Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки практической работы»

Критерии оценки практической работы по химии

Составитель: Лаптева Е.В. ,

учитель химии МБОУ «СОШ № 127» г. Барнаула

Все практические работы оцениваются по 5-бальной шкале. Элементы, которые обязательны для всех практических работ (цель работы, оборудование и материалы, вывод) оцениваются по 1 баллу. Оставшиеся 4 балла даются за описание хода работы и результатов. Баллы распределяются по отдельным элементам в зависимости от цели работы, объема работы, заданий, предложенных автором, количества экспериментов и химических уравнений.

Учитель оставляет за собой право снять 1 балл в том случае, если были нарушены правила техники безопасности, эксперимент выполнялся небрежно, неточно.

Компоненты оформленной в тетради практической работы

Критерии

Цель работы и оборудование, реактивы

Сформулирована лаконично, с опорой на название практической работы.

Указан полный перечень оборудования и реактивов, используемый при проведении ПР. Названия химической посуды и веществ записаны без ошибок.

Наблюдения

Правильно описаны все признаки реакции, подмечены особенности ее протекания и т.д.

Уравнения реакций

Уравнения реакций записаны без ошибок, с расстановкой коэффициентов. Если того требует работа, приведены ионные уравнения реакций, метод электронного баланса и т.д.

Объяснения результатов, выполнение заданий

Дан полный комментарий к результатам эксперимента. Даны ответы на все вопросы, если таковые предложены в тексте практической работы.

Вывод

Соотнесен с целью работы. Краткий (1-2 предложения) и не повторяет описание хода практической работы, наблюдения и т.д.

5 баллов отметка «5»

4 балла отметка «4»

3 балла отметка «3»

2 балла отметка «2»

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ХИМИИ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

Работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

Нет ошибок - оценка «5»;

Одна ошибка - оценка «4»;

Две ошибки - оценка «З»;

Три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

19-24 правильных ответов - оценка «4»;

13-18 правильных ответов - оценка «З»;

Меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

Соблюдение требований к его оформлению;

Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

Способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Таблица 1

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы ОГЭ по химии (без реального эксперимента), – 34 балла.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

Таблица 2

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), – 38 баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы ОГЭ 2018 по химии в целом.

Проверка ответов учащихся на задания части 1 выполняется эксперта- ми или с помощью компьютера. Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами.

Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно на- зван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются не- верными и оцениваются 0 баллов.

Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. При оценивании каждого из трех заданий эксперт на основе сравнения ответа выпускника с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе обучающегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены обучающимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по химии

1. 1. Оценка устного ответа

Отметка «5» ставится, если:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности,

литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Отметка «4» ставится, если:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом

допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию

учителя.

Отметка «3» ставится, если:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный.

Отметка«2» ставится, если:

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

учебного материала или допущены существенные ошибки, которые

учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

2. 2.Оценка письменных работ

3.

3.1. 2.1.Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного

отчета за работу.

Отметка «5» ставится, если:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения

и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил

работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота

рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» ставится, если:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но

при этом эксперимент проведен не полностью или допущены

несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Отметка«3» ставится, если:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена

существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении

работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с

веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в

объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся

не может исправить даже по требованию учителя.

3.2. 2.2. Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5» ставится, если:

Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4» ставится, если:

План решения составлен правильно;

Правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при

этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и

выводах.

Отметка «3» ставится, если:

План решения составлен правильно;

Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но

допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2» ставится, если:

Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических

реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

3.3. 2.3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5» ставится, если:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена

рациональным способом.

Отметка «4» ставится, если:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача

решена нерациональным способом или допущено не более двух

несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена

существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2» ставится, если:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в

решении.

3.4. 3. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная

ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2» ставится, если:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько

существенных ошибок.

Примечание

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо

учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие

при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Общая классификация ошибок.

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или

несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и

осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные

признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно

сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить

теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например,

упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества,

процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима-

тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном

виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных

ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

4.Оценка знаний учащихся на промежуточной аттестации по химии

При проведении промежуточной аттестации могут быть использованы

следующие формы:

Контрольная работа;

Билеты;

Тестирование.

Общие критерии оценивания на промежуточной аттестации за устные ответы

и письменные работы по химии, определены в пунктах 1, 3.

Структура работы на промежуточной аттестации

В работу включены все вопросы программного материала по химии.

Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 4 варианта

ответов, из которых только один является верным.

Система оценивания результатов

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу -21.

Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов

Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов

Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов