1. Ошибки управленческого анализа и рекомендации по их устранению

    Снизить риски возможно если правильно оформить недвижимость и землю в собственность Таким образом юридические ошибки также могут быть губительны для... Таким образом юридические ошибки также могут быть губительны для бизнеса а их исправление требует детального управленческого анализа РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА Управленческий анализ должен... При этом необходимо проверять не только своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности но и правильность заполнения первичных документов Для целей... Важно проводить анализ таких важных показателей как ликвидность имущества оборачиваемость активов и пассивов финансовое состояние коэффициентный анализ рентабельность капитала и прибыльность деятельности Если говорить... К негативным тенденциям следует отнести опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активам снижение ликвидности реализуемости активов чистых активов оборотного капитала Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том что организация оценивается так как если
  2. Оценка дебиторской задолженности МУП ЖКХ в процессе конкурсного производства
    Не найдено: пожалуйста , забудьте , цитату , томашевская , адушев
    Замедление оборачиваемости свидетельствует об отвлечении оборотных средств организации для расчетов с покупателями и заказчиками а также... Кдз Следует иметь в виду что чем больше период просрочки задолженности тем выше риск ее непогашения Коэффициент погашаемости возвратности дебиторской задолженности Кпдз определяется по формуле Кпдз Дср ВР где ВР - ... Первый вид способ - это оценка дебиторской задолженности единым потоком когда определяется рыночная стоимость актива как части единого целого составляющей стоимость всего бизнеса предприятия В основе этих исследований лежит... Важно установить правильное соотношение инвестиционной и обоснованной рыночной стоимости Главным является получение ответа на вопрос о том... Главным является получение ответа на вопрос о том что делать с данной задолженностью продолжать с ней работать или просто описать не проводя никаких затрат на ее реализацию Третий вид - оценка дебиторской задолженности как товара... Расчет рыночной стоимости дебиторской задолженности затратным подходом можно оформить в таблицу табл 1 Таблица 1. Предприятие - дебитор или для физических лиц-ФИО адрес... Проценты которые он может получить с дебитора за пользование чужими денежными средствами в размере 1 300 ставки рефинансирования а также судебные издержки и налоги в расчетах как правило не учитываются Расчеты проводятся на
  3. Закупки, запасы, поставки: как повысить финансовую эффективность
    Не найдено: пожалуйста , забудьте , цитату , томашевская , адушев
    Иными словами заключая договор и оформляя спецификации к нему мы должны быть уверены что сможем оформить расходные товарно-транспортные накладные ТТН когда наступит срок отгрузки Эту задачу и решает рассматриваемое в... Резервирование товарной позиции - это процедура распределения товарного запаса между заказами покупателей позволяющая определить потребности в закупках а также выявить невостребованную часть товарного запаса которая может быть предложена к покупке новым клиентам... Карандаши при правильном складировании могут храниться едва ли не вечно и для данного примера при наименьшей маржинальности... ROA return on assets рентабельность активов товарных запасов Если организация отслеживает плановый уровень этого показателя несложно выявить какие стоки не ... Для анализа эффективности закупочной политики целесообразно также рассчитывать коэффициент обратной оборачиваемости показывающий период оборота запасов в днях то есть срок за который они... Чем шире география и медлительнее логистика тем больше отвлекается оборотных средств и тем выше вероятность трансформации малой доходности в убыточность На заключительном этапе на

«Надо не просто «сначала жить», а прежде всего надо

«жизнь полюбить» причём «полюбить больше, чем смысл её».

Ф.М. Достоевский


Когда мы слышим словосочетание «психоневрологическое расстройство», мурашки пробегают по коже, и тут же возникает мысль: «Нет, ко мне это не имеет никакого отношения». Тем не менее, медицинская статистика утверждает, что 85 % всех жителей Земли в той или иной мере страдают нарушениями нервной системы и психики, явными или маскирующимися под различные физические заболевания. Конечно, люди все разные и то, что для одних - непосильный груз, для других - лёгкая работа. Современные психиатры владеют эффективными методиками лечения людей, у которых возникает болезненная тяга к смерти или суицидальные наклонности. Среди таких людей есть как взрослые, так и совсем юные. Но, как правило, в поле зрения специалистов попадают те, кто уже пытался убить себя, но попытка не удалась.


Согласно статистическим данным, юноши добровольно уходят из жизни чаще девушек.


Я думаю, что единственный способ не совершать подобное - научиться управлять собой, научиться контролировать свою психику. Это необходимо потому, что от состояния психики зависит в значительной степени и наше физическое здоровье.

Цель моего доклада: уберечь моих сверстников от этого страшного шага и объяснить их родителям, как по незначительным на первый взгляд чёрточкам поведения ребёнка можно на ранней стадии распознать зреющее решение о самоубийстве и не допустить трагедии.

Раздел1. Откуда приходит горе.


За прошлый год в Краснодарском крае зарегистрировано 215 незавершённых попыток самоубийств среди подростков. Ещё в 27 случаях дети погибли. 70 % всех попыток приходится в возрасте 15-17 лет. Две трети погибших в двадцати семи завершённых суицидах - юноши. В случае с незавершёнными ситуация противоположная - среди всех потенциальных самоубийц 70 % - девушки. Статистику ведут уже пять лет, и все эти годы она остаётся примерно одинаковой, (рис. 1.Статистика самоубийств).

