Корней Иванович Чуковский — детский поэт с большой буквы, настоящий всенародный любимец. Без стихов Корнея Чуковского невозможно представить ни мир детской поэзии, ни сам детский мир — добрый и красочный. Именно его стихотворные сказки формируют в детском сознании позитивное отношение к окружающему. Большинство произведений для детей написаны Корнеем Чуковским около века назад, но по-прежнему остаются одними из самых любимых детворой. Корней Иванович Чуковский является самым издаваемым в России автором детской литературы.

КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ

Корней Иванович Чуковский — это псевдоним.

Настоящее имя этого писателя, детского поэта, переводчика, литератураведа и литературного критика — Николай Васильевич Корнейчуков.

О себе Чуковский написал так:

«Я родился в Петербурге в 1882 году, после чего мой отец, петербургский студент, покинул мою мать, крестьянку Полтавской губернии; и она с двумя детьми переехала на житье в Одессу. Вероятно, отец давал ей вначале какие-то деньги на воспитание детей: меня отдали в одесскую гимназию, из пятого класса которой я был несправедливо исключен.

Перепробовав много профессий, я с 1901 года стал печататься в «Одесских новостях», писал главным образом статейки о выставках картин и о книгах. Иногда — очень редко — стихи.

В 1903 году газета послала меня корреспондентом в Лондон. Корреспондентом я оказался из рук вон плохим: вместо того чтобы посещать заседания парламента и слушать там речи о высокой политике, я целые дни проводил в библиотеке Британского музея… (Английский язык я изучил самоучкой.)».

По возвращении из Лондона в Петербург Корней Иванович всерьёз занялся литературной критикой. Этой профессии он отдавал почти всё своё время, очень её любил и считал своей единственной профессией.

О том, чтобы писать произведения для детей, Чуковский изначально даже не задумывался. Он продолжал критиковать детских поэтов в своих статьях, акцентируя внимание на унылость их творений, напрочь лишенных рифмы и ритма. По этому поводу Максим Горький, познакомившись с Чуковским случайно в поезде, предложил Корнею Ивановичу всместо жесткой критики самому попробовать написать хорошую стихотворную сказку в качестве примера.

После этого разговора Чуковский много раз садился за письменный стол, но каждый раз приходил к убеждению, что для написания детских сказок у него нет таланта.

И все же сказки Чуковским были написаны. Но написаны они были не преднамеренно, случайно.

Как упоминает сам автор: «случилось так, что мой маленький сын заболел, и нужно было рассказать ему сказку. Заболел он в городе Хельсинки, я вез его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический грохот поезда:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил…

Стихи сказались сами собой. О их форме я совсем не заботился. И вообще ни минуты не думал, что они имеют какое бы то ни было отношение к искусству. Единственная была у меня забота – отвлечь внимание ребенка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я страшно торопился: не было времени раздумывать, подбирать эпитеты, подыскивать рифмы, нельзя было ни на миг останавливаться. Вся ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать. Поэтому я тараторил, как шаман:

И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу
И тысячу фунтов мороженного.

Сын угомонился и тихо заснул…».
Этим рифмам Чуковский сначала не придал никакого значения и возможно навсегда позабыл бы о них, но его сын, едва проснувшись, сразу же попросил снова рассказать ему «вчерашнюю» сказку, а после и её продолжение. Так появились на свет знаменитые: «Крокодил» , «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Муха-цокотуха» , «Бармалей» , «Айболит» , «Краденное солнце» , «Телефон» , «Федорино горе» . И теперь уже эти стихотворные сказки ругали другие литературные критики, называя их пустой болтовнёй с неформальными сюжетами. Долгое время издательства отказывали Чуковскому в публикации его детских произведений, пока один из приятелей Корнея Ивановича не опубликовал их.
С тех пор произведения Корнея Ивановича Чуковского стали и продолжают быть одними из самых любимыми детьми, и в том числе и за непривычную форму стиха и фантастичный сюжет его сказок, в общем за всё то, за что когда-то его не хотели публиковать и ругали взрослые критики.
В 1962 году Оксфордский университет (самый старый университет Англии) присудил К.И. Чуковскому почетное звание доктора литературы. За научный труд о Некрасове Чуковский был награждён Ленинской премией.
В шестидесятых годах К.И. Чуковский на собственные средства построил детскую библиотеку и подарил её множество книг. Его поддержали в этом и другие деятели искусства: детские писатели, поэты и художники. Так появилась большая детская библиотека в Переделкино, под Москвой, которая существует и в настоящее время.

