Почему Луна бывает разной?

Цель: формировать представления о Луне как спутнике Земли.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;

Рассказать о способах изучения Луны учеными;

Развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Личностные: - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем;

Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование: презентация, учебник, шаблоны Луны (фазы), карточки с новыми словами: кратер, луноход фаза, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Ну вот и звонок нас позвал на урок.
Друзья, тишина! К нам наука идёт…

Какая наука сегодня на уроке?

Астрономия.

Освоение космоса - этого нового неизведанного мира - было бы немыслимым без подвигов. Путь покорителей звездных далей иногда заканчивался трагически. Были случаи, когда космонавты погибали в космосе. Их яркая, полная дерзаний героическая жизнь, до последнего дыхания отданная науке, и не только нашей любимой Отчизне, но нашей Голубой планете.

Объект находится на юго-восточной окраине Моря Дождей.

Возвращение на Землю

Внимание! Всем встать! Приготовиться к возвращению. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 — пуск!

Делаем круг вокруг себя, восстанавливаем равновесие.

Мы с полета возвратились
И на Землю опустились.

Итог урока

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Если вы согласны с тем, что я говорю, делаете один хлопок, если я не права - остаётесь без движения.

I вариант

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Если было всё понятно – поставьте на небо белую или синюю звезду. Если было трудно – жёлтую.

II вариант

Чего не хватает на небе? Украсим небо звёздами. Если вам было всё понятно – нарисуйте белую звёздочку. Если было непонятно – жёлтую или красную.

1 ряд встали – украшаем доску.

II вариант

Как вы думаете – что за небесное тело на картинке?

Оживите картинку. Если на уроке всё было понятно – нарисуйте лицо улыбающимся, если было трудно ваша Луна будет грустная.

– Спасибо всем за урок. Молодцы!


У Луны есть несколько основных фаз: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Почему каждый день (точнее ночь) Луна разная? Почему, когда она совсем "худенькая", её видно всего несколко часов до рассвета или после заката? А в полнолуние она светит всю ночь? Ответы на эти вопросы лежат во взаимном расположении Земли, Луны и Солнца.
Земля вращается вокруг неподвижного Солнца, а Луна - вокруг Земли. Начнем с времени, когда Луна не видна нам (фаза новолуния - 1). В это время Луна обращена к нам своей неосвещенной стороной. Именно при этой фазе мы можем наблюдать (правда очень редко) солнечные затмения .
Через 2-3 дня мы можем увидеть после захода Солнца тоненький серпик в еще светлой части небосвода обращенный "брюшком" в сторону Солнца. Если подставить к серпику палочку, то получится буква "Р" - родился или ранний. Это молодой месяц. Астрономы больше всего любят "ловить" именно эту фазу Луны. Еще через 4-5 дней мы уже можем наблюдать половинку Луны. Это первая четверть(2). В это время Луна обращена к нам как и своей освещенной, так и неосвещенной стороной.
Примерно через 7 дней после первой четверти Луна входит в фазу полнолуния(3). Сколько таинственных свойств приписывали полной Луне астрологи, маги и волшебники в давние времена! А сколько поэтов воспевали её в своих стихах! В это время Луна и Солнце находятся по разные от Земли стороны. И именно в это время мы можем наблюдать с Земли лунное затмение. В этой фазе Луна видна всю ночь.
Еще через 7 дней Луна входит в фазу, называемую последней четвертью(4). Мы опять же видим половинку Луны, но уже обращенную в другую сторону, но обращенную все равно к Солнцу. Через 4-5 дней на рассвете можно увидеть тоненький лунный серпик в виде буквы "с" - старый. А еще через 2-3 дня Луны опять не будет видно.

Некоторые термины и понятия по этой теме:

Расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км. Полный оборот вокруг своей оси и вокруг Земли Луна делает за 29,5 земных суток, поэтому мы всегда видим только одну сторону Луны.

Синодический месяц (лунный) - период полной смены лунных фаз (между двуми последовательными новолуниями). Приблизительно равен 29,5 земных суток.

Сидерический месяц (звездный) - время, за которое Луна совершаетполный оборот вокруг Земли относительно звезд. Приблизительно равен 27,3 земных суток

Терминатор - линия, отделяющая темную часть видимого диска планеты от светлой.

