Покахонтас: изнанка легенды

Дочь вождя

Покахонтас родилась примерно в 1594 или 1595 году (точная дата неизвестна), предположительно в индейском поселении Веравокомоко (ныне - Викомико, Виргиния), к северу от реки Памаунки (Йорк-ривер). Ее родовое, тайное имя было Матоака ("Белоснежное перышко").

Она была дочерью вождя союза племен Поухатан по имени Вахунсонакок (Wahunsonacock). Правда, в истории белых людей он остался Поухатаном - по имени союза племен, которое он возглавлял. Под его властью находилось около 25 племен. Покахантас была дочерью одной из его многочисленных жен.

Весной 1607 года в устье реки Памаунки высадились английские поселенцы. В месте слияния Памаунки и Чикахимини они основали город, названный Джеймстауном (в честь короля Якова I (James I). К тому времени индейцы Поухатан уже знали о существовании белых людей. В 1570-71 годах им доводилось сталкиваться с испанцами-иезуитами, слышали они и о попытках бледнолицых основать английские колонии в Каролине. Приплывали корабли англичан и к устью реки Памаунки. За несколько лет до основания Джеймстауна англичане убили одного из вождей Поухатан, а многих индейцев захватили в плен и обратили в рабство. Неудивительно, что новую партию колонистов индейцы встретили неласково: напали на них, убили одного и ранили несколько поселенцев. Однако после того, как два из трех кораблей снялись с якоря и уплыли обратно в Англию, вождь Поухатан предложил поселенцам заключить мир и в доказательство доброй воли прислал первому губернатору колонии Вингфилду оленя. В это время Матоака и познакомилась с бледнолицыми. Они знали ее как Покахонтас, что в переводе означает "избалованная", "игривая". Именно тогда, предположительно, Покахонтас и познакомилась с Джоном Смитом, человеком, во многом благодаря которому ее история пережила века и стала легендой.

Джон Смит

Джон Смит родился около 1580 года (то есть был примерно на 15 лет старше Покахонтас). Жизнь его была полна приключений. Прежде чем прибыть на берег нового континента, он успел повоевать в Венгрии против турок (в 1596-1606 годах). Современники называли его "грубым, амбициозным, хвастливым наемником". По свидетельству очевидцев, он был маленького роста и носил бороду.
Опытный солдат, авантюрист, исследователь, Смит обладал еще и бойким пером и богатым воображением. Именно ему принадлежит первое известное описание английского поселения в Новом Свете глазами очевидца - "Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии со времени основания сей колонии" (1608). В этой книге, однако, Покахонтас не упоминается. О том, как индейская принцесса спасла ему жизнь, Смит поведал лишь в 1616 году в письме королеве Анне (Покахонтас как раз прибыла в Англию, но об этом - ниже), а затем повторил этот рассказ в своей книге "General Historie", изданной в 1624 году.

Если верить Смиту, в декабре 1607 года он во главе небольшого отряда колонистов покинул форт в поисках пищи. Индейцы под предводительством дяди Покахонтас, Опенчанкану, напали на экспедицию, убили всех, кроме Смита, а его отвели в столицу Поухатан, к верховному вождю. Тот повелел убить Смита, и тогда юная индеанка закрыла его собой от дубин соплеменников.

Исследователи и историки расходятся во мнении, насколько правдива эта история. Смит вполне мог ее выдумать - как уже было сказано, воображение у него всегда работало хорошо. Сомнения усугублялись тем фактом, что прежде Смита, по его словам, уже спасала принцесса, но не индеанка, а турчанка - когда он был турецком плену. Существует и еще одна версия: индейцы вовсе не собирались убивать его, а, наоборот, хотели принять в племя. Частью ритуала была инсценировка казни, от которой его и "спасла" Покахонтас.

Так или иначе, но в изложении Смита Покахонтас стала настоящим добрым ангелом колонии английских поселенцев в Джеймстауне. Благодаря ей на какое-то время отношения с индейцами наладились. Покахонтас часто бывала в форте и поддерживала дружеские отношения с Джоном Смитом. Она даже спасла ему жизнь еще раз, предупредив, что вождь Поухатан снова хочет убить его. Зимой 1608 года индейцы приносили в Джеймстаун провизию и меха, обменивая их на топоры и безделушки. Это позволило колонии продержаться до весны.

Однако в октябре 1609 года со Смитом произошел загадочный несчастный случай - он был тяжело ранен в ногу при взрыве пороха, и ему пришлось вернуться в Англию. Покахонтас сообщили, что капитан Смит погиб.

Cреди бледнолицых

После отъезда Смита отношения индейцев и колонистов начали стремительно портиться. Осенью 1609 года Поухатан отдает приказ убить 60 поселенцев, прибывших в Веравокомоко. Примерно в это же время Покахонтас выходит замуж за своего соплеменника Кокума и отправляется жить в индейское поселение на реке Потомак. Об этом периоде ее жизни известно мало (еще бы, не нашлось своего Джона Смита), как, впрочем, и о дальнейшей судьбе ее мужа.

В 1613 году один из жителей Джеймстауна, предприимчивый капитан Сэмюэль Арголл, проведал о том, где находится Покахонтас, и с помощью одного из мелких индейских вождей (за предательство тот получил медный котел) заманил дочь верховного вождя Поухатана на свой корабль, после чего потребовал у ее отца - в обмен на дочь - отпустить плененных индейцами англичан, а также вернуть украденное у поселенцев оружие и заплатить выкуп кукурузой. Через некоторое время вождь прислал в Джеймстаун часть выкупа и попросил, чтобы с его дочерью хорошо обращались.

