О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарование.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство – и безнадежность.
…………………………………..
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала..

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой,
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
…………………………………………..

О, этот Юг! О, Эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица
Подняться хочет – и не может…
Нет ни полёта, ни размаху –
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
13 декабря 1864г

Тютчев.
Много десятков лет тому назад я защищала в Ленинградском Ун – тете дипломную работу « Тютчев и символисты»
Не думаю, что работа эта была с научной, литературоведческой точки зрения особенно интересна.
Я мало читала о них. Потому что не могла ездить в библиотеку и пользовалась теми книгами, которые привозил мне муж.(Я в то время ждала свою дочку.)
Но я читала поэтов. Сколько я их читала! И как они оставались во мне, со мною. Моя дочка удивляется тому, сколько стихов во мне помещается. Много, и верно, много…
Наверно, и комиссия, принимавшая экзамен, удивлялась.И всё я читала наизусть!
Борис Михайлович Эйхенбаум, великолепный профессор и чудный человек, бывший моим руководителем, сказал:
« Мы свидетели того, как росли и развивались студенты во время войны. Это удивительная самостоятельность – самостоятельность мысли, понимание эстетики стиха – всё это изнутри. Не выучено и не вычитано, а произведено собственной душой и собственным умом».
Я была и смущена, и польщена…
И вот – годы прошли. А стихи остались и, думаю, надолго останутся…

Тютчев больше известен как автор пейзажной лирики, однако в его творчестве есть настоящие жемчужины интимной поэзии. Читать стих «Последняя любовь» Тютчева Фёдора Ивановича нужно с ощущением нежности, которую автор вложил в его строки. Это произведение родилось на почве трепетных чувств автора, уже зрелого мужчины, к воспитаннице пансионата благородных девиц, Елене Денисьевой. Девушка ответила взаимностью. Солидная разница в возрасте не стала преградой для развития отношений пары. Их роман стал «интересным» поводом для сплетен среди знакомых высших кругах.

Текст стихотворения Тютчева «Последняя любовь» - попытка автора постичь непередаваемые чувства, которые ему подарила любовь «на склоне лет». Лирический герой, в образе которого отражается автор, не скрывает своего солидного возраста, выражая его метафорой «вечерний день». Герой осознает, что поздние прекрасные чувства не могут длиться долго, однако он с надеждой умоляет очарование продлиться.

Последнее четверостишие лаконично выражает неопределенные чувства автора, который понимает, что последняя любовь - это «и блаженство, и безысходность». Стих учат на уроках литературы в старших классах после ознакомления с обстоятельствами, которые подтолкнули к его написанию. Вы можете ознакомиться с текстом стиха онлайн или скачать его полностью на нашем сайте.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.


Федор Тютчев и Елена Денисьева.

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус, расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Елена Денисьева - последняя любовь Федора Тютчева.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев - русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

Елена Денисьева - муза и любовница поэта Федора Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...


Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: "...Память о ней - это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя... Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться, возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля - жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же..."

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувствовал! И я это пережил!"

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу Смольного института, но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней..." Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения, только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии. В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское: "...земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Да, герой уже немолод, поэтому "скудеет в жилах кровь" , зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием, чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: "Сияй, сияй, прощальный свет..." , "Помедли, помедли, вечерний день..." , "Продлись, продлись, очарование..."

Обязательно рассмотрите другие сочинения:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Когда Тютчев был взрослым мужчиной и известным автором многих произведений, он полюбил в девушку, которая была воспитанницей пансионата благородных девиц . Поэт не думал, что способен любить кого-либо так долго. Елена ответила взаимностью поэту, и их роман длился очень бурно. В высшем обществе возникло большое количество различных сплетен и споров, но Тютчев был счастлив и об этом нам рассказывает его произведение «Последняя любовь ».

