печатному слову» . Здесь мы видим чернильницы, перья, первые ручки (которыми писались рукописи, наброски, статьи, которые потом и печатались) и первые газеты, старые книги.

Третья экспозиция называется «Великая Отечественная война» . На этой экспозиции мы видим не только книги об этой страшной войне, но и газеты военных лет, в которых напечатаны статьи о битвах и сражениях, о великих подвигах, напечатаны и фотографии людей, совершивших эти подвиги. Здесь мы видим даже медали и ордена, которыми награждали людей за героические подвиги.

На стенде «В мире поэзии» выставлены книги, в которых напечатаны самые красивые и душевные стихи, в том числе и о Родине.

Затем детей встречает библиотекарь.

-Библиотекарь:

Здравствуйте ребята, меня зовут Нина Петровна.

-Дети:

Чем вы занимаетесь?

-Библиотекарь:

Я работаю в библиотеке, моя профессия – библиотекарь. А хотите, я вам расскажу, в чём заключается моя работа?

-Дети:

очень хотим.

-Библиотекарь:

Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ) . Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.

У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ) .

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в нашей библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых книг на встречу с читателями.

Давайте мы с вами пройдем сначала в читальный зал, где собраны редкие книги, которые домой брать нельзя, которые можно читать только здесь, удобно устроившись за столом. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенные в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую-то информацию из истории нашего поселка, края, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.

Дети проходят в читальный зал. Библиотекарь обращает внимание детей на то, что здесь много столов и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, а при необходимости и записать что-то. Что здесь тоже красиво и уютно. А почти напротив двери стоит пианино. Пианино не для того, чтобы петь песни, как на музыкальных занятиях в детском саду, а для того, чтобы читать стихи, отрывки из каких-то произведений и слушать глубокую, серьезную классическую музыку, которая помогает их прочувствовать и понять. Для этого работники библиотеки устраивают литературные вечера. Когда дети (дошкольники) будут ходить в школу, они обязательно побывают на таких вечерах и будут принимать в них участие.

После этого библиотекарь предлагает пройти в другой, самый большой зал, где и находятся книги, которые можно брать домой и читать уже дома. В этом зале библиотекарь обращает внимание детей, что при входе на стене на стенде висят «Правила поведения в библиотеке» . Библиотекарь объясняет их детям и подчеркивает необходимость соблюдать их.

Во время рассказа подчеркивается, что книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать.

-Библиотекарь:

РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?

Дети: Библиотекарь должен любить книги, иметь хорошую память, говорить правильно.

-Библиотекарь:

Молодцы! Самое главное в работе библиотекаря – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга, быть общительным, знать литературные произведения, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

-Вопросы к детям:

  • Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
  • Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
  • Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?

(Ответы детей)

-Библиотекарь:

А сейчас я вам предлагаю игру – викторину.

Викторина: «Угадай сказку» .

(На компьютере детям показывается половина картинки из сказки, дети должны угадать сказку) .

Можно представить такие сказки, как:

  • «Муха-Цокотуха» , К. Чуковский
  • «Лягушка-путешественница» , В.Гаршин
  • «Аленушка и братец Иванушка» , русская народная сказка
  • «Гуси-лебеди» , русская народная сказка
  • «Три поросенка» , С. Михалков
  • «Доктор Айболит» , Корней Чуковский
  • «Буратино» , Толстой
  • «Красная Шапочка» , Ш.Перро
  • «Дюймовочка» , Ш. Перро
  • «Винни Пух» , Борис Заходер
  • «Золотая рыбка» , Александр Пушкин
  • «Крокодил Гена» , Э. Успенский

- «Кошкин дом» , С. Маршак

Самостоятельный осмотр библиотеки детьми.

Дети рассматривают книги, журналы, читают знакомые стихи.

Стоит на полке и молчит
Возьми, открой, заговорит
Расскажет все на свете
Дружите с нею дети!