Рисунок 1. Статистика самоубийств

Исследования показывают , мнение о том, что дети-самоубийцы в основном из неблагополучных семей - миф. Подавляющее большинство самоубийств приходится на детей из обычных семей с нормальным достатком и нередко полным комплектом родителей, (рис. 2. Классификация самоубийств).


Рисунок 2. Классификация самоубийств

Истинному суициду всегда предшествует депрессивное состояние, подавленное настроение, мысли об уходе из жизни. Причин у таких самоубийств может быть много, но все они основываются на внутренней неудовлетворённости человека: поиск смысла жизни не даёт результатов, любимая девушка (парень) отвернулись, в мире много зла, и ты никому не нужен. Распознать такого ребёнка могут только родители и специалисты. На долю этой группы приходится большинство завершённых самоубийств.


Из Интернет-форума потенциальных самоубийц:


«Я довольно сильный человек, поэтому терплю всё, что со мной происходит уже 4 года. Но как долго я смогу быть сильной? Поддержки ждать неоткуда. Моя мать зациклена на своих мелких проблемах, и когда я хочу попросить у неё хотя бы поддержки, я получаю очередную порцию того, что не смогла самореализоваться, и плевать, что я не выхожу из дома, уже давно не общаюсь с друзьями и рыдаю по ночам, а всем плевать, да и не будешь говорить своим беззаботным старым друзьям о суициде из-за смерти любимого, всем нужны весёлые и беззаботные друзья, с которыми можно нажраться в стельку…»


«Суицид является выходом только тогда, когда он хорошо продуман. Знайте, я 3 раза пыталась покончить жизнь самоубийством. Я резала вены, глотала таблетки, хотела прыгнуть с крыши. Меня спасли, я жива. Все вокруг счастливы, но никто так и не задумался о моём состоянии. Сейчас я просто тупо живу, нет, не живу - существую…».

Демонстративный суицид - это жестокая и своеобразная форма ведения беседы подростка со взрослыми. В подавляющем большинстве дети не хотят уходить из жизни, попытку уже суицида воспринимают, как возможность обратить на себя внимание, а иногда и как своеобразную форму шантажа родителей. Чаще всего такие дети устраивают спектакль с предсмертными записками и выбирают безболезненные формы самоубийства (пьют таблетки) с обязательным условием: чтобы их спасли, это как последний крик их измученной души. Услышьте нас! Но, к сожалению, родители не всегда приходят в рассчитанное время. Демонстративным суицидам принадлежит первенство среди незавершённых попыток самоубийства.


Форум:


«Мне 14 лет. В 5 лет развелись родители, я осталась с мамой и уехала в другой город. Живём в Москве мы уже 8 лет, семьёй из пяти человек. Мама единственная, кто работает, и на меня ей попросту не хватает времени! Она не интересуется моей учёбой (я отличница), моей жизнью вообще! Я пыталась ей сказать об этом, но она сетует на трудные времена, на то, что тоже тяжело. Бабушка (мамина мама) живёт с нами. И мама всегда прислушивается к ней, а бабушка меня ненавидит! Мама никогда не выслушивает меня. После того что скажет бабушка, она попросту перестаёт со мной общаться.


Бабушка постоянно называет меня гадким утёнком и говорит, что я некрасивая. Я выпила 70 таблеток снотворного, мне просто немного было плохо, и всё. А я хотела умереть! Мама вечером увидела пачки из-под таблеток, и я думала, что, увидев, она хотя бы заволнуется, спросит, в чём причина, а она просто назвала меня дурой, и легла спать! Мне стало так обидно - сдохнуть хочется ещё сильнее!!! ».

Скрытый суицид встречается тоже нередко. В основном к такой форме самовыражения приходят те, кто считает самоубийством грехом, но и жить не желает и не может. Таким юношам и девушкам присуще суицидально обусловленное поведение: перейти дорогу перед летящим авто, безумно гонять на машине, у них болезненная страсть к суперэкстремальным развлечениям (альпинизм, сёрфинг, горнолыжный спорт, дайвинг, авторалли, бои без правил, паркуй, прыжки на батуте, парашютный спорт и т. д.). Определить суицидальные наклонности у таких ребят может только специалист, да и в статистику самоубийств они попадают крайне редко, пополняя ряды погибших при несчастном случае.


Форум:


«Жить не хочу!!! Только надо это сделать красиво. Меня уже здесь ничего не держит. Но сама боюсь.


Сколько раз выбегала на дорогу и только один раз сбила машина. Сломала ногу и челюсть. Лежу в больнице. Ко мне не приходят друзья. Хочу умереть ещё больше. Выйду из больницы и тогда пойду на тот перекрёсток. Теперь не облажаюсь».

Раздел 2. Понять - значит простить.


Согласно общероссийской статистике 92 %, решившихся на самоубийство, до этого не попадали в поле зрения психиатров. Однако это вовсе не говорит о том, что они не подавали никаких знаков своим близким о своей внутренней трагеде. В этой анкете я привожу основные признаки, по которым вы сможете определить, что у вашего ребёнка не всё благополучно:


· ребёнок часто жалуется на собственную неустроенность и никчёмность;


· чрезмерно склонен к чёрному юмору, шутит на тему самоубийства;


· интересуется способами самоубийств;


· раздаёт свои любимые вещи друзьям и знакомым; мирится; переступая через собственную гордость со злейшими врагами; полностью приводит в порядок все текущие дела, не интересуясь перспективами.


