Транскрипт

1 Лабораторные работы по физике 7-9 классы Введение. Почему возникают погрешности при измерениях? В работах, представленных в пособии, встречаются два вида измерений: прямые и косвенные. 1. Измерения, в которых результат находится непосредственно в процессе считывания со шкалы прибора или на основе сравнения с мерой, называются прямыми. Для выполнения прямых измерений используют измерительные приборы: линейки, мерные ленты, измерительные (мензурки), набор гирь и т.д. цилиндры Но при измерении физических величин с помощью различных приборов возникают погрешности. От чего они появляются? А) При всяком измерении измеряемая физическая величина сравнивается с однородной величиной, принятой за единицу измерения. Если записано, что масса тела равна 5 кг, то это значение массы есть произведение числового значения физической величины (5) на единицу массы (кг). Измерить массу это значит определить, во сколько раз масса тела отличается от массы эталона. Конечно, сравнение происходит косвенно. Например, массу данного тела мы сравниваем с массой гирь. Но при этом массы гирь не точно равны так называемым номинальным значениям, которые на них проставлены. Мы видим, что в физике и технике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, следовательно, нет и абсолютно точных средств измерения. Б) Погрешность измерений также появляется и вследствие не совсем верной работы экспериментатора. Например, объем жидкости может быть измерен неверно, если наблюдатель будет располагать глаз ниже или выше уровня жидкости; длина стола будет также измерена неправильно, если измерительную ленту не натянуть (но при этом не подвергать деформации.) Таким образом, измеряя величину, мы получаем лишь ее приближенное значение, которое будет отличаться от истинного значения. Чем больше цена деления, тем менее точно измерена величина. Для того, чтобы характеризовать ошибку, которую мы допускаем при измерении данной величины с помощью прибора вводят так называемую абсолютную погрешность измерения данной физической величины а. Абсолютная погрешность измерения принимают равной половине цены деления измерительного прибора. 1

2 см см Пример: цена_деления = V изм. = 10см 3 + 1*2,5см 3 = 12,5см 3 цена _ деления V = 2 2,5см см 2 3 = 1,25см 3 = 2,5см 3 Также принято конечный результат записывать в виде a = a изм. ± a. Пример: V = V изм. ± V V = 12,5см 3 ±1,25см 3 Что означает эта запись? Что мы измерили объем жидкости и истинное значение может находится в интервале от (12,5см 3-1,25см 3) до (12,5см 3 +1,25см 3). V изм. - V V 11,25см 3 изм. V 12,5см 3 13,75см 3 изм. + V Но абсолютная погрешность не в полной мере характеризует измерение. Пусть, например, в результате измерений установлено, что длина стола равна l = (100 ± 0,5)см, а толщина его крышки d = (2 ± 0,5)см. Хотя абсолютная погрешность измерений в этих случаях одинакова, ясно, что качество измерения в первом случае выше. Качество измерений характеризуется относительной погрешностью ε, которая вычисляется по формуле: a *100% 2 a изм.

3 Чаще всего относительная погрешность измеряется в процентах. В частности, в вышеприведенном примере: 3 V 1,25см *100%; 3 0, 1 12,5см V изм. ε=10% 2. В большинстве случаев измерения являются косвенными, когда результат определяется на основе расчетов. Например, какую-то величину k нельзя измерить непосредственно, а можно вычислить по формуле: k a b или a k. b Соответственно, необходимо измерить величины a и b. Но каждая величина измерена с определенной погрешностью. Пусть ε a относительная погрешность измерений величины а; ε b относительная погрешность измерений величины b, тогда ε k =ε a + ε b. Соответственно, k =k изм. * ε k. Техника безопасности при проведении лабораторных работ 1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя или лаборанта. 2. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ рабочего места без разрешения учителя или лаборанта. 3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом. 4. НЕ ДЕРЖИТЕ на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания. 5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите еѐ описание, уясните ход еѐ выполнения. 6. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири на правую. 7. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, ни в коем случае не бросайте их. 8. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол. 9. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями. 10. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок. 11. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале. 12. При выполнении практических работ с применением ниток НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами. 13. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко. 3

4 л/р Лабораторные работы по физике 7 класс. Наименование лабораторной работы Цель Приборы и материалы: (в наличии) 1. «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объѐма жидкости мензурка, стакан, колба, окрашенная вода 2. «Измерение размеров малых тел» научиться выполнять измерение способом рядов 3. «Изучение зависимости пути от времени при определить зависимость пути от времени при прямолинейном равномерном движении. равномерном движении; измерить скорость Измерение скорости» 4. «Измерение массы вещества на рычажных весах» измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов 5. «Измерение объема твердого тела» научиться измерять объѐмы твѐрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы) 6. «Определение плотности твердого тела» научиться измерять плотность твѐрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твѐрдых тел правильной формы) 7. «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» 8. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления, пользоваться динамометром, измерять с его помощью силы. исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жѐсткость пружины линейка, иголка, пшено, горох трубка стеклянная с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности динамометр, шкала которого закрыта бумагой, штатив с муфтой, лапкой и кольцом, набор грузов по 102 г, деревянная линейка, деревянный брусок с отверстиями. штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка 4