Конспект экскурсии в школьную библиотеку с детьми старшей группы

Программное содержание:

1. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.

2. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе, о школьной библиотеке.

3. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Дети с воспитателем подходят к зданию школы.

Ребята, ответьте мне на один вопрос: без чего нет любой школы? (без классов, без звонка, без книг). Правильно! А где в школе хранятся книги? (В библиотеке)

Зачем она здесь нужна? А можно ли учиться в школе без учебников? Давайте пройдем в здание школы и посетим школьную библиотеку

Дети заходят в библиотеку

Кто знает, что такое библиотека? (Это место, где много книг, где хранятся книги.)

Да, библиотека - это хранилище книг. Мы сейчас убедимся в этом. Но и в школе и в библиотеке нужно уметь правильно себя вести:

1. не шуметь,

3. вопросы задавать по одному.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. Познакомьтесь, это библиотекарь Анна Ивановна.

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

Библиотекарь. Библиотека - это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей - книжные полки, дома - тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья - литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В библиотеке есть очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).

Входит Василиса Премудрая (ученица)

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку -
Навсегда страницы замолчат тогда.

Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами».

Что стоит на полках? (Книги).

Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются).

Как надо относиться к книгам? (Бережно).

Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового)

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда дети будут давать правильный ответ - показывать книгу, из которой был взят вопрос).

  1. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
  2. Кого учила лиса ловить рыбу хвостом? (волка)
  3. Кто помогал Буратино учиться? (Мальвина)

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

  1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
  2. 2. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

Организация: ГБОУ Школа №1195

Населенный пункт: г. Москва

Программное содержание :

  1. Познакомить детей с профессией библиотекаря, показать значимость его труда.
  2. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним.
  3. Углублять интерес к школе.
  4. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

Предварительная работа:

  1. Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
  2. Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.
  3. Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).
  4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
  5. Работа в уголке книги.
  6. Разработка конспекта экскурсии.

Активизация словаря:

библиотека, библиотекарь, книги, полки, стеллажи, читатель, формуляр,

бережно, аккуратно.

1. Вводная часть.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в школьную библиотеку.

Кто знает, что такое библиотека?

(Там много книг, там хранятся книги.)

Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом.

(Напомнить правила поведения детей в школе и библиотеке:

2. Основная часть.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг.

Познакомьтесь, это библиотекарь

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»

Что стоит на полках?

(Книги).

Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему?

(С ними аккуратно обращаются).

Как надо относиться к книгам?

(Бережно).

Как нужно беречь книги?

(Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

Для чего нужны книги?

Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека?

(Хранилище книг).

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги?

(Читатели).

- (имя отчество) Расскажите нам про свою работу.

Рассказ библиотекаря.

Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей.

Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.

Весной устраиваю самый большой праздник детской книги – «Книжкина неделя».

Какими качествами должен обладать библиотекарь?

Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам.

Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга.

Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.

Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря?

(Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней).

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересную книгу и почитаем ее в группе.

Библиотекарь показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ.

3. Заключительная часть.

В библиотеку входит Незнайка. Он приветствует детей и рассказывает о важности чтения для всех детей.

Незнайка: Пока книги вам читают взрослые. но когда вы сами научитесь читать вы сможете познакомиться с героями разных литературных произведений. А сегодня давайте с вами поиграем! Сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)

3. Кто говорит молча? (книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (книга)

5.Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Правильно! Все эти загадки были о книгах.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Если вы ребята не устали у меня для вас есть ещё одно задание. Надо назвать русскую народную сказку

«Загадки по сказкам»:

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, козленочек)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю? («По щучьему велению»)

Незнайка: Молодцы ребята! Я надеюсь вы будете постоянными читателями библиотеки!

Список использованной литературы.

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Романцева Л.Н. Еще раз о преемственности. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003. №2.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003
  4. Сборник русских народных сказок. Издательство АСТ . 2015