Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25г.Челябинска»

Конспект занятия

«Введение в краеведение»

(туристско- краеведческое направление)

Учитель начальных классов

Брунеткина Ирина Александровна

Челябинск, 2016г.

Тема: «Введение в краеведение»

Цель:

Заинтересовать и привлечь детей к работе в детском туристско-краеведческом объединении.

Задачи:

Расширение элементарных знаний по географии и истории родного края;

Развитие творческой и познавательной активности;

Воспитание любви к родному краю, формирование умения видеть красоту Уральской природы.

Виды образовательных технологий:

Информационно-коммуникационные;

Технология использования игровых методов;

Исследовательские методы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, подбор слайдов по теме, коллекция поделочных камней, карта Челябинской области, набор фишек, аудиозапись с легендой об Увильдах, костюмы Хозяйки Медной горы, Слышко, Батюшки Урала, фломастеры, чистые карточки.

Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»

Это была шуточная игра, но вот что брать в настоящий поход, вы узнаете на наших занятиях.

4мин.

Подготовительный

Педагог:

Любите ли вы путешествовать? Значит наши занятия для вас. Я приглашаю вас в путешествие по родному краю такому удивительному и неизведанному, хранящему так много тайн. Мы будем открывать их вместе с вами на занятиях по краеведению и туризму.

Что же такое краеведение? (слайд 1)

А туризм?(слайд 2)

1мин.

Основной содержательный блок

Педагог:

Как называется край, в котором мы живем?

(слайд 3).

Южный Урал находится в самом центре России. Он включает в себя, кроме нашей области, Оренбургскую и Курганскую, а так же Башкирию. Все они расположены по соседству с Челябинской областью.

История Уральского края богата как событиями, так и интересными персонажами.

Я предлагаю вам совершить путешествие и узнать, какие тайны хранит наш край.

Начнем с северо-запада области (слайд 4). Мы видим горы. Как они называются? С них и началась слава нашего края. Сколько же гор на Урале? Много, не сто и не тысяча, а гораздо больше. И почти у каждой горы есть имя. А имя – это памятник языка, истории, духовной культуры нашего народа. Существует легенда о хозяйке Уральских гор? Живет она во дворце, который находится в самой большой горе на Урале – Большой Шолом на хребте Зигальга. (слайд 5). Древнерусское слово «шелом» - «шлем» обозначает также «холм», «бугор». Это слово закрепилось в названии самой высокой вершины хребта Зигальги, но с добавкой, указывающей на величину, - Большой Шолом. Так вот может появляться Хозяйка то тут, то там.

Появляется Хозяйка Медной горы, в руках у нее шкатулка:

Здравствуйте, ребята! В моем царстве много богатств: и минералы, и рудные металлы (слайд 6) . Но краше всего камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях. Красоту и радость несут они людям. Попробуйте отгадать некоторые из них. Ой, а куда же все мои каменья подевались из шкатулки малахитовой? Неужто хитники какие ограбили меня? Вот мой сказ: « Кто найдёт каменья мои драгоценные да вернёт их мне, тому они и достанутся».
Педагог
:

- Ребята, давайте поможем Хозяйке Медной горы!
( Задание: найти в сказах П.П.Бажова драг оценные каменья. Дети находят в сказах П.П.Бажова цитаты, в которых содержится описание др агоценных камней)
1.«Стены дворца Хозяйки Медной горы…малахитовые с алмазом»
2.«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Называются…хризолитами»
3.«Есть такой знак на этот камень. Вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и …золото. В камне том золото и не то, что искорками, а большими каплями да гнёздами сидит»
4.«Из этого камня выделывали мастера уральские штучки всякие, что диву даёшься. Самой высокой цены он, глаз веселит, в сердце весну делает, радость человеку даёт…» (малахит)
5.«А в руке у Степана зёрнышки зелёненькие зажаты. Полнёхонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зёрнышки и говорит: «Да ведь это медный изумруд»
6.«Оба в горе робили, на Гумешках, то есть. Малахит добывали и … лазоревку…»
7.«А из этого камня урал
ьские мастера смородину делали» (агат) (слайды 7-13)


Хозяйка Медной горы:
- Молодцы, ребята! Нашли все мои драгоценные каменья, из которых мастера уральские чудеса вытворяли. За это я вас отблагодарю!