8 декабря 2014, 13:57

Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище.

♦ Первый раз Агния вышла замуж рано: в 18 лет. Молодой симпатичный поэт Павел Барто , у которого были английские и немецкие предки, сразу понравился талантливой девушке Агнии Воловой. Они оба боготворили поэзию и писали стихи. Поэтому общий язык молодые люди нашли сразу, но… Ничего, кроме поэтических изысканий, их души не связывало. Да, у них родился общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком. Но именно друг с другом молодым родителям вдруг стало неимоверно тоскливо.
И они разошлись. Сама Агния росла в крепкой, дружной семье, поэтому развод ей дался непросто. Она переживала, но вскоре всецело отдалась творчеству, решив, что должна быть верной своему призванию.

♦ Отец Агнии, московский врач-ветеринар Лев Волов , хотел, чтобы его дочь стала известной балериной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр, особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное училище, не смея противиться воле отца. Однако в перерывах между занятиями она с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, а затем в тетрадку записывала свои творения и мысли. Агния, по словам ее друзей, в ту пору была внешне похожа на Ахматову: высокая, со стрижкой каре… Под влиянием творчества своих кумиров она стала сочинять все больше и чаще.

♦ Поначалу это были стихотворные эпиграммы и зарисовки. Потом появились стихи. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В этот момент в зал зашел Александр Луначарский. Он сразу разглядел талант Агнии Воловой и предложил профессионально заняться литературной работой. Позже он вспоминал, что, несмотря на серьезный смысл поэмы, которую он услышал в исполнении Агнии, он сразу почувствовал, что она в будущем будет писать веселые стихи.

♦ Когда Агнии было 15 лет, она устроилась работать в магазин «Одежда» - слишком уж было голодно. Зарплаты отца не хватало, чтобы прокормить всю семью. Поскольку на работу брали только с 16 лет, пришлось солгать, что ей уже 16. Поэтому до сих пор юбилеи Барто (в 2007-м было 100 лет со дня рождения) отмечают два года подряд.♦ Решительности ей всегда было не занимать: увидела цель – и вперед, без раскачиваний и отступлений. Эта ее черта проступала везде, во всякой мелочи. Однажды в разрываемой Гражданской войной Испании, куда Барто в 1937 году отправилась на Международный конгресс в защиту культуры, где воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), а перед самой бомбежкой она отправилась покупать кастаньеты. Небо воет, стены магазинчика подпрыгивают, а писательница покупку совершает! Но ведь кастаньеты настоящие, испанские – для прекрасно танцевавшей Агнии это был важный сувенир. Алексей Толстой потом с ехидцей интересовался у Барто: не прикупила ли она в том магазинчике и веер, дабы обмахиваться во время следующих налетов?..

♦ В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых знаменитый детский писатель Корней Чуковский сказал, что Агния Барто - большой талант. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем. Кстати, несмотря на его нежелание, она оставила себе его фамилию, с которой и прожила до конца своих дней. И именно с ней она прославилась на весь мир.

♦ Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидел свет цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и т. д.) - в 1936 г. Книги Агнии стали издаваться гигантскими тиражами…

♦ Судьба не захотела оставлять Агнию в одиночестве и в один прекрасный день свела ее с Андреем Щегляевым. Этот талантливый молодой ученый целенаправленно и терпеливо ухаживал за симпатичной поэтессой. На первый взгляд это были два совершенно разных человека: «лирик» и «физик». Творческая, возвышенная Агния и теплоэнергетик Андрей. Но в действительности создался на редкость гармоничный союз двух любящих сердец. По словам членов семьи и близких друзей Барто, за почти 50 лет, что Агния и Андрей прожили вместе, они ни разу не поссорились. Оба активно работали, Барто часто выезжала в командировки. Они во всем поддерживали друг друга. И оба стали известными, каждый в своей области. Муж Агнии прославился на поприще теплоэнергетики, став членом-корреспондентом Академии наук.

