Мышление это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений.

Основные виды мышления:

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

И. Калмыкова выделяет:

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения.

Продуктивное мышление – это мышление, в котором полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Формы мышления:

В психологической науке различают такие логические формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных

свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связимежду предметами и явлениями действительности.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений

нового суждения.

Пример на формы мышления:

1.Все преступники должны быть наказаны.

2.Некоторые люди - преступники.

3.Некоторые люди должны быть наказаны.

29. Операции мышления:

Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности. Важную роль для мышления играет понимание.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным. Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности. С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.

Наглядно-образное мышление . В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.

Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.

Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.

В психологии выделяют следующие операции мышления:

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целые найти сходство и различие между ними. Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем элементов, признаков и свойств.

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстракция . Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Пример: воздух, стекло, воду мы выделяем в них общий признак-прозрачность и можем мыслить о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин людей, животных, мы выделяем общий признак - движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном объекте.

Обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации.

Конкретизация - это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон.

Решительность, быстрота и гибкость мышления, развитая интуиция, умение преодолевать внутренние тормоза и страхи - вот далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Ведь при образном мышлении преобладает правополушарная активность, которой западному человеку ой как не хватает.

Развитие образного мышления - взвесим все за и против? Для начала:
Мышление – это отражение действительности, опосредствованное словом.
Виды мышления:
по форме (1. наглядно-действенное; 2. наглядно-образное; 3. абстрактно-логическое) ;
по характеру (1. практическое; 2. теоретическое) ;
по степени развернутости (1. дискурсивное; 2. интуитивное) ;
по степени новизны (1. репродуктивное; 2. продуктивное) .

Образное мышление – осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Как мы понимаем, эти образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. И в ходе наших мыслительных задач, эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними мы можем находить ответы на новые задачи.

Именно поэтому развитие образного мышления так актуально в наше время. Развитие образного мышления повышает творческие способности и тренирует креативность. Отличие творчества от креативности - суть творчества в том, что имея определенные шаблоны, человек из них может придумывать новое, а креативность это концептуально новые идеи, возможность генерировать их.

Но также стоит учитывать, что развитие образного мышления и восприятия, это совершенно разные направления. Часто люди объединяют эти понятия. Образное мышление имеет дело с существующими предметами, которые когда-либо видел человек, а воображение - это воссоздание образа из образной памяти, а также придумывание совершенно нового.

Развитие образного мышления – сложная, но выполнимая задача. С чего можно попробовать? Например, представьте себе ваш кабинет в мельчайших деталях. Образ получился ярким? А сможете себе теперь представить другие обои? Это задействуется теперь и воображение в совокупности с образным мышлением. Развитие образного мышления можно тренировать.

При постоянных тренировках, вы затем сможете использовать образное мышление и в жизненных задачах и целях. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата.

Образное мышление это весомый компонент, во всех видах человеческой деятельности. Развитие образного мышления способствует быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления.

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

Посталовский И.З. - Тренинг образного мышления - Развитие образное мышление - одна из тех фундаментальных особенностей человеческого интеллекта, к которой XXI век предъявит особые требования. Без высокоразвитого образного мышления невозможно будет решение многих проблем развития личности и общества. В предлагаемом пособии делается попытка создать систематический курс обучения и развития образному мышлению, основанному на целенаправленной и всесторонней тренировке наших рецепторов, пространственного представления и воображения. Курс прошёл многолетнюю практическую проверку и показал довольно высокие результаты.

Хикс Эстер и Джерри - Закон притяжения - Развитие образного мышления способствует быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления. Авторы уверены, что, узнав о действии Закона притяжения, мы поймем, что окружающую нас реальность мы творим своими мыслями! Наше образное мышление может этому помогать. Прочитав эту книгу, можно научиться создавать жизнь по своему желанию! Решительность, быстрота и гибкость мышления, развитая интуиция, умение преодолевать внутренние тормоза и страхи - вот далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Можно избавиться от всего ненужного, добиться того, о чем мечтаешь, победить свои страхи и, наконец, понять, к чему действительно стремишься...

Психотехники по направлению


Лестница понятий.
Аннотация: Упражнение на развития понятийного мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: арт-терапия
неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (148)

Взгляд в будущее.
Аннотация: Упражнение на образное мышление.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: гештальттерапия
Авторство или источник материалов: И.Вагин
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1559)

Через 15 лет.
Цели: Развитие образного мышления Самопознание Стратегия жизни
Аннотация: 35 шаг из тренига "Развитие уверенности".
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: гештальттерапия
Авторство или источник материалов: Нина Рубштейн
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (684)

Задача о драгоценных камнях.
Цели: Развитие интеллекта Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на развитие интеллекта и образного мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1064)

Задача о ленточках.
Цели: Развитие интеллекта Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на развитие интеллекта и мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1063)

Образы.
Цели: Визуализация Правополушарное мышление Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на образы (зрительные, слуховые, телесные, осязательные и телесные).
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: саморегуляция
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (62)

Стакан.
Аннотация: Упражнение на развитие интеллектуальных способностей, на развитие креативности.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для дошкольников
Проводится: в группе
Используемый подход: когнитивная психотерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (82)