Из Джеймстауна Покахонтас перевезли в город Хенрико, губернатором которого был тогда Томас Дейл. Губернатор поручил индеанку заботам пастора Александра Вайтекера. Через некоторое время Покахонтас приняла христианство. Ее крестили в англиканскую веру под именем Ребекка. Примерно в это же время на сцене появляется еще один белый мужчина, сыгравший в жизни Покахонтас значительную роль - колонист Джон Рольф.

Джон Рольф

Когда Джон Рольф и его жена Сара плыли из Англии в Джеймстаун, буря забросила их на Бермудские острова. Во время пребывания на Бермудах Сара родила девочку, но обе - жена Рольфа и его новорожденная дочь - вскоре скончались. Там же, на Бермудах, Рольф подобрал зерна местного табака, а, прибыв в Виргинию в 1612 году, скрестил его с местными грубыми сортами. Получившийся гибрид приобрел огромную популярность в Англии, и экспорт табака на долгое время обеспечил финансовое благополучие колонии. Разумеется, Рольф превратился в одного из самых уважаемых и богатых жителей Джеймстауна. Плантация табака, которой он владел, называлась "Бермудская сотня" ("Bermuda Hundred").

Покахонтас познакомилась с Джоном Рольфом в июле 1613 года, уже после того, как табак принес ему богатство и уважение колонистов. Каноническая легенда утверждает, что Покахонтас и Рольф полюбили друг друга и поженились - с благословления губернатора Томаса Дейла и отца Покахонтас, вождя Поухатана. Однако подлинные исторические документы (в частности, сохранившееся письмо Рольфа губернатору Дейлу) позволяют сделать вывод, что брак этот был лишь политическим союзом, а весьма набожный Джон Рольф не только не желал, но даже страшился союза с язычницей и согласился на него лишь "для блага плантации, ради чести страны, к вящей славе Божией и для собственного спасения" и только после того, как Покахонтас приняла христианство. Для Покахонтас же согласие на брак могло быть условием освобождения.

Так или иначе, но 5 апреля 1614 года 28-летний вдовец Джон Рольф и индейская принцесса Покахонтас поженились. На свадьбе присутствовали родственники со стороны невесты - ее дядя и братья. Сам вождь Поухатан на торжество не явился, но дал согласие на брак и даже прислал жемчужное ожерелье для дочери. В 1615 году Покахонтас, а теперь Ребекка Рольф, родила сына, которого назвали Томас, в честь губернатора. Потомки Покахонтас и Рольфа были известны в США как "Красные Рольфы".

В 1616 году в своем "Повествовании о Виргинии" Рольф называет последующие несколько лет "благословенными" для колонии. Благодаря браку Покахонтас и Рольфа между колонистами Джеймстауна и индейцами на 8 лет воцарился мир.

В цивилизованном мире

Весной 1616 году губернатор Томас Дейл отправился в Англию. Главной целью поездки был поиск финансирования для Виргинской табачной компании. Для того, чтобы произвести впечатление и привлечь внимание общества к жизни колонии, он взял с собой дюжину индейцев, в том числе и принцессу Покахонас. В поездке ее сопровождали муж и сын. И действительно, Покахонтас имела в Лондоне большой успех и даже была представлена ко двору. Именно во время ее пребывания в Англии Джон Смит написал письмо королеве Анне, в котором рассказал историю своего чудесного спасения и всячески превозносил положительную роль Покахонтас в судьбе колонии. Тогда же Покахонтас и Джон Смит вновь встретились. Источники расходятся во мнениях, в какой обстановке прошла эта встреча. Если верить запискам Смита, Покахонтас назвала его отцом, а его попросила называть ее дочерью. А вот вождь Рой Бешеный Конь в подлинной биографии Покахонтас на сайте powhatan.org утверждает, что Покахонтас даже не захотела говорить со Смитом, а при следующей встрече назвала его лжецом и указала ему на дверь. Правда это или нет, но больше Покахонтас и Джон Смит не встречались.

В марте 1617 года семья Рольфов стала собираться домой, в Виргинию. Но во время подготовки к отплытию Покахонтас заболела - то ли простудой, то ли воспалением легких. Некоторые источники даже называют среди вероятных недугов туберкулез или оспу. 21 марта она умерла и была похоронена в Грейвсенде (графство Кент, Англия). Ей было, по разным сведениям, 21 или 22 года.

Эпилог

Отец Покахонтас, вождь Поухатан, умер следующей весной 1618 года, и отношения между колонистами и индейцами испортились окончательно и бесповоротно. В 1622 году индейцы под предводительством нового вождя напали на Джеймстаун и убили около 350 поселенцев. Англичане ответили на агрессию агрессией. Еще при жизни ровесников Покахонтас индейцы, проживающие в Виргнии, были практически полностью истреблены и рассеяны по Америке, а их земли отошли колонистам. Вскоре подобные методы обращения с краснокожими распространились по всему континенту.

Джеймстаун между тем процветал. Джон Рольф продолжал успешно возделывать табак. В 1619 году он одним из первых стал использовать на плантации труд негров-рабов, в общем, был прогрессивно мыслящим для своего времени человеком и в итоге навсегда вошел в историю табачной промышленности и в историю Америки. В том же 1619 году Джеймстаун стал столицей штата Виргиния. Однако в 1676 году город был практически уничтожен во время одного из самых крупных в истории Америки индейских восстаний, Baconis Rebellion, после чего пришел в относительный упадок и в 1698 утратил статус столицы штата.

Сын Покахонтас, Томас Рольф, воспитывался в Англии на попечении дяди, Генри Рольфа. Однако в 20 лет он вернулся на родину своей матери, стал офицером местного ополчения и командовал пограничным фортом на Джеймс-Ривер.

Джон Рольф скончался в 1676, в год восстания, однако умер ли он своей смертью (а ему должно было быть около 90 лет) или был убит во время резни, учиненной индейцами в городе, точно неизвестно.

