Династия Суй, как и многие другие императорские династии в истории Китая, появилась практически на развалинах страны и ушла с исторической сцены в самый разгар смуты и экономического упадка. Императоры Суй, несмотря на непродолжительность правления, смогли провести важные социально-экономические реформы, поднять страну и оставить после себя немало монументальных архитектурных и искусно сделанных произведений искусства. Тем не менее, на закате династии вспыхивали уже не только крестьянские восстания, но и мятежи знати. В 617 году Ли Юань, один из родственников Ян Гуана, второго императора Суй, захватил третий город страны Тайюань и столицу Чанъань, где и провозгласил династию Тан (618 - 907 гг с перерывом в пятнадцать лет).

Ли Юань - основатель династии

Ли Юань (Гао-цзу) происходил родом из земли табгачей. Изначально проживавшие на территории современной России табгачи, «косоплеты», были кочевниками, все более попадавшими под культурное влияние . В эпоху правления династии Тан государство объединило в своей идеологии степное и китайское начало. Именно в этом факте, как считал Гумилев, и крылась основная причина последующего падения империи: ханьцы, основная китайская народность, попросту видела в императорской династии чужаков, носителей чуждой ментальности.

Гаоцзу основал новую династию и стал первым императором Тан, когда ему уже перевалило за 50 лет. За несколько лет до этого крупный феодал и провинциальный чиновник Ли Юань принял участие в военной экспедиции против Когурё, одного из раннефеодальных государств на территории нынешней Кореи. После успешного начала военной карьеры немолодой, но амбициозный аристократ защищает перевал Тонг во главе гарнизона, подавляет восстание возле Тайюаня и становится его военным губернатором. Здесь Юань с легкостью предает своего правителя Ян-ди, захватывает его внука Гуан-ди и объявляет императором его, получая от новоявленного монарха княжеский титул. После гибели Ян-ди, Ли Юань отстраняет от власти его внука и провозглашает себя императором Гаоцзу, основывая династию Тан.

Гаоцзу любил пышные празднества, охоту и езду на лошадях. Он был настоящим асом в стрельбе из лука и, как говорили, выиграл свою красавицу-жену, пронзив двумя стрелами два глаза нарисованного павлина. Порядка десятилетия у нового правителя ушло на подавление восстаний, разгром конкурентов и достижение мира с государствами-соседями. Гаоцзу оказался неплохим воином и хорошим дипломатом, благодаря чему ему удалось привлечь на свою сторону значительную часть вчерашних противников.

Первые реформы династии Тан

Гаоцзу создал государство на развалинах Суй. Экономика страны, сильно подорванная политикой императора Ян-ди, многочисленными восстаниями и междоусобицами, нуждалась в срочном восстановлении. Ли Юань ввел подушный налог и трудовую повинность для крестьян; начал чеканить единую для Тан монету и взял под жесткий контроль торговлю по всей стране. В армии император делал основную ставку на кавалерию. Для регулирования всех аспектов существования нового государства, правитель издал новый свод из 502 законов, основанных на конфуцианстве и легизме. Существовавшие при династии Тан северные укрепления никак не помогали в борьбе с восточными тюркютами, с которыми будущий монарх начал сражаться еще в бытностью свою губернатором Тайюаня. Для обороны от них на восточной границе Тан поставили ряд крепостей.

Тай-цзун (Ли Шиминь)

Тайцзун, преемник Ли Юаня, стал самым могущественным правителем династии Тан. Когда Ли Шиминь взошел на престол, страна еще находилась в руинах. При династии Суй число жителей Поднебесной сократилось почти втрое, а в первые годы правления династии Тан еще продолжалась смута. Придя к власти, новый властитель отказался от практики предыдущих правителей поддерживать исключительно знать. Формируя централизованное феодальное государство, он, тем не менее, не забывает о простых ремесленниках, крестьянах и торговцах.

Ли Шиминь укрепляет армию, заодно усиливая ее кочевыми тюрками, служившими в кавалерии. Степная конница представляет собой самую мобильную часть войска и довольно грозную силу. Он реорганизовывает управленческий аппарат, составляет свои законы, вводит обязательные госэкзамены на должности чиновников. Именно во времена его правления происходит попытка наиболее гармонично соединить элементы степной кочевой культуры с традиционными ценностями китайской цивилизации. Он считает себя не только и не столько китайским императором, но и ханом (каганом) степняков. Степняки отвечают Ли Шиминю взаимностью.

Наследие династии Тан

С падением династии Тан историкам и по сей день многое не ясно. Однако ясно одно - этот период оказался одним из самых интересных в истории древнего Китая. От этой эпохи осталось немало шедевров искусства и архитектуры. В Сиане, возле которого расположена гробница Цинь Шихуанди со знаменитой , находится - самый яркий пример танской архитектуры. Пагода Диких Гусей была построена через пару лет после смерти Тай-цзуна. При династии Тан делали невероятно искусные фарфоровые изделия, даже более утонченные, чем работы последующих эпох Сун и Юань. Весьма интересные образчики живописи и керамики той эпохи можно увидеть в , и многих других. Годы правления Тан также стали временами расцвета культуры выращивания чая. О значении чая в жизни современного Китая можно понять по посещению рынка в Пекине или экскурсионной поездке на одну из многочисленных чайных плантаций КНР, занимающих около 1,2 миллионов гектаров.

И не стоит забывать, что эпоха Тан – это время формирования культуры празднования именно таким, каким его каждый год отметают современные китайцы.

Воцарение династии Тан.

Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая. Объединению страны под властью танского дома во многом способствовала политика Ли Юаня (618-626), сумевшего добиться поддержки различных групп населения. Он отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины, освободил крестьян, проданных в рабство. Новые власти объявили о помощи голодающим, вели борьбу с последствиями наводнений. Политическим противникам было обещано помилование в случае изъявления покорности. Государство покровительствовало купцам и торговле.

Хотя Ли Юань обещал амнистию восставшим, он уничтожил повстанческие центры, а руководителя восстания Доу Цзяньдэ приговорил к казни. Вооружённая борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г . полную победу. Важным этапом на пути к ней стало возвращение Ли Юаня к традиционной надельной системе в 624 г . Впервые в истории об этой аграрной системе можно судить не только по государственному законодательству, но и на основе данных подворных реестров (обнаруженных во время экспедиций в 1907-1914 гг. на северо-западе Китая), свидетельствующих о претворении указа в жизнь на всей территории огромной страны вплоть до самых её окраин. По эдикту 624 г. каждый взрослый трудоспособный мужчина получал право на садово-огородный надел и пахотное поле в 80 му, подлежащее ежегодному переделу с учётом изменения возрастного и семейного состава хозяйств. Вначале трудоспособным считали каждого, достигшего 18-летнего возраста (при нехватке рабочих рук), а впоследствии, когда пустоши были распаханы, - 21 года. Размеры наделов зависели от качества почвы, от степени заселённости данной местности. На садово-огородном наделе следовало сажать тутовые и другие деревья. При некоторых ограничениях это наследственное владение семьи можно было покупать, продавать и закладывать. Распоряжаться подобным же образом пахотным участком, кроме исключительных случаев, не разрешалось. Однако эти оговорки – лишнее свидетельство того, что купля-продажа и заклады земель всех видов практиковались. Новым при Тан явилось лишение женщин (кроме вдов, которые имели право на получение 30 му и при этом освобождались от налогов) права на надел. Государственные рабы получали полный или половинный надел, что фактически превращало их в обыкновенных крестьян. Чтобы ни один из податных не смог ускользнуть от налогообложения, над ними был усилен контроль. Учёт населения по возрасту вёлся по пяти категориям: от рождения до 4 лет, от 4 до 16, от 16 до 21, от 21 до 60 и, наконец, после 60 лет. Сохранилась традиционная «триада повинностей», но с некоторыми новшествами. Налог с пахотной земли был снижен. По мнению Алаева, - в 1,5 раза (примерно, 1/40 часть урожая). Введена дифференцированная система налогообложения в зависимости от качества земли и размера надела. Трудовая повинность была сокращена с 30 до 20 дней в году. Если крестьянин отрабатывал больше положенного времени, его освобождали от части уплаты зерном и тканями. В местах, где ткани не производились, взималось серебро, а у скотоводов – бараны. На время освобождались от податей поднявшие целину и перешедшие в малонаселённые районы. Льготный режим налогообложения предусматривался и в случае неурожая вследствие стихийных бедствий: если крестьянин собрал лишь 1/3 от возможного урожая, его освобождали от всех налогов. В танский период в половинном размере надел могли получить также купцы и ремесленники. В условиях надельной системы непосредственные производители становились вместе с наделами единым объектом собственности государства, облагаемым рентой-налогом.

