Апелляция – процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений установленного порядка проведения экзамена и (или) несогласия с выставленными баллами, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения экзамена в ППЭ подается члену государстенной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федарции в день проведения экзамена, не покидая ППЭ. Апелляция о несогласия с выставленными баллами подается обучающимися в образовательную организацию, которой они были допущены к государстенной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выпускниками прошлых лет - в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ. Подробнее о правилах подачи апелляций читайте в разделе

    Специальные, утвержденные Рособрнадзором, бланки для оформления ответов на задания ЕГЭ. Существует 4 вида бланков ЕГЭ: бланк регистрации , бланк ответов №1 для заданий с кратким ответом, бланк ответов №2 для заданий с развернутым ответом, дополнительный бланк ответов №2 . В бланк регистрации участник ЕГЭ вписывает свои личные данные. Ответы на экзаменационные задания вписываются в бланки ответов №1 и №2 и, если понадобится, в дополнительный бланк ответов №2 в строгом соответствии с образцом, правилами заполнения и инструкциями в КИМ.

    Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – форма государстенной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования, для обучающихся, освоивших в 2014 - 2018 годах образовательные программы среднего общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    Государственная итоговая аттестация (ГИА) - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися 11-х (12-х) основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГИА также проводится в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и выбравших экзамен по родному языку и/или родной литературе для прохождения ГИА).

    Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федарции (ГЭК) – комиссия, организующая, координирующая и контролирующая работу по подготовке и проведению ГИА на территории субъекта Российской Федерации. Председатель ГЭК рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА по каждому учебному предмету. ГЭК создаются в каждом субъекте Российской Федерации из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных и других организаций и объединений. Председатель и заместитель председателя ГЭК для проведения ГИА утверждаются Рособрнадзором.

    Демоверсии – демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ГИА, которые размещаются в открытом доступе и предназначены для тренировки участников экзаменов. Демоверсии дают возможность составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности.

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными для получения аттестата об окончании российской школы.

    Индивидуальный комплект участника ЕГЭ. Это запечатанный конверт формата А-4+, который выдается каждому участнику экзамена. Имеет средства защиты информации, в частности, два штрихкода с цифровыми номерами. В конверте находятся следующее: КИМ, бланк регистрации, бланк ответов №1, бланк ответов №2, а так же дополнительные материалы, если их наличие предусмотрено на данном экзамене. ИК выдается участнику ЕГЭ непосредственно перед началом экзамена. ИК и его содержимое запрещено к несанкционированному копированию.

    Контрольные измерительные материалы (КИМ) - экзаменационные материалы различных видов, которые выдаются участникам ГИА на экзамене. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС специалистами ФГБНУ «ФИПИ» .

    Конфликтные комиссии субъектов Российской Федарции – комиссии, которые принимают и рассматривают апелляции обучающихся, выпускников прошлых лет по вопросам нарушения установленного порядка проведения ГИА, а также о несогласии с выставленными баллами; принимают по результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонении апелляций обучающихся, выпускников прошлых лет; информируют обучающихся, выпускников прошлых лет, подавших апелляции, и (или) их родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятых решениях.

    Общественные наблюдатели – аккредитованные и прошедшие соответствующее обучение лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения ГИА. Наблюдатели могут присутствовать в ППЭ во время проведения ЕГЭ, где контролируют соблюдение экзаменационных процедур, а также в региональных центрах обработки информации, при проверке экзаменационных работ и при рассмотрении апелляций. Правила аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации регулируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 312 «О внесении изменений в Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 491»

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для участников ГИА с ОВЗ экзамены организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

    Организаторы ЕГЭ – лица, привлекаемые к организации проведения ЕГЭ в ППЭ. В качестве организаторов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к работникам ППЭ. При проведении ЕГЭ по учебному предмету в состав организаторов не входят специалисты по этому учебному предмету. Не допускается привлекать в качестве организаторов ППЭ педагогических работников, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы).

    Онлайн-наблюдатели – общественные наблюдатели, осуществляющие контроль за ходом проведения ЕГЭ в ППЭ в режиме онлайн-видеотрансляции. Онлайн-наблюдатели фиксируют выявленные нарушения, о которых оперативно сообщают в Рособрнадзор для принятия соответствующих мер.

    Пункт проведения экзамена – здание (сооружение), которое используется для проведения ЕГЭ. Территорией ППЭ является площадь внутри здания (сооружения) либо части здания, отведенная для проведения ЕГЭ. Территория ППЭ включает в себя вход, обозначенный стационарным металлоискателем. В случае использования переносных металлоискателей входом в ППЭ является место проведения уполномоченными лицами работ с использованием указанных металлоискателей. Количество и места расположения ППЭ определяется исходя из общей численности участников ЕГЭ, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда. Количество ППЭ должно формироваться с учетом максимально возможного наполнения ППЭ и оптимальной схемы организованного прибытия участников ЕГЭ в ППЭ (время в пути, транспортная доступность и др.).