В последующие годы история Покахонтас, капитана Смита и Джона Рольфа постепенно стала одним из любимых виргинских, а потом и всеамериканских мифов. Множество людей в Виргинии и за ее пределами ведут свой род от Покахонтас, а упоминания о ней и ее потомках встречаются во многих литературных произведених. Вот что пишет, например, Майн Рид в романе "Оцеола, вождь Семинолов": "В моих жилах есть примесь индейской крови, так как мой отец принадлежал к семье Рэндольф с реки Роанок и вел свое происхождение от принцессы Покахонтас. Он гордился своим индейским происхождением - почти кичился этим. Быть может, европейцу это покажется странным, однако известно, что в Америке белые, у которых есть индейские предки, гордятся своим происхождением. Быть метисом не считается позором, особенно если потомок туземцев имеет приличное состояние. Многие тома, написанные о благородстве и величии индейцев, менее убедительны, чем тот простой факт, что мы не стыдимся признать их своими предками. Сотни белых семейств утверждают, что они происходят от виргинской принцессы. Если их притязания справедливы, то прекрасная Покахонтас была бесценным кладом для своего мужа".

Изображение Покахонтас и поныне украшает флаг и печать города Хенрико.

Ну а после того, как был изобретен кинематограф, миф о Покахонтас - индеанке, которая помогала бледнолицым - был неоднократно и в разных вариантах запечатлен на кинопленке. Первой картиной о Покахонтас стал одноименный немой фильм 1910 года, ну а последним на данный момент числится проект Теренса Малика "Новый мир".

http://christian-bale.narod.ru/press/pocahontas_story.html

Иллюстрации художника Smith, E. Boyd (Elmer Boyd, 1860-1943) , 1906 год .

Найдены тут:

История индейцев – коренных американцев – обросла неимоверными мифами, которые прочно укоренились в современном сознании, подменив собой реально существовавшие факты. Благодаря своим знакомым из , я узнала много нового и интересного и буду периодически рассказывать индейские истории и вам, знакомя всех желающих с культурой и традициями американских индейских племен.

Начать хочу с одного из самых популярных мифов – истории о Покахонтас.

В 1995 году на экраны вышел полнометражный анимационный фильм компании Дисней “Покахонтас” о любви индейской принцессы и англичанина-колониста с незатейливым именем Джон Смит. Совет племени Поухатан (или Поватен, англ. Powhatan Nation) предлагал свою помощь компании Дисней, однако киностудия от консультантов отказалась. Фильм полюбился детям и взрослым во всем мире, и до сих пор компания Дисней с успехом продает игрушки, посвященные его героям.

Но вот незадача – представители коренных народов Америки обиделись на компанию Дисней. Отвечая на их претензии, создатели фильмы утверждали, что он “ответственный, точный и уважительный”. Давайте проверим, что же там такого точного и уважительного и на что обиделись потомки индейских племен.

“Покахонтас” – это не имя индейской принцессы, а прозвище, означающее “непослушный, избалованный ребенок”. По-настоящему ее звали Матоакой, что переводится как “цветок между двумя потоками”. Вероятно, ее назвали так, потому что она родилась между двумя реками Маттапони и Памунке. Племя Поухатан, к которому принадлежала Матоакой, было доминирующим на территории современного штата Вирджиния. В то время, когда основали здесь город Джорджтаун, племя Поухатан насчитывало более 20 тысяч человек.

– С тех пор, как мы встретили европейцев в 1500-х годах, наша история была охарактеризована как борьба за выживание войны, болезней, предрассудков и культурной дезинтеграции, – говорят в совете племени. – Болезни, которые принесли с собой колонисты, сильно уменьшили население Поухатана к концу XVII века, а многие из оставшихся в живых после ужасных эпидемий были уничтожены войнами и голодом.

Как жили индейцы племени Поухатан?

Вождем племени во времена встречи народа Поухатан с англичанами был Вахунсанакок (Wahunsunacock). Любопытно, что наследование у этого племени было по материнской линии – и он унаследовал эту почетную должность от своей матери. Поухатан был не просто единственным племенем; это была конфедерация, объединявшая несколько соседних племен. Вахунсанакок умело управлял своим народом – сначала он руководил шестью племенами, к 1607 году под его началом находилось более 30 различных племен, каждое из которых имело своего вождя. Все эти племена входили в конфедерацию в результате заключения брачных союзов или по принуждению и подчинялись народу Поухатан.

Предполагается, что типичное поселение Поухатан выглядело так.

По сути, это была даже не деревня, а небольшой город, расположенный вблизи реки. По воспоминаниям колонистов, в типичном городе было около 200 домов (йехакинов), в каждом из которых жило от 60 до 200 человек. Йехакины были сделаны из изогнутых и скошенных сверху прутьев, а сверху на них набрасывали тканые маты. С обеих сторон дома были открытые арки для входа и выхода, а также было сделано отверстие в крыше дома для дыма. Размеры домов были разными, например, у вождя племени в доме было несколько комнат, соединенные отдельными коридорами. Летом, когда было жарко и влажно, маты свертывали и воздух циркулировал между плетеными прутьями. Внутри дома вдоль обеих стен стояли плетеные кровати. Спали на тканых матах или шкурах животных, а скатанный коврик служил подушкой. Днем постель сворачивали, чтобы сэкономить место – и кровати служили вместо, как сейчас сказали бы, стульев и диванов.

Любопытно, что дома строили женщины – и владели ими тоже женщины. Помимо строительства домов, женщины Поухатан готовили пищу, собирали дрова, растили детей, убирали в доме, плели корзины, лепили горшки, стругали деревянную посуду и приборы, шили одежду, собирали съедобные грибы, ягоды, лекарственные растения, следили за гигиеной членов племени (индейцы Поухатан каждое утро мылись в реке и регулярно стриглись. Кстати, парикмахерами в племени тоже были женщины). В общем, рай для современных феминисток.

