В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи - диспуты. Преподаватель назначал тему. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

Эпоху Средневековья относят к началу II в.н.э., а ее завершение к XIV-XV вв. Знания, которые сформировались в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого, характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание - это знание всеобщее, апологическое, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию понятий, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, то исследуются и анализируются не вещи, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенном Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание.

Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Так, средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг - это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался и прибегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр.


Схоластика(от лат. - школьный), оформившаяся в IX - XII вв., стремилась к обоснованию религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придавалось логике рассуждений, в которой схоласты видели путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величал себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Ансельм Д,Акоста. Важными для них были вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии, философии и теологии, которые истолковывались неоднозначно. Ансельм считал, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты.

П.Абеляр стремился к четкому разграничению между верой и знанием, предлагал сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума. Работа Абеляра «Да и нет» собрала 159 каверзных вопросов христианской догматики. На них были предложены ответы из авторитетных церковных писаний и показано, что на каждый из вопросов в распоряжении богослова имеется как утвердительный, так и отрицательный ответ.

Альберт Великий имел столь обширные сведения по естествознанию, что был удостоен звания «Doctor Universalis» («всеобъемлющий доктор»). Философ преподавал в Парижском университете и стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты. Так как он много путешествовал, в его наследии есть географические сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности. Его опыты по физике сообщают, что стеклянный шар, наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну точку, в которой сосредоточивается большое количество теплоты. Он указывал и способ исследования воды: если два куска полотна, опущенные в разные источники, после высыхания будут иметь разный вес, то кусок, который окажется легче, свидетельствует о более чистой воде. Ученый «маг» придерживался убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы.

Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священнослужителей, представляли собой, так называемые епископатские школы. В их деятельности принимал участие епископ и приближенные к нему духовные лица, а повседневное обучение осуществляли специально подготовленные учителя (magistri).

Что же касается содержания обучения во всех этих школах, то его первую ступень составляло светское знание, а вторую - теология. Светским знанием назывались те семь «свободных искусств», которые сложились еще в поздней античности. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка как языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элементарного счета, получала также функцию мистического истолкования чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия включала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организации церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с помощью которого нужно было, прежде всего, определять сроки наступления христианских праздников.

В дальнейшем, наряду с церковными школами, стали возникать и светские. Среди таких школ выделялись юридические (правовые). В Болонье в конце XI в. возник один из первых европейских университетов, который в течение всех Средних веков играл роль первого научного и преподавательского центра по изучению юриспруденции.

Вскрывая особенности средневековой науки, ученые отмечают, что, прежде всего, она выступает как совокупность правил, в форме комментариев. Второй особенностью является тенденция к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.

Параллельно с Западом важные изменения в духовной и политической сферах жизни происходили и в странах Ближнего и Среднего Востока начиная с VII в. Арабы под знаменами ислама за короткий срок захватили обширные территории, куда вошли земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, значительной части бывшей Римской империи, Армении, северо-Западной Индии, на которых и был создан Арабский халифат.

В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата - Багдад (конец VIII - начало IX в.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагал обширной постоянно пополняемой библиотекой и функционировал как своеобразная академия «Дом мудрости».

Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказывались на территории халифата, переводились на арабский язык. Так в IX веке была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».

Арабоязычные ученые добились новых достижений в алгебре (например, рассматривали задачи, требующие решения уравнений третьей, четвертой и пятой степеней, а также извлечения корней тех же степеней). Интерес в этом плане представляет Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми, автор нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями арабоязычной астрономии. Так, астроном аль-Баттани, автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.

Аль-Фараби первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор неизвестную среди арабоязычных философов), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики. За заслуги в развитии логического знания он получил почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель).

Как и в античности, на средневековом арабском Востоке было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них, аль-Бируни, в произведениях которого находили свои решения вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке этот ученый выдвинул предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца.

К ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма, ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего проявил себя в математике. Он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) - философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес и сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук. Ибн-Рушд(Аверроэс) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики.

В средневековый период в Европе начала формироваться и система высшего образования, появились первые высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII - XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках. Тысячи людей стекались в города, в которых появлялись университеты и прославленные ученые. Например, в конце XI века в городе Болонье, где появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний. Постепенно эта школа стала Болонским университетом. То же было и с Салерно, который прославился как главный университетский центр медицинской науки. Открытый в XII веке Парижский университет завоевал признание как главный центр богословия.