♦ У Барто и Щегляева родилась дочь Таня, про которую ходила легенда, что именно она явилась прототипом знаменитого стишка: «Наша Таня громко плачет». Но это не так: стихи появились раньше. Даже когда дети выросли, было решено всегда жить большой семьей под одной крышей вместе с женами-мужьями детей и внуками - так хотела Агния.

♦ В конце тридцатых она ездила в эту "опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну", слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах,"украшенных" свастикой. Она поняла, что война с Германией неизбежна. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. У Агнии Львовны в тех краях жили друзья, которые пригласили ее пожить у них. Так семья обосновалась в Свердловске. Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми. Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми - у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что "тоже человек". В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать "взрослым писателем". Вернее - фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.

♦ В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь вошла в привычное русло. В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно.
С сыном Игорем

♦ Надо отдать должное силе духа Агнии Львовны - она не сломилась. Тем более ее спасением было дело, которому она посвятила свою жизнь. Ведь Барто писала еще и сценарии к фильмам. Например, при ее участии созданы такие известные ленты, как «Подкидыш» с Фаиной Раневской, «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она и во время войны занималась активной деятельностью: выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. И после войны, и после личной драмы она не перестала быть в центре жизни страны.
Кадр из к/ф "Подкидыш"

" Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953)

♦ Позже она явилась автором масштабной акции по поиску родственников, потерявшихся во время войны. Агния Барто стала вести программу на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди делились обрывочными воспоминаниями, недостаточными для официального розыска, но жизнеспособными для «сарафанного радио». Например, кто-то писал, что, когда его маленьким увозили от дома, он запомнил цвет калитки и первую букву названия улицы. Или одна девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей… И находились люди, которые восстанавливали общую картину. За несколько лет работы на радио Барто смогла объединить около тысячи семей. Когда программу закрыли, Агния Львовна написала повесть «Найти человека», которую опубликовали в 1968 году.

♦ Агния Барто, прежде чем сдать рукопись в печать, писала бесконечное количество вариантов. Обязательно читала стихи вслух домочадцам или по телефону коллегам-друзьям – Кассилю, Светлову, Фадееву, Чуковскому. Внимательно выслушивала критику, и если принимала, то переделывала. Хотя однажды категорически отказалась: собрание, решавшее в начале 30-х годов судьбу ее «Игрушек», решило, что рифмы в них – в частности в знаменитом «Уронили мишку на пол…» – слишком трудны для детей.

Татьяна Щегляева (дочь)

«Она не стала ничего менять, и книжка из-за этого вышла позже, чем могла бы, – вспоминает дочь Татьяна – Мама вообще была человеком принципиальным и часто категоричным. Но у нее было на это право: она не писала о том, чего не знала, и была уверена, что детей надо изучать. Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и детские сады – иногда для этого приходилось представляться сотрудником отдела народного образования, – слушала, о чем говорят дети, просто гуляя по улице. В этом смысле мама работала всегда. В окружении детишек (еще в молодости)

♦ Дома Барто была главой. Последнее слово было всегда за ней. Домочадцы ее берегли, не требовали варить щи и печь пироги. Этим занималась Домна Ивановна. После смерти Гарика Агния Львовна стала бояться за всех родных. Ей было необходимо знать, где кто находится, что со всеми все в порядке. «Мама была главным рулевым в доме, все делалось с ее ведома, – вспоминает дочь Барто, Татьяна Андреевна. – С другой стороны, ее берегли и старались создавать рабочие условия – пирогов она не пекла, в очередях не стояла, но была, конечно, хозяйкой в доме. С нами всю жизнь прожила няня Домна Ивановна, которая пришла в дом еще в 1925 году, когда родился мой старший брат Гарик. Это был очень дорогой для нас человек – и хозяйка уже в другом, исполнительном смысле. Мама всегда с ней считалась. Могла, например, спросить: «Ну, как я одета?» И нянечка говорила: «Да, так можно» или: «Странно собралась»

♦ Агния всегда интересовалась воспитанием детей. Она говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» . Она ходила в детские дома, школы, много разговаривала с детишками. Разъезжая по разным странам, пришла к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

♦ Ее не стало 1 апреля 1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет. Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута - так она прожила всю жизнь.

