190 лет назад, 15 июля 1826 года, император Николай I учредил Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. То самое, которое следило за старообрядцами и раскольниками, «Народной волей», Пушкиным, Некрасовым, Добролюбовым, но «проморгало» все покушения на первых лиц государства.

С заговорами пора кончать!

Различные учреждения для специального преследования бунтовщиков, заговорщиков и просто несогласных были в России всегда. Пётр I начал их работу структурировать и переводить на западный манер, создав Преображенский приказ и Тайную канцелярию. При Анне Иоановне возникла Канцелярия тайных розыскных дел, при Екатерине II - Тайная экспедиция. При Александре I - Особая канцелярия. Время от времени они то работали, то отменялись…

Однако в итоге дело дошло до восстания декабристов. Новый император Николай I решил, что с заговорами пора кончать и подписал указ о преобразовании Особой канцелярии при МВД в Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Идею о создании нового органа правопорядка императору подал генерал-адъютант Александр Бенкендорф, герой войны 1812 года, верный придворный, уже имевший опыт исследования народных умонастроений и слежки, как в России, так и за её границами. Он получил в своё распоряжение полицейское ведомство, всех жандармов и широкие полномочия по созданию агентурной сети внутри России и в Европе.

Структура отделения была простой: сводки со всей России по жандармской сети стекаются в Третье отделение, а с докладами к императору отправляется лично Бенкендорф. И любой, кто обращался в Третье отделение, считай, обращался напрямую к императору.

Объять необъятное

Александр Бенкендорф. Фото: Public Domain

Штатные и нештатные сотрудники Третьего отделения следили за всеми: за бедняками, мастеровыми, журналистами, издателями, раскольниками, священнослужителями, иностранцами, градоначальниками, губернаторами, министрами, придворными и даже членами императорской семьи, ежедневно докладывая об образе жизни последних. Для этого в структуре Третьего отделения действовали четыре экспедиции (позже их стало пять). Первая экспедиция наблюдала за общим мнением и народным духом, составляла обозрения сведений о поднадзорных личностях и заведовала высылкой неугодных властям. Именно она должна была разоблачать заговоры и обнаруживать тайные общества, а также собирать сведения о госслужащих и их злоупотреблениях.

Вторая экспедиция «заведовала» религиозными сектами, фальшивомонетчиками, изобретателями, учреждениями науки, культуры, просвещения. Ещё в ведении второй экспедиции находились тайные политические тюрьмы: Алексеевский равелин Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь и Шварцгольмский арестный дом в Финляндии. Эта же экспедиция служила отделом кадров Третьего отделения.

Третья экспедиция целиком состояла из шпионов, разведчиков, их кураторов, заведовала надзором за иностранцами и высылкой неблагонадёжных гостей империи. Позже функцию контрразведки у неё забрали, а наделили обязанностью руководить карательными мерами в борьбе с крестьянским движением и революционными организациями.

Четвёртая экспедиция должна была заниматься «всеми вообще происшествиями в государстве и составлением ведомостей по оным» от пожаров до крестьянских волнений и подавать еженедельные сводки.

Пятая экспедиция , возникшая значительно позже самого отделения, заведовала цензурой, выискивая крамолу в пьесах, романах, песнях и журналах.

Народу на анализ всей этой информации Бенкендорф взял немного: всего 16 человек. При других руководителях штат постепенно расширялся, но максимально достиг лишь 72 человек к 1880 году, когда в Зимнем дворце рванула бомба.

Торг уместен!

Работать в Третьем отделении было престижно. Офис отделения до 1938 года находился в доме на углу набережной Мойки и Гороховой улицы Петербурга, а потом - в доме № 16 на набережной Фонтанки, у Цепного моста, на углу Пантелеймоновской улицы.

Заработки, видимо, из-за престижа службы были невелики. Тогда как чиновник в империи получал до 5 тысяч рублей в год, чиновник Третьего отделения имел лишь 3 тысячи рублей в год официального дохода.

Но денежки в отделении водились, и при желании отщипнуть можно было довольно жирный кусок. На закате Третьего отделения, в 1877 году Третье отделение получило 307 тысяч 454 рубля. На личный состав ушло 93 тыс. 648 рублей (30,5%); на хозяйственные нужды и питание политзаключённых 26 тыс. 929 рублей (8,7%); на борьбу с революционным движением и содержание агентов - 186 тыс. 877 рублей (60,8%).

А ещё можно было заработать на продаже документов. Так, в январе 1849 г. из архива Третьего отделения пропало сразу 18 докладов его шефа графа Алексея Орлова с собственноручными резолюциями императора. Обнаружилась пропажа, когда вырезки из документов пришли Николаю I по почте с анонимной запиской. Служебное расследование установило, что продал документы на сторону губернский секретарь А.П. Петров, сотрудник Третьего отделения.

Но был в истории Третьего отделения эпизод и пострашнее. В последние два года работы отделения туда устроился на службы народоволец Николай Клеточников. С 1879 года он там образцово служил и помогал ленивым товарищам переписывать документы, а полученную информацию передавал в «Народную Волю». Он так писал о своей службе: «Итак, я очутился в III отделении, среди шпионов. Вы не можете себе представить, что это за люди! Они готовы за деньги отца родного продать, выдумать на человека какую угодно небылицу, лишь бы написать донос и получить награду. Меня просто поразило громадное число ложных доносов. Я возьму громадный процент, если скажу, что из ста доносов один оказывается верным. А между тем почти все эти доносы влекли за собой аресты, а потом и ссылку».

Проморгали!

Огрехов в работе Третьего отделения хватало: проворонили Каракозова, стрелявшего в Александра II 1866 году. Не предотвратили Парижский теракт 1867 года. Не остановили стрелка «Земли и Воли» в 1878 году. Пропустили убийство шефа Корпуса жандармов Николая Мезенцева в 1878 году. « Проморгали» два теракта на железной дороге, подготовленных «Народной Волей» в 1879 году. Третье отделение уже не справлялось, хотя европейский революционный подъём обошёл Россию стороной. А может, легко было только следить за журналами, «вести» Пушкина, выискивать крамолу в стихах и пьесах, которые приходили в Третье отделение из издательств, портить нервы Некрасову, да подавлять бунты неграмотных крестьян. Ещё легко было на деньги бюджета империи вести пропаганду за рубежом в поддержку русского самодержавия ещё со времён Николая I.

А с законспирированными террористами 70-х годов справиться оказалось не под силу. К тому же в период революционного подъёма, в годы правления Александра II, следили ведь уже за всеми, в том числе, за студентами, литераторами, учителями, крестьянами, мелкими чиновниками. А за всеми - значит ни за кем.

Либералы победили

Трудно сказать, что сделало Третье отделение для сохранения самодержавия в России и жизни самих императоров. Госбезопасность за 54 года на свой счёт получила множество оплеух в виде конкретных терактов.

В итоге бомба 1880 года взорвала не только столовую Зимнего дворца, но и, выражаясь фигурально, само Третье отделение. Общероссийская шпионская сеть, проглатывавшая сотни тысяч имперских рублей в год, оказалась неэффективной. Окончательно удостоверившись в недееспособности отделения, Александр II в феврале 1880 года передаёт его в подчинение новой структуры - Верховной распорядительной комиссии во главе с графом Лорис-Меликовым, а в августе 1880 года, по предложению графа, имевшего либеральные взгляды, вовсе упраздняет его.

А 1 марта 1881 года «Народная Воля» доводит дело до конца и взрывает Александра II на Екатерининском канале. Совпадение? Или Третье отделение всё же берегло императоров?

