Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:
Закон РФ "Об образовании”
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677.
Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов:
компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;
комбинированного - группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
общеразвивающего - в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:
группы кратковременного пребывания - для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа - для детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования - центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, - образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".
Основная его цель - осуществление образовательного процесса путем обеспечения:
преемственности между дошкольным и начальным образованием;
оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту- две возрастные группы:
- до 3 лет;
- старше 3 лет.
По видам нарушений:
- с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы - до 6 чел., для второй - до 10 чел.);
- для часто болеющих - до 10 и 15 чел.;
- со сложными (комплексными) дефектами - до 5 чел. для обеих возрастных групп;
- с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.
В этих группах осуществляется:
- психолого-педагогическая помощь детям;
- консультативно-методическая поддержка родителей;
- социальная адаптация детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий - 5 часов в неделю.
6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центры:
- диагностики и консультирования;
- психолого-медико-социального сопровождения;
- психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.
Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
- с высокой степенью педагогической запущенности;
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- подвергшиеся насилию;
- вынужденные покинуть семью;
- из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:
- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
- образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;
- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
- психокоррекционная и психопрофилатическая работа;
- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты;
санаторно-лесные школы;
санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей.
Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.
8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развяжи.
Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.
9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

В связи с этим управление образованием администрации г. Лабытнанги в феврале 2011 г. запустило проект, направленный на социализацию детей-инвалидов дошкольного возраста «Создание и апробация модели дошкольного образования для детей с тяжелыми формами недостатков в физическом развитии».

В рамках проекта планировалось разработать модель предоставления дошкольного образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам с тяжелыми формами физических недостатков, которые не могут посещать комбинированные группы дошкольной образовательной организации.

Изначально предполагалось, что в рамках проекта воспитатели и специалисты детских садов будут выезжать на дом в семьи детей-инвалидов, заниматься с детьми, консультировать их родителей. В связи с этим проект получил рабочее название «Выездной воспитатель».

Основная цель проекта«Выездной воспитатель» — создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного дошкольного образования и успешную социализацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Прежде чем приступить к непосредственной реализации проекта мы с коллегами из управления образованием посетили семьи детей-инвалидов дошкольного возраста, рассказали родителям о проекте и предложили принять в нем участие. Из 16 семей, с которыми мы пообщались, только пять согласились сотрудничать. Остальные родители просили их не беспокоить, т. к. дети находились в очень тяжелом состоянии.

Детей, чьи семьи решились на участие в проекте, было решено привозить на занятия в детские сады. Это была просьба родителей, которые устали постоянно находиться с ребенком дома. К тому же, самим детям полезна смена обстановки и новые впечатления.

Таким образом, первоначальная идея проекта немного изменилась и стала заключаться в следующем: ребенка-инвалида вместе с родителями на микроавтобусе, принадлежащем центру развития ребенка — детскому саду «Улыбка» (далее — детский сад «Улыбка»), привозили в дошкольные организации два раза в неделю согласно специально составленному расписанию:

по средам — в детский сад «Улыбка», где с ребенком занимались учитель-логопед, педагог-психолог (в специально оборудованной сенсорной комнате), учитель-дефектолог (при необходимости). Если это было возможно, детей-инвалидов выводили в группы детского сада для общения со сверстниками; по субботам — в детский сад комбинированного вида «Волшебница» (далее — детский сад «Волшебница»), где проводились занятия в бассейне, спортивном зале, с учителем-дефектологом, а также при наличии показаний — массаж.

Проект «Выездной воспитатель» стали активно поддерживать местные средства массовой информации: о нас рассказывали в репортаже на городском телевидении и в статьях местных газет. В результате родители детей-инвалидов, которые сначала отказались от участия в проекте, поняли, что к нам можно обратиться за реальной помощью, а их детям проект принесет только пользу. Они стали нам звонить и выразили желание включиться в проект.

Таким образом, из 20 детей-инвалидов дошкольного возраста г. Лабытнанги, не посещающих детские сады, в проекте приняли участие 13 человек.

Детей, которые не могли выезжать в дошкольные образовательные организации по состоянию здоровья (например, дети с лейкемией, врожденными генетическими заболеваниями иммунной системы), но имели сохранный интеллект, на дому посещали специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. Для занятий с ними также привлекались педагоги дополнительного образования из центра детского творчества.