5 9. «Определение центра тяжести плоской пластины» 10. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» найти точку, служащую центром тяжести пластины выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как 11. «Измерение давления твердого тела на опору» научиться определять давление твѐрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы)/штангенциркуля (для тел с круглым основанием); вывести зависимость глубины погружения тела в песок от изменения давления этого тела на песок 12. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела правильной и неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра и линейки 13. Выяснение условий плавания тела в жидкости на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет 14. «Выяснение условий равновесия рычага» проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов 15. «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов динамометр, линейка, штангенциркуль, брусок (желательно тяжѐлый), тело с круглым дном-основанием, корытце с песком динамометр, мензурка с водой, линейка, таблица плотностей, 2 тела (1 тело неправильной формы и 1 тело правильной формы) весы настольные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка, окрашенная жидкость рычаг на штативе, набор грузов, линейка динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр 5

6 Лабораторная работа «Определение цены деления измерительных приборов (мензурки и термометра). Определение объема жидкости и температуры». 1. Найдите цену деления и снимите показания стрелки: 2. Найдите цену деления: А) ц.д. = ц.д. = см показания = см Приведите примеры физических величин Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике. 1. С чем связано, что объем и температура измерены приближѐнно? 2.Какой прибор (мензурка или термометр) более точно измерили величину? 6

7 Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел». Можно ли с помощью школьной линейки с точностью до 0,1 мм измерить Чтобы измерить диаметр проволоки, намотали вплотную на карандаш 30 витков из толщину проволоки, нити? Почему? неѐ. Длина из этих витков проволоки равна l = мм. Определите диаметр проволоки. l Почему диаметр горошины (крупинки пшена) измерены не совсем точно? Какими способами можно увеличить точность измерений? 7

8 Лабораторная работа «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном дви жении. Измерение скорости» 8

9 Лабораторная работа «Определение массы тела». В каких единицах может измеряться масса тела? Определяя массу тела, его уравновесили на весах, поставив на их правую чашку следую-щие гири: одну 50 г, одну 20 г, две по 10 г, одну 500 мг, две 200 мг, одну 50 мг и две по 20 мг. Определите массу этого тела в г и кг. Выполните упражнения: 125 г = кг 500 мг = г 60 мг = г 2 мг = г 50 г = кг Вследствие чего появляются погрешности при измерении массы? Масса какого тела измерена точнее? Почему? Лабораторная работа «Определение объема тела». 1. Объем какого тела измерен точнее? Почему? 2. Какими ещѐ способами можно было бы измерить объем тела? а) правильной формы? б) неправильной формы? 9

10 Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела». Кусок металла массой 461,5 г имеет объѐм 65 см 3. Что это за металл? 1.Определить, из каких веществ изготовлены тела. 2. Как измениться плотность дуба, если взять дубовый брусок в 3 раза большего объѐма? Лабораторная работа «Градирование пружины динамометра и измерение веса тела». Запишите формулы для расчета: Силу измеряют с помощью прибора, называемого А) силы тяжести Б) сила упругости В начале подъѐма в лифте высотного здания человек ощущает, что его прижимает к полу лифта. Меняется ли при этом физическая величина, а если меняется, то как А) масса человека Б) сила тяжести, действующая на человека В) сила давления на пол лифта Сделать рисунок с масштабом, на котором изобразить силу тяжести, Определить массу каждого тела силу упругости вес тела. Можно ли самим изготовить динамометр? Как? 10

11 Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» В чѐм причины появления силы трения? Какие виды силы трения вы знаете? От чего зависит сила трения? Почему динамометр измеряет силу трения скольжения? (сделать Зависит ли коэффициент трения от площади поверхности? рисунок). Почему брусок двигают равномерно? Лабораторная работа «Определение давления твердого тела на опору». Какие возможны способы изменения давления тела на опору: Как измениться давление лыжника на снег при увеличении площади лыж? Как измениться давление тела на опору при увеличении массы тела? Давление на опору какой гранью производится? а) наибольшее б) наименьшее Давление, производимое какой гранью определено с наименьшей ошибкой? Почему? 11

12 Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Покажите силы, действующие на тело Всегда ли одинакова выталкивающая сила, действующая на данное тело? Почему? 1) 2) В каком случае легче удерживать тело: в воздухе или в воде? Почему? Вес тела в воздухе 120 Н. Вес тела в воде 100 Н. Архимедова сила F арх = 1. Запишите формулы: Архимедовой силы: Веса тела в воздухе: Какими способами можно было бы ещѐ измерить выталкивающую силу? 12

13 Лабораторная работа «Выяснение условия плавания тел». Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело? Запишите условия при которых тела, помещенные в жидкость тонут, всплывают или «висят» в толще жидкости (поставьте знак > или <). Нарисуйте векторы и. Березовый и пробковый шарики равного объема плавают в воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему? Для отделения зерен ржи от ядовитых рожков спорыньи их смесь высыпают в воду. Зерна ржи и спорыньи в ней тонут. Затем в воду добавляют соль. Рожки начинают всплывать, а рожь остается на дне. Объясните это явление. Что представляет собой рычаг? Как найти плечо силы? Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага». Что называется плечом силы? Что называется моментом силы? 13