В период правления Николая I роль государственного совета, как законосовещательного органа уменьшилась. Полномочия министерств были ограничены в пользу разросшихся подразделений собственной Его императорского Величества канцелярии. Она разделялась на несколько отделений 2:

    Личная канцелярия (контролировала деятельность министерств);

    Вторая занималась кодификацией русского законодательства, проведенной под руководством М.М.Сперанского. Было составлено Полное собрание законов Российской империи.

    Высшая тайная полиция и цензура. Во главе с Бенкендорфом.

После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полиции. В 1826 году было учреждено Третье отделение Собственной Его императорского величества канцелярии. Эта канцелярия осуществляла контроль за всеми сторонами российской жизни, ведала политическим сыском в России и за ее пределами. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Страна была разделена на округа, во главе с жандармскими генералами. Каждый округ включал несколько губерний. В губерниях вводился пост, штаб-офицеров, которым подчинялись младшие офицеры и нижние чины. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов. Долгие годы эту должность занимал барон А.Х. Бенкендорф, герой Отечественной войны 1812 года и иных войн начала 19 века, участвовавший в разгроме декабристов и в следствии над ними. Личный друг Николая I , он сосредоточил в своих руках громадную власть.

Выискивали малейшие проявления «крамолы». Выявленные замыслы раздувались, преподносились царю как «страшный заговор», участники которого получали непомерно тяжелые наказания. В 1827 году среди студентов Московского университета был обнаружен кружок из шести человек, которые намеревались положить к памятнику Минину и Пожарскому прокламацию с требованием конституции. Возникло «дело братьев Критских». Старший брат через четыре года умер в Шлиссельбургской крепости, другой брат, отправленный рядовым на Кавказ, погиб в сражении, третий оказался в арестантских ротах вместе с тремя другими товарищами по несчастью.

Правительство считало, что русская действительность не дает оснований для зарождения «крамольного» образа мыслей, что все это появляется только под влиянием западноевропейских идей. Поэтому и возлагались преувеличенные надежды на цензуру. Министр народного просвещения граф С.С.Уваров, в чьем ведении находилась цензура, видел свою задачу в умножении, «где только можно, числа умственных плотин» против наплыва европейских идей. В 1826 году был принят новый устав о цензуре, прозванный «чугунным». Создаются два специальных надзорных комитета:

    Во главе с Меньшиковым, надзор над периодической печатью;

    Во главе Бутурлиным, надзор над книгопечатанием.

Цензоры не должны были пропускать никаких произведений, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать «самочинные» предложения о государственных преобразованиях. Сурово пресекалось религиозное вольномыслие. Министерство народного просвещения бдительно следило за деятельностью цензора, карало и увольняло тех, которые допускали послабления.

Другие ведомства, считая, что Министерство народного просвещения пользуется незаслуженным преимуществом, тоже стали добиваться для себя права цензуры - каждый в области своих интересов. Вскоре такое право приобрели Третье отделение, Синод, почти все министерства. Даже Управление коннозаводства обзавелось собственной цензурой. Разгул цензуры превзошел все разумные рамки - даже с точки зрения правительства. Но попытки как то исправить положение давали лишь кратковременный успех, а затем в цензуре восстанавливались хаос и произвол. Жертвами его нередко становились дружественные правительству люди, а оппозиционные идеи продолжали проникать в некоторые слои образованного общества.


Место и роль Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

Собственная Его Императорского Величества канцелярия получила свое название организацию в 1812 году. Однако и ранее, под теми или другими названиями всегда существовали учреждения, заведовавшие делами, относящимися к непосредственной личной компетенции монарха, а равно и другими делами, возлагавшимися на подобные учреждения по тем или другим соображениям.

При Петре I Собственная канцелярия государя называлась Кабинетом его императорского величества. Этому способствовало возникновение в 1704 году специальной должности для заведывания «кабинетными делами» - ведения царской переписки, управления царской казной и имуществом. При Петре II Кабинету была подчинена вотчинная канцелярия, заведовавшая императорскими вотчинами. В царствование Екатерины II эти делами преимущественно и занимался Кабинет. При Павле I в Кабинете начинают сосредоточиваться дела, требовавшие личного внимания государя, в него поступали заслуживающие внимания царя документы. До конца XVIII в. личные императорские канцелярии, действовавшие в той или иной организационной форме, именовались обычно «Кабинетом Его Императорского Величества», кроме периода 1731 -1741, когда это название было официально закреплено за учреждением, более известным как «Кабинет министров». С конца XVIII в. название «Кабинет Его Императорского Величества» закрепилось за той структурной частью императорской канцелярии, которая осуществляла функции собственного казначейства и управления земельными владениями, промышленными предприятиями и др. имуществом, принадлежащим императорской фамилии.

Итак, канцелярия эта возникла еще в 1812 г. ввиду чрезвычайных обстоятельств, связанных с войной и долгое время возглавлялась известным А. А. Аракчеевым и даже размещалась в его доме. В ведении канцелярии находились дела, подлежавшие высочайшему рассмотрению. Но до середины 20-х г. XIX в. ее роль в управлении государством была невелика.

Но наивысшее развитие Собственная Его Императорского Величества Канцелярия получила при правлении Николая I. Эта канцелярия подчинялась только императору и действовала от его имени. Именно в это время созданные 6 отделений и канцелярия в целом приобрели функции высшего и центрального органа управления.

В самом начале николаевского царствования (31 января 1826 г.) ее реорганизовали и разделили первоначально на два отделения. Первое осуществляло общий контроль за организацией гражданской службы и ее прохождением чиновниками (назначение высших чиновников, установление условий их службы, награды и т. п.). На Второе отделение возлагалась кодификация законодательных актов Российской империи. 3 июля 1826 г. создается (более других известное) Третье отделение, которое стало органом административного надзора и центром политического сыска в стране. В 1828 г. организуется Четвертое отделение, для заведования благотворительными учреждениями императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I (так называемое Мариинское ведомство). Временные Пятое (1836-1866) и Шестое (1842-1845) отделения ведали подготовкой нового положения о государственных крестьянах и реформы административного устройства Кавказа. К 1882 году была проведена реорганизация Императорской канцелярии, в результате которой исчезло деление на отделения и в качестве канцелярии остается I отделение.

Таким образом, создание императорской канцелярии отражало тенденцию к усилению централизма в системе государственной власти. Она превратилась в орган, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями, обеспечивающий его активное личное участие в управлении государственными делами и надзирающий за всеми основными частями бюрократической машины.

I отделение Императорской канцелярии

Первоначально Собственная Его Императорского Величества канцелярия заведовала лишь личными делами императора и его документацией, но в дальнейшем ее роль возрастает.

В самом начале николаевского царствования (31 января 1826 г.) ее реорганизовали и разделили первоначально на два отделения. На Первое отделение возлагалось общее руководство организацией гражданской службы.

В начале своей деятельности Первое отделение насчитывало всего несколько чиновников, и Николай I хвастался, что, «несмотря на сие, течение дел столь быстро, что ежедневно кончаются все дела».

В сфере организации государственной службы деятельность Собственной канцелярии с самого начала направлялась на решение трех главных задач:

1. Очищение состава чиновников от тех, кто не имел права на государственную службу или чины данного класса;

2. Подготовка законоположений, устанавливающих четкий правовой порядок приема на государственную службу и прохождения ее;

3. Разработка единой системы форменной одежды для гражданских чиновников. Считалось, что такая одежда столь же необходима, как и в армии. Выделяя визуально агентов государственной власти из общей массы населения и, наоборот, указывая на корпоративную общность чиновников отдельных ведомств, такая одежда подчеркивала престиж государственной службы и оказывала большое нравственное влияние на ее обладателей.