Необходимые для проведения надельной системы детальный учёт населения, фиксация повинностей, бесперебойное поступление налогов в казну обеспечивались принципом круговой поруки. Низшей административной единицей была общинная деревня, чьи традиционные органы самоуправления всё более становились звеньями фискального аппарата государства.

Надельная система заложила основу процветания страны. После нескольких лет упорной борьбы с соперниками танский дом смог стабилизировать положение. Возможно, что в VII в. Китай был самым богатым государством тогдашнего мира. Однако само царствование Ли Юаня было непродолжительным. Его сын Ли Шиминь хладнокровно расправился со своими братьями, а затем, заставив отца отречься от престола, занял его место. Процарствовал он 23 года (626-649).

Расцвет танского Китая не в последнюю очередь был связан с государственной мудростью его правителей. Особенно преуспел в этом Ли Шиминь – властный и умный правитель, обладавший завидным политическим чутьём и тактом. Не случайно именно он в своей деятельности воплощал учение «о гармонизации мира (государства) ради блага народа», направленное на достижение социальной гармонии (как продолжении космической) и пресечение мятежа и хаоса . Автором этого учения, предложившего реальный путь к воплощению идеалов предков в современных условиях, был Ван Тун (584-617), создавший «Изложение о середине». Ли Шиминь , почитаемый традицией «образцовым правителем», умело трактовал заветы древних ради насущных задач современности, последовательно разделяя суйскую версию конфуцианских канонов. Учение о гармоническом управлении предполагало необходимость перенесения принципа природной гармонии с помощью космоткача в лице современного правителя на общество и государство. В этом виделось присущее китайской культуре представление о политике как искусстве природосообразного действия, предусматривавшего соблюдение во всём принципа золотой середины с учётом расстановки сил в стране, чтобы балансировать на грани возможностей. Действуя в этом духе, Ли Шиминь много сделал для усиления контроля над бюрократией, чтобы стабилизировать власть правителя, в то же время добивался при дворе более равномерного и целесообразного представительства важнейших регионов, последовательно поощрял приток свежих сил в администрацию. Показательно, что именно в этой среде появились учёные-сановники, которые владели умением гармонизировать мир ради блага народа и считали себя наряду с правителем ответственными за состояние дел в стране. Одним из них был Вэй Чжэн, прозванный современниками Человеком-зеркалом, в чьи обязанности входило нелицеприятно указывать сыну Неба на его промахи и наставлять в политике.

Социально-политическая структура Танской империи .

В условиях средневекового Китая государственная организация складывалась по древним образцам, а всё общество воспринималось как сложная иерархическая система. Основой этой системы служил тезис конфуцианства, гласивший, что благородный муж должен возвышаться, а низкий, недостойный – умаляться. Предполагалось, что членение общества на верхи и низы справедливо, если соблюдён критерий совершенства. В основе иерархии лежал моральный принцип: социальную пирамиду увенчивал сын Неба, ставший им за свои добродетели, далее шли благородные, а большинство подданных назывались «добрым людом» и «низким людом».

Конечно, уже в древности, а тем более в средние века этот принцип был нарушен, а порой даже «перевёрнут»: те, кто был наверху, уже только поэтому считались благородными, часто не будучи таковыми. Но пока на уровне идеала этот принцип ещё «работал», он обеспечивал потенциал дальнейшей эволюции общества.

Все жители Поднебесной считались подданными государства, персонифицированного в особе императора . При этом каждая прослойка общества придерживалась определённых правил поведения и этикета, имела своё экономическое обеспечение, свой тип одежды, украшений и жилищ.

Высшим слоем общества была привилегированная наследственная аристократия. Она различалась по титулам и рангам и получала соответствующие по размеру земельные владения. Представителям высшей титулованной знати первого ранга официально позволялось владеть 10 тыс. му земли, а знати, имевшей девятый ранг, -500 му. Земельные владения знати считались наследственными. К потомственной знати причислялись некоторые чиновники и сановники из числа «особо заслуженных». В Китае не было майората, и многодетность в знатных домах приводила к дроблению крупных землевладений и борьбе в среде титулованной знати.

Наиболее многочисленную часть правящего слоя общества (1,5-2% населения) составляли чиновники, служившие опорой централизованной власти. Они занимали различные ступени на иерархической лестнице чинов и делились на девять рангов. Чинам и рангам соответствовала оплата в виде земельного владения или жалованья. Чиновник первого ранга имел право на 1200 му, а чиновник девятого ранга, при этом военный, мог получить только 80 му. Ни звание, ни ранг, ни право на должностное земельное владение не передавались по наследству. Новые поколения чиновничества пополнялись за счёт молодых талантов: лишь сдавший экзамен и получивший учёную степень мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате.

Большая часть населения (не считая знати и чиновников) причислялась к так называемому «доброму люду» . В их обязанности входили обработка земли и своевременное выполнение всех видов повинностей. Подавляющее большинство «доброго люда» составляли крестьяне. Некоторые из них, прикупив земли, использовали труд арендаторов, «пришлых» и рабов. Занятие земледелием считалось почётным. К «доброму люду» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повинностями так же, как и крестьяне. На самом низу социальной лестницы находился «подлый люд», включавший тех, кто не платил налога (актёры, нищие, проститутки), а также лично-зависимых, слуг и рабов.

Социальная структура общества Китая, несмотря на дробление на обособленные социальные группы, не воздвигала между ними непроходимых перегородок и тем самым не исключала передвижения каждого по иерархической лестнице. Выходец из рядовых налогоплательщиков мог оказаться среди верхов общества. Имело место и обратное: сановника за преступление могли понизить в должности или, более того, разжаловать в простолюдины.

Система государственного устройства и бюрократический аппарат складывались на основе опыта, накопленного в древности. Верховная власть концентрировалась в особе императора, сыне Неба и одновременно отце своих подданных . Он, обладая неограниченными правами, должен был управлять страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвлённый бюрократический аппарат. По традиции государь считался представителем высших небесных сил и проводником их воли. Сын в общении с Небом, он одновременно выступал в качестве заботливого отца для любимых старших сыновей – чиновников – и неразумных младших детей – остальных подданных. Так природная по характеру семейная структура распространялась на всё общество. От императора требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками и заботился о народе.

Ближайшими помощниками сына Неба были два советника – цзайсяны. Их должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты: Кабинет министров, Совет Двора, Государственную Канцелярию . Эта трёхчастная система центральных органов, пройдя долгую эволюцию, приняла в танское время достаточно завершённый вид.