А что же делали мужчины? В основном, воевали, а в мирное время – охотились и рыбачили. Интересно, что принятые у Поухатанов охотничьи методы требовали особой прически: они брили правую сторону головы и завязывали оставшиеся с левой стороны волосы узлом, который украшали военными трофеями и перьями.

British Museum

Брак в обществе Поухатан мог быть заключен двумя путями. Когда мужчина решал жениться, он должен был сначала за ней ухаживать, а потом просить разрешения у ее родителей. В знак серьезности своих намерений, а также чтобы показать, что он может содержать семью, он должен был принести им свои охотничьи трофеи. После согласия родителей, жених выплачивал родителям невесты компенсацию. Чем больше размер компенсации, тем сильнее мужчина любил и ценил свою избранницу. Мужчина должен был подготовить дом к приходу любимой (он должен был построить жилье, принести туда ступку, пестик, горшки, другую домашнюю утварь, ковры и постельные принадлежности), после этого отец невесты приводил ее к жениху. Бусы из ракушек вытягивали вдоль руки жениха (как бы изменяя ее длину), а потом их ломали; бусины отдавали отцу невесты. Таким образом брак считался заключенным. Другим видом брака, брака по контракту, было временное соглашение между мужчиной и женщиной, которое обычно продолжалось один год. Каждый год договорный союз либо возобновляли, либо бывшие партнеры могли вступить в брак с другими. Если, однако, в течение определенного времени никто из них не женился, бывшие супруги считались опять женатыми на постоянной основе. Развод в племени Поухатан был возможен, а дети делились между родителями в зависимости от пола. Также разрешалось и многоженство при условии, что муж мог содержать всех своих жен одинаково. У вождя племени, например, было около сотни жен. Когда жена вождя рожала ребенка, ее вместе с новорожденным отсылали из “дворца” в ее родной город, где она сама воспитывала малыша. Когда ребенок подрастал, его отправляли обратно к вождю, а его мать считалась разведенной и могла выйти замуж за любого другого мужчину.

Детей в племени обучали не только жизненным навыкам, но и правилам поведения в обществе. Самоконтроль и умение не выражать своих истинных чувств считались величайшими добродетелями. В племени было не принято вмешиваться в ссоры между людьми; даже вождь отказывался разбирать жалобы. Наилучшей политикой считалось просто не показывать открыто свою враждебность. Это дипломатичное и уважительное отношение сбило с толку англичан, которые вели переговоры с Поухатанами и восприняли их молчание как знак согласия.

Настоящая история Покахонтас

Поначалу индейцы приняли английских колонистов весьма гостеприимно. Однако к 1609 году вождь устал от их бесконечных требований и официально приказал своему народу не помогать англичанам. Отношения между коренными американцами и колонистами сильно ухудшились. В 1613 году англичане выкрали любимую дочь вождя Матоакой (Покахонтас). Девушке было 17-18 лет (точный год рождения ее неизвестен, 1595 или 1596). Разнятся и рассказы о том, как с ней обращались в плену. Факт в том, что в неволе она встретила Джона Рольфа и они полюбили друг друга. Ее отец дал согласие на свадьбу, Матоакой приняла христианство и стала Ребеккой. Брак был заключен в апреле 1614 года, а через году у них родился сын Томас.


Картина “Крещение Покахонтас” Джона Гэдсби Чэпмана находится в Капитолии США

Про самого Джона Рольфа известно немногое до его приезда в Америку. Он родился примерно в 1585 году в Англии, возможно, его отец был скромным помещиком. Вместе с женой Джон отправился в Америку в 1620 году, и вскоре после приезда она умерла. До 1611 года Рольф выращивал табачные семена, полученные, вероятнее всего, из Тринидада. Когда новый табак был отправлен в Англию, он оказался очень популярен, конкурентноспособным по отношению к импортируемому испанцами. К 1617 году колония ежегодно экспортировала 20 000 фунтов табака; эта цифра удвоилась на следующий год. Таким образом, благодаря Рольфу, экономика молодого штата Вирджиния быстро стабилизировалась и начала расти.

В 1616 году семья Рольф отправилась в Англию, скорее, в рекламных целях – чтобы подогреть интерес к английской колонии в Джеймстауне, штат Вирджиния. В Англии Покахонтас заболела и умерла от неизвестной болезни в 1617 году. Ее сын Томас тоже болел, но, к счастью, его смогли спасти, и он остался в Англии на попечении своего дяди по отцовской линии. Джон Рольф отплыл обратно в Вирджинию, где снова женился на дочери одного из колонистов. В 1621 году Рольф был назначен в Государственный совет штата Вирджиния в составе реорганизованного колониального правительства.

В 1618 в Америке умер отец Покахонтас, вождь племени Поухатан Вахунсанакок. Его обязанности перешли к младшему брату Покахонтас Опитапаму, затем к другому брату Опечанчану. Поначалу мирный договор, заключенный с браком Покахонтас и Рольфом, соблюдали. Джон Рольф успешно торговал табаком, торговая компания “Вирджиния”, которая финансировала поселение Джеймстаун, получала прибыль и привлекала все больше и больше англичан в Америку. Колонисты начали теснить Поухатанов с их земли. В марте 1622 года Опечанчану объявил о нападении на все английские поселения. Благодаря полученному вовремя предупреждению юного индейца, Джеймстаун был спасен. Из 1200 английских колонистов были убиты 350-400 человек. В этом же году умер и Джон Рольф – и неясно, в следствие естественных причин или он был убит в этой битве.