По указанию Николая I Первое отделение в 1827 г. организовало проверки состава столичных чиновников, в особенности низших, на предмет выяснения их прав на занятие должностей государственной службы. Сам император в 1828 г. неожиданно посетил Сенат, явно с контрольными целями. Собственной канцелярии он поручил разработать новую «Табель о рангах» - на этот раз о рангах (классах) всех должностей гражданской службы (в 1835 г. издается «Расписание должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно»). Тогда же по указанию императора готовится реформа форменной одежды гражданских чиновников (реализована законом от 27 февраля 1834 г.)

В 1836 г. на Первое отделение возлагается «наблюдение за службой всех гражданских чиновников». Николай I заметил как-то, что в предоставленном ему списке чиновников значатся лица, привлекавшиеся к ответственности, причем умалчивается об их подсудности. Государю угодно было проверить, нет ли незаконно приобретенных имений, и в этом также обнаружились злоупотребления. Поэтому государь, убедившись в необходимости особенного наблюдения за всем гражданским служебным персоналом в Империи. С этой целью с 1846 года по 1857 в сферу ведения этого отделения было введено также заведывание делами государственной службы гражданского ведомства, для чего в его составе был образован инспекторский департамент гражданского ведомства.

В 1848 году Николай I констатировал, что «цель достигнута: порядок, отчетность заменили беспечность и злоупотребления разного рода». Танеев, глава I отделения с 1831 по 1865 года, считал, что удалось достигнуть и некоторого «упрощения форм делопроизводства, на что требовалось прежде несколько месяцев... то совершается в несколько недель, и уже это одно ускорение производства есть для личного состава гражданских чинов истинное благодеяние».

В Инспекторском департаменте оказались все случаи, связанные как с назначениями на должность, так и с производством в чины. Перемены по службе чинов VI класса и выше оформлялись «высочайшими приказами». Позже Танеев докладывал Александру II: «Делопроизводство о награждении чинами, за выслугу определенных по закону сроков, составляет главное занятие по Инспекторскому департаменту, которому подлежит из удостаиваемых начальствами производства в чины ежегодно до 18 тыс. лиц рассмотреть права каждого».

В 1858 г. Инспекторский департамент был упразднен, а обязанности его переданы Департаменту герольдии Сената, но к I отделению в 1859 году был присоединен «комитет призрения заслуженных гражданских чинов», образованный еще при Императоре Александре I, в 1822 году.

После ликвидации прочих отделений с 1882 г. Первое отделение снова стало называться Собственной канцелярией и занималось главным образом вопросами службы высших чиновников; для руководства гражданской службой в составе канцелярии существовал Инспекторский отдел (1894-1917). С 1894 при канцелярии имелся комитет «О службе чинов гражданского ведомства и о наградах», с 1898 - Комиссия для предварительного рассмотрения вопросов и предложений относительно форм обмундирования чинов гражданского ведомства.

С 1882 года предметам ведомства Собственной Его Императорского Величества канцелярии относятся довольно разнообразные вопросы такие, как исполнение полученных от государя повелений и поручений, изготовление, в известных случаях, Высочайших указов, рескриптов и прочее представление ему поступающих в канцелярию на Высочайшее Имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление по этим представлениям резолюций. В компетенцию канцелярии также входит: рассмотрение и представление на Высочайшее усмотрение ходатайств благотворительных и общеполезных учреждений, не состоящих в прямом ведении министерств или главных управлений; первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление, согласно указаниям представителя верховной власти, вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных, условий гражданской службы, а равно и вопросов относящихся до наградного дела и прочее.

В 1894 году к ведомству собственной Его Императорского Величества канцелярии были вновь отнесены дела по службе гражданской именно, по так называемой, инспекторской части. Все такого рода дела должны рассматриваться в «Комитете о службе чинов гражданского ведомства и о наградах», делопроизводство же по этой части возложено на инспекторский отдел Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Таким образом, как назначение на должности, так и увольнение от должностей, должно быть санкционировано Высочайшим приказом. В виду, однако, возникших затруднений, в виде чрезмерно сложного делопроизводства, компетенция комитета и инспекторского отдела была в 1895 году вновь сокращена выделением из нее дел по службе чиновников высших классов. Канцелярия и её органы после свержения самодержавия были упразднены в апреле 1917.

II отделение Императорской канцелярии

Первая реорганизация Собственной Его Императорского Величества канцелярии произошло 31 января 1826 года, когда этот орган был разделен на две части. Задачей Второго отделения Собственной канцелярии была кодификация законов Российской империи. В связи с его образованием Комиссия составления законов, существовавшая еще с конца XVIII века, была упразднена. Кроме того, второе отделение осуществляло цензуру юридической литературы, издаваемой частными лицами, готовило заключения по правовым вопросам для высших государственных учреждений, активно участвовало в законотворческой деятельности.

Николай I справедливо считал существование полных и удобных для пользования изданий законодательных актов условием правопорядка в стране. В апреле 1831 года в рескриптах на имя товарища министра юстиции Д. В. Дашкова и министра финансов Е. Ф. Канкрина император писал: «Полное собрание отечественных наших законов и достоверное их в общем… составе издание... наконец в течение последних четырех лет, по особенному моему повелению, приведено к совершению. Собрание сие объемлет сто семьдесят шесть минувших лет. Цель его, как прежде была, так и ныне есть: удовлетворить потребности времени настоящего и вместе с тем положить твердое основание будущему сей части устройству... Я приказал снабдить оным на счет казначейства Государственный совет, Комитет министров. Святейший Синод, все департаменты Правительствующего Сената и все губернские присутственные места». Далее предписывалось «надлежащее в каждом месте хранение их и употребление.

Таким образом составление Свода законов свидетельствует об осознанной необходимости руководствоваться твердыми правилами, а не личным усмотрением решающей власти и не указаниями на постановления разного времени, нередко противоречащие друг другу и допускавшие произвольные толкования.

Для подготовки Полного собрания законов Российской империи, построенного по хронологическому принципу, были собраны все (в том числе и уже не действовавшие) законодательные акты, принятые с 1649 года по декабрь 1825 года. Их оказалось более тридцати тысяч. Они составили издание объемом в 45 томов. Все тома были отпечатаны в невероятно короткий срок – всего за один год, что стало возможным лишь благодаря созданию особой государственной типографии. Впоследствии было осуществлено печатание погодных томов (с отдельной их нумерацией) за 1825 – 1881 года (так называемое II собрание). Всего Полное собрание законов вместе с приложениями и указателями насчитывает 233 больших тома.

Для практической работы государственных и других учреждений более удобным был издававшийся одновременно с Полным собранием Свод законов, содержавший только действовавшие законодательные акты, расположенные по тематическим разделам – томам. Так, например, третий том содержал Свод уставов о службе гражданской. Издание было начато в 1832 году. Время от времени тома Свода законов переиздавались в дополнительном виде и с исключением актов, утративших силу.

В 1869 году при содействии II отделения было начато печатание «Правительственного вестника», в котором должны были помещаться все исходившие от верховной власти акты, высочайшие приказы, правительственные распоряжения и прочие документы, а также «те заявления», которые ведомства «сочтут нужными со своей стороны».

В 1882 году второе отделение было упразднено; и деятельность по изданию законов вновь возложена была на Государственный совет, при котором для этой цели был образован кодификационный отдел, упраздненный в свою очередь в 1894 году, с возложением его деятельности на государственную канцелярию.

