Хорошие навыки чтения – это залог успешной учебы в школе. Если ребенок научится читать бегло, то и весь учебный материал будет усваиваться быстрее и легче. Многих родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать, какие методики и упражнения для этого использовать, как привить желание читать самостоятельно.

Давно замечено, что те дети, кто осваивал технику чтения с трудом, кто долго корпел над слогами и так и не освоил беглое чтение в начальной школе, в средних и старших классах не входят в число успевающих учеников. Стоит задуматься, ведь в современном мире огромные объемы информации, читать быстро — это значит пропускать через себя и фильтровать все лишнее и неважное.

Самые главные критерии обучения быстрому чтению – это совпадающая скорость речи и скорость чтения, а также включение в работу слуховых анализаторов. Мотивация самого ребенка в этом деле очень важна, поэтому, путь кнута и муштры тут никак не подойдет, только «пряником». Скорость чтения — на панацея, но этому моменту стоит уделить внимание, особенно в 1-2 классе. Поэтому и существуют нормативы по технике чтения для детей — это ориентир, но ни в коем случае не бич современной школы.

Как научить ребенка читать бегло: методики и упражнения по увеличению скорости чтения

Если хотите, чтобы у ребенка не возникало проблем в школе из-за недостаточной скорости чтения, необходимо подобрать для него подходящую методику и выработать комплекс упражнений.

1. Чтение на время. Выберите небольшой отрезок текста, который подходит ребенку по возрасту. Как только ребенок начинает его читать, вы засекаете время. А по прошествии определенного отрезка времени (оптимально начинать с одной минуты) просто подсчитываем прочитанные слова. После подсчета попросите ребенка опять прочесть тот же отрезок и снова засеките время.

Такой метод позволит наглядно показать ребенку, как стремительно увеличивается скорость с каждым разом – ребенок должен видеть и осознавать собственные успехи.

2. Выделение главного. Чтобы увеличить не только скорость, но и понимание прочитанного, сделайте такое упражнение. Предложите ребенку прочитать фрагмент текста как можно быстрее, а потом задайте несколько вопросов по содержанию. Ребенок должен научиться при чтении выделять главное для себя и уметь уверенно отвечать на поставленные вопросы. Не беспокойтесь – если с первого раза не получилось, повторите попытку.

3. Разделение слов. К этому упражнению необходимо подготовиться заранее. Напишите на листочках бумаги 10-15 слов, а потом каждую карточку разрежьте пополам так, чтобы слово было разделено на 2 части. Для привлечения внимания ребенка можно украсить карточки. Задача ребенка – правильно сложить слова из перемешанных карточек.

4. Деформированные предложения. Перемешайте слова в предложении. Предложение не должно содержать слишком много слов – это запутает ребенка. Начинайте с простых и понятных предложений, тогда ребенок устанет не так быстро. Для одного упражнения вполне хватит 5-7 предложений.

5. Ролевое чтение. Увлечь ребенка чтением поможет ролевое чтение. Возьмите отрывок из любимой сказки ребенка – пусть он читает реплики своего любимого героя и старается воспроизвести подходящую интонацию. Вообще полезно учить ребенка читать текст с разной интонацией – тихой и спокойной, громкой и злой, веселой и возбужденной, грубой и отрывистой…

6. Наращивание слов. Подготовьте несколько коротких слов, напишите каждое на отдельной бумаге и предложите ребенку это слово делать больше. Например, кот, котик, котенок, котеночек. Чтобы облегчить его задачу, можно сделать для ребенка картинки-подсказки.

7. Разнообразие. Выберите текст, разделите его на 3 небольших отрезка. Попросите ребенка каждый абзац читать по-разному. Пусть он прочитает один абзац громко и четко, второй – тише, а третий – шепотом. А после прочтения всего текста попросите ребенка пересказать смысл всех прочитанных абзацев.

