Великая история синего цвета

2017-12-09 16:01:06

«Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет». время поговорить о любимом цвете Василия Кандинского, имеющем свою, совершенно уникальную историю в мире искусства.

Невидимый синий.

В прошлый раз мы коснулись того, что синий цвет в искусстве прошлого существовал весьма загадочно. Он то игнорировался, то использовался не там, где нужно. Синий являлся синонимом черному, точно также, как желтый - белому. В греческом и латинском языках практически не возможно найти этому цвету название. в то время как для триады белый-красный-черный имеется по несколько обозначений. Для описания очевидно синих вещей (растений, минералов) греческие авторы используют названия других цветов. Такое ощущение, что либо вместо синего они видели другие цвета, либо намеренно его игнорировали. Разумеется, ни то ни другое не верно. Древние греки видели окружающий мир идентично европейцу XX столетия, никакие этнические различия не меняли их зрительные качества настолько сильно, а проблема синего цвета не имела личного характера. Тут речь о культурных, социальных, и идеологических различиях, мешающих древним людям воспринимать синий цвет самостоятельно.


Первое появление.

Египетский синий был изобретен еще в III тысячелетии до н.э., изготавливался он из песка и меди, перемолотых в порошок. В древнем Риме синий цвет откровенно не любили, он ассоциировался с черным, то есть с трауром, смертью, порой уродством. По этой причине носить синий цвет было чем-то вопиющим. Голубые глаза были предметом неуважения, физическим недостатком. Свидетельством порочности у женщин и женоподобия у мужчин. В театре голубые глаза часто использовались для создания комических персонажей. В эпоху раннего Средневековья синий цвет категорически не мог быть включен в систему богослужебных цветов. Система сложилась гораздо раньше, чем восприятие синего отдельным цветом, а укоренившиеся к тому моменту стереотипы сделали реабилитацию синего невозможной. Церковь не уделяла ни малейшего, даже самого крошечного места для этого цвета. Католическая литургия всегда была построена на пресловутых трех цветах (догадайтесь каких), правда, по будням их позволялось разбавлять зеленым. Выходит, даже у зеленого цвета было больше прав. При том, что в природе превалируют оба цвета и часто сочетаются вместе.


"Золотой век" синего.

В начале второго тысячелетия, и в особенности начиная с XII века, синий в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом, каким он был в Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья. Отношение к нему меняется на прямо противоположное: синий становится модным, аристократическим цветом и даже, по мнению некоторых авторов, прекраснейшим из цветов. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно возросла, его все активнее используют в одежде, он занимает все большее место в художественном творчестве. Столь неожиданная и разительная перемена свидетельствует о том, что та иерархия цветов, что занимала место в системах человеческого восприятия столько лет, была полностью реорганизована.

Под волной вдохновения было изобретено необъятное количество трактовок синего. Синий символизирует истину, божественную силу, чистый разум, святость. Иконография распределяет оттенки синего за отдельными персонажами Нового Завета. 
В первые десятилетия XIII века вдохновленные представители власти начинают облачаться в лазурные цвета. Вспомните о еще недавнем несправедливом обращении с синим цветом, которое было два или три поколения назад. А сейчас великий король Франции, Людовик Святой, становится первым королем, облачившимся в синие одеяния. Начиная с загробного, тлетворного и вытесняемого цвета, синий дорос до главного символа божественности.


Финансовый рост.

В эпоху Возрождения появилось название для наиболее ценного на тот момент пигмента - лазурита. Ультрамариновая краска изготавливалась из самого дорогого на тот момент минерала, ляпис-лазури, что продавался по стоимости пятикратно своему весу. Еще с VI века он доставлялся в Европу только из Афганистана, где происходила его добыча и переработка. Проделывая Великий Шелковый Путь и попадая на европейский рынок, ультрамариновая краска становилось товаром люксового сегмента. Лазурит, из-за его исключительной редкости использовали экономно, и часто его берегли для богатых покровителей, а покупать могли наиболее процветающие художники.


Синий в эпоху современности и наши дни.

Для романтиков, в особенности немецких, синий цвет, как и фиолетовый имеет крайне мощную положительную символику. Это цвет прозаиков и поэтов, влюбленных в неведомое. "Цвет таинственной души мира" - так романтики воспевают синий, восхищаясь всем разнообразием его оттенков. Все достоинства синего раскрываются в максимальной полноте уже в конце XIX - начале XX в. Голубой считается самым красивым оттенком синего. Романтизм наделяет голубой цвет своего рода религиозным смыслом. На момент написания "Юного Вертера", где Гёте одевает своего героя в синий фрак, синий - был самым модным в Германии 1770-х годов. Ошеломительный успех книги еще больше способствует усилению этой моды. Так синий и получил распространение по всей Европе.

Пабло Пикассо обратился к синему цвету и создал "голубой период" тогда, когда двигателем его творчества были меланхолия, депрессия, переживание горя. Синий цвет может передавать апатию также, как и покой, ощущение глубины так же, как и одновременное ощущение безнадежности.

Невзирая на меланхоличность синего цвета, каким он запечатлился в современной культуре, он также оставляет за собой ассоциации с близостью к истине, космогонии, мистике, создает впечатление духовности и остается любимым цветом для огромного количества авторов.


