Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение", разновидность психотерапии) А.Лоуэна.

В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце , желудок и спина , в некоторых случаях появление лишнего веса . Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств (основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин - это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.

Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).

А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «....чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ-ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения , особенно в верхней части спины . Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки же-ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот-реть.....»

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «...скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны - получение одобрения и восхищения, а с другой - компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.....» .

Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность . Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова - служит не для добывания денег, половые органы - не для развлечения, сердце - не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .

Список литературы:

  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар-кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума-нитарных Исследований, 2004 — 224 с.
  2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 - 256с.
  3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт - терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с..

Что такое Мнуши?

Мнуши - (Meditative Neirorelaxation Unique Somatic Healing Interaction) - авторское название практики с-тактильной нейрорелаксации в одежде, а так же групповых занятий по данной методике.

Россия, Германия, Бельгия, Израиль, Англия, Франция, Польша, Украина, Беларусь, Канада, Шотландия, США, Египет, Таиланд, ОАЭ, Япония - вот неполный перечень стран, где уже есть свои специалисты, практикующие Мнуши.

Мнуши - это тактильная коммуникация из особого состояния и сонастройки, которое обязательно задействует психоэмоциональную обратную связь.
Иногда выглядит, как пассивная физкультурная разминка: размять плечики, помять ладонь, спинку - слово "мять", "мнушить" и легло в основу этого слова, ставшего брендом школы.
Мнуши способны за минуты вернуть человеку гармоничное ресурсное состояние и настроение.

Слово Мнуши имеет свой талисман (улитка Мнуша), и приобрело такую популярность, что часто используется, как прилагательное.
Например: "мнушное" - значит, особо доброе, внимательное, чуткое, деликатное: люди, руки, улыбки, атмосфера.

Мнуши - это не столько сами прикосновения, сколько особенный подход к сессии, которая способна творить чудеса с вашим сознанием и телом за очень короткое время.

Её можно описать, как глубокий отдых через присутствие и помощь партнёра рядом - причем как проводящего, так и принимающего, что само по себе замечательно.

Мнуши задействуют ту область человеческих взаимоотношений, которая мало проявляется в физкультуре, гимнастике, йоге: взаимопомощь, взаимовыручка, вовлечение другого человека в живительный оздоровительный процесс.

А что такое нейрорелаксация?

Нейрорелаксаци я - мягкая телесная практика психоэмоциональной коррекции, использующая социальные (поддерживающие, успокаивающие, поглаживающие) прикосновения из состояния внимания и принятия, и медленные поглаживания, стимулирующие рецепторы с-тактильной (социальной) нервной системы, гармонизирующей эмоциональность и телесность.

Нейрорелаксация успокаивающе воздействует на самые базовые системы мозга (гормонально - лимбическую и рептильную), и возвращает человеку отождествленность со своим телом, создает новые нейронные связи.

Нейрорелаксация бывает с-тактильная, энергетическая, маслом, и с помощью тех или иных предметов.

Кроме того, это не только приятное и ни с чем не сравнимое присутствие в моменте , глубокий отдых для перезагрузки сознания, но и напоминание о языке человеческого общения - через прикосновение.

Снять усталость, стресс, раздражение, депрессию можно буквально за минуты, но это ещё не всё. Нейрорелаксация способна возвращать вам красоту, здоровье, гармонию, близость родных, и… самих себя.

Мы хотели бы, что бы практики нейрорелаксации стали таким же распространённым и приятным ежедневным досугом
в семьях, как совместный ужин или разговоры о том, как прошёл день. Чтобы муж и жена, родители и дети, друзья не чурались тактильного контакта и чаще выражали заботу и любовь друг другу целительным вниманием и умелыми приёмами нейрорелаксации.

Наш организм невероятно умный: дай ему отдых, и он починит сам себя от любой недугов. Наше Тело само распознает что нам вредно, а что полезно. Отдохнув от "шума головы", мы обретаем способность чётко и ясно мыслить, начинаем по-другому смотреть на житейскую суету.
Научиться этому очень просто!

Искреннее желание нашей школы - в кратчайшие сроки дать вам полезные навыки, чтобы вы смогли приступить к практике как можно быстрее и в процессе постигнуть детали и тонкости мастерства, необходимого всем, у кого есть тело

Почему в перчатках?

Для лучшего скольжения по одежде или ткани. Все практики нейрорелаксации (кроме работы с маслом) проводятся через одежду. Но на обнаженных участках кожи (руки, шея) лучше избегать прямого прикосновения к партнёру. Так отдыхающий лучше сконцентрирован на собственных ощущениях.

Как стать релаксологом?

Вы родились, чтобы быть собой, не кем-то другим.

