Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

24 Сен 1 2355

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Ольга антольевна

04.10.2014 в 09:46

Россия, г. Владивосток | Вопросов: 1

Оплата домашнего обучения родителям

Номер вопроса №5034360

Прочитан 1397 раз

Единая Бесплатная Консультация Юристов

Защита прав потребителей, банкротство, алименты, ЖКХ, наследство

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

3 ответa на вопрос от юристов сайт

    Закон РФ " Об образовании" не предусматривает оплату родителям к сожалению.Учат учителя. на дому

    У вас мало информации. Варианты возможны.Обращайтесь. уточняйте.

    Ольга Анатольевна, добрый день!

    В Приморском крае действует программа по возмещению расходов родителей детей, обучающихся на дому, только для родителей детей-инвалидов.

    Так, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па утвержден порядок, в том числе и по возмещению расходов:

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    в IX классах - до 11 часов;

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    копию паспорта;

    ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНО, И ПРЕДУСМОТРЕНО ПОСЕЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОМ.

    ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ОБУЧЕНИЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ ИМ ПОЛОЖЕНА КОМПЕНСАЦИЯ ДО 10000 РУБ. В ГОД

    В ИНЫХ СЛУЧАЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации .

    Постановление Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па

    ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают воспитание и обучение этих детей на дому.

    2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

    Заключение лечебно-профилактического учреждения оформляется в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы (далее - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

    4. Зачисление детей-инвалидов в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

    5. Образовательное учреждение:

    предоставляет детям-инвалидам, обучающимся на дому, на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает детей-инвалидов, обучающихся на дому, специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей-инвалидов, обучающихся на дому;

    в соответствии с лицензией выдает детям-инвалидам, обучающимся на дому, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

    6. Для индивидуальной организации обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю:

    в I - IV классах - до 8 часов;

    в V - VIII классах - до 10 часов;

    в IX классах - до 11 часов;

    в X - XI классах - до 12 часов.

    7. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, до получения ими основного общего образования имеют право выбирать формы обучения в соответствии с действующим законодательством.

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается Администрацией Приморского края.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов , коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    9. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет включительно, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, выплачивается компенсация произведенных на эти цели затрат (далее - компенсация) в размере фактически произведенных затрат, но не более 10000 рублей в год.

    Выплата компенсации производится один раз в год по документам, подтверждающим фактические затраты за предшествующий календарный год.

    Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитывающегося и обучающегося на дому по общеобразовательным программам самостоятельно.

    10. Выплата компенсации производится департаментом образования и науки Приморского края (далее - департамент) в соответствии со сводной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на эти цели.

    11. При обращении за компенсацией родители (законные представители) детей-инвалидов представляют в территориальные отделы опеки и попечительства департамента (далее - территориальные отделы) по месту жительства в течение всего календарного года, следующего за отчетным, следующие документы:

    заявление о выплате компенсации (с указанием документа об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей и реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации);

    копию паспорта;

    копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида;

    копию пенсионного удостоверения об инвалидности;

    документы, подтверждающие фактические затраты родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно (оплата образовательных услуг, приобретение учебной литературы).

    Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.

    12. Родитель (законный представитель) обязан сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления компенсации, в течение 10 дней с момента их возникновения.

    13. Территориальные отделы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, осуществляют проверку представленных документов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляют реестр выплат по форме, утвержденной департаментом, и направляет его в департамент.

    Департамент ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, готовит и направляет сводные реестры получателей компенсации в государственное казенное учреждение Приморское казначейство.

    14. Государственное казенное учреждение Приморское казначейство во исполнение договора о передаче отдельных функций главного распорядителя средств краевого бюджета государственному казенному учреждению Приморскому казначейству, заключенному с департаментом, в течение пяти дней после предоставления департаментом реестра готовит и представляет в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю заявки на кассовый расход на перечисление денежных выплат с лицевого счета департамента, открытого в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю, на счета, указанные в заявлении.

    Выплата компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, производится в течение двух месяцев со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

    15. Контроль за результативностью, адресностью и целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент.

    Положение

    о семейном образовании

    4. Финансовое обеспечение семейного образования

    4.1. Финансирование семейного обучения осуществляет учредитель.

    Родителям (и иным законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребёнка в форме семейного образования по всем предметам с начала учебного года, на основании заключенного с общеобразовательной организацией договора возмещаются затраты в рамках регионального норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования на соответствующем уровне. Выплаты производятся в порядке, установленном законодательством.

    В иных случаях затраты на семейное образование решаются в частном порядке без ущемления интересов родителей(законных представителей)

    4.2. Дополнительные расходы, произведённые семьёй сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (и иными законными представителями) самостоятельно.

    4.3. Родители (и иные законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

Сегодня в России на дому занимаются примерно сто тысяч детей. Подобную форму обучения родители выбирают по разным причинам. Право на то у них есть и гарантируется законом. Но при этом возникает немало проблем.

Среди тех, кто переходит на семейное обучение, есть "особенные" дети. Школа не всегда готова работать с ними. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Так, министерство образования Омской области внесло в Законодательное собрание региона поправки в закон, отменяющий выплаты компенсаций за семейное образование. Родители, обучающие своих детей на дому, не будут получать ни копейки. Чиновники утверждают, что домашние уроки не регламентируются нормативной базой, и всеми способами пытаются отговорить желающих обучать ребятишек вне школьных стен.

