Переоценить трудно. Именно благодаря ему существует жизнь и люди имеют воз-можность радоваться каждому новому дню. Солнце пред-ставляет собой светящийся газовый шар колоссальных размеров, в недрах которого происходят сложные процес-сы, сопровождаемые постоянным выделением энергии.

В центре звезды расположен источник энергии, разогревающий ее и не позволяющий ей остыть. Внешние слои давят на вещество внутренних, причем чем глубже, тем сильнее. При погружении в звез-ду наряду с давлением и температурой плотность возрас-тает. В ядре температура достигает 15000000 °С. Здесь происходит синтез атомов легких химических элементов в атомы более тяжелых. Хотя радиус ядра не превышает четверти общего радиуса звезды, в нем сконцентрирована половина всей ее массы. Выход энергии на поверхность — процесс довольно медленный. На преодоление квантами расстояния от ядра до фотосферы уходят миллионы лет, поскольку они часто меняют направление, возвращаются, сталкиваются. Так что, если сердце Солнца остановится, мы об этом узнаем только через несколько тысячелетий. Своим излучением Солнце оказывает непосредственное воздействие на происходящие на Земле процессы, начи-ная от атмосферных явлений и заканчивая поведением человека, который наблюдает за этой связью с древних времен. Задолго до новой эры жрецы прекрасно знали о периодах обращения Земли вокруг Солнца, вычисляли продолжительность года и дня, предсказывали затмения. Однако более тщательно эта связь была изучена в течение последних веков, когда появились наблюдательные при-боры. Как выяснилось, наша звезда окутала Землю очень тонкими и важными связями. Солнечные пятна, протубе-ранцы, факелы, солнечные вспышки, корональные лучи и другие явления, которые влияют на земные процессы, объединяются под общим понятием солнечной актив-ности.

Солнце «худеет» более чем на миллиард килограм-мов в секунду. Виновником этого служит солнечный ветер — поток частиц, уносящийся с поверхности Солнца в разные стороны. Его природа и причины до конца не выяснены. Земля похожа на сложнейший механизм с точней-шими настройками, который чутко реагирует на любое воздействие со стороны, и, прежде всего, Солнца. Солнечные лучи ионизиру-ют молекулы воздуха, определяя, таким образом, уро-вень облачности атмосферы. При этом часть энергии передается в атмосферу, вызывая распределение атмо-сферного давления и влияя на объем осадков. Из-за изменений в атмосферной циркуляции происходит изменение климата, что играет ключевую роль для живых существ. На растения Солнце влияет не только через климат, но и напрямую. Заряженные частицы, которые возникают во время солнечных бурь, вызы-вают изменение магнитного поля Земли, что приво-дит к увеличению проницаемости клеточных мембран и повышению эффективности обменных процессов с внешней средой, т. е. растение может более интен-сивно получать питательные вещества. К тому же бла-годаря солнечной активности меняется количество разнообразных микроорганизмов. Колебания климата и рост растений вызывают циклические изменения популяций всех видов животных. Таким образом, био-сфера во многом зависит от солнечной активности. Если з начение Солнца для Земли можно можно оценить явно, то его явное и неявное влияние человека хотя и распространяется, но сферы этого влияния разграничить достаточно трудно. Помимо климатических влияний, для него важен фактор воздей-ствия на жизнедеятельность всей микрофлоры. Степень предрасположенности человека к каким-то заболева-ниям в немалой степени зависит от солнечной актив-ности с учетом колебаний физико-химических реакций организма. Например, эпидемии холеры приходились на годы наибольшей солнечной активности. Конечно, люди — слишком сложные системы для того, чтобы Солнце влияло на них непосредственно. Скорее всего, это влияние опосредованное и не слишком высокое. Доказательств влияния на поведение также не было получено, т. е. строгой зависимости между солнечной активностью и количеством преступлений, войн и про-чих социальных потрясений не обнаружено. Впрочем, было бы довольно наивно объяснять процессы в таком сложном явлении, как человеческое общество, наличи-ем или отсутствием солнечных пятен. Однако прямое влияние солнечные лучи все-таки оказывают, в основ-ном на техническую деятельность людей. Это и маг-нитные бури, и жесткое излучение, отчего электроника вполне может выходить из строя, и если поверхность Земли еще более-менее защищена, то спутники стра-дают значительно чаще. Космонавты тоже ощущают опасные вспышки, а, кроме того, мощные выбросы способны лишить радиосвязи и электричества целые регионы. Увеличение солнечной активности свидетель-ствует о том, что происходят магнитные сдвиги. В это время у магнитного поля пропадает полярность и на поверхности Солнца образуются пятна, представляю-щие собой более прохладные области (с температурой в пределах 4500 °С), которые на фоне горячих районов кажутся темными. У пятен сильное магнитное поле, и при их движении случаются «замыкания» полей, здесь развиваются интенсивные солнечные вспышки — это самое сильное проявление солнечной активности, ока-зывающее влияние на Землю, так как в данном случае затрагивается весь массив солнечной атмосферы. По уровню энергии вспышка может соответствовать сол-нечной энергии, которую получает Земля на протя-жении года. Это примерно в 100 раз превышает объем тепловой энергии, произведенной при сжигании всех известных на Земле запасов нефти, газа и угля.

