Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А.П.Усова, М.Е.Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Наибольший эффект даёт обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения. В процессе самого обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у ребёнка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться.

Средства звуковой культуры речи (предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Формирование правильного произношения звуков

А.М.Бородич

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи

Первый этап - подготовительные артикуляционные движения - может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:

· показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме);

· произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи;

· проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи;

· упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шуткм-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

М.М.Алексеева

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ (« Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Правила проведения артикуляционной гимнастики и некоторые упражнения будут даны в приложении. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»), артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).

2 этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О.В.). Постановка звука начинается с легких и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции. Постановка звука идет на основе подражания (используем зеркало). Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.

3 этап - закрепление и автоматизация звуков. . С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.

4 этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В его основе лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

В основе работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует с простых: и, ф, т, ы и др. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребёнком фонематической системы языка.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся, начиная со второй младшей и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. Этапы формирования фонематического слуха

1 этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Неречевой слух - восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

3 этап - различение слов, близких по своему звуковому составу. Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры.

4 этап - дифференциация слогов. Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы научиться различать слоги.

5 этап - дифференциация фонем. Начинать работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому что их проще воспринимать, выделять и дифференцировать в словах.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа

Выработка дикции.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и чётко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. Для формирования дикции у дошкольников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям. Показывая образец произношения звукосочетания, воспитатель делает очень четкие движения ртом, гласный звук слегка протягивает (но говорит его легко, неударно). Дети в сопряжённой и отражённой речи непроизвольно подражают речевой манере воспитателя. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвёртый - пятый год), когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Для совершенствования дикции используются чисто - и скороговорки (методика разучивания скороговорки дана в приложении). Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах.

Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией.

Особое значение эта работа имеет в младших группах, где дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении потешек. Для работы над словопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин»). При проведении их с малышами желательно сначала использовать такие игрушки, названия которых дети выговаривают легко, а затем и более сложные.

Степень развития слухового сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать твёрдые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения. Для этого надо показать ребёнку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Следует при этом использовать начальные формы произвольного внимания, запоминания, лишь тогда у ребёнка возможно качественно новое отношение к своей речи и появляются условия для анализирования и синтезирования слуховых восприятий.

Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трёх- четырёх фраз), в который нужно вставить недостающие слова.

В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.

Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём - проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом - сопровождение речи движениями.

В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»).

У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.

Воспитание выразительности речи.

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Путём кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем, чтобы во время ответа ребёнок обращался к слушателям, принимал спокойную позу. В младших группах можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что кукла выполняет необходимые действия. В старших группах используется такой приём: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая её, чтобы видели все, неправильные - черной.

Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Образец должен сопровождаться рядом других активных приёмов. Их назначение - помочь ребёнку осознать особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные места. Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая, яркого представления из жизни детей, оживляющие пережитые ранее чувства.

Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно это касается выбора интонаций, так как такой приём облегчает ребёнку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение.

Очень эффективен прием - чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствуующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Приёмы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно несколько приёмов.

Формирование речевого слуха.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т.е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.

В старших группах слуховые восприятия у детей развивают путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т.д. Следует чаще практиковать «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.

Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему затем овладению звуковым анализом. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение звука в слове.

Воспитание речевого дыхания.

Задача воспитателя - научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребёнка: двух-трёхлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2-3 слова, ребёнку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из трёх-пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребёнка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

· упражнения на развитие физиологического дыхания;

· дыхательные упражнения без участия речи;

Цель предлагаемых упражнений:

· развитие сильного плавного ротового выдоха;

· активизация губных мышц.

Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумаааажных птичек, шариков и т.д.).

Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Дарья Алексеевна
Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи на занятиях и в свободном речевом общении детей средней группы

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания , пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами) .

Понятие «звуковая культура речи » широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение , дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи , поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры : речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи .

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Раздел «Звуковая культура » речи включает в себя следующее : развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи , слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков : обучение неторопливому темпу речи , правильному речевому дыханию , соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка .

Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков , часто смешиваемых детьми : С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т. д., стараться правильно произносить эти звуки в словах , словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах : в форме обучения на занятиях и вне занятий .

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям , сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей . Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий .

Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми . Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению в средней группе достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи , а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей .

Еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях , занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие , целиком посвященное звуковой культуре речи . Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе - дифференцировке пар звуков , близких по акустическим признакам : з - ж, с - сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех) .

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы , которые осуществляются вне занятий : игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В средних группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.) . Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи .

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам . Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи .

На занятиях , во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться , чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей .

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

Методы , типичные для воспитания звуковой культуры речи у детей в средней группе проводятся с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала : чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме , связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).

Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки . Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком , менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания , чистоговорки-песенки) .

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу , заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений : заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами , воспитатель применяет разнообразные приемы , непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей .

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р , но специально выделяю этот звук , произношу его долго, протяжно : а-р-р-р-буз.»). При формировании фонематического слуха, звуко - и словопроизношения рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова) .

Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка» ). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей , так важную в формировании звуковой культуры речи . Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний ) небольшими подгруппами , когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием , как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!» , или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»).