Двум детским садам г. Лабытнанги — «Улыбка» и «Волшебница» — был присвоен статус городской инновационной площадки по реализации проекта «Выездной воспитатель». Работа воспитателей и специалистов этих дошкольных организаций оплачивалась из фонда надбавок и доплат по строке «инновационные проекты». В управлении образованием был проведен конкурс на лучший проект для дошкольных и общеобразовательных организаций. Мы выиграли этот конкурс и получили финансовые средства в размере 500 тыс. руб., на которые была оборудована сенсорная комната в детском саду «Улыбка». Оснащение сенсорной комнаты приведено в табл. 1.

Таблица 1

Оборудование сенсорной комнаты

Наименование Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Детское зеркальное панно (200×100 см) 4 4840 19 360
Прибор для создания динамического успокаивающего эффекта, модель «Плазма 250» 1 12 980 12 980
Световой проектор «Жар-птица» 1 10 620 10 620
Прибор динамической заливки светом «Фантазия» 1 22 420 22 420
Ультрафиолетовая лампа (120 см, 36 В) с кронштейном 4 3410,20 13 640,80
Музыкальный центр SAMSUNG MM-D320 1 5393,20 5393,20
Установка «Эфа»: ультразвуковой распылитель для ароматерапии с комплектом эфирных масел 1 6018 6018
Интерактивный сухой бассейн (2170×2170×660 см) с подсветкой и переключателями, с мячами (80 мм) 1 99 990 99 990
Тактильная двухсторонняя панель «Звездочка» (38×61×25 см) 1 14 994 14 994
Тактильная двухсторонняя панель «Елочка» (38×61×25 см) 1 14 994,70 14 994,70
Световой стол для рисования песком (75×65×63 см) 1 18 089,40 18 089,40
Тактильная акустическая настенная панель (100×120 см) 1 28 709,40 28 709,40
Стол дидактический цветной с пуфиками без наполнителя 1 15 941,80 15 941,80
Комплект дидактических игрушек 1 7260 7260
Детский коврик «Млечный путь» 1 47 421 47 421
«Звездный дождь» 100 волокон длиной 200 см 3 16 520 49 560
Гребень (37 см) 3 1003 3009
Волшебная нить с контроллером (10 м) 3 2466,20 7 398,60
CD-диск для релаксации 4 129,80 519,20
Мяч массажный (6 см) 1 59 59
Мяч массажный (8 см) желтый 1 129,80 129,80
Мяч массажный (10 см) 1 247,80 247,80
Мяч массажный (75 см) 1 755,20 755,20
Валик массажно-корригирующий (17 см) 1 448,40 448,40
Пуфик-кресло с гранулами 2 5885 11 770
Детская подушечка с гранулами 4 1815 7260
Трапеция с гранулами 1 3245 3245
4 7865 31 460
Мат напольный (класс «Престиж») 6 5170 31 020
Пуфик-кресло «Груша» с гранулами 1 2695 2695
Детский игровой сухой душ 1 9405 9405
Стол прямоугольный на регулируемых ножках (110×55×46-58 см) 1 3135 3135
Итого 499 949,3

В 2012 г. для реализации проекта был выигран окружной грант на 500 тыс. руб. На эти средства было закуплено специальное оборудование:

нейроортопедические пневмокостюмы «Атлант» для больных детским церебральным параличом; детские параподиумы (динамический и статический); ортопедический функциональный стул; система ортопедических подушек; различные развивающие комплексы и дидактические модули.

Раньше пневмокостюм «Атлант» предоставлялся детям-инвалидам только в реабилитационных центрах на непродолжительное время, хотя именно его длительное использование дает положительный эффект. В рамках проекта «Выездной воспитатель» костюмы выдавались родителям детей-инвалидов для домашнего использования. Когда ребенок вырастал из нужного размера, костюм меняли.

В 2013 г. мы снова выиграли окружной грант департамента образования на работу инновационной площадки в сумме 90 тыс. руб. Эти средства были потрачены на оплату труда педагогов, задействованных в проекте, и на курсы повышения их квалификации.

В 2013-2014 учебном году ситуация несколько изменилась. В проекте участвовали 14 детей. Бассейн, который посещали дети, перестал работать по техническим причинам. Автобус, принадлежавший детскому саду «Улыбка», использовать для целей проекта стало невозможно. В этой ситуации нам оказало поддержку управление социальной защиты, в которой есть услуга «социальное такси»: инвалиды имеют право бесплатно заказать такси четыре раза в месяц.