В дальнейшем вооруженные стычки между коренными американцами и колонистами продолжались в течение десяти лет, пока не был достигнут мир. К 1644 году количество английских поселенцев выросло настолько, что индейцы не могли тягаться с ними. В 1646 году Опечанчану был захвачен в плен и убит. С его смертью начался закат племени Поухатан. В 1677 году остатки племени были загнаны в резервацию, им запрещалось обучать детей родному языку, общение в племени должно было быть на английском. Позднее их стали отправлять в , организованные специально для детей индейцев, чтобы уничтожить малейшие следы культуры коренных американцев.

Так что насчет Джона Смита?

Кто был на самом деле Джон Смит (1580-1631) – благородный англичанин или разбойник-авантюрист – никто на самом деле сейчас не знает. Однако, его имя всегда было известно всем школьникам штата Вирджинии, изучающим историю родного края, а благодаря компании Дисней – теперь и детям в разных странах мира. Официально в учебниках истории Смит именуется “английским авантюристом и исследователем, известным своей ролью в изучении Нового Света и становлении Джеймстауна, первой постоянной колонии Англии в Америке”.

Что он делал до приезда в Америку, доподлинно неизвестно. В 1597 году он присоединился к английской армии против испанцев. Сражался в разных битвах по всей Европе и был захвачен турками в Венгрии. Русская Википедия уверяет, что он был в рабстве в Крымском ханстве, далее (цитирую): “через Дон, Северщину, Волынь, Галицию и Речь Посполитую он добрался до Священной Римской Империи… отправился путешествовать по Европе и Северной Африке. Существует предположение, что Смит использовал систему укрепления палисад, с которой познакомился на Украине, при защите поселения в Вирджинии от индейцев; а срубные дома, увиденные им на Северщине и Волыни, стали образцом зданий известных как “лог-кабин”.

Однако, американские историки придерживаются разных взглядов на его прошлое и военные подвиги, а “лог-кабины” или срубные дома существовали в Америке и до появления Смита, в основном у северных племен. Наибольшее же распространение срубные дома получили в местах селения общин иммигрантов из скандинавских стран, которых в XVII веке было немало. В американских книгах о военных подвигах и путешествиях Джона Смита до Америки предпочитают умалчивать.

Все исследователи его жизни сходятся в одном – из-за хвастливой натуры Смита и ограниченных источников многие его рассказы и достижения невозможно проверить. Точно установлено, что он был одним из основателей Джеймстауна, устраивал неоднократные экспедиции по изучению побережья Новой Англии и был одним из самых активных энтузиастов и пропагандистов (как сейчас сказали бы, “талантливым рекламщиком”), привлекших большое количество английских поселенцев в Америку. Так что его роль в истории штата Вирджинии и истории Америки безусловна. Кстати, именно он оставил наиболее подробное описание быта и традиции племени Поухатан, которым до сих пор пользуются историки.

Известно, что Смит стал сотрудничать с компанией “Вирджиния”, которая планировала получать прибыль, используя природные ресурсы Америки и добывая здесь золото. В 1606 году Смит отправился в колонию с тремя кораблями и 144 будущими поселенцами. Предполагается, что он пытался поднять мятеж, чтобы захватить власть на кораблях, но потерпел неудачу и был почти повешен. Однако, вышел из ситуации живым и невредимым. В апреле 1607 года корабль причалил к берегам штата Вирджиния.


Карта, созданная Джоном Смитом и впервые опубликованная в Англии в 1612 году, была самой первой подробной картой Чесапикского залива и использовалась колонистами более ста лет.

В свой первый же год в Америке Джон Смит вместе с несколькими товарищами был захвачен в плен индейцами. Его привели к вождю племени и собирались казнить, но Покахонтас остановила казнь. Подробности случившегося уже никто не узнает, известно лишь, что Покахонтас (которой на тот момент было 10-11 лет) впоследствии называла его “сыном вождя”.

В 1609 году Смит вынужден был покинуть Америку из-за травм. Он никогда больше не возвращался в Вирджинию, но исследовал берега современного штата Мэн и Массачусетс в 1614-1615 годах. Он опубликовал карты и описания Новой Англии, и активно призывал англичан приезжать и колонизировать страну. Приключения и злоключения, которые характеризовали жизнь Смита, последовали за ним и в Новой Англии. Любопытно, что именно он дал название Новая Англия этим северовосточным территориям. В 1615 году он был захвачен в плен французскими пиратами и освобожден через три месяца. Затем он вернулся в Лондон и до конца жизни писал книги о своих приключениях.

Что же касается романтических приключений, то ими полны все его воспоминания, и везде в его книгах в него влюбляются прекрасные девушки. Точно такой же выдумкой считается и история о любви к нему Покахонтас. Тем более, что он о ней упомянул лишь однажды – когда индейская принцесса приехала с мужем в Лондон, в своем письме к королеве Анне. Разумеется, ни о какой любовной линии во время его спасения от индейской казни и речи быть не могло, особенно учитывая юный возраст Покахонтас.

К концу XVIII-началу XIX века индейцы Вирджинии идентифицировали себя как христиане и говорили по-английски. В 1924 году был принят закон о расовой целостности (Racial Integrity Act). Закон защищал расовую чистоту и разделял “белых” от “цветных” (к которым относились афроамериканцы и индейцы). Многие индейцы под нажимом покинули штат. Закон был отменен 12 июня 1967 года Верховным Судом США.

Джон Смит по праву считается одним из основателей британских колоний, исследователем территорий Нового Света и величайшим выдумщиком.

Покахонтас установлен памятник в штате Вирджиния и памятник в Англии. Ее сын Томас Рольф стал первым американским ребенком, рожденным в браке между англичанином и индианкой. Он был преуспевающим плантатором (во многом благодаря наследству отца и удачной женитьбе).

Первый фильм о любви индейской принцессы и простого англичанина Джона Смита был снят в 1953 году, главные роли исполняли Джоди Лоуренс и Энтони Декстер. В 1995 году вышел канадский фильм на эту тему, и одновременно с ним – диснеевский. В 1998 году Дисней снял второй мультфильм о путешествии Покахонтас в Англию, в 2005 году эта же тема обыгрывалась в фильме “Новый Свет” Терренса Малика.

