Основной целью внешней политики Румынии являлось возвращение территорий, переданных в 1940 г. Советскому Союзу, Венгрии и Болгарии. Несмотря на напряженность отношений с двумя последними государствами реально Румыния под покровительством Германии могла претендовать только на возвращение земель (Северная Буковина и Бессарабия), занятых СССР. Кроме того, у нее появилась возможность увеличить свою территорию за счет юго-западных регионов Советского Союза ранее не являвшихся румынскими. До 1940 г. румынская военная мысль и практика ведения военного дела ориентировались на французскую военную школу. Однако, после поражения Франции в июне 1940 г. румынские военные начали отдавать предпочтение германской школе. В октября того же года в Румынию прибыла постоянно действующая германская миссия. Ее главной целью стала подготовка румынской армии к войне, при этом наибольшее внимание уделялось борьбе против танков и обучению младшего командного состава. Программа модернизации оказалась успешной лишь отчасти. 7,92-мм винтовка чешского производства заменила старую 6,5-мм системы Манлихер (Mannlicher), а кавалерия получила легкий чешский автомат ZB 30. В то же время в армии оставалось еще много оружия устаревших образцов. Противотанковая артиллерия была слабой, хотя немцы и снабжали румын трофейными 47-мм орудиями. Только горнострелковый корпус получил современные артиллерийские орудия «Шкода». Большинство же полевых орудий состояло на вооружении еще с начала Первой мировой войны, хотя в армии поступили и трофейные французские и польские 75-мм орудия. Большая часть артиллерии все еще была на конной тяге. На 1 сентября 1939 г. румынская армия состояла из 1 гвардейской и 21 пехотной дивизии. В 1940 г. началось интенсивное формирование новых соединений. К 22 июня 1941 г. численность вооруженных сил Румынии была доведена до 703 тыс. человек. Общее руководство военным строительством осуществлял высший совет обороны под председательством премьер-министра. С началом войны этот пост занял лидер (conducător) Иона Виктор Антонеску (Ion Victor Antonescu). Непосредственно вооруженными силами руководило военное министерство (через генеральный штаб). Вооруженные силы Румынии состояли из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота, а также корпусов пограничной охраны, жандармерии и строительного корпуса. В состав сухопутных войск входили 3 общевойсковые армии (21 пехотная дивизия и 14 бригад). На их вооружении состояло 3850 орудий, до 4 тыс. минометов, 236 танков. Пехотная дивизия Румынии по штату 1941 г. включала в себя 3 пехотных полка, 1 артиллерийскую бригаду (2 полка), батарею зенитных орудий, роту противотанковых орудий и пулеметов, разведывательный эскадрон, батальон связи, инженерный батальон и подразделения обслуживания. Всего в дивизии было 17 715 человек, она имела 13 833 винтовки, 572 пулемета, 186 орудий и минометов (75-мм полевые орудия, 100-мм гаубицы, 37-мм и 47-мм противотанковые орудия). Полки регулярной армии носили номера с 1-го но 33-й и с 81-го по 96-й, причем полки первой группы по традиции назывались «гренадерами» - «доробантами» (Dorobanti). Некоторые дивизии имели полки «Ванатори» (Vanatori), т.е. стрелковые, которые носили номера с 1-го до 10-й. После Первой мировой войны были сформированы по итальянскому образцу элитные горные части, наподобие «альпийских стрелков». Каждая из таких 4-х бригад имела 1 артиллерийский и 2 стрелковых полка, а также разведывательный эскадрон. Особенно сильной считалась румынская кавалерия. Кроме конной гвардии на лето 1941 г. существовало еще 25 линейных кавалерийских полков. В 1941 г. единственный отдельный танковый полк (существовавший с 1939 г.) был объединен с моторизованным стрелковым полком в бронетанковую бригаду. В основном на вооружении румынской армии в начале войны находились танки Skoda LTvz 35, а для разведки в частях было некоторое количество легких танков CKD. Большинство «Шкод» было потеряно в боях под Сталинградом (некоторое позже переоборудованы под самоходные 76-мм орудия), и их заменили немецкими PzKpfw 38(t) и Т-IV. Военно-воздушные силы Румынии включали 11 аэрофлотилий: истребительных - 3, бомбардировочных - 3, разведывательных - 3, гидросамолетов - 1, аэростатов - 1. Всего в ВВС насчитывалось 1050 самолетов, из них около 700 боевых: истребителей - 301, бомбардировщиков - 122, других – 276. Военно-морские силы Румынии состояли из черноморского флота и дунайской флотилии. Черноморский флот Румынии к началу войны имел 2 вспомогательных крейсера, 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, подводную лодку, 3 канонерские лодки, 3 торпедных катера, 13 тральщиков и минных заградителей. Дунайская речная флотилия включала 7 мониторов, 3 плавучие батареи, 15 бронекатеров, 20 речных катеров и вспомогательных судов. Летом 1941 г. для нападения на Советский Союз Румыния выделила 2 полевые армии (3-ю и 4-ю), насчитывавшие в своем составе 13 пехотных дивизий, 5 пехотных, 1 моторизованную и 3 кавалерийские бригады, около 3 тыс. орудий и минометов, 60 танков. Наступление сухопутных войск должны были обеспечивать 623 боевых самолета. Всего для участия в войне против Советского Союза привлекались войска численностью 360 тыс. человек. Румынская военная униформа. 1-й этап войны против СССР Для ведения войны против Советского Союза румынская армия использовала в основном пехотное оружие собственного производства. В 1941 г. в Румынии было выпущено 2,5 тыс. ручных пулеметов, 4 тыс. автоматов, 2250 60-мм и 81,4-мм минометов, 428 75-мм артиллерийских орудий, 160 47-мм противотанковых пушек, 106 37-мм и 75-мм зенитных орудий, свыше 2,7 млн. мин и снарядов. На румынские войска германским командованием возлагались задачи по обеспечению развертывания 11-й немецкой армии в Румынии и ее наступления на Правобережной Украине. Штабу 11-й армии были переподчинены из состава 3-й румынской армии 4 пехотные дивизии, 3 горнострелковые и 3 кавалерийские бригады. Остальные румынские войска, сведенные в 4-ю армию, были развернуты на крайнем правом крыле советско-германского фронта. Для боевых действий на Черном море Германия, не имея там своих боевых кораблей, использовали военно-морской флот Румынии. В состав 3-й румынской армии входили горнострелковый (1-я, 2-я и 4-я горнострелковые бригады) и кавалерийский (частично моторизованные 5-я, 6-я и 8-я кавалерийские бригады) корпуса. В 4-ю армии входили первые три из подготовленных немецкими инструкторами дивизии (5-я, 6-я и 13-я) и другие отборные формирования (гвардейская дивизия, пограничная и бронетанковая бригады). Во время осады Одессы (5 августа – 16 октября 1941 г.) румынские войска получили значительные подкрепления и в конечном счете стали включать 1-ю, 2-ю, 3-ю, 6-ю, 7-ю, 8-ю, 10-ю, 11-ю, 14-ю, 15-ю, 18-ю и 21-ю пехотные и 35-ю резервную дивизии, 1-ю, 7-ю и 9-ю кавалерийские бригады; кроме того, армиям были приданы отдельные немецкие подразделения. Под Одессой из-за плохой подготовки и нехватки вооружения румынские части понесли тяжелые потери - 22 сентября были разгромлены 2 пехотные дивизии. После того, как с 1 по 16 октября 1941 г. гарнизон Одессы эвакуировался, 4-ю румынскую армию пришлось отправить на переформирование. Воинские подразделения из состава 3-й армии (а также 1-я, 2-я, 10-я и 18-я пехотные дивизии) остались на фронте, хотя и перешли под командование немецких генералов. Горнострелковый корпус воевал в Крыму в составе 11-й немецкой армии, а кавалерийский корпус в составе 1-й танковой армии. Более мелкие подразделения, такие как румынский механизированный полк и отделения лыжников, также действовали в зимнюю кампанию совместно с немецкими частями. 2-й этап войны против СССР Летом 1942 г. произошло наращивание румынских сил на Восточном фронте. Горнострелковый корпус (позднее 18-я пехотная и 1-я горнострелковая дивизии) был привлечен к наступлению на Севастополь. В 1942 г. бригаду переформировали по стандартам вермахта и создали 1-ю бронетанковую дивизию (позднее получившую название «Великая Румыния»). В августе сильный румынский корпус (включавший в себя 18-ю и 19-ю пехотные, 8-ю кавалерийскую и 3-ю горнострелковую дивизии) с боями форсировал Керченский пролив. В это же время 2-ю горнострелковую дивизию, находившуюся на отдыхе с конца 1941 г., перебросили на Северный Кавказ, где она вошла в состав 3-го немецкого танкового корпуса. На фронте вновь появилась 3-я армия генерала Думитреску (5-я, 6-я, 9-я, 13-я, 14-я и 15-я пехотные, 1-я и 7-я кавалерийские, 1-я бронетанковая дивизии) и в октябре заняла участок к северу от Сталинграда. Тем временем Румынский корпус вышел на передовые рубежи на южном фланге. В ноябре 1942 г. его пополнили другими частями, а затем передали 4-й немецкой танковой армии (всего 6 румынских дивизий: 1-ю, 2-ю, 4-ю и 18-ю пехотные, 5-ю и 8-ю кавалерийские). Гитлер предложил, чтобы в 4-ю армию генерала Константинеску перешло большинство частей 4-й немецкой танковой армии, и затем вместе с 3-й румынской и 6-й немецкой армиями образовали новую группу армий «Дон» под командованием маршала Антонеску. 4-я армия выдвинулась вперед и начала развертывание как раз в тот момент, когда советские войска начали операцию по окружению сталинградской группировки. Большинство румынских дивизий были разгромлены, а две (20-я пехотная и 1-я кавалерийская) оказались внутри «Сталинградского котла». Остатки частей собрали в поспешно организованные армейские группы «Гот» (1-я, 2-я, 4-я и 18-я пехотные, 5-я и 8-я кавалерийские дивизии) и «Холлид» (7-я, 9-я, 1 1-я и 14-я пехотные, 7-я кавалерийская и 1-я бронетанковая дивизии), но они понесли такие тяжелые потери, что к февралю 1943 г. их отвели на переформирование. Моральный дух румынских военных значительно упал. Это позволило советскому командованию приступить осенью 1943 г. к созданию из бывших пленных румынских формирований в составе Советской армии. 3-й этап войны против СССР Контрнаступление советских войск привело к тому, что множество румынских дивизий оказалось под угрозой окружения на кубанском плацдарме и в Крыму (10-я и 19-я пехотные, 6-я и 9-я кавалерийские, 1-я, 2-я, 3-я и 4-я горнострелковые дивизии). Немцы стремились убрать их с передовой и в течение всего 1943 г. использовали румын главным образом на защите береговой линии и в борьбе с партизанами. В апреле 1944 г. в Крыму были разбиты считавшиеся «стойкими» 10-я пехотная и 6-я кавалерийская дивизии. Большинство подразделений вывели из боев и вернули в Румынию для переформирования. Отведенные в Румынию войска были использованы для защиты Бессарабии. 4-й этап войны против СССР К маю 1944 г. на фронт отправились 3-я и 4-я армии. Теперь румынам удалось настоять на установлении некого паритета при распределении командных постои в немецко-румынской группировке. На правом фланге в составе армейской группы Думитреску оказались 3-я румынская и 6-я немецкая армия (здесь воевали 2-я, 14-я и 21-я пехотные, 4-я горнострелковая и 1-я кавалерийская румынские дивизии). 4-я румынская армия вместе с 8-й немецкой армией образовала армейскую группу «Веллер» (в ее составе были следующие румынские соединения: гвардейская, 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 11-я, 13-я и 20-я пехотные, 5-я кавалерийская и 1-я бронетанковая дивизии). С началом наступления советских войск в августе 1944 г. этот фронт рухнул. Румыния в войне против Германии и Венгрии (1944 – 1945 гг.) Король Михай арестовал Антонеску, и Румыния присоединилась к антигитлеровской коалиции. Ее участие в войне на стороне Германии закончилось. В то же время некоторое количество убежденных румынских фашистов добровольно вступили в состав войск СС. После некоторого колебания советское командование решило использовать румынские формирования на фронте. 1-я армия (созданная на базе выведенных из Крыма дивизий и учебных частей) и новая 4-я армия (почти полностью составленная из учебных частей) вновь начали боевые действия в Трансильвании. В боевых действиях против немецко-венгерских войск активно проявили себя румынские ВВС. Всего Румыния потеряла 350 тыс. человек в боях с советскими войсками, а в конце войны еще 170 тысяч в боях с немецкими и венгерскими войсками.