Это, по личному мнению композитора, настоящая «героиня цикла». С двумя исключениями, все пьесы - классическая русская элегическая лирика. Элегия работает как нить через весь цикл. Среди одиннадцати «степеней» встречаются различные формы элегии: любовь, пастырская и философская элегия. Они встречаются в разных степях «Дома песни» от дилетанта «Поэма незнакомца» до крема русской поэзии, такой как вышеупомянутое стихотворение Пушкина. От одного стихотворения до следующего мы наполнены типичными элегическими темами: душа, нежность, любовь, забвение, самоотверженность, безумие, прощание, страдание, разрушение, проклятие, тьма, сумерки, ночь, сон, мечты, иллюзия, спокойствие, Они не рисуют клише, а составляют детали однородного целого.

Тютчев старается разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а затем отмечает, что «не склоне лет нежней мы любим и суеверней». Мужчина был женат два раза, но никогда не испытывал тех эмоций и чувств, которые родились в его сердце в отношениях с Еленой. Он сравнивает ее с зарей, осветившей собой его путь. В данной любви мужчина видит смысл собственной жизни, а также благодаря нему в нем проснулось вдохновение, которое, казалось бы, уже покинуло поэта.

По словам Сильвестрова, «он действует как воронка, включающая множество мотивов, разбросанных по всему циклу». Поэтическое единство усиливается музыкальными поклонами и рифмами, характерными для Сильвестрова. Уже связанные «ночные пейзажи» «Моя душа» и «В мечту» украшены чудесными фигурами. Цюцёва. Еще раз поэзия «поет сама». В тексте и музыке доминирует однородный элегический тон, который не отличает «высшие» и «более низкие» стихи.

Вокальная часть погружается и появляется в вибрирующем и прозрачном лабиринте устойчивых звуков фортепьяно. Интенсивность внутренней жизни лабиринта постепенно раскрывается. Индивидуальные голоса трель с тонкими ритмическими несоответствиями. Тональное движение совершенно непредсказуемо. Градация спокойного обилия как в тон, так и в агоническом цвете, по-видимому, неисчерпаема. Довольно часто пианист не хочет и не может сразу утихать, хотя декламация настоящего стихотворения давно закончена. Он медитирует через реверберацию, поводку, которая следует за каждым стихотворением.

Важно то, что после встречи с девушкой поэт вновь замечает, как прекрасна природа и обращается к пейзажной лирике . За окном – то, что наиболее подходит под его чувства и мысли на данный момент . Он не желает, чтобы день клонился к закату и вместе с тем не желает, чтобы его собственная жизнь так же неумолимо клонилась к завершению. Но то тепло, которое дает автору последняя любовь, греет его душу и наполняет огромным количеством различных чувств.

Совсем не случайно, что Сильвестров дистиллировал практически уникальный и очень личный тип инструментальной музыки из этих песенных ревербераций; он создал «Постительные» для скрипки, виолончели и фортепиано, «Полюс» для фортепиано с оркестром и даже полноценную «Почтение», как и название Симфонии Сильвестрова #. Цюцёва вдохновило Сильвестрова на бесконечное прощание с идеальным миром , воплощенным в поэзии, мир, который навсегда потерян. Конечная цель цикла состоит в напоминании нам о вечной важности этого идеального мира.

Два вокальных произведения для фортепиано, которые имеют сильное стилистическое сходство с песнями, представляют самого мастера. Это прелюдия, предназначенная для тех людей, которые хотят открыть свои сердца и умы для музыки Валентина Сильвестрова. Посвящение 51 Александр Блок, посвященный Ларисе Бондаренко Элегия 07 Аноним, посвященный Святославу Круликову Моя душа 35 Фёдор Сологуб, посвященный Олегу Киву Сине-серые тени переместились 08 Фёдор Тютчев, посвященный Борису Буевски Что ты за, дни? 06 Евгений Баратинский, посвященный Ине Барсовой Элегия 14 Александр Пушкин, посвященный Эдисону Денисову О, моя пророческая душа 03 Фёдор Тютчев, посвященный Дж.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева Ф.И.

