Новый 1822 год Пушкин встречает в Кишиневе. Это был уже третий год южной ссылки поэта. Приехав в Кишинёв из живописного Крыма, он попадает в унылую бессарабскую степь, выжженную солнцем. Местное общество, состоявшее, в основном, из офицеров расквартированных поблизости частей, было для поэта закрыто. Это были люди старше и опытнее его, они прошли Отечественную войну, и, естественно, принимать в свой круг «светского» человека из столицы, тем более, высланного, особо не стремились. Отсутствие друзей, монотонная однообразная работа и скучная провинциальная жизнь – всё это ему придётся терпеть почти три года. Пушкин чувствовал себя здесь, словно в заточении. Однажды, случившись с оказией в кишиневском остроге, он увидел двух орлов, которые находились в нём и были прикованы за лапы. Под впечатлением увиденной картины и личных переживаний от кишиневской ссылки поэт и написал свою песнь свободы — стихотворение «Узник».

Жанр стихотворения – лирический романтизм, свойственный юному Пушкину. Его характерной особенностью является то, что внутренний мир героя раскрывается даже в таком небольшом произведении полностью. Стихотворение написано амфибрахием, одним из редких размеров, используемых поэтом, рифма стиха – парная, с ударением на последнем слоге.

Главные герои стихотворения – узник и орёл. Автор несколько раз выделяет их общие стремления: узник считает орла своим товарищем и считает, что у них единая цель – вырваться на свободу. Основная идея стихотворения «Узник» — это мечты о свободе. Каждая строка так или иначе говорит о ней, но нигде само слово «свобода» не упоминается. Всё стихотворение построено на антитезисах. Пассивному «сижу за решеткой» предлагается великолепная альтернатива: «давай улетим!» Глухой камере, «темнице сырой» противопоставляются горы, тучи и море. Двум узникам, герою и орлу, в начале стихотворения – два свободных друга: орёл и ветер в конце.

Произведение говорит о том, что существующий порядок вещей неестественный, он нуждается в срочной замене. Красочные эпитеты, ещё больше показывают насколько плохо несвободное настоящее и прекрасно вольное будущее. Уже одно «в темнице сырой» рисует в воображении унылый и мрачный образ затхлого каземата, который хочется покинуть как можно скорее. А неестественность «вскормлённый в неволе орёл молодой» вообще абсурдна – орёл это символ свободы, он не должен жить в оковах.

Стихотворение заканчивается отчаянным призывом вырваться на волю. Это основная мысль произведения. Можно размышлять о воле сколько угодно, грезить ею, но главное – это идти к ней. Повторение «пора, брат, пора!» в третьем четверостишии как бы усиливает этот призыв. Анализ стихотворения «Узник» приоткрывает нам внутренний мир Пушкина и людей, близких ему по духу. Поэт заставляет нас осмыслить, что свобода – это бесценный дар; что жить и действовать по своей воле – прекрасно!

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,




И вымолвить хочет: «Давай улетим!




Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения "Узник" для школьников

Стихотворение великого русского поэта было написано в 1822 году. Оно состоит из 3х четверостиший, в которых поэт представляет грустный сюжет жизни птицы в темнице. Две птицы были заточены внутрь сырого помещения с решётками на окне, чтобы не улетели.

Проблематика данного произведения относится к периоду жизни Александра Сергеевича Пушкина 1820-1824х годов (одна тысяча восемьсот двадцатого - одна тысяча восемьсот двадцать четвёртого годов). В этот период великий поэт был отправлен в ссылку в город Кишинёв на службу Российской империи (в настоящее время Кишинёв - это город на территории Молдавии). Эта ссылка на службу в отдалённую провинцию воспринималась поэтом как заточение в тюрьму.

Жизнь среди голых равнин и холмов и служба в канцелярии отличалась от жизни в Санкт-Петербурге, наполненной приятными впечатлениями от встреч с образованными людьми, балами и пирами, о которых поэт часто пишет в своих литературных произведениях (например, "Друзьям", "Прости мне, милый друг...", "Медный всадник").

Сюжет стихотворения развивается от грустного и унылого к возвышенному, одухотворённому.

Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.

Конечно, за образом молодого орла читатель узнаёт самого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Почему томится и почему так печален орёл? Мы, увы, не знаем.

Второе четверостишие открывает новые грани творческого таланта великого русского поэта. Из безвыходной ситуации ищет выход не только он, но и его товарищ. (Приводим текст второго четверостишия)

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Необычный сюжет предстаёт вниманию читателя. Снова автор удивляет и насыщает воображение читателя. Очень тонко автор представляет основную мысль этого стихотворения в виде побуждающей короткой фразы: "Давай, улетим!" Тем самым привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.

Третье четверостишие звучит ещё более взволнованно. С трепетом, торжественно, громогласно друг заявляет другу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Последний стих возвращает чувства и жизнь в это произведение. От чистого сердца, необычайно ясно и вдохновляюще звучат слова героя произведения. Так поэт достигает единения с читателем, вызывает дружеские чувства. Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей!

Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.

Углубленный анализ творчества А.С. Пушкина в стихотворении "Узник"

С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении "Узник".

В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.

К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.

В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.