В 2009 г. английские и мексиканские астро-номы вычислили, что до поглощения Земли Солнцем осталось 7,6 млрд лет. Эти расчеты, конечно ни о чем не говорят, так как за столь длительный срок жизнь человечества претерпит ряд качественных изменений, судить о которых сегодня невозможно.

Каким должен был стать полет на Марс - 2018

Поезда-призраки

Западный полигон: последнее слово вождя

Тайны Бермудского треугольника

Племя амазонок в преданиях древности

Как делается булатная сталь?

Приготовьте печь, температуру в которой нужно поддерживать до 1200 градусов. Для этого дела можно самостоятельно сложить небольшую печку из...

Как правильно спать

Правильный и здоровый сон – это неотъемлемая потребность человека. Нарушением сна вы можете лишить свой организм нормальной работы, также...

Самые большие в мире самолеты

Ан-225 Мрия. Всего было заложено 2 самолета, из которых достроить успели один. После распада СССР, с действующего самолета сняли двигатели, и...

Загородный дом в разных стилях

Свое родовое гнездо, загородный дом можно оформить в разных стилях. Главное - гармоничное сочетание экстерьера с окружающей природой и оформлением...

Спутник Сатурна Титан - в поисках внеземной жизни

Жизни, подобной нашей, в Солнечной системе, вероятнее всего, нет, но это не значит, что не могут существо-вать другие ее формы. ...

Китайская стена

Великая Китайская стена - грандиозное сооружение всех времён и народов. Стена является крупнейшим памятником архитектуры и наследием истории. Её протяжённость составляет...

Достопримечательности Афин

Афины колыбель европейской цивилизации. Один из самых славный городов древности. В 4-5 веках до нашей эры Афины были процветающим центром...

Основа жизни на нашей планете

Солнце удерживает нас на месте. Несмотря на то, что наша планета находится в 140 миллионах километров от светила, без его гравитации, мы бы просто улетели в глубокий космос, подальше от тепла и света, в холод черного пространства.

Влияние Солнца на Землю

Наше светило, как и Луна, создает приливы. Хотя большинство ежедневных приливов океана происходят из-за влияния Луны, самые высокие и самые низкие приливы, происходят когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в ряд. Оно дает Земле необходимую энергию. Каждый квадратный метр Земли получает в среднем 342 ватт энергии. Это среднее значение, которое включает в себя день и ночь.

Большая часть этой энергии отражается от Земли и возвращается обратно в космос, но наша атмосфера действует как одеяло, сохраняя часть этого тепла.

Благодаря ему, мы наслаждаемся средней температурой в 15° C. Солнце влияет на нашу погоду. Как вы знаете, оно постоянно нагревает планету, а различия в нагреве, и создают погоду. Когда один теплый над землей, и холодный над океаном воздух, перемещается из одного региона в другой, то образуются ветры.

Когда Солнце нагревает воду, она испаряется, становится облаками и в конце концов выпадает в виде дождя.

Солнце играет очень большую роль в жизни нашей планеты. Оно источник света и тепла на Земле. Испарение воды, выпадение осадков, течение рек, бури, грозы, засуши и все другие явления, обусловливающие климат и погоду на Земле, зависят от нагревания Земли Солнцем и изменяются в зависимости от изменений, происходящих на Солнце.

Так, по В.И. Вернадскому, самая существенная особенность биосферы -- это биогенная миграция атомов химических элементов, вызываемая лучистой энергией Солнца и проявляющаяся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов Вернадский В.И. Биосфера (избранные труды по биогеохимии). М., 1967. - С. 56-61. .

К своеобразной разновидности круговоротов в биосфере относятся ее ритмические изменения. Ритмикой называется повторяемость во времени комплекса процессов, которые каждый раз развиваются в одном направлении. При этом различают две ее формы: периодическую -- это ритмы одинаковой длительности (время оборота Земли вокруг оси) и циклическую -- ритмы переменной длительности. Периодичность в биосфере проявляется во многих процессах: тектонических, осадко-накоплении, климатических, биологических и многих других. Ритмы бывают различной продолжительности: геологические, вековые, внутривековые, годовые, суточные и т.д.