14 Лабораторная работа «Измерение КПД наклонной плоскости». Сформулируйте «Золотое правило механики» для простых механизмов Дают ли выигрыш в работе простые механизмы? Как определить механическую работу? Дайте определение К.П.Д. механизма. 14

15 Лабораторные работы по физике 8 класс. 15 л/р Наименование лабораторной работы Цель Приборы и материалы: (в наличии) 1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» исследовать изменение со временем температуры остывающей воды сосуд с горячей водой (70 о С 80 о С), стакан, термометр 2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 3. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; объяснить полученный результат, пользуясь законом сохранения энергии научиться определять теплоѐмкость тела (цилиндра) при помощи теплообмена с водой 4. «Измерение относительной влажности воздуха» измерить влажность воздуха в кабинете физики двумя способами и сравнить полученные результаты 5. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в еѐ различных участках» 6. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» научиться собирать простейшие электрические цепи по схеме; научиться измерять силу тока амперметром; убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова (с учетом погрешностей измерений) измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на концах каждой спирали 7. «Регулирование силы тока реостатом» научиться пользоваться реостатом для изменения (регулирования) силы тока в цепи 8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах; научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, горячая вода стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой психрометр источник питания постоянного тока, лампочка на подставке, ключ замыкания тока, соединительные провода, амперметр для постоянного тока (ц.д. 0,05А; предел измерений 2А) источник питания, спиралирезисторы (2 шт.), вольтметр, ключ, соединительные провода источник питания, низковольтная лампа на подставке, амперметр, ползунковый лабораторный реостат, ключ, соединительные провода источники постоянного тока, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода

16 9. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» 10. «Сборка электромагнита и испытание его действия» 11. «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». 12. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» 13. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» 14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений определить мощность прибора и совершѐнную им работу научить собирать простейший электромагнит, понимать принцип его действия ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя; выяснить зависимость скорости вращения электродвигателя от напряжения убедиться в том, что угол отражения света всегда равен углу падения экспериментально подтвердить то, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред экспериментально научиться получать изображения, даваемые линзой, определять фокусные расстояния и оптическую силу линзы источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, 2-3 лампочки разной мощности, звонок, ключ, часы (секундомер) источник тока, соединительные провода, катушка и сердечники к ней (железный, никелевый, феррит), компас, металлические опилки или мелкие гвозди модель электрического двигателя, источник тока, соединительные провода, ключ источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительные провода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка, источник света, лампочка, ключ, соединительные провода, экран с узкой щелью собирающаяся линза, экран, измерительная лента, источник света (свеча на подставке и спички; источник тока и лампочка) 16

17 Лабораторная работа Исследование изменения со временем температуры остывающей воды Тепловые явления - это явления, связанные Что такое температура? Как связана температура тела со скоростью движения его молекул? В чѐм отличие между молекулами горячей и холодной воды На чем основано действие термометра? Отличаются ли температуры тел, находящихся в тепловом равновесии? Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из последних минут процесса остывания. Укажите причину различия. 17

18 Что такое теплопередача? Лабораторная работа Изучение явления теплообмена Характеристика количества теплоты как физической величины: Определение_ Обозначение_ Единицы в СИ_ Расчетная формула _ Измерительный прибор Какой вид теплообмена играет главную роль при передаче тепла между горячей В каком случае процесс теплообмена произойдѐт быстрее, если в горя 1 водой и стенками сосуда? _ холодную, или в холодную воду наливать горячую той же массы? Пусть в двух мензурках температура воды повысилась на один градус. Одинаковое ли количество теплоты получила вода в мензурках? В какой - большее; в какой -меньшее? Объясните почему. 18

19 Лабораторная работа Измерение удельной теплоѐмкости вещества Что называется удельной теплоѐмкостью вещества? Удельная теплоѐмкость стали 500 Дж/кг С. Что это означает? Отличается ли удельная теплоѐмкость вещества, находящегося в различных Напишите формулу для расчѐта удельной теплоѐмкости вещества: агрегатных состояниях? Приведите пример _ Какой вид теплообмена играет главную роль при передаче тепла между водой и Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы и температуры цилиндром? _ опустили в кипяток. Равное ли количество теплоты получат они от воды? Ответ поясните 19

20 Что называют относительной влажностью воздуха? Лабораторная работа Измерение влажности воздуха Как рассчитать относительную влажность воздуха? При помощи каких приборов определяют влажность воздуха? Почему температура «влажного» термометра ниже, чем «сухого»? Каково значение влажности в природе и человеческом обществе? 20

21 Лабораторная работа Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения Как называют прибор для измерения силы тока? Как называют прибор для измерения напряжения Как включают этот прибор в цепь?_ Как включают этот прибор в цепь?_ Определите цену деления прибора_ Определите цену деления прибора_ Как измерить напряжение на полюсах источника тока? В цепь включены два амперметра. Первый амперметр показывает Что показывает второй амперметр? Начертите схему цепи, состоящей из приборов в лабораторной работе для случая, когда вольтметром измеряют напряжение на полюсах источника тока. Какой должна быть сила тока, проходящего через вольтметр, по сравнению с силой тока в цепи? 21