Со временем в средневековых университетах появились факультеты: юридический, медицинский, богословский. Но обучение начиналось с «подготовительного» факультета, где преподавались так называемые «семь свободных искусств». И так как по-латыни искусство – «артес», то и факультет назывался артистическим. Студенты – «артисты» изучали сначала грамматику, потом риторику, диалектику (под которой подразумевалась логика); лишь после этого они переходили к арифметике, геометрии, музыке и астрономии. «Артисты» были молодыми людьми, и по университетскому уставу их можно было пороть, как и школьников, тогда как более старшие студенты не подвергались таким наказаниям.

Средневековую науку называли схоластической, суть этой науки и её основной порок выражала сентенция: «Философия - служанка богословия». И не только философия, но и все тогдашние науки должны были каждым своим выводом, каждым своим словом укреплять истины религии, слепое доверие к учению церкви.

В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями «отцов церкви», с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис. Тактика наступления заключалась в том, чтобы вереницей взаимосвязанных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси.

Но и в средние века находились люди смелой мысли, не желавшие изо дня в день повторять одни и те же церковные догмы. Они стремились вырваться из оков схоластики, открыть для науки более широкий простор. Так в XII веке против профессора Парижского университета Гильома Шампо выступил молодой учёный Пьер Абеляр. В завязавшихся острых спорах профессору никак не удавалось взять верх над юным соперником. Шампо потребовал изгнать Абеляра из Парижа. Но и это не остановило Абеляра. Он обосновался в пригороде Парижа и продолжал следить за каждым словом профессора. После каждой лекции в стужу и дождь, зимой и осенью неутомимые студенты одолевали за сутки не меньше 30 км, пробирались из Парижа в пригород и обратно, чтобы сообщить Абеляру всё сказанное Шампо и поставить последнего в тупик перед новыми возражениями Абеляра. Этот спор, длившийся месяцами, закончился блестящей победой Абеляра. Убелённый сединами профессор признал не только правоту молодого противника, но и посчитал необходимым передать ему свою кафедру.

Абеляра не удовлетворяло мнение схоластов, считавших, что «вера предшествует разумению». Он утверждал, что «веровать можно лишь такой истине, которая становится понятной для разума». Тем самым отвергалась вера в непонятные, бессмысленные и фантастические вещи. В смелом учении Абеляра церковь усмотрела опасную угрозу, так как незыблемые истины церкви, так называемые догматы, не выдержали бы испытания сомнением и критикой. Потому тяжкий жизненный путь прошёл Абеляр. Физически искалеченный своими врагами, изгнанный из Парижа, он оказался в отдалённом монастыре. Под конец жизни он, к тому же, был осуждён церковным собором как еретик, над ним постоянно нависала угроза казни.

Но со времен Абеляра аудитории средневековых университетов всё чаще становились ареной борьбы за разум и науку. В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые «материнские». Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века «Синаем учености». Таким образом, выражение «материнские университеты» имеет два значения: а) это были первые по времени университеты; б) на новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

Европейское высшее образование - продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.

Университетская иерархия

Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.

С течением времени это вылилось в появление учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра были сходны по смыслу со статусами ученика, подмастерья и мастера в цехах.

Перейти с одной ступени на другую запросто было невозможно: желающим предлагалось специальное задание. И если для ремесленников таким заданием было создание «шедевра» - лучшего образца изделия, то для членов научной гильдии - демонстрация знаний.

После того как студент постигал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он мог претендовать на степень бакалавра, а после защиты диссертации - магистра искусств. Магистр уже мог продолжить обучение на одном из высших факультетов, после окончания которого получал докторскую степень. Непрерывное обучение могло длиться 20 лет, что с учётом средневековой продолжительности жизни занимало добрую её половину.

Устройство университетов

Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы - из-за развития практики письменного законодательства - и богословы - благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.

Так что любой средневековый университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (факультет «свободных искусств») - подготовительный. На артистическом факультете студенты постигали тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем квадриум (арифметику, геометрию, астрономию и гармонику), после чего поступали на один из трёх старших факультетов.

Примечательно, что юридические и медицинские факультеты до сих пор сохраняют привилегированное положение, а получение соответствующих специальностей влечёт зазубривание большого количества теории в лучших традициях средневековья.