Синий чулочек

Это цвет формы. Формы школьника и пограничника, проводника поезда, стюардессы, и многих других. "Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне, с цифрой "5" на медной бляшке, в синей форменной фуражке"? Это цвет деловых костюмов, строгий, но беспроигрышный – чёрный слишком мрачен, зато синий в самый раз. Это воплощённая практичность – синие джинсы и рабочий комбинезон. Синий, такой привычный, такой спокойный, такой повседневный. Но...

Какого цвета волшебная птица, которую ищут герои известной пьесы-сказки? Какого цвета розы, которых просит героиня одного из стихотворений Киплинга?

Я алые, белые розы в букет
Сложил для любимой, но радости нет...
Любовь, подскажи, как тебе угодить?
"Я синие розы хочу получить".

Герой готов обыскать весь мир, но...

Домой возвратившись морозной зимой,
Глупышки-любви не застал я живой.
С последним дыханьем, у смерти из рук
Всё синие розы просила, мой друг.
*

*Перевод Валерия Луккарева

Они синие, эти розы, символ недостижимой мечты. И птица счастья тоже синяя. " Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечёт нас за собою", – писал Гёте. "Синий цвет, небесный цвет", цвет любви – но любви божественной, идеальной. Цвета одежд старинных мадонн. Таинственный, но вместе с тем принадлежащий всем и каждому. Голубой цвет, по сути, это светлый оттенок синего, но он заслуживает отдельного разговора, а сегодня поговорим именно о синем.

Он выручит всегда, в любой ситуации – в дождливую осень можно защититься от грязных брызг тёмно-синей курткой; а летом, на палубе лайнера, поиграть в кокетливого моряка – что может быть настоль ярким и сдержанным одновременно, как "морское" сочетание белого и синего? А самых разнообразных оттенков у синего не меньше, чем перьев в хвосте у той самой синей птицы...

Но что ему современность, этому прекрасному цвету? А если учесть, что природные синие красители редки, то и ценили синий цвет в одежде весьма высоко.
В синий наряжается героиня карело-финского эпоса "Калевала":

И нашла под пёстрой крышкой
Золотых шесть подпоясок,
Синих семь прекрасных платьев.
Одевается богато,
Выбирает, что получше:
И подвески золотые,
И серебряный кокошник,
Синий выбрала налобник,
Ленту красную на косу.

Со страниц средневековых манускриптов смотрят на нас кавалеры и дамы в тёмно-синем, ярко-синем, светло-синем...

В середине XIV века английский король Эдуард III основал и поныне существующий рыцарский орден, Орден Подвязки (кстати, дамская подвязка, которая, согласно легенде, послужила поводом для создания ордена, была голубого цвета), и мантии рыцарей были синего цвета. В наше время они из тёмно-синего бархата. Помните относительно недавний фильм "Королева" с актрисой Хелен Миррен в главной роли? В первых же кадрах королева позирует художнику в роскошном тёмно-синем одеянии – это и есть мантия члена Ордена подвязки. Да и сама подвязка, самый старинный символ ордена, который мужчины надевают на левую ногу под коленом, а дамы – на левую руку выше локтя, делают из бархата тёмно-синего цвета. Что ж, синий (включая голубой) – цвет благородный, цвет власти... Вот Её Величество, Елизавета II, в парадном облачении члена знаменитого ордена.

Бытовало, правда, и другое значение этого цвета. Поначалу в Средние века синий считался цветом верности в любви, а затем... превратился в цвет неверности.

Одежды синий цвет не убедит,
Равно как и девиз, в любови прочной;
Но кто душою предан и хранит
Честь дамы сердца от хулы порочной, …
Не в синем, хоть любовью дорожит,-
Неверный же, который все грешит,
Скрывает грех одеждою нарочной,
Облекшись в синее...

Дамы XVI века были к синему относительно равнодушны, куда популярнее были чёрный цвет и оттенки красного, а вот в XVII он начинает медленно возвращаться (правда, скажем откровенно, светло-синий, то есть голубой, любили куда больше).

В XVIII синий не превратился в самый любимый цвет, но был достаточно любим и кавалерами (синие бархатные камзолы, шёлковые жилеты), и дамами – платья, одежда для дома, отделка...

Но по-настоящему воцарится синий в следующем веке, XIX.

По городским улицам и страницам романов прогуливались щёголи в синем – все остальные сколько-нибудь сочные цвета они оставили дамам, но лишиться и этого... Увольте! Имейте совесть! "Из внутреннего кармана его пальто выглядывал синий в белый горошек платок, а само пальто было распахнуто, давая тем самым возможность всем желающим полюбоваться кашемировым жилетом в сине-белую полоску и галстуком из белого муслина в чёрный горошек"; "Он действительно смотрел теперь барином, и при том довольно франтоватым: синий фрак с золотыми пуговицами"; "Одет он был в синий однобортный сюртук с длинной талией и синий жилет с темными полосками шириною в дюйм". "Ярко-синий фланелевый костюм облегал его с головы до пят". "Одет он был с чисто английской эксцентричностью: на нем был синий фрак с золотыми пуговицами и высоким пикейным воротничком, какие носили в 1811 году, белый казимировый жилет и белые нанковые панталоны" – ну не красавец ли? "Синие бархатные мундиры", "синие бархатные штаны украшены пестрыми лампасами и серебряными пуговицами", "картуз тонкого синего сукна", "плисовые синие панталоны", "длиннополая сибирка тонкого синего сукна, с мелкими сборами назади" – пусть и лишённая ярких красок минувших веков, мужская мода всё ещё была достаточно эффектна, и в немалой степени это заслуга синего цвета. "Помимо каррика тогда входил еще в моду широкий синий, подбитый бархатом черным, а часто и малиновым, плащ, называвшийся "альмавива" по имени известного персонажа в пьесе Бомарше".