"Румынские военно-морские силы
---
Главным противником советского Черноморского флота с первых дней стали военно-морские силы Румынии. К середине 1941 г. они насчитывали 35 кораблей и судов, объединенных в две дивизии - морскую и речную.

Самыми крупными и современными румынскими кораблями являлись два эскадренных миноносца «Regele Ferdinand» и «Regina Maria».


Строила их в 1927–1930 гг. частная итальянская фирма в Неаполе. Однако за прототип она взяла не отечественный, то есть итальянский, а британский проект. Более того, эсминцы получили на вооружение артиллерию шведской фирмы Bofors и приборы управления стрельбой главного калибра германской фирмы «Siemens». Все это поставило их в один ряд с лучшими кораблями своего класса начала 30-х годов для закрытых морей. К началу Великой Отечественной войны они мало уступали советским лидерам и эсминцам.

Еще два эскадренных миноносца, «Marasti» и «Marasesti», также итальянской постройки, относились к эпохе Первой мировой войны.



Четыре таких корабля румыны заказали в Италии в 1913 г. С началом войны итальянцы их реквизировали и в изменение первоначального проекта вооружили 152-мм артиллерией. После окончания войны два из четырех эсминцев все же попали в Румынию в 1920 г., но уже с 120-мм артиллерией. В 1926–1927 гг. корабли прошли капитальный ремонт и к середине 1941 г. являлись уже морально устаревшими, но вполне отвечавшими черноморским условиям. Во всяком случае, они явно превосходили советских «однокашников» типа «Новик».

К июню 1941 г. Румыния имела всего одну подводную лодку «Delfinul», построенную в 1931 г. в Италии. Она приблизительно соответствовала своим советским одногодкам типа «Щ».



В составе румынского флота было много кораблей, построенных еще на верфях Австро-Венгерской империи. В частности, такими были все три миноносца. Они относились к многочисленной и удачной серии «250-тонного» типа (27 ед.). За всю Первую мировую войну ни один корабль этого типа не погиб, но после ее завершения их раздали новым хозяевам. Румыния в 1920 г. получила семь таких кораблей, из которых «Sborul», «Naluca» и «Smeul» участвовали в войне с Советским Союзом. К тому времени они уже морально и физически устарели, но все равно были вполне пригодны для применения на Черном море в качестве сторожевых кораблей.



Также к австро-венгерскому наследию относились все семь речных мониторов - хотя четыре из них строились в Австро-Венгрии по румынскому заказу. Несмотря на свой почтенный возраст, они явно превосходили по огневой мощи корабли советской Дунайской флотилии.

В 1920 г. Румыния приобрела во Франции пять мореходных канонерских лодок, правда, одну из них - целенаправленно на запчасти для остальных. Оставшиеся четыре - «Capitan Dumitrescu С», «Locotenent-commandor Stihi Eugen», «Sublocotenent Ghiculescu» и «Locotenent Lepri Remus» - дожили до Второй мировой войны, но последняя погибла еще 11 января 1941 г., подорвавшись на собственном минном заграждении у Сулины. При водоизмещении 430 т лодки имели по два дизеля в 450 л.с., которые обеспечивали им ход до 12 узлов. Уже в ходе войны их вооружение заменили и оно составило по одному 88-мм орудию, 37-мм и 20-мм зенитному автомату. Таким образом, эти канонерки были явно слабее не только советских сторожевиков типа «Ураган», но и тральщиков типа «Трал».

Перед самой войной, в 1940 г., вступили в строй минный заградитель своей постройки «Admiral Murgescu».

Боевые катера в середине 1941 г. были представлены тремя торпедными и тринадцатью сторожевыми катерами Дунайской речной дивизии, из которых четыре типа «Capitan Nicolae Lascar Bogdan» являлись относительно крупными, но постройки 1906–1907 гг. Также в состав речной дивизии входили три плавучие батареи типа «Bistrita» (100 т) - постройки 1888 г. и вооруженные всего одним 57-мм орудием.

За время военных действий на Черном море наиболее существенным пополнением румынского флота стали подводные лодки «Rechinul» и «Marsuinul», вступившие в строй в августе и сентябре 1943 г. Кроме этого немцы в конце 1942 - начале 1943 г. продали румынскому флоту шесть бывших голландских торпедных катеров, но без моторов, так что пришлось ставить на них авиационные двигатели от списанных истребителей. В итоге скорость хода вместо проектных 35 узлов не превышала 24. В октябре 1943 г. союзники передали румынам три десантные баржи MFR, получившие в румынском флоте обозначения РТА № 404,405,406, а также три корабля ПЛО (бывшие KFK-198, -199, -270), ставшими VS-1, -2,-3.

Военно-морские силы Румынии базировались на военно-морские базы Констанца и Сулина.

Кроме морской и речной дивизий, в составе ВМС Румынии имелась береговая дивизия. Она состояла из артиллерийских батарей береговой обороны, причем часть из них строились и эксплуатировались немцами. К концу войны дивизия состояла из двух полков береговой обороны - Дунайского и Констанцского. Последний имел два артиллерийских дивизиона - собственно Констанцский и Мангальский.

В состав Констанцского дивизиона входили:

152/45 четырехорудийная батарея «Мирча» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 19 км, установлена зимой 1940/41 г.);

152/45 четырехорудийная батарея «Свидиу» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 19 км, установлена в апреле 1943 г.);

152/40 трехорудийная батарея «Тудор» (севернее Констанцы, дальность стрельбы 11,4 км, установлена в 1928 г.);

66/30 четырехорудийная батарея «Рарес» (в порту Констанца на нефтяном молу, установлена в 1940 г.);

76/40 трехорудийная батарея «Вилтур» (в порту Констанца, Ш = 44°09′54 Д = 28°27′54, дальность стрельбы 8 км, потолок 6,5 км, установлена в 1940 г.);

170/40 трехорудийная батарея «Михай» (в порту Констанца южнее нефтехранилища, Ш = 44°09′54 Д = 28°37′54, дальность стрельбы 18 км, установлена в 1940 г.);

105/45 трехорудийная батарея «Кароль» (в порту Констанца южнее нефтехранилища, Ш = 44°09′26 Д = 28°37′54, дальность стрельбы 15,2 км, установлена в 1942 г.);

152/47 четырехорудийная батарея «Иван Димитров» (севернее Констанцы у м. Мидиа, дальность стрельбы 21,5 км, установлена в 1944 г.).

В состав Мангальского дивизиона входили:

120/50 четырехорудийная батарея «Елизабета» (севернее м. Туала, дальность стрельбы 14 км, установлена в 1940 г.