О том, что решение почти созрело, можно догадаться по резкому изменению поведения:


· в еде - ест слишком мало или слишком много;


· во сне - спит слишком мало или слишком много;


· во внешнем виде - стал неряшлив;


· в школьных привычках - пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками, раздражителен, угрюм, подавлен, замкнут;


· стал чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;


· быстро переходит от радости к печали;


· проявляет признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Подростки, склонные к самоубийству, нередко стремятся к подражанию . Именно этим обусловлено такое явление, как эпидемия самоубийств: добровольная смерть приятеля воспринимается как сигнал к действию. Однако, даже заметив, что с ребёнком что-то не так, родители порой ограничиваются разговором походя. И когда ребёнок начинает рассказывать о своём горе (несчастная любовь, считает себя некрасивым, проблемы с одноклассниками и пр.), успокаивают простым: «Это несерьёзно. Всё будет нормально. Вырастешь, будешь смеяться над этим». И тогда ребёнок замыкается, а чувство одиночества только усугубляется. Он не хочет понимать, что в нём бушуют гормоны и поэтому на лбу выскочили прыщи, из-за которых стыдно выйти на улицу. Он не может ждать, пока вырастет. Он хочет жить, но не знает как.

Форум:


«Мысль о самоубийстве преследует меня с детства. А теперь всё зашло дальше некуда. Один раз даже напилась таблеток, но, видимо, оказалось мало. А самое главное то, что я боюсь умереть. Выброситься из окна - будет больно, а вдруг останусь всё-таки жива? Да и вернуть всё будет уже нельзя, если захочешь. Даже не знаю, что делать. Смысла в жизни не вижу. Да, конечно, хочется семью, детей. Но мне только 15 лет, и, как дожить до такого, даже не знаю».

Вывод:

Роль родителей в отвращении детей от мыслей о самоубийстве определяющая . От взрослых зависит, сумеет ребёнок перейти через трудный этап взросления благополучно или получит душевную травму на всю жизнь. И в борьбе за жизнь своего ребёнка, нельзя отказываться ни от каких средств. Самое действенное - помощь специалиста . Ведь если бы ребёнок своевременно получил психологическую поддержку, то роковой шаг вряд ли был бы сделан. Стоит обращаться к врачу или нет, решают родители. Психиатры придерживаются своей точки зрения: «Лучше перестраховаться и при малейших подозрениях обратиться к специалисту». Однако сначала с ребёнком всё же нужно поговорить. Безусловно, одним разговором трудно поправить дело. Но постоянное нормально выстроенное общение поможет. И тогда ребёнок поймёт, что жизнь прекрасна!


Форум:


«Я думаю, что нужно жить и при этом ценить эту жизнь, ценить каждый её момент…да бывает такое, что, кажется, всё, тупик и дальше нет пути, но, поверьте, выход есть всегда, просто нужно его найти! Эту запись в дневнике, я сделала более года назад, когда думала о самоубийстве. Теперь я счастлива как раз от того, от чего раньше страдала. Я переборола себя и рассказала человеку о своих чувствах, к моему удивлению он ответил мне взаимностью! И теперь уже практически год (через 2 недели будет год нашим отношениям) я счастлива, а на пальчике уже красуется помолвочное колечко».

Ты должен знать , что почти три тысячи российских подростков каждый год добровольно уходят из жизни. Психиатры и психологи уверенны - три четверти этих детей можно спасти, отвратив от рокового шага. Смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели его всестороннем совершенствовании. Я думаю, что жизнь надо ценить - ведь это то, что нам дано свыше, самое ценное и святое. Своих сверстников я призываю - любите жизнь! В наше время для молодёжи открыты все двери! Учитесь, работайте, учавствуйте во всех мероприятиях, добивайтесь своей цели, общайтесь с друзьями, отдыхайте (на море, в лесу, в горах и т. д.), занимайтесь художественной самодеятельностью (вокальные кружки, ВИА, разные танцы), рисуйте и ходите на спортивные кружки (волейбол, баскетбол, теннис, футбол и т. д.), гуляйте на природе, в парках, ходите в кино - этот список можно бесконечно продолжать, потому что действительно жизнь прекрасна! Не надо ставить точку в жизни, а надо ставить запятую и продолжать жить дальше, не смотря ни на что! У каждого были подъёмы и спады в жизни - это надо просто пережить, а не заканчивать жизнь самоубийством, нужно поднять голову выше и идти в будущее, даже если кто-то с вами плохо обращается, обижает, предаёт вас. Возьмите и докажите этим людям, чего вы стоите, добивайтесь своей цели и тогда жизнь будет казаться совершенно другой!

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Павлова И. А. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: sibac.info/archive/social/8.pdf (дата обращения: 03.01.2017)


Итак, наконец-то можно приступить к завершающей части этой статьи. Как ясно из названия, посвящена она будет оформлению цитат. Но для начала давайте немного поговорим об этом термине.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста. © Википедия

Конечно, понятие это очевидное, но для полноты этой части необходимое. Теперь я могу смело утверждать, что каждый, читавший эту часть будет знать, что такое цитата и в далее изложенном тексте не возникнет недопонимания.

А теперь перейдём к основным правилам оформления:

· Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.

· Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения, то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

Думаю, эти два пункта вполне очевидны. Само определение данного термина говорит о том, что текст передаётся не просто дословно, но и со всеми знаками препинания. На то это и цитата.