А теперь мне пора возвращаться, но мы еще встретимся, жду вас в своем царстве на уральских горах. До свидания!

Педагог:

Давайте еще раз полюбуемся на драгоценные каменья Хозяйки медной горы.(слайды 14-15)

25мин.

Педагог:

Мы продолжаем путешествие, и наш путь лежит на восток. Горные хребты остаются позади, уступая место холмистой равнине, где расположились десятки голубых озер в каменных берегах с многочисленными заливами. Это знаменитый зауральский озерный край (слайд 16). Батюшка Урал хранит о нем много легенд и историй. Хотите послушать одну из них от самого хозяина?

Давным-давно не было этого озера, а была лишь маленькая речка. На берегу речки стоял замок. Жил в нем злой Карым. Был он маленького роста, с маленькой головой и глазами удава, которые не мигали, а обдавали холодом. На этом же берегу жила красавица Сайма. Повстречал однажды Карым Сайму, решил на ней жениться. Схватил он красавицу и силой увез в свой замок. Перед свадьбой подарил он ей черную жемчужину. Взяла Сайма сей дар, положила на ладонь и заплакала. Попала слеза девушки на жемчужину. И та засияла – голубой волной стала отливать. Словно знала Сайма тайну жемчужины: если она станет голубеть, то все родники на земле откроются. Тогда подбежала Сайма к окошку, открыла его и кинула карымов подарок в речку под окном. Вода в реке прибывать стала, долину собой заполнила. На утро исчез под водой дворец, вместе с Карымом и его слугами. С тех пор, где стоял дворец и бежала речка, озеро с прозрачной, будто хрустальной водой засияло. Люди назвали это озеро – Увильды - «Голубая жемчужина». А деревню около озера назвали «Саймой» (слайд 17).

Ребята вы очень внимательно меня слушали, а теперь поиграем и узнаем, кто из вас уже готов стать краеведом.

(Подвижная игра на внимание и знание названий географических объектов)

Педагог:

Спасибо тебе, Батюшка Урал за интересную историю. Ребята, вам понравилось? Вы можете узнать много легенд и историй о других уральских географических названиях на наших занятиях.(слайды 18-22)

Педагог:

Теперь наш путь лежит к югу Челябинской области, где живет известный на Урале дед Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «Слышь-ко». Что означает: «Знаешь ли?»

Выходит дед:

Слышь-ко, ребятки, побывал я в разных уголках Урала. Хочу, чтоб и вы полюбовались его красотами.

Мой самый любимый уголок - Ильменский заповедник - известный природно-исторический памятник Южного Урала, я могу часами любоваться гармонией его природы. На территории заповедника - более трех десятков очаровательно поблескивающих озер, несколько десятков рек и речушек, воинственно раскинувшиеся леса. Гордость заповедника - музей, где невозможно оторвать глаз от уральской яшмы, голубых топазов, фиолетовых аметистов...(слайд 23)

Второе место делят между собой «Сердце-озеро» и «горное сердце Урала» - национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай». Высокогорное озеро Зюраткуль (находится на высоте 724 метра) овеяно удивительными легендами. Записанная со слов местных жителей душещипательная история повествует: «В глубокую старину жила в этих местах красавица Юрма. Однажды в гневе капризная невеста разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрачное, как слезы прелестной девушки». Кроме того, говорят, что в горах вблизи озера Зюраткуль, ходит-бродит снежный человек... Часто можно услышать шаги в ночной тишине, а ведь на такой высоте даже мыши не живут...(слайд 24)

На третьем месте Сикияз-Тамакский «пещерный град», который находится в долине реки Ай (Саткинский район) - единственный в России памятник подобного рода. Он насчитывает 43 пещеры и грота со следами древнего человека всех исторических эпох - от палеолита до средневековья. По преданиям, сюда тоже захаживает снежный человек, которого местные жители называют «шурале» - «леший».(слайд 25)

Рядом с Верхнеуральском есть гора, популярная у местных жителей - Каменная сопка. Вот уж где природа постаралась: при взгляде на скалу отчетливо видна фигура опустившегося на грудь, отдыхающего верблюда(слайд 26)

Слышь-ко, ребятки, припас я вам задание. Составил карту путешествий по моим любимым местам, а она порвалась на кусочки. Старый я стал, плохо вижу, помогите составить ее и фишками отметьте, те места Челябинской области, о которых шла сегодня речь.