22 Лабораторная работа Регулирование силы тока реостатом Лабораторная работа Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении Для чего предназначен реостат? Как на схемах электрических цепей изображают реостат? Как зависит сила тока в проводнике от напряжения па концах проводника? Как включается в цепь: а) амперметр; б) вольтметр. Почему именно так? От чего зависит сила тока в цепи? Каковы единицы измерения силы тока, напряжения, сопротивления? Какую зависимость между величинами отражает график? При напряжении на концах участка цепи, равном 4В, сила тока в проводнике 0,8А. Каким должно быть напряжение, чтобы в лом же проводнике сила тока была 0,4 А? Как на опыте проверить, верное ли на реостате указано значение его наибольшего сопротивления? Какой вид имеет график зависимости силы тока от напряжения? При напряжении на концах проводника ЗВ сила тока в проводнике 1 А. Какой будет сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличится до 6В? 2. Ученик по ошибке включил вольтметр вместо амперметра при измерении величины тока в лампе. Что при этом произойдет с накалом нити лампы? Почему? 22

23 Лабораторная работа Изучение последовательного соединения проводников Изучение параллельного соединения проводников Какое соединение называется последовательным? Сформулируйте закон Ома для участка цени. Запишите законы последовательного соединения проводников Запишите формулу закона Ома для участка цепи Какое соединение называется параллельным? Сформулируйте законы параллельного соединения проводников: Почему, если в люстре перегорает одна лампочка, другие продолжают гореть? Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении Почему электрические лампочки не соединяют последовательно? напряжения горящей лампе. Объясните, что произошло с величиной силы тока в цепи. Почему сила тока в неразветвлѐнной цепи равна сумме токов, протекающих в параллельно соединенных проводниках?_ 23

24 Лабораторная работа Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра Причиной сопротивления является Выразите электрическое сопротивление в системе СИ: 1 мком =_; 1 мом = 1 ком =_; 1 Мом = Во сколько раз увеличится сила тока в цепи при увеличении напряжения в 3 раза? Какое напряжение больше и во сколько раз? 24

25 1. Как вычислить работу электрического тока? 2. Единицы работы в СИ_ 3. Что называют мощностью? Лабораторная работа Измерение работы и мощности электрического тока 4. Как обозначают электрическую мощность? _ 5. Как вычислить мощность?_ 6. Единицы мощности в СИ_ 7. Существует ли прибор для измерения мощности? Два проводника одинакового сопротивления соединены сначала последовательно, а потом параллельно и в обоих случаях включены под напряжение 4 В. В каком случае работа тока за 1с будет больше и во сколько раз?_ В цепь напряжением 120 В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,5 А. Найдите мощность тока в лампе._ 25

26 Лабораторная работа Сборка электромагнита и испытание его действия 26

27 Лабораторная работа Изучение принципа действия электродвигателя Действие электрического двигателя основано Какие преобразования энергии происходят в электродвигателе постоянного тока? Где применяю электродвигатели? Каковы преимущества электрических двигателей по сравнению с тепловыми? Изменится ли направление вращения якоря, если изменится направление тока: а) Почему в обмотке электродвигателя используется не один виток, а несколько? в обмотке якоря электродвигателя; б) в обмотке электромагнитов; в) одновременно в обмотках якоря и электромагнита?_ 27

28 Лабораторная работа Исследование зависимости угла отражения от угла падения света Сформулируйте законы отражения света? Какой угол называют углом падения света? Какой угол называют углом отражения света? Чему равен угол падения, если луч падает на зеркало перпендикулярно к его поверхности? _ Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отражѐнным равен 60?_ Справедлив ли закон отражения света в случае паления света на лист бумаги? На одно из двух зеркал, расположенных под прямым углом друг к другу, падает световой луч. Постройте дальнейший ход этого луча. 28

29 Лабораторная работа Исследование зависимости угла преломления от угла падения света Что такое преломление света? Какой угол называют углом паления светового луча? Какой угол называют углом преломления светового луча? Чему равен угол преломления, если угол падения равен нулю? Пучок света надает из воздуха на плоскопараллельную стеклянную пластинку под углом 60. Покажите ход лучей и угол преломления света. Под каким углом луч выйдет из пластинки в воздух? 29

30 Лабораторная работа Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы Какая линза является собирающей? Что называется фокусом линзы? Что называется оптической силой линзы? Докажите, что при удалении предмета на расстояние d»f, изображение его получается в фокальной плоскости линзы._ Для какой линзы: короткофокусной или длиннофокусной, данный метод определения фокусного расстояния более надежен?_ Изменится ли (если да, то как?) фокусное расстояние линзы, если ее поместить в воду? 30

31 л/р Лабораторные работы по физике 9 класс. Наименование лабораторной работы Цель Приборы и материалы: (в наличии) 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» 2. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника 3. «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» 4. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» 5. «Изучение явления электромагнитной индукции» 6. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» 7. «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» 8. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины выяснить, как зависят период и частота колебаний нитяного маятника от длины его нити изучить явление электромагнитной индукции выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана объяснить характер движения заряженных частиц желоб металлический длиной 1,4 м; шарик металлический диаметром 1,5-2 см; цилиндр металлический; метроном (один на весь класс); лента измерительная; кусок мыла; штатив с муфтой и лапкой груз небольших размеров, длинная нить, штатив, секундомер набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер штатив с муфтой и лапкой; шарик с прикреплѐнной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины; часы с секундной стрелкой или метроном миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс) :генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана. фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии 31