Дамы тоже любили синие оттенки, особенно когда дело доходило до костюмов, заимствовавших элементы мужской моды – скажем, для верховой езды. Или же напоминавшие военные ("а я люблю военных!") мундиры. "В амазонке из плотного синего сукна, с длинным шлейфом, перекинутым через левую руку, она казалась выше ростом; корсаж в виде жилета с маленькими круглыми басками, словно кожа, облегал её плечи, бёдра и грудь. На рукавах были полотняные манжеты, из-под полотняного воротничка выступал кантик синего фулярового галстука. Мужской цилиндр ловко сидел на скрученных узлом волосах, а накинутый на него газовый шарф, пронизанный золотой пылью солнца, казался голубоватым облачком".

"Неужели новое платье? Она сняла его с комода, и оно оказалось чудесным костюмом для верховой езды, сшитым из тончайшей тёмно-синей материи, отделанной серебряной тесьмой. Там была и шляпа, тоже тёмно-синяя, украшенная белым страусовым пером". "Мальчик думал, что она ряженая. На ней была прелестная юбка из синего фая с широкими оборками, а поверх неё – нечто вроде гвардейского мундира из нежно-серого шелка. Полы мундира на синей атласной подкладке, более тёмного оттенка, чем юбка, были изящно отогнуты и скреплены бантами из лент, а широкие обшлага на рукавах и отвороты корсажа отделаны тем же атласом. Но самой смелой и оригинальной отделкой костюма служили огромные пуговицы из поддельного сапфира в лазоревой оправе, нашитые в два ряда на мундир. Это было безобразно и в то же время прелестно".

Впрочем, синими были не только амазонки, отнюдь – платья и верхняя одежда для прогулок, домашние платья... "Эйлин в костюме из синего шёлка с бархатной пелеринкой такого же цвета и замысловатой отделкой из складочек и рюшей имела большой успех. Синий бархатный ток с высокой тульей, украшенный тёмно-красной искусственной орхидеей придавал ей несколько необычный и задорный вид".

А каких только названий не было для различных оттенков! "Просто синий" – это так скучно... А вот "блёраймондовый" или "Лавальер", в честь фаворитки Людовика XVI – другое дело.

Модный журнал 1834 года так описывал "прекрасный наряд для гулянья, простой и благородный – тёплый капот на вате, из штофной материи синего цвета, разрезанный сбоку и завязанный атласными лентами; шляпка бархатная тёмножёлтая; ботинки, застегнутые пуговками, и соболья муфтка".

В то же время синий всё больше становится "форменным" цветом. Синие суконные гимнастёрки и светло-синие фуражки гимназистов, различные мундиры; при императорском дворе цвета регламентировались строго, и, к примеру, парадные платья наставниц великих княжон должны были быть из синего бархата, а у их фрейлин – светло-синего.

Но так просто синий не сдастся, и будет упорно сопротивляться – он годится не только на форму! Ещё в середине XVIII в Англии возник термин "синий чулок", означавший женщину, которая ценила свой ум и творчество куда выше семьи или собственной внешности (заметим, первым это прозвище получил мужчина!). Ну и что? Это не повод считать синий скучным.

Кутюрье начала XX века, Мариано Фортюни, сын известного художника, создавал не только платья, но и ткани – его произведения были так прекрасны, что вдохновляли писателя Марселя Пруста, который не раз описывал их в своих романах: "В тот вечер Альбертина надела платье от Фортюни, и оно показалось мне соблазнительной тенью незримой Венеции. Оно пестрело арабской орнаментацией, как Венеция, как венецианские дворцы, укрывающиеся, наподобие султанш, за каменной резьбой, как переплёты книг Амброзианской библиотеки, как колонны, с которых птицы, символизирующие то смерть, то жизнь, отражающиеся в блеске густо-синей ткани, которая, чем глубже уходил в неё мой взгляд, тем явственнее она превращалась из густо-синей в расплавленное золото, – так при приближении гондолы превращается в пылающий металл лазурь Канале Гранде".

Незадолго до Первой мировой войны Европа вернулась к ярким цветам, которые вытеснила мода рубежа веков, и яркий синий, такой нескромный в отличие от своих тёмно-синих коллег, торжественно вышел на сцену – причём как в переносном смысле, так и в прямом – сценические костюмы знаменитых "Русских сезонов", костюмированные балы... Известный художник Лев Бакст, который создавал великолепные костюмы не только для балерин, но и для "обычных" (впрочем, всё равно "необычных" – в его-то экстравагантных нарядах!) женщин, любил синий.