Аналогом современных студенческих братств были «нации», на которые делились факультеты. Члены «наций» сообща отстаивали имущественные и образовательные интересы, организовывали неформальную студенческую жизнь, помогали друг другу в беде.

Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.

Научное бродяжничество

Академическая мобильность сегодня - университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.

Образование было универсальным.

Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.

Учёные степени признавались во всех вузах христианского мира. Кроме того, в Средние века студенту было гораздо проще отправиться в другой город и лично познакомиться с интересующим его учёным, нежели разыскать рукописи его лекций.

Путешествия между университетами ради научных знаний были настолько распространены, что возник даже особый тип средневековой богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», - голиарды. Костяк голиардов составляли студенты, обучающиеся от случая к случаю в разных местах и противостоящие феодализму с его стремлением закрепить каждого человека за конкретным делом и местом. В среде голиардов зародился студенческий гимн всех времён «Гаудеамус», прославляющий профессоров, вино и студенческую свободу.

Особый статус научного сообщества

Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика - соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.

В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.

Во многих странах студенты и учёные были освобождены от уплаты налогов, воинской повинности и вообще от всех видов деятельности кроме интеллектуальной. Это формально уравнивало их с аристократией.

Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.

Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения. Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.

Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.

Прообразы лекций и семинаров

Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.

Чтение лекций под диктовку не поощрялось, если не было запрещено вовсе.

Изучаемые тексты были достаточно объёмными. К примеру, теологам читали Библию, медикам - труды Авиценны и Гиппократа. Перед началом занятия лектор, как правило, давал обзор трудов автора и изучаемой книги, доказывал подлинность текста. Для облегчения преподавания начали создаваться «суммы» - сборники ключевых мыслей книг с комментариями, аналоги хрестоматий.

Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов - последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.

В ходе диспута необходимо было соблюдать моральный кодекс и христианский канон. Резкие и бранные выражения предписывалось заменять нейтральными типа «недопустимо» или «не является истинным».

Тем не менее, нередко диспуты переходили в драки, иногда с применением палки - непременного атрибута студента. Возможно, с этим связано появление крылатого выражения «argumentum ad baculum» - «аргумент к палке».

Чем-то вроде современных конференций были диспуты «о чём угодно» (кводлибеты), которые могли продолжаться неделями. На них часто обсуждались темы, имеющие фривольный или злободневный политический характер. Излюбленной, к примеру, была тема «О верности проституток клирикам».

Средневековый посвят

Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.

Яркий пример инициации - обряд «Сбивание рогов». Обряд символизировал прощание с деревенским невежеством. Бакалавры унижали студента-новичка, которого именовали «быком» - агрессивным и нечистым животным. Средневекового абитуриента избивали, привязывали к его голове самодельные рога, а затем обламывали их.

В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! («Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»)

Начиная с создания первых университетов студенчество вело подчёркнуто гедонистический образ жизни. И если члены «учёного цеха» не корпели над книгами, то непременно праздно шатались по городу или распивали вино, дискутируя о насущном.

Попойки были атрибутом учёности.

К примеру, согласно уставу Сорбонны, штрафы за поведение измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» существовало и в Новое время. Тогда же была заложена традиция проведения пиршеств после присуждения учёной степени за счёт новоиспечённого бакалавра или магистра.

Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.

В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.

Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни - всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет.

Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов - "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Риторика - это наука о том, как грамотно говорить и в меньшей степени писать и составлять не только речи но и документы. Наивысшим авторитетом были работы Цицерона.

Диалектика или логика. Умение логически мыслить и разбираться в вопросах, стремясь максимально разобрать все за и против. Высшим авторитетом здесь был Аристотель. Большую роль в ее становлении сыграл Абеляр.

На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучение на других Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет.

У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться. Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться тот или иной студент. Срок обучения мог измениться в любую сторону. Причинами могли быть как способности конкретного студента, так и его положение.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Repetitio - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Заканчивая эту главу, имеет смысл немного вспомнить о высших науках. Их было три Теология, Юриспруденция и Медицина.

Теология (Богословие).

Основное преподавание велось по "Сентенциям" Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.

Юриспруденция.

Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине.

Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:

Каноническое право, основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви.

Римское право. Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. В этом кодексе уделялось большое внимание различным видам собственности.

Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы.

Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции. Вообще, свои правила и законы мог устанавливать каждый более менее независимый государь, будь то феодал или город. Отношения между ними также регулировались законами, будь то нормы службы, количество и размеры различных поборов, разделение различных полномочий и т.д.