Сознание – ключ к процессу проявления. Знать – означает понимать значение ваших слов, мыслей или убеждений, чувств и эмоций. Обладать самосознанием означает иметь способность изменить ваши слова, мысли, чувства и эмоции, и впоследствии ваши действия – и тогда у вас будет та жизнь, которую вы так хотите и которую заслуживаете.

Большинство людей не живут осведомленной жизнью; они живут механически, по своим высказываниям, взглядам, чувствованиям и действиям напоминая других людей. Мы живем, основываясь на том, что другие говорят или делают. Мы живем в волнениях, что другие говорят о нас. Мы пытаемся вписаться в общество, живем по правилам других людей. Наши жизни загипнотизированы государством, нами управляют другие люди. Когда вы были ребенком, кто-то сказал вам, что вы проиграли, и теперь вы живете жизнью проигравшего.

Почему нужно проживать свою жизнь как курица, если вы – орел? Зачем тратить жизнь на ходьбу, если вы можете полететь?

Самосознание – умение, которое развивается посредством практики и дисциплины. Вы просто должны обратить внимание на свои слова, мысли, чувства, эмоции и действия. Это легче, чем вы думали. Вот несколько способов как практиковать и развивать ваше сознание:

1. Обратите внимание на то, кто вы

  • Обратите внимание на свои слова. Какие слова вы используете каждый день? Они несут в себе низкий заряд энергии или высокий? Что вы говорите себе (разговор с собой)? Что вы говорите другим?
  • Обратите внимание на свои мысли. Что вы думаете прямо сейчас? Что вы думаете о себе? О других людях?
  • Обратите внимание на свои чувства и эмоции. Что вы чувствуете? Почему вы чувствуете это? Что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя лучше?
  • Обратите внимание на свои действия (каждодневные привычки). Как вы используете свое время? Каковы результаты ваших действий? Что вы не делаете, и что вы хотите сделать?

2. Обратите внимание на людей вокруг вас

Вы подражаете другим людям? Каким людям вы подражаете (победителям или проигравшим)? Они вам нравятся? Почему нет? Как вы себя чувствуете среди людей? Вы осуждаете или критикуете их? Вы благословляете людей?

3. Обратите внимание на окружающую среду

Замечайте красоту вокруг вас: цветы, деревья, вода, небо, животные, здания, наблюдайте за тем, на что вы обычно не обращаете внимание. Пользуйтесь своими шестью чувствами: созерцайте красоту глаз, услышьте дуновение ветра, почувствуйте запах аромата роз, коснитесь неба руками, испытайте аромат своего счастья и ощутите свою душу.

Настало время проснуться. Пора увидеть то, что в вас и дать этому жить. Это время узнать, кто вы и что вы хотите. Вы родились, чтобы быть СОБОЙ, а не кем-то другим. Есть тысячи причин жить так, как вам нужно и быть собой. Почему на вас надевают наручники, когда вы владеете ключом? Возьмите ключ вашего самосознания и живите своей СОБСТВЕННОЙ жизнью.

- Только у покойника нет проблем…

(с) моя бабуленька

- Странно… *опа есть, а слова такого нет


В детстве нам говорили: «Не плачь. Не дуйся. Чего раскричался? Ты что злишься? Плохо! Это все плохо! Хорошие дети так себя не ведут». И мы слушались своих родителей, мы им верили. Мы хотели быть хорошими детьми, потому что: «Ах, какой ты добрый! Как же мы тебя любим!» Мы очень-очень хотели, чтобы нас любили, мы очень нуждались в их любви.


Мы послушно выполняли их инструкции. Мы твердо усвоили, что хорошие чувства это хорошо, нас за это любят и хвалят. А плохие… Плохо. Только куда девать это «плохо»? Если оно есть в нас и постоянно лезет наружу?

И мы старательно затыкали и засовывали свои чувства обратно, запихивали, законопачивали, закрывали и продолжали быть хорошими. Не выплакивали горе и боль, когда этого требовал наш организм. Когда было больно и обидно.

Мы узнали, что наш выплеск гнева расстраивает маму, маму вызывают в школу, отчитывают, ругают и она начинает плакать. Мы, абсолютно любящие дети, и мы не могли допустить, чтобы любимый человек плакал из-за нас.

Мы терпели гнев, мы сдерживали гнев. Мы терпели боль, мы держали боль в себе. Мы испытывали обиду, но не показывали ее никому, мы скрывали обиду глубоко внутри.


Мы узнали, что наши чувства это плохо. И их нельзя показывать. Они никому не нравятся и никомуне нужны. За них ругают и за них перестают любить. И мы, со своими чувствами увы, становимся не нужны.

Такие какие мы есть - не нужны. Да. Слова нет, а опа есть…
Но, позвольте вас спросить. Что живое отличает от мертвого? Отличает живое от не живого?

Верно! Способность чувствовать. Чувствовать всю гамму своих ощущений, эмоций и чувств.

Чувствовать свои чувства.