"Исключительный по великолепию и оригинальности костюм из бархата и шёлка pur Bakst г-жи Ел. Павл. Олив из сочетаний чёрно-синего бархата, отделанного крупнейшими сапфирами и необыкновенными изумрудами, зелёного шёлка, расписанных серебряными орнаментами. Вся причёска из синих волос цвета кобальта, отделанная пышными страусовыми перьями зелёного, лилового и синего цвета". Впечатляет, правда? Это костюм для бала-маскарада в восточном стиле.

Что ж, скоро маскарад закончится, и в свои права вступит "настоящий, некалендарный XX век". В нём синему придётся нелегко. Нет-нет, его будет много, но он окончательно закрепится, как цвет деловой, практичный, немаркий, респектабельный, консервативный. Солидный. А даже если и праздничный, то всё равно сдержанный. Его будут сочетать с разными цветами, пытаясь с красным добиться яркости, с жёлтым – жизнерадостности, бежевым – элегантности...

И только иногда мы будем вспоминать про синюю птицу и синие розы.

Однажды сказочная идеальная няня Мэри Поппинс отправилась на прогулку: "Сегодня на ней было синее пальто с серебряными пуговицами и синяя шляпка в тон, а в те дни, когда она была так одета, она очень легко обижалась". Что ж, гуляйте в синем и не обижайтесь! Просто будьте, как Мэри, "леди Совершенство".

«Проблемы цвета - это прежде всего проблемы общества.»

Французский историк и специалист по средневековью Мишель Пастуро придумал масштабный проект — история цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до 18 века. Его книги увлекательны, познавательны и с чувством любви к своему делу. На русском языке вышли три издания — , переводится «Красный». Из книг мы можем узнать, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с цветом в разное время, а также каковы его перспективы в будущем. По словам Пастуро «именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи».

«На протяжении веков одеяние Богоматери многократно меняло цвет: наглядным свидетельством этого может служить деревянная скульптура из липы, созданная на рубеже первого и второго тысячелетий и до сих пор хранящаяся в Льежском музее. Это романская Дева Мария, как часто случалось в то время, была изображена в черном одеянии. Затем, в XIII столетии, согласно канонам готической иконографии и теологии, его перекрасили в небесно-синий цвет. Однако, в конце XVII века скульптуре, подобно многим другим произведениям искусства, придали “барочный” облик: её покрыли позолотой. Этот цвет она сохраняла два столетия, до 1880 года, когда в соответствии с догматом о Непорочном Зачатии её перекрасили в белый цвет. Эти четыре слоя краски различного цвета, которыми за тысячу лет успела покрыться небольшая деревянная скульптура, превращают её в уникальный документ истории искусства и символики.»


Синий

Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей.

«Изучив наследие греческих поэтов более позднего периода, Гладстон подчеркивает тот факт, что синий в этих текстах не упоминается вообще, а зеленый - крайне редко. И приходит к выводу: по всей вероятности, у древних греков были трудности с восприятием этих двух цветов.»

Черный

Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.

«В Европе от ранней Античности до позднего Средневековья красильщики очень редко добивались ярких, насыщенных черных тонов. Черный цвет, который у них получался, больше напоминал коричневый, серый или темно-синий; к тому же краска не всюду впитывалась одинаково, плохо закреплялась и придавала ткани неприятный грязновато-тусклый вид. Вот почему черную одежду носили только люди низших социальных классов, те, кто занимался грязной работой либо зазорным ремеслом; все прочие надевали черный только при особых обстоятельствах, в знак траура или в знак покаяния.»

Зеленый

Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении: химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зеленому, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.

«Для римлян зеленый, а также, возможно, в еще большей степени, синий — это «варварские» цвета. Многочисленные примеры можно найти в древнеримском театре. Когда на сцене появляется гер-манец, персонаж странный и более или менее комичный, он часто выглядит так: лицо жирное и дряблое, мертвенно-бледное или багровое, курчавые рыжие волосы, глаза голубые или зеленые, тело массивное, тучное, одежда в полоску или в клетку, в ее расцветке преобладает зеленое.»

Опираясь на тот факт, что синие тона относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное, на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположение, что греки, а вслед за ними и римляне, вообще не различали синий цвет . В самом деле, и в греческом, и в латинском языках трудно подыскать для этого цвета точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного цветов имеется по несколько обозначений. В греческом, цветовой лексике которого понадобилось несколько веков, чтобы сформироваться окончательно, для определения синего цвета чаще всего используются два слова: glaukos и kyaneos . Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; корень у него не греческий, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху этим словом обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда — синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описания природных стихий и пейзажа в «Илиаде» и «Одиссее», лишь три являются определениями цвета ; а вот эпитетов, относящихся к свету, напротив, очень много. В классическую эпоху словом kyaneos обозначали темный цвет, и не только темно-синий, но также и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько оттенок, сколько настроение. А вот слово glaukos , которое существовало еще в архаическую эпоху, у Гомера используется весьма часто и обозначает то зеленый цвет, то серый, то синий, а порой даже желтый или коричневый. Оно передает не столько оттенок цвета, сколько его блеклость или слабую насыщенность: поэтому им определяли и цвет воды, и цвет глаз, а также листьев или меда .