III отделение Императорской канцелярии, его особая роль и значение

Николай I начал свое правление с подавление восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, что отложило отпечаток на все его царствование. Восстание декабристов показало, что существующая структура правоохранительных органов не оказывает позитивного влияния на эффективность их работы. Вне поля зрения органов политического розыска оказалось создание ряда тайных обществ, подготовка и осуществление открытого выступления против существующего строя.

Эти события со всей очевидностью показали руководству России необходимость осуществления постоянного контроля за процессами, происходящими в обществе.

Несмотря на относительно спокойное подавление восстания декабристов, Николай I, на первые часы царствования которого пришелся мятеж, по – видимому, решил, что это не конец, а лишь начало революционного движения в России.

Поэтому он убедился в необходимости срочной реорганизации системы политического розыска. Император видел пути стабилизации обстановки в стране в укреплении государственных органов, более того, в личном управлении империей.

Для предотвращения нежелательных, но возможных событий, наподобие восстания декабристов, Николаю I требовалась новая силовая структура, которой вскоре стало новое отделение Императорской канцелярии.

Тем ни менее III Отделение строилось в сравнительно спокойное время: в течение дальнейшего николаевского царствования в России не было ни одного крупного революционного выступления.

Возможно, это и определило характер деятельности III отделения на протяжении всего его существования. По – видимому, структура отделения, его функциональные обязанности, формы и методы работы удовлетворяли императора, поскольку просуществовала практически без изменений 55 лет (абсолютный рекорд для спецслужб России).

Еще в январе 1826 года Бенкендорф представил записку об учреждении высшей полиции, предлагая в ней назвать главу ее министром полиции и инспектором корпуса жандармов. За этой запиской последовали еще другие об организации корпуса жандармов. Однако, император Николай не пожелал присвоить задуманному новому учреждению название министерства полиции. Окончательно придумано было для нового учреждения небывалое название: III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, что, в сущности, означало желание государя лично контролировать деятельность тайной полиции. Учреждается новая структура 3 июля 1826 года в результате очередной реорганизации Императорской канцелярии.

При образовании III Отделения в него вошли три составных элемента: особенная канцелярия Министерства внутренних дел, тайная агентура и жандармерия. Первоначально возглавил новую организацию А. Х. Бенкендорф, еще при Александре I выдвигавший идеи тайной полиции.

В начале деятельности Третьего отделения были заметны некоторые недочеты в организации. Например, глава отделения назначался указом императора и одновременно это же лицо становилось начальником штаба корпуса жандармов другим указом императора. Только в 1839 году должность начальника штаба корпуса жандармов была соединена с должностью управляющего III Отделением.

Центральный аппарат III отделения был малочислен и составлял первоначально 16 человек, которые были распределены по четырем экспедициям. I экспедиция ведала «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором», то есть занималось политическими делами, проводило дознания по политическим делам, вело наблюдение за всякими революционными общественными организациями и составляло для императора ежегодные отчеты об общественном мнении и политической жизни страны.

Вторая экспедиция ведала раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и крестьянским вопросом. В частности, заведовала Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями.

Третья экспедиция вела наблюдение за проживающими в России иностранцами, собирала сведения о политическом положении и различных радикальных партиях и организациях зарубежных государств. Четвертая экспедиция вела переписку всех происшествий, ведало личным составом, пожалованиями и др. Пятая экспедиция, созданная несколько позднее, чем первые четыре (в 1842 году), занималась специально театральной цензурой.

Создавая Третье отделение, Николай I переходил от модели существования многочисленных самостоятельных специальных служб к мощному централизованному органу. Главное отличие нового ведомства от предшествующих состояло в том, что кроме центрального органа создавались периферийные структуры политического сыска.

Исполнительным органом при Третьем отделении был отдельный корпус жандармов. В отличии то центрального аппарата этих уже было, в разное время, несколько тысяч человек. В лучшие времена превышало 5 000 унтер-офицерского рядового состава и несколько сотен генералов, и штаб-офицеров. Россия была поделена на жандармские округа, которых сначала было пять, потом восемь и во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на Отделения. На местах делами политической полиции ведали местные жандармские управления. Вся страна была разделена на несколько (сначала пять, потом восемь) жандармских округов, во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на отделения. На отделение приходилось обычно 2-3 губернии; начальниками назначались жандармские штаб-офицеры. В общем, если перевести все это на современный язык, это была тайная политическая полиция.

Сегодня слово «жандарм» ассоциируется с тайной полицией. Однако так было не всегда. В России это слово появилось в конце XVIII века и было привнесено из Франции. Первоначально оно использовалось в отношении отдельных армейских формирований. Однако уже к 1826 году в России насчитывалось около 60 жандармских подразделений, исполняющих полицейские функции.

В своем проекте «высшей полиции» Бенкендорф рассчитывал опереться на эти формирования, чтобы «…стекались бы сведения от всех жандармов, рассеянных во всех городах России и во всех частях войск». Эту идею поддержал император, который предпочитал видеть службу, сформированную из офицеров, а не из гражданских лиц.

Задачи, которые император поставил перед Третьим отделением, были настолько широки и многоплановы, что четко регламентировать их было практически невозможно. До наших дней дошла легенда о том, что в ответ на вопрос Бенкендорфа о своих обязанностях Николай I протянул ему платок со словами: «Вот твоя инструкция. Утирай слезы обиженных».

Однако были и вполне конкретные функции ведомства:

Сбор всех сведений и известий по всем вообще случаям, отнесенных к ведению высшей полиции;

Сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов;

Известия об обнаружении фальшивых ассигнаций, монет, штемпелей, документов;

Подробные сведения о всех людях, состоящие под надзором тайной полиции;

Заведование всех мест заточения, в которых находятся государственные преступники;

Все постановления и распоряжения об иностранцах, проживающих в России, прибывающих или покидающих страну;

Сбор ведомостей о всех происшествиях;

Сбор статистических данных, относящихся к ведению тайной полиции.

Одной из главных задач Третьего отделения Было изучение настроений в обществе. Знание общественного мнения складывалось из рапортов жандармов. На первых порах они собирали информацию в ходе личного общения с различными категориями граждан. Позже к данной работе начали привлекать чиновников, журналистов и других лиц владеющих информацией. Результаты деятельности Третьего отделения подводились ежегодно в форме отчетов.

Особую тревогу Третьего отделения вызывала дворянская молодежь. Изучение обстановки в молодежной среде некоторое время было основным направлением деятельности данной тайной службы, которая опасалась формирования новых тайных обществ по типу декабристских.

Но, как уже отмечалось, III отделение было создано при отсутствии революционной опасности – рядовые работники не обладали достаточным опытом для осуществления поставленных перед ними целей, а руководство не могло найти такого противника, коим можно привлечь внимание императора. В результате руководство III отделение получало крайне скудную информацию об интересующих ее лицах, заключавшаяся в наружном наблюдении и просмотра почты, редко дающее что – либо стоящее. Также на работу отделения отрицательно сказывалось соперничество с Министерством Внутренних Дел, чьи функции были схожи. Эта борьба сводилась к тому, что обе стороны запугивали императора вымышленными заговорами, обвиняя друг друга в недосмотре, взаимной слежкой, дезинформацией и так далее.

Но к заслугам Третьего отделения можно отнести то, что его руководители не боялись докладывать императору достаточно острую, объективную информацию, имеющую прогностический характер. Так, в 1828 году, характеризуя обстановку в Царстве Польском, где наместник, великий князь Константин, относился к Жандармам довольно скептически, в польские губернии их не допускал и управлял по собственному разумению, Бенкендорф писал Николаю I: «Власть продолжает там оставаться в руках презренных субъектов, возвысившихся путем лихоимства и ценою несчастья населения. Все государственные чиновники, начиная со служащих канцелярии генерал – губернатора, продают правосудие с аукциона». На основании данного отчета тайная полиция делала вывод, что подобная политика властей непременно приведет к социальному взрыву. И этот взрыв произошел в форме восстания 1830 – 1831 годов.