Потомки племени Поухатан не считают, что они должны быть благодарны компании Дисней за такое использование их истории – скорее, наоборот. Красивая сказка о любви между девушкой из фактически унитоженного племени и тем, кто активно помогал это племя уничтожать, далека от исторических реалий.

– Люди Смита и Рольфа повернулись спиной к тем, кто поделился с ними своими ресурсами и предложил им дружбу. Во время покорения народ Поухатан был уничтожен и рассеян, а земли захвачены. Была установлена четкая схема, которая вскоре распространилась по всему американскому континенту. Мы сожалеем, что эта печальная история, которой европейцы и нынешние американцы должны стыдиться, приняла развлекательный характер и увековечивает нечестный и корыстный миф за счет народа Поухатан, – заявил в свое время шеф Рой Crazy Horse, многолетний лидер потомков племени.

Конфедерация племен во главе с Поухатан была признана правительством только в конце 1980-х годов. Остатки конфедерации владеют сейчас всего-навсего 809 га земли. В есть свой совет племени, свои представители, они проводят свои и отмечают праздники. Они по-прежнему ежегодно выплачивают рыбную дань губернатору штата Вирджиния, как это было предусмотрено договорами, подписанными в 1646 и 1677 годах. За 372 года, прошедших с подписания первого договора, племена ни разу не пропустили платеж.

Использованы кадры из мультфильма “Покахонтас” студии Дисней.

Любимица отца и истинное дитя природы, Покахонтас с детства обладала даром дипломата. Благодаря юной принцессе на протяжении многих лет существовало хрупкое равновесие двух абсолютно разных миров. Дочь вождя учитывала интересы родного племени и интересовалась чужой культурой. Отдав руку и сердце англичанину, Покахонтас отсрочила гибель первозданной цивилизации от рук захватчиков.

История возникновения легенды

Одно из подробнейших письменных упоминаний о девушке по имени Покахонтас датируется 1616 годом. Письмо, посвященное собственному спасению и роли в этом маленькой индейской девочки, написал лично Джон Смит. Записка адресована аристократке, которая организовала прием по случаю прибытия столь экзотической персоны в Англию.

Нет сомнений, что Покахонтас – реально существовавшая личность, о чем свидетельствует множество упоминаний «правильно думающей дикарки». Но современные исследователи считают, что образ, созданный Смитом и другими англичанами, отличается от настоящей личности принцессы.

К примеру, спасение жизни колонизатора, так растиражированное в мире, могло быть вовсе не спасением. На территории Тсенакоммаках (так зовут Вирджинию индейцы) процветал обычай принимать в племя чужеземцев, изображая их смерть. Вероятно, Джон Смит стал участником незнакомого действа, которое истолковал неправильно.


Да и любовь индейской девушки к английскому плантатору лишается романтического флера после ознакомления с записками современников супружеской пары. Женитьба Рольфа на дочери вождя (да, и здесь роль Смита преувеличена) стала политическим и экономическим событием. О межрасовом союзе поговаривали:

«Он является одним из примеров дурного воспитания, варварских манер и влияния проклятого поколения, выгодного единственно для процветания плантации».

Биография


Маленькая Матоака родилась в 1595 году (в других источниках – в 1596 году) в семье индейского вождя племени поухатанов. Селение индейцев располагалось на территории современного штата Виргиния. Веселую девочку прозвали Покахонтас за любознательность и живость. Дочь вождя племени выделялась среди местных жителей, о чем свидетельствует запись из дневника неизвестного англичанина (предположительно, Джона Смита):

«Это была очаровательная молодая девушка, своим самообладанием, осанкой выделяющаяся среди всех индейцев, а духом, умом своим превосходившая всех вокруг».

Благодаря колонизаторам известна биография Покахонтас. В 1606 году корабль англичан высадился неподалеку от места проживания индейцев. Захватчики основали на земле поухатанов собственную колонию под названием Джеймстаун.


Руководитель колонии Джон Смит, видя бедственное положение англичан, которые умирали без еды и воды, отправился за помощью к индейцам. Неизвестно, что пошло не так, но племя поухатанов решило избавиться от чужеземца. От гибели Смита спасла индейская принцесса. Девочка заслонила собственным телом голову Джона. Воины племени не решились перечить любимице вождя и пощадили англичанина.

Нет доказательств, что Покахонтас и Джона Смита связывали любовные отношения. Юной красавице только исполнилось 12, а колонисту уже было 27. К тому же, по заметкам современников, Смит не отличался красотой и обаянием.

Начавшиеся столь нестандартно дружеские отношения примирили англичан и индейцев. Дочь вождя выступила в роли посланника и дипломата. Девочка часто наведывалась в Джеймстаун и учила английский.


Кадр из мультфильма "Покахонтас"

Перемирие закончилось внезапно. Джон Смит серьезно заболел и вынужден был покинуть колонию. Новые руководители Джеймстауна не смогли найти общий язык с соседствующим племенем. Чтобы заставить поухатанов сотрудничать, англичане похитили Покахонтас. Что было с девушкой в плену – неизвестно. Некоторые источники утверждают, что дочь вождя оберегали, как сокровище. Иные свидетельства подтверждают теорию, что над Покахонтас жестоко издевались.

Находясь в заточении в Джеймстауне, Покахонтас знакомится с плантатором Джоном Рольфом. Спустя непродолжительное время дочь вождя принимает христианство и выходит замуж за нового знакомого. Что подвигло Покахонтас на такой шаг, узнать невозможно. Любовь это была или политический расчет, но индейская принцесса обрела мужа и европейское имя – Ребекка Рольф.