Некоторые ритмы связаны с неравномерным облучением Земли в связи с ее движением вокруг Солнца. Изменение времени наступления равноденствий, наклона оси вращения к эклиптике и эксцентриситета земной орбиты соответствует периодам около 21 000 лет, 40000 лет и около 92000 лет. Эти периоды, выделенные югославским ученым М. Миланковичем, могли служить причиной климатических колебаний См. подробнее: Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., 1989. С. 108..

Солнечная радиация - поступающая на Землю энергия солнечного излучения в виде потока электромагнитных волн. Солнце излучает вокруг мощное электромагнитное излучение. Всего одна двухмиллиардная его доля попадает в верхние слои атмосферы Земли, но и она составляет огромное число калорий в минуту.

Далеко не весь энергетический поток достигает поверхности Земли. Большая его часть отбрасывается планетой в мировое пространство. Земля отражает атаку тех лучей, которые губительны для живого вещества планеты. На дальнейшем пути к Земле солнечные лучи встречают препятствие в виде наполняющих атмосферу водяного пара, молекул углекислого газа и частичек пыли, взвешенных в воздухе. Атмосферный «фильтр» поглощает значительную часть лучей, рассеивает их, отражает. Особенно велика отражательная способность облаков. В результате непосредственно земная поверхность получает лишь 2/3 той радиации, которая пропускается озоновым экраном, но и из этой части многое отражается в соответствии с отражательной способностью различных поверхностей.

На всю поверхность Земли поступает чуть более 100 тыс. калорий на 1см2 в минуту. Эта радиация поглощается растительностью, почвой, поверхностью морей и океанов. Она превращается в тепло, которое расходуется на прогревание слоев атмосферы, движение воздушных и водных масс, на создание всего великого разнообразия форм жизни на Земле.

Солнечная радиация поступает на земную поверхность различными путями:

1) прямая радиация: поступление радиации непосредственно от Солнца, если оно не закрыто облаками;

2) рассеянная радиация: поступление радиации от небесного свода или облаков, рассеивающих солнечные лучи;

3) тепловая радиация: поступление радиации происходит от атмосферы, нагревшейся в результате воздействия радиации.

Прямая и рассеянная радиация поступает только днем и вместе они составляют суммарную радиацию. Та солнечная радиация, которая остается после потери на отражение от поверхности, называется поглощенной. Солнечную радиацию измеряют актинометром.

Космические лучи -- поток частиц высоких энергий, со всех сторон падающий на Землю. Ядерные реакции в высоких слоях атмосферы вызваны космическими лучами отнюдь не солнечного, а галактического происхождения. И тем не менее, интенсивность этих космических лучей связана с солнечной активностью: чем больше пятен на Солнце, тем слабее поток космических лучей. Эта связь осуществляется солнечным ветром.

Солнечный ветер на расстоянии порядка 1013 м, т. е. на расстоянии примерно полусотни радиусов земной орбиты, сжимает силовые линии галактических магнитных полей Подробнее см.: Бялко А.В. Наша планета Земля. М., 1989. С. 133.. Космические лучи распространяются в основном вдоль магнитного поля. Только наиболее энергичные частицы космических лучей Галактики могут проникнуть вглубь этого магнитного пузырька вокруг Солнца. Расстояние до его границы солнечный ветер проходит за полгода - год. При спокойном Солнце солнечный ветер слабее, граница солнечной магнитосферы придвигается ближе и становится менее плотной. В результате растет интенсивность космических лучей, достигающих Земли, и доля 14С в атмосферной углекислоте.

Тепловое излучение Солнца постоянно. Солнечная активность изменяет только коротковолновую, нетепловую часть излучения при длинах волн, меньших 100 нм. На эту область, однако, приходится менее 1 % всей светимости Солнца. Коротковолновая часть солнечного излучения не проникает через верхние слои земной атмосферы. Поэтому солнечная активность практически не меняет тепловой поток, приходящий к нашей планете, почти не сказывается на погоде Земли. Переменное коротковолновое излучение Солнца существенно изменяет состояние только самой внешней оболочки земной атмосферы.

И ветры, и течения вызваны падающим на Землю излучением Солнца. Оно дает энергию движениям атмосферы и океана. Эта энергия диссипируется, переходит в тепло, при этом действительно возникают силы трения. Однако эти силы -- внутренние. Для каждой такой силы, замедляющей вращение планеты, по третьему закону Ньютона найдется равная и противоположно направленная сила, ускоряющая вращение Земли. Суммарный момент всех внутренних сил равен нулю. Солнечное излучение не изменяет момента количества движения Земли -- ветры и течения в среднем не замедляют Землю и не ускоряют ее.