В то же время ошибочно думать, что представители Третьего отделения, правильно спрогнозировавшие развитие в Царстве Польском, были поощрены. Их заслуги не были по достоинству оценены, более того, сами они имели серьезные неприятности по службе, ведь их оценки, выводы и прогнозы расходились с официальной информацией, отражающей процесс процветания государства, мощь армии, рост благосостояния граждан. К тому же сведения Третьего отделения не могли быть использованы должным образом, так как при этом были бы неминуемо затронуты основы самодержавия.

Николай I посредством III отделения хотел установить свой контроль над всеми сферами жизни, но подавляющее большинство населения не замечало присутствия Третьего отделения, поскольку было далеко от какой-либо общественной и политической жизни. В большей степени Третье отделение затрагивало людей образованных, «чего-то там начитавшихся», от которых могла исходить потенциальная угроза существующему строю (это было связано прежде всего с дворянским происхождением организаторов декабрьского восстания). Здесь уместно привести статистические данные за ноябрь 1872 года. Начальник московского губернского жандармского управления генерал Слезкин сообщает, что под тайным наблюдением находится, по его округу, 382 человека. В том числе, 118 дворян и разночинцев, из них 64 женщины, 100 студентов университета и других высших учебных заведений, и 8 бывших студентов, 79 студентов Петровской академии и 29 ее бывших слушателей, 12 кандидатов прав, 6 присяжных поверенных и 2 адвоката, 4 профессора высших учебных заведений, 4 учителя гимназии, 4 бывших воспитанника средних учебных заведений, 2 гимназиста, 2 домашних учительницы, одна надзирательница женской гимназии и одна содержательница частного учебного заведения.

Наибольшим успехом Третьего отделения при Николае I считается раскрытие кружка петрашевцев. Но если рассмотреть эту историю внимательнее (в частности в довольно язвительной форме она описана Герценом), то окажется, что всю работу по наблюдению за тайной организацией Петрашевского выполнило Министерство Внутренних дел и руководство Третьего отделения узнало об этом из уст императора, поручившего А. Ф. Орлову (управляющему III Отделением в период с 1844 по 1856 года) лично заняться этим делом. 23 апреля (5 мая) 1849 года были арестованы все 48 членов тайного общества, но результат был не утешающим – «заговорщиками» были молодые люди (имеются свидетельства, что среди них были даже подростки), не представляющие серьезной угрозы российской государственности или жизни императора.

Во время правления Александра II появляется новая опасность – террористы – радикалы и положение Третьего отделения в России начало меняться Насчитывалось несколько тысяч активных революционеров, что для России было очень много в то время, ибо большинство революционеров принадлежали как раз к образованным и полуобразованным слоям. Это, прежде всего, студенты, вовлеченные в движении революционного народничества. Император в 1866 году назначает управляющим Третьим отделением графа П. А. Шувалова – человека нового поколения, способного провести реформирование своей службы.

Он сумел организовать контроль за общественными событиями, добился централизации полиции, создал сеть из 31 наблюдательного пункта, провел аттестацию жандармского корпуса. Но главный вклад он внес в организацию наружного наблюдения (слежки) и секретной агентуры.

Приход Щувалова в Третье отделение совпал с проведением судебной реформы в России. Это обстоятельство подтолкнуло нового шефа к разработки двух инструкций, изданных в 1866 году. Первая инструкция была предназначена скорее для общественности, так как отражали новые реалии, возникшие после судебной реформы, и призывали сотрудников уважать их.

Вторая инструкция имела гриф «совершенно секретно» В ее основу была положена организация слежки за населением, что должно было сдержать свободомыслие, формирование оппозиции, подавление предпосылок выступлений против существующей власти.

Александр II пошел навстречу Шувалову и в1867 году узаконил предлагаемые им меры. Жандармы объявлялись национальной полицией, действующей согласно утвержденному законодательству. В качестве основной задачи Третьему отделению поручалось наблюдение за обществом. Полицейские функции у ведомства изымались. Жандармский корпус переименовался в наблюдательный корпус.

Сужение правоохранительных функций снижало эффективность работы Третьего отделения. Это стало очевидно в ходе пресечения в 1870 году деятельности тайной организации «Народная расправа». При разгроме организации было задержано около 300 человек, подозреваемых в принадлежности либо сочувствии «Народной воли». Однако арестовано было лишь 152 человека, веских доказательств в отношении остальных получено не было. После исследования материалов дела прокурор принял решение привлечь к уголовной ответственности всего 79 человек и лишь 34 человека были осуждены.

Для повышения эффективности мер борьбы с политическими преступлениями император был вынужден расширить полномочия жандармов, но все же методы работы Третьего отделения оказались малоэффективными в вопросах выявления, предупреждения и пресечения деятельности тайных политических организаций.

Опасаясь роста революционных настроений, правительство пошло по пути ужесточения мер, направленных на пресечение и предупреждение деятельности тайных обществ. Так, в соответствии с Законом от 4 июля 1874 года жандармам и полиции было разрешено не только задерживать, но и арестовывать заговорщиков и лиц, им сочувствующих.

В поисках эффективных методов борьбы с политическими противниками Александр II образовал в июле 1878 года Особое совещание, состоявшее из министра юстиции, помощника министра внутренних дел и начальника Третьего отделения генерала Николая Владимировича Мезенцова, сменившего на этом посту генерал – адъютанта А. Л. Потапова. Новый начальник Третьего отделения выступил с идеей расширения штата секретных агентов, которых, по его мнению, необходимо было внедрить в революционные организации. На агентов возлагались задачи установления личностями заговорщиков, вскрытия их планов и провоцирования на действия, которые могут вызвать общественное негодование и скомпрометировать революционное движение. Особое совещание поддержало руководителя Третьего отделения.

Несмотря на принимаемые государством меры, остановить рост революционного движения не удавалось. Тогда борьба пошла всерьез, тогда речь шла уже и о заговоре идей, уже выносили смертные приговоры десятками, с одной стороны, а с другой стороны, жизнь жандармов и их агентов перестала быть неприкосновенной. Цепь террористических актов, начавшаяся 24 января 1878 с покушения Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, в мае продолжило убийство адъютанта начальника Киевского губернского жандармского управления Г. Э. Гейкинга. Очередной жертвой стал начальник Третьего отделения Н. В. Мезенцов, убитый 4 августа 1878 года в центре столицы Кравчинским. Тайная полиция проявила полную беспомощность в раскрытии своего начальника.

Новым начальником Третьего отделения в октябре 1878 года стал А. Р. Дрентельн. Однако и ему, даже при значительном расширении полномочий отделения в вопросах производства ареста и высылки революционеров, не удалось нанести серьезный урон террористам. Следуют покушения на Дрентельна и Александра II.

Жандармское ведомство инициировало грандиозный процесс, «Процесс 193-х», по которому судил пропагандистов ходивших в народ и пытавшихся рассказать крестьянам о преимуществах социализма. Были различные приговоры, причем, в общем-то, приговор был достаточно суровый некоторым из людей, гораздо выше, чем наказание, которое полагалось по правилам. А император практически всегда смягчал в России приговоры. Он должен был быть милостивым, милосердным, и так далее. В данном случае император оставил приговор в прежнем виде, а тех, кого освободили (они уже отбыли в предварительном заключении свои сроки, или их оправдали, или не нашли достаточного количества улик), выслали в административном порядке - то есть, без суда.