8. Игра с ударениями. Это упражнение рассчитано на то, чтобы научить ребенка правильно ставить ударения в словах и быстрее понимать текст. Подберите слово. Предложите ребенку по очереди ставить ударения на разные слоги. Спросите, где ребенку наиболее удобно поставить ударение, а если он назовет ошибочное положение, тут же исправьте его.

9. Поиски нужного слова. Подберите небольшой текст и поиграйте с ребенком в игру – кто быстрее найдет нужное слово в тексте. Элемент соревнований помогает ребенку, дает ему мотивацию, помогает быстрее воспринимать материал и развивает словесную память ребенка.

10. Вовлечение ребенка в чтение. Подберите произведение, которое наверняка заинтересует ребенка (например, сказка). Начните читать сами, а на интересном месте скажите, что вам начали болеть глазки. Может ли ребенок помочь вам и почитать продолжение? Вполне достаточно, если ребенок прочтет 2 абзаца, после этого можно задавать вопросы о прочитанном, какие слова чаще остальных употреблялись в тексте.

11. Война с согласными. Две подряд стоящие согласные – частый враг детей, который мешает быстро прочесть слово. Каждый день прорабатывайте частые сочетания согласных. Напишите около 30 слов с этим явлением и давайте ребенку для прочтения, каждое слово нужно прочесть не менее 2-3 раз.

12. Записки для ребенка. Необходимо дать ребенку понять, насколько важно чтение в жизни людей. Каждый день оставляйте ему перед уходом записку с мелким заданием – вынести мусор, убрать игрушки, помыть за собой тарелку, помочь папе и пр. А приятные слова в конце записки помогут ребенку понять, насколько вы его любите (например, я тебя люблю, чаще улыбайся, ты сегодня спал, как котенок и т.д.).

13. Артикуляционная гимнастика. Для увеличения скорости чтения и произношения слов необходимо выполнять такую гимнастику. Она учит правильному дыханию во время речи, а также существенно улучшает произношение слов. Подберите 13-15 скороговорок и учите их вместе с ребенком. Каждый раз старайтесь менять темп, интонацию, громкость произношения. Малыш должен четко проговаривать каждое слово. Если ребенок не может самостоятельно или с вашей помощью правильно произнести определенные слова даже после многократного повторения, обратитесь к логопеду.

14. Смысловая догадка. При чтении дети боковым зрением видят, как начинается следующее слово. Хорошо развитое боковое поле зрения помогает ребенку без прочтения догадаться о значении этого слова. Это поможет малышу быстро улавливать смысл. Тренировка включает в себя карточки со словами, в которых пропущены буквы или слоги. Ребенок должен устно или письменно восполнить пробелы.

15. Тренировка внимания. Подбираем небольшой текст. Предлагаем ребенку начать его читать, а в процессе чтения резко остановите его по команде «Стоп!». После этого сигнала ребенок должен резко закрыть глаза и отдохнуть пару секунд. После этого резко дайте команду заново приступить к чтению («Начать»), быстро отыскав фрагмент, на котором он остановился.

Поощрение! Ни в коем случае не забываем этот момент, потому что это очень важный этап упражнений. Каждый раз показывайте ребенку, как он продвинулся, а также как вы этому рады. Делайте ему маленькие подарки или угощайте вкусностями.

Занятия должны быть ежедневными, регулярность играет огромную роль в обучении чтению и увеличении скорости чтения. Не забывайте о позитивном настрое, каждое занятие обязательно оканчивайте положительной ноткой. При правильном подходе и систематических занятиях ваш ребенок научится беглому (быстрому) чтению в минимальные сроки.

Уважаемые читатели! Как вы прививаете детям любовь и интерес к чтению? Есть ли у вас свои действенные методы, упражнения, как научить ребенка быстро читать? Делитесь советами в комментариях.