32 Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Какое движение называют равноускоренным? По графику скорости найдите ускорение тела. Уравнение движения тела имеет вид: x=5+2t-0,2t 2 а)определите характер движения и его параметры. б)запишите уравнение скорости. в)постройте график скорости. Запишите уравнение перемещения при равноускоренном движении. 32

33 Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» Какие колебания называют свободными? 2.Что собой представляет собой математический маятник? Объясните как происходят колебания математического маятника. 3.В каких точках математический маятник имеет максимальные значения скорости и ускорения, а в каких минимальные? 4.От каких величин и как зависит период колебаний математического маятника? 5. По графику определите амплитуду, период и частоту колебаний математического маятника. Лабораторная работа «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» Какое движение называют колебательным? Груз, подвешенный на длинном резиновом жгуте, совершал колебания, если 2.Что представляет собой пружинный маятник? Как происходят отрезать ¾ длины жгута и подвесить на оставшуюся часть тот же груз, то как колебания пружинного маятника? измениться период колебаний? 3.Какие колебания называют гармоническими? 4.От каких величин и как зависит период колебаний пружинного маятника? 33

34 Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции» 1.Что называют явлением электромагнитной индукции? 2.Что называют индукционным током? 3.Что такое магнитный поток? От каких физических величин зависит значение магнитного потока? 4.Что принято за единицу магнитного потока? 5.От чего зависит направление индукционного тока? Определите направление индукционного тока, возникающего в катушке при введении в нее магнита. 1.Что называют импульсом тела? 2.Сформулируйте закон сохранения импульса. 3.Каковы границы применимости закона сохранения импульса? 4.Объясните физический смысл уравнения 0. Лабораторная работа «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» 5.Почему реакция деления ядер урана идет с выделением энергии в окружающую среду? 6.На примере любой реакции объясните, в чем заключаются законы сохранения заряда и массового числа. 34

35 Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» 1.Определите строение атома меди 4.При бомбардировке изотопа азота нейтронами получается изотоп 2.Чем отличаются по своему строению ядра атомов радиоактивных углерода, который оказывается β-радиоактивным. Напишите уравнения элементов от ядер атомов обычных элементов? обеих реакций. 3.При захвате нейтрона ядром образуется изотоп. 5.Скорость α-частицы в среднем в 15 раз меньше скорости β-частицы. Записать реакцию и определить, какие частицы испускаются при этом ядерном превращении? Почему α-частица слабее откланяется магнитным полем? 6.В чем различие принципов действия камеры Вильсоны и пузырьковой камеры? 35


Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ по физике Кириковской средней школы (указать учебный предмет) класс 7 темы лабораторных или

Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических работ по физике класс Темы лабораторных или практических работ Определение цены деления измерительного прибора Форма

ФИЗИКА Базовый уровень Тетрадь для лабораторных работ учени группы 8. Хабаровск - 2019 Критерии оценивания: Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся: - выполняет работу в полном объеме с соблюдением

Оборудование для лабораторных работ 7 класс. Лабораторная работа 1. «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности» Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба. Лабораторная

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ И ИМЕЮЩЕЕСЯ ОБОРУДОВАНИЕ К НИМ 7 класс Лаб. работа 1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Мензурка 39 шт Лаб. работа 2. Измерение размеров

Учитель высшей категории «МКОУ «Богучарская СОШ» Давиденко Г.А. Подготовка практической части ОГЭ по физике Экспериментальные задания 23 Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов: -задания

ФИЗИКА Базовый уровень Тетрадь для лабораторных работ учени группы 8. Критерии оценивания: Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся: - выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой

Фронтальные лабораторные работы. 7 9 классы* И. М. Мамеева-Шварцман МБОУ «Шеломовская СОШ» Новозыбковский р-н Брянская обл. Литература 1. Сёмке А. И. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл. /

1. Определение частоты свободных колебаний нитяного маятника Задание: Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплѐнной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку

Комплект 1 весы рычажные с набором гирь измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см 3, m = 156 г, обозначить 1 цилиндр латунный

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ООП (ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ) ОСНОВНАЯ ШКОЛА Класс Темы лабораторных работ Необходимый минимум (в расчете

Лабораторная работа 1 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. сравнить количество теплоты, полученное холодной водой, с количеством теплоты, отданным горячей водой при теплообмене,

Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевой центр образования» ФИЗИКА 9 КЛАСС ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ учени группы фамилия, имя Хабаровск 2018 Особенности экспериментального

Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевой центр образования» ФИЗИКА Профильный уровень 9 КЛАСС ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ учени группы фамилия, имя Хабаровск 2019 Особенности

Мультимедийный проектор Epson EB S62 Персональный компьютер 5 физических ученических столов демонстрационный стол Оборудование к демонстрациям Кабинет физики 7 класс Введение Примеры механических, тепловых,

Лабораторная работа 1 Исследование равноускоренного прямолинейного движения Цель работы: научиться измерять ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; экспериментально установить отношение путей,