И наоборот, чтобы обозначить цвет предметов, растений и минералов, которые, казалось бы, могут быть только синими, греческие авторы используют названия совсем других цветов. Например, ирис, барвинок и василек могут быть названы красными (erythros ), зелеными (prasos ) или черными (melas ) . При описании моря и неба упоминаются самые разные цвета, но в любом случае они не относятся к синей цветовой гамме. Вот почему в конце XIX и начале XX века ученых занимал вопрос: видели ли древние греки синий цвет или, по крайней мере, видели ли они его так же, как мы сегодня? Некоторые отвечали на этот вопрос отрицательно, выдвигая теории об эволюции цветовосприятия. По их мнению, люди, принадлежащие к обществам технически и интеллектуально развитым или претендующим быть таковыми — как, например, современные западные общества — гораздо лучше умеют различать большинство цветов и давать им точные названия, чем те, кто принадлежит к «примитивным» или древним обществам .

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Эти теории, сразу после их появления вызвавшие ожесточенную полемику и имеющие сторонников даже в наши дни , кажутся мне необоснованными и некорректными. Мало того, что они опираются на весьма туманный и опасный принцип этноцентризма (на основе каких критериев то или иное общество можно назвать «развитым», и кто вправе давать такие определения?), они еще путают зрение (явление преимущественно биологическое) с восприятием (явлением преимущественно культурным). К тому же они игнорируют тот факт, что в любую эпоху, в любом обществе, для любого человека между «реальным» цветом (если слово «реальный» действительно что-то значит), воспринимаемым цветом и названием цвета есть разница — и порой огромная. Если в цветовой лексике древних греков нет определения синего цвета или определение это весьма приблизительное, надо, прежде всего, изучить этот феномен в рамках самой лексики, ее формирования и ее функционирования, затем — в рамках идеологии обществ, которые эту лексику используют, а не искать связь с нейробиологическими особенностями людей, составлявших эти общества. Зрительный аппарат древних греков абсолютно идентичен зрительному аппарату европейцев ХХ столетия. Но проблемы цвета отнюдь не сводятся к проблемам биологического или нейробиологического свойства. Во многом это проблемы социальные и идеологические.

Та же трудность при определении синего цвета встречается в классической, а затем и в средневековой латыни. Конечно, здесь имеется целый набор названий (caeruleus, caesius, glaucus, cyaneus, lividus, venetus, aerius, ferreus ), но все эти определения полисемичные, неточные, и в их употреблении нет логики и последовательности. Взять хотя бы наиболее часто встречающееся — caeruleus. Если исходить из этимологии (cera — воск), оно обозначает цвет воска, то есть нечто среднее между белым, коричневым и желтым. Позже его начинают применять к некоторым оттенкам зеленого или черного, и только потом — к синей цветовой гамме . Такая неточность и непоследовательность лексики отражает слабый интерес к синему цвету римских авторов, а затем и авторов раннего христианского Средневековья. Вот почему в лексике средневековой латыни легко прижились два новых слова, обозначающих синий цвет: одно пришло из германских языков (blavus ), другое — из арабского (azureus ). Эти два слова в итоге вытеснят все остальные и окончательно закрепятся в романских языках. Так, во французском языке (как и в итальянском и испанском) слова, которыми чаще всего обозначают синий цвет, произошли не от латинского, а от немецкого и арабского — bleu от blau и azur от lazaward .

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Отсутствие слов для определения цвета или их неточность, их эволюция во времени, частота употребления — и особенности лексической структуры в целом — вся эта совокупность данных представляет огромный интерес для того, кто изучает историю цвета.

Если, вопреки мнению некоторых ученых позапрошлого столетия, римляне все же различали синий цвет, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно. Это и понятно: синий для них — главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов . Овидий говорит, что стареющие германцы, желая скрыть седину, подкрашивают волосы соком вайды. А Плиний Старший утверждает, будто жены бриттов красят свои тела в темно-синий цвет тем же самым красителем (glastum ), перед тем как предаться ритуальным оргиям; из этого он делает вывод, что синий — это цвет, которого следует опасаться и избегать .

В Риме синюю одежду не любили, она считалась эксцентричной (особенно в период Республики и при первых императорах) и символизировала траур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого казался резким и неприятным, а темный — пугающим, часто ассоциировался со смертью и загробным миром . Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку ; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. И, разумеется, в театре эта особенность внешности часто использовалась для создания комических персонажей . Так, например, Теренций награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом или вьющимися рыжими волосами, или огромным ростом, или тучностью — и то, и другое, и третье в Риме эпохи Республики считалось изъяном. Вот как он описывает персонажа своей комедии «Свекровь», написанной около 160 года до нашей эры: «Высокий, рыжий, толст, голубоглаз, кудряв, / Лицо в веснушках» .

Перевод Нины Кулиш

Пастуро, М. Синий. История цвета / Мишель Пастуро; пер. с фр. Н. Кулиш. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 144 с. (Серия: Библиотека журнала «Теория моды»)

________________

1 Gladstone W. E. Studies on Homer and the Homeric Age. Oxford, 1858; Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Paris, 1878; Weise O. Die Farbenbezeichungen bei der Griechen und Römern // Philologus. 1888. Однако некоторые ученые были иного мнения: см., например, Götz K. E. Waren die Römer blaublind? // Archiv für lateinische Lexicographie und Grammatic. 1908.