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо . Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и , и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1. Собственно чтение

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА - АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также :

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное - правильно. Заниматься обучением ребенка шести - семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день - не более 4 уроков. УРОК 1 Как правильно развить у ребенка зоркость Попробуйте выполнить такое задание: - В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание. - Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга. УРОК 2 Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче. Игра «сложи слово из половинок» Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять. УРОК 3 Как быстро натренировать внимание Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение. УРОК 4 Смысловая догадка (антиципация) Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим. Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло. УРОК 5 Учите ребенка параллельному чтению Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал. УРОК 6 Чтение на время Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов. Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки. Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст. УРОК 7 Игра «сделай ударение» Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное. Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста. УРОК 8 Смотрите диафильмы Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения. УРОК 9 Как развить у ребенка поле зрения а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв. б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух. Предложите ребенку почитать вслух под сопровождение музыки. Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами. УРОК 10 Поиграйте в ролевое чтение. Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом. УРОК 11 Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно. УРОК 12 Игра «найди слово» Проговорите любое слово и предложите ребенку быстро его найти в тексте. Так происходит формирование способности видеть целостный образ слова и развивается словесная память. УРОК 13 Ритмическое упражнение Во время чтения незнакомого текста, ребенок должен простучать карандашом определенный ритм, который выучен заранее. УРОК 14 Игра с согласными буквами. Предложите ребенку сделать вдох: а во время выдоха быстро прочитать любой набор из пятнадцати согласных букв. Например: р, т, д, к, ш, в, н, г, с, ч, х, б, ф, ж, п. Теперь вы знаете, как научить ребенка хорошо и бегло читать. Но ни в коем случае не пытайтесь учить ребенка беглому чтению,если ему не исполнилось 6 лет или он еще плохо подготовлен (знает не все буквы,часто произносит слова неправильно во время чтения простого текста,написанного большим шрифтом).

Инструкция

Одна из причин несформированности навыка связного чтения – звукобуквенный принцип обучения, который фиксирует на формальной стороне процесса чтения. При низком уровне концентрации внимания к концу предложения ребенок забывает начало. У некоторых узкое поле зрения, оно не охватывает несколько слов подряд или даже слово целиком. Некоторые дети привыкли проговаривать читаемое и только при этом условии узнают слова. Скудный словарный запас значительно сокращает количество узнаваемых слов. Наконец, чтение без цели не мобилизует умственные способности .Оптимальный вариант скорости чтения – в темпе речи, 120-150 слов в минуту. Плохо читающий школьник попадает в неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Если ситуацию подогревают взрослые, состояние усугубляется, это может привести к возникновению психологических и физиологических проблем.

Вовлекайте его в процесс чтения без принуждения: когда читаете ему, остановитесь на самом интересном месте, скажите, что устали, и попросите его самого немного. Задавайте вопросы по сюжету, объясняйте незнакомые слова. Пусть такие домашние тренировки будут недолгими (по 10-15 минут), но повторяются регулярно.Сделайте чтение необходимостью: оставляйте записки с ценной информацией, которые он поневоле прочитает.
Просматривайте диафильмы: короткие подписи к кадрам, произвольная смена их помогут в удобном темпе.Займитесь параллельным чтением: вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами про себя, следя по тексту пальчиком. Так он будет проверять себя сам, не беспокоясь о том, как его оценят со стороны.
Играйте в словесные игры – это пополнит словарный запас ребенка, поможет быстрее ориентироваться при поиске нужных слов.Контрольные вопросы по тексту придумывайте друг для друга: чтобы придумать для вас вопрос по содержанию, маленький читатель должен будет потрудиться осмыслить прочитанное.