Талантливый поэт-романтик Тютчев Федор Иванович уже в зрелом возрасте влюбляется в юную Елену Денисьеву, она была воспитанницей пансионата благородных девиц. Более того, это чувство взаимно и в них развивается бурный роман. Они становятся центром внимания многих сплетен. Сам автор не мог поверить своему счастью. В доказательство этого он пишет стихотворение «Последняя любовь» в 1850 году.

Беляева Специальное спасибо: Розамунда Бартлетт, Джим Муни. Формирование ранних литературных традиций в России возвращается к первому столетию. Принятие христианства подняло развитие преподавания, философии и теологической литературы. Включение церковной литературы и исторических хроник было написано или переведено с греческого на древнеславянскую церковь.

Старая русская литература состоит из нескольких шедевров, написанных на древнерусском языке . Другие хроники русской литературы включают «Задонщина», «Физиолог», «Синопсис» и «Задонщина», «Задонщина». «Путешествие за три моря». Былинас - популярные устные эпосы - христианские традиции и плавный язычник.

В стихотворении автор говорит, что чувство любви в зрелом возрасте намного нежнее и суевернее. Об этом он знает из личного опыта . Федор Тютчев уже был дважды женат, вырастил детей. Он открывает в себе новые черты характера, о которых он даже не знал. Он описывает свою любовь, как вечернюю зарю. Она освещает его жизненный путь особым сиянием. Это чувство дает ему силы для вдохновения. Именно после знакомства с Еленой Тютчев вновь начинает творить не только романтичную лирику, но и пейзажную. Его окружающий мир становится вновь прекрасным.

Средневековая русская литература носила преимущественно религиозный характер. Наиболее известные работы этого периода включают в себя: «Сообщения от Ивана Грозного» и автобиографию архиерейского священника Аввакума. Он установил правила нравственного поведения и дал поручения управлять домашним хозяйством.

Этот период характеризовался реформой русского алфавита и наем популярного языка для обще литературных целей, а также влиянием западноевропейских ценностей. Появилась современная русская литература, когда писатели стали все чаще разрабатывать свой собственный нетрадиционный стиль.

Стихотворение имеет особое звучание. Вначале может показаться, что произведение написано амфибрахием, но последнее слово нарушает слаженное звучание. Это считается перебивкой ритма, которую автор использует для создания доверительной интонации. Такой прием придает стихотворению исповедальный характер любовного признания.

Признанными мастерами этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский и поэт Гаврила Державин из Михаила Ломоносова, драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин, писатели Александр Радищев прозы и Николай Карамзин; последнему часто приписывают создание современного русского литературного языка.

Этот период предоставил таких гениев, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Лев Толстой и Антон Чехов. Столетие началось с возникновения романтики, которая была самой оживленной поэзией. За ним последовал ряд романтических стихотворений, проникнутых впечатлениями о его пребывании на юге России, и, наконец, Пушкин создал своего гения «Евгения Онегина». Эта великолепная работа - уникальный «роман в стихах» и представляет рассказ о современной русской жизни. Образы главных героев, Евгения и Татьяны и история их разорившейся любви оказали большое влияние на всю новейшую русскую литературу.

Это стихотворение многие считают уникальным в любовной поэзии , так как ни относится к страстному юношескому признанию или горькому сожалению о прошедшей любви, а есть объяснением мудрого и зрелого мужчины. Он знает цену жизни и любви и ценит каждый миг, верит в приметы и знаки. Все это, потому что он боится потерять то чувство, которое уже не мечтал ощутить, что-то драгоценное и важное. Своим стихотворением автор дает надежду каждому на взаимное и чистое чувство независимо от мнения окружающих людей и различия в возрасте.

В нем он представляет жизнь русской верхней буржуазии своего времени и вводит Онегина в качестве лишнего «человека». Одним из них, «Герой нашего времени», был первый русский психологический роман. на втором месте, Михаил Лермонтов. Он также написал «Демон» и «Новичка».