Слышь-ко, ребятки, пока вы собирали карту, я загадал желание и оно обязательно сбудется, чтобы мы еще раз с вами встретились в моих любимых уголках Урала.

Итог

занятия

Множество загадок таят в себе названия рек, ущелий, гор и городов Южного Урала и Челябинской области. Много лет к ряду ученые и краеведы пытаются их разгадать. Кое-что им удалось разгадать, но вопросы остаются. Кто в седую старину дал названия горам и рекам, почему именно так назвали, а не иначе? Мы с вами на занятиях продолжим эту работу, будем много путешествовать. Но, а какие путешествия без походов, без историй у костра.

Мне хотелось бы узнать о вас побольше, для этого вы дома поговорите с родителями, расскажите им о занятие. И если вам у нас понравилось, то заполните карту знакомств и карту путешествий, где вы хотите побывать.

Легенды и истории Урала вам сегодня поведали воспитанники нашего объединения «Юные краеведы» (назвать детей, Хозяйка Медной горы дарит камни, Дед Слышко- карту путешествий, БатюшкаУрал- карту знакомств)

Встретимся на следующих занятиях.

5мин.

Конспект занятия "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий старой и новой "Колывани"
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Рассматривание плана – схемы города.

Ход мероприятия:

Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
Воспитатель : Здравствуйте ребята, садитесь. Какую музыку вы сейчас слушали? Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
- А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) воспитатель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина – это наш край, город, поселок.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Санкт-Петербург, Ростов, Курск. А какой главный город в России? Москва. В Москве живет 8 млн. людей (это население 10 городов – вот какая большая Москва). У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Кто знает, что такое герб? Да – это знак.
Читает ребенок:
У России величавой на гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
-А кто помнит, какой флаг у России?
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска - солнечный рассвет!
Воспитатель: да, Родина у нас всех одна – это Россия, но есть у нас еще одна родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Наша с вами малая Родина – это поселок Колывань Новосибирской области
Поселок Колывань, это поселение в Новосибирской области, которое отличается своей природой и живописными местами. Поселок расположен на реке Чаус, что является притоком Оби. Колывань - это историческое поселение, которое было основано в 1713 году, в качестве маленького острога с несколькими избенками, а сейчас является поселком городского типа.
После основания маленького острога в 1713 году, здесь появилась слобода, основанная ишимскими крестьянами, которая к 1741 году, приобрела статус Чаусской волости. К этому времени острог утратил свое значение, так как никогда не подвергался нападению и, к тому же, граница сместилась к югу. После строительства Сибирского тракта, процветанию и богатству не было конца, развивалась торговля и кустарное производство.

В конце XIX начале XX веков в 50 километрах от поселения появилась железная дорога, и началось развитие города Новониколаевска, сегодняшнего Новосибирска. Это привело к оттоку населения из Колывани и,соответственно, упадку. Революция 1917 года, также, плачевно отразилась на поселении, но, после Великой Отечественной войны поселок Колывань начал восстанавливаться и стал поселком городского типа. Поселок Колывань интересен своими достопримечательностями: Александро-Невский Покровский монастырь и краеведческий музей. Также протекает река, которая славится своими рыбными местами.
Знакомьтесь, дом купца Кривцова
Купец 2-й гильдии Федор Кириллович Кривцов, меценат, один из самых богатых людей Колывани (как рассказали сотрудники Колыванского краеведческого музея, он приёмный сын богатого купца Колывани Кирилла Климовича Кривцова, построившего на свои средства церковь Александра Невского и приделы в соборе Св. Живоначальной Троицы). Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов.