В 1615 году Покахонтас стала матерью – в Джеймстауне на свет появился Томас Рольф. Вскоре на плантациях Джона потребовались новые работники, поэтому Рольф собрал жену с сыном и отправился в Англию.

Путешествие принесло Покахонтас массу новых впечатлений. На родине муже индейскую девушку воспринимали как диковинку. Красавица выделялась из толпы даже в традиционном английском платье. Необычную чету принимали в знатных домах Старого Света. Покахонтас даже представили королю Англии Якову I.


Незадолго до возвращения на родину миссис Рольф заболела. Существует несколько теорий, что за болезнь сразила умную и решительную девушку. По официальным данным, Покахонтас умерла от оспы. Но исследователи не исключают, что заболеванием могли быть пневмония или туберкулез. Не исключается вариант, что Ребекку Рольф отравили. Якобы девушка узнала о готовящемся истреблении племени и собиралась предупредить родной народ.

Джон Рольф записал последние слова умирающей супруги:

«Все должно когда-нибудь умереть, и дерево, и цветок, и я… Из моего тела прорастет колос. Не плачь, любимый. Утешайся тем, что наш с тобой ребенок будет жить!»

Покахонтас похоронили в английском городе Грейвсенд. Памятник, посвященный девушке-дипломату, охраняет покой дочери вождя и является местом паломничества туристов со всего света.

Экранизации

Одним из первых историю любви между Матоакой и английским колонистом рассказал режиссер Лью Ландерс в фильме «Капитан Джон Смит и Покахонтас». Дебют кинокартины состоялся в 1953 году. Большинство сцен сняты в Вирджинии. Роль дочери вождя индейцев досталась актрисе Джоди Лоуренс.


Кинолента совместного производства США и Канады, вышедшая в 1995 году под названием «Покахонтас: Легенда», повторяет сюжет предыдущего фильма. Выдуманная сказка любви имела необычайный успех. Муж Матоаки не упоминается в сценарии. Роль Покахонтас исполнила Сандрин Холт.

Параллельно с канадской кинокартиной свет увидел первый полнометражный мультфильм компании «Дисней», основанный на исторических событиях. Особенностью «Покахонтас» стала музыка – композитор Алан Менкен награжден двумя «Оскарами» за композиции, которые создал для мультика. Персонажи анимационного фильма выглядели реалистичными и покорили зрителей всех возрастов.


В 1998 году вышло продолжение мультфильма «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет». Во второй части приключений принцесса отправилась в Англию, чтобы предотвратить войну. Голос Покахонтас в обеих картинах подарила Ирен Бедард.

Драма «Новый Свет» увидела свет в 2005 году. Фильм поднимает тему покорения первых индейцев и затрагивает историю любви Джона Смита и Покахонтас. Роль проницательной индейской девушки досталась актрисе К"Орианке Килчер, авантюриста-колонизатора сыграл .

  • Значение имени героини – «белое перышко», а прозвище «Покахонтас» переводится как «проказница».
  • Покахонтас умерла в 22 года.

  • В числе потомков индейской принцессы есть две первые леди США – Нэнси Рейган и Эдит Вильсон.
  • По неподтвержденным сведениям, до свадьбы с Джоном Рольфом Покахонтас состояла в браке с соплеменником Кокоумом, но бросила мужчину ради плантатора.

Реальность.

Покахонтас существовала. Правда, она была представительницей табачной индустрии, чем-то вроде живого индейского "табачного магазина" во времена, когда табачные магазины еще не открылись.
Юную индейскую принцессу Покахонтас (1595 - 1617) выкрали в 1613 году британские поселенцы - это было сделано ради заключения более выгодного мира белых с отцом девушки, вождем Поухатаном. Они надеялись обменять Покахонтас на пленных англичан. Пока она была в заключении, его преподобие отец Уайттейкер занимался с девочкой английским языком, знакомил ее со Священным писанием, пытался "привить ей достойные манеры" (Покахонтас с детства привыкла ходить по пояс голой и часто просила мальчишек "построить ей повозку, чтобы она могла прокатиться на ней без одежды").
Девушка показала хорошие способности - она все схватывала на лету, быстро училась и быстро привыкала к новой жизни.
Ее крестили именем Ребекка и выдали замуж за англичанина, фермера Джона Рольфа. Именно табачные плантации Джона (первые в Виржинии) дали штату шанс выжить.
В 1616 г. Джон предпринял поездку в Англию, чтобы показать новые образцы товара, и Покахонтас тоже была одним из образцов.
Надо заметить, что английский король Джеймс I табак терпеть не мог, называя его "вредным для глаз, противным для носа и смертоносным для мозга".
Когда Покахонтас с мужем и десятком соплеменников прибыла в Лондон, индейцев представили ко двору. Покахонтас имела успех у королевы Анны. В то время как все индейцы приехали в Англию в своем обычном платье, Покахонтас явилась во дворец одетой по последней моде - в туалете с высоким английским воротником. Покахонтас стала всеобщей любимицей. И именно тогда Джон Смит впервые - через 10 лет после того, как это случилось, - начал рассказывать окружающим историю про то, "как-она-спасла-меня-от-смерти". Тут нужно заметить, что еще в 1608 году Джон Смит написал книгу под названием "Настоящее открытие Виржинии" - так вот, в этой книге не было НИ СЛОВА о его чудесном спасении при помощи индейской девушки Покахонтас! Ещё любопытно то, что после отъезда Джона Покахонтас вышла замуж за соплеменника по имени Кокоум и, видимо, была ему верной супругой до 1613 года, пока ее не выкрали колонисты. А вся история любви была описана Джоном Смитом только в 1624 г. Может быть, Смит просто старался привлечь к себе чуточку больше внимания? К тому же до сих пор не найдено ни одного свидетельства о том, что капитан Джон Смит и Покахонтас действительно встречались во время ее пребывания в Англии.

