Вся получаемая информация из окружающего мира воспринимается человеком и позволяет ему представлять обе стороны того или иного предмета, предвидеть изменения и устремляться вглубь каждого предмета. Однако данный процесс возможен только с помощью мышления.
Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:

  • Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;
  • Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи. Словесное обозначение может быть отнесено к конкретному объекту, либо группе аналогичных свойств.

Итоги познавательной деятельности выражаются и фиксируются в качестве понятий, т.е. отражения признаков и свойств каждого существенного предмета. Понятие складывается на основе имеющихся умозаключений и суждений. В результате обобщения оно становится высшей ступенью познания мира, являясь продуктом мозга.

Основные формы мышления .

Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:

  • Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;
  • Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.

Основные виды мышления .

В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления :

  • Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
  • Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;
  • Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
  • Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Все виды тесно взаимосвязаны друг с другом.

Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

План ответа

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

    Виды мышления.

    Возможности классификации.

Ответ:

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

      Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

    Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

    Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

    Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

    Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

      Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B

Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

      Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

    Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

    Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

    по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

    по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;

    по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное

    по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.

Мышление является функцией головного мозга и важной составляющей интеллекта человека. Благодаря мышлению мы способны обобщать отражаемую действительность, представлять не только внешнюю сторону предмета, но и внутреннее его содержания и функции. Можем представлять предметы во время их отсутствия и предвидеть их изменения во времени. Но далеко не каждый из нас задумывается о том, что насколько объёмно это понятие. Классификация мышления обширна, и понимая ее можно добиться развития нужного ее вида.

Мышление по содержанию

Одна из классификаций видов мышления, это по ее содержанию, различают:

  • абстрактное или словесно-логическое мышление;
  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное мышление.

Мышление и логика неотъемлемо связаны между собой, поэтому процесс мышления часто называют логическим. По сути, логическое мышление — это все тоже, но лишь с использованием в своих умозаключениях логической связи, рассудительности и доказательности.

Словесно-логическое или абстрактное мышление позволяет размышлять, о чем либо, при этом абстрагироваться от деталей, а рассматривать ситуацию в целом. То есть при словесно-логическом мышлении все мелочи и детали становятся вторичными и внимание к ним не приковано. Наличие абстрактного мышления дает возможность находить неординарные решения той или иной ситуации. Характеристику логической стороны можно рассмотреть на таком примере. Человек получает какую-то информацию из одного источника, добавляет к ней другую, собственную или возможно, еще чью-то, суммирует в голове это все и делает логический вывод. Подводя итоги и анализируя полученную информацию, человек получает в итоге словесно-логическую картинку с собственной характеристикой.

Также словесно-логическая форма относится к самым поздним в развитии, относительно других форм. Начинает формироваться в возрасте от семи лет. Считается, что словесно-логическая или абстрактная форма не присуща животным, а только людям.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предмета. Происходит реальное преобразование ситуации и выполнение двигательного акта. Другими словами, это вид
мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Эта форма характерна для детей в возрасте до 1,5-2 лет.

Наглядно-образное или творческое мышление. В этом случае ситуация преобразовывается в план образов. Свойственно наглядно-образное мышление творческим людям, художникам, писателям, модельерам. Также его проявления выражаются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами, но с годами логическая составляющая процесса в большинстве случаев начинает доминировать. Пика своего развития эта форма достигает в дошкольном возрасте от трех до семи лет.

Главным моментом здесь является наглядность, не нужно ощущать представляемый предмет в руках, но его нужно увидеть. Эта форма присуща и обычным взрослым людям, без творческих наклонностей, просто менее выражено. Например, пользуемся мы этой функцией в момент ремонта, когда, еще не начав его, уже четко себе представляем, как будут выглядеть обои, как будет стоять мебели и какого цвета будет тот или иной предмет.

Мышление по характеру задач

Эта классификация разделяет мышление на:

  • практическое;
  • теоретическое.

Теоретическое мышление, его характеристика в познание законов и правил. Оно отображает существенное в явлениях, объектах и т.д. Такая форма мышления была присуща Мендилееву, примером этому стало его открытие Периодической системы. В этом случае происходит обобщение абстрактных понятий.

Практическое мышление — это физическое преобразование действительности. Как правило, эта форма считается более сложной, так как часто разворачивается при таких условиях, где проверить гипотезу не представляется возможным.

Другая классификация

Виды мышления в психологии по оригинальности и новизне, разделяют на такие формы:

  • репродуктивное, в этом случае решение задач или тех или иных ситуаций происходит уже известным путем или способом. В этом случае человек не будет использовать новых алгоритмов и суждений, а пойдет уже по проторенной дорожке;
  • продуктивное для этой формы мышление характерен творческий потенциал и интеллектуальные способности человека. Для решения вопроса в этом случае человек использует собственные знания, то есть обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. Характеристика такого вида выйдет за пределы фактов и привычных связей. Мозгом будет использоваться интуитивная и креативная составляющая интеллекта человека.