Педагоги-дефектологи предлагают также упражнения на развитие речевого аппарата: артикуляция гласных, согласных и их сочетаний, это особенно полезно, если есть нарушения дикции. Можно пропевать гласные, читать скороговорки и чистоговорки. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит некоторые звуки, не настаивайте на том, чтобы он непременно произносил этот звук в упражнениях, обратитесь к логопеду, который профессионально решит проблему.Кроме того, педагоги и психологи советуют тренировать зрительную память (запоминание и картинок, игра «Что пропало со стола?», запоминание букв, слогов, слов на карточках). Чтение слов с пропущенными буквами: ребенку предъявляются слова из одной смысловой группы (например, животные) с пропущенными буквами. Он должен узнать эти слова, прочитать их и сказать, как это все называется одним словом.Можно написать буквы вразноброс, под ними поставить цифры: опираясь на цифры, ребенок расположит буквы в нужном порядке и узнает слова. Например:
О А К С Б А
2 4 5 1 3 6 Зрительные диктанты постоянно используются на уроках в начальной школе. Учитель записывает на доске предложение из 2-3 слов, некоторое время дети его читают и запоминают. Затем предложение убирают с глаз, его надо записать по памяти. При этом учитывается и грамотность написания.

Когда малыш впервые переступает порог школы, он думает об увлекательных приключениях, которые ждут его впереди. Однако многие родители в этот момент с горечью осознают, что беззаботное детство их чада закончилось, а теперь им вместе придется до ночи корпеть над домашними заданиями и книгами, чтобы своевременно выполнить все задания учителя.

Пессимистические мысли еще никому не помогали! Задайтесь вопросом «как научить ребенка читать бегло», вооружитесь советами опытных педагогов и вместе со своей крохой покорите новые вершины!

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

Если у малыша возникли трудности при обучении скорочтению и соблюдении техники чтения, родителям и педагогам стоит определить их причины. Борьба с корнем проблемы даст больший результат, нежели ликвидация ее последствий.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация » позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт » или «Буквенный охват » помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Мотивация при обучении технике чтения

Будем откровенными: у младшеклассника мало шансов по-настоящему влюбиться в чтение. Самые интересные книги ему пока «не по зубам» из-за их большого объема и обилия незнакомых слов. На этом этапе главная задача родителей – выработать у малыша тягу к новым знаниям и желание поскорее научиться читать.

  • Найдите для малыша интересную книгу с краткими текстами – оцените по достоинству роль сборника стихов и анекдотов, детских энциклопедий и комиксов.
  • Читайте ребенку вслух. Договоритесь, что малышу нужно проговорить одно-два предложения из напечатанного текста, а вы озвучите целую страницу.
  • Используйте внешнюю мотивацию.

Овладение навыком чтения – это сложная задача, с которой за один день справиться невозможно. Идите к этой цели маленькими шажками ежедневно, и прогресс не заставит себя долго ждать.

  • Не давайте ребенку толстую книгу без картинок или с маленьким шрифтом. Лучше отдать предпочтение тексту, который оформлен красочными иллюстрациями или четко разделен на абзацы. Интересная литература позволит пробудить интерес к чтению и превратить его в желанный процесс.
  • Не считайте книгу наказанием – избегайте фразы «ну если тебе нечем заняться, сейчас будем читать» и ей подобных формулировок. Неправильная установка закрепит ребенка во мнении, что чтение – это долго, неприятно и неинтересно.
  • Не предлагайте сладости, компьютерные игры и другие конкретные награды. Иначе ребенок будет считать чтение противным делом, которое просто надо пережить, чтобы получить желаемое.
  • Не смотрите вместе со своим чадом фильм или мультфильм до знакомства с произведением.
  • Читайте сами, и с упоением пересказывайте новую информацию малышу. Ваш ребенок заразится вашим примером и тоже захочет провести время за книгой.

Чтобы возродить в ребенке интерес к чтению, нужно прилагать к этому регулярные усилия. Главная задача родителя – сделать так, чтобы малышу нравилось проводить время с книгой в руках. Не ругайте свое чадо, не сравнивайте его с одногодками и не превращайте занятия в наказание за какой-то проступок.

Не вынуждайте читать детей, а стимулируйте их интерес к знаниям. Купите им красочную книгу, перескажите свою любимую сказку, пообещайте потом посмотреть фильм о любимых героях. Чтение должно быть не отчаянной попыткой привести в порядок домашнее задание. Превратите его в увлекательный процесс, к которому захочется возвращаться снова и снова.