Пепельный свет - свет "темной" стороны Луны. Земля, отражая свет Солнца, освещает Луну, а она в свою очередь посылает этот свет нам, как бы возвращая его. Очень хорошо виден при молодом месяце - тоненький серпик светит очень ярко, а за ним видны слабые очертания диска Луны

Фазы Луны

В ясную холодную осеннюю ночь вы выходите на улицу. Только что взошла Луна, огромная круглая оранжевая Луна. Несколько дней спустя вы замечаете, что Луна уже не такая круглая. Проходит еще несколько дней - Луна превратилась в рогатый месяц. Через две недели Луна вообще исчезает.

Почему Луна меняет форму?

Что произошло? Почему Солнце всегда обращено к нам своим круглым сверкающим лицом, а у Луны есть фазы? Луна проходит их регулярно каждый месяц, то увеличиваясь, то уменьшаясь, как воздушный шар, который то надувают, то выпускают из него воздух.

В действительности, конечно, Луна всегда остается шаром, неизменно твердым и каменистым. Что на самом деле меняется, так это величина видимой нами части освещенной поверхности Луны.

Луна совершает один оборот вокруг своей оси почти за то же время, что она совершает один оборот вокруг Земли (за 27/3 суток), поэтому Луна практически всегда обращена к Солнцу только одной стороной. Но неправильно думать, что на одной стороне Луны царит вечная ночь. Хоть и медленно, но смена дня и ночи все же происходит.

Материалы по теме:

Почему Луна и Солнце меняют цвет? Описание, фото и видео

Почему Луна светится?

То, что мы называем лунным светом, на самом деле солнечный свет, отраженный серой скалистой лунной поверхностью. Луна движется вместе с Землей вокруг Солнца и освещается Солнцем. По мере движения Луны мы видим то большую, то меньшую часть освещенной поверхности Луны, то есть положение Луны по отношению к Земле все время меняется.

То, что мы называем «фазами» Луны, - это ракурсы, под которыми мы видим освещенную часть Луны. Когда мы видим ее полностью, это положение называется полнолунием. Когда через несколько дней Луна становится «ущербной», мы видим уже часть ее освещенной половины (первая четверть после полнолуния).

Проект урока с использованием инновационных средств обучения.

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие:

расширить представления обучающихся о космических телах;

выявить основные особенности Луны ;

развивающие:

научить выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать) при работе с текстами и иллюстрациями;

учить детей делать умозаключения ;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

Умение

. проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;

. самостоятельно определять и объяснять свои ощущения, возникающие в результате обсуждения.

Метапредметные

Познавательные:

Умение

. ориентироваться в учебнике, учебном тексте;

. находить ответы на вопросы, используя учебные тексты;

. делать выводы, сравнивать, обобщать, пересказывать тексты;

Регулятивные:

Умение

. составлять план деятельности на уроке;

. формулировать с помощью учителя цель урока, высказывать гипотезы по поводу ее достижения;

. давать эмоциональную самооценку деятельности на уроке;

. определять степень успешности своей работы и других обучающихся.

Коммуникативные:

Умение

. доносить свою позицию до окружающих;

. оформлять свою мысль в устной речи;

. слушать и понимать одноклассников;

. cотрудничать;

Предметные

. В познавательной сфере: выявить особенности Луны, с помощью учителя установить причинно - следственные связи о том, почему Луна бывавет разной?.

. В ценностно-ориентированной сфере: бережное отношение к окружающей среде.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

. загадка о Луне;

. иллюстрация поверхности Луны;

. картинки (звездочки) для рефлексии;

. карточки с кроссвордом «Планеты Солнечной системы»;

.

. Дополнительные адаптированные тексты о Луне на карточках из детской энциклопедии «Почемучка».

Инновационное оборудование:

. Интерактивная доска

. Документ-камера

. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

. Модульная система экспериментов PROLog

Формы работы:

. фронтальная (Ф)

. групповая (Г)

. индивидуальная (И)

І. этап. Вырабатывание (5 мин)

Этап мотивации к учебной деятельности

Подрастал, подрастал,

Был рогатым - круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг.

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится -

В зеркало глядится (Луна).

О чём мы сегодня говорим на уроке? Луна - это звезда или планета? А почему естественный спутник?

Луна, ребята, скрывает очень много загадок. И сегодня вам предстоит разгадать несколько из них.

2.Этап актуализации опорных знаний

Работа с текстом «Почему у месяца нет платья?»