В результате в каждой провинции существовали свои местные законы, которые могли копировать или противоречить общему праву.

Медицина

Медицина включала в себя учение о четырех жидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи. Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей.

В лечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовались различные благовония.

Средневековье унаследова-ло от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. «Один ученик спрашивал учителя и сказал: «Поскольку есть семь искусств, и семь испытаний, и семь занятий, хотел бы я, чтобы ты мне их перечислил: в чем они состоят? Учитель: «Перечислю. Это искусства: диалектика, арифметика, геометрия, физика, музыка, астрономия. О том же, что представляет собою седьмое, существует много различных взглядов… Некоторые, пренебрегающие философией, утверждают, что это грамматика». Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально-логическое знание, ос-новы философии и логики, риторика учила правильно и вырази-тельно говорить. «Математические дисциплины» – арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.

Поэтому неудивительно, что средневековые университеты имели 4 факультета: артистический или искусств, богословский, юридический и медицинский. Обязательным для всех был артистический (подготовительный общеобразовательный) факультет, на котором преподавались «семь свободных искусств», позднее получившем название философского. Сначала преподавали тривиум (trivium ) – грамматику, риторику, диалектику, затем квадриум (quadrivium ) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в средневековой Европе латинском языке. Изучив грамматику, риторику и основы диалектики, студент получал степень бакалавра искусств, а по изучении полного курса (философии, арифметики, астрономии и теологии музыки) ему присваивалась степень магистра искусств и предоставлялось право поступления на один из 3 факультетов: богословский, медицинский или юридический, по окончании которых присваивалась степень бакалавра, лиценциата и магистра (доктора). Как срок обучения, так и возраст студентов в университетах не были установлены (практически обучение в университетах продолжалось 12-14 лет).

Таким образом, в основе средневековой парадигмы образования лежали идеи наследования знания, его «очистки» от чуждых наслоений, достижения большей ясности, трансляции в сопровождении необходимых комментариев. Однако содержанию дисциплин квадривиума такой подход отвечал меньше всего. Преподавание арифметики, музыки, геометрии и астрономии даже на уровне начального курса искусств велось более раскованно. В какой-то мере причину этого можно усмотреть в том, что квадривиум вели более опытные преподаватели. И вообще, складывается впечатление, что в преподавании дисциплин этого цикла в какой-то мере присутствовали элементы «исследования» – преподавание часто велось «в духе» изучаемого текста. Программа квадривиума, впрочем, как и тривиума, своими корнями уходила в греческую философию. После того, как из девяти искусств, были исключены архитектура и медицина, образовались семь свободных искусств средневековья, окончательная канонизация которых принадлежит Мартианусу Капелле (около 410-439 гг.) в трактате «Брак Меркурия и Филологии». Семи свободным искусствам были посвящены первые три из 20 книг «Этимологии» Исидора из Севильи.

Музыка

Из четырех составляющих квадриума именно музыка, в силу своей важной для богослужений роли, занимала в жизни весьма почтенное положение, причем еще до того, как роль университета стала заметной. По свидетельству Брунетто Латини, музыке принадлежало место второй математической науки, ибо она «используется для нашей услады и службы Богу». А мнение Пифагора, что музыка – средство совершенствования души, разделял Бетиус. Конечно, у музыки были технические аспекты – вокальный, инструментальный, но в школе она фигурировала в своем теоретическом облике, основанном на теории монокорда, с которой начиналось изложение почти всех примечательных работ. Этой теме посвящено более сотни текстов, среди которых наиболее важным является синтез древних традиций, выполненный Бетиусом в « Deinstitutione musica ». Теория музыки Пифагора, представленная Бетиусом в работе, ставшей продолжением его «Арифметики», основывалась на арифметической, геометрической и гармонической пропорции чисел 6, 8, 9 и 12. Бетиус систематизировал численные соотношения, которые казались ему наиболее важными, используя при этом терминологию, способную, скорее, озадачить, чем что-либо прояснить. При переходе от числовых дробей к буквам музыкальная запись (нотация) получает постепенное развитие. Она совершенствуется трудами таких ученых, как Филипп де Витри и Гийом де Машо. Наиболее крупные достижения в музыке отмечаются там, где этот предмет преподавали совместно с какой-либо крупной церковью или собором. Труды Бетиуса составили основу изучения музыки во всех университетах, где ее преподавали на факультетах свободных искусств.