Пушкин создал несколько великих поэтических произведений , среди которых неповторимая поэма «Медный всадник », целый ряд прозаических писаний и несколько сотен замечательных стихов для классической тонкой простоты формы и глубокой лирической сенсации. На Пушкинском пути последовало целое новое поколение поэтов, в том числе Михаила Лермонтова, Евгения Баратынского, Константина Батюшкова, Николая Некрасова, Алексея Константиновича Толстого, Федора Тютчева и Афанасия Фета.

Федор Иванович принадлежит к той категории поэтов, которые за свою творческую карьеру написали не так много произведений. Но все его работы заслуживают уважения, проникают в душу читателя и находят там отклик.

Тютчев принадлежит к дворянскому обедневшему роду, хоть он и писал стихи, и даже печатался в журналах с юных лет , но всю жизнь проработал чиновником. Удивительно, что человек, проживший более двух десятков лет за границей, сумел так тонко прочувствовать душу русских людей, красиво и ярко изобразить природу. Философия, присущая Федору Ивановичу, завораживает и заставляет задуматься над собственной жизнью.

Особенно примечателен автор басни, поэт Иван Андреевич Крылов, чьи остроумные басни пользовались широкой популярностью как уроки мудрости и образцы владения языком. Имя Федора Тютчева следует упомянуть как «современного» поэта перед своим временем, предчувствие русской школы символизма.

Обращение в письмах постепенно уступало прозаическим писателям, с более реалистичным подходом к жизни. Николай Васильевич Гоголь - это недоумение, а зачастую и непонятная фигура между романтическими и реалистичными периодами русской литературы. Его проза прогрессировала от романтических сказок и фольклора его родной Украины к поиску, агрессивному, саркастическому реализму «Мертвых душ».

Предыстория написания «Последней любви»

Русские классики огромное число своих произведений посвятили теме любви, не остался в стороне и Тютчев. Анализ стихотворения показывает, что поэт очень точно и эмоционально передал это светлое чувство . Федору Ивановичу удалось написать такое красивое и трогательное произведение, потому что оно автобиографично. «Последняя любовь» посвящается его отношениям с 24-летней Еленой Денисьевой.

Он продолжался до двух столпов русской драмы: Александр Грибоедов и Александр Островский шли в центре внимания. Но до конца века несколько вечных игр были написаны Антоном Чеховым, например «Чайка». Золотой век русской прозы достиг своего апогея в работах двух крупнейших представителей русской фантастики. Это были Федор Достоевский и Лев Толстой. В романах Федора Достоевского рассматриваются политические и социальные вопросы , а также философские и нравственные вопросы российского общества . Его «Преступление и наказание» считается одним из лучших романов всех времен.

Стихотворение входит в «денисьевский цикл». Молодую девушку Тютчев полюбил в 57-летнем возрасте, когда он уже был обременен семьей. Влюбленные не могли открыто заявлять о своих чувствах, это показывает и анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь». Поэт обманывал свою семью, а девушка устала от роли любовницы. Вскоре Елена заболела скоротечной чахоткой и скончалась. Федор Иванович до самой своей смерти винил себя в гибели девушки.

Лев Толстой, как и его современник Достоевский, был не просто блестящим романистом, но и политическим мыслителем и философом. Его роман «Война и мир» - это семья и исторический роман в одном и считается одним из величайших литературных произведений в мировой литературе.

Повести Толстого являются одними из крупнейших в мире. Другой известный роман - «Ана Каренина», обширная работа по психологическому анализу и социальному наблюдению. В этот период были и другие важные цифры. Среди них был поэт Николай Некрасов, Николай Лесков, писатель романист и короткометражный писатель.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Произведение уникально тем, что его написал не юноша в порыве страсти, а умудренный жизненным опытом мужчина. «Последняя любовь» - это не сожаление о давно ушедших днях, а умение ценить каждые минуты, проведенные рядом с любимым человеком. Герой кажется чересчур суеверным, потому что он боится потерять драгоценные моменты, потому что они больше не повторятся в его жизни. В своих работах Федор Иванович человека делает величественным и слабым одновременно. Такая двойственность прослеживается и в этом произведении.