· В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках или особым шрифтом.

Итак, разберём пункт более подробно.

С кавычками, наверное, каждый разберётся. Но всё же дополню, что для оформления используется обычно два вида: французские кавычки, иначе ещё именуемые ёлочками («…»), и немецкие, также известные как лапки („…“).

Особым шрифтом, как утверждает Википедия, называется уменьшенный кегль, со втяжкой, курсивом. Однако не на всех ресурсах бывает возможность оформить так цитату, поэтому кавычки - беспроигрышный вариант.

Также хотелось бы отметить, что в других языках могут использоваться другие правила цитирования, но о них распространяться в данной статье не стану, так как все мы пишем на русском языке. Хотя бы в пределах фикбука.

Кстати говоря о нашей любимой «Книге фанфиков». Иногда я замечал, что на этом ресурсе цитаты просто выделяются курсивом. Также нередко мне встречалось обозначение цитаты знаком копирайта. Да я и сам в статьях частенько им пользуюсь, приводя цитаты.

Так что, как можно заметить, способов цитирования существует безгранично много.

Но в данной статье подробно рассмотреть мне хотелось бы именно оформление кавычками.

· При пропуске какого-либо фрагмента цитаты его необходимо заменить многоточием, которое иногда расположено в угловатых скобках.

На этом пункте остановимся более подробно. Чтобы долго нудно не разъяснять его, приведу пример такого цитирования. Точнее как будет выглядеть сама цитата с «вырванным куском», который встречался мне недавно в учебнике русского языка.

Пример:

«Но почему же я так помню? <…> Потому, что прошло каких-нибудь три-четыре часа, и все это - наше чудное купание вдвоем, и сонное озеро с неподвижно отраженными берегами, и еще тысяча других мыслей, чувств, впечатлений, - все это вдруг ушло куда-то». (Вениамин Каверин «Два капитана»)

Хотелось бы отметить, что пропущенный фрагмент цитаты также располагается внутри кавычек. И обратите, пожалуйста, внимание на то, что точка ставится после закрывающей кавычки.

Также я бы выделил ещё один случай, когда после двоеточия текст цитируется не с самого начала. В данном случае после двоеточия внутри кавычек ставится многоточие, а сам текст пишется с маленькой буквы.

Пример:

Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

· Варианты включения в текст цитат могут быть различны.

Мне известны два вида цитирования. Как прямая речь и как косвенная. А теперь более подробно разберёмся с каждым способом.

С цитированием как прямой речью всё очень просто. К таким цитатам применимы как раз те правила оформления прямой речи, что были изложены мною в предыдущей части данной статьи.

Пример:

«Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей Пьеру.

С косвенной речью дела обстоят несколько иначе и в каком-то плане даже проще. В данном случае цитата является неотъемлемой частью предложения и пишется всегда с маленькой буквы. Исключением может быть только случай, если начинается она с имени собственного.

Пример:

Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь».

Все эти правила характерны для цитирования прозаических текстов. А теперь давайте поговорим о стихотворных цитатах. Ведь они имеют свои особые правила.

· Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами.

Цитируя стихотворения подобным образом, искажается смысл, что порой это может выглядеть смешно и абсурдно.

Пример того, как делать не надо:

Пушкин пишет, что он любит Петра творенье.

· Общие правила оформления стихотворной цитаты.

Но говоря в общем о правилах цитирования стихотворения, можно снова выделить только два. Каждый из них, естественно, я подробно рассмотрю.

Итак, первый с соблюдением графического облика строфы. Цитируя таким образом, текст приводится без кавычек, пишется после двоеточия.

Пример:

«Чудная картина…» А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна

Второй способ цитирования применим к небольшим по размеру стихотворным цитатам, которые не превышают одну-две строки. В данном случае цитата берётся в кавычки.

Пример:

«Чудная картина» А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…»

В данном случае один раз уже было указано, о каком произведении или его создателе идёт речь, потому и повторяться нет нужды.

· Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после неё.

Если имя называется до цитирования стихотворения, то сама цитата пишется после двоеточия. Если же автор указывается в конце, имя указывается в скобках.

Примеры:

1. А. Фет пишет:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…

2. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…

· Цитаты разных поэтов.

Если в тексте приводятся стихотворения разных авторов, имя каждого необходимо указать в скобках после его работы.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

(«Зимнее утро»)

Мчатся тучи,
вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

И на этой ноте, пожалуй, можно закончить эту часть, а вместе с ней и всю статью. Надеюсь, она оказалась в какой-либо мере полезной.

Прим. Автора: Дабы не нарушать никаких законов и не находить проблем себе на пятую точку, указываю источник, с которого частично были заимствованы материалы для написания данной части статьи - http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.8

Статью подготовил Максим Клоков (Zebrul) специально для группы «Учебный центр «Бета - Гамма» (vk.com/beta_gamma).

Материал заимствован из статьи «Правила оформления прямой речи и цитат» того же автора.

Публикация данной статьи за пределами группы строго запрещена! Уважайте чужой труд, господа!

Цитаты способны украсить текст, подтверждая или шире раскрывая мысль, высказанную автором, поэтому, наверное, их охотно используют и в публицистике, и в научных работах. Но иногда введение в текст цитаты может вызвать затруднения с точки зрения пунктуации.

В этой статье мы постараемся вспомнить правила оформления цитат при разных способах включения их в текст. Вспомним, какие нужно использовать при этом, а также способы выделения каких-то слов в цитируемом отрывке.