(Сербская сказка)

Решил Месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

Так и остался Месяц без платья.

- Почему месяц остался без платья?

ІІ. этап. (20 мин) Максимальная работоспособность

Нагрузка максимальное снижение на 15 мин

3.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке. Посмотрите на «Фазы Луны» (работа с документ - камерой) (Приложение 1).

- Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска - это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Выступление 1-2 учеников с коротким рассказом о Луне.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Вывод учителя: Иногда мы видим полную поверхность Луны, а иногда Солнцем освещена только её часть. (Опыт с настольной лампой)

Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли. Сила, которая не даёт Луне «убежать» при вращении - это сила притяжения Земли. (опыт с игрушкой «Ё-Ё» -шарик на резинке, при раскручивании не падает, а как только остановиться, упадёт)

Луна по своим размерам в 4 раза меньше Земли. Если бы Луна была арбузом, то Луна всего лишь яблоком. А вес Луны в 81 раз меньше Земли. Если на одну чашу весов положить Землю, то на другую чашу надо положить 81 Луну, чтобы чаши весов были в равновесии.

4.Физкультминутка (на 15 мин).

Раз, два - стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре - самолёт (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре-

Мы на месте походили.

Тик-так, тик - так,

Целый день крутись вот так.

5. Этап первичного закрепления.

Детский писатель Н. Носов написал повесть «Незнайка на Луне», сценаристы создали мультфильм. Когда Незнайка вернулся с Луны, он рассказал о своем путешествии коротышкам и, конечно, все напутал! Помогите Незнайке, ответив на вопросы теста (Приложение 2).

Для выполнения теста используется система мониторинга и контроля качества знаний PROClass.

6.Эмоциональная пауза (10 мин до конца урока) (Цель - эмоционально-смысловая разрядка).

ІІІ. этап. Конечный порыв (10 мин)

Небольшое повышение работоспособности

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в тетрадях. Проверка по образцу (Приложение 3).

Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет -)

8. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке.

Продолжите фразу:

Мне особенно было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился - улыбку, а если нет - огорчение.

Используемые источники информации:

1. Список используемой литературы

Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир», 1кл., М: Просвещение, 2011.

Детская энциклопедия «Почемучка», М: «Педагогика-Пресс». 1993.

2. Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

(Фазы Луны) Afps Keys

http://900igr.net/prezentatsii/astronomija/Planety-3/010-P.-Fazy-luny.html .

Приложение 1.

Фазы Луны.

Приложение 2.

Тест

1.На Луне есть…

воздух

растения

вода

мертвая тишина

2. На Луне нет…

черного неба

кратеров

Все обо всем. Том 5 Ликум Аркадий

Почему Луна бывает разной формы?

Луна движется по орбите вокруг Земли и делает полный круг примерно за месяц. Она также вращается вокруг своей оси и делает один оборот за 27 дней, 7 часов и 43 минуты. Поскольку вращение вокруг Земли и своей собственной оси занимает почти одно и то же время, Луна повернута к Земле постоянно одной стороной. Луна не светит сама по себе, так, как Солнце. Это только кажется, что она сияет, а на самом деле Луна отражает свет Солнца. Так как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает разные ее части.

Иногда мы видим полную поверхность Луны освещенной, а иногда освещена только ее часть. Это заставляет думать, что Луна на небе изменяет свою форму. Эти изменения Луны называются фазами, а означает это только то, что мы видим разные части Луны. Цикл лунных фаз начинается с молодой Луны. Это происходит тогда, когда Луна находится между Землей и Солнцем. Молодая Луна не видна. Затем сторона Луны, обращенная к Земле, начинает освещаться Солнцем.

Освещенная часть выглядит тонким, узким кусочком круга. Он называется нарастающей Луной. Солнечная часть Луны быстро растет и достигает полукруга. Это называется первой четвертью. Затем поверхность Луны все меньше и меньше освещена и достигает последней четверти. Так цикл заканчивается и заменяется новой, молодой, растущей Луной. Полный цикл от одной молодой Луны до другой занимает 29,5 дней.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Отчего бывает жар? Первое, что делает врач или мама, когда вы чувствуете себя плохо, это измеряют температуру, узнавая, высокая ли она.Наше тело в среднем имеет температуру около 37 °C, когда мы здоровы. При болезни температура поднимается, и мы называем это жаром. Жар