Откуда взялась эта маска на крыше дома?
В доме купца при ремонте крыши, на чердаке была найдена маска, которая сейчас хранится среди экспонатов Колыванского краеведческого музея. В этой маске вы можете увидеть черты лица великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Как рассказывают сотрудники Колыванского краеведческого музея, в 1899 году городская Дума постановила приобрести для города в честь столетия Пушкина две маски. Прозрачный портрет (так называли маску) был укреплен на здании колыванского училища для мальчиков, а второй - на владимирском приходском женском училище.

Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога
Колывань это очень красивый и старинный посёлок с богатой историей. Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году. Много лет прошло, но колыванцы чтят свою историю, трепетно хранят свою летопись в стенах колыванского краеведческого музея.
Но больше всего нам могут рассказать улицы родного посёлка. Даже неведающий человек сможет догадаться, что здания, сохранившиеся до сегодняшнего дня, принадлежали богатым людям.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал первым каменным зданием, построенным в “новой” Колывани.


Строительство Собора было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее “за заслуги по духовному ведомству”. В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища.
Для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый “Во имя Святой великомученницы Екатерины” и правый “Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи”.
Собор просуществовал в своем первоначальном назначении около семидесяти лет. В годы советской власти здание лишилось куполов, горело, реконструировалось под несовместимые с храмом функции. В этот период были утрачены не только православные ценности, навыки духовной жизни и внешний вид церкви, но и среди жителей мало кто помнил само имя церкви. По свидетельствам старожилов внутреннее убранство Собора было несравненно богаче, чем в другой колыванской церкви во имя Александра Невского, разрушенной в 1968 году.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы является первым каменным зданием в Колывани, размещенным на Соборной площади в соответствии с “высочайше утвержденным планом города” 1834 года архитектора К. Турского, связан с общественной и благотворительной деятельностью видного сибирского мецената колыванского купца 2-й гильдии Кирилла Климовича Кривцова, отражает историю существования и разрушения русской православной церкви в Новосибирском Приобье, а также новейший этап, связанный с пробуждением внимания к истокам и ценностям отечественной культуры.
Дорога к Храму
Дорога к Храму для прихожан, место въезда и начало знакомства с Колыванью для туристов.


Реконструкция собора во имя Святой Живоначальной Троицы, 2012 год
Действующий ныне в Колывани храм Александра Невского также является примером благотворительной деятельности колыванских купцов.
29 октября 1878 года на общественном сходе граждан г. Колывани было решено построить новую каменную церковь на Нижней (позже Александровской площади). Сбор средств на её строительство был начат среди прихожан, но после убийства царя Александра II колыванский купец Кирилл Климович Кривцов "пожелал на свои средства построить в память убиенного государя Александра II церковь имени Александра Невского по плану, утвержденному для церкви Покрова". Большое участие в строительстве принимал и сын Кривцова Федор, с открытием храма ставший его церковным старостой. Разрушенный в 60-е годы и вновь восстановленный, этот храм является сегодня визитной карточкой Колывани, а память об отце и сыне Кривцовых навсегда останется в истории Колывани.


Дом самого богатого купца Колывани хранит загадочную историю Кривцовых
Но самое интересное в этой истории, тайна дома купца Фёдора Кирилловича Кривцова. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов. Как рассказывают коренные жители, в этом здании в советское время была тюрьма, до сих пор остались в пристроенных помещениях решётки.
Так вот, этот купец считался самым богатым, но вот только эти богатства после его смерти, так никто и не нашёл. Где он их спрятал? Никто их никогда и не находил, хоть и были попытки, но кроме маски Пушкина, так ничего и не нашли. А ещё точно известно, что от этого здания проходит множество подземных ходов, некоторые из них были найдены, но вот только сокровищ в них не было.
Итог занятия.
- Ребята,поселок Колывань -это наша малая Родина,самое родное место на Земле. Мы с вами -жители нашего родного города. Именно от нас зависит,каким он будет в будущем.