122/46 четырехорудийная батарея «Влайку» (южнее м. Тузла, дальность стрельбы 18 км, установлена в 1944 г.);

152/40 трехорудийная батарея «Аурора» (севернее Мангалии, дальность стрельбы 11,4 км, установлена в 1941 г.);

75/50 четырехорудийная батарея «Васили Лупу» (на северной окраине Мангалии, дальность стрельбы 8 км, по два орудия установлены в 1941 г. и в 1944 г.);

280/45 трехорудийная батарея «Тирпиц» (в 6–8 км южнее Констанцы, дальность стрельбы 36,9 км, установлена в 1941 г.).

Учитывая, что в событиях войны на Черном море батарея «Тирпиц» сыграла заметную роль, остановимся на ней более подробно. Батарею начали строить в 1940 г. и ввели в строй к началу Великой Отечественной войны. И проектировали, и обслуживали ее немцы. Батарея располагалась на возвышенном участке побережья в 0,6 км от уреза воды, на обратном склоне в верхней его части. Орудийные дворики находились на разном расстоянии друг от друга (250–300 м). Одно 280/45-мм орудие образца 1907 г. было изготовлено в 1911 г., а два других - в 1915 г. Ранее они стояли на одной из береговых батарей на побережье Северного моря. Затвор клиновой, с ручным приводом открывания. Заряжание раздельно гильзовое. В боекомплекте имелись снаряды весом 284 кг и 302 кг, боевой заряд 70 кг, начальная скорость полета соответственно 885 м/с и 870 м/с. Также имелись пониженно-боевые заряды, рассчитанные на начальную скорость для 284-кг снаряда - 580 и 284 м/с, а для 302-кг - 625 и 230 м/с.

Поворотные лафеты имели две опоры: передняя - сравнительно небольшая тумба, на которой на катках вращается лафетная рама; задняя представляла собой два катка, которые катались по круговому погону, забетонированному на площадке фундамента. Привод горизонтального наведения, воздействующий на эти катки, - ручной (от размахов) и электрический. Угол горизонтального наведения - 360°. Вертикальное наведение также имело ручной и электрический приводы. Угол возвышения орудий - 40°. Механизм вертикального наведения орудий был несколько необычного устройства - люлька сцеплялась с коренным валом, имеющим две цилиндрических зубчатых коренных шестерни, при помощи двух качающихся (шарнирно-связанных с люлькой) зубчатых реек.

Подача снарядов и зарядов производилась двумя тросовыми подъемниками (зарядниками), расположенными в вертикальных шахтах в хвостовой части установки. Один подъемник зарядный, другой - снарядный. Снаряд принимался с тележки на подготовительный поворотный столик, откуда при помощи кулачкового устройства перегружался в зарядник. Привод подъема зарядника ручной и электрический. Имелась вспомогательная ручная подача - при помощи крана для снаряда и наклонного желоба для гильз.

Заряжение осуществлялось специальной зарядной тележкой, находящейся на верхней площадке. Из зарядника снаряд и гильза перегружались на тележку, которая затем вручную подвигалась к орудию, на своем пути тележка опускала откидную площадку (уравновешенную противовесом) и подходила непосредственно к казенной части орудия. После этого вручную при помощи прибойника досылались снаряд, а затем гильза. Тележка отводилась назад, а откидная площадка подымалась, освобождая пространство для отката орудия. Компрессор гидравлический. Накатники - воздушные.

Установки прикрывались сверху полуцилиндрическими щитами, защищающими от атмосферных осадков. Посты наводчиков имели боковое прикрытие из броневых плит толщиной 10 мм. При оставлении батареи немцы все орудия полностью вывели из строя путем подрыва толовых шашек в каморе.

Приборы управления стрельбой батареи «Тирпиц» включали: один дальномерный пост открытого типа с 14-м дальномером, визирный пост, центральный пост, командный пункт, телефонную станцию, радиостанцию, агрегатную и, по некоторым данным, радиолокационную станцию, размещенную на машинах. Командный пункт размещался слева от дальномерного, а визирный - справа. Оба пункта - незащищенного типа, в окопах. Рядом с командным пунктом в блиндаже размещалась радиостанция. Центральный пост, агрегатная и телефонная станция располагались в подземном блоке на глубине 15 м.

В целом оборудование центрального поста соответствовало таковым на аналогичных батареях периода Первой мировой войны, его основу составлял центральный прибор длиной 1,5 м, шириной - 0,75 и высотой без основания - 0,5 м. Поскольку перед уходом немцы все оборудование вывели из строя, а помещения взорвали, то что-либо подробнее о приборах управления стрельбой сказать невозможно. Тем более что румын они туда не пускали.

Всего Румынские Королевские ВВС по состоянию на 22 июня 1941 г. имели в своем распоряжении 572 боевых самолета, а именно 157 разведчиков (IAR-37 - 15, IAR-38 - 52, IAR-39 - 90); 270 истребителей (IAR-80 - 58, Me-109E - 48, He-112B - 27, Hurricane - 13, PZL-11С - 28, PZL-11F - 68, PZL-24 - 28); 125 бомбардировщиков (He-111 - 28, SM-79B - 22, PZL-37 - 16, PZL-23 - 10, Potez-63 - 18, Blenheim - 31); 20 гидросамолетов (S-55 - 5, S-62bis - 5, Cant Z-501 - 10).

Основной ударной силой румынской авиации являлась Боевая воздушная группировка, под командованием эскадренного генерала Константина Челэррну. Она представляла собой объединение, имевшее в своем составе две бомбардировочные флотилии (одиннадцать бомбардировочных эскадрилий), разведывательную флотилию с четырьмя эскадрильями IAR-38 и IAR-39, флотилию истребителей с восемью эскадрильями Не-112, IAR-80, Ме-109Е, две связные эскадрильи, санитарную эскадрилью и авиатранспортную группу, в общей сложности примерно 300 самолетов.

В распоряжении 4-й румынской армии имелось воздушное командование с четырьмя эскадрильями. 3-я румынская армия имела в своем распоряжении пять эскадрилий, еще одиннадцать эскадрилий обеспечивали ПВО страны.

С началом военных действий румынская авиация начала нести потери, и сразу стало ясно, что без помощи союзников, за счет национального производства, покрыть их не удастся.

Германские военно-морские силы на Черном море
---

Нейтралитет Турции в годы Второй мировой войны теоретически исключал проход в Черное море боевых кораблей воюющих государств. Правда, по некоторым классам судов (например, быстроходным десантным баржам MFR) этот запрет легко обходился разоружением барж и присвоением им «гражданских» названий. Кстати, пользовались этим приемом не только страны «оси», но и СССР, когда в конце 1941 г. вывел из Черного моря ледокол «Микоян», до этого числившийся вспомогательным крейсером.

Не считая этих достаточно юридически спорных моментов, за время войны проводок через Черноморские проливы боевых кораблей специальной постройки обеих противоборствующих сторон не было. Это предопределило довольно компактную и стабильную группировку германских ВМС на театре.

К началу военных действий на Черном море германские корабли отсутствовали. Появились они там только в сентябре - октябре 1941 г. в виде групп тральных кораблей из состава германской Дунайской флотилии. Катерные тральщики FR-1 - FR-12, а также обеспечивавшие их плавбазы, прорыватель минных заграждений «Sperrbrecher-191» и речной минный заградитель «Theresia Walner» проделывали проходы в советских и румынских заграждениях от устья Дуная до Одессы и Днепровского лимана. Чуть позже к этой работе привлекли «зондеркоманду В», состоявшую из первой партии паромов «Siebel» (около 30 единиц). Кроме траления паромы с ноября привлекались и к транспортным перевозкам.

Несмотря на то что в 1941 г. немецкая группировка на Черном море была немногочисленной, она понесла относительно большие потери. Тральщики FR-5 и FR-6 погибли на минах в устье Дуная 6 сентября, FR- 12–11 октября, «Theresia Walner» погибла у Очакова 25 октября. Из 30 паромов погибло девять. SF-25 26 октября сел на мель во время боя с подводной лодкой М-35 и позднее был разрушен штормом. Навигационные аварии стали причиной потери паромов SF-4, SF-10, SF-11, SF-26, SF-27, SF-28. Паром SF-16 24 ноября погиб на мине, a SF-29 3 декабря сгорел в Констанце.

Формирование германских ВМС на Черном море началось с весны 1942 г. - в преддверии летней кампании на советско-германском фронте. Еще 2 января должность командующего Немецкой морской миссии в Румынии переименовали в Адмирала Черного моря. Этот пост последовательно занимали вице-адмирал Ф. Фляйшер (до мая 1942 г.), вице-адмирал Вурмах (май - ноябрь 1942 г.), вице-адмирал Виттхёфт-Эмден (ноябрь 1942 - февраль 1943 г.), вице-адмирал Кизерицки (февраль - ноябрь 1943 г.; убит при налете советских штурмовиков в районе Керчи), вице-адмирал Г. Бринкман (до октября 1944 г.).

Существовавшее в рамках морской миссии Немецкое морское учебное командование «Румыния» (Deutsches Martinelehrkommando Rumanien; с апреля 1943 г. - Немецкое морское командование «Констанца») взяло на себя функции штаба соединений охраны водного района в северо-западной части Черного моря. Одновременно шеф этого командования являлся германским представителем (фактически - начальником штаба) при штабе ВМС Румынии. Шефами командования являлись: капитан 1-го ранга Гадов (до февраля 1943 г.), капитан 1-го ранга Кидерлен (февраль 1943 г. - январь 1944 г.), капитан 1-го ранга Вейер (январь - июнь 1944 г.), капитан 1-го ранга Хейнихен (июнь - сентябрь 1944 г.).

С января 1944 г. при морском командовании «Констанца» был сформирован штаб 10-й дивизии охранения, которому подчинялись все флотилии охраны водного района, действовавшие между Констанцей, Одессой и Севастополем. В июне 1944 г. в связи с резким сужением операционной зоны вражеского флота на Черном море штаб дивизии расформировали. Ее командиром в течение всего периода являлся шеф германского морского командования «Констанца» капитан 1-го ранга Вейер.