♦ Барто любила играть в большой теннис и могла организовать поездку в капиталистический Париж, чтобы купить пачку понравившейся ей бумаги для рисования. Но при этом у нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета - лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.

♦ Она была неконфликтна, обожала розыгрыши и не терпела чванства и снобизма. Однажды она устроила ужин, накрыла стол -и к каждому блюду прикрепила табличку: "Черная икра - для академиков", "Красная икра - для членов-корреспондентов", "Крабы и шпроты - для докторов наук", "Сыр и ветчина - для кандидатов", "Винегрет - для лаборантов и студентов". Рассказывают, что лаборантов и студентов эта шутка искренне повеселила, а вот у академиков чувства юмора не хватило, - некоторые из них тогда серьезно обиделись на Агнию Львовну.

♦ Семидесятые годы. В Союзе писателей встреча с советскими космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин пишет: «Уронили мишку на пол…» и протягивает его автору, Агнии Барто. Когда впоследствии Гагарина спросили, почему именно эти стихи, тот ответил: «Это первая книга о добре в моей жизни».

Обновлено 08/12/14 14:07 :

Упс... забыла в начало поста вставить кусочек от себя лично)) Наверное, именно стихи Агнии Барто повлияли на то, что мне с детства жалко собачек, кошечек, бабушек и дедушек, которые просят милостыню (я не про тех, кто как на вахте каждый день стоят в одних и тех же переходах метро...). Помню, в детстве смотрела мультик "Кошкин дом" и буквально рыдала - так мне было жаль Кошку и Кота, потому что у них сгорел дом, но их пожалели котята, у которых самих-то ничего нет))))) (я знаю, что это Маршак) . Но ведь плакал бедный ребенок (я) от своей чистой, наивной, детской доброты! А узнавала я доброту не только от мамы с папой, но и из таких книжек и стихов, которые писала Барто. Так что Гагарин очень точно сказал...

Обновлено 08/12/14 15:24 :

Травля Чуковского в 30-е годы

Такой фактбыл. Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто, и от Сергея Михалкова. В среде партийных критиков редакторов возник даже термин - «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого. Хотя другие источники говорят, что она не совсем травила Чуковского, а лишь не отказалась подписать какую-то коллективную бумагу. С одной стороны, не по-товарищески, а с другой... Сами решайте) Кроме того, в последние годы Барто навещала Чуковского в Переделкино, они поддерживали переписку... Так что либо Чуковский такой добрый, либо Барто попросила прощения, либо мы многого не знаем.

Кроме того, Барто замечена и в травле Маршака. Цитирую: "Пришла Барто в редакцию и увидела на столе гранки новых стихов Маршака. И говорит: "Да такие стихи я могу писать хоть каждый день!" На что редактор ответил: "Умоляю, пишите их хотя бы через день..."

Обновлено 09/12/14 09:44 :

Продолжаю раскрывать тему травли)) Что касается Маршака и прочих.

В конце 1929 - начале 1930 гг. на страницах "Литературной газеты" развернулась дискуссия "За действительно советскую детскую книгу", которая ставила три задачи: 1) вскрыть всякого рода халтуру в области детской литературы; 2) способствовать становлению принципов для создания действительно советской детской литературы; 3) объединить квалифицированные кадры настоящих детских писателей.

С первых же статей, открывших эту дискуссию, стало ясно, что она пошла по опасному пути, по пути травли лучших детских писателей. Произведения Чуковского и Маршака были подведены под рубрику "бракованной литературы" и попросту халтуры. Некоторые участники дискуссии "обнаружили" "чуждую направленность литературного дарования" Маршака, сделали вывод о том, что он "явно чуждый нам по идеологии", а его книги "вредные, бессодержательные". Начавшись в газете, дискуссия скоро охватила и некоторые журналы. Дискуссия раздувала ошибки талантливых авторов и пропагандировала нехудожественные произведения некоторых писателей.

Характер нападок, тон, которым эти нападки выражались, были абсолютно недопустимы, о чем и заявила группа ленинградских писателей в своем письме: "нападки на Маршака носят характер травли".