2 Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Pp. 47-48.

3 О трудностях определения цветов в древнегреческом языке см. у следующих авторов: Gernet L. Dénomination et perception des couleurs chez les Grecs // Problèmes de la couleur / éd. I. Meyerson. Paris, 1957; Rowe С. Conceptions of colour and colour symbolism in the ancient world // Eranos-Jahrbuch. 1972. Vol. 41. P. 327-364.

4 Примеры см. в книге Müller-Bore K. Stilistische Untersuchungen zum Farbwort und zur Verwendung der Farbe in der älteren griechischen Poesie. Berlin, 1922. Ss. 30-31, 43-44 и др.

5 Среди филологов, разделяющих эту точку зрения, назову следующих: Glastone W. E.. Op. cit. T. III; Geiger A. Zur Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Stuttgart, 1978; Magnus H. Op. cit.; Price T. R. The Colour System of Virgil // The American Journal of Philology. 1883. Среди их оппонентов — Marry F. Die Frage nach der geschichtlichen Entwicklung des Farbensinnes. Wien, 1879; Götz K. E. Op. cit. Подробный обзор различных позиций по этому вопросу см. в кн. Schulz W. Die Farbenempfindungen der Hellenen. Leipzig, 1904.

6 См., например, Berlin B., Kay P. Basic Colour Terms. Their Universality and Evolution. Berkeley, 1969. Эта книга вызвала ожесточенные споры среди лингвистов, антропологов и неврологов.

7 André J. Op. cit. Этимология, производящая caeruleus от caelum (небо), при фонетическом и филологическом анализе обнаруживает свою несостоятельность. См., впрочем, гипотезу А. Эрну и А. Мейе в «Этимологическом словаре латинского языка» (Париж, 1979) о нигде не засвидетельствованном существовании промежуточной формы caeluleus. А для средневековых авторов, у которых этимология строилась на иных принципах, чем у ученых ХХ века, связь между ceruleus и cereus была вполне очевидной.

8 На эту тему имеется обширная литература; но прежде всего следует выделить книгу Kristol A. M. Color. Les Langues romanes devant le phénomène de la couleur. Berne, 1978. О проблемах с обозначением синего цвета в старофранцузском языке до середины XIII века, см. в книге Schäfer B. Die Semantik der Farbadjective im Altfranzoesischen. Tübingen, 1987. В старофранцузском нередко происходила путаница: слова bleu, blo, blef , которые ведут начало от германского blau («синий»), смешивали со словом bloi, произошедшим от позднелатинского blavus, искаженного flavus, то есть «желтый».

9 “Omnes vero se Britanni vitro inficiunt, quod caeruleum efficit colorem, atque hoc horridiores sunt in pugna aspectu” — Caesar. Commentarii de bello gallico. V, 14, 2. («А все британцы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид.» — пер. М. М. Покровского.

в статье использованы проекты конкурса «Кухня для Стрельца»

Нашему современнику сложно представить, что синий цвет появился у человечества относительно недавно. Данный феномен нам кажется особо странным, поскольку синий широко представлен в природе. С детства нами любимы синие полевые цветы - василек и барвинок, которые окутаны сказками и легендами.

Барвинок – милый голубой цветочек…. Веками на его венках гадали о замужестве… Он же слыл средством для «распознавания» ведьм. Средневековые инквизиторы, изобличая жертву в сношении с нечистой силой, подбрасывали на раскаленную сковороду листочки барвинка: если лист отскакивал прочь, то жертва предавалась костру. Позже черные суеверия уступили место добрым приметам. По преданию, кто посадит при доме барвинок - дождется счастья. Подобно душистой фиалке, он первым распускается весной. Не зря его называют цветком любви и страсти. В палитре оттенков синего этот цвет так и называется – барвинковый.

А василек,.. всеми любимый цветочек? Мы уверены, что это житель исключительно российских полей и лугов. Но знаете ли вы, что во время раскопок венок из васильков был найден в саркофаге гробницы Тутанхамона. Что интересно, эти васильки сохранили свой цвет и форму, хотя и засохли. В палитре цветов данный цвет называется васильковым.

Несмотря на то, что синий окружает нас буквально в прямом смысле этого слова – от водяной глади до глубокого неба - понадобилось много времени и труда, чтобы человечество научилось изготавливать синий краситель для своих потребностей. Историки доносят до нас тот факт, что на первых изображениях человечества (эпоха позднего палеолита) этот цвет отсутствует вовсе.

Среди дошедших до нашего времени наскальных изображений мы можем видеть всевозможные оттенки красного, желтого, большей или меньшей яркости и насыщенности черный, но синего нет и в помине. И когда в неолите люди освоили технику окрашивания предметов, они в первую очередь стали применять красную и желтую глины – природные красители, в то время как синему цвету пришлось дожидаться своей очереди. Его путь к людям оказался тернист и долог.

Поразительный факт - древние рисовали воду исключительно зеленым цветом, а для неба у них не было вообще никакого цвета. Не является ли отголоском прошлого, что к зеленому сектору цветового круга современности тяготеют такие оттенки синего цвета как циан и аквамарин, в названии которых присутствует мотив моря, т.е воды?