Главной задачей, ради которой, собственно, и создавались германские ВМС на Черном море, являлся захват Севастополя. Опыт двух первых штурмов показал, что без изоляции главной базы советского Черноморского флота с моря решить данную задачу будет если и возможно, то крайне затруднительно. В то же время ВМС Румынии явно не годились для подобных действий. Несмотря на то что создаваемая группировка получала явно ударную направленность, германское командование предусмотрело включение в нее и десантных флотилий для транспортных перевозок, и эскортных сил для их обеспечения.

Наиболее крупными германскими кораблями на театре стали подводные лодки. Их переброска осуществлялась комбинированным способом: сначала на автомобильных трейлерах, затем на буксире по Дунаю. Из-за указанных сложностей успеть к штурму Севастополя они не смогли. Всего на Черное море в 1942–1943 гг. прибыло шесть подводных лодок, сведенных в 30-ю флотилию: U-9 (вступила в строй на Черном море 28.10.42), U-18 (6.05.43), U-19 (9.12.42), U-20 (7.05.43), U-23 (3.06.43) и U-24 (13.10.42). С ноября 1942 г. они достаточно интенсивно действовали на советских коммуникациях у кавказских берегов, и к моменту окончания боевых действий представляли единственную им угрозу. В ходе решения боевых задач потерь у подлодок не было. Лишь 20 августа 1944 г. U-9 погибла во время налета советской авиации на Констанцу. Находившиеся там же в ремонте U-18 и U-24 получили в ходе этого налета некоторые повреждения и не могли самостоятельно покинуть базу, которую в связи с выходом Румынии из войны пришлось срочно эвакуировать. 23 августа обе подлодки были затоплены на внешнем рейде Констанцы. Оставшиеся три германские подлодки действовали до 11 сентября, успев совершить еще несколько торпедных атак советских и румынских кораблей, после чего были затоплены своими экипажами у турецкого побережья.

К началу июня 1942 г. на Черное море прибывает 1-я флотилия торпедных катеров (S-26, S-27, S-28, S-40, S-72, S-102). Полностью разоруженные катера перевозились из Дрездена на Эльбе в Ингольштадт на Дунае на специальных большегрузных автомобильных платформах, после чего спускались на воду, собирались и шли своим ходом в Черное море. Все шесть катеров приняли участие в блокаде Севастополя, причем S-102 19 июня потопил транспорт «Белосток». С августа флотилия, пополненная присланными из Германии катерами S-47, S-49, S-51 и S-52, базировалась на Феодосию и действовала на коммуникациях у берегов Кавказа вплоть до района Туапсе; весной 43-го она принимала участие в блокаде малоземельского плацдарма. В июне в состав флотилии вошли S-42, S-45, S-46, а в начале 1944-го - S-131, S-148, S-149. Последние выходы катеров на наши коммуникации относились к январю - февралю 1944 г., после чего активность советской авиации заставила перенести базу в Севастополь. В последние месяцы войны катера в основном использовались для сопровождения своих же конвоев в качестве противо-катерного охранения.

В ходе боевых действий погибли:

S-42, S-52 и S-131 - 20 августа 1944 г. уничтожены советской авиацией в Констанце (на тяжело поврежденных в этом же налете S-28 и S-149 личный состав уничтожил двигатели);

S-26 и S-40 -19 августа 1944 г. уничтожены авиацией в Сулине, тяжело поврежденный в этом налете S-72 позднее затоплен;

Практически одновременно с флотилией 1 S-F1 на театр перебросили 3-ю флотилию тральщиков (3 R-F1 - R-33, R-35, R-З6, R-37, R-163, R-164, R-165, R-166), действовавшую ранее в Ла-Манше. В связи с отсутствием на Черном море более крупных надводных кораблей катерные тральщики решали широкий круг задач: от траления и конвоирования торговых судов до обстрела занятого советскими войсками побережья Азовского моря в августе 1942 г. В 1943–1944 гг. флотилию усилили катерами R-196, R-197, R-203 - R-209, R-216 и R-248.

R-36 29 апреля 1943 г. подорвался на румынской мине у Констанцы, и его оставшаяся на плаву кормовая часть не восстанавливалась. R-33 19 июля 1943 г. потопила у Ялты советская авиация. Та же судьба постигла в Феодосии 11 апреля 1944 г. R-204. 25 апреля R-208 погиб на Дунае в результате подрыва на британской донной мине. Поврежденные в ходе налета на Констанцу R-37, R-203 и R-205 затопили при эвакуации базы 25 августа, а все остававшиеся «раумботы» - 30 августа в Варненском заливе.

Второй флотилией катерных тральщиков на Черноморском театре стала 30-я, которую сформировали в июле 1943 г. из катеров, ранее входивших в состав Дунайской флотилии. Она включала «раумбот» R-30 (потоплен авиацией 23 сентября 1943 г. в Керчи), катерные тральщики голландской постройки RA-51, RA-52, RA-54 и RA-56 (затоплены экипажами в августе 1944 г.), прорыватели минных заграждений «Sperrbrecher-192» и «Sperrbrecher-193» (последний потоплен советской авиацией 10 апреля 1944 г.), девять катерных тральщиков типа FR, 18 катеров типа FZ и два буксира. Большая часть кораблей этой флотилии в августе 1944 г. успела уйти вверх по Дунаю и продолжила там боевые действия до конца войны.

Эскортные функции выполняли 1-я, 3-я и 23-я флотилии противолодочных кораблей. 1 Uj-Fl сформировали в июне 1943 г. на базе существовавшей с сентября 1942 г. группы противолодочных кораблей Дунайской флотилии «Сулина». В ее состав входили переоборудованные в охотники за подводными лодками военные транспорта типа КТ: UJ-101 (КТ-39), UJ-102 (КТ-40), UJ-103 (КТ-37), UJ-104 (КТ-17), UJ-105 (КТ-24), UJ-106 (КТ-23), UJ-107 (КТ-33), UJ-108 (КТ-29), UJ-109 (КТ-4), UJ-110 (КТ-38), UJ-111 (КТ-30), три корабля: разных типов: UJ-115 «Rosita», UJ-116 «Xanten», UJ-117 «SchifF-19»; а также переоборудованная MFRUJ-118 (F-308).

UJ-102 (КТ-40) погиб 15 декабря 1943 г. в районе Евпатории при довольно курьезных обстоятельствах. Командир корабля доложил о контакте с подводной лодкой, которую он намерен атаковать, после чего связь с ним пропала. Спустя несколько часов на воде обнаружили обломки корабля и тела членов экипажа, из которых не спасся никто. Проведенное расследование предложило в качестве основной версии гибель корабля в результате взрыва боеприпасов на лежавшем на дне транспорте «Santa Fe» - взрыв был спровоцирован глубинным бомбометанием. UJ-117 «SchifF-19» 28 марта 1944 г. выбросило штормом на берег в районе Констанцы. UJ-104 (КТ-17) 27 апреля был торпедирован советским торпедным катером у Севастополя, отбуксирован в порт, где его впоследствии и затопили. UJ-115 «Rosita» потопила советская авиация 20 августа в ходе удара по Констанце. UJ-113 (КТ-39), по-видимому, тогда же получил тяжелые повреждения и его спустя пять дней затопили на внешнем рейде порта. UJ-103 (КТ-37), UJ-105 (КТ-24), UJ-107 (КТ-33), UJ-111 (КТ-30) и UJ-118 (F-308) 26–30 августа были затоплены или брошены экипажами в болгарских водах. Та же судьба постигла в октябре UJ-106 (КТ-23) и UJ-110 (КТ-38), когда они пытались прорваться вверх по Дунаю. UJ-108 (КТ-29) и UJ-109 (КТ-4) в июне 1944 г. в разоруженном состоянии ушли в Эгейское море, где спустя три месяца погибли уже под другими номерами.

Кроме того, на театре имелось две флотилии малых охотников за подлодками KFK. В апреле 1943 г. сформировали 23 Uj-Fl. Эту флотилию укомплектовали военнослужащими из хорватского морского легиона, хотя офицеры оставались немецкими. Позднее, в марте 1944 г. корабли соединения получили полностью германские экипажи. С июля 1943-го флотилия приступила к сопровождению конвоев между Констанцей и Одессой, а позднее и между Констанцей и Севастополем. В ее составе имелись охотники UJ 2301 (KFK-81), UJ-2302 (KFK-82), UJ-2303 (KFK-83), UJ-2304 (KFK-84), UJ-2305 (KFK-85), UJ-2306 (KFK-86), UJ-2307 (KFK-92), UJ-2309 (KFK-15), UJ-2310 (KFK-372), UJ-2311 (KFK-20), UJ-2312(KFK-17),UJ-2313(KFK-373),UJ-2314(K FK-202), UJ-2316 (KFK-31), UJ-2317 (KFK-200), UJ-2318 (KFK-47).

3 Uj-Fl сформировали 16 ноября 1943 г. из группы каттеров 30-й флотилии. В ее состав входили UJ-301 (KFK-7), UJ-302 (KFK-8), UJ-303 (KFK-9), UJ-304 (KFK-10), UJ-305 (KFK-11), UJ-306 (KFK-12), UJ-308 (KFK-44), UJ-309 (KFK-193), UJ-310 (KFK-194), UJ-312 (KFK-45), а позднее также UJ-307 (KFK-19), UJ-313 (KFK-21), UJ-314 (KFK-22), UJ-315 (), UJ-316 ( ), UJ-317 (KFK-46) и UJ-318 (KFK-195).