Экспериментальные задания Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов: 1) задания на косвенные измерения физических величин; 2) задания, проверяющие умение представлять экспериментальные

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Работа 1 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой

Приложение 16 к ОП МОУ ООШ 21, утв. приказом директора МОУ ООШ 21 от «31» августа 2018 года 251 Рабочая программа элективного курса по физике «Выполнение экспериментальных заданий по физике» для 9 класса

Билеты по физике для устной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации Билет 1 1. Механическое движение. Путь. Скорость. Ускорение. 2. Измерение силы

Предлагаемое школьное оборудование «Химлабо» обеспечивает: выполнение 40 лабораторных работ в соответствии с программами основной и средней школы (базовый и профильный уровни); не требует дополнительного

Комплект 1 весы электронные измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 250 мл, C = 2 мл стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 26 см3, m = 196 г, обозначенный 1 цилиндр алюминиевый на нити

Лабораторная работа 1 Измерение выталкивающей силы научиться измерять выталкивающую силу, действующую на тела разной формы, погруженные в воду. Приборы и материалы: тела цилиндрической, кубической и неправильной

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ФИЗИКЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты. 2.

Лабораторные работы. Лабораторная работа 1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной

Владение основами знаний о методах научного познания 1. Школьник сделал лѐгкую, но прочную картонную вертушку, поставил на включенную электрическую плитку сосуд с водой. К сосуду была приделана крышка

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ФИЗИКЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Виды теплопередачи. Учет и использование в технике

Поурочное планирование Название раздела, темы 1 2 3 Физика и физические методы изучения природы Введение 4 ч Тепловые Первоначальные сведения о строении вещества 5 ч Механические Взаимодействие тел 21

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ФИЗИКЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2019 году 1. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения,

Билет 1. Тема: Измерение объема жидкости и твердого тела» Цель: определить объем жидкости и твердого тела с помощью измерительного цилиндра. Оборудование: мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити. Указания

Экзаменационные билеты по физике 9 класс. Б и л е т 1. 1. Механическое движение. Характеристики механического движения. Относительность движения. 2. Лабораторная работа «Измерение сопротивления проволочного

1 Вам необходимо исследовать, зависит ли сила трения скольжения, действующая между деревянным бруском и горизонтальной поверхностью, от рода поверхности. Имеется следующее оборудование (см. рисунок): деревянный

Оборудование для кабинета физики 8 класс п/п класс Тема оборудование Колво 8кл. Действие магнитного поля на Электродвигатель проводник с током. Электрический двигатель. 2 8кл. Двигатель внутреннего сгорания

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИКА 7 КЛАСС (2 часа в неделю) Программа: А. В. Перышкин «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс», Дрофа, М., 2008 г. Учебник: Перышкин

Календарно тематическое планирование по физике для 8 класса Тема урока Кол-во часов Тепловые явления (14ч) Дата Дата Оборудование Примечание 1 Тепловое движение. Внутренняя энергия. Правила безопасности

ФронтАЛьные ЛАБорАторные работы. 7 9 классы* И. М. Мамеева-Шварцман, МБОУ «Шеломовская СОШ», Новозыбковский р-н, Брянская обл. ЛИТЕРАТУРА 1. Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл. : учебник для общеобразоват.

Демонстрационный вариант Часть 1 При выполнении заданий части 1 в бланке с заданиями обведите цифру, рядом с которой содержится правильный ответ. 1.1. На рисунке 1 изображены графики зависимости скорости

Рабочая программа учебного предмета «Физика» 7-9 класс I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В результате изучения физики на уровне основного общего образования ученик должен знать/понимать:

ФИЗИКА Базовый уровень Тетрадь для лабораторных работ учени группы 7. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении лабораторных работ по физике (для учащихся) Общие требования 1. К проведению лабораторных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 Принята на Педагогическом совете Протокол 1 от 30.08.2018 г. Утверждаю: Директор МБОУ СОШ 4 /Кащеева И.Б./ Приказ

Календарно-тематическое планирование на 2018/19 учебный год 8 класс, 70 часов урока Дата Тема урока 1 1 3.09 Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Температура и тепловое движение.

1. Определение частоты свободных колебаний нитяного маятника Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплѐнной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для

Аннотация к рабочей программе по физике 7-9 класса Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии: 1. с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта

Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится: знать/понимать: - смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле,

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика» В результате изучения физики обучающийся должен: знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,

Планируемые результаты Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7-9 класса В результате изучения физики в основной школе ученик должен знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ(ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _физики, 8 класс Название темы, урока Кол-во Дата. Знать, уметь Оборудование Форма урока п/п часов I Тепловые явления 13 1.09-22.10 1 Тепловое движение.

Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевой центр образования» ФИЗИКА 8 КЛАСС (профильный уровень) ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ учени группы фамилия, имя Хабаровск 2018

Урока Тематическое планирование по физике 9 класс 68 часов Содержание, тема, раздел К-во часов I четверть 8 Тема. Законы 26 взаимодействия и движения тел. Дата проведения по плану Фактическая дата оборудование.