Простим наших родителей, их родители так же блуждали в страстях своих чувств и не знали, как с ними обходится. И разрешим себе быть живыми.

Итак

Я живой? - Да.
Я имею право чувствовать? - Да.
Я имею право чувствовать всю гамму чувств, что заложено во мне природой? - Да.

Родители, запрещающие выражать мне мои чувства, были неправы? - Да.
Родители живые? - Да.
Родители имеют право на ошибку? - Да.
Нет разделения на плохие или хорошие чувства? - Да.
Есть неуместность и неумение проявлять свои чувства? - Да.
В моих ли силах научится распознавать, раскрывать и исцелять чувства? - Да. Да. Да.

Потратьте на разбор ваших заблокированных чувств достаточное и необходимое количество времени (это одно из проявлений любви и заботы к самому себе).

Разморозьте, разблокируйте свои чувства. Уже можно наконец-то признать себя живым.

Я жив и имею право чувствовать.

Я чувствую итаким меня сотворила природа.

Как можно отвергать то, что было задумано и дано?

Начните с самого ужасного чувства, например, злости или гнева. Начните с того, что вам больше всего не нравится в себе. Трусость? Страх? Обидчивость?

Исцелите это чувство, просто признав , что оно у вас есть. Это 90% исцеления. Просто признать, что это чувство у вас есть. И вы не плохой, не гадкий, когда злитесь или боитесь. Вы просто живой и чувствующий.

Представьте чувство отдельным от себя существом, которое живет в вас. Путем признания, вы выказываете уважение к части себя и вы даете чувству сообщить вам, что оно хочет, к чему призывает, от чего бережет вас и что хочет сообщить.

Текст примерно следующий, но вы можете составить личное обращение к своему отвергнутому чувству:

Мой гнев. Ты есть во мне. Я признаю тебя и ты мое чувство! Моё чувство гнева.Ну, здравствуй, родной. Я сожалею, что так долго затыкал тебя в себе, не признавая тебя, как часть меня. Часть меня, которою вложил в меня создатель.То, что всегда было по природе заложено, но мной отвергалось. Гнев мой, ты есть и имеешь право быть, т.к. я живой. Иди ко мне, сообщи мне, что ты хочешь мне сказать, сообщить. Для чего ты мне и как я могу с тобой быть в гармонии?

Пройдитесь по всем своим чувствам. Послушайте, что они вам скажут. Что они всегда хотели вам сообщить. У вас будут инсайты (подробно записывайте их и это будет вам в дополнительную помощь к исцелению) когда то или иное чувство вам запретили или под влиянием обстоятельств вы его в себе подавили и купировали. Когда и при каких обстоятельствах вы узнали, что его необходимо запереть в себе и не обращать на него внимание.

***

Кстати, знаете из чего произрастает алкогольная зависимость? Одна из основных причин? Это нехватка внутренних сил пережить ту или иную эмоцию или гамму чувств. Чувства и эмоции настолько поглощают и захватывают человека, что их легче подавить и заблокировать в себе, чем прожить, прочувствовать, выразить, осознать и сделать правильные выводы.

В переводе с английского понятие «психологическая защита» означает систему регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Когда возникает такая необходимость? Ученые доказывают, что психологическая защита как реакция возникает при реальной или мнимой угрозе целостности личности, ее идентичности или самооценке. В конечном итоге психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается:

Устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

Трансформация переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;

Возникновение специфических форм реагирования, поведения, которые снижают остроту переживаний угрозы или внутриличностного конфликта.

Родоначальником исследования психологической защиты является З.Фрейд, который рассматривал ее как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интернализированными социальными требованиями и запретами. Его дочь, Анна Фрейд усматривала в механизмах психологической защиты и способы разрешения внешних конфликтов, способы адаптации к социальному окружению. Согласно А.Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. Таким образом, психологическая защита рассматривалась как процесс восприятия и трансформации угрожающего или конфликтогенного объекта. На этой основе было описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

- Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

- реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

- идентификация – бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

- рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

- сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

- проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

- изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или как вредное явление. Она позволяет достичь более или менее устойчивого состояния личности на фоне дестабилизирующей ситуации, травмирующих переживаний и способствует успешной адаптации к данным условиям. Вместе с тем, психологическая защита не позволяет человеку активно воздействовать на причину, источник дестабилизирующей ситуации. В этом смысле альтернативой психологической защиты может быть либо реальное вмешательств в ситуацию и преобразование ее. Либо, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности. Полезный, адаптивный эффект психологической защиты в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик. Исследуя данный аспект психологической защиты, Д.А.Леонтьев утверждает, что при существенном конфликте, требующем устранения его причин, психологическая защита играет скорее негативную роль, затушевывая и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности. Следовательно, психологическая защита имеет ограниченную, вспомогательную роль на определенных этапах конфликтных ситуаций, но разрешает конфликт и не преобразует личность.