После великого века прозы произошло возрождение поэзии. Это называется Серебряный век . Культуры Западной Европы вдохновили новую породу русских поэтов, в то время как русская культура приобрела популярность в Европе. Валерия Брюсов и Дмитрий Мережковский - самые выдающиеся экспоненты в прозе символизма.

Однако спустя десятилетия после смерти Сталина было несколько оттепелей. Ограничения на литературу были облегчены. Борис Пастернак, наконец, опубликовал свой легендарный роман «Доктор Живаго», хотя и за пределами Советского Союза . Он был награжден Нобелевской премией по литературе, но был вынужден отказаться от авторских прав Совуита.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь , которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «

Текст «Последняя любовь» Ф.Тютчев

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» №5

Будучи уже зрелым человеком , состоявшимся дипломатом и известным поэтом , Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», - так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению. Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа . Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.

«Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева №6

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувствовал! И я это пережил!"

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу , но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. " Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения , только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии . В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское. ". земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Да, герой уже немолод, поэтому "скудеет в жилах кровь" . зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием, чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: "Сияй, сияй, прощальный свет. " . "Помедли, помедли, вечерний день. " . "Продлись, продлись, очарование. "

Послушайте стихотворение Тютчева Последняя любовь

Соседние темы

Картинка Последняя любовь

Фёдор Тютчев – ещё при жизни довольно известный русский поэт и дипломат, в довольно уже серьёзном возрасте влюбился в красивую двадцатичетырёхлетнюю Елену Денисьеву.

К его огромному удивлению эта любовь оказалась взаимной. Более десяти лет продолжался этот роман. Из-за его социального положения в обществе он не мог развестись со своей женой и вновь жениться.

Все эти годы он был благодарен своей жене за понимание и терпение, но и расстаться со своей любовью не мог. Поэт пережил обеих своих женщин. Особенно сильно переживал он смерть Елены и до конца своей жизни считал одного себя виновником её ранней гибели.

В пятидесятых годах девятнадцатого столетия Тютчев написал стихотворение «Последняя любовь», в котором пытается разобраться в своих внутренних переживаниях. Это стихотворение входит в довольно известный ряд лирических произведений, посвящённых отношениям между мужчиной и женщиной и прекрасному чувству, которое их связывает - чувству любви. Поэт дважды был женат, имел детей, но как он сам однажды написал своему другу в письме, «даже не представлял, что способен на такие сильные чувства».

Свою позднюю любовь он сравнивает с «зарёй вечерней», освещающей его жизненный путь особым сиянием и утверждает, что это непреодолимое чувство стало смыслом его существования и именно в нём он находит силу и вдохновение, которых он уже давно не ощущал и думал, что они навсегда его покинули.

Стихотворение «Последняя любовь» считают вершиной любовной лирики поэта. В каждой строчке этого произведения мы слышим тоску и грусть уже немолодого человека, который не может отказаться от так нежданно нахлынувшего на него счастья, а в самом признании мы слышим не юношескую страсть, а нотки горестного сожаления о прошедшей жизни, о любви, которая пришла к нему, к сожалению, так поздно. Но в тоже время – это слова человека, умудрённого жизненным опытом и знающим цену любви.

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней», - говорит поэт. Этими словами он повествует нам о том, что с возрастом начинаешь ценить то, что подарила тебе судьба. Тютчев с годами стал очень суеверным человеком, он очень сильно боялся потерять самое дорогое – то, что никогда уже не сможет обрести вновь – любовь.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь, которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье».

Тютчевский герой – это немолодой уже человек, и как он сам отмечает, что «скудеет в жилах его кровь», но и в тоже время он утверждает, что несмотря на возраст и на эту «скудость», его любовь, доброта, нежность, забота о любимом человеке «не скудеют в его сердце».

Да, последние строчки наполнены грустью и тоской, свою последнюю любовь он называет «безнадёжностью», но именно это чувство почему-то вызвало у главного героя чувство блаженства.