В это время III Отделение не стеснялось использовать провокации при помощи своих сотрудниц - содержательниц квартир, которые специально сдавались только студентам и курсистам. Они провоцировали студентов на какие-то разговоры и докладывали о наиболее подозрительных Третьему отделению. К этому времени растет профессионализм рядовых работников отделения, стали успешно внедрятся агенты в ячейки революционных организаций.

В середине 1879 года сторонники индивидуального террора объединились в организацию «Народная воля», которая в августе этого же года вынесла смертельный приговор императору. Из всех ранее существовавших подпольных организаций «Народная воля» была самой опасной для существующего в России строя. Эта опасность заключалась в профессиональном подборе кадров, тщательном соблюдении требований конспирации, планировании и подготовке своих акций, а также в наличии своего агента в Третьем отделении. Им был Николай Клеточников, обладавший невероятной памятью.

Свое заявление о вынесении смертельного приговора царю «Народная воля» подкрепила взрывом поезда, в котором, как предполагали террористы, ехал Александр II, и взрывом в Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце окончательно убедил Александра II в неспособности тайной полиции в существующем виде оградить его от террористов даже в собственном доме. 6 августа 1880 года император подписал указ, в соответствии с которым Третье отделение упразднялось, его функции передавались Министерству внутренних дел, которое, начиная с этого, ведало всем административным управлением империи, политической и уголовной полицией и целым рядом других вопросов.

Так закончилась история Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

IV отделение Императорской канцелярии

В 1828 году было образовано четвертое отделение канцелярии для заведывания установлениями - благотворительными и учебными, состоящими под покровительством Их Величеств.

Еще Петр I положил начало системе общественного призрения своим Указом от 15 января 1701 года, по которому определял штат служащих богаделен, а также жалованье - нищим. Указом 1724 года предписывалось монахиням воспитывать сирот обоего пола. А новая страница в государственной благотворительности начинается с именного указа Павла I от 2 мая 1797 года, данного Сенату, по которому заведование учреждениями, предназначенными для воспитания юношества, поручалось Императрице Марии Федоровне. Более тридцати лет Императрица исполняла обязанность защитницы, покровительницы детей, бедных и нуждающихся в помощи.

В связи со смертью своей матери императрицей Марии Федоровны указом 26 октября 1828 г. Император Николай I, «желая, чтобы все воспитательные и благотворительные учреждения, доведенные до высокой степени благосостояния, продолжали действовать как доселе», принимает их под свое покровительство и учреждает IV отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. В память о покровительнице это Отделение получило название «Учреждения императрицы Марии».

14 декабря 1828 г. утвержден статус о Мариинском знаке отличия беспорочной службы «для награды ревностного служения в благотворительных и учебно-воспитательных заведениях». Учреждение этого знака было первым признанием заслуг женщин в общественной деятельности.

В соответствии с общей политикой в области просвещения, носившей сословный характер, учреждаются губернские институты благородных девиц. Если в начале XIX в. подобные институты учреждались лишь в Петербурге и Москве, то, начиная с 1829 года, почти в каждом крупном губернском городе появляется женский институт. В 1855 г. институты в Одессе, Киеве, Тифлисе, Оренбурге и Иркутске будут названы Николаевскими.

Были институты, непосредственно обязанные своим учреждением императору Николаю I, - это сиротские институты в Петербурге и Москве. При Воспитательных домах в Петербурге и Москве в 1834 г. были открыты сиротские отделения, преобразованные через три года в сиротские институты, в которых воспитывались девочки - сироты офицеров гражданской и военной служб.

Деятельность упомянутых учреждений власть рассматривала как государственную, хотя государство прямо не брало на себя ответственность за социальную политику. Вскоре после образования IV Отделения был установлен порядок, согласно которому покровителями учреждений императрицы Марии становились государь и его супруга.

Внутренняя структура Ведомства императрицы Марии была достаточно сложной и неоднократно менялась. Кроме того, управление учреждениями императрицы Марии осуществляли Опекунские советы, которые были созданы еще Екатериной II при Воспитательных домах. В 1797 г. эти советы вместе с Воспитательными домами вошли в состав IV Отделения Собственной канцелярии. Опекунские советы рассматривали практически все вопросы, связанные с деятельностью ведомства: утверждали положения, уставы и штаты отдельных заведений, обществ и структурных подразделений, инструкции должностным лицам, учебные программы, счета, сметы и т.д. В 1873 г. был образован один Опекунский совет, состоявший из Санкт-Петербургского и Московского присутствий. В число почетных опекунов входили только представители аристократии и высшего чиновничества. Почетные опекуны исполняли свои обязанности на «общественных началах», в большинстве случаев не принимая реального участия в управлении вверенными им заведениями. Однако принятый в 1873 г. Устав Опекунского совета учреждений императрицы Марии гласил: «Опекунский совет есть высшее государственной учреждение…». Тем самым подчеркивалось государственное значение самого Ведомства императрицы Марии.

В 1860 г. при IV отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии было организовано Главное управление учреждений императрицы Марии, а в 1873 г. IV отделение было преобразовано в Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии, стоявшее во главе всех благотворительных учреждений.

Под этим наименование IV отделение до сих пор существует и заведует учебными и благотворительными заведениями, число которых возросло в настоящее время до весьма крупной цифры. Главнейшим органом по ведомству Императрицы Марии является по прежнему Опекунский Совет в качестве законосовещательного и финансового учреждения; часть же административная возложена на канцелярию, разделяющуюся на шесть экспедиций. В состав Совета входят два присутствия - Санкт - Петербургское и Московское состоящие из членов, называемых почетными опекунами.

При канцелярии состоят: учебный комитет, строительный комитет, юрисконсульт и инспектор по медицинской части, под управлением которого находится «врачебное совещание». К числу учреждений ведомства Императрицы Марии принадлежат, сверх вышеуказанных, «контроль», находящийся в непосредственном подчинении главноуправляющему и поверяющий правильность денежного и материального хозяйства данного ведомства, и «канцелярия по управлению всеми детскими приютами».

Таким образом, IV отделение Собственной Его Императорского Величества стала структурой государственной благотворительности, взявшая под свой контроль защиту неимущих, а тот факт, что эта деятельность была выделена в отделение Императорской канцелярии показывает, какую значимость имело милосердие в глазах государя.



Причины создания третьего отдления собственной его императорского величества канцелярии уже неоднократно нами назывались. На данном этапе необходимо остановиться на них ещё раз и привести их в некую систему.

Восстание декабристов ярко осветило неспособность государства противостоять нарастающей революционной угрозе. Она же исходила в первую очередь из зарождающегося кризиса самодержавия и крепостничества. Масло в огонь подливали и европейские революции, на фоне которых разворачивались события в нашей стране. Противниками государства внезапно оказались представители главного сословия - дворянство, гвардия, - что шокировало императора.

Из этих событий правительство осознало и вынесло для себя несколько вещей: 1) враг рядом. Он связан с высшими правительственными кругами и имеет выход за границу; 2) волнения не охватили народные массы, но протест высшего сословия ярко показал, что неприятие существующей в России реальности есть и процветает на протяжении уже достаточно большого времени; 3) это в свою очередь показывает недееспособность тайной полиции по предотвращению представляющих угрозу для государства событий. Страх перед новыми революциями вынуждает государство исправить свои ошибки и вникнуть в проблемы общества, его желания.