Личность самой Агнии Лвовны, насколько позволяют судить об этом весьма немногочисленные биографические сведения (а в не меньшей степени и некоторые биографические умолчания), решающим образом повлияла на тематику и характер ее поэтических произведений. Дочка видного московского врача-ветеринара начала писать стихи в раннем возрасте. По всей вероятности, неизбалованность маленькой Агнии родительским вниманием, в целом, и отцовским, в особенности, определила главные мотивы ее творчества. Возможно, профессиональная практика отца, отвлекавшая немалое время от общения с дочкой, послужила для нее источником особенных поэтических образов. Разные животные, которые в качестве объектов отцовской любви и заботы как бы заместили собой родного ребенка, вероятно, стали в восприятии маленькой Агнии своеобразными фантомами самой себя и навсегда остались связанными с темой вытеснения, брошенности и одиночества.
Можно лишь догадываться, насколько сознательно или бессознательно дочка ветеринара переживала недостаток родительского тепла в пять или шесть лет, но в свои тридцать она оформила эти переживания в поэтических текстах такой психологической точности, метафорической глубины и универсальности, что они стали, по существу, своеобразными вербальными проектами. Оформившись в художественные тексты, тема одиночества и вытеснения приобрела качество компактно свернутой сюжетной информации, которая актуализуется и разворачивается в ситуациях психологического резонанса между медиумом первого порядка (автором) и медиумом второго порядка (читателем).
В жизни самой Агнии Львовны роль собственного текста как судьбоносного проекта проявилась с особенной силой. Когда ее еще девочкой познакомили в качестве молодого поэтического дарования с наркомом культуры А.В.Луначарским, он попросил ее прочитать ему какое-нибудь стихотворение своего сочинения. Девочка немало удивила наркома не по возрасту минорным стихотворением под названием «Похоронный марш». Тогда озадаченный нарком порекомендовал юной Агнии сочинять что-нибудь более жизнеутверждающее и позитивное. Однако с годами поэтические тексты Барто отнюдь не стали менее драматичными. Даже внешне позитивные стихотворения сохраняют у нее внутренний трагизм. А некоторые из них пронизывает холодок смерти.
Тема потерянного, брошенного, вытесненного ребенка, сквозным мотивом проходящая через все творчество Агнии Барто, спрограммировала многое в собственной жизни поэтессы. Вскоре после войны Агния Барто потеряла сына. Это была нелепая, трагическая утрата, произошедшая в результате несчастного случая. Если не ошибаюсь, мальчик погиб, катаясь на велосипеде.

Наталья Урсу
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака для детей дошкольного возраста

Программные задачи :

1. Продолжать углублять интерес детей к творчеству детских писателей К. И. Чуковского , А. Л. Барто , С. Я. Маршака .

2. Побуждать детей вспоминать названия и содержание произведений писателей , с которыми они знакомились ранее; испытывать радость от встречи с любимыми сказочными героями.

3. Формировать умение определять название произведений по содержанию отрывков из них и по иллюстрациям.

4. Добиваться от детей выразительного чтения произведений .

5. Систематизировать знания детей о творчестве любимых писателей.

Предварительная работа : Чтение произведений А . Л. Барто , К. И. Чуковского , С. Я. Маршака , беседы по ним и рассматривание иллюстраций к ним, заучивание стихотворений, инсценировка, драматизация, театрализованные игры по содержанию произведений , словесные игры «Скажи наоборот» , «Узнай героя» , «О ком можно так сказать?» , «Какой, какая, какие?» , «Хорошо, плохо» .

Материал : книги и иллюстрации к произведениям , портреты К. И. Чуковского , А. Л. Барто , С. Я. Маршака ; иллюстрации с изображением предметов по содержанию стихотворения А. Л. Барто «Игрушки» , поощрения детям за правильные ответы (ромашки-оригами) .

Ход викторины:

1. Краткая беседа о творчестве К. И. Чуковского , А. Л. Барто , С. Я. Маршака и их биографии .

Цель : продолжать обогащать представления детей о жизни и творчестве детских писателей.

Воспитатель подводит детей к выставке иллюстраций и книг с произведениями К . И. Чуковского , С. Я. Маршака , А. Л. Барто . Проводится анализ иллюстраций, показ портретов писателей и ознакомление детей с их биографией и творчеством.