Из книги Практическое пособие по охоте за счастьем автора Ильин Андрей

Глава 3, объясняющая, почему в черных стаях не бывает белых ворон, или С кем поведешься, от того и почернеешь Да, да, это я снова насчет окружения, насчет ваших друзей, приятелей, сослуживцев, соседей, которые «гимназиев не кончали». И, боюсь, вам не дадут.Потому что будущее

Из книги Кто есть кто в мире природы автора Ситников Виталий Павлович

Почему облака находятся на разной высоте? Прежде всего следует сказать, что не все облака плывут по небу. Некоторые из них находятся у самой поверхности земли! Ведь то, что мы называем туманом, как раз и представляет собою такое облако.В воздухе всегда содержится

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Почему храмы ольмеков имели формы пирамид? За две тысячи лет до нашей эры в Западной Мексике возникла культура ольмеков, таинственного народа, у которого был свой календарь, счёт, однако не было письменности. Они строили здания и создавали скульптуры причём только с

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Почему песок чаще всего бывает на пляжах? Если сказать, что песок когда-то был огромной скалой или крутой, неприступной горой, то вы, наверное, не поверите. Но это не шутка и не преувеличение. Любые горы и даже неприступные скалы постоянно, изо дня в день, из года в год и из

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Почему говорят: «Свято место пусто не бывает»? Главной частью каждого православного храма является алтарь. Перед началом регулярных богослужений в нем совершается особый обряд освящения, или очищения от воздействия нечистой силы, необходимый для совершения различных

автора Джуан Стивен

Почему у меня бывает отрыжка? При отрыжке из желудка выходят газы, иногда с неприятным звуком. Отрыжка обозначается медицинским термином «эруктация» (ужасно звучит, правда?). Она может облегчать симптомы тошноты, диспепсии и изжоги.Обычно отрыжку вызывает давление

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Почему у младенцев не бывает неприятного запаха изо рта? Неприятный запах вызывают анаэробные бактерии, скапливающиеся в полости рта. Анаэробными эти микроорганизмы называются не только потому, что им для жизни не требуется кислород, но и оттого, что они умирают при

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Почему женская грудь такой формы? Вы можете не верить, но такую форму женской груди обусловила величина человеческого мозга.В силу больших размеров мозга лицо человека стало плоским. Округлость груди и торчащий сосок развились для того, чтобы ребенок не задохнулся во

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Почему Луна следует за нами, когда мы едем на машине? Может показаться, что Луна находится не очень далеко от нас, но среднее расстояние от нее до Земли составляет 239 000 миль. Диаметр Луны - 2160 миль, то есть меньше протяженности Соединенных Штатов от побережья до побережья.

автора Ликум Аркадий

Почему Луна светится? В древности люди считали Луну богиней - покровительницей ночи. С тех пор человек узнал многое о ее подлинной природе и даже побывал на ней. Науке удалось решить множество загадок, связанных с этим единственным естественным спутником земли. Одной из

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Почему кожа бывает разного цвета? Цвет человеческой кожи зависит от трех пигментов, или красящих веществ, имеющихся в организме. Первый из них - меланин, представляющий собой коричневое вещество. Второй - каротин, вещество желтого цвета. И третий - гемоглобин, вещество

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Бывает или нет?» Взрослый говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».Взрослый: «Выпал снег, и выросли грибы».Дети: «Так не бывает».Взрослый: «А почему? Когда

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Что еще бывает Сласти всех видов; чудесные, тянучие, сахарные конфеты! Бесконечно длинные, разноцветные бруски сахара-рафинада! Лакрица, сотни сортов, которые восторженно пробуют любители этого черного лакомства. Кексы (gebakj, пироги (знаменитый и восхитительный appeltaart med

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Небываемое бывает Слова, которые российский царь (с 1682) Петр I (1672-1725) приказал выбить на памятной медали, выпущенной по случаю «никогда бываемой виктории». Так Петр назвал один из эпизодов Северной войны, когда 5 мая 1703 г. два шведских корабля были взяты в плен не военными

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

3. 31. ПОЧЕМУ НЕ БЫВАЕТ ПОЖИЛЫХ НАРКОМАНОВ Начнем разговор с древней легенды, дошедшей до наших дней.Однажды холодным дождливым вечером трое путников подъехали к крепостной стене, окружавшей город, и остановились перед воротами, уже закрытыми на ночь. На их счастье