Согласно традиции государственный аппарат рассматривался уподобленным продолжением личности императора. Тем самым личностные функции сына Неба – его внешний облик, речь, слух, зрение и мышление – посредством государственного аппарата рассредоточивались в социальном пространстве, воплощая коммуникативную способность правителя налаживать гармоничное общение с Небом и подданными. Поэтому понятно, что функции палат составляли единый организм и не были узко специализированными, а как бы дополняли друг друга. Император должен был лишь регулировать общение трёх палат, чтобы контролировать и держать в равновесии всю систему. Кабинет министров ведал в основном органами исполнительной власти, а две другие палаты готовили и публиковали указы императора. Исполнительная функция Кабинета министров реализовывалась через шесть традиционных ведомств, подчинявшихся двум канцлерам – левому и правому . В ведении левого канцлера находились: ведомства ритуала, чинов и финансов. В ведении правого канцлера – военное ведомство, ведомство общественных работ и ведомство наказаний. Ведомство ритуала , который пронизывал все стороны жизни средневекового общества, было главным. Это ведомство следило за соблюдением обрядов, нравственностью подданных, их образованием, религиозными организациями. Кроме того, в его функции входили организация приёма иностранных послов и посылки посольств, а также надзор за остальными пятью ведомствами. В обязанности ведомства чинов входил контроль за назначением чиновников и их увольнением, своевременным перемещением по должности и награждением. Финансовое – вело учёт податных и наделов, упорядочивало обложение налогами. Военное ведомство занималось военными чинами, войсками, охраной границ, ведало военными поселениями на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство общественных работ определяло характер трудовых повинностей, проведение работ по строительству, устройству дорог, обеспечивало функционирование перевозок и ирригационной системы.

При дворе были специальные управления по обслуживанию персоны императора, императорских палат, гарема, охраны имущества казны.

Исключительная роль принадлежала палате инспекторов и цензорату , служившим как бы глазами и ушами правителя. Вместе с тремя палатами эти контрольные органы способствовали реализации власти сына Неба, обеспечивая непрерывность потока информации во всех звеньях государственного аппарата, снизу вверх к правителю и наоборот. Но, прежде всего, они контролировали бюрократический аппарат как в столице, так и в провинции, причём имели право подавать доклады непосредственно сыну Неба, минуя промежуточные инстанции. Само существование такого контрольного органа должно было служить единоначалию власти и предотвращать любые нежелательные тенденции в стране.

Важной функцией государственного аппарата явилась организация экзаменов трёх степеней: в уездных, провинциальных и столичных центрах. Испытания проводили главы администрации, причём столичные экзамены на высшую степень устраивались при императорском дворе. Экзамены проводились под строгим надзором специальных комиссий, присланных извне, причём в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлечённо рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихотворения. Всё это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3-5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью. Экзаменационная система обеспечивала высокий уровень конфуцианской образованности кандидатов в чиновники и высокое качество имперской администрации. Высшая учёная степень давала право на замещение ключевых административных постов. Кроме того, экзаменационная система служила методом проверки благонадёжности кандидатов в чиновники, воздействия на направленность умов образованной части общества и обновления чиновного аппарата власти, регулярно снабжая его новыми кадрами вплоть до уездного уровня. При этом для системы было совершенно несущественно, откуда, из какого социального слоя появился способный знаток официальной доктрины. Гораздо важнее то, что это хорошо образованный и потому надёжный человек, который с немалым трудом шёл наверх и потому будет ценить своё место не за страх, а за совесть.

Вся империя делилась на провинции (10), округа (358) и уезды (1,5 тыс.), различавшиеся по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых сборов. Это сказывалось на статусе и количестве управлявших ими чиновников. Но при этом все чиновники, вплоть до уездных, всегда назначались из центра и контролировались непосредственно им, что было важной особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая – особенностью, придававшей этой системе немалую силу и устойчивость.

На уровне провинций были чиновные управы во главе с наместниками-губернаторами ; на уровне округа – то же, но в меньшем объёме. Уезд обычно был представлен лишь уездным начальником, который сам комплектовал свой штат помощников из числа местных влиятельных лиц, готовых работать на общественных началах, и наёмных служащих низшего ранга: писцов, стражников и т. д. Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго. Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). Ниже уездных центров стояли деревенские организации, возглавляемые старостами . В деревне низшей единицей были объединения четырёх или пяти дворов, в свою очередь входившие в более крупные общинно-административные деревенские организации. Старосты и общинные органы самоуправления вели учёт населения, наблюдали за возделыванием полей и шелководством, своевременной уплатой налогов, выполнением трудовой повинности, обеспечением круговой поруки, отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний.

В эпоху Тан была кодифицирована традиционная правовая норма. После долгой и кропотливой работы, начатой в 653 г., в 737 г. опубликовали всеобъемлющий кодекс «Тан люй шуи» - «Уложение времени Тан», оказывавший влияние не только на юридическую мысль Китая на протяжении нескольких столетий, но и ставший образцом для законодательства сопредельных с Китаем стран Дальнего Востока. Его мировоззренческой основой было конфуцианство, облекавшее полной юридической компетенцией лишь императора. Главным принципом государственного правления стала детально разработанная регламентация всех сторон жизни, строгая социальная иерархия и административная субординация. «Уложение» состоит из 12 разделов и 500 статей, которые условно можно разделить на 4 группы: гражданское и административное право; уголовное законодательство; сборник императорских указов; нормативные правила поведения.

Города, ремесло, торговля .

Городская жизнь танского Китая была отмечена возрастанием значения города как культурного, экономического и политического центра. При этом стала очевидной и преемственность с древней традицией. Город, как живой организм, гармонически вписывался в природный ландшафт. Он был ориентирован по частям света и, как правило, чётко спланирован в виде прямоугольника. Пространство внутри городов, обнесённых земляными валами и стенами, делилось на замкнутые квадраты. Расположенный напротив главных ворот императорский дворец с парком позади занимал место главного здания, за ним обычно находился сад или огород. Города, непременно с садами и огородами, естественно смыкались с сельской местностью. Более того, в самом городе широко культивировалось искусство разбивки парков, сотворённых по подобию первозданной природы, любование которой было эстетической потребностью китайцев. Как и в деревне, в замкнутых кварталах горожане, организованные в пятидворки и десятидворки , были связаны взаимной ответственностью, в том числе и перед казной. Квартальная застройка обеспечивала функционирование города по принципу сельской общины, зарекомендовавшей себя как устойчивая система.

Единство ритма пространства и времени в городе проявлялось, в частности, и в развитой службе времени, направленной на регулирование временных циклов жизни горожан. Подобная регламентация была единственно эффективным средством наладить городскую жизнь, не допуская в ней хаоса. Так, ворота в городских стенах на ночь запирались, а специальные конные отряды, патрулируя улицы, следили за порядком. Всем, кроме чиновников высших рангов, ночью запрещалось выходить на улицу. Закон наказывал семьюдесятью палочными ударами каждого, кто в неположенное время осмеливался перебраться через городской вал или внутренние заграждения.

Чёткое регулирование пространственной структуры города и временного распорядка его жителей во многом обеспечивало жизнеспособность городского организма, вобравшего в себя многочисленное население.

Славу и блеск Танской империи придавали три её столицы – Чанъань, Лоян и Тайюань . Они поражали современников роскошью и сказочной красотой императорских дворцов, расположенных в восточной части, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати. На этом фоне особо выделялся Чанъань с населением в 2 млн. человек, послуживший образцом для постройки японского города Нара.

В городах функционировали административные учреждения, суды, тюрьмы, монастыри и храмы (даосские и буддийские, а с VIII в. ещё и манихейские, несторианские, зороастрийские святилища). Здесь жили влиятельные сановники, чиновники и военачальники, купцы и монахи. В столицах селились и чужестранцы, выходцы из Ближнего и Среднего Востока. В тесных и узких переулках ютились ремесленники и простой люд.

Постройка Великого канала, проведение административной реформы и меры по унификации денежного обращения способствовали оживлению городской экономики . В начале VII в. недалеко от морского побережья на магистрали Великого канала возник Ханчжоу. На путях с севера на юг вырос Кайфын, а на Великом канале – Янчжоу . Крупными торгово-ремесленными центрами стали Чэнду, Чанчжоу, Сучжоу . Значительно расширились древние портовые города Цюаньчжоу, Гуанчжоу, Учан.