«Согласовано» «Согласовано» на заседании методического объединения учителей Директор ГБОУ ОСОШ 88 биологии, физики, химии Маслова В.М. Протокол от 201 г. 201 г Руководитель МО учителей биологии, физики,

Итоговый тест ПО ФИЗИКЕ 7 класс 1. Физическое тело обозначает слово 1. вода 2. самолёт 3. метр 4. кипение 2. К световым явлениям относится 1. таяние снега 2. раскаты грома 3. рассвет 4. полёт бабочки 3.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _физики,9 класс п/п Название темы, урока I Законы взаимодействия и движения тел Материальная точка, система отсчета 2 Перемещение 3 Перемещение при

Лабораторная работа 1 Исследование изменения со временем температуры остывающей воды Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды, построить график изменения температуры с

Лабораторные работы 7 класс 2 часть СОДЕРЖАНИЕ Лабораторная работа 6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром Лабораторная работа 7 Определение выталкивающей силы Лабораторная работа 8 Выяснение

Рабочая программа по физике 8 класс на 207 208 уч. год Автор-составитель: Сарапулова И.Е., Учитель физики п. Большой Исток 207 г Пояснительная записка Изучение физики в основной школе направлено на достижение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

средняя общеобразовательная школа № 133

Домашние лабораторные работы

по физике 7 класс.

Составитель: учитель физики

Капранова М.В.

Нижний Новгород

2014 г.

Домашний лабораторные работы по физике 7 класс .

Известно, что наибольший интерес при изучении физики учащиеся проявляют при выполнении самостоятельных практических действий как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Поэтому логично использовать физический эксперимент при выполнении учащимися домашних работ.

Предлагается система домашних лабораторных работ для учащихся 7-х классов. В 7 классе в течение учебного года выполняются 8 работ. Домашние лабораторные работы в 7 классе на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности. Учитывая, что на изучение физики в 7-х классах отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, такое количество домашних лабораторных работ не ведет к перегрузке, причем работа дается на выходные дни, чтобы у учащихся было время на выполнение эксперимента и осмысление полученных результатов. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента.

При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.

Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Таким образом, применение в практике обучения физике домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки «мелового» способа преподавания физики в современной школе.

Распределение материала соответствует учебнику физики 7 класс Перышкина А.В.

Требования к оформлению.

Работа выполняется на листочке, на котором указывается фамилия, имя, класс того, кто ее выполнил. Оформляется в соответствии с планом проведения и включает следующие разделы: тема, цель, оборудование, ход работы (порядок выполнения, наблюдения, формулы, вычисления, таблицы результатов, рисунки), вывод.

Правила выполнения домашних лабораторных работ.

    Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут вам лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывайте о мерах предосторожности.

    Если в описании работы необходима помощь родителей, то попросите их остаться с вами до конца опыта.

    Подготовь все необходимо заранее.

    Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стекло.

    По окончании эксперимента уберите все приборы.

Список домашних лабораторных работ по физике в 7 классе

Название работы

Первоначальные сведения о строении вещества

Взаимное притяжение молекул.

Взаимодействие тел

Определение пройденного пути из дома в школу.

Взаимодействие тел.

Определение плотности куска мыла.

Определение массы и веса воздуха в твоей комнате.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.

Плавает или тонет?

Работа и мощность. энергия

Нахождение работы и мощности при подъеме ученика по лестнице

Домашняя лабораторная работа № 1

Тема: «Взаимное притяжение молекул»

Цель: Наблюдение явления, вызванного взаимным притяжением молекул.

Оборудование: картон, ножницы, миска с ватой, жидкость для мытья посуды.

Ход работы:

    Вырезать из картона лодочку в виде треугольной стрелы.

    Налить в миску воды.

    Осторожно положить лодочку на поверхность воды.

    Окунуть палец в жидкость для мытья посуды.

    Осторожно погрузить палец в воду сразу за лодочкой.

    Описать наблюдения.

    Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 2

Тема: «Определение пройденного пути из дома в школу»

Цель: Научиться определять пройденный путь из дома в школу.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

    Выбрать маршрут движения.

    Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину одного шага. (S 0 )

    Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту (n )

    Вычислить длину пути: S = S · n , в метрах, километрах, заполнить таблицу.

    Изобразить в масштабе примерный маршрут движения.

    Сделать вывод.

S 0 , см

n , шт.

S , см

S , м

S , км

Домашняя лабораторная работа № 3

Тема: «Взаимодействие тел»

Цель: Выяснить, как при взаимодействии тел изменяется их скорость.

Оборудование: стакан, картон.

Ход работы:

    Поставить стакан на картон.

    Медленно потянуть за картон.

    Быстро выдернуть картон.

    Описать движение стакана в обоих случаях.

    Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 4

Тема: «Вычисление плотности куска мыла»

Цель: Научиться определять плотность куска мыла.

Оборудование: кусок мыла в форме прямоугольного параллелепипеда, линейка.

Ход работы:

    Взять новый кусок мыла.

    Найти на этикетке мыла чему равна масса куска (в граммах)

    С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)

    Вычислить объем куска мыла: V = a * b * c (в см 3 )

    По формуле вычислить плотность куска мыла: p = m / V

    Заполнить таблицу:

m, г

масса

а, см

длина

b, см ширина

с, см

высота

V , см 3

объем

ƿ, г/см 3

плотность

    Перевести плотность, выраженную в г/см 3 , в кг/м

    Сделать вывод.