Найди похожее.
Цели: Развитие образного мышления
Аннотация: 7 шаг из курса на "Коррекцию тревожности младшего школьника". Цель: Развитие моторики, абстрактного мышления. Тренинг на коррекцию тревожности младшего школьника.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения:
Проводится: в группе
Используемый подход: арт-терапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1289)

Применение умений.
Цели: Развитие креативности Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для младшего школьного возраста
Проводится: в группе
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (362)

Противоположности.
Цели: Развитие креативности Развитие образного мышления
Аннотация: Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск не очевидных вариантов решения.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для подростков и старше
Проводится: в группе
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (360)

Лингвистическая пирамидка.
Цели: Развитие интеллекта Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на понимание своих особенностей мышления, развития навыков обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для подростков и старше
Проводится: в паре
Используемый подход: терапия реальности
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (523)

Найти пропущенные слова.
Цели: Развитие интеллекта Развитие интереса Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на развитие образного мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для любого возраста
Проводится: индивидуально
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1059)


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Почему-то люди часто или сетуют на , но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного . Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки - нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» - образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» - слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это . Но о нем стоит поговорить отдельно.

Наглядно-образное мышление – это процесс решения задач, во время которого человек работает с предметами, только представляя их себе зрительно, но, не взаимодействуя с ними в реальности. Другими словами, используя наглядно-образный мыслительный процесс, человек может переместить образ определенного предмета (например, телевизора) на любое место (например, в другую часть квартиры во время перестановки мебели), и представить, как он будет там смотреться, при этом, не перемещая его в реальности.

Наглядно-образное мышление: что это такое

Отличительной особенностью данного вида мышления является установление неординарных связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.

Согласно психологу Ж. Пиаже в развитии детского мыслительного процесса можно выделить следующие этапы:

  1. Практические (сенсомоторные) . Ребенок от рождения и до 2 лет познает мир при помощи манипуляций с предметами.
  2. Дооперационные . Начинаются примерно в 2 годика и продолжаются до 7лет. В это время развивается речь, а также способность в уме видеть образ предмета, выполняя с ним различные манипуляции.

Происходит в 4-5 лет, когда малыши постепенно переходят при решении задач от контактного способа с предметами к работе с их образами в уме.

ВАЖНО! Наглядно-образный мыслительный процесс становится основным в возрасте 5-6 лет. В это время для решения конкретной задачи ребенку уже не нужно взаимодействовать с предметом, он может произвести все свои действия в уме, на мысленном уровне.

Развитие наглядно образного мышления

В начале дошкольного периода малыши умеют решать задачи, связанные с передвижением, применением объекта только при непосредственном контакте с ним руками. Со временем у них проявляется способность во время поиска ответа не воздействовать на предмет тактильно, а делать упор на представление его в уме.

Развитие наглядно-образного мышления возможно, если малыши могут сочетать различные части предметов, перемещать их, выделять главные признаки в уме. Уже с 4 лет у детишек полностью формируются основные функции психики, что создает базу для интенсивного развития такого вида мыслительного процесса. Именно в это время важно тренировать ребенка, а для этого разработаны специальные упражнения, которые разделяют на 2 группы:

Комбинационные

Основная их цель – позволить ребенку на базе набора определенных образов создать что-нибудь новое. Исходники могут быть самыми различными, от математических знаков, буквенных и цифровых символов, до сложных геометрических фигур.

Задачи ставятся по-разному. Можно попросить ребенка создать из цифровых и математических знаков фигурку человечка. Или предоставить полную свободу действий и посмотреть, что у него получится. К подобным задачкам относятся и задания на нахождение и восстановление недостающего элемента.

Хорошим упражнением считается игра «Шахматная доска», в которой предлагается из различных частичек создать поле, чередуя их. Можно организовать состязания на скорость и постепенно увеличивать размер полей.

Трансформационные

Цель таких упражнений по развитию наглядно-образного мышления состоит в изменении исходного, законченного образа, чтобы в итоге получилось что-то новое. Чаще всего используются упражнения со спичками. Ребенку дается образ, сложенный из спичек или палочек. Предлагается убрать несколько спичек или переложить их так, чтобы получилась новая фигура. Например, исходником является домик, из которого нужно сделать флажок, переложив палочки (спички).

Хорошо помогают скоростные задания. Участникам раздают листы с нарисованными в количестве 20 штук буквами «Ш». В качестве задачи предлагается дорисовать каждую букву так, чтобы появился новый предмет. Все 20 образов должны быть узнаваемыми и разными. После завершения времени, отведенного на задание, проводят его обсуждение по поводу узнаваемости и оригинальности созданных образов.

В качестве упражнения используют групповое рисование. При этом следует перед рисующими поставить задачу – создать нетривиальный образ. Можно немного сузить тематику и предложить нарисовать несуществующее чудовище или телефон будущего.

Для детишек можно предложить следующие упражнения:

  • нарисовать букву «Ш» и постараться повернуть ее так, чтобы получилась другая буква алфавита. Должна получиться «Е»;
  • описать каплю росы, рассвет, радугу, зубную щетку.

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции, предоставляет возможность дошкольнику усваивать общие принципы существования вещей и явлений в реальности. Уровень развитости наглядно-образного мышления, который достигается в возрасте до 7 лет, является базисным вкладом в общий процесс формирования психики.