Широко развивалось городское ремесло . Возникли горнодобывающие и плавильные промыслы. В широких масштабах вели добычу соли, обработку металлов и камня, вываривали сироп из сахарного тростника. Искусство каменотёсов, резчиков по дереву и камню, лепщиков украшало дворцы, храмы, жилые помещения состоятельных горожан. В Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий, а Янчжоу славился кораблями. Шёлковые ткани из Чэнду проникали на Запад по Великому шёлковому пути.

Танское время было отмечено дальнейшим укреплением цеховых организаций (хан или туань) . В некоторые цехи входило до 400 семей. Ханы регламентировали весь уклад жизни, приём в ученики, определяли порядок работы, строго охраняли цеховые секреты. Но цены на местных рынках находились под контролем казны. За землю, занятую под лавки и мастерские, казна взимала плату. В VII-VIII вв. значительно развилось казённое ремесло . Продукция многих казённых рудников и плавилен, оружейных и ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по производству печатей, изготовлению экипажей и т.д. обычно не шла на рынок. Часть ремесленников трудилась при монастырях. Большие ткацкие мастерские нередко принадлежали чиновникам . Ремесленник работал на заказ и лишь оставшийся товар продавал на рынке. В отраслях ремесла, где требовалась высокая квалификация, занятие отца передавалось, как правило, по наследству сыну.

Подъём переживала и торговля . Торговые пути протянулись по Янцзы и Великому каналу, по рекам, сухопутным дорогам и тропам, вдоль морского побережья. Крупнейшим рынком стала столица Чанъань , а важнейшим перевалочным пунктом – Янчжоу . С заходом солнца торговля прекращалась. На рынках размещались меняльные лавки, склады, постоялые дворы, погреба винокуров, кабаки, публичные дома, а в местах скопления горожан устраивались театральные представления. Торговлю с отдалёнными районами стимулировали периодические ярмарки . К народным и религиозным праздникам приурочивались ярмарки прихрамовые, городские и деревенские . Торговля с соседними народами шла на пограничных ярмарках. Китайские торговцы и ростовщики стали выпускать особые векселя – «летающие деньги», которые обменивались на звонкую монету и были предшественниками бумажных денег.

Правительство осуществляло жёсткий контроль над торговлей . Поборы, безвозмездные изъятия, налоги в пользу армии, вымогательства чиновников ущемляли торговцев.

Власти всё более расширяли ассортимент облагаемых пошлиной товаров. В VIII в. казна ввела особый налог на чай, и за контрабанду чаем подвергали смертной казни.

Казна владела монополией на отливку медной монеты. С VII в. установили единую государственную денежную единицу цянь – в виде круга (символ Неба) с отверстием в виде квадрата (символ Земли) внутри. Счёт обычно вели связками монет, нанизанных на шёлковый шнур. Танские деньги ходили не только по всей империи, но и за её пределами: в Согдиане, Японии, Корее.

Невычленненость многолюдного средневекового города из общества, его органическая вписанность в общую систему общественных связей обусловили тот факт, что юридическая мысль и практика Китая не различали по статусу горожан и сельских жителей, и специальных правовых норм для городов и их жителей не было. Не было у китайского города, как в Европе, ни вольностей, ни самоуправления, ни коммунальных свобод. Даже верхи городского общества – аристократия и служилая знать – горожанами себя не осознавали.

Армия и внешняя политика Танского Китая.

Танская империя обладала значительными военными силами. Армия вербовалась из рекрутов, которые призывались на военную службу и проходили обучение. В каждой провинции и округе выставляли воинов, выделенных сельскими организациями: от 800 до 1200 человек. Всего под ружьё могли встать от 400 до 800 тыс. солдат. Войско обеспечивало империи успех обширных завоевательных походов. Армейские подразделения несли службу как в столице, так и в провинции. Императорский дворец и столицу охраняли гвардейцы. На границах были созданы «военные поселения», которые сами себя кормили: поселенцы занимались хлебопашеством и несли военную службу. Причём, 50% собранного армией урожая поступало в казну государства. Такая система известна в традиционной историографии как «система фу-бин». В случае надобности власти прибегали к услугам конницы кочевников. Военные чиновники, как и в эпоху Суй, по статусу считались ниже гражданских.

В отличие от предшественников правители династии Тан пересмотрели свою политику в отношении Тюркского каганата . Если основатель династии даже платил им дань, то уже в 628-630 гг. при Ли Шимине был осуществлён грандиозный поход против тюрок. За ним последовала целая серия захватнических походов по Великому шёлковому пути. В 640 г. танские войска уничтожили государство Гаочан, расположенное в Турфанской низменности. Затем они вели многолетнюю войну против уйгур. В 657 г. с их помощью, а в 679 г. в союзе с Восточным каганатом танские власти нанесли окончательный удар Западному каганату.

Китайские гарнизоны размещались по всему древнему Великому шёлковому пути. Вместе с караванами из государств Средней Азии в Китай и из танской столицы на запад шли послы, путешественники, паломники. В 648 г. в Китай прибыла посольская миссия от киргизов. Продвижению китайцев на запад способствовал распад державы Сасанидов.

При Ли Шимине продолжалось завоевание Кореи . В 645 г. танские войска приблизились к Пхеньяну , но из-за сопротивления горожан вынуждены были отступить. В 660 г. 130-тысячная армия высадилась на юге Корейского полуострова и разгромила Пэкче. Его окончательное падение произошло в 663 г., когда Китай в союзе с государством Силла нанёс поражение японскому флоту, прибывшему на помощь Пэкче . Одновременно китайские аомии вторглись в Корею с севера. В 668 г. они захватили Пхеньян. Территории Когурё и Пэкче были превращены в военные губернаторства и присоединены к Китаю. Борьба корейцев против завоевателей привела к объединению Кореи во главе с государством Силла . Китайцам пришлось отступить.

С начала VII в. Китай установил первые официальные связи с Японией , откуда в 607 г. прибыли послы для переговоров. Могущественный китайский флот совершил экспедицию на острова Тайвань и Рюкю . Позднее с островитянами поддерживались посольские отношения.

В 634 г. в Чанъань прибыли послы из Тибета . Через несколько лет, в 647 году, между Китаем и Тибетом был заключён мир, скреплённый браком с китайской принцессой.

Начало официальных отношений между Китаем и Индией также относится к VII в. в 641 г. в Чанъань прибыли послы из государства на севере Индии – Харши , но с распадом этой державы посольский обмен был прерван. В VII-VIII вв. посольства в Китай приходили из Кашмира, Магадхи, Гандхары, из княжеств Южной Индии и Цейлона .

Захватническая политика танского Китая распространялась и на юг. В 602-603 гг. китайские войска вторглись в северную часть современного Вьетнама. В Северном Вьетнаме в 679 г. танские правители учредили наместничество. С Камбоджей Китай поддерживал посольские отношения.

Рост внешних связей Китая в VII-VIII вв. расширил внешнеторговые и культурные связи с зарубежными странами. В Китай приезжали посольства византийского императора, неоднократно прибывали и посланцы арабских халифов. Вместе с арабскими купцами в Китай проникало и мусульманство, появились и христианские проповедники несторианского толка. Столь значительное расширение связей с внешним миром объяснялось подъёмом культуры и экономики не только Китая, но и многих государств Востока.

Танская империя в VIII IX веках. Реформы Ян Яня.

Пик славы и процветания крупнейшей азиатской державы – Танской империи пришёлся на годы правления императора Сюань-цзуна (713-755) . Это время осталось в памяти потомков как период высочайшего взлёта китайской культуры.

Однако уже с первых десятилетий VIII в. в Китае начинается стагнация, а затем и нисходящая стадия развития династийного цикла. Прежде всего это связано с изменениями в главной сфере экономики – сельском хозяйстве, в системе землевладения и землепользования .