Что такое цитата: пример

Цитата - это дословное воспроизведение сказанного, при этом неразрывно связанное по смыслу с текстом, куда данный отрывок включается.

Пожилой возраст - это, прежде всего, опыт, накопленный в течение жизни. Как говорила в свое время великая Фаина Раневская: «Воспоминания - это богатство старости».

Объединение нескольких отрывков из разных мест произведения в одной цитате не допускается. Их следует оформлять как разные цитаты. Обязательным требованием является и наличие указания на ее источник.

Если приводящееся вами место начинается не с начала предложения оригинала, то в цитате там ставится многоточие. На месте всех пропущенных слов в отрывке также ставится этот знак.

«… Умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает», - подчеркивала Раневская.

Как указывается автор или источник цитируемого отрывка

О том, как оформляется библиографическая сноска, в этой статье мы рассказывать не станем, но обсудим способы, которыми указывается автор или источник цитируемого. Правила хорошего тона требуют делать это каждый раз, когда вы пользуетесь чьей-то мыслью.

«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (Дэвид Даннинг).

Обратите внимание, что точка после цитаты в таком варианте не ставится, ее ставят лишь после ссылки! Кстати, если первое слово в скобках, указывающее на источник, не имя собственное, то пишется оно с маленькой буквы.

«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (из статьи психолога Дэвида Даннинга).

Если же оформление цитат в тексте требует вынести имя автора или их источник на другую строку, то они пишутся уже без скобок и иных знаков препинания. А после самой цитаты ставится точка или любой необходимый знак.

У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам.

Дэвид Даннинг

Это же правило распространяется и на эпиграфы.

Выделения внутри цитат

Если в приведенном в качестве цитаты отрывке имеются авторские выделения, их сохраняют в том же виде, как и в первоисточнике. Оформление цитат не требует специально подчеркивать, что данные отметки принадлежат автору. В случаях же, когда выделить что-то хочет цитирующий, он должен сделать соответственную сноску. Для этого в скобках указывают: «курсив мой» или «выделено мной» - и ставят инициалы.

А. Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать (курсив мой - И.И.)».

«Литературное предание, соединившее их имена (Гоголя и Островского - И.И.), знаменательно. Ведь Островского поначалу восприняли как прямого продолжателя дела Гоголя…»

Способы, которыми цитаты вводятся в контекст

Цитаты могут вводиться в предложение как прямая речь. В этих случаях и в русском языке ставятся так же, как при выделении прямой речи.

И. Захаров подчеркивает: «Раневская выносила другим жестокие определения, смахивающие на решения судебных инстанций. Но и себя не щадила».

В случаях же если цитата должна быть разделена словами автора, это выглядит так:

«Его величество совершенно остается уверенным, - писал А.С. Пушкину А.Х. Бенкендорф, - что вы употребите отличные способности ваши на передание потомству славы нашего Отечества…»

Если цитата - это дополнение, или же она входит в придаточную часть то никаких знаков, кроме кавычек, не ставится, а саму цитату начинают с маленькой буквы, даже если в источнике она писалась с большой:

В свое время философ Дж. Локк говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».

в конце цитаты

Отдельно нужно рассмотреть оформление цитаты на письме в ситуациях, когда необходимо определиться со знаками препинания в конце нее - до и после кавычек.

  • Если цитируемая фраза заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками:

Восклицала: «Подчиняясь всем правилам, лишаешь себя множества удовольствий!»

  • А в ситуации, когда в цитате перед кавычками знаков нет, в конце предложения ставится точка, но только после них:

Раневская сокрушалась: «85 лет при диабете - не сахар».

  • Если же цитата - это часть придаточного предложения, то точку после кавычек следует ставить, даже если перед ними уже имеется либо восклицательный, либо вопросительный знак или многоточие:

Марлен Дитрих справедливо полагала, что «нежность является лучшим доказательством любви, чем самые страстные клятвы…».

Строчная или стоит в начале цитаты?

Если цитата помещается после двоеточия, то необходимо обратить внимание на то, с какой буквы она начиналась в первоисточнике. Если со строчной буквы - то цитата пишется с маленькой, только перед текстом ставится многоточие:

Описывая А.С. Пушкина, И.А. Гончаров подчеркивал: «…в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».

Если же приводимый отрывок начинается с прописной буквы, то оформление цитат происходит так же, как и при прямой речи - с большой буквы после двоеточия.

В. Лакшин писал об А.Н. Островском: «Много продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе».

Еще некоторые нюансы обозначения цитат

А как обозначить цитату, если необходимо привести только одно слово или словосочетание? В таких случаях приводимое слово заключается в кавычки и вводится в предложение с маленькой буквы:

В. Лакшин подчеркивал, что лица в комедиях Островского точны исторически и «этнографически ярки».

В ситуациях, когда первоисточника цитаты нет в свободном доступе (нет перевода на русский или же это редкое издание), то при цитировании следует указать: «цит. по».

Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке

Оформление цитат требует не только соблюдения правил пунктуации, но и корректного отношения к цитируемому тексту. Со стороны автора статьи, в которой приводятся эти отрывки, допускается только несколько отклонений от их исходного состояния:

  • употребление современной орфографии и пунктуации, если манера написания и расстановка знаков не признак индивидуального стиля автора;
  • восстановление сокращенных слов, но с обязательным заключением дописанной части в например, св-во - св[ойст]во;
  • оформление цитат допускает и пропуск отдельных слов в них, с обозначением места пропуска многоточием, если это не исказит общий смысл приводимого отрывка;
  • при включении отдельных словосочетаний или слов можно изменять их падеж, чтобы не нарушить синтаксический строй фразы, в которую они включены.