Обе флотилии принимали активное участие в защите коммуникаций на последнем этапе войны, в том числе и во время эвакуации войск 17-й армии из Крыма. Соответственно потери их оказались чувствительными. UJ-2304 (KFK-84) 3 мая 1944 г. потопила советская авиация, UJ-2313 (KFK-373) и UJ-2314 (KFK-202) погибли 9 мая от огня советской полевой артиллерии в Южной бухте Севастополя. UJ-2303 (KFK-83) получил при этом серьезные повреждения и, по некоторым данным, затонул 11 мая на подходах к Варне. UJ-310 (KFK-194) 11 мая получил попадание тяжелого снаряда у мыса Херсонес и затонул на мелководье. UJ-316 18 июня погиб на мине у Сулины, a UJ-2307 (KFK-92) - 23 июня у Варны. В конце августа большая часть катеров оказалась затоплена своими экипажами, а часть стала советскими трофеями.

Летом 1943 г. для эскортной и сторожевой службы у побережья Румынии и Болгарии сформировали 30-ю и 31-ю эскортные флотилии. Их основу составили сторожевые катера Дунайской флотилии типа «Дельфин», новопостроенные KFK и мобилизованные рыболовные катера. 30-ю флотилию (находилась в оперативном подчинении командующего Дунайской флотилией) составляли 29 катеров с номерами между G-3001 и G-3080, 31-ю - 26 с номерами между G-3101 и G-3184.

1 августа 1944 г. все эскортные флотилии и флотилии охотников за подлодками переформировали в 1 и 2-ю флотилии обороны побережья Черного моря (Kuestenschutzflotillie Schwarzes Меет). Флотилии имели в своем составе корабли с литерным обозначением SM: 1-я - 101–111, 121–132, 141–147, 161–166, 2-я - 201–231, 241–247. Как уже отмечалось, частично флотилии комплектовались катерами типа KFK, частично - обычными рыболовными катерами.

Как и на других театрах войны, на Черном и Азовском морях в основных базах и портах имелись небольшие соединения базовых сторожевых кораблей и каптеров. Соединения охраны рейдов имелись в Бердянске (RJB01 - RB10), Феодосии (RF01 - RF15), Геническе (RG01 - RG10), Керчи (RK01 - RK14), Мариуполе (RM01 - RM10), Очакове (R01 -

R015), Николаеве (RN01 - RN04, RN21 - RN25), Одессе (PI - Р5, R021 - R029), Севастополе (RS01 - RS10, RS24 - RS31, RS1701 - RS1710), Таганроге (RTa01 - RTa10), Темрюке (RT01 - RT10) и Варне (BW01 - BW04, BW19, BW20). Часть кораблей и катеров этих флотилий погибла в боевых действиях, часть затопили при эвакуации портов, а уцелевшие в августе 1944 г. пополнили флотилии обороны побережья.

В связи с отсутствием на Черном море достаточного количества транспортных судов, а также необходимостью перевозок в интересах готовившихся к наступлению войск в начале 1942 г. немцы приступили к формированию на театре десантных флотилий барж MFR. Впоследствии роль барж еще более возросла, когда в начале 1943 г. на них лета задача снабжения войск 17-й армии на Кубанском плацдарме. В ноябре - декабре того же года десантные флотилии составили основу сил блокады наших войск на Эльтигенском плацдарме южнее Керчи, а в мае 1944-го вывезли из Севастополя не менее половины от числа эвакуированных морским путем военнослужащих противника. Столь активное применение MFR обусловило и многочисленность имевшихся на театре флотилий и довольно большие потери.

1 L-F1 сформировали в феврале 1942 г., 3 L-F1 - в октябре 1942 г., 5 L-F1 - в апреле 1943 г. и 7 L-F1 - в июле 1943 г. Всего в разное время в их состав входили: F-121, F-122, F-125, F-128, F-130 - F-139, F-142 - F-145, F-162, F-168, F-170, F-176, F-211, F-217, F-229, F-301 - F-307, F-312-F-316, F-322, F-323, F-325, F-326, F-329, F-332-F-337, F-339 - F-342, F-353, F-367 - F-369, F-371 - F-374, F-382, F-386, F-394, F-395, F-401, F-405, F-406, F-418, F-419, F-445 - F-449, F-467, F-469 - F-476, F-492, F-493, F-521, F-532-F-539, F-558 - F-586, F-589, F-591 - F-594, F-848 - F-852, F-893 - F-898.

Количество MFR на Черном море постоянно изменялось. Дело в том, что их строили в Варне (80 единиц) и в портах на реке Дунай. Таким образом, германские силы на Черном море не только в основном укомплектовывались кораблями местной постройки, но и передавали их на другие театры. Например, F-123, F-124, F-126, F-127, F-129, F-331, F-338, F-370 после непродолжительного пребывания на Черном море перешли в Эгейское. Корабли последних серий, вошедшие в строй в 1944 г: F-899 - F-908, - уже к середине года в основном ушли на Дунай и далее воевали там.

К сожалению, исчерпывающей информации по потерям MFR нет - они были очень велики и на завершающем этапе даже не всегда фиксировались документально. Самым страшным врагом MFR являлась авиация Черноморского флота. Она потопила: F-134 и F-125(9.9.1942), F-533 (18.9.1942), F-176 (26.2.1943), F-535 (27.2.1943), F-386 (19.11.1943), F-309 и F-367 (19.5.1943), F-328 (27.5.1943), F-144 (7.7.1943), F-217 (24.9.1943), F-229 (9.10.1943), F-418 (17.10.1943), F-449(9.11.1943), F-594(28.11.1943), F-306 (30.11.1943), F-573(1.12.1943), F-360 (3.12.1943), F-305 и F-369 (5.12.1943), F-565 (13.4.1944), F-395, F-564 и F-569 (15.4.1944), F-132 (6.5.1944), F-130 (поврежденная советской авиацией и брошенная экипажем, 12.05.1944 добита артиллерией подводной лодки С-33), F-568 (20.8.1944).

На втором месте оказались мины: F-145 (3.6.1942), F-133 (10.8.1942), F-138 (5.10.1942), F-336 и F-538 (19.12.1942), F-162 (2.1.1943), F-323 (24.1.1943), F-473 (17.2.1943), F-143 (24.2.1943), F-371 (9.3.1943), F-136 (14.3.1943), F-475 (15.3.1943), F-121 (15.6.1943), F-583 (6.09.1943), F-302 и F-315 (2.10.1943), F-125 (4.10.1943), F-128 (26.10.1943). Навигационные аварии, в том числе при уклонении от ударов советских сил, стали причиной гибели F-470 (23.5.1943), F-126 (4.11.1943), F-419 (11.11.1943 затоплен на мелководье в результате повреждений, полученных в ночном бою с F-305), F-536 (23.11.1943), F-341 и F-574 (30.11.1943, уклоняясь от удара штурмовиков Ил-2, сели на мель, где их позже уничтожили), F-446 (9.01.1944), F-558 (16.02.1944). Не раз попадали MFR и под торпедные удары черноморских подводников, которые потопили F-329 (тяжело повреждена 23.5.1943 в бою с подлодкой Л-4, не восстановлена), F-474 (10.10.1943), F-592 (15.11.1943), F-566 (2.12.1943), F-580 (9.12.1943). Береговая артиллерия уничтожила F-313 (6.11.1943), F-135 (20.02.1944), торпедные катера - F-334 (1.08.1942). F-303, F-492, F-493, F-577 были затоплены 28.10.1943 при эвакуации из Геническа, a F-560 - 2.11.1943 в Скадов- ске. F-374 и F-521 потоплены 25.08.1944 в Килийском гирле. Остальные MFR погибли в результате не установленных по документам причин, либо были затоплены в конце августа 1944 г. в румынских и болгарских водах. Часть из них подняли и ввели в состав советского Черноморского флота.

В феврале 1943 г. формируется 3-я флотилия артиллерийских барж. В нее входили артиллерийские лихтеры типа MAL: 1–4, 8-11. Поскольку лихтеры строились в Германии, а затем посекционно перевозились по железной дороге на Черное море, окончить формирование флотилии удалось только к июню. В последующие месяцы флотилия занималась сопровождением конвоев, ходивших на Кубань, а также несением дозорной службы в Азовском море, причем неоднократно участвовала в боевых столкновениях с бронекатерами Азовской флотилии. MAL-8, поврежденный 18 сентября штурмовиками Ил-2, выбросился на берег, где 26 сентября его взорвали саперы; MAL-1, MAL-3, MAL-9 - MAL-11 были взорваны своими экипажами 29 октября в Геническе при эвакуации порта. MAL-2 и MAL-4, находившиеся в разобранном состоянии в Севастополе, перевезли в Констанцу, но в строй так и не ввели.

Расформированную в октябре 1943 г. флотилию воссоздали в феврале 1944 г. - на этот раз она состояла из свежепостроенных артиллерийских барж. В нее входило шесть AF: 51–56. В апреле - мае плавбатареи флотилии принимали участие в артиллерийской поддержке фланга сухопутных войск у Севастополя, а также несении ночных противокатерных дозоров. Все они были затоплены своими экипажами в румынских и болгарских водах в конце августа.

Кроме флотских соединений, на Черном и Азовском морях действовали армейские морские транспортные средства. Прежде всего, это уже упоминавшиеся самоходные паромы типа «Siebel». Кроме этого в состав понтонно-мостовых парков входили десантные мотоботы PELB (Pionier-Landungs boot) четырех типов.

Военно-морские силы Италии на Черном море
---

В ходе Второй мировой войны итальянцы перебросили на Черное море шесть сверхмалых подводных лодок типа СВ и десять торпедных катеров типа 500. Все они были доставлены в Констанцу по железной дороге. Подлодка СВ-5 была потоплена в Ялте торпедными катерами, а СВ-1 - СВ-4 и СВ-6 в сентябре 1943 г. захвачены немцами, но вскоре переданы Румынии. В январе 1944 г. их официально вернули обратно Италии - точнее, марионеточной профашистской «республике Сало». Но перевезти обратно их не успели, и СВ-1-СВ-4 советские войска захватили в Констанце.