Первые компенсации за уроки на дому жители Прииртышья начали получать в 2013 году благодаря омичке Ирине Глазковой, которая обратилась за помощью в "Российскую газету". После публикации материала проблемами "семейников" из Прииртышья заинтересовалась прокуратура. Сотрудников мэрии обязали разработать муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок получения образования в семье и определиться с размером выплат. Ведь по закону любой труд должен быть оплачен. В том числе и родительский. Норматив ежегодных финансовых затрат на одного учащегося средних классов в регионе составляет 117 тысяч 242 рубля. "Семейникам", после того как ребенок успешно сдаст экзамены, начали выплачивать от 7816 рублей до 11 724 рублей в месяц.

Эти деньги стали для нас хорошим подспорьем, - говорит Ирина Глазкова. - Ведь "домашние классы" мы оборудуем за свой собственный счет. А покупать необходимо многое. Начиная от специализированной литературы, карт и энциклопедий и заканчивая весьма дорогостоящим оборудованием для лабораторных опытов по физике и химии.

Сын Ирины в этом году заканчивает дома 11-й класс. В школу Дима перестал ходить после шестого класса. Учителей мальчику заменила мама, которая сама дипломированный педагог, а классный коллектив - товарищи по "музыкалке" и кружку судомоделирования. "Домашний" ребенок играет на фортепиано, занимается спортом, активно участвует в олимпиадах и конструирует корабли. Успешно сдает аттестацию и готовится к поступлению в вуз.

Мы сделали выбор в пользу семейного образования не потому, что ребенок часто простужался или конфликтовал с педагогами, - рассказывает мама. - Просто Дима - ребенок творческий, увлекается музыкой, у него немного другое мышление, а это нередко вызывало насмешки у одноклассников. К тому же я начала посещать уроки и убедилась, что на многих занятиях время действительно тратится впустую. Потенциал моего сына пропадает. Родители нанимают детям репетиторов, записывают их на курсы и дополнительные занятия. В результате у ребятишек не остается ни времени, ни сил на любимое увлечение и даже на то, чтобы просто погулять.

Примеру Глазковой последовали несколько сотен омичей. За три года количество "семейников" в Омске выросло с 7 до 407!

Учеба вне школы для многих семей стала выходом из той или иной ситуации, - считает многодетная мама Марина Карабаева. - Дети разные, не все могут успешно усваивать знания в коллективе. Кто-то часто болеет, кто-то не ладит со сверстниками, кто-то просто не может адаптироваться.

Однако, как оказалось, семейное обучение отягощает областную казну. Сетуя на скудный бюджет, чиновники приняли решение вернуть деньги и детей обратно в школы.

У семейной формы обучения есть не только плюсы, но и очевидные трудности, которые возникают у детей. Одна из них - социализация и развитие коммуникативных навыков, что возможно только в коллективе, - считает представитель Министерства образования Омской области Илья Крылич. - Но главная проблема в том, что родитель, зачастую не владеющий педагогическими технологиями и методиками преподавания различных предметов, основами педагогической науки, не может гарантировать освоение ребенком программ в соответствии с государственными образовательными стандартами.

"Домашний класс" родители оборудуют за свой счет. А покупать необходимо многое

У "семейников" - противоположная точка зрения. Они утверждают, что рост сторонников семейного образования - это лакмусовая бумажка, отражающая реальное состояние дел в омских школах.

Чиновникам следует изучить проблему и заняться качеством образования и воспитания, а не уничтожать альтернативу, которую предлагает закон, - говорят омичи. - Мы понимаем, что областной бюджет испытывает проблемы. Но почему в первую очередь решили экономить на детях?

Компетентно

В официальном письме Минобрнауки "Об организации получения образования в семейной форме", которое направлено во все регионы, говорится: "бесплатное и общедоступное обучение согласно Конституции гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях - государственных или муниципальных". Родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. При этом "учредителем могут быть определены нормативные затраты на оказание услуги... в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение аттестаций, приобретение учебников, учебных пособий и учебно-методические материалы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией программы...". Если ученики захотят на какие-то уроки приходить в обычную школу - пожалуйста. Расходы на предоставление этой услуги возьмет на себя бюджет. Ученики, которые находятся на семейном обучении, имеют право участвовать во всех творческих конкурсах, олимпиадах в прикрепленной школе. При этом школа, где такой ученик сдает ЕГЭ или ГИА, никакой ответственности за качество его образования не несет. Но если ученик получил двойку, тест придется пересдать. Если по каким-то причинам не сумел заново пройти аттестацию, должен перейти на учебу в обычную школу.

Гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования.

Статья 43 Конституции России

Что такое компенсация за семейное образование

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании - это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

В каких регионах выплачивают компенсацию за семейное образование

Положения о семейном образовании и компенсации за него на сегодняшний день действуют:

  • в Омской области (Приказ министерства образования Омской области от от 25.06.2015 года →);
  • в Пермском крае (Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 года →);
  • в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 года →).

Сложная ситуация в Москве. Формально действует закон №25 от 20 июня 2001 года. Но по факту выплаты семейникам в Москве и Московской не осуществляются. Родители отстаивают свои права через суд, но выигранных дел мало.

Размер компенсации за семейное образование

Величина компенсации зависит от местного законодательства. В среднем, она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.

Важный момент! Ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация. Например, если вы живёте в Омске, но аттестации сдаёте в Санкт-Петербурге, то на выплаты рассчитывать не стоит.

Как оформить компенсацию за семейное образование

  • Перевестись на семейное образование.
  • Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  • Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.