Аквамарин - душа моря, единство воздуха и воды – так его называют. Этим названием он обязан одноименному камню. В нем хранится бесконечный поток водной энергии, хранящей знания Вселенной. По мнению мистиков, этот оттенок цвета позволяет вам поддерживать большую ментальную активность.Под его влиянием творческая и рациональная активность мозга соединяются, позволяя поддерживать высокую работоспособность, сочетающуюся с общим умиротворенным состоянием.

Наиболее близка к зеленому цвету в этом отношении «бирюза». Камень бирюза, от которого и произошло название цвета, считается талисманом Стрельцов. Русская этимология слова уходит корнями в персидское «фируза», т.е. «победоносная, приносящая счастье». По мнению психологов, данный цвет расслабляет, помогает сосредоточиться и справиться с негативными мыслями, создает ощущение гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Цвет морской волны темнее бирюзового и в значительной степени отливает синим или серым. По-научному он называется циан. Подобно океану этот цвет создает впечатление большого пространства, комфорта, спокойствия и тишины. Настраивает на умиротворение и располагает к медитации.

В связи с тем, что синий цвет не упоминается в исторических документах до V века до н.э., очень долго существовала гипотеза о том, что человеческий мозг стал различать синий гораздо позже других цветов, постепенно развиваясь. Скорее всего, данная гипотеза была основана на результатах исследований восприятия цветов младенцами.


Любопытен следующий факт из нашей физиологии. Ребенок начинает различать цвета практически с самого рождения. Первенство здесь занимает желтый. Именно его малыш распознает первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Этим обстоятельством и обусловлено то, что в погремушках преобладают желтые, красные и оранжевые цвета. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков. А вот синий цвет ребенок начинает распознавать только к 6 месяцам.

Современные ученые опровергают гипотезу «недоразвитого мозга» древних, поскольку считается, что мозг человека не изменялся с эпохи палеолита. Отсутствие синего в укладе древних людей связано, скорее всего, с тем, что природные синие красители были открыты существенно позже, чем другие краски. Но одно можно сказать точно – отношение к синему цвету колебалось подобно маятнику от плохого до престижного не только в зависимости от национальности, но и в истории одного и того же народа в разное время.

Например, в древнем Риме отношение к голубому было резко отрицательным, а голубоглазые и белокурые люди считались чуть ли не уродами. Такое отношение связано не столько с эстетическим восприятием римлянами голубого цвета, а с тем, что варвары, с которыми они воевали, были голубоглазыми блондинами. То есть цвет нес в себе образ врага и презрения.

Символика синего цвета имеет и в российской истории интересное и даже драматическое наполнение. Иван Грозный панически боялся людей с синими глазами, считая, что такой человек обладает большой магической силой и может сглазить. А сейчас, судя по популярной передаче «Битва экстрасенсов», наоборот. Считается, что человек, способный сглазить, обладает не голубыми, а темными глазами. Не наследие ли это татаро-монгольского ига?

В начале же 19 века на Руси вообще была тенденция называть любые цвета с оттенком синего общим названием «странные цвета». Они пользовались популярностью в зажиточных кругах, но встречали негативную реакцию в народе.

Но как бы то ни было, уже к началу эпохи цивилизаций человечество, по мнению ученых, выделяло синий цвет в отдельный и у него появились поклонники.


Особенно ценили синий цвет в Древнем Египте. Сегодня археологами достоверно установлено, что уже в 4500 году до н.э. египтяне использовали синий краситель, окрашивая ткани, в которые заворачивали мумии знати. Внутренние интерьеры храмов оформлялись в синем цвете. Жрецы носили синие нагрудники, что символизировало святость их занятий. А фараоны надевали синюю кожаную корону, символизирующую их превосходство и божественное происхождение. Царицу Нефертити, наверное, наиболее знакомый нам, за исключением пирамид, образ древнего Египта, обычно изображали в голубой тиаре.

Исторически синий цвет является властным цветом. В психологии он традиционно считается цветом уверенных в себе, решительных и целеустремленных людей. В связи подобной оценкой психологами синего интересен факт, что хищнии побаиваютя всего, что окрашено в синий цвет.

С течением времени и поиском новых красителей стали появляться оттенки синего цвета, которые вошли в современную палитру синего спектра.Если в ХIVвека лексика европейских языков была относительно бедна определениями, относящимися к светло-синим тонам, то в середине XVIII века их количество резко возрастает. Этот факт подтверждают словари, энциклопедии и руководства по красильному делу. Например, во французском языке в 1765 году существовало двадцать четыре обиходных слова для обозначения синих тонов, получаемых в результате крашения. Столетием ранее таких слов было тринадцать.

Голубой, лазурный, кобальтовый, синий, ультрамариновый и сапфировый разместились в центре синего сектора.

Лазурный - цвет неба в ясный день.Он появился в официальной палитре в 19 веке и связан с именем Андреаса Хепфнера. Данный цвет наиболее любим романтиками - поэтами и художниками. Наверное поэтому в русском словаре синонимов кроме небесно-голубого можно прочитать и такие синонимы лазурного как «несбыточный» и «идилический».