    Предметные комиссии (ПК) – комиссии, создаваемые в каждом субъекте Российской Федерации по отдельным учебным предметам по которым проводится ЕГЭ. В рамках осуществления проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ предметные комиссии принимают к рассмотрению экзаменационные работы (ответы на задания с развернутым ответом) и осуществляют проверку ответов участников ЕГЭ и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

    РЦОИ – организации, осуществляющая организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА на территории субъекта Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействию с федеральной информационной системой, обработки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет.

    Документ, определяющий структуру и содержание КИМ по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМ.

    Результаты ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

    Обучающиеся, допущенные в установленном порядке к ГИА; выпускники прошлых лет и другие категории лиц, определенные Порядком, допущенные к сдаче ЕГЭ

    Подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся разработкой и апробацией контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников школ, научными исследованиями, связанными с измерениями в области образования и оценкой качества образования, профессиональной подготовкой научных и педагогических кадров в области педагогических измерений и оценки качества образования.

    Процесс формирования тестовых шкал по правилам начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных.

Председателем предметной комиссии Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в Москве назначен декан факультета «Прикладная математика и физика» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Сергей Крылов. Напомним, что предметная комиссия ЕГЭ создана для проверки части работы с развёрнутым ответом, а также для проведения апелляций.

О тенденциях в деятельности предметных комиссий, а также об особенностях сдачи школьниками единого госэкзамена Сергей Сергеевич Крылов поделился с интернет-порталом .

— Сергей Сергеевич, Рособрнадзор с начала 2014 года имеет право включать в члены предметных комиссий своих представителей. Будут ли они включены в вашу комиссию?

Кандидатуры председателей всех предметных комиссий проходят согласование в Рособрнадзоре. В нашей комиссии несколько человек прошли обучение на семинарах, организованных Рособрнадзором. Вообще, это ведомство имеет весьма широкие полномочия по контролю работы предметных комиссий на всех этапах их работы. Поэтому, на мой взгляд, вряд ли есть необходимость включать в московские комиссии каких-то специальных контролёров. Я думаю, если ему понадобится что-то отдельно проверить в работе московских комиссий, то командировать проверяющих из Москвы в Москву технически проще, чем в дальние регионы.

Всё тот же Рособрнадзор выступает организатором обучающих семинаров для представителей предметных комиссий. Процедуру предстоит пройти и вам. Вы уже принимали участие в таких мероприятиях? Поделитесь впечатлением.

Я участвовал в таких семинарах в роли ведущего секции информатики. На мой взгляд, это весьма полезное мероприятие. Основными его целями являются информирование председателей предметных комиссий обо всех нововведениях в организационных и других вопросах работы региональных комиссий, согласование подходов к оцениванию работ учащихся, обсуждение перспективных моделей ЕГЭ, замечаний и предложений для комиссии разработчиков заданий ЕГЭ.

На мой взгляд, эти цели вполне достигнуты, в том числе, благодаря большой работе, которая была проделана Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) при подготовке к семинарам. Специалисты ФИПИ подготовили большой объём методических и учебно-методических материалов, по подготовке и организации работы экспертов предметных комиссий, то есть людей которые будут непосредственно проверять работы учащихся. Эти материалы легли в основу обсуждения.

Обмен опытом в ходе свободной дискуссии профессионалов вообще очень важен и полезен.

В местах проведения ЕГЭ теперь появляются наблюдатели. В этом году они смогут присутствовать не только во всех пунктах проведения экзаменов, но и в региональных центрах обработки информации, а также при работе предметных и конфликтных комиссий. Как вы считаете, такой шаг имеет право на существование? Не будут ли наблюдатели мешать работе предметной комиссии?

Я думаю, что присутствие наблюдателей весьма полезно с точки зрения укрепления доверия общества к единому госэкзамену. Конечно, наблюдатель имеет вполне определённый круг полномочий, он не должен брать на себя функции технических сотрудников или членов комиссий, тем более мешать их работе. Наблюдатели проходят специальное краткое обучение в очной или дистанционной форме, где знакомятся со своими правами и обязанностями. Мы воспринимаем наблюдателей как союзников в обеспечении качества процедур ЕГЭ.

- Вы уже руководили предметной комиссией. Как оцениваете этот опыт?