Также выделяют такие формы как аналитическое или интуитивное мышление. В первом случае описывается мышление, развернутое во времени, с четкими границами и этапами. Интуитивная форма характеризуется обратным, она свернута во времени у нее нет этапов, и представление о ситуации возникло в сознании.

Максимальное развитие и прогресс мышления припадает на школьные годы, когда ученику приходится решать большое количество различных задач и искать ответы на разные вопросы. Даже масса мозга увеличивается в три раза к шести годам, по сравнению с ее массой в первый год жизни. Это связано с интеллектуальным развитием и черпанием большого количества информации.

Логика и ее отсутствие в мыслительных процессах

Фрейд рассмотрел процесс мышления немного по-иному и пришел к выводу, что далеко не всегда эта функция связана с логикой, откуда и появилось понятие как нелогический мыслительный процесс. Чтобы наглядно объяснить характеристику этого понятия, приведем такой пример. Многие опытные маркетологи, часто используют в рекламных материалах способы, которые воздействуют на отсутствие логики. Вот, например, следующий текст объявления: » одаренные люди чистят зубы пастой «Колгейт». Такой несуразный текст на первый взгляд имеет свою цепочку, на которую рассчитывают маркетологи, она следующая:

  • одаренные люди чистят зубы пастой «Колгейт»;
  • я чищу зубы пастой «Колгейт»;
  • следовательно, я — одаренный человек.

Вот такая взаимосвязь на подсознательном уровне возникает у немалой части людей и эта на первый взгляд
бессмыслица работает. На сегодняшний день, педагоги встревожены ситуацией развития именно логики у подростков, так как нелогическая форма восприятия действительности проявляется значительно чаще. Вследствие этого, человек, которые не может логически мыслить, может быть легко обведен вокруг пальца мошеннической пропагандой или рекламой, один из самых незамысловатых примеров приведен выше.

Относительно нелогичности и мошеннической рекламы, хотелось бы кратко привести еще один пример. Человеку приходит письмо, в котором указано, что он выиграл определённую сумму денег либо ценный приз, но чтобы его получить ему осталась совсем малость приобрести товар компании, которая проводила эту акцию, и он стал счастливчиком. Многие люди даже не обратят внимание на подобные письма, но есть часть людей, которые свято будут верить в свой выигрыш, у них не срабатывает логическое размышление, например:

  • я не играл ни в какие лотереи, откуда пришло это письмо?
  • почему, если я такой удачливый, уведомление приходит без официальных штампов, печатей и подписей?
  • зачем, если я уже выиграл, мне еще что-то приобретать, здесь в чем-то кроется обман?

И таких нелогичных моментов очень много, но весь этот маркетинговых ход рассчитан как раз не на логику, а на ее отсутствие и избыток чувств и эмоций.

В таких случаях, психологи рекомендуют развивать критическое мышление. Для этого, перед принятием какого-либо решения оперировать в первую очередь логикой и лишь после подключать эмоции. Это проблема многих, особенно женщин, пожилых людей и детей, где на первый план выходит эмоция, а не логика. Следующие рекомендации:

  • научитесь отличать суждения, основанные на эмоциях и на логике;
  • взвешивайте все за и против, перед принятием решения;
  • обращайте внимания на несоответствие информации того, что вы видите и о чем вы слышите;
  • не спешите с принятием решения, если у вас есть сомнения.

Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, у вас будет большая вероятность того, что вы не будете обмануты непорядочными людьми. Это касается абсолютно разных сфер жизни, начиная от рекламной пропагандой на улице или в магазине, заканчивая мошенническими махинациями в крупных объемах.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой, они даже переходят из одной формы в другую. Так, например, работа с таблицей, графиком или схемой, задействует сразу несколько мыслительных процессов: наглядно-образный и словесно-логический. И так происходит во всех сферах деятельности. Развитие всех этих процессов важная составляющая обучения и интеллектуального роста ребенка и взрослого человека.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

    наглядно-действенное;

    наглядно-образное;

    словесно-логическое;

    абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

    теоретическое;

    практическое.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

    дискурсивное;

    интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

    репродуктивное

    продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление:

    вербальное;

    наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

    критическое;

    творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Типологические классификации мышления

наглядное вербальное

(по степени соответствия реальности)

реалистическое аутистическое

(также “эмоциональное”, по Майеру)

(по характеру протекания)

интуитивное аналитическое

(по характеру задач)

практическое теоретическое

(по степени новизны продукта мышления)

продуктивное репродуктивное

(по степени сознательного контроля и управления )

произвольное непроизвольное

Функциональные классификации мышления.

а) творческое - критическое

б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

Генетические классификации мышления.

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

В психологии принято выделять три вида мышления :

    Практическое,

    Конкретно-образное (художественное)

    Абстрактное (словесно-логическое)

1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.

Мыслительные опреации очень разнообразны:

  • сравнение,

    абстрагирование,

    конкретизация,

    обобщение,

    классификация.

Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекаетв форме суждений и умозаключений:

1. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

2. Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.

3. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Способность головного мозга к мыслительной деятельности является одним из главных отличий высшей нервной системы от нервных систем других живых существ. Наиболее часто психологи и нейрофизиологи определяют мышление как непрерывный процесс моделирования и отражения в сознании индивида всех системных связей и взаимосвязей окружающего мира на основании определенных безусловных положений. Однако существуют и другие определения термина "мышление", так как практически каждый ученый, проводящий свои исследования в области когнитивной психологии, давал свое определение мышлению.

Основные характеристики мышления в психологии

Мышление в психологии является одной их высших функций психики человека, так как его можно охарактеризовать как психическую деятельность, имеющую мотив, цель, критерии, систему способов и действий, результат, а также контроль. Целью мышления в психологии всегда является поиск решения какого-то вопроса или задачи, ведь именно возникновение проблемы, требующей решения, и выступает причиной начала мыслительной деятельности. Неважно, на какой вопрос необходимо найти ответ: решить простую математическую задачу, придумать, куда поехать отдохнуть или или коллег быстро закончить работу либо разработать принципиально новое техническое средство - во всех этих случаях используются одни и те же формы, стадии и операции мышления.

Психологи выделяют три основных формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это определение и систематизация всех существенных свойств и характеристик объектов, на которые направлен мыслительный процесс, а также выделение общих и специфических факторов и свойств для каждого из объектов мышления. Понятие дает возможность составить целостную картину об объектах мышления, их основных свойствах и взаимосвязях. Второй, не менее важной формой мышления, без которой невозможно полноценное понимание, является суждение - утверждение, или наоборот, отрицание какого-либо свойства объекта мышления либо взаимосвязи. На основании понятия и суждения делается умозаключение - вывод, который и является результатом мыслительного процесса.

Без умственных операций невозможно понимание и суждение; специалисты в области психологии и нейрофизиологии выделяют следующие операции мышления в психологии:

Сравнение - определение схожести и различий между объектами мышления;

Анализ - разделение объекта мышления на составляющие и определение свойств каждой отдельной части объекта;

Синтез - структурирование и соединение в одну систему различных объектов мышления, имеющих взаимосвязи;

Абстракция - намеренное игнорирование несущественных свойств объекта с целью выделения наиболее весомых характеристик;

Конкретизация - выделение частных характеристик для каждого из общей массы объектов мышления;

Индукция - определение выводов об общих положениях на основе известных данных о частных положениях;

Дедукция - умозаключения, основанные на применении общих положений в частных ситуациях;

Классификация - определение взаимосвязей между объектами мышления и их положения относительно друг друга;

Обобщение - выделение наиболее существенных свойств и связей, общих для всех объектов мышления.

Виды мышления в психологии

Огромное количество логических и мыслительных задач, которые ежедневно решает мозг человека, обусловило выделение нескольких видов мышления в психологии, которые отличаются межу собой по содержанию, по характеру задач и по оригинальности. Наиболее часто в психологии используется следующая классификация видов мышления:

1. Наглядно-образное мышление - его суть состоит в преобразовании образов восприятия в образы-представления. Такое мышление свойственно творческим людям, а также в простой форме - детям дошкольного возраста, которые в основном мыслят образами. Яркий пример результата образного мышления - нарисованная художником картина, изображающая его видение и понимание мира, созданный парфюмером аромат и др.

2. Наглядно-действенное мышление - тип мышления в психологии, в основе которого лежит наблюдение за объектом мышления и определение всех взаимосвязей в процессе непосредственного участия в ситуации, проведения эксперимента. Этот тип мышления используют дети: для того, чтобы определить свойства того или иного предмета, им нужно его рассмотреть, потрогать и др.

3. Абстрактное (дискурсивное) мышление - основанное на суждениях, умозаключениях и понятии; при нем человек не опирается на данные, полученные им опытным путем. Для того, чтобы понять математические теоремы, изучить практическое применение законов физики и химии, используется именно абстрактное мышление.

По характеру задач

1. Теоретическое - мышление в психологии, цель которого состоит в познании правил, законов и теорий, а также связей между и свойств абстрактных объектов мышления. Все математические формулы, философские законы, а также сводная таблица элементов Менделеева - это все наглядные результаты теоретического мышления

2. Практическое мышление - мыслительные процессы, направленные на физическое преобразование предметов из окружающей действительности. Изобретение и постоянное усовершенствование технических средств, новые открытия, делающиеся практически каждый день в лабораториях и НИИ - очевидные результаты практического мышления.

По оригинальности

1. Репродуктивное мышление - при нем человек применяет для решения своей задачи ранее придуманные другими людьми способы и методы

2. Продуктивное (творческое) мышление - заключается в определении собственных решений для поставленных задач, при чем человек в течении мыслительного процессе опирается только на свой опыт и собственные суждения, а не на умозаключения и схемы решения, придуманные другими.