“Император всеми способами пытался вырвать корни тех злоупотреблений, которые проникли в аппарат управления, и которые стали явными после раскрытия заговора, обагрившего кровью его вступление на престол. Исходя из необходимости организовать действенное наблюдение, которое со всех концов его обширной империи сходилось бы к одному органу, он обратил свой взгляд на меня с тем, чтобы сформировать высшую полицию с целью защиты угнетенных и наблюдения за заговорами и недоброжелателями. Число последних угрожающе увеличивалось с тех пор, как в России получили распространение подрывные идеи французской революции. Они проникли с целой толпой французских авантюристов, которые занимались воспитанием молодежи, и особенно после общения наших молодых офицеров во время последней войны с либералами разных европейских стран, куда войска вошли благодаря нашим победам”Бенкендорф Александр Христофорович. Воспоминания: 1802-1837. М., с. 344 - 345, - так формулирует причины и цели создания Третьего отделения сам Бенкендорф.

Таким образом, суммируя вышеназванные причины, можно сформулировать цель создания нового ведомства: государство хотело обезопасить себя, прислушиваясь к мнению населения и регулируя положения дел на этой основе.

Структура, штат, сфера деятельности III отделения

Обратимся же к структуре ведомства и его комплектации.

Отделение было официально учреждено указом Николая I 3 июля 1826 года. Оно делилось на четыре секции:

1) Первая экспедиция.

Предупреждение «злоумышлений против особы государя императора»Оржеховский И. В. Самодержавие против революционной России (1826 - 1880)…С. 22. Смотрит за всеми предметами высшей наблюдательной полиции, общим мнением и народным духом, направлением лиц и средств на достижение целей. Даёт сведения обо всех поднадзорных личностях, высылает и размещает лиц подозрительных и вредных. Первая экспедиция смотрела за общественным мнением, злоупотреблениями чиновников, беспорядками на дворянских выборах и рекрутских наборах, подозрительными личностями и государственными преступниками. Таким образом, её функции были чрезмерно многообразны.

2) Вторая экспедиция.

В её ведении находился надзор над религиозными сектами, фальшивыми деньгами и документами, тюрьмами и местами содержания заключённых. Помимо этого вторая экспедиция смотрела за научными достижениями и обществами, разбирала жалобы и просьбы «по тяжебным и семейным делам»Там же, С. 28, заведовало перепиской отделения и делами, связанными с его чиновниками.

3) Третья экспедиция.

Функции контрразведки. Устанавливала всяческий контроль над иностранцами на территории нашей страны.

4) Четвёртая экспедиция.

По замыслу Бенкендорфа: «Все вообще происшествия в государстве и составление ведомостей по оным».

5) Пятая экспедиция.

Создана была только в 1842 году. Сферой её деятельности стала цензура, которая раньше входила в компетенцию первой экспедиции.

Отделение задумывалось создателями как единый организм с нерасчленёнными чётко функциями, что и воплотилось на практике. Это, с одной стороны, делало ведомство всеобъемлющим, а с другой размывало представление о его обязанностях как у исследователей, так и у самих чиновников третьего отделения и подвластных ему жандармов. Низменно должна была возникнуть путаница.

Несмотря на столь огромное количество направлений деятельности и их неясность, Третье отделение, являясь высшим органом тайной полиции, представляло собой лишь верхушку айсберга. Штат его также был небольшим - всего 16 человек, не считая начальника и управляющего. . Содержание их также увеличилось втрое. Первая экспедиция была укомлектована 4 сотрудниками, остальные тремя. При преемнике Бендорфа графе А. Ф. Орлове количество человек возросло до 31. Согласно закону номер 3389 2 собрания законов Российской империи в штате Третьего отделения было: 4 экспедитора, 4 их старших помощника, 6 младших пмощников, 1 цензор театральных представлений с 1 помощником, 1 экзекутор, 1 казначей, 1 журналист с 1 помощником. Расходы правительства на это ведомство составляли 53200 рублей.

Подытоживая сказанное, уже из структуры высшего органа тайной полиции очевидно, что её функции крайне туманны. В Записке об учреждении III отделения прямо указывалась сфера его деятельности - от «наблюдения за духом народным» до цензурных вопросов. Область интересов III отделения таким образом была всеобъемлющей. Сделано это было нарочно, поэтому главным вопросом остаётся - каким же образом разграничивалась деятельность полиции, по каким направлениям она разделялась, какими законами нормировалась.

Осуществление деятельности III отделения

Мы приступаем к этим самым главным и запутанным вопросам. Главные они, потому, что только получив ответ на них, мы поймём, как осуществлялась деятельность Третьего отделения в эпоху Николая I. Запутанные - потому что ведомство по сути своей должно было охватывать все сферы жизни общества, а во-вторых, конечно, оно не была органом публичным. Полиция тщательно хранила свои тайны.

На данном этапе нашей работы перед нами встаёт ряд важных проблем. Все документы, доступные нам: 2-е собрание законов Российской империи, записки Бенкендорфа свои подчинённым, записки об учреждении этого органа, а также секретные инструкции служащим, - все они повторяют одну и ту же мысль, - полиция должна была «Обратить особое внимание на могущие произойти без изъятия во всех частях управления и во всех состояниях и местах злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки»Инструкция Бенкендорфа чиновнику III отделения // Стогов Э. И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I. Приложения. С. 200.

Все события без исключения. Что это значит? Чем должны были руководствоваться служащие при исполнении своих должностных обязанностей? Ответ дают нам те же самые документы и мемуары жандармских офицеров. В них мы видим, что настойчивое требование высшего руководства по набору чиновников в III отделение и подчинённый ему корпус жандармов на основе сугубо личных качеств и заслуг является единственной возможностью для Николая I и А. Х. Бенкендорфа воплотить задуманное в жизнь. Кто же должен был совершать этот жизненноважный в

Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии являлось высшим органом политической полиции в России. Он действовал с 1826-го по 1880 год. В этот период времени царствовали Николай I, а затем его сын Александр II. В ведении данной инстанции находился надзор за лицами, которые считались неблагонадежными, и сыск.

В качестве исполнительного органа Третьего отделения выступал Отдельный корпус жандармов. А возглавлял его так называемый шеф жандармов, именовавшийся главноуправляющим. Третье отделение императорской канцелярии, как и все остальные, приравнивалось к министерству.

Причины образования

Причины создания Третьего отделения императорской канцелярии были следующие:

  1. Напряженная того времени, в первую очередь связанная с таким важным событием, как восстание декабристов.
  2. Убежденность царя Николая I в том, что умелое административное воздействие способно стать могущественным рычагом влияния не только на работу государственного аппарата, но и на жизнь общества.

Из истории создания

После событий на Сенатской площади в Петербурге и восшествия на трон Николая I в государственном аппарате произошел ряд изменений. Внутренняя политика императора была нацелена на его укрепление. Среди этих изменений - и учреждение Третьего отделения императорской канцелярии. Оно в числе прочих произошло в результате раздела канцелярии на обособленные отделы.

25.06.1826 г. императором был подписан указ о создании новой должности руководителя жандармерии. На нее был назначен начальник Второй дивизии кирасиров, генерал-адъютант Александр Христофорович Бенкендорф. Впоследствии он получил титул графа. В его подчинение поступили все Жандармский полк (жандармы, состоявшие при войсках) и Жандармские команды (жандармы, числившиеся в Корпусе внутренней стражи).

03.07.1826 г. Особую канцелярию Министерства внутренних дел высочайшим указом царь преобразовал в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Оно было отдано под главное начальство Бенкендорфа. Тем самым жандармская часть и высшая полиция слились воедино под началом одного человека.