Если же автору требуется дополнительно выразить свое отношение к цитируемому отрывку или к некоторым его словам, он, как правило, ставит после них заключенный в круглые скобки вопросительный или восклицательный знак.

Не только знаки препинания в русском языке должны служить для передачи цитаты

Для пишущего научный или литературный труд автора, цитата - это убедительный и экономный прием, который позволяет представить факты читателю, провести их обобщение и, конечно же, подтвердить свою мысль ссылкой на авторитетные источники.

В ненаучных текстах цитата часто является средством эмоционального воздействия. Но нельзя забывать, что приводимый отрывок должен передаваться точно. Ведь даже в определении понятия «цитата» подчеркивается, что это дословно переданная выдержка из какого-либо текста. А из этого следует, что не только сам текст, но и знаки препинания, имеющиеся у автора, а также выделения, которые есть у него, должны быть воспроизведены без искажений.

И это в равной мере можно отнести как к официальным документам, так и к эмоциональным выдержкам из художественной литературы. Лишь помня об этом, можно до конца понять, что такое цитата. Пример бережного отношения к цитируемому материалу - это прежде всего уважение к автору, написавшему приводимые вами строки.

Социальные сети убедительно показывают нам, что люди обожают цитаты. Мы часто видим их на картинках и некоторые нравятся нам настолько, что мы их запоминаем. Совсем другое дело — статьи в интернете. Цитаты в них — особенно важные, помогающие раскрывать суть статьи — редкость. Почему так происходит?

Мой опыт говорит о том, что у этого явления три причины:

  • авторы пишут много и не хотят заморачиваться подбором цитат
  • статьи часто пишутся на заказ и автор просто не владеет темой настолько, чтобы подобрать цитаты
  • цитат избегают потому, что они могут понизить уровень уникальности текста

И это очень грустное явление, потому что цитаты помогают автору подкреплять свои доводы и мысли мнением более важных и авторитетных людей. Цитаты делают текст более убедительным и ярким, и очень часто становятся сильным местом статьи.

Замечательные советы о цитировании я нашла в книге

«Как писать убедительно»

Джеральда Граффа и Кэти Биркенштайн. Книга хороша тем, что в ней не только теория, но и готовые шаблоны (Делюсь с вами целой главой из нее:

Глава 3 «По его словам»

Искусство цитирования

Цитирование придает вашему обзору бóльшую достоверность и помогает убедить читателя в том, что ваши обобщения честны и точны. Следовательно, в каком-то смысле цитаты служат своего рода подкреплением ваших доводов, говоря читателю: «Смотрите, это не я придумал. Она сама говорит об этом - вот ее слова».

Однако многие авторы допускают в отношении цитирования множество ошибок, не последняя из которых - недостаточное количество или даже полное отсутствие цитат. Некоторые цитируют слишком мало - возможно, потому, что не хотят утруждать себя и снова обращаться к оригинальному тексту за точными словами автора или полагают, что могут восстановить его идеи по памяти.

Другая крайность - перегруженность текста цитатами до такой степени, что места для собственных комментариев автора практически не остается; причиной может быть неуверенность автора в том, что он сможет правильно прокомментировать цитаты, или недопонимание их смысла, что мешает дать адекватное пояснение цитируемым словам оппонента.

Однако основная проблема, связанная с цитированием, возникает тогда, когда автор текста решает, что цитаты могут говорить сами за себя.

Из того, что смысл цитируемого фрагмента кажется очевидным ему самому, он делает вывод, что читатели поймут цитату с той же легкостью, хотя на практике это часто оказывается не так.

Авторы, допускающие такую ошибку, считают свою работу выполненной, когда подбирают подходящую цитату и вставляют ее в текст. Они пишут свои соображения о проблеме, вкрапляют там и сям несколько цитат, и - вуаля! - статья готова. Они не в состоянии понять, что цитирование - это не только заключение в кавычки того, что «они говорят».

Цитаты в чем-то подобны сиротам: это слова, вырванные из оригинального контекста, которые необходимо встроить в новое текстовое окружение.

В этой главе мы предлагаем два основных пути такого встраивания:

1) вдумчиво подходить к выбору цитат, всегда обращая внимания на то, насколько удачно они подчеркивают те или иные мысли в вашем тексте;

и 2) помещать каждую важную цитату в правильное обрамление, указывая, кому принадлежат эти слова, каков их смысл и какое отношение они имеют к вашему тексту.

Мы хотим особо подчеркнуть, что цитирование того, что «они говорят», всегда должно быть связано с тем, что говорите вы.

Цитируйте нужные отрывки

Прежде чем выбрать подходящие цитаты, разберитесь в том, чего вы планируете добиться, то есть как они смогут помочь вашему тексту в том или ином месте, куда вы собираетесь их поместить.

Не нужно вставлять в текст цитаты только затем, чтобы продемонстрировать свое знакомство с чужими работами; они должны подкреплять ваши мысли.

Однако подбор правильных цитат - не всегда легкая задача. Бывает так, что цитаты, которые вначале казались вам подходящими, постепенно перестают быть такими по мере того, как вы дописываете и пересматриваете текст.