Первые четыре торпедные катера MAS 570 - MAS 573 появились на Черном море 20 мая 1942 г., из них сформировали 4-ю флотилию. Затем 30 июля прибыли MAS 568 и MAS 569, 30 августа - MAS 566 и MAS 567,21 октября - MAS 574 и MAS 575." (с)

Была разработана и принята специальная программа. Выделены значительные средства, на которые румыны переоснастили значительную часть флота, построили новую базу в Мангалии. Но вместо 20 подводных лодок на итальянской верфи была изготовлена одна лодка. Ее отдали румынам с большим скандалом только через пять лет, когда они заплатили по счетам.

Сегодня рано утром вместо формы офицера-командира румынского корабля он надел обычный гражданский костюм. Предстояло ехать в Англию и, по неофициальной инструкции, полученной от своего вышестоящего руководства, нельзя было привлекать к себе повышенное внимание при пересечении границы. Также в целях предосторожности офицерам запрещалось говорить своим родным и близким, в какую страну они направляются: румынскому правительству не хотелось, чтобы поползли слухи о явной причастности англичан к обучению отечественных моряков.


А нападок на румынский военный флот было предостаточно. Особенно в середине 20-х годов XX века.

Румынская печать относилась к своему флоту крайне пренебрежительно: практически все суда были получены Румынией в качестве "отступного" при разделе австро-германского военного имущества, которое радостно делили победители после завершения империалистической войны. В газетах появлялись публикации о том, что суда, построенные на австро-германских верфях не отвечают современным требованиям — необходимо создавать свой, национальный флот. Конечно же, журналисты высказывали на страницах газет мнение некоторых министров, заинтересованных не только в возрождении морского флота, но и в получении крупных военных ассигнований со стороны государства. Потому, что по пути "следования" государственных денег можно было немалую их долю положить к себе в карман, прикрывшись мощной агитационной завесой. И для этих целей все средства были хороши. Газеты в том числе.

Однако в прессе нужно было освещать как отрицательные, так и положительные стороны. Сентябрьские военно-морские маневры на Дунае, состоявшиеся в 1924 году, получили самые лестные отзывы. Журналисты, побывавшие на месте учений, написали немало хвалебных статей о том, что возрождающийся флот блестяще выполнил задачу по охране дунайских протоков.

Впрочем, до настоящего блеска было еще далеко.

Поэтому румыны обратились за помощью к английским коллегам, которые, в свою очередь, были заинтересованы в расширении своего присутствия на Черном море и постоянно искали союзников. В Румынию зачастил с неофициальными визитами первый морской лорд, начальник английского морского военного штаба Дэвид Битти. Адмирала Дэвид Битти называли лучшим английским флагманом первой мировой войны. Он практически единовластно решал основные вопросы морской политики. В 1924 году Битти обследовал черноморские порты, выбирая базы для нападения на СССР" (К.А. Залесский. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. Москва, 2003).

Согласно достигнутым договоренностям, румынские военно-морские подразделения начали обучаться на основе планов, разработанных английскими офицерами. Учебный процесс осложнялся тем фактом, что в течение четырех лет на флот призывали румын, болгар, венгр, молдаван. И весь этот разношерстный состав надо было обучить премудростям морского военного дела. Численность личного состава румынского военно-морского флота достигало порядка 6,5 тысяч человек. Предположительно, большую часть их них нужно было подвергнуть достаточно жесткой английской муштре. Англичане надеялись, что специально разработанные для этих целей планы помогут иметь добиться хорошего результата от необразованных, как они считали, румын.

Обучение проходило строго по плану.

Но для специальной переподготовки большинство румынских офицеров посылали за границу.

Англичане обучали и юных моряков. Судно "Мирчеа" с румынскими юнгами ежегодно уходило в заграничное плавание по Черному морю.

Первые судостроительные государственные программы

Румыния в конце 20-х годов приняла две судостроительные программы. Первая программа была рассчитана на четыре года. И предусматривала постройку двух эскадренных торпедоносцев, одного крейсера, двух подводных лодок и четырех моторных катеров (истребителей). Также планировалось осуществить полное перевооружение двух эскадренных торпедоносцев "Мырешти" и "Мырешешти".

Кроме того, планировалось построить новую военно-морскую базу.

Согласно второй государственной программе, в течение 10 лет планировалось построить три крейсера, 16 эскадренных торпедоносцев и 18 подводных лодок.

Таким образом, в течение 14 лет, согласно программам, запланировано было построить 4 крейсера, 18 эскадренных торпедоносцев, 20 подводных лодок и 4 моторных катера-истребителя.

К осуществлению своих государственных программ Румыния реально приступила в 1926 году. Румынский совет министров в середине 1926 года принял постановление, согласно которому на новое судостроение было выделено 850 миллионов лей (около 105 миллионов итальянских лир).

Заказ на строительство получили разные страны.

Итальянская фирма "Паттисон" в Неаполе приступила к строительству двух эскадренных торпедоносцев. Строительство двух подводных лодок было заказано в Англии. Румынские газеты сообщали, что судостроительные верфи в итальянском городе Триесте получили заказ на постройку подводной лодки и плавучей базы для подводных лодок: румыны вели переговоры на строительстве еще нескольких лодок в Италии.

Одновременно с разработкой судостроительной программы, при несомненном участии англичан был разработан план создания базы вблизи города Мангалия (находится в 22 км от военно-морской базы Констанца). До этого военные корабли шли на базу вблизи города Констанца. Но город был открыт с моря и являлся крупным торговым портом. Все это сложно сочеталось с военными судами. Поэтому англичане порекомендовали строить новую базу в другом месте. По завершении стройки в Мангалии, румынский морской флот получил хорошо оборудованные и удобные стоянки для своих судов.

Надо признать, что две свои госпрограммы по строительству военного флота Румыния полностью не смогла выполнить. Например, планы по строительству подводных лодок с треском провалились: к середине 1941 года у Румынии на вооружении была только одна лодка "Delfinul", которую изготовили на итальянских верфях в 1929 году. Англичане румынский заказ не выполнили потому, что не получили из румынской казны те самые миллионы лей, что планировалось направить на создание нового флота. Куда пропали миллионы лей, остается загадкой до сих пор. Но, зная несложную схему обогащения военных чиновников, можно с уверенностью утверждать, что деньги были разворованы, как, впрочем, это обычно бывает.

Что было и что стало

Эскадренные торпедоносцы "Мырешти" и "Мырешешти" после окончания империалистической войны были куплены румынами у Италии. Они достигали значительной скорости хода — 38 узлов. Водоизмещение каждого из них, при полной нагрузке, равнялось 1,723 т. Они могли пройти без заправки 380 миль при скорости хода 35 узлов и 1 700 миль при 15 узлах. На каждом из торпедоносцев было установлено следующее: три 150 мм (40 калибров) зенитных орудия, четыре 76 мм зенитных орудия, а также четыре 45 см. торпедных аппарата. По государственной программе на торпедоносцах поставили по пять 120 мм артиллерийских орудий и торпедные аппараты в 533 мм.

Торпедоносцы типа "Вифор" ("Вифор", "Вартей", "Вижеле", "Сборул", "Налука" и "Змеул") постройки 1913-1915 годов, бывшие австрийские. У них было небольшое водоизмещение — 262 тонны. Они были оснащены 70 мм зенитными орудиями и тремя 45 см. торпедными аппаратами. Однако, на самом деле действительная скорость судов была значительно меньше заявленной и не превышала 21-22 узлов. Это значительно понижало боеспособность. Несмотря на этот факт, большая часть торпедоносцев отправлялась на боевые задания. Причем некоторые из них — "Сборул", "Налука", "Змеул" — использовались в качестве сторожевиков еще и во время второй мировой войны.

В 1920 году Румыния закупила четыре французских мореходных канонерских лодки "Локотенент Лепри Ремус", "Лок. командир Стихи" ("Locotenent-commandor Stihi Eugen"), "Сублокотенент Гикулеску", "Капитан Думитреску", относящиеся к классу "авизо": их водоизмещение — 355 тонн (по другим данным — 430 тонн) , скорость хода -15 узлов, двигатели — два дизеля, вооружение — 102 мм орудия. Их тоже использовала, что называется "до потери пульса". Причем румынское командование было прекрасно осведомлено, что "эти канонерки были явно слабее не только советских сторожевиков типа "Ураган", но и тральщиков типа "Трал"" (А.В.Платонов "Черноморский флот в Великой Отечественной войне"). Тем не менее, все имеющиеся канонерки отправляли в боевое плавание и во время второй мировой войны. Справедливости ради стоит отметить, что "уже в ходе войны их вооружение заменили на 88-мм орудие, 37-мм и 20-мм зенитные автоматы" .

Морская авиация была невелика: существовала разведочная группа из шести самолетов, базирующихся в Мангалии, а также гидросамолеты типа "Савойа".

Также в состав военно-речных сил Румынии входили речные мониторы, торпедоносцы типа "Богдан", три речных канонерских лодки и несколько вспомогательных судов (вооруженные пароходы, катера, баржи, плавучие батареи).

Румынские речные мониторы стали советскими

Во второй половине 1944 г. существенно возросло значение Черноморского театра военных действий в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны. В это время здесь достигли крупных масштабов перевозки воинских и народнохозяйственных грузов. Опираясь на освобожденные морские и воздушные базы Крыма и Южной Украины, Черноморский флот, которым командовал адмирал Ф. С. Октябрьский, упрочил свое господство на море, получил возможность наносить удары по любому пункту базирования кораблей противника на театре, нарушать его коммуникации у побережья Румынии и Болгарии, срывать попытки врага маневрировать через Босфор и Дарданеллы силами, находившимися на Черном и Средиземном морях.