Кобальтовый – цвет, который знаком каждому из нас по роскошным чайным сервизам. А еще, если кто не знает, то это фирменный цвет гжельской росписи. С XVII века в Гжели добывают различные сорта глины, занимаются изготовлением различных керамических, фаянсовых изделий. Романтические пейзажи, нежные голубые цветы, загадочные синие птицы … Традиционно, гжельская роспись была именно на растительно-животную тему. Уже вначале ХIХ в появилась традиция росписи гжели исключительно синей краской. А в конце XIX века гжельские мастера в качестве синей краски стали использовать в декорировании исключительно кобальт и золотые обводки, что стало их фирменным стилем и дошло в неизменном виде до наших дней.

Редчайшим из палитры синего является ультрамарин, который получали из порошка ляписа. Он ценился на вес золота. Только в 19 веке нашли способ получать искуственный краситель.Натуральный же ультрамарин ныне ещё дороже, чем в старину, и потому употребляется сегодня только в художественной акварели и масляной живописи.

Сапфировый- это глубокий оттенок синего цвета, названный в честь одноименного драгоценного камня. Влияние этого цвета неотделимо от мистики камня. Вслед за Маяковским мы можем сказать: «Мы говорим сапфир, подразумеваем сапфировый цвет; мы говорим сапфировый цвет, подразумеваем сапфир». По одной из версий название «сапфир» произошло от древнеиндийского canipriya, что значит «любимый Сатурном». В древней Персии считалось, что земля покоиться на огромном сапфире и голубое небо - его отражение.

Упоминавшиеся ранее оттенки синего цвета – барвинок и васильковый, а также индиго тяготеют уже к фиолетовому сектору цветового круга.

Индиго – цвет мистиков. Тантризм гласит, что цвет индиго несет в себе гармонию и мудрость взаимодействия с окружающим миром. В природе данный цвет встречается очень редко. И если при иллюстрации предыдущих цветов мы нашли их природные аналоги, то для цвета индиго их разыскать не удалось. Даже цветок индигоферы, из которого получается данный краситель, имеет розовый оттенок.

Новый дорогой, но качественный краситель индиго стал поступать на рынки Европы в эпоху Ренессанса после плавания Марко Поло в Индию. Вокруг него сразу же возник ореол мистики, поскольку процесс его производства был под большим секретом. В Европе был пущен слух, что индиго извлекается из редких рыб алузен, обосновывая тем самым высокую цену. В связи с данным обстоятельством интересен следующий исторический факт. Защищая интересы местного производителя власти Германии издали указ, объявляющий индиго «дьявольской краской». А поскольку Германия исторически была основным поставщиком в Россию новых технологий и товаров с Запада, это наложило негативный отпечаток русских того века к синему цвету.

И в современном мире индиго можно назвать самым мистическимоттенком синего. Достаточно вспомнить такие понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь, как «дети индиго», «аура индиго» и т.п.

На сегодняшний день только официальных тонов и оттенков синего, применяемых в промышленности, более тридцати! Синий стал всеобщим любимцем. По данным социологических опросов, проводившихся после Второй мировой войны, как в Западной Европе, так и в Америке, в ответ на вопрос о любимым цвете пятьдесят человек из ста первым называют синий. Затем следуют зелёный (около 20 % опрошенных), потом белый и красный (по 8 % каждый). Эти цвета намного опережают все остальные.

Синий стал самым мирным, самым нейтральным из цветов. Он ассоциируется с миром и покоем со времен Средневековья и эпохи романтизма. Позже он стал ассоциироваться с водой, и лишь совсем недавно возникла связь между синим цветом и холодом.Он олицетворяет собой в наше время чистоту, невинность, мистичность, престижность, мужественность….

Несмотря на обилие оттенков синего все они, исходя из их характеристик и воздействия на человека, присущи людям родившимся под знаком Стрельца. Стрелец - это Огонь в третьей зоне, в котором появляются элементы Земли. Символ Стрельца - это Кентавр с луком и стрелой, наконечник которой устремлен вверх к новому, высшему, духовному. Этим обусловлено, что цветом Стрельца астрологи считают синий. Он создает для них ощущение бесконечности и пространства, пробуждает внутреннюю силу, придает жестам уверенность, а поступкам – взвешенность. Это те качества, которые выделяют Стрельца среди прочих знаков Зодиака. Синие оттенки – космические и созерцательные – вовлекают Стрельцов в бездонную глубину других миров, создают чувство внутренней опоры и торжественности. Временами синие оттенки прибавляют им в настроение нотки медитативности и меланхолии, в которых заключены покой и печаль, нежность и хрустальная свежесть.


Полную подборку кухонь в синих тонах вы можете посмотреть в Одноклассниках в группе Мистер Кухня. Альбом «Кухня для Стрельца» http://www.odnoklassniki.ru/misterkuhna/album/52169782263873

Лучшие проекты конкурсов Созвездий собраны в альбоме «Звездная коллекция» http://www.odnoklassniki.ru/misterkuhna/album/52169332949057 Все эти проекты могут быть изготовлены на фабрике Элит-Гранд - http://elit-grand.ru/, тел. 8-945-518-59-10

Покажите понравившееся фото кухни из любого альбома нашему менеджеру, и мы изготовим ее для вас в нужном вам цвете, адаптировав проект к помещению и бюджету - http://elit-grand.ru/, тел. 8-945-518-59-10