Система контроля оказалась не в состоянии препятствовать безудержному росту крупных землевладений. Влиятельные частные дома, чиновники, купцы, прибегая к ухищрениям, а то и к открытому насилию, захватывали новые земли всеми доступными способами. Например, строя дамбы, сооружая водохранилища и каналы, они отводили воду и лишали крестьянские поля влаги, тем самым разоряя земледельцев. Вынужденные бросать свои наделы, те становились арендаторами и попадали в зависимость от хозяев земли.

На смену надельной системе с соответствующей ей формой землепользования постепенно пришла система земельных владений, обрабатываемых частнозависимыми арендаторами. Этот процесс протекал стихийно. К тому же императорский дом часто сам способствовал этому, жалуя родственникам и другим влиятельным лицам казённые земли с крестьянами; часть этих земель сдавалась арендаторам.

Уменьшение числа государственных податных вело к сокращению налоговых поступлений и истощению казны. Бесконечно издаваемые императорские указы воспрещали «занимать поля без ограничений и скрывать податных», карали за «поглощение» полей и податных душ. Запреты купли-продажи пытались распространить и на земли, находившиеся в частном владении. Эдикт 736 г. побуждал беглых возвращаться к своим наделам, обещал вернуть им землю и предоставить налоговые льготы. Но все меры оказались тщетными. «Поглощение» земли и разорение крестьян принимало всё более широкий размах, и остановить этот процесс становилось всё труднее.

По мере того как происходили изменения в аграрных отношениях, всё явственнее стали проявляться тревожные симптомы династийного кризиса . Прежде всего, катастрофически уменьшились доходы казны от сельского хозяйства. Империя всё более теряла ранее завоёванные и вассальные территории. Потерпев поражение в битве с арабами при Таласе в 751 г., Китай лишился прежних позиций на Великом шёлковом пути . Ещё раньше от власти Китая освободилась Корея . На северо-востоке земледельческому Китаю угрожали племена киданей . Не прекращались набеги тибетцев и уйгуров на юго-западе. Китайской империи пришлось вести на окраинах дорогостоящие оборонительные войны, отрывавшие крестьян от земледелия и истощавшие казну. Всё тревожнее становилось положение при императорском дворе, где обострилась борьба политических группировок. Одной из болевых точек танского общества всё более становилась угроза единству страны.

Ещё в 711 г. ради защиты северных границ от кочевых племён и обеспечения безопасности торговых путей, ведущих в страны Западного края, танские власти создали институт генерал-губернаторства (цзедуши) . В середине VIII в. среди губернаторов в особенности выделяется Ань Лушань . И если раньше занимавшие пост цзедуши были облечены лишь военными полномочиями, то Ань Лушань (располагавший крупными воинскими силами, несшими охрану границ) сумел сосредоточить в своих руках гражданские и финансовые функции. Опираясь на отборные войска из соседних племён, в 755 г . он двинулся на Чанъань и, вступив в заговор со столичными чиновниками, поднял мятеж против танского дома. Император бежал из столицы. И хотя в конце концов мятеж был подавлен, страна не сразу пришла в себя: посягательство на священную особу сына Неба недавно ещё могущественной империи воспринималось властями как «потеря лица».

Война цзедуши с императорским домом и междоусобица в стане самих генерал-губернаторов дестабилизировали положение на севере страны. Налоги в пользу казны поступали лишь с мест, расположенных южнее Хуанхэ и Янцзы. Число налогоплательщиков сократилось на три четверти, а налоговое бремя на остальное население всё увеличивалось. В этих условиях стало нецелесообразным сохранять прежние аграрные порядки, связанные с надельной системой. С «размыванием» слоя крестьян-землепользователей стала очевидной бесцельность сохранения отмирающей структуры . И в 780 г . по предложению первого министра Ян Яня был введён закон, упразднявший «триаду повинностей», выполняемую надельными крестьянами. Государственный аппарат, отказавшись от передела полей, перестал противодействовать «поглощению» земли. В соответствии с изменившимися условиями была выработана отвечающая реальной ситуации новая налоговая система. Отныне налог стал взиматься исходя из одного критерия – в зависимости от количества и качества земли. Возраст и трудоспособность облагаемых лиц в расчёт не принимались. Всё население (дворы) в соответствии с земельными владениями было поделено на девять категорий .

Реформа причислила к налогоплательщикам лиц, ранее освобождённых от налогообложения (чиновников и знать). Круг податных расширился также за счёт жителей города – торговцев и ремесленников, обязанных теперь вносить подоходный налог.

Был принят закон о двухразовом взимании налога: летом и осенью – система ляншуй. Тем самым казна увеличила поступления за счёт обложения второго урожая, выращиваемого во многих провинциях Китая. Налог мог взиматься и в натуральной, и в денежной форме.

Реформа Ян Яня узаконила свободную куплю-продажу земли, официально признав тем самым полный упадок надельной системы. Так казна , по традиции применяясь к изменившимся обстоятельствам, в соответствии с моментом изменив лишь внешнюю форму общения с подданными, отстояла своё верховное право на землю и на право получения с неё налога. Увеличение налогов ухудшало положение крестьян-земледельцев. Они всё чаще теряли землю и попадали под власть крупных землевладельцев, превращаясь из «хозяев» в зависимых арендаторов.

Реформы Ян Яня в целом имели позитивное значение для стабилизации экономических отношений. Династия Тан сумела просуществовать ещё свыше столетия, но кризис в стране не был преодолён. После непродолжительного замедления с новой силой развивался процесс концентрации земли, а казна всё больше теряла налоги.

Нуждаясь в средствах, правительство в середине IX в. провело конфискацию казны буддийских монастырей , всё чаще стало прибегать к порче монеты . Выпуск денег, не отвечающих их весу и номиналу, дестабилизировал финансы и, подрывая торговлю и ремесло, ложился тяжёлым бременем на население.

Политическая власть династии Тан , пошатнувшаяся уже после мятежа Ань Лушаня, всё более слабела . Усилилась самостоятельность военных наместников, их должности стали наследственными, и они становились независимыми хозяевами на подвластных им территориях. При дворе возникло острое соперничество группировок и клик за посты и доходы. Императоры превратились в марионеток евнухов и временщиков. Кумовство и взятки всё больше влияли на исход событий.

Положение в стране порождало острое недовольство в среде чиновничества, образованной элиты и рядовых горожан. Недовольны были и крестьяне. Страна оказалась на грани династийного кризиса.

Крестьянская война IX в. и крах династии Тан.

Явным свидетельством развивавшегося династийного кризиса стали участившиеся выступления низов общества, начавшиеся ещё во время мятежа Ань Лушаня в 762 г. В стране периодически вспыхивали разрозненные восстания разорявшихся крестьян, бунты военных. Всё это было ответом на неспособность государственной власти обеспечить социальный порядок и ограничить произвол чиновников, взимавших налог выше нормы.

В период династийного кризиса росло число лиц, которые выпадали из рамок веками выстроенной социальной структуры и лишались средств к существованию, что превращало их в потенциальных восставших. Отвергнув аморальную политику верхов, восставшие, как умели, решительно реализовывали своё понимание принципа справедливости. Они захватывали казённые и монастырские кладовые, а похищенное зерно и награбленные ценности делили между собой.

Эта тенденция к претворению на практике всеобщей уравнительности в период политической дезорганизации особенно ярко проявилась в крестьянской войне 874-884 гг. под руководством Ван Сяньчжи и Хуан Чао.

Этапы крестьянской войны . I этап: 874-877 гг. (два руководителя, разрозненность действий повстанческих отрядов). II этап: 878-880 гг. (слияние всех отрядов восставших в единую армию под предводительством Хуан Чао). III этап: 881-884 гг. (повстанцы у власти под девизом «Золотое царствование»).