Внеурочная деятельность

3 класс.

Учитель: Горбунова Т.Н.

факультатив «Экология учебной деятельности»

Раздел: « Учусь экологическому мышлению»

Тема: Роль Солнца на Земле: всё связано со всем.

Учебная задача: дети должны узнать о роли Солнца на Земле

для этого дети должны научиться: целенаправленно находить информацию,

выделять главную мысль. Самостоятельно заполнять таблицу.

Формирование УУД:

Личностные:
Ценить и принимать базовые ценности «природа», «наука». Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и распределять обязанности (Коммуникативные УУД).

Уметь находить информацию, проверять её, представлять в виде таблицы, образа. (Познавательные УУД

Ход занятия.

    Психологический настрой.

(Вхождение в занятие по методу озвученного выдоха. Звук с.)

«С маленькой удачи начинаются большие успехи»

Как вы понимаете эти слова?

Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи)

    Мотивация.

Ребята, сегодня мы продолжим работу с одним из богатств, которое нам дарит природа.

Отгадайте загадку

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится – взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое-прежаркое.

Что это? (Солнце)

Сформулируйте тему нашего занятия, вспомнив предыдущие занятия из раздела "Учусь экологическому мышлению".

    Постановка учебной задачи

А чтобы вы хотели узнать из нашего занятия?

Сегодня мы будем работать в трёх лабораториях. Первая занимается вопросами роли солнца для природы, вторая работает над проблемой роли солнца для хозяйственной деятельности человека, третья исследует роль солнца для здоровья человека.

Под каким девизом мы работаем?

«Кто ищет, тот всегда найдёт».

    Организация самостоятельной деятельности обучающихся

4.1 Информация учителя

Роль Солнца была замечена еще в древности. Древние люди поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам. В мифах и сказках всех народов мира Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, лучезарный бог Гелиос у древних греков, Дажьбог и Ярило у древних славян.

Загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание и учёных. Вот лишь некоторые факты открытий ученых - «Солнце в цифрах».

Итак, СОЛНЦЕ – это….. звезда, громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе.

Радиус - 696 000 км. Радиус Солнца в 109 раз больше радиуса Земли.

Если представить, что солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля как ягода смородины

Солнце самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Масса – в 330 000 раз больше массы Земли.

В центре Солнца температура составляет 15 млн. градусов, температура поверхности – 6000С

Температура в центре Солнца достигает 15 млн. градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло. Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

Среднее расстояние от Земли - 150 млн. км

Мы говорим, что Солнце самая близкая к нам звезда. Но это не означает, что расстояние от Земли до Солнца маленькое.

Вам, наверное, сложно представить насколько велико это расстояние. И чтобы вам в этом помочь послушайте такую историю.

Сказка про Солнце

Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу, чтобы всё увидеть самому.

Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!- решил он.

Что ты! Что ты! заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!

Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.

Фр- р! Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха! Не желаю!

Не соглашайся, - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.

Отправился Звездочёт к Самолёту: Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце. Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?

10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.

Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!

Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул: Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?

Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз

Возраст - около 5 млрд. лет

Это лишь некоторые факты открытий ученых.А мы сегодня попытаемся тоже пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Каждая группа, работая в своем направлении, оценив, переработав свои знания о солнце, найденные факты, результаты исследований, проведенных опытов, должна составить «научный доклад» в соответствии с предложенным алгоритмом.

    1. Работа в группах

1.Организация работы групп по предложенным планам.

2. Защита докладов.

Первыми выступают исследователи природы, а остальные начнут работать с таблицей

Заполнение таблицы по группам.

Роль солнца.

Для природы

Для здоровья человека

а) Роль солнца для природы. (Выступает первая группа). Приложение 1.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Солнце - это мощный источник энергии, а энергия - источник жизни. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.

Что дает Солнце?

Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать.

1)Объясните в данной последовательности роль солнца:

    Как главного источника энергии (света, тепла)

    В образовании ветра

    В круговороте воды в природе

    В смене времен года

    В смене времени суток

    Для жизни организмов

    В создании определенных климатических условий

2) Подберите необходимое оборудование и проиллюстрируйте роль солнца в смене времени суток.

Вывод. Заполнение таблицы.

б) Роль Солнца для хозяйственной деятельности человека. (Выступает вторая группа). Приложение 2.