Половина из прибывших в Англию с Джоном Рольфом индейцев умерли от неизвестных болезней. Покахонтас тоже заболела оспой и после долгих мучений умерла в марте 1617 г. в возрасте 22 лет. Она похоронена там, на берегах Туманного Альбиона.
Что же касается миссии Джона Рольфа, то она провалилась: король не уменьшил налоги. Однако "Виржиния" за год подняла экспорт табака вдвое - с 20 до 40 тысяч фунтов.
Джон Рольф (1585 - 1625) женился снова - на этот раз на англичанке, но через несколько лет был убит - говорят, это сделали индейцы. А его наследство и сейчас живо - в табачной компании Джо Кэмела.

Четыре лика Покахонтас.

Многим людям знакома история Покахонтас ― индианки, которая влюбилась в англичанина Джона Смита во время конфликта между европейскими поселенцами в Америке и индейцами. В 1995 году студия Диснея сняла красивый мультфильм, где были показаны романтические отношения между Джоном Смитом и Покахонтас. /сайт/

Всем известно, что в мультфильмах Диснея много художественных преувеличений. Но многие верили, что основные события из жизни Покахонтас показаны реалистично: любовь между ней и Джоном Смитом, её смелость, когда она спасла ему жизнь, и трагическая концовка, когда Джон Смит возвращается в Англию для лечения. Однако реальная жизнь Покахонтас выглядела совсем иначе.

Диснеевская студия сняла романтическую и искажённую историю жизни Покахонтас. Фото: fanpop.com

Считается, что Покахонтас родилась примерно в 1595 году в семье индейского вождя племени поухатанов. Её настоящее имя было Матоака, хотя в некоторых источниках встречается имя Амонут. «Покахонтас» ― это кличка, означающая «избалованный ребёнок» или «проказница». Племя Матоаки ― одно из 30 племён индейцев, говорящих на алконгинских языках. Они жили в Тайвотер, территория штата Вирджиния.

Матоака была ребёнком, когда в Новый свет прибыли англичане. Между колонизаторами и индейцами часто возникали конфликты. В 1607 году английский моряк и исследователь Джон Смит прибыл в Вирджинию на корабле с сотней других поселенцев. Однажды, когда он исследовал реку Чикахомини, его захватили индейцы. Его привезли в поселение племени поухатанов в Веровокомоко.

Дальнейшие события в разных источниках описаны по-разному. Сам Джон Смит писал, что его пригласили на большой праздник, во время которого он сидел рядом и беседовал с вождём поухатанов. В письме, написанном королеве Анне, Джон Смит рассказал, что Матоака бросилась к нему и закрыла его своим телом, когда индейцы хотели казнить его. Но Джон Смит был известен как человек, который любил приврать, чтобы добиться известности.

В диснеевском мультфильме Матоака/Покахонтас изображена как молодая девушка, спасшая Джона Смита. Но по его словам, ей тогда было чуть больше 10 лет. Поэтому маловероятно, что между ними возникли какие-то романтические чувства.

«Покахонтас спасает Джона Смита», картина работы Алонзо Чаппела, примерно 1865 год. Фото: Wikimedia

Матоака часто приходила в поселения колонизаторов в Джеймстауне и приносила им еду в трудные времена. 13 апреля 1613 года во время одного из таких визитов Самуэль Аргалл поймал Матоаку, чтобы обменять её на нескольких английских пленных, которых держал её отец. Она прожила год в Джеймстауне в качестве заложницы.

Во время её заключения табачный плантатор Джон Рольф проявил «особый интерес» к юной пленнице. Он добился её освобождения после того, как она согласилась выйти за него замуж. Матоаку крестили под именем Ребекка, и в 1614 году она вышла замуж за Джона Рольфа. Это первый известный брак между европейцем и представителем индейских племён.

«Крещение Покахонтас», картина работы Джона Гэдсби Чэпмана. Чэпман изобразил Пакохонтас в белом платье. Она принимает крещение от священника англиканской церкви Александра Вайтекера в Джеймстауне. Покахонтас окружают члены её семьи и английские поселенцы. Её брат Нантекуаус отвернулся во время церемонии. Сцена изображает распространённое в то время убеждение, что индейцы должны принять христианство и европейский образ жизни. Фото: Wikimedia

«Свадьба Матоаки и Джона Рольфа» из серии «Покахонтас: её жизнь и легенда» Вильяма М. С. Расмуссена. Это первый известный брак между английскими колонизаторами и индейцами. Фото: Wikimedia

Два года спустя Джон Рольф привёз Матоаку в Англию, чтобы использовать её в показательной кампании для получения финансирования колонии в Вирджинии. Её представляли как живой символ хороших отношений между англичанами и индейцами. Ребекку воспринимали как успешный пример перевоспитания «дикарки», а Рольф получил похвалы за то, что принёс христианство «безбожным племенам».

В Англии Матоака встретилась с Джоном Смитом. Она отказалась разговаривать с ним, отворачивалась от него и избегала. Её поведение явно не походило на беззаветную любовь, показанную в диснеевском мультфильме.

В 1617 году семейство Рольфа снарядило корабль, чтобы вернуться в Вирджинию. Но Матоака не смогла завершить путешествие домой. Она серьёзно заболела. Здесь существуют различные теории: воспаление лёгких, туберкулёз, оспа, по некоторым версиям её отравили. Ей пришлось сойти с корабля в английском городе Грейвзенде, где она скончалась 21 марта 1617 года. В то время ей был примерно 21 год. К несчастью, в жизни настоящей Покахонтас не было сказочного счастливого конца.

Статуя Покахонтас в Джеймстауне, Вирджиния, США. Фото: Wikimedia

О жизни реальной Покахонтас можно было бы снять более увлекательный фильм, чем у Диснея, но трагический.