Воспитатель : ребята, давайте еще раз вспомним ваших любимых писателей и начнем мы с Агнии Львовны Барто . Настоящей ее фамилией была «Волова» , родилась она 17 февраля 1906 года, в Москве. Училась она в гимназии, одновременно занималась в хореографическом училище. В 1925 году вышли в свет ее первые стихотворения. В годы Великой Отечественной войны А. Барто находилась в эвакуации в г. Свердловске. Выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала по радио, писала для газет. За сборник «Стихи детям» (в 1949 году) ей была присуждена государственная премия. Стихи «Наша Таня громко плачет» были посвящены ее дочери Тане, а позднее, образ внука Володи отражен в цикле стихов «Вовка – добрая душа» . У каждого из нас в детстве была книга стихов А. Барто , которые мы с удовольствием читали наизусть, почти не прилагая усилий, чтобы их запомнить. Ритм, рифмы, образы и сюжеты близки и понятны каждому ребенку. И, хотя они написаны в прошлом веке, еще не одно поколение наших ребятишек будет с выражением повторять : «Все равно его не брошу» .

Также долговечна наша память о женщине-поэте, посвятившей всю свою жизнь и творчество детям.

А теперь давайте поговорим о самом дедушке Корнее – писателе, поэте и переводчике. Настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков . Он всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Родился он 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Ему было 3 года, когда он остался жить только с матерью. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили по причине «низкого» происхождения , так как мать работала прачкой. Семье очень тяжело жилось на маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

С ранних лет К. Чуковский начал интересоваться поэзией : писал стихотворения и даже поэмы.

А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? – Совершенно случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде домой, мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» сын затих и стал слушать папу. Через несколько дней он попросил отца повторить рассказанную сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю слово в слово. После этого случая Чуковский стал сочинять детские сказки.

Давно нет среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут и будут жить еще долго. С ранних лет его стихи приносят всем на радость, не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита» , «Тараканища» , «Федорина горя» , «Мухи-Цокотухи» , «Телефона» .

А еще, ребята, есть у нас не менее любимый вами детский писатель С. Я. Маршак (поэт, драматург, переводчик, литературный критик ) . Родился он в 1887 году в семье заводского техника, талантливого изобретателя, в Воронеже. Его отец поддерживал в детях стремления к знаниям, интерес к миру, к людям. Учился Маршак в гимназии , в городе Острогожске под Воронежем. Учитель словесности привил ему любовь к классической поэзии и поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Маршак создал детский театр в городе Краснодаре, в котором началось его творчество как детского писателя.

В 1923 году в Петрограде он написал свои первые оригинальные сказки в стихах «Сказка о глупом мышонке» , «Пожар» , «Почта» . Особой популярностью пользуются его пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» , «Умные вещи» , «Кошкин дом» , которые вам хорошо известны.

2. Речевая игра «Расскажи стихотворение»

Цель : развивать интонационную сторону речи, память; активизировать речевую деятельность детей .

Воспитатель : Ребята, вы помните ваши первые стихотворения про игрушки А. Барто ?

Дети : помним.

Воспитатель : а давайте поиграем в такую игру, я разложу карточки с изображением игрушек, а вы по желанию будете подходить и рассказывать стихотворения о той игрушке, которая изображена на карточке, выбранной вами. (Дети подходят, выбирают карточку, рассказывают стихотворение, а воспитатель следит за тем, чтобы они рассказывали с выражением, и раздает поощрительные призы).

Воспитатель : молодцы, ребята, хоть эти стихотворения вы учили очень давно, но видно сразу, что они вам очень хорошо запомнились.

А теперь давайте перейдем к сказкам К. И. Чуковского . Как они называются?

Дети : «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Муха-Цокотуха» .

3. Игра «Назови сказку»

Цель : закреплять знания детей произведений К . И. Чуковского , подводить детей

Воспитатель : Ребята, названия сказок вы хорошо помните, а теперь давайте попробуем угадать их по отрывкам, зачитанным мною. (Воспитатель зачитывает отрывки из сказок К. И. Чуковского , а дети отгадывают)

1) Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Воротитесь, вы немытые домой. (Федорино горе)

2) Кому велено чирикать,

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком! (Путаница)

3) И такая дребедень

Целый день :

Динь-ди-лень, динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень! (Телефон)

4) И рычит, и кричит,

И усами шевелит :

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую.» (Тараканище)

5) Дорогие гости, помогите!