Этикетку прикрепить к работе

Домашняя лабораторная работа № 5

Тема: «Определение массы и веса воздуха в моей комнате»

Цель: Научится находить массу и вес воздуха в комнате

Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.

Ход работы:

    С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах.

    Вычислить объем комнаты: V = а · b · с.

    Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m = ƿ · V. (плотность воздуха можно найти в учебнике)

    Вычислить вес воздуха: Р = m · g .

    Заполнить таблицу:

а , м

b , м

c , м

V , м 3

ƿ, кг/м 3

т , кг

P , H

    Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 6

Тема: «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола?»

Цель: Научится определять силу, с которой атмосфера давит на поверхность.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

    С помощью рулетки или сантиметровой ленты вычислить длину и ширину стола, выразить в метрах.

    Вычислить площадь стола: S = a · b

    Принять давление со стороны атмосферы равным р атм =760 мм рт. ст. Перевести Па.

    Вычислить силу, действующую со стороны атмосферы на стол. Так как. р= F / S , то F · S , отсюда F атм · a · b

    Заполнить таблицу.

    а, м

    b , м

    S, м 2

    р атм , Па

    F, H

  1. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 7

Тема: «Плавает или тонет?»

Цель: Наблюдение явления плавания тел

Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.

Ход работы:

    Налить в миску или таз воды.

    Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.

    Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.

    Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.

    Описать наблюдения.

    Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа №8

Тема: «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж школы или дома»

Цель: Научиться определять механическую работу и мощность.

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

    С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки: S 0 .

    Вычислить число ступенек: n

    Определить высоту лестницы: S = S 0 · n .

    Если это возможно, определить массу своего тела, если нет, взять приблизительные данные: m , кг.

    Вычислить силу тяжести своего тела: F = mg

    Определить работу: А= F · S .

    С помощью секундомера определить время, затраченное на медленное поднятие по лестнице: t .

    Вычислить мощность: N = A / t ,

    Заполнить таблицу:

S 0 , м

n, шт .

S, м

m , кг

F , Н

t, c

А, Дж

N, Вт

    Сделать вывод.

Физика - наука о природе. Как школьный предмет она занимает особое место, ибо наряду с познавательной информацией об окружающем нас мире развивает логическое мышление, формирует материалистическое мировоззрение, создает целостную картину мироздания, несет воспитательную функцию.

Роль физики 7 класса в становлении личности независимо от избранной человеком профессии огромна и продолжает возрастать. Во многих странах физику как дисциплину стали вводить в программы гуманитарных вузов. Глубокие знания по физике - гарант успеха в любой профессии.

Усвоение физики наиболее эффективно через деятельность. Приобретению (закреплению) знаний по физике в 7 классе способствуют:

  • 1) решение физических задач различного типа;
  • 2) анализ ежедневно встречающихся событий с позиций физики.

Настоящий решебник по физике для 7 класса к учебнику авторов Л.А. Исаченкова, Ю.Д. Лещинский 2011 года издания предоставляет широкие возможности в таком виде деятельности, как решение задач, предъявляя расчетные, экспериментальные задачи, задачи с выбором ответа и задачи с незаконченными условиями.

Каждый тип задач имеет определенную методическую нагрузку. Так, задачи с незаконченными условиями приглашают учащегося стать соавтором задачи, дополнить условие и решить задачу в соответствии с уровнем своей подготовки. Этот тип задач активно развивает творчество учащихся. Задачи-вопросы развивают мышление , приучают учащегося видеть физические явления в повседневной жизни.

Приложения несут важную информацию как для решения задач, приведенных в Пособии, так и для решения повседневных задач бытового характера. Кроме того, анализ справочных данных развивает мышление, помогает устанавливать взаимосвязь между свойствами веществ, позволяет сопоставить шкалы физических величин, характеристики приборов и машин.

Но главная цель настоящего пособия - научить читателя самостоятельно приобретать знания, через решение задач различного типа углубить понимание физических явлений и процессов, усвоить законы и закономерности, связывающие физические величины.

Желаем успехов на нелегком пути познания физики.

  • Пособие по физике к учебнику Перышкина - тетрадь для лабораторных работ Миньковой Р. Д. и Ивановой В. В. высоко ценят учителя. Особенно выручают тетради в 7 классе – сконцентрироваться на проведении исследований по новой дисциплине теперь проще, так как в пособии имеются:
    сформулированные цели работ;
    необходимое лабораторное оборудование;
    описание хода работ;
    расчетные формулы;
    пояснительные рисунки;
    дополнительные задания.
  • Эксперименты проводить нравится практически всем любознательным семиклассникам,оформлять же результаты исследований желающих находится мало. Несмотря на удобства Тетради, незнакомые родителям, некоторые семиклассники затрудняются с оформлением работ – выводом нужных формул из основных, переводом величин, формулировкой выводов. Решебник помогает в оформлении работ, умение подать результаты проделанного труда – безусловно, нужное для учебы и работы. Новые тетради издательства Экзамен опытнейших педагогов, используются также в последующем школьном обучении физике. Практические навыки, полученные семиклассниками, совершенствуются в старших классах. Значение эксперимента для усвоения важной дисциплины переоценить невозможно - так считал Эйнштейн.