Создавалось стихотворение «Узник» в период Южной ссылки Пушкина, под влиянием гнетущей атмосферы канцелярской службы в Кишиневе. После дома Раевских, где поэт гостил до переезда в Кишинев, последняя стала казаться ему мрачным и унылым заточением.

В этот период поэт находился еще под влиянием романтизма, поэтому стихотворение полностью выдержано в рамках этого направления. Важное место в стихотворении отведено личным переживаниям поэта, внутреннему миру, уводящего его далеко от реальности. Ссылка напоминает ему темницу, а он сам чувствует себя узником в этой темнице.

В стихотворении проявляется мастерство поэта скупыми штрихами создавать полноценную живую картину. Одной строчки поэту достаточно, чтобы перед глазами читателя возник образ холодной и унылой темницы: «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Стихотворение состоит из трех строф. От строфы к строфе меняется и настроение автора. Если в первой строфе поэт находится во власти своей печали, а тон и интонация предельно спокойны, то во второй все его внимание приковано к вольной птице и чувствуется волнение, овладевающее поэтом, но в третьей он уже во власти своих грез, а тон стихотворения на своем пике.

Не случайно в качестве товарища выбран поэтом орел. Эта гордая птица символизирует свободолюбие и непреклонность. Более того, он тоже знаком с неволей: «Вскормленный в неволе орел молодой». В этом отношении орел близок к поэту. Стремление к свободе настолько сильно, что воображение рисует поэту белеющие за тучей горы и синеющие морские края.

Поэт зол на тех людей, кто лишил их свободы. Ему горько осознавать, что там, где есть человек, невозможна полная свобода. Он настолько измучен лишениями, что хочет улететь птицей в края, куда еще не ступала человеческая нога, «Туда, где гуляем лишь ветер…да я!».

Первая и последняя строфы представляют яркий контраст. Если первая строфа навевает грусть, то в последней звучат жизнерадостные романтические ноты. Поэт стремится показать, что физические тяготы и лишения не способны противостоять человеческим стремлениям к свободе и воле.

Во время пребывания в южной ссылке очень много интересных и глубокомысленных стихотворений сочинил Пушкин. «Узник» был написан в 1822 году, когда Александр Сергеевич пребывал на должности коллежского секретаря в Кишиневе. За свободолюбивый нрав поэта в 1820 году генерал-губернатор Санкт-Петербурга отправил его в южную ссылку. Хоть градоначальник Кишинева князь Иван Инзов к Пушкину относился вполне благосклонно, но писатель чувствовал себя на чужбине стесненно.

Александр Сергеевич воспринял назначение в канцелярию отдаленной, пыльной и грязной провинции как личное оскорбление. Он мог ответить на него вольными стихами, но понимал, что за такое власти могут отправить его в Сибирь. Лишь ходатайство влиятельных друзей помогло ему сохранить прежнюю должность и титул дворянина. В Кишиневе, словно в заточении, чувствовал себя Пушкин. «Узник» - точно описывающее настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке.

Южный город с первых же строк Александр Сергеевич сравнивает с сырой темницей, чем рисует весьма печальную и унылую картину. У читателя создается впечатление, что лирический герой и правда пребывает под стражей, сидит в камере и на мир глядит через небольшое окошко. Не зря поэт ассоциирует себя с молодым орлом, ведь он всегда был вольным в своих поступках и действиях, довольно часто пренебрегал служебными обязанностями. Стих «Узник» Пушкин написал, чтобы показать безысходность ситуации и свою беспомощность.

Герой в произведении общается с выращенным в неволе орлом. Но человек понимает, что даже эта птица, не знавшая никогда чувства свободы, гораздо сильнее его и свободолюбивее. Орел то и дело поднимает свой взгляд и криком, будто хочет сказать: «Давай, улетим». Из-за невозможности возвратиться в Москву или Санкт-Петербург лишь чувство бессильной злобы испытывал Пушкин. «Узник» - это поэта, в этом стихотворении он осознает, что является вольной птицей, которой не должны указывать, что делать.

Александр Сергеевич проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свободолюбивое «я» и это раздражает его еще больше, ведь он понимает, что рожден свободным человеком, а вынужден кому-то подчиняться, делать все по указке царского режима. Все подданные Российской империи, независимо от рангов и титулов, обязаны играть по особым правилам, навязанным царем. Начало протеста и символизирует стихотворение «Узник». Пушкин, позволяет разобраться в чувствах автора, уже тогда задумал поступить наперекор властям и изменить что-то в своей судьбе. В стихе он намекает, что скоро отправится в морские края, и правда вскоре подает прошение на имя о переводе в канцелярию Одессы.

Лишь в южной ссылке окончательно осознал свое предназначение и место в русской литературе Пушкин. «Узник» - это лишь одно из гениальных произведений того периода. В 20-е годы XIX века Александр Сергеевич сочинил очень много восхитительных и по-настоящему талантливых стихотворений. Пребывая далеко от родины, поэт осознал, что для него значит духовная свобода.

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит - в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: "Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед», и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу», прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой», «Academia», Л., 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу», 1832 г.) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова - «Молодая узница»), и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант», «Осужденный», «Цепи» - см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов», Л., 1924, стр. 55-57, где приведен сравнительный материал).

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя - «узника» или «пленника» - в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник», как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине», 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня», строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом») неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г., - «Письма», т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах», - «Отеч. записки», 1840, № 2).