В качестве места пребывания новой организации было передано здание, находившееся на набережной реки Мойки, под номером 58. До сегодняшнего дня оно не сохранилось. А. Х. Бенкендорф был бессменным главным руководителем Третьего отделения Императорской канцелярии до самой смерти, последовавшей в 1844 году. Его преемником стал князь А. Ф. Орлов, прослужив на этой должности по 1856 года.

Чем занималось ведомство?

Деятельность Третьего отделения императорской канцелярии была весьма разнообразной. Вот основные ее направления:

  1. Сыскные мероприятия.
  2. Следственные действия по политическим делам.
  3. Осуществление цезуры до 1865 года.
  4. Борьба с сектантством и старообрядчеством.
  5. Управление политическими тюрьмами.
  6. Расследование дел, касающихся жестокого обращения помещиков с крепостными крестьянами.
  7. Надзор за революционерами и общественными деятелями, имевшими антиправительственный настрой - на позднем этапе работы.
  8. Составление ежегодных обзоров общественно-политической жизни для представления императору.

Структура отделения

Третье отделение императорской канцелярии с 1838 года помещалось на набережной реки Фонтанки, в доме 16, бывшем особняке В. П. Кочубея. В нем существовало несколько отделов - экспедиций. Сначала их было четыре. В 1828 г. была учреждена новая должность - цензор, а в 1842 г. и новая, пятая экспедиция - цензурная.

В 1826 г. в Третьем отделении служило всего 16 сотрудников. В 1829 г. произошло расширение состава до 20 человек, а в 1841 г. - до 28. В последние годы правления императора Александра II в ведомстве трудились уже 72 человека, без учета секретных агентов.

Более сложной организационная структура стала в 1839 г. Это произошло вследствие того, что к III отделению был присоединен Корпус жандармов. Оба названных управления, находившиеся в ведении А. Х. Бенкендорфа, были подчинены генерал-майору Дубельту, состоявшему в свите императора.

При отделении существовала особая часть, назвавшаяся юрисконсультской. В 1847 г. в III отделении организовали архив, в котором находились дела каждой из экспедиций, доклады для императора, приложения к делам (к примеру, вещественные доказательства).

I экспедиция

Она занималась всеми делами, которые касались политики, «предметами высшей полиции». Собирала сведения о лицах, находившихся под полицейским надзором. Этой экспедицией рассматривались дела, имевшие самой большое политическое значение. Даже вне зависимости от того, что они могли принадлежать к сфере деятельности какой-то другой экспедиции.

Сотрудники этого отдела изучали общественное мнение - «состояние умов», составляли обозрения (общие и частные) самых важных событий, происходивших в стране, - «всеподданнейшие доклады». Они наблюдали за революционным, а также общественным движением, действиями некоторых революционеров, деятелей науки, культуры, литературы, общества.

В их обязанности входила организация политического сыска и следственных действий, осуществление различного рода репрессивных мер. Среди них могли быть: заключение под стражу в крепость, ссылка в дальние районы страны на поселение, высылка для поступления под полицейский надзор.

А также экспедицией осуществлялись: надзор за содержанием мест заключения, сбор информации о злоупотреблениях в чиновничьем аппарате, о ходе проведения дворянских выборов, протекании процесса рекрутских наборов. До середины 1866 г. собирались сведения об отношении других государств к Российской империи. На позднем этапе деятельности в I экспедиции велись лишь те дела, которые касались оскорбления членов императорской семьи.

II экспедиция

Занималась рассмотрением дел о сектантах, раскольниках, уголовных убийствах, фальшивомонетчиках, местах заключения и «крестьянским вопросом». Ею осуществлялся надзор за жизнью разных религиозных конфессий в России, возникновением сект и религиозных культов, а также за административно-хозяйственным управлением государственными тюрьмами. В составе таких мест заключения были:

  • Алексеевский равелин.
  • Петропавловская крепость.
  • Шлиссельбургская крепость.
  • Спасо-Евфимиев монастырь.
  • Шварцгольмский дом.

Также в обязанности сотрудников этой экспедиции входили:

  • Организация борьбы с уголовными преступлениями - особо опасными и должностными.
  • Сбор сведений о функционировании общественных организаций, разного рода обществ, среди которых - культурные, просветительские, экономические, страховые. Получение информации об открытиях, изобретениях, усовершенствованиях, о хождении фальшивых монет и купюр, поддельных документов.
  • Рассмотрение прошений, жалоб, доносов и составление по ним докладов.
  • Надзор за тем, как разрешаются гражданские дела, касающиеся раздела имущества и земель, супружеских измен.
  • Комплектование штатов Третьего отделения императорской канцелярии, распределение функций среди структурных подразделений.

III экспедиция

В ведении ее сотрудников находилось наблюдение за иностранными гражданами, живущими на территории Российской империи, а также высылка подозрительных и неблагонадежных лиц.

Начиная с 1826 г. и заканчивая серединой 1866 г., экспедиция осуществляла надзор за пребыванием в России иностранцев, за их въездом и выездом, фактически выполняя контрразведывательные функции.

В последовавший за этим период данной экспедиции были переданы функции I экспедиции, касающиеся наблюдения за революционным и общественным движением и производства дознания по политическим делам.

В связи с упразднением IV экспедиции в 1873 г. к ней перешли обязанности по сбору информации о происшествиях (в частности, на железнодорожном транспорте), которые она разделила с III экспедицией.

IV экспедиция

Ее сотрудниками велась переписка обо «всех вообще происшествиях», в их ведении находился личный состав, пожалования, надзор за прессой. А также они занимались сбором сведений о важных событиях в государстве, таких как крестьянские выступления, городские волнения, правительственные мероприятия, касающиеся крестьянского вопроса.

В эту экспедицию стекались сведения о прогнозах на урожай, о снабжении продовольствием российского населения, о состоянии торговли, ярмарках. Еще сюда поступали донесения в период военных действий из армии, о стычках и других инцидентах на границе и в приграничных районах.

В обязанности сотрудников входило и руководство борьбой с контрабандистами, сбор данных, касающихся злоупотреблений чиновников на местах, уголовных преступлений, различных происшествий (наводнения, пожары). Была ликвидирована в 1873 г.

V экспедиция

Этот отдел был создан в 1842 г. для того, чтобы специально заниматься делами цензуры. Его сотрудники:

  • Занимались театральной цензурой.
  • Надзирали за продавцами книжной продукции.
  • Следили за работой типографий.
  • Изымали запрещенные книги.
  • Контролировали издание и обращение публичных извещений (афиш).
  • Составляли каталоги книг, прибывших из-за границы.
  • Разрешали издание новых сочинений, переводов.
  • Наблюдали за периодической печатью.

Упразднение

В 1878 г. террористами был убит шеф жандармов Мезенцов, революционная активность набирала обороты. Так как Третье отделение не справлялось с ее обузданием, 12.02.1880 г. была создана Верховная комиссия для охраны порядка и сохранения общественного спокойствия. Ее возглавил граф Лорис-Меликов, под контроль которого было временно отдано Третье отделение и Корпус жандармов.

Затем, в соответствии с указом от 6.08.1880 г., комиссия, как и Третье отделение, была закрыта, а все дела переданы в созданный при Министерстве внутренних дел.

Третье отделение императорской канцелярии первоначально поставленных перед ним целей не достигло. Оно не справилось ни с взятками, ни с казнокрадством, ни с беззаконием. Хотя очень надеялся на это, так как считал, что преступные элементы прекратят свою деятельность, увидев, что «невинным жертвам их алчности» покровительствует сам государь.

Своими жесткими действиям, нередко сопряженными с произволом, недоверием к проявлениям независимых суждений, выражаемых в устном или письменном виде, этот орган вызвал в обществе страх и осуждение.