Паука- злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас

Не покиньте меня в мой последний час… (Муха-Цокотуха)

6) Наступила темнота

Не ходи за ворота…

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал. (Краденое солнце) .

7) И прибежала зайчиха,

И закричала : Ай, Ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит) .

8) Маленькие дети! Ни за что на свете,

Не ходите в Африку, в Африку гулять!

В Африке акулы, В Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать… (Бармалей)

9) Давайте же мыться плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, корыте, лохани,

В реке, ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде! (Мойдодыр)

Воспитатель : молодцы, ребята, а слова из последней сказки, должны быть девизом для всех и всегда! Мы никогда не должны забывать о чистоте и гигиене! Если мы будем прислушиваться к советам Мойдодыра и дружить с водой, мы никогда не будем болеть!

4. Викторина по сказкам К . И. Чуковского .

Цель : закреплять знания детей произведений К . И. Чуковского , подводить детей к осознанию художественных образов писателя.

Воспитатель : а сейчас я хочу предложить вам вопросы по сказкам К. И. Чуковского . Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать четко и быстро.

Вопросы Викторины .

1) На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище» ? (на трамвае)

2) Что упало на слониху в сказке «Тараканище» ? (луна)

3) Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон» ? (они объелись лягушками)

4) Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

5) Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья? (чтобы спеть с ним вместе)

6) Кто напал на Муху-Цокотуху? (паук)

7) Что нес отважный комарик, который спас Муху-Цокотуху? (фонарик и саблю) .

8) Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)

9) Профессия Айболита? (доктор)

10) Усатый персонаж сказки К. И. Чуковского ? (Тараканище) .

11) Какая сказка начинается именинами и заканчивается свадьбой? (Муха-Цокотуха)

12) Какое грозное имя произнес Мойдодыр , после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)

5. Игра-пантомима «Изобрази персонаж» по содержанию стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке»

Цели : продолжать учить детей давать характеристики литературным персонажам ; развивать образно-пластическое творчество детей .

Воспитатель зачитывает стихотворение, а дети изображают мимикой и позой характерные черты каждого животного жирафа-великана, достающего ветки высокого дерева, слона, размахивающего хоботом, и его тяжелую походку; передают движением, мимикой и позой поведение тигренка, совят, верблюда по тексту стихотворения.

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Лебеденок

Отчего течет вода

С этого младенца?

Он недавно из пруда,

Дайте полотенца!

Бедный маленький верблюд :

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал : - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Воспитатель хвалит детей , раздает поощрительны призы.

Итог : в конце викторины , воспитатель еще раз подводит детей к столу с книгами детских писателей и обращает внимание на те из них, которые не были предметом викторины , предлагает прочесть их дома с родителями, старшими сестрами или братьями и нарисовать наиболее понравившиеся им эпизоды из прочитанных произведений .

Список литературы :

1. Хрестоматия для детей 3-5 лет (к программе «Развитие» ) Н. Ф. Астаськова, О. М., Дьяченко. Москва. Новая школа. 1996,-239 с.

2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой : Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224 с. (Серия «Программы развития» ).

3. Муханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ «Сфера» , 2001. – 128 с.

4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005. – 228 с. (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем) .

Корней Чуковский очень любил свою дочь Мурочку. Это был относительно поздний ребенок, когда она родилась, сыну Чуковского Николаю шел уже семнадцатый год. Она стала не только первой слушательницей, но и героиней многих стихотворений Корнея Чуковского двадцатых годов. "Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать". Говорят, он практически никогда не спускал ее с рук. Корней Чуковский почему-то не праздновал дни рождения своих детей. Всех, кроме Мурочки. Ей единственной он дарил подарки.

Мурочка умерла в 1931 году, когда ей было 11 лет. Перед этим она долго и тяжело болела, из-за туберкулеза сначала перестала работать нога, потом глаз, девочка испытывала страшные боли. Чуковский был сражен этой потерей. И надо же такому случиться, что именно в период, когда он переживал ужасное отцовское горе, по инициативе Н.К.Крупской против него в газетах развернулась настоящая травля. Его обвиняли в том, что он пишет для советских детей неправильные стихи, а сами стихи называли "чуковщиной". Среди прочих, усердствовала в травле и Агния Барто.