Сначала в восстаниях, разразившихся в Ганьсу, Шэньси, Хэнани, Шаньдуне, наиболее влиятельным из повстанческих лидеров стал Ван Сяньчжи. В 875 г. к нему присоединился Хуан Чао – выходец из семьи, разбогатевшей на контрабандной торговле солью. В отличие от рядовых крестьян он знал грамоту, прекрасно владел мечом, стрелял на скаку из лука. В 876 г. войска Ван Сяньчжи и Хуан Чао уже контролировали пять провинций в междуречье Хуанхэ и Янцзы. Воззвания лидеров движения, аккумулирующие настроения восставших, обличали жестокость и продажность чиновников-лихоимцев, нарушение законов, превышение налоговых ставок. Всё это способствовало созданию в стране долговременного эмоционального возбуждения. Крайние меры, немыслимые в период стабильности, воспринимались теперь не только как дозволенные, но и как справедливые. Начался грабёж богатых землевладельцев. В первую очередь протест восставших был направлен против представителей официальной власти. Повстанцы сжигали казённые реестры и долговые записи, уклонялись от выплаты налогов и отбывания повинностей. Захватывая государственное имущество, они «по справедливости», как они её понимали, распределяли его между нуждающимися.

В 878 г. Ван Сяньчжи совершил поход на Лоян. Подступы к столице охранялись правительственными войсками и наёмной конницей кочевников. В битве за Лоян погибло 50 тыс. восставших, а Ван Сяньчжи был схвачен и казнён. Апогеем восстания стал момент, когда Хуан Чао, возглавив повстанческий лагерь, принял титул «Великого полководца , штурмовавшего Небо». Он назвал своё войско справедливым средством возмездия правящим кругам, презревшим свою обязанность в отношении к подданным. С этого момента восстание переросло в крестьянскую войну: именно тогда возникла реальная угроза уничтожения правящей династии. В конце 878 г. войско Хуан Чао, укрепив свою власть на юге страны, переправившись через Янцзы, двинулось на Север. В 879 г. был взят Гуанчжоу, где произошла стычка повстанцев с жителями иностранного поселения, в частности с персидскими и еврейскими купцами.

Из Гуанчжоу и провинции Гуандун повстанцы ушли далее на Север. Однако в Хубэе их войско потерпело поражение и вновь направилось на Юг. На правом берегу Янцзы под прикрытием мощных потоков реки повстанческие вожди собрали новые силы и летом 880 г. вновь выступили на Север, двигаясь по Великому каналу. В конце того же года без боя был занят Лоян. Раскол в обществе усилился настолько, что многие из горожан, в том числе военачальники и гражданские чины, присоединились к восставшим.

Чтобы защитить другую свою столицу – Чанъань, правительство направило гвардейские части к Тунгуаню – естественной крепости у изгиба Хуанхэ. Но судьба Чанъаня была решена – перевес оказался на стороне восставших. Император вместе с приближёнными бежал, а повстанцы в начале 881 г. вступили в столицу.

Как сообщали средневековые летописи, «разбойники шли с распущенными волосами и в парчовых одеждах». Хуан Чао как глава крестьянской иерархии «ехал в колеснице из золота», а охрана его была в расшитых одеждах и пёстрых богатых шапках.

Сведения о политике восставших после взятия столицы крайне противоречивы и неполны. Но очевидно, что они начали с преследования тех, кто, по их мнению, был повинен в бедах страны. Как сообщают источники, Хуан Чао приказал убивать членов императорской фамилии и изгонять со службы чиновников трёх высших рангов. Очевидцы сообщали и о других карательных мерах Хуан Чао: «Богачей разували и гнали босыми. Задержанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли там ничего найти, а всех князей и знатных людей уничтожали». Вместе с тем также отмечалось, что «разбойники» делились своей добычей с бедняками, «раздавая им ценности и шелка».

Уничтожив носителей императорской власти и заняв танский дворец, повстанцы провозгласили Хуан Чао императором. Теперь перед ним встала задача устроения государства. Создавая его структуру ради выживания и утверждения новой власти, Хуан Чао в соответствии с конфуцианскими представлениями заботило прежде всего создание административного аппарата. Его привилегированной частью стали соратники и военачальники Хуан Чао, получившие назначение на посты советников и членов различных коллегий. Преследуя на первых порах танскую правящую элиту, руководители восстания постепенно изменили политику в отношении чиновников, возвратив их на прежние места. Были предприняты меры для наведения порядка. Воинам запретили убивать и грабить население. В Чанъане соблюдались все конфуцианские обряды. В духе традиции утверждалось, что повелением Неба мандат на правление Поднебесной был предоставлен новому справедливому императору. В мае 883 г. Хуан Чао был вынужден покинуть столицу. В 884 г. в Шаньдуне его войско оказалось в безвыходном положении, и тогда, как гласит легенда, Хуан Чао покончил жизнь самоубийством.

Крестьянская война, несколько лет бушевавшая в стране, по напряжённости и размаху не имевшая прецедента в истории Китая, потерпела поражение. В 907 г. правящая династия была свергнута, распался прежде мощный государственный аппарат – главная скрепа империи. Страна раскололась на мелкие государства, а их властители, соперничая друг с другом, претендовали на трон сына неба. Время между 907 и 960 гг. традиционная историография назвала «Эпохой пяти династий и десяти царств». «Возраст» династий, приходивших в упадок, не превышал 13-16 лет, и сменявшие друг друга карликовые государственные образования были недолговечны. После этого установилась новая династия – Сун (960- 1280 гг.).

Именно в эпоху Тан назначения на все ад-министративные должности начинают производиться в соответст-вии с конкурсным отбором на основании экзаменов, сданных пре-тендентами на ту или иную должность. Те, кто успешно сдавал экзамен специальной комиссии, получали первую степень, а затем могли попытаться сдать экзамен на вторую и, при успешном исходе, на третью. Из числа обладателей третьей степени назначались чи-новники административного аппарата, начиная с уездных началь-ников.

Таким образом, в Китае, в отличие от Западной Европы, главными качествами администратора были не его военная подго-товка и ратные подвиги, а образованность и управленческий та-лант. При этом новый управленец мог быть представителем любого социального слоя: его деловые качества и верность интересам им-перии были намного важнее его социального происхождения.

Для сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мудре-цов, прежде всего классические конфуцианские каноны, уметь творчески ин-терпретировать сюжеты из истории , отвлечённо рассуждать на темы фило-софских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи.

При династии Тан значительно увеличилось количество горо-дов, росло их богатство. Происходило это прежде всего за счёт буд-дийских храмов. В городах проживали чиновники, аристократы, монахи, слуги знатных людей , представители богатых сельских кла-нов, ремесленники и торговцы, актёры, врачи и предсказатели. За порядком в городах следили специальные чиновники и подчинён-ная им городская стража. Они также отвечали за соблюдение чисто-ты на мощённых камнем улицах и за водоснабжение. В богатых до-мах имелись бани и бассейны, для остального населения строились платные городские бани.

Императоры династии Тан стремились распространить свою власть и на соседние государства . Китайские войска окончательно подчинили Северный Вьетнам, Тюркский каганат и вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разгромлены арабами в битве на р. Талас. Материал с сайта

Внешнеполитическая активность требовала немалых затрат, что привело к росту недовольства широких слоёв населения. В 874 г. в Китае разразилась грандиозная крестьянская война под руково-дством Хуан Чао, который в 881 г. занял столицу и провозгласил себя императором. Но никакой программы переустройства китайского общества Хуан Чао предложить не смог. Он лишь заменил танских чиновников своими сторонниками. Поэто-му к 884 г. силы старой аристократии смог-ли восстановить свою власть. Однако власть поздних императоров династии Тан была крайне непрочной. В 907 г. послед-ний танский император был свергнут, по-сле чего начался полувековой период меж-доусобных войн. Лишь в 60-е гг. X в. пред-ставителям династии Сун удалось вновь объединить Китай под своей властью.

  • ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА
    • Возникновение цивилизации древних китайцев
    • Культура Шан-Инь
    • Чжоуское общество
    • Верования и элементы знаний
  • КИТАЙ В ЭПОХУ ЛЕГО И ЧЖАНЬГО
    • Самостоятельные царства в древнем Китае
    • Развитие экономики
    • Социально-политические учения
      • Социально-политические учения - страница 2
  • ДЕСПОТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ В III-I ВВ. ДО Н. Э.
    • Циньская империя
    • Народные восстания
    • Ханьская империя в III-I вв. до н. э.
  • КРИЗИС ДРЕВНИХ ИМПЕРИЙ
    • Социальный строй империи Хань
    • Реформы Ван Мана и народные восстания
    • Вторая Ханьская империя и ее падение
    • Культура и идеология Китая во II в. до н. э. - II в. н. э.
  • СКЛАДЫВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В III-VI ВЕКАХ
    • Китай после падения Ханьской империи
    • Нашествие кочевников
    • Китайские царства на юге страны
    • Государства в Северном Китае
  • КИТАЙСКИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА
    • Аграрные отношения VI-VII вв.
    • Города, ремесло, торговля
    • Социальный и государственный строй
    • Внешняя политика и внешние отношения
    • Религия и идеология
    • Культура раннефеодального периода
  • ВЕЛИКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И РАСПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ
    • Борьба феодалов за перераспределение земельной собственности
    • Обострение противоречий в танском государстве
    • Крестьянская война
    • Междусобные войны
  • КИТАЙ В ПРАВЛЕНИЕ СУНСКОЙ ДИНАСТИИ
    • Аграрные отношения и положение крестьян
    • Развитие городов, ремесла и торговли
    • Государственный строй Сунской империи
    • Внешнее положение Сунской империи
    • Народные восстания
    • Развитие знаний и новые идеологические течения
  • ЧУЖЕЗЕМНЫЕ НАШЕСТВИЯ И МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
    • Борьба китайского народа против чжурчжэней
    • Нашествие монголов
    • Китай под монгольским игом
  • АНТИМОНГОЛЬСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ВОССОЗДАНИЕ КИТАЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
    • Народные восстания и свержение монгольского ига
    • Внутренняя политика первых минских правителей
    • Внешняя политика
  • НАЗРЕВАНИЕ КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА КИТАЯ
    • Аграрные отношения и столкновение противоположных тенденций
    • Развитие городского производства и торговли
      • Развитие городского производства и торговли - страница 2
    • Внешние сношения и войны Китая
    • Первые попытки колониального проникновения в Китай
    • Политическая борьба и движение за реформы
  • КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И АНТИМАНЬЧЖУРСКАЯ БОРЬБА В XVII в.
    • Народные восстания и начало крестьянской войны
    • Подъем крестьянского движения
    • Антиманьчжурские войны
    • >Борьба в области идеологии и культуры
  • КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРСКИХ ФЕОДАЛОВ
    • Аграрная политика Цинов и положение в деревне
    • Политика династии Цин в городах
    • Экономическая организация ремесла и торговли
    • Внешняя торговля
    • Социальный строй и государственная организация Цинской империи
    • Завоевательная политика цинского правительства
    • Тайные общества
    • Народные восстания в XVIII и начале XIX в.
    • Попытки колониального проникновения и «закрытие» Китая
    • Русско-китайские отношения
    • Маньчжурское иго и китайская культура
  • КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В КИТАЙ. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КИТАЯ (конец XVIII в. - 1870 г.)
    • Попытки Англии «открыть» Китай
    • Первая «опиумная» война
    • Неравноправные договоры
    • Борьба китайского народа против иностранных захватчиков
    • Предпосылки Тайпинского восстания
    • Начальный период восстания
    • Строительство Тайпинского государства. Аграрная программа тайпинов
    • Северная экспедиция и Западный поход тайпинских войск
    • Восстание общества «Сяодаохуй» в Шанхае
    • Внутренняя борьба в лагере тайпинов. Упадок Тайпинского государства
    • Вторая «опиумная» война 1856-1860 гг.
    • Русско-китайское пограничное размежевание по рекам Амуру и Уссури
    • Борьба тайпинов против блока китайско-маньчжурских феодалов и иностранных агрессоров. Поражение Тайпинского восстания
    • Восстание няньцзюней
    • Восстания национальных меньшинств
    • Значение народных восстаний
  • ПРЕВРАЩЕНИЕ КИТАЯ В ПОЛУКОЛОНИЮ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ, ОППОЗИЦИОННЫХ ЦИНСКОЙ МОНАРХИИ
    • Изменения в политике цинского правительства
    • Особенности генезиса пролетариата и буржуазии в Китае. Появление первых частных капиталистических предприятий
    • Агрессия капиталистических держав. Франко-китайская война 1884-1885 гг. и ее последствия
    • Японо-китайская война 1894-1895 гг. и крах политики «самоусиления»
    • Возникновение революционно-демократического движения во главе с Сунь Ятсеном
    • Начало буржуазно-помещичьего движения за реформы, руководимого Кан Ю-вэем
    • Борьба за раздел Китая
    • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ»
      • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ» - страница 2
    • Стихийное антиимпериалистическое и антиправительственное восстание в Северном Китае под руководством тайного общества «Ихэтуань»
  • СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И УЧРЕЖДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • Капиталистическое развитие Китая в начале XX в.
    • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов»
      • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов» - страница 2
    • Буржуазно-помещичье конституционно-монархическое движение
    • Рост стихийных антиправительственных и антиимпериалистических движений
    • Синьхайская революция
    • Временное республиканское правительство в Нанкине и отречение династии Цинн
    • Установление диктатуры Юань Ши-кая
    • Китай в годы первой мировой войны

Образование империй Суй и Тан

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном - Чжоу пришли китайцы. Боеспособное тобийское конное войско давно перестало существовать, а кочевники ассимилировались в массе местного населения. Из южных краев, где не прекращались междоусобные войны, а гнет феодалов становился все более тяжелым, в северные земли бежали разоренные земледельцы и обездоленный люд.

Южные племена мяо частично переселились на вэйскую территорию. Иногда и представители господствующего класса бежали в Северный Китай. Попав в тяжелые условия, южнокитайские феодалы и военачальники искали спасения и приюта у северян. Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюркскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.

Инициатива в объединении страны принадлежала северному государству Чжоу, которое располагало хорошим войском и, по-видимому, способными военачальниками. К тому же опасность подчинения новым завоевателем в Шэньси была особенно реальной. Правители Чжоу и их полководцы провели несколько успешных кампаний по присоединению китайских территорий на юго-западе. Затем под водительством Ян Цзяня чжоуские войска двинулись на восток. В 581 г. они заняли всю территорию северо-восточного царства Ци, а вскоре закончили завоевание Юга.

Такое сравнительно быстрое объединение огромной страны, осуществленное вооруженным путем, объяснялось глубокими причинами. Экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения мелких нестойких царств в единую империю. Основа для такого объединения сложилась еще в древние века, когда на всей территории Поднебесной распространилась культура земледелия, одинаковая по уровню навыков земледельцев в использовании мелких и примитивных орудий производства. Большую роль в полеводстве повсюду играло искусственное орошение.

Экономическая необходимость организации крупной ирригационной сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой власти. Губительные разливы рек, пересекавших всю страну с запада на восток, не могли быть предотвращены силами отдельных властителей. Для ликвидации последствий разливов необходимы были большие средства и множество рабочих рук. Таким образом, обширное китайское сельское хозяйство нуждалось в единой государственной организации.