1) Объясните в данной последовательности роль солнца:

1.Для выращивания урожая

2.Как источника энергии для работы приборов.

3.Как показателя времени

4. Как прибора для ориентирования на местности –компаса.

2) Подберите необходимое карточки и покажите наглядно работу солнечной батареи.

Вывод. Заполнение таблицы.

Физминутка “Солнышко”

Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

в) Роль солнца для здоровья человека. (Выступает третья группа).

1)Распределить сведения по группам и выступить:

1) Польза солнца для здоровья человека

2) Вред солнца для здоровья человека

2) Составить памятку «Безопасное Солнце»

Давайте разрешим их спор.

Чьё мнение верно, солнце приносит абсолютную пользу или вред.

Солнце полезно, но если им злоупотреблять, то оно вредно.

А теперь давайте перенесёмся в лето. (Просмотр мультфильма “Ну, погоди!” (16-й выпуск)

Этим примером показано, что солнце хорошо в меру.

Чтобы такого не произошло ребята третьей группы составили для вас памятку безопасного солнца.

Чтение памятки.

Очень ценные правила, пригодятся особенно в летние каникулы. Мы её размножим, чтобы она была у каждого, а ещё выступим перед ребятами других классов.

Выполняя эти правила для вас Солнце всегда будет другом.

Какая главная мысль этой таблицы?

Какое огромное значение имеет солнца для всего для всего живого.

Роль солнца.

Для природы

Для хозяйственной деятельности людей

Для здоровья человека

Главный источник света и тепла

Для выращивания урожая

Под воздействием солнца в организме вырабатывается витамин Д,

Образование ветра

Как источника энергии для работы приборов.

Воздействие солнечного света помогает избежать плохого настроения и депрессии

Круговорот воды в природе

Как показателя времени

Смена времён года

Как прибора для ориентирования на местности –компаса.

Смена времени суток

Для жизни организмов

В создании определённых климатических условий

г) Экологическая проблема.

одит очень много мифов о глобальном похолодании, о конце света, но я хочу вас успокоить

Придёт время когда Солнце умрёт, израсходовав весь свой запас топлива Однако это случится не скоро. Ты до этого точно не доживёшь, не доживут и твои дети и даже твои прапрапрапраправнуки! Астрономы подсчитали, что Солнцу хватит топлива ещё как минимум на 5 миллиардов лет.

5. Рефлексия.

Если что-то осталось не понятным, то выберите короткий лучик.

Если урок для вас прошёл не зря, и вы узнали новое, интересное, то выберите средний лучик.

Если вы узнали много нового, интересного и ещё хотите ещё узнать, то выберите длинный лучик.

6. Итог

Велико значение Солнца для жизни на Земле. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни.

Приложение 1.

Примерное содержание выступления первой группы по теме: "Роль Солнца для природы "

1) Солнце - главный источник энергии на Земле

Солнце дает Земле свет и тепло. свет - светит, видим окружающий мир

тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

2)Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)

3)Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе дождь испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи

4). Смена времен года (Вокруг Солнца Земля обращается против часовой стрелки и полный оборот совершает за 365 суток и 6 часов.

5) смена времени суток (вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим)

Поночам становится темно, потому что Земля вертится вокруг своей оси и Солнце освещает то одну, то другую её половину. На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, наступает день, а на противоположной ночь. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа (сутки).

6). Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы

    Климент Аркадьевич Тимирязев установил, как растения в своей жизнедеятельности используют солнечный свет. В листьях растений содержится особое вещество - хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии растение создает из углекислого газа и воды сложные вещества - углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто им питается - животным и людям.

Опыт: Завернули лист зелёного растения в чёрную бумагу, После нескольких дней под бумагой зелёный листок стал бесцветным. Мы доказали, что растениям нужен свет, чтобы производить хлорофилл. В темноте растения погибают.

7) Климат обусловлен распределением солнечной энергии на земном шаре (опыт)

Попробуй посветить фонариком на землю, держа его прямо. Свет будет ярким: так Солнце светит летом. А теперь посвети под углом:свет станет бледнее. Так Солнце светит зимой. Свет более рассеянный, поэтому зимой холодно.

Это самое доказывает и другой опыт. Поставил плоские чаши на чёрный платок и наполнил их водой. Направил одну из настольных ламп на чашу таким образом, чтобы свет падал вертикально на воду. На вторую чашу свет должен падать под углом. При этом расстояние от ламп до центра чаш должно быть одинаковым..Температура в чаше, куда свет падает строго вертикально, значительно выше, чем у той, на которую лучи падают под углом.

Приложение 2.

Примерное содержание выступления второй группы