Моряки-черноморцы успешно справились с задачей активного содействия войскам 3-го Украинского фронта в разгроме противника в Румынии и в освобождении Болгарии.

Румынский морской штаб, оценивая обстановку на Черноморском театре, сложившуюся к 1 июня, в специальном докладе подчеркивал полное превосходство советской авиации и Черноморского флота {544} . Поэтому перед немецким и румынским флотами на этом театре ставились в основном оборонительные задачи.

В предшествующий период войны гитлеровское командование перебросило в Черное море из Северного и Балтийского морей по внутренним водным путям 428 боевых кораблей и вспомогательных судов (в том числе 6 малых подводных лодок, 16 торпедных катеров, 50 десантных судов). Кроме того, десятки кораблей и судов перешли из Средиземного моря через Дарданеллы и Босфор. Всего немецко-фашистское командование направило на этот морской театр свыше 500 боевых кораблей (включая катера) и вспомогательных судов {545} . В ходе войны эти силы понесли большие потери. И все же немецкий и румынский флоты к лету 1944 г. располагали здесь еще значительными силами. В их состав входили вспомогательный крейсер, 4 эсминца, 3 миноносца, 14 подводных лодок, 23 торпедных катера и более 160 кораблей других классов {546} . Основная задача этих сил состояла в защите коммуникаций у румынского и болгарского побережья. Привлекавшиеся к борьбе на морском театре авиационные части 4-го немецкого воздушного флота вели разведку в северо-западной части Черного моря, прикрывали корабли в базах, эпизодически наносили удары по Одессе, Очакову, Николаеву. Немецко-фашистское командование предпринимало также попытки нарушить советское судоходство. Так, в июне - августе действовавшие на коммуникациях у Кавказского побережья три подводные лодки потопили тральщик, небольшой транспорт, баржу и мотобот {547} .

Силы Черноморского флота и входившей в его состав Дунайской военной флотилии составляли 1 линкор, 4 крейсера, 6 эсминцев, 30 подводных лодок, 440 кораблей других классов и 691 боевой самолет {548} . Задачи флота на лето 1944 г. были определены директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 11 апреля 1944 г. Он должен был содействовать наступлению советских войск на приморском направлении, систематически нарушать морские коммуникации противника, надежно обеспечивать безопасность своих морских сообщений, тщательно готовить крупные надводные корабли к участию в предстоящих операциях. Для нарушения вражеских коммуникаций рекомендовалось привлекать подводные лодки, авиацию

Черноморский флот имел полное превосходство над противником в крупных кораблях и в самолетах. Однако к этому времени многие корабли нуждались в ремонте.

Летом немецкие и румынские суда выходили из баз редко, обычно следовали вблизи побережья по специальным фарватерам, прикрытым минными заграждениями и береговыми батареями. Поэтому подводные лодки Черноморского флота, действовавшие здесь в июле - августе, потопили лишь 6 судов. Не дали большого результата выходы торпедных катеров на поиск судов противника у румынского побережья.

Основной урон немецкие и румынские военно-морские силы понесли от действий авиации флота, особенно в период Ясско-Кишиневской операции. К нанесению ударов по вражеским базам во время операции привлекалось до 325 самолетов. Массированный удар авиация нанесла 20 августа по главной военно-морской базе противника Констанца, где находилось до 150 боевых кораблей и вспомогательных судов. Для отвлечения сил ПВО от этого направления штурмовая авиация с утра 19 августа предприняла ряд налетов на Сулину, где базировалось около 50 кораблей и малых судов.

На другой день атакам 90 бомбардировщиков под прикрытием 112 истребителей подверглись корабли и другие объекты в Констанце {549} .

С 19 по 25 августа авиация флота для нанесения ударов по Констанце совершила 347 самолето-вылетов и по Сулине - 340. В результате было потоплено 57 боевых кораблей (включая катера) и транспортных судов и повреждено 28 {550} . Уцелевшие корабли противника вынуждены были 25 - 26 августа уйти из Констанцы в болгарские порты. Сознавая безвыходность положения, гитлеровцы в конце августа - начале сентября затопили в бухте Варны 80 своих кораблей и транспортных судов {551} , а у побережья Турции - 3 последние подводные лодки {552} . Так закончил свое существование на Черном море немецкий флот.

Такая же участь постигла немецкие силы на Дунае. В конце августа в реку прорвалась Дунайская военная флотилия под командованием контрадмирала С. Г. Горшкова. В начале сентября здесь, у Прахова, скопилось около 200 немецких малых кораблей и вспомогательных судов {553} . К этому времени войска 2-го Украинского фронта вышли к Дунаю в районе Железных Ворот. Поэтому гитлеровское командование вынуждено было затопить и корабли, находившиеся у Прахова.

Наряду с защитой морских коммуникаций Черноморский флот сам осуществлял крупные перевозки. В 1944 г. им было перевезено около 320 тыс. воинов, 2187 орудий и минометов, 209 танков и бронемашин, 21 634 автомобиля и прицепа и много других воинских грузов, общий вес которых составлял свыше 617 тыс. тонн. Кроме того, флот обеспечил перевозку более 180 тыс. тонн народнохозяйственных грузов и 137 494 человек гражданского населения {554} .

Таким образом, в рассматриваемый период от ударов советского Военно-Морского Флота гитлеровцы потеряли на Севере, Балтике и Черном море 376 боевых кораблей и транспортных судов. Под воздействием успешных операций Вооруженных Сил СССР немецко-фашистское командование было вынуждено уничтожить около 280 своих боевых кораблей и судов на Черном море и Дунае. Советские флоты потеряли 75 боевых кораблей и транспортных судов.

Успехи Военно-Морского Флота были обусловлены прежде всего разгромом Советской Армией группировок немецко-фашистских войск на Севере, в Прибалтике и на юге, выводом из войны Финляндии и Румынии.

Военно-Морской Флот успешно решал задачи по защите своих коммуникаций. К обеспечению бесперебойного судоходства привлекались значительные его силы. Это позволяло пароходствам выполнять большой объем перевозок. В 1944 г. Балтийское, Черноморское и Дунайское пароходства лишь по заданиям Наркомата обороны и других центральных органов, а также по оперативным планам Наркомата Морского флота перевезли около 1,2 млн. тонн грузов, свыше 300 тыс. человек военнослужащих и гражданского населения {555} .

Всего советские действующие флоты обеспечили перевозку морем свыше 1,3 млн. человек, более 1100 танков и бронемашин, свыше 6700 орудий и минометов, около 34 тыс. автомашин, тракторов, тягачей и прицепов. Общий объем воинских и народнохозяйственных грузов составил более 2 млн. тонн.

Флот надежно обеспечивал безопасность союзных конвоев в своей операционной зоне на Севере, а также крупных перевозок из Швеции на Балтике.

Во второй половине 1944 г. авиация флотов - их главная ударная сила, как и в предшествующий период, использовалась преимущественно в борьбе на море. Она прикрывала свои корабли и военно-морские базы, наносила удары по кораблям и приморским объектам противника, осуществляла постановку минных заграждений, вела разведку. Использование морской авиации на сухопутном фронте практиковалось в исключительных случаях и только с разрешения Ставки.

Успешное выполнение Военно-Морским Флотом своих задач в 1944 г. показало прежде всего возросший уровень советского военно-морского искусства, явилось результатом огромных усилий командования ВМФ и Главного морского штаба {556} , военных советов и штабов флотов, командиров и политорганов, всех военных моряков.

Большую роль в достижении советскими моряками успехов в борьбе на коммуникациях сыграли согласованные действия разнородных сил флота, эффективное использование нового оружия и технических средств (электроторпед, радиолокации, выдвижных перископных антенн и других).

Одним из решающих условий успехов советского Военно-Морского Флота явилась боевая и целеустремленная партийно-политическая работа. Она проводилась на основе решений ЦК ВКП(б) и директив Главного политического управления ВМФ, которое возглавлял генерал-полковник береговой службы И.. В. Рогов. При ее организации учитывался ряд новых задач, обусловленных, в частности, переводом кораблей и частей в базы на освобожденной советской территории, а также в порты Румынии, Финляндии и Болгарии, поступлением значительной части пополнения из районов, население которых длительное время находилось в условиях оккупации и подвергалось воздействию фашистской и буржуазно-националистической пропаганды.

Военные советы, командиры и политорганы, партийные и комсомольские организации большое внимание уделяли разъяснению личному составу освободительной миссии Советской Армии и Военно-Морского Флота, их интернационального долга, разоблачению лжи буржуазно-националистической пропаганды и налаживанию правильных взаимоотношений с населением освобожденных стран, воспитанию воинов в духе высокой бдительности. Они настойчиво добивались дальнейшего укрепления дисциплины и повышения боевой готовности, авангардной роли коммунистов и комсомольцев в выполнении боевых заданий командования, пополнения партийных и комсомольских рядов за счет отличившихся в боях воинов. В июне - декабре 1944 г. на действующих флотах и флотилиях было принято в партию 10 878 человек и кандидатами в члены ВКП(б) - 9573 человека {557} . Особая забота проявлялась о тех кораблях, которые длительное время действовали в отрыве от своих баз. Туда направлялись наиболее опытные политработники и коммунисты, способные организовать партийно-политическую работу в сложной обстановке.

Главным результатом этой большой разносторонней работы явились массовый героизм и высокое боевое мастерство военных моряков, замечательные морально-боевые качества, проявленные ими в борьбе с врагом.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в июле - декабре 1944 г. 34 части, соединения и учреждения Военно-Морского Флота были награждены орденами Советского Союза {558} . 107 офицеров, старшин и краснофлотцев удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Второй медалью “Золотая Звезда” были награждены командиры авиаполков Краснознаменного Балтийского флота подполковники А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. В. Челноков, а также командир отряда торпедных катеров Северного флота капитан-лейтенант А. О. Шабалин

Forţele Navale Române ) - один из видов вооружённых сил Румынии . В основном включают в себя военно-морской флот, морскую пехоту, части и подразделения специального назначения.