Проект тьюторского центра в рамках организации дошкольного оразования детей с ограниченными возможностями

В 2014 г. работа по проекту «Выездной воспитатель» завершилась. Она показала, что услуга дошкольного образования для детей-инвалидов востребована в нашем городе, и работа с детьми-инвалидами должна быть организована на постоянной основе. А поскольку на уровне региона документ, регламентирующий предоставление услуг дошкольного образования для детей-инвалидов, еще не разработан, было принято решение открыть тьюторский центр.

Целью деятельности тьюторского центра является организация психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В управлении образованием был разработан проект муниципального тьюторского центра психолого-педагогического сопровождения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС) для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Создание такого проекта было вызвано тем, что в настоящее время дети-инвалиды и дети с ОВЗ не в полной мере охвачены услугой психолого-педагогического сопровождения, как того требует ФГОС. Несмотря на то, что ФГОС введен в действие, пока не существует апробированного механизма реализации его требований к психолого-педагогическим условиям предоставления образования детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

В процессе реализации проекта решается ряд задач:

создание условий для развития способностей и интересов детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в т. ч. создание предметно-развивающей среды; повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка, создание условий для их участия в реализации программы дошкольного образования; отбор теоретически обоснованных требований к содержанию психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ; разработка структуры и содержания индивидуальной программы и маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Этапы реализации проекта представлены в табл. 2.

Таблица 2

Этапы реализации проекта тьюторского центра

Этап Длительность Содержание
Подготовительный Сентябрь 2014 г. - январь 2015 г. 1. Разработка модели психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях тьюторского центра. 2. Разъяснительная работа с родителями, информирование их о цели деятельности тьюторского центра, привлечение к сотрудничеству. 3. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое) деятельности тьюторского центра
Основной Февраль — октябрь 2015 г. 1. Апробация модели дошкольного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС. 2. Подготовка и переподготовка педагогических работников тьюторского центра. 3. Апробирование психолого-педагогического сопровождения ФГОС дошкольного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Этап мониторинга Ноябрь 2015 г. 1. Контроль результативности работы по индивидуальным программам специалистов. 2. Изучение степени удовлетворенности родителей результатами работы тьюторского центра
Этап развития Декабрь 2015 г. 1. Обобщение результатов работы. 2. Разработка рекомендаций по формированию индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом требований ФГОС

На уровне муниципалитета было принято решение о выделении двух ставок специалистов, которые будут работать с детьми-инвалидами в тьюторском центре. В настоящее время педагог-психолог и учитель-логопед посещают детей на дому и проводят с ними занятия.

С некоторыми детьми (по запросу родителей) эти специалисты занимаются в других детских садах, в которых есть оборудованные сенсорные комнаты, спортзалы и т. д.

Организация сетевого взаимодействия в рамках обеспечения дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями

В детском саду «Звездочка» г. Лабытнанги была создана группа кратковременного пребывания, в которую официально зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Однако организовать деятельность тьюторского центра на базе одной дошкольной организации невозможно: учитель-дефектолог работает только в детском саду «Улыбка», там же оборудована современная сенсорная комната, а бассейном оснащен только детский сад «Волшебница».

Кроме того, некоторые дети живут в отдаленном микрорайоне, а регулярно отвозить их в дошкольные организации в других частях города у родителей нет возможности в связи с отсутствием личного транспорта. Поэтому работа с такими детьми проводится специалистами тьюторского центра в близлежащем детском саду «Ягодка».

В связи с этим было принято решение для организации работы тьюторского центра объединить ресурсы нескольких детских садов в формате сетевого взаимодействия.

В управлении образованием составлены графики занятий детей в тьюторском центре с учетом пожеланий родителей, в зависимости от необходимости привлечения специалистов и возможностей детских садов. Было проведено собрание заведующих детскими садами, участвующими в работе тьюторского центра, для согласования графиков занятий. Издан приказ управления образованием о сетевом взаимодействии, которым утверждено положение об организации сетевого взаимодействия между дошкольными образовательными организациями (приложение).

Заведующими были заключены договоры о сетевом взаимодействии с детским садом «Звездочка» и приняты соответствующие локальные акты.