Это интересная и ответственная работа. Особенность её - в необходимости сочетать организационно-административную деятельность с учебно-методической. Она также ценна общением с высококвалифицированными преподавателями информатики в московских школах, техникумах и вузах с коллегами из других регионов. Кроме того, непосредственная проверка экзаменационных работ, общение с выпускниками на апелляциях помогает лучше понять уровень подготовки абитуриентов, какие реальные знания стоят за их баллами ЕГЭ. Это важно для меня как декана факультета.

Как вы считаете, какое количество школьников в этом году выберут ЕГЭ по информатике и ИКТ? Популярен этот предмет у современных школьников? Какая статистика год от года?

Точных данных на этот год у меня пока нет, но, думаю, что ЕГЭ по информатике и ИКТ в Москве выберут примерно 5-6 тысяч выпускников. По статистике, количество московских школьников, выбравших этот экзамен, каждый год постепенно увеличивается. Информатика, как предмет, очень популярна среди школьников, но на количество выбравших экзамен сильно влияют перечни вступительных экзаменов в ведущие вузы.

- На ваш взгляд, могут ли результаты ЕГЭ показать реальное знание школьников предмета?

Для естественнонаучных дисциплин, я думаю, и могут, и показывают. Как известно из метрологии, любое измерение имеет погрешность. Большинство этих погрешностей связано с психоэмоциональным состоянием школьника во время экзамена. Например, он волновался, не смог сосредоточиться, поэтому получил оценку ниже своих возможностей. Но это особенность любого экзамена и олимпиады, что к ним нужно психологически готовиться.

- Какой набор на факультет «Прикладная математика и физика» планируется в этом году?

Мы набираем на бюджетные места в бакалавриат 65 человек на направление подготовки «Прикладная математика», 70 - на направление «Прикладная математика и информатика».

В магистратуру планируем взять на бюджет 10 человек по направлению «Прикладная математика». Небольшое количество мест в магистратуре связано с тем, что массовый выпуск бакалавров у нас будет только в следующем году.

Кроме набора на бюджетные места, мы ведём приём на платное обучение, в том числе на магистерскую программу «Математическое и программное обеспечение корпоративных систем» кафедры № 806. В ней планируется обучение по очно-заочной (вечерней) форме.

- Какие специальности вашего факультета самые востребованные среди вчерашних школьников?

У нас всего две специальности «Прикладная математика» и «Прикладная математика и информатика». Обе востребованы. Проходные баллы на них одни из самых высоких в институте, а выпускники имеют интересную и высокооплачиваемую работу по специальности, связанную с современными информационными технологиями, математическим моделированием в самых разных отраслях экономики и управления.

Проблемы есть. Мария Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ (контрольно... обучение сводить к ОГЭ и ЕГЭ . Это всего лишь форма контроля... основе требований федерального компонента 2004 года, где требования, предметное содержание четко...

09.07.2018

И задачах на следующий год Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере... в проведении ЕГЭ : организаторов, технических специалистов, руководителей пунктов проведения экзаменов, предметных комиссий . ... в 9 классах. Демоверсии КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2019 года будут...

06.07.2018

И отвечают на вопросы экспертов региональных предметных комиссий - как правильно проверять те... Элеонора Амбарцумова, замруководителя Федеральной комиссии ЕГЭ по... на чём-то написано "ЕГЭ ", то в целом виде до...

28.06.2018

Быть тема «Добро». А при написании сочинения на ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог с... то, что им дорого. Автор - руководитель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов для государственной...

13.04.2018

С федеральными государственными образовательными стандартами. Но сами работы в отличие от ЕГЭ ребята пишут в стенах родной школы - ... школы «Гармония» Можайского муниципального района, зампред предметной комиссии по математике Московской области Ольга...

15.03.2018

2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает... участие руководители федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ -2018 ... уже размещены выпуски передачи «О ЕГЭ предметно » 2018 года - совместного проекта...

02.02.2018

Пунктах была впервые использована на ЕГЭ в 2014 году для организации... комплект экзаменационных материалов для участников ЕГЭ , включая бланки. Это позволит еще... и проверку предметными комиссиями результатов участников на региональном и федеральном уровне.

01.02.2018

Экзаменов. Об этом 15 января заявила руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике Марина Демидова в эфире программы «О ЕГЭ предметно » на ОТР. «Ситуация очень проста. Что касается ОГЭ, это экзамен за девятый класс, ...

16.01.2018

Его результатов. Об этом объявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере... в декабре 2017 года Рособрнадзор запустит Федеральный обучающий портал, на котором будут... контроля за проведением ЕГЭ , взаимодействия РЦОИ с предметными комиссиями и ППЭ, ...