Примыкает к этому и другой прием - индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи - он умеет быть ласковым, заботливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы , основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца ) .

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников . Этот фактор надо использовать не только на занятиях , но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы , как оценка ответа или действия и исправление. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием - образная физкультурная пауза , которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки) .

В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова .

Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха

Речевой слух - понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи : тембр (узнай по голосу, кто тебя позвал, выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка) .

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию (уточка - удочка, дом - дым) .

Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов . В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе , ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з - песенка комара, отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове .

В старших группах , естественно, продолжают совершенствование речевого слуха ; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.) . Но основная, наиболее серьезная задача - подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово» , «звук » , «слог» (или часть слова, устанавливать последовательность звуков и слогов в слове .

Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще . Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха : придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка - мушка - сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений , а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.

Затем приступают к звуковому анализу слова . Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности :

1. «Вспомним разные слова, поищем похожие слова» (по смыслу и звучанию : птичка - синичка - певичка - невеличка) .

2. «В слове есть звуки , они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками ».

3. «В слове есть части - слоги, они, как и звуки , следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение) . Из каких частей состоит заданное слово?»

Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове ; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук - у (кукла, Буратино) ; «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м ).

Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения , предметом осознания .

Методы и приёмы работы по формированию речевого дыхания .

Задача воспитателя - научить ребенка правильно дышать в процессе речи , устранить возрастные недостатки речевого дыхания .

Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка : двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2-3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из трех - пяти слов.

Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол» , «Насос» , а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.) .

Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средней группы представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается , могут сложиться отрицательные речевые привычки , которые очень трудно бывает изжить.

Михайлова Елена Ивановна

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть произносительной стороной речи. Учителям первых классов массовой школы также приходится работать над произношением звуков и над звуковым анализом слов.

При недостатках произношения у детей наблюдается не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Известно, что недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать грамотой в школе.

Исследователи детской речи (Бородич А.М., Максаков А.И., Соловьева О.И.) отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка, для установления социальных контактов, для успешного обучения в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

И наоборот, речь в дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие и общее развитие речи.

Одной из причин неуспеваемости в школе называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность (Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальной школе - М. 1968).

Правильное произношение слов имеет не меньшее значение, чем верное написание. Роль правильного произношения особенно возросла в наше время.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или её произносительная сторона.

«Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования её у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи» (В.И. Яшина).

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры (по М.М. Алексеевой) включает:

Формирование правильного произношения и звукопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

Воспитание орфоэпически правильной речи - умение говорить согласно нормам литературного произношения.

Формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

Выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева выделяют два раздела в звуковой культуре речи: культуру речепроизношения и речевой слух и работу по развитию устной речи, которая должна вестись в двух направлениях:

а) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового и речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой ариткуляции;

б) развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, компонентами которого являются фонетический, звуковысотный, ритмический слух).

Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи. Это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звук, темп, ритм, интонация, грамматические формы, фразовое и логическое ударение). Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения.

Педагог помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, интонацией. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием словаря связной грамматически правильной речи.

Формирование звуковой культуры речи включает задачи:

1. воспитание речевого слуха (слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи);

2. формирование произносительной стороны речи (правильное произношение всех звуков, развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, над дикцией, темпом, умение пользоваться голосом в условиях общения);

3. развитие умения произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

4. воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударения, мелодики, темпа, ритма.

Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

Особенности становления речи детей связывают с процессами физиологического созревания ЦНС и с ее пластичностью в этот период.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается без усилий, называется критическим. За пределами этого периода ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится не способным к обучению (0-11 лет). Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих. Фонематический слух формируется в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя) от звуков обращенной к нему речи. К 6 годам ребенок владеет примерно 10 000 слов (пассивный словарь всегда больше активного).

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

К концу первого года появляются первые слова. Со второго года жизни начинается дифференциация звуков. Сначала отделяются гласные от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри согласных: противопоставляются сонорные - шумным, глухие - звонкие, твердые - мягким и т.д.

«Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько вариантов».

«Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки» (А.И. Максаков). Например, усвоение звука [ц] происходит через такие промежуточные звуки:

[т"] - [с"] - [с] - [тс] - [тц] - [ц]. («типлёнок» - «сипленок» - «сыпленок» - «тсыпленок» - «цыпленок»).

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. (М.Ф. Фомичева).

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела: дыхательный - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; голосообразующий - гортань с голосовыми связками и мышцами; звукообразующий - полость рта и носа.

Таким образом, процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

При образовании гласных [а, о, э, у, и, ы] в ротовой плоскости нет преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

Согласные звуки делятся на две группы: по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т.д.

Щелевые (фрикативные):

Ф, ф", в, в" - нижняя губа образует щель с верхними зубами;

С, с", з, з" - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;

Ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом (при нижней артикуляции кончик языка находится за нижними зубами);

Х, х" - задняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные:

П, п", б, б" - смычку образуют губы;

Т, т", д, д" - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

К, к", г, г" - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты):

Ц - передняя часть спинки языка при опущенном кончике сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель м/у ними;

Ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую в щель м/у ними.

Смычно-проходные:

М, м" - смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

Н, н" - смычка образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л, л" - кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка.

Дрожащие (вибранты):

Р, р" - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно - губные: п, п", б, б", м, м".

Губно - зубные: ф, ф", в, в".

Переднеязычные: т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, з, с, ц, т", д", н", л", р", з", с"

Среднеязычны: j (йот)

Заднеязычные: к, к", г, г", х, х".

Гласные звуки [и, э, а, ы, о, у] делятся по трем артикуляционным характеристикам:

и, э - гласные переднего ряда;

а, ы - гласные среднего ряда;

о, у - гласные заднего ряда.

Анализ классификации звуков показывает, что успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому необходимо:

Развивать фонетический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи);

вырабатывать хорошую дикцию (подвижность органов артикуляционного аппарата);

Развивать речевое дыхание (умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения).

Правильное произношение звуков родного языка должно быть сформировано еще в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным периодом.

Усвоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательной сферы. Нарушения произношения могут быть вызваны:

1) дефектами речевого аппарата (отклонения в строении зубо-челюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепление твердого мягкого нёба);

2) недостаточной подвижностью органов артикуляции;

3) недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других);

4) усвоение неправильной речи окружающих.

Неправильное произношение проявляется:

В пропусках звуков;

В замене одного звука другим;

В искажении произнесенного звука.

Артикуляционный аппарат является основой звукопроизношения. Речевые звуки формируются в полости рта (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок).

Нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо) являются факторами неправильного произношения. Но если у ребенка хороший речевой слух, хорошая подвижность артикуляционного аппарата, то в большинстве случаев можно компенсировать недостатки звукопроизношения.

Поэтому задача педагога:

Развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад);

Развивать подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении;

Большое внимание уделять речевому дыханию.

Источником образования звуков является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта и носа. Речевое дыхание является произвольным. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос. Речевое дыхание осуществляется через рот. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Еще одним аспектом формирования произносительной стороны речи является развитие голосового аппарата, посредством которого издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Голос возникает в результате колебания голосовых связок, и качество его зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Темп речи - это скорость протекания речи во времени, т.е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени.

Дети чаще говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, иногда даже выпадают отдельные звуки, слоги.

Таким образом, воспитание правильной чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи - является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О.И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что "перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи"

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу. Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия могут проводиться на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  • 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.
  • 2. Развивать артикуляционный аппарат.
  • 3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  • 4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  • 5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  • 6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
  • 7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  • 8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  • 9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

Развитие речевого слуха. В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т. е. его акцетно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и месте ударного слога) в единстве с темпом речи. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным, темном, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).

Развитие артикуляционного аппарата. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

Работа над развитием речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Поэтому задачами воспитателя являются: 1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; 2) путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т. п. способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребенка или говорят низким голосом за "папу"). Нарушения голоса могут возникнуть также у детей, перенесших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса. Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т. п.).

Задачами воспитателя являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко).

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемостъ "деканов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, "если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка и т. д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других).. Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука, особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не поправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения. Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.).

Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.

Работа над дикцией. Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитее всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз; воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижностью органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др. Нередко нечетная дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четной, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.

Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения:

Работа над орфоэпией. Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи; но и приучать к этому детей. Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор; ошибки просторечия, неправильное ударение, "буквенное" произношение слов (что, чего вместо штo и чево и т. п.).

Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки; давая образец правильного произношения, Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.

Работа над темпом речи. Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.

Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

Работа над интонационной выразительностью. Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ("грустный, веселый, мрачный" тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности. Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по развитию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над "живым" звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы развития звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

I этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний. Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5--6), как ранее, а с подгруппами.

II этап - от 3 до 5 лет. В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

III этап - от 5 до 6 лет. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам (с - ш, з - ж и др.; с - сь, с - эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-различителей (сайка - зайка, уеал - уголь и т. п.).

На каждом этапе развития звуковой культуры речи, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

учитель – логопед: Яськова Мария Михайловна

МАДОУ № 21 «Искорка».

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих

(не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правиль- ному произношению).

Культура речи - это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный.

Звуковая культура речи сочетает в себе:

  • развитие речевого дыхания,
  • голоса,
  • подвижности органов артикуляционного аппарата,
  • постановку и уточнение произношения звуков,
  • выработку нормального темпа, ритма речи,
  • развитие выразительности речи,
  • развитие фонематического слуха,
  • воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители.

Перед, педагогом стоят задачи:

  • воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;
  • воспитание выразительности детской речи.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.


Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.

Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

  • Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
  • Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
  • При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Первая младшая группа

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.

Игра: "Определи одинаковые звуки","Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".

Развитие пространственного слуха.

Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".

3. Вызывать правильное произношение звуков.

Вторая младшая группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.

Например, "Машина"-"та- ТА-та" .

Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др).

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с", з, з", ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук жужжит – жжжж.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л", р, р".

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

Произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л", р, р".

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"

(. ампа , мы. о , . ук , ку. ак ).

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать навыки звукового анализа слов.

Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

мышь, ослик, лев (моль);

собака, обруч, козлик (сок);

Кот, обруч, собака, тигр (кость).


Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"?

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий.

Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

Так , вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;

На прогулке – отдельных детей потренировать в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например , с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:

- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.


Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком,
и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.