Поскольку процесс написания не всегда развивается по заранее спланированному сценарию, иногда вы обнаруживаете, что цитата, поначалу служившая идеальной поддержкой ваших аргументов, перестает работать.

Поэтому формулировка тезисов и подбор цитат к ним не всегда являются отдельными последовательными стадиями работы.

Когда вы глубоко погружаетесь в работу над текстом, вновь и вновь пересматривая и редактируя его, отношения между вашими аргументами и выбранными цитатами могут измениться не один раз.

Правильное обрамление цитирования

Поиск подходящих цитат - только часть вашей работы; помимо этого вам необходимо представить их так, чтобы их смысл и отношение к вашим словам были очевидны для читателя.

Поскольку цитаты не говорят сами за себя, вы должны построить вокруг них соответствующее обрамление, чтобы сопроводить их всем необходимым.

Цитаты, вставленные в текст без обрамления, иногда называются «подвешенными»: они будто бы повисают в воздухе, лишенные всяких разъяснений.

Стив Бентон, один из аспирантов, помогавших нам в работе над книгой, назвал такое цитирование «бегством с места происшествия», проводя аналогию с водителями, которые уезжают с места ДТП, не желая брать на себя ответственность за ваш помятый бампер или разбитые фары.

Вот пример такого цитирования.

Он взят из рецензии на статью философа-феминистки Сьюзан Бордо, которая переживает из-за того, что СМИ заставляют молодых женщин садиться на диету даже в таких ранее изолированных регионах мира, как, например, Фиджи.

Сьюзан Бордо пишет о женщинах и диетах. «Фиджи - лишь один из примеров. Пока в 1995 году сюда не пришло телевидение, на островах не было зафиксировано ни одного случая расстройств, связанных с питанием. В 1998 году, спустя три года после того, как здесь стали транслироваться передачи из США и Великобритании, 62% опрошенных девушек заявили, что сидят на диете».

Мне кажется, Бордо права. Она говорит также о том… Поскольку автор данного текста не сумел адекватно ввести цитату или объяснить, почему эти слова достойны цитирования, читателю сложно реконструировать точку зрения, которую отстаивает Бордо.

Автор рецензии не только не говорит нам о том, кто такая Бордо и является ли она автором цитаты, но даже не объясняет, как ее слова связаны с тем, что говорит он сам, и в чем именно, на его взгляд, она «права». Он просто «подвешивает» цитату, торопясь перейти к какой-то другой мысли.

Правильно обрамленная цитата находится внутри конструкции, которую мы называем «цитатным бутербродом»: утверждение, предваряющее цитату, служит верхним кусочком хлеба, объяснение, следующее за цитатой, - нижним, а сама цитата - начинкой.

В части текста, предваряющей цитату, вы должны пояснить, кто является ее автором, и подготовить для нее смысловую базу; в следующей за цитатой объяснительной части вам необходимо показать читателю, почему она кажется вам важной и в чем, на ваш взгляд, состоит ее смысл.


Шаблоны для ввода цитат в текст

 Х утверждает, что «не все стероиды нужно запретить употреблять спортсменам».
Как говорит знаменитый философ Х: «____».
По мнению Х: «____».
Сам Х пишет об этом: «____».
В своей книге ____ Х говорит о том, что «____».
В журнале Commentary Х выражает сожаление по поводу того, что «____».
С точки зрения Х, «____».
Х соглашается с этим, утверждая: «____».
Х с этим не согласен, говоря: «____».
Х еще более усложняет вопрос, когда пишет: «____».

Шаблоны для разъяснения цитат

Самый полезный совет по поводу цитирования, с точки зрения наших студентов, - завести привычку сопровождать каждую цитату разъяснением ее смысла, используя шаблоны вроде приведенных ниже.

По сути, Х предупреждает нас о том, что предложенное решение лишь усугубит проблему.
Иными словами, Х верит, что ____.
Давая такой комментарий, Х побуждает нас ____.
В этом Х соглашается со старинным изречением, которое гласит: ____.
Смысл высказывания Х в том, что ____.
Аргументы Х сводятся к ____.

Предлагая читателю такие пояснения, важно использовать язык, точно отражающий дух цитируемой фразы.

Вполне уместно было бы, оформляя цитату о Фиджи, написать: «Бордо утверждает» или «Бордо говорит». Однако, принимая во внимание тот факт, что Бордо явно обесп окоена распространением влияния СМИ на эти отдаленные острова, гораздо точнее будет использовать язык, отражающий ее тревогу: «Бордо озабочена тем, что», или «ее волнует», или «она предостерегает».

Рассмотрим, например, как можно отредактировать приведенный ранее отрывок из рецензии на Бордо, используя некоторые из этих приемов: Философ-феминистка Сьюзан Бордо осуждает одержимость западных СМИ женским похудением и диетами.

В первую очередь ее волнует то, что все больше женщин по всему миру начинают под их влиянием считать себя толстыми и нуждающимися в диете.

Используя в качестве подкрепления своих взглядов пример островов Фиджи, Бордо отмечает, что «пока в 1995 году сюда не пришло телевидение, на островах не было зафиксировано ни одного случая расстройств, связанных с питанием.

В 1998 году, спустя три года после того, как здесь стали транслироваться передачи из США и Великобритании, 62% опрошенных девушек заявили, что сидят на диете» (149–150).