Арифметика

Что же касается арифметики, то, как видно из большинства уставов, свидетельств биографов и многочисленных сохранившихся рукописей, и здесь работа Бетиуса во многом определяла интеллектуальную диету юного школяра факультета искусств. В роли дополнения выступал Евклид, чьи элементы содержат много арифметики. Среди наиболее распространенных трудов можно назвать работу Massa compoti Александера Вилледье о принципах вычисления календаря и Flgorismus Сакробоско.

Геометрия

При изучении любой части программных искусств практические соображения никогда не отходили на второй план. Об этом, в частности, свидетельствуют слова Брунетто Латини о геометрии, с помощью которой мы знаем размеры и пропорции предметов в длину, ширину и высоту; это наука, с помощью которой древние, пользуясь своими знаниями геометрии, могли определить размеры земли и небес, расстояние между ними, не считая других соотношений, вызывающих восхищение. В отношении геометрии сохраняют силу те же самые оговорки, что и в отношении астрономии: основное внимание уделялось заучиванию правил, а не логике самой науки, благодаря которой, прежде всего, и возникли эти правила. Общепризнанным введением в курс служили элементы Евклида. Во многом содержание обучения зависело от продолжительности курса искусств, колебавшийся в широком диапазоне. Что же касается «практической» геометрии, то в ней были представлены самые разные направления. Различие теоретической и практической геометрий восходит еще к Платону и Аристотелю.

Астрономия

Крайне упрощенная схема Аристотеля – концентрические сферы, несущие планеты, и расположенный в центре земной набор сфер – составляла сердцевину средневекового обучения космологии. И хотя Almagest Птолемея упоминался в программе, но чаще его заменяли краткие пособия. Среди этих трудов выделялась работа Сакробоско, которой пользовались по крайней мере до 17 в. намного более объемный труд того же Сакробоско Computus в некоторых университетах (например, Оксфорде) был включен не в курс арифметики, а в курс астрономии. Студенты и преподаватели жили в общежитиях – коллегиях (коллежах, колледжах), здесь же проводились занятия. Часть студентов жила в университетском общежитии (в коллегиуме), а иногда в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета.

В 15 веке студенты университетов разыгрывали в некоторых городах комедии римского поэта Теренция. Само собой, что эти комедии переделывались и большая часть их переводилась на немецкий язык. Народ очень любил подобные театральные представления: чтобы посмотреть на них, сходились в город и жители окрестных мест.

С развитием школ и университетов расширяется спрос на кни-гу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писались на пергамене – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались с помощью тонких крепких веревок и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой ук-рашенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами, заставками, а позже – великолепными миниатюрами С 12 в. книга ста-новится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. С 14 в. в производстве книг начинает широко применяться бу-мага. Процесс производства книги упрощается и унифицируется, что было особенно важно для подготовки книгопечатания, появ-ление которого в 40-х годах 15 в. (его изобретателем был немец-кий мастер Иоганн Гутенберг) сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло за собой существенные перемены в культур-ной жизни. До ХII в. книги были преимущественно сосредоточены в цер-ковных библиотеках. В 12-15 вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Какая судьба ждала выпускника университета? В городах северной Италии в первую очередь проявляется и с удивительной скоростью распространяется стремление к независимости и светской грамотности, обусловленное ранним рационализмом, развитием права, «современных» конституционных форм. Именно здесь постепенно складываются такие виды профессиональной деятельности, как юрист, нотариус, врач. Должности, которые становились постепенно доступными прошедшими обучение в школах права, прежде всего занимали те, кто хорошо знал право обычное. Во второй половине 12 в. происходит переход от аристократической формы управления к конституционной. Чаще выходец из старых аристократических семей назначался на роль руководителя города сроком на один год, и, как правило, был профессиональным администратором, изучавшим право в Болонье. Роль профессиональной подготовки в итоге становилась сопоставимой с происхождением: тем, кто получал образование, со временем становится доступным все больше должностей. Клирики обучались в Болонье прежде всего каноническому праву. Число каноников, архидьяконов и епископов, прошедших обучение в школах права растет. С 1153 г. эксперт в области канонического права возглавляет папскую канцелярию. Магистры искусств также часто готовили нотариусов, наиболее широкую распространенную полуюридическую категорию профессионалов средневековой Италии.