Все педагогические работники и специалисты, участвующие в работе тьюторского центра, получают доплату из фонда надбавок и доплат за дополнительную работу.

Приложение

Положение об организации сетевого взаимодействия между дошкольными образовательными организациями

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014.

1.2. Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих воспитанникам возможность осваивать образовательные программы различного уровня.

1.3. Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций являются:

наличие нормативной правовой базы по регулированию правоотношений участников сетевого взаимодействия; договорные формы правоотношений между участниками сетевого взаимодействия; наличие в сети образовательных организаций города различных организаций, предоставляющих воспитанникам реальный выбор услуг дошкольного образования; возможность осуществления перемещений воспитанников и (или) педагогических работников образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии.

1.4. Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных организаций осуществляют инициаторы сетевого взаимодействия: руководители дошкольных образовательных организаций, представители управления образованием администрации г. Лабытнанги, родители (законные представители) воспитанников.

2. Цели и задачи сетевого взаимодействия

2.1. Обеспечение качественного дошкольного образования, социализация и адаптация воспитанников к условиям современной жизни путем формирования сетевой модели обучения.

2.2. Обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах целесообразности и скоординированности действий.

3. Нормативная правовая база сетевого взаимодействия

3.1. При заключении договоров о сетевом взаимодействии дошкольные образовательные организации становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом РФ.

3.2. Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в дошкольных образовательных организациях являются:

локальные акты, которыми устанавливаются правоотношения участников образовательного процесса в связи с реализацией программ дошкольного образования; договоры со сторонними дошкольными образовательными организациями, обеспечивающими совместную реализацию образовательных программ.

3.3. В локальных актах могут быть закреплены положения, связанные с особенностями использования сетевых форм организации образовательного процесса:

о праве воспитанников на получение помощи узких специалистов в других дошкольных образовательных организациях; порядке оформления договора с родителями (законными представителями) воспитанников, осваивающих образовательные программы в сторонних дошкольных образовательных организациях; порядке разработки и утверждения индивидуального учебного плана, расписаний занятий; условиях и порядке заключения договоров со сторонними дошкольными образовательными организациями.

4. Структура и состав сети

Участниками сетевого взаимодействия являются дошкольные образовательные организации г. Лабытнанги.

5.1. Дошкольные образовательные организации — участники сетевого взаимодействия организуют деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

5.2. Деятельность дошкольных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей). Сетевое взаимодействие организуется на основе свободного выбора индивидуальных маршрутов обучения детей с ОВЗ .

На следующий учебный год индивидуальные образовательные маршруты формируются в мае текущего года и закрепляются договорами между дошкольными образовательными организациями и родителями воспитанников с учетом кадровых и материальных возможностей организаций. Образовательные маршруты уточняются и утверждаются в начале учебного года.

5.3. Выбор конкретного варианта сетевого взаимодействия определяется, прежде всего, исходя из ресурсов, которыми располагает дошкольная образовательная организация и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

6. Управление сетевым взаимодействием

Управление сетевым взаимодействием основано на принципе коллегиальности. Оперативное руководство сетевым взаимодействием осуществляется представителями образовательных организаций при координирующей помощи управления образованием г. Лабытнанги.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

Духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация-это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников , где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


Психология и педагогика

Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

Правила обучения дошкольников с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья , согласно официальному определению, - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте F gosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании - то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

Классификация детей с ОВЗ

    Дети с нарушениями слуха.

    Дети с нарушениями зрения.

    Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Дети со стойкими нарушениями интеллекта.

    Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

    Дети с нарушениями речи.

    Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

    Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака - подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней - серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности - это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные - значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

    Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.

    Проблемы с общей и мелкой моторикой.

    Заторможенность в развитии речи.

    Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.

    Проблемы с познавательной деятельностью.

    Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.

    Низкая или слишком высокая самооценка.

    Неуверенность в своих силах.

    Полная или частичная зависимость от окружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии - это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» - книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Задачи обучение детей с ООП:

    Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

    Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.

    Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.

    Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход - это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов - например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают .

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет - паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья - Форму медицинского заключения можно посмотреть в приказе Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (см. приложение № 3). Там же, на страницах 2‒4, есть список медицинских организаций, которые выдают эти заключения (см. приложение № 1).">медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов - справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций - характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья - медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов - справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому - приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

4. Как записаться на обследование?