Бедственное положение вынуждало порабощенных крестьян - держателей государственных наделов, землепашцев, зависимых от отдельных феодалов, бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Прекратить такую миграцию могла только единая централизованная власть. Установить на обширных просторах Китая монопольную собственность господствующего класса на землю, прекратить бегство и переселение, сохранить складывающиеся формы эксплуатации и вместе с тем завершить борьбу с общинными организациями в деревне была в состоянии только очень сильная власть.

Наконец, мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая, которым с новой силой угрожали набеги кочевников-соседей. Внешняя опасность была особенно страшна на севере страны. Это заставляло именно там иметь значительное войско и держать в повиновении другие царства, чтобы бросить нужные военные силы на охрану китайских границ.

Объединение страны облегчалось тем, что китайская (ханьская) народность сложилась на Севере значительно раньше, чем на Юге, а заселение северянами Юга стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.

В 589 г. полководец Ян Цзянь был провозглашен императором, а его династия получила наименование Суй. Ян Цзянь, как и его сын Ян Гуан, добивался установления единодержавной деспотической власти. Не желая признавать императора, властители значительных территорий сопротивлялись новой власти. Но Ян Цзянь беспощадно с ними расправился.

Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные города, оживилась торговля. Император, придерживавшийся конфуцианского учения об организации государства, стал приглашать на службу ученых. За особую плату отыскивали и свозили в императорское книгохранилище свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.

В 604 г. Ян Цзянь был убит своим сыном, который и вступил затем на престол. Китайские историки XI в., особенно Сыма Гуан, изображают Ян Гуана жестоким деспотом, упоенным своей безграничной властью, одержимым манией роскоши и идеями грандиозных мероприятий. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на увеличение доходов казны, а также значительная экономическая и политическая централизация.

Ян Гуан перенес столицу в Лоян, отстроил этот город заново и переселил в него до 10 тыс. богатых семей. Дворцовый ансамбль состоял из красивых вычурной постройки зданий; был разбит громадный парк с редкостными растениями, диковинными зверями, прудами и каналами. Комнаты дворцов с мебелью и украшениями поражали сказочной роскошью. Император содержал многочисленный гарем. Время от времени он устраивал пышные празднества.

Стремясь сосредоточить в своем распоряжении все продовольственные запасы страны, Ян Гуан приказал вырыть у Лояна громадные зернохранилища, куда должны были свозить налоговое зерно. Для усиления централизации он предпринял строительство сплошного водного пути от Ханчжоуского залива к Янцзы, а затем к Хуанхэ в сторону Лояна. Канал, известный в истории как Великий или Императорский, был сооружен частично на базе древних каналов, но четыре канала были прорыты заново, а течение некоторых рек обращено вспять. На этом водном пути имелись шлюзы, и обслуживали его 80 тыс. человек. Ян Гуан совершал по каналу плавание на пышно разукрашенном корабле с громадной свитой.

Строительство канала имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. Перевозка налогового зерна и различных товаров морем вокруг Шаньдунского полуострова была сопряжена с риском. Связь с Сычуанью и богатым Югом была затруднена. С сооружением канала укреплялись экономические отношения между отдаленными районами страны, облегчалась перевозка грузов, открывались новые возможности для развития торговли. Водный путь способствовал административной централизации и ускорил передачу приказов и распоряжений. Наконец, этот путь облегчал переброску войск на большие расстояния. При Ян Гуане велись также работы по восстановлению частично разрушенной Великой стены и строительству дорожных трактов.

Внешняя политика империи приобретала все более агрессивный характер. Тюрки представляли для Китая грозную опасность, с которой следовало считаться. Китай стремился расколоть Тюркский каганат и таким образом ослабить его силы. Китайская империя вела длительные войны на Юге против вьетнамцев. Затем свои захватнические устремления суйские повелители направили на северо-восток, где сталкивались китайские и корейские интересы за влияние на племена, обитавшие в Маньчжурии. С корейским государством Когурё у Китая возникло соперничество на морских путях.

Войну против Когурё начал еще Ян Цзянь, а Ян Гуан продолжил ее, он организовал три новых похода. Несмотря на участие большого сухопутного войска и многочисленного флота, походы окончились безуспешно. Для своих военных походов суйское правительство мобилизовало в войско множество людей. Податные, согнанные на государственную барщину из деревень, строили корабли у шаньдунского побережья. Люди погибали от тяжелой работы и недоедания.

Чтобы обеспечить войско продовольствием в безлюдных районах за Великой стеной, были мобилизованы крестьяне, которые тянули маленькие повозки с мешками риса или гребли на груженных зерном лодках. Измученные длинной дорогой и отсутствием продовольствия, люди нередко обращались в бегство. В источниках говорилось о том времени: «Из местностей к югу от рек Хуай и Янцзы были набраны люди для перевозки риса. Суда плыли друг за другом на расстоянии 1000 ли. На дорогах шло взад и вперед несколько сот тысяч человек и движение не прекращалось ни днем, ни ночью. Трупы лежали высокими холмами, смрад от них распространялся по всему пути».

От военных мероприятий Ян Гуана особенно тяжко приходилось жителям Хэбэй-Шаньдунского района и Хэнани, которые и без того пострадали от разлива рек, затопивших 30 округов. На северо-востоке скопилось большое число беглых воинов и возчиков. Именно там в 610 г. вспыхнуло народное восстание. Правительство не могло подавить это массовое движение. Повстанцы расправлялись с чиновниками и феодалами, пытались образовать самостоятельное царство, провозгласив государем Доу Цзян-дэ, бывшего сельского старосту и воина. В других районах страны также происходили волнения крестьян.

Крупные феодалы были недовольны крайним усилением центральной власти и стремлением императора лично распоряжаться всеми богатствами и зерновыми запасами страны. Восстания крестьян, неспособность правительства подавить их чрезвычайно пугали феодалов. Воспользовавшись неудачей корейского похода, в котором участвовал сам Сын неба, феодалы подняли мятеж. Ян Гуану пришлось бежать на юг, где он был убит.

В стране возникла смута. Отпрыски дома Суй один за другим провозглашали себя императорами. Крупные феодалы также предъявляли свои претензии на престол, захватывали территорию, присваивали титулы. Наиболее сильным в этой борьбе оказался шаньский властитель Ли Юань, имевший высокий титул гуна. С большим войском, усиленным конницей союзных тюркских племен, Ли Юань вместе с тремя сыновьями выступил на защиту суйского дома. Но, заняв Чаньань, он изменил свои намерения и провозгласил себя императором. Его войско вскоре усмирило мятежных феодалов.

Большое значение для объединения страны под властью новой династии Тан имела осторожная политика Ли Юаня, который старался прослыть миротворцем и добивался поддержки различных социальных групп населения. Чтобы успокоить крестьянские массы, Таны объявили о ликвидации податной задолженности за прошлые годы и ограничении сроков государственной барщины. Указы повелевали освободить крестьян, проданных в рабство, а феодалам запрещали убивать крестьян. Новые власти объявили о помощи голодающему населению, о помощи вступающим в брак и т. д. Завоевав Северный Китай, Ли Юань проявил большую заботу о ремонте каналов и борьбе с последствиями наводнений.

Своим противникам-феодалам Таны обещали помилование в случае изъявления покорности. Особое покровительство оказывали купцам и торговле. Таны обещали амнистию восставшим крестьянам. Однако это не помешало им разгромить и уничтожить повстанческие центры. Руководитель восстания Доу Цзянь-дэ был предан мучительной казни. Вооруженная борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную победу.

В 626 г. Ли Юань якобы добровольно уступил власть своему младшему сыну Ли Ши-миню, более известному в истории под храмовым именем Тайцзун. Ли Ши-минь в период своего правления добился укрепления Срединной империи и расширения ее территории. Власть Танов несколько поколебалась после смерти Ли Ши-миня в 649 г. Но вскоре императрицей стала У Цзэ-тянь (У Хоу), которая временно устранила законных наследников. Она стремилась проводить в жизнь общий курс политики, намеченной Ли Ши-минем.