Бордо отмечает, что западный культ диет распространился по земному шару до самых отдаленных уголков. Она обеспокоена тем, что культура диет находит нас везде, где бы мы ни жили. То, о чем говорит Бордо, волнует и меня. Я согласна с ней, поскольку большинство женщин, которых я знаю, независимо от того, откуда они родом, всерьез переживают из-за своего веса.

В таком обрамлении слова Бордо не только лучше встраиваются в авторский текст, но помогают автору также дать интерпретацию того, о чем говорит Бордо. Обороты «философ-феминистка» и «Бордо отмечает» снабжают читателя необходимой информацией, а предложение, следующее за цитатой, перебрасывает мостик между словами Бордо и авторским текстом.

Упоминание о 62% девушек на Фиджи, сидящих на диете, перестает быть сухой статистикой (как это было в неправильном отрывке, приведенном ранее) и становится количественным примером того, как «западный культ диет распространился по земному шару».

Важно также, что эти предложения разъясняют мысль Бордо словами автора, давая понять, что цитата использована автором намеренно, чтобы подготовить почву для собственных аргументов, а не с целью увеличить объем статьи или список литературы.

Слияние чужих и ваших слов

Приведенный выше вариант обрамления цитаты хорошо работает еще и потому, что он точно передает слова Бордо и вместе с тем придает этим словам звучание, необходимое автору текста. Обратите внимание, как в этом отрывке автор несколько раз возвращается к основной идее о диетах, как продолжает тему Бордо о «телевидении» и американских и британских «передачах», вводя термин «культ» и определяя далее этот культ как «западный».

Вместо того чтобы просто повторить сказанное Бордо слово в слово, предложения, следующие за цитатой, достаточно адекватно передают ее речь, но в то же время разворачивают дискуссию в направлении, нужном автору. В итоге обрамление цитаты создает удачное сочетание слов Бордо со словами автора.

Бывает ли анализ цитат чрезмерным?

Можно ли переусердствовать при разъяснении цитат? И как понять, что объяснений уже достаточно? Ведь не все цитаты требуют одинакового количества пояснений, а каких-то раз и навсегда установленных правил для того, чтобы это определить, не существует.

В общем можно сказать, что больше всего разъяснений требуют такие цитаты, которые могут оказаться трудными для понимания, - длинные и сложные, с многочисленными подробностями или жаргонными словами, содержащие в себе какие-то незаметные на первый взгляд проблемы.

Хотя обычно место и объем пояснений диктуется конкретной ситуацией, мы можем предложить один общий совет: если вы сомневаетесь, стоит ли объяснять, - объясняйте.

Лучше рискнуть и оказаться чрезмерно многословным в объяснении смысла цитаты, чем «подвесить» ее, оставив читателей в недоумении.

Даже если вы знаете, что ваша аудитория знакома с трудами того, кого вы цитируете, и способна сама интерпретировать его слова, лучше все равно обеспечить цитате полное объяснительное оформление.

Даже в таких случаях читателям необходимо знать, как понимаете эту цитату вы, поскольку слова - особенно если они принадлежат неоднозначным фигурам - можно интерпретировать по-разному и использовать для поддержки разных, порой противоположных, мнений.

Ваши читатели должны увидеть, что вы делаете с тем материалом, который цитируете, - хотя бы для того, чтобы удостовериться, что вы и они читали одно и то же.

Как не нужно вводить цитаты

Мы хотим закончить эту главу обзором некоторых неправильных вариантов ввода цитат в текст. Не стоит предварять цитату такими оборотами, как «Оруэлл предлагает идею о том…» или «Позаимствованная у Шекспира цитата говорит…», хотя некоторые авторы так поступают.

Такие вводные обороты избыточны и сбивают с толку. В первом примере вы можете написать: «Оруэлл предлагает…» или «Идея Оруэлла в том…», а не комбинировать оба варианта, что будет явным излишеством.

Второй пример запутывает читателя, потому что цитированием занимается автор, а не Шекспир (оборот «позаимствованная у Шекспира цитата» допускает разночтения). Шаблоны из этой книги помогут вам избежать подобных ошибок.

Когда вы достигнете мастерства в употреблении таких шаблонов, как «по утверждению Х» или «говоря словами самого Х», вы, вероятно, даже не будете об этом задумываться, спокойно фокусируясь на интересных идеях, которые можно оформить при помощи шаблонов.

Упражнения

  1. Найдите опубликованную работу, в которой цитируется то, что «они говорят». Как автор встраивает цитаты в текст? Как он вводит эти цитаты и что говорит (если говорит вообще) для того, чтобы объяснить их и привязать к собственному тексту? Можете ли вы предложить какие-то улучшения, опираясь на то, что прочли в этой главе?
  2. Проанализируйте одну из своих письменных работ по какомулибо предмету. Цитировали ли вы в ней какие-нибудь источники? Если да, то как вы встраивали цитаты в текст? Как подводили к ним читателя? Как объясняли их смысл? Каким образом обозначали их отношение к вашему тексту? Если вы ничего этого не делали, отредактируйте ваш текст, используя шаблоны для ввода цитат в текст и разъяснения цитат. Если вы никогда не использовали цитаты в ваших текстах, попробуйте отредактировать какую-либо из своих работ, добавив цитаты.

На русском языке книга «Как писать убедительно» выпущена издательством «Альпина»

Еще на эту тему

22 Июл 2017 Метки: , 23514