30 июня завершится основной период сдачи Единого государственного экзамена. Одними из первых испытаний были русский язык и математика. Выпускникам школ необходимо было успешно сдать экзамены по этим предметам, чтобы получить школьный аттестат.

Работы участников проверяли высококвалифицированные эксперты региональных предметных комиссий. В интервью они рассказали об особенностях работ выпускников 2016 года, основных ошибках и позитивных тенденциях, а также поделились собственным опытом участия в ЕГЭ для учителей.

Виктория Зарешина, эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку и литературе, проверяет работы в составе комиссии с 2010 года:

– Что нужно для того чтобы стать экспертом?

– На мой взгляд, прежде всего – профессионализм. Во-вторых, терпение и любовь к своему предмету. За каждой работой стоит ребёнок и её нужно проверять очень тщательно, чтобы быть не только удовлетворенным качеством проверки и самой работой, но и чтобы этим были довольны абсолютно все, в том числе и дети, которые получат результат, чтобы не было стресса.

– Вы сдавали ЕГЭ после окончания школы?

– Нет. Но в этом году появился новый тренд в обществе – сдача ЕГЭ учителями, я приняла в нем участие и сдавала русский язык.

– Каковы Ваши впечатления по ту сторону экзамена, с точки зрения ученика?

– Мне было интересно. Когда я вышла из аудитории, где проводился экзамен, я поняла, что это был самый интересный опыт из последних событий в моей жизни.

– На Ваш взгляд, в чем особенность ЕГЭ по русскому языку?

– Я думаю, в том, что это не только образовательный результат, но и результат личностного развития, уровня и глубины понимания вопросов, умения рассуждать. И эти результаты, прежде всего, показывает сочинение.

– Какая тенденция наблюдается у нынешних выпускников по написанию экзамена по сравнению с выпускниками прошлых лет?

– Я не могу судить в целом. Могу сказать о работах, с которыми столкнулась в этом году. Я проверяла тексты ребят о понимании женской красоты, влиянии искусства на человека, ценностях семейной жизни. Это показатель еще большей глубины познания и трепетности детей в подходе к тому, как они освещают эти вопросы. Работы становятся более серьезными.

– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники?

– Прежде всего, это речь. Речевая ошибка, лексическая сочетаемость слов, стилистически неправильно подобранные слова. Что касается орфографии, то она сейчас стала меньше страдать. По крайней мере, дети могут выбрать тот лексический материал, который они будут использовать в тексте, и обойти стороной те или иные трудности в орфографии, пунктуации и речи.

– Получается, что в большей степени допускаются ошибки в лексике и стилистике?

– Да. Это одни из самых сложных типов ошибок, которые допускают дети.

Павел Самсонов, директор лицея № 86 им. М.Е. Катукова, эксперт регионально предметной комиссии ЕГЭ по математике, проверяет работы в составе комиссии с 2009 года:

– Что нужно, чтобы стать экспертом ЕГЭ по математике?

– В первую очередь, необходимо знание самого предмета – элементарной математики. Затем, как минимум, необходимо понимать различные подходы, способы и методы решения задач в соответствии с критериями проверки. И, в-третьих, необходимо понимание того, что работы пишутся детьми. Нужно четко классифицировать те ошибки, которые они делают, на существенные и несущественные, которые влияют на решение либо были допущены по невнимательности.

– Наблюдается ли тенденция прогресса в работах детей с течением времени?

– Да, безусловно. По крайней мере, по сравнению с предыдущими годами, когдабыло большое количество работ, в которых дети просто не выполняли и даже не брались за сложные задания, в этом году работы абсолютно полные. Дети берутся за сложные задания. Они стремятся к получению значимого результата, к тому, чтобы выйти с достойным результатом, иметь возможность соревноваться с другими детьми, с которыми они потом будут поступать в вузы.

– В чём, на Ваш взгляд, особенности работ нынешних выпускников?

– Я бы не сказал, что работы этого года являются какими-то особенными по сравнению с прошлыми годами. В данном случае правильнее говорить, что у них появилось больше мотивации. Ведь по сути ЕГЭ – право сильных учеников учиться в сильных и ведущих вузах страны.

– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в экзамене по математике?

– Если говорить об ошибках, которые прежде всего касаются самих знаний области математики, то это чаще всего применение того или иного закона в тех случаях, где он не может применяться. А если говорить более узко, то это случаи, когда ребята не могут для себя определить, какое конкретно задание им сейчас по силам, а какое следует пока отложить. Нет принципа того, что ребенок сначала выбирает для себя самое простое задание, а затем уже – из оставшихся.

– Какие Вы бы могли дать советы будущим выпускникам по написанию ЕГЭ?