На Пиренейском полуострове присутствуют испанские и португальские студенты в Италии и Франции, большая часть которых была и становилась католиками. Учеба не выступала в роли эффективного средства карьеры, фактора становления «профессиональных групп». Между 1002-1197 гг. среди немецких епископов, большинство из которых в 13 в. не умели писать, аристократическое происхождение и наличие влиятельных патронов оказывалось более важным, чем годы учебы. Возможности карьеры для представителей «молодой» Европы в 12 в., обучавшихся в университете, ограничивалось только занятием должностей в церковной иерархии. Вместе с введением христианства в северных странах возникла потребность и в хорошо образованном высшем духовенстве. Во второй половине 12 в. Париж становится образовательным центром для норвежцев и, в меньшей степени, для датского и исландского высшего клира. Везде и на любом уровне в 13 и 14 вв. вопросам правового порядка церковь уделяла большое внимание. И синодальная система, и фискальная практика, и отношения между церковью на местах – все это способствовало росту спроса на дипломированных специалистов с университетским образованием. Авиньон становится важнейшим центром притяжения выпускников, мечтающих об успехе. В городских коммунах Италии в 13 в. уже был определен минимальный уровень требований к юристам, который не столько предполагал окончание университета, сколько минимальную продолжительность обучения. Но только два столетия спустя аналогичная ситуация сложилась и во Франции. Образование открывало выпускникам факультета свободных искусств путь не только к педагогической карьере, но и к работе секретарями в княжеских или городских канцеляриях. Врачи фигурировали в качестве практикующих, схоларов и членам городской элиты. Для Франции 13-14 вв. весьма показательны процессы, протекавшие на юге, особенно, если обратить внимание на исторически очень важную роль юристов, которые были призваны реализовывать королевскую политику по формированию сильной и энергичной монархии. С начала 12 в. Болонья оказывает существенное влияние на юридическую культуру. Здесь учатся и многие французы с юга, большая часть которых возвращались в последствии домой, где и делают карьеру. Служба частным лицам или обществу в городах региона рассматривалась как норма. Что же касается королевской службы, то она и считалась пределом желанного: вознаграждалась плохо и строилась на краткосрочной основе. Обслуживая потребности различных клиентов, юристы тем самым способствовали возникновению правового климата, обеспечивающего постоянный контроль над действиями монархии. В результате и служащие короля также должны были «соответствовать» и по численности и по уровню подготовки, чтобы избежать пустой траты времени в парламенте. Адвокаты выступали представителями оппонентов королевского двора. К их услугам все шире прибегали города. Новая юридическая культура получает распространение, обеспечивая занятость юристов. Докторами становятся даже отпрыски аристократических семейств, хотя большую их часть составляли выходцы из буржуазии. на королевской службе находились юристы – выходцы как с юга, так и с севера. После 1825 г. в парламенте, на финансовой службе, в канцелярии оказываются по преимуществу юристы, прошедшие подготовку в Орлеане. Более расплывчаты данные о положении дел не в столь доходных по сравнению с профессиями врача и юриста, например, магистров искусств или других выпускников этого факультета. До 15 в. в «молодой» Европе учеба на зарубежных факультетах права ценилась весьма высоко. Но к 1370 г. начинает складываться практика привлечения к работе юристов, окончивших местные университеты: роль университета в жизни немецкого города возрастает. В это же время университетские выпускники широко представлены среди духовенства, особенно в кафедральных соборах: многие адвокаты, специализировавшиеся в области канонического права, находятся на службе как у государства, так и церкви. В конце века уже не только судьями, но и адвокатами и даже простыми поверенными чаще всего становились выпускники университета. Незадолго до 1500 г. заметные перемены произошли в судьбах университетских выпускников в Испании. В условиях быстрого экономического роста «новые» монархии испытывали острую потребность в квалифицированных чиновниках. В итоге число обладателей высших должностей с академическими званиями начало расти. И в 15 в. учеба и карьера в «молодой» Европе все еще преимущественно связаны с церковью. Во второй половине 15 в. светская власть начинает лидировать. Городская карьера означала включение в администрирование и работу на уровне органов, принимающих решения. С 1366 г. Нюрнберг переходит к найму на постоянной основе юристов-докторов. В Антверпене и Ловене юристы появляются в 1431 г. и 1451 г. Поначалу они довольствуются должностями чиновников по податям, но вскоре требование к квалификации в области права становится общим. Описанная ситуация довольно типична для провинциальной среды Центральной Европы. Университет этой эпохи был, скорее, образовательным, чем социальным и профессиональным учреждением.