Как научить ребенка быстро читать?

Ненавязчивые регулярные тренировки позволят сделать обучение чтению интересным и веселым процессом.

Если вы еще думаете над тем, как научить малыша читать выразительно и бегло, советуем выполнять следующие упражнения:

  • «Буквы-шутницы» – заготовьте карточки со стишками, пословицами и загадками. Не забудьте сделать «ненормальными» 3-4 буквы: заставьте их стоять на голове, лежать на боку или изображать какой-то знак или предмет. Попросите малыша прочесть написанное на карточке.
  • «Муха». Пофантазируйте с ребенком о том, как говорила бы муха, собака, змея и так далее. Не стесняйтесь проявлять творческий подход при обучении чтению.
  • «Кто больше?». Предложите малышу выбрать любимую букву из алфавита. По очереди называйте слова, которые с нее начинаются.
  • «Цепочка». Это упражнение по принципу популярной игры «Города». Так как ученик младшей школы не всегда силен в географии, называйте с ним по очереди любые предметы или явления. Главное – чтобы первая буква нового слова совпадала с окончанием предыдущего.
  • «Вычеркивание» - это еще один пример того, как можно сделать обучение чтению веселым и творческим процессом. Заготовьте карточки, тексты с картинками, отпечатанные крупным шрифтом, или страницы из детского журнала. Предложите ребенку вычеркивать какую-то одну букву. Не вынуждайте малыша читать быстро и зачеркивать как можно больше. Смысл задания в том, чтобы не пропустить ни одной буквы в тексте.
  • «Волна» - это упражнение, рассчитанное на малышей, которые без проблем могут прочитать 50-60 слов. Сначала шольникам нужно читать текст, как обычно, а затем дети пытаются повторить то же самое, когда книга находится под углом 90 или 180 градусов. Начинайте выполнение упражнения с одного-двух предложений и обязательно внесите «Волну» в график регулярных занятий по обучению чтению.
  • Чтение таблиц слогов и слов. Засекайте время на секундомере и отслеживайте динамику успехов.

Помните, что каждое упражнение нужно выполнять дважды. Первое занятие рассчитано на наработку, а второе – на закрепление результатов.

При правильном подходе к обучению, у детей возникнет неподдельный интерес к чтению. В курс ежедневных тренировок нужно дополнительно включить пересказы и игры на развитие памяти и внимания.

Зеркало результатов: как научать ребенка скорочтению и технике чтения?

Даже самый маленький шаг на пути к достижению цели заслуживает похвалы. Создайте над рабочим столом школьника табличку с результатами и не забывайте интересоваться его успехами в прохождении онлайн-игр на тренировку памяти и внимания.

Не стоит подгонять ребенка в обучении – принцип «быстрее, выше, сильнее» далеко не всегда дает положительный результат. Вместо этого разработайте свою формулу успеха:

  • Готовьтесь к новой вершине вместе: читайте тексты по очереди, думайте о буквах-шутницах, вычеркивайте определенную букву и делайте пересказ.
  • Забудьте о сравнении ребенка с одноклассниками и знакомыми.
  • Не возлагайте все надежды только на учителя. Урок ограничен по времени, поэтому под его чутким присмотром читать детям не всегда удастся.
  • Не занимайтесь дольше 30 минут в день без остановки. Не стоит читать через силу, иначе дети утратят интерес к этому процессу. Лучше разделите занятие на два блока, с перерывами.
  • Узнайте нормативы техники чтения и регулярно проверяйте свои результаты на предмет соответствия им.

Чтобы изучить скорочтение, заинтересовать детей словом и научить осмысленно проглатывать книги, следите за результатами малышни. Не требуйте, а интересуйте. Не проговаривайте, а читайте молча. Не спешите смотреть мультфильмы, а сначала ознакомьтесь с оригинальным произведением. И тогда все получится!