История

До Первой мировой войны

22 октября 1860 года речные силы двух провинций - Молдавии и Валахии были объединены и названы «Корпус флотилии». Первым командиром флотилии назначен полковник Николае Стериаде, а первой базой и штаб-квартирой был Измаил . Флаг флотилии включал традиционные цвета и символы флагов Молдавии и Валахии, а в 1861 году введена новая темно-синяя униформа. Также был утвержден новый флаг - горизонтальные полосы национальных цветов с гербом и надписью «Честь и отечество». В 1865 году во флотилии, базировавшейся в Брэиле , было 15 офицеров, 2 врача, 8 барабанщиков, 4 унтер-офицера, 23 гражданских служащих и 360 старшин и рядовых; корабельный состав - колёсный пароход «Румыния» и восемь речных канонерских лодок (канлодок), к которым в 1867 году добавили построенный в Линце второй пароход «Штефан чел Маре».

В Первой мировой войне

Во Второй мировой войне

К 1941 году Военно-морские силы Румынии состояли из морской и дунайской дивизий. Морская дивизия Румынии к началу войны имела 2 вспомогательных крейсера , 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, подводную лодку, 3 канонерские лодки, 3 торпедных катера , 13 тральщиков и несколько минных заградителей . Дунайская дивизия имела 7 мониторов, 3 плавучие батареи , 2 броне и 4 сторожевых катера , группу батарей и 3 батальона морской пехоты . В подчинении командования румынских ВМС была двухэскадрильная флотилия гидросамолётов (38 гидросамолетов) и одна эскадрилья истребителей ПВО военно-морской базы Констанца . Немецкая гидроавиация на Чёрном море к началу войны с 8-й спасательной эскадрильей (6 Не 59), самолеты которой привлекали и к ближней разведке и поиску подводных лодок. В начале ноября 41-го с Балтийского моря на Чёрное перебросили штаб и две эскадрильи 125-й морской разведывательной авиагруппы (около 20 Ar196 , BV138 , Ar95A-1). Как ударную авиацию над морем использовали эскадры бомбардировщиков немецкого 4-го воздушного флота. В 4-м немецком авиакорпусе, поддерживавшим 11-ю армию, соединения в Донбассе и одновременно действовавшего против Черноморского флота в 1941 году, было от 300 (во время боев на Перекопе) до 100 (во время 2-го штурма Севастополя) боевых самолетов, в том числе 200-60 бомбардировщиков . Они были постоянно заняты поддержкой сухопутных войск и потому, как правило, наносили удары по морским целям, только если те находились в прибрежной полосе. Исключение - авиагруппа II/KG4 , специально назначенная для минных постановок на Чёрном море. Но в начале июля 41-го она была переброшена во Францию. Лишь во 2-й половине августа немецкое командование выделило для действий на театре два специальных ударных части – торпедоносные эскадрильи 1/KG 28 (действовала на Чёрном море до конца ноября 1941 года) и 6/KG 26 .

Румынские торпедные катера в августе-октябре 1941-го сделали шесть выходов парами к Одессе и сделали одну торпедную атаку по дозорному кораблю, эта атака даже не зафиксирована советской стороной. В целом ситуация на советских коммуникациях на Чёрном море в кампании 1941 года: слабоохраняемые суда использовались интенсивно и в основном справились с задачами. Малочисленные силы противника действовали на коммуникациях эпизодически, а румынские ВМС и неэффективно и не могли серьезно повлиять на перевозки. .

Опасаясь потерь транспортов от ВВС ЧФ, командование румын до начала войны сосредоточило подавляющее большинство судов в портах нейтральной Болгарии. В результате на момент начала войны в Варне 14, а в Бургасе – пять судов тоннажем более 500 брт. В Констанце были лишь два крупных судна, одно перестраивали в минный заградитель, другое – в корабль-ловушку . .

Организация

Главный штаб военно-морских сил (рум. Statul Major al Forţelor Navale )

  • Управление флота (рум. Comandamentul Flotei )
  • Флотилия фрегатов (рум. Flotila de fregate )
  • Вертолётная группа (рум. Grupul de elicoptere )
  • 150-й дивизион ракетных кораблей (рум. Divizionul 150 rachete navale )
  • 50-й дивизион корветов (рум. Divizionul 50 corvete )
  • 146-й дивизион минных заградителей и тральщиков (рум. Divizionul 146 nave minare - deminare )
  • 110-й батальон связи и информатики (рум. Batalionul 110 comunicaţii şi informatică )
  • Речная служба (рум. Serviciul fluvial )
  • 67-й дивизион артиллерийских кораблей (рум. Divizionul 67 nave purtătoare de artilerie )
  • 88-й дивизион речных сторожевых катеров (рум. Divizionul 88 vedete fluviale )
  • Военно-морская академия «Мирча чел Бэтрын» (рум. Academia Navală «Mircea cel Bătrân» )
  • Школа применения ВМС «Вице-адмирал Константин Бэлеску» (рум. Şcoala de Aplicaţie a Forţelor Navale «Viceamiral Constantin Bălescu» )
  • Военная школа специалистов ВМФ «Адмирал И. Мургеску» (рум. Şcoala Militară de Maiştri a Forţelor Navale «Amiral I. Murgescu» )
  • Военно-морская база (рум. Baza navală )
  • Дивизион специальных кораблей (рум. Divizionul Nave Speciale )
  • 338-й морской технический центр обслуживания (рум. Centrul 338 Mentenanţă Tehnică Navală )
  • 335-я секция материально-технического обеспечения Мангалия (рум. Secţia 335 Logistică Mangalia )
  • 329-секция материально-технического обеспечения Брэила (рум. Secţia 329 Logistică Brăila )
  • 330-секция материально-технического обеспечения Констанца (рум. Secţia 330 Logistică Constanţa )
  • 325-секция материально-технического обеспечения Тулча (рум. Secţia 325 Logistică Tulcea )
  • Водолазный центр (рум. Centrul de scafandri )
  • Радиоэлектронный и наблюдательный центр «Каллатис» (рум. Centrul radioelectronic şi observare «Callatis» )
  • Информационный центр (рум. Centrul de informatică )
  • Центр профессиональной подготовки, моделирования и оценки (рум. Centrul de instruire, simulare şi evaluare )
  • Морское гидрографическое управление (рум. Direcţia hidrografică maritimă )
  • Морской медицинский центр (рум. Centrul de medicină navală )
  • 307-й батальон морской пехоты (рум. Batalionului 307 Infanterie Marină )
  • Батальон Главного штаба и обслуживания (рум. Batalionul stat major şi deservire )

Пункты базирования

Боевой состав

Фрегат «Редже́ле Фердина́нд». 2004

Фрегат «Мэрэшешти». 2006 год

Военно-морской флот

Тип Борт. № Наименование В составе флота Состояние Примечания
Подводные лодки
подводная лодка проекта 877Э 581 «Дэльфи́нул » с 19 сентября 1986 года на хранении с 1996 года бывший Б-801
Фрегаты
Фрегат типа 22 F 221 «Редже́ле Фердина́нд » с 9 сентября 2004 года В строю бывший HMS Coventry (F98)
Фрегат типа 22 F 222 «Реджи́на Ма́рия» с 21 апреля 2005 года В строю бывший HMS London (F95)
111 «Мэрэшешти» с 3 июня 1985 года В строю
281 «Констанца» нет данных В строю
Корветы
Корвет проекта 1048 (по коду НАТО Tetal I [Тетал]) 260 «Amiral Petre Bărbuneanu» 1983 В строю
Корвет проекта 1048 (по коду НАТО Tetal I [Тетал]) 263 «Viceamiral Eugen Roşca» 1987 В строю
264 «Contraamiral Eustaţiu Sebastian» 1989 В строю
Корвет проекта 1048М (по коду НАТО Tetal II [Тетал-2]) 265 «Contraamiral Horia Măcelaru » 1996 В строю
Ракетные катера
Ракетный катер проекта 1241 188 «Zborul» с 28 декабря 1989 года В строю
Ракетный катер проекта 1241 189 «Pescăruşul» с 3 июня 1989 года В строю
Ракетный катер проекта 1241 190 «Lăstunul» с 27 декабря 1991 года В строю
Ракетный катер проекта 205 202 «Smeul» с 3 декабря 1964 года В строю
Ракетный катер проекта 205 204 «Vijelia» с 27 декабря 1964 года В строю
Ракетный катер проекта 205 209 «Vulcanul» с 4 ноября 1964 года В строю
Минные корабли
Морской тральщик 24 «Locotenent Remus Lepri» с 1 июля 1986 года В строю
Морской тральщик 25 «Locotenent Lupu Dinescu» 3 июня 1989 года В строю
Морской тральщик 29 «Locotenent Dimitrie Nicolescu» 3 июня 1989 года В строю
Морской тральщик 30 «Slt. Alexandru Axente» 10 декабря 1989 года В строю
Минный заградитель 274 «Viceamiral Constantin Bălescu» 16 ноября 1981 года В строю
Вспомогательные корабли
Учебные корабли
Барк «Mircea » с 17 мая 1938 года В строю

Флаги кораблей и судов

Флаг Гюйс Вымпел боевых кораблей

Флаги должностных лиц

Знаки различия

Адмиралы и офицеры

Категории Адмиралы Старшие офицеры Младшие офицеры
Погон
Нарукавный знак
Румынское звание Amiral Viceamiral Contraamiral Contraamiral de flotila Comandor Capitan-comandor Locotenent-comandor Capitan Locotenent Aspirant
Российское
соответствие