Пока вы ещё дошкольники,вам ещё предстоит делать великие,добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свой город.

Губаренко Светлана Александровна

Воспитатель, МБДОУ (ясли-сад) № 10 "Аленушка", г. Красноперекопск, Республика Крым

Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению // Совушка. 2018. N1(11)..07.2019).

Заказ № 51405

Цель : Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова

определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия.

Материал : Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями города Ялты. Презентация по местам Крыма, пазлы крымской карты.

Ход занятия:

В : Ребята, прошу вас пройти в группу.

Собрались все дети в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся!

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Наши женщины очень любят комплименты!

Давайте подарим им!

(Дети дарят комплименты)

В : Напомните, в какой стране мы живём? (Россия)

Столица России? (Москва)

А где живём мы? (в Крыму)

Столица Крыма (Симферополь)

А в каком городе мы живём? (Красноперекопск)

А где мы сейчас находимся? (в детском саду «Алёнушка», группа «Звёздочки»)

В нашей группе живут мальчики и девочки одной дружной семьёй!

Стихотворение о дружбе (читает ребёнок)

Дружит с солнцем ветерок

А роса с травою

Дружит с бабочкой цветок

Дружим мы с тобой

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады

Только ссориться друзьям

Никогда не надо.

Д/ИГРА «Скажи правильно»

В: Если вы согласны, то говорите «да-да-да», если не согласны, то «нет-нет-нет».

Всё поняли? Тогда начинаем.

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Ну, а споры разрешать? (да-да-да)

Чай с друзьям будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

В : А вы любите путешествовать?

А, что такое путешествовать? (посещать новые места, узнавать что-то новое)

Я предлагаю отправиться в путешествие!

На чём можно отправиться в путешествие? (дети называют)

Назовите водные виды транспорта (корабль, теплоход, подводная лодка, катер, лодка)

Назовите воздушные виды транспорта (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический, корабль)

Назовите наземные виды транспорта (автомобиль, автобус, поезд, велосипед)

На каком виде транспорта мы можем отправиться в путешествие, что бы увидеть

как выглядит весь наш Крым? (на самолёте)

Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте, чтобы познакомиться с природными зонами Крымского полуострова.

Давайте вспомним, кто управляет воздушным судном?

(два пилота, штурман и бортмеханик)

А кто обслуживает пассажиров? (стюардесса)

Что нужно взять с собой в дорогу? (хорошее настроение, здоровье, внимательность)

Давайте построим воздушный корабль!

(Я ПЕРЕОДИВАЮСЬ В СТЮАРДЕССУ)

Ну, что отправляемся?

Прошу занять свои места.

Пристегните ремни, мы начинаем взлёт (звучит звук взлетающего самолёта)

А пока мы будем лететь, я расскажу легенду о происхождении земли.

Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (СЛАЙД 1)

Здесь были горы (СЛАЙД 2)

Реки, водопады, (СЛАЙД 3)

Долины (СЛАЙД 4)

Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы (СЛАЙД 5)

Так на планете появился самый красивый уголок земли.

В: Дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым)

Как называется наш п-ов на котором мы живём? (Крымский п-ов)

Почему его называют полуостровом? (потому что с трёх сторон омывается морям)

Какими морями омывается? (Чёрным морем и Азовским морем)

Чем они отличаются? (Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое)

Наш полуостров сказочно красив!

Крым-это здравница и это чудо-сад

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

Пришло время нам приземлиться в г. Ялта, которая находится на Южном

берегу Крымского п-ова. (показать карту на мольберте) (СЛАЙД 6)

Ребята, кто бывал в Ялте?

Какие впечатления у вас оставил это город? (ответы детей)

Там много есть чудесных мест!

Ласточкино гнездо (СЛАЙД 7)

Медведь гора или Аю-Даг (есть замечательная легенда про эту гору, но мы её узнаем на следующем занятии) (СЛАЙД 8)

Не далеко от города есть миниатюра в море «Русалка с младенцем» (СЛАЙД 9)

- Есть Никитский ботанический сад (но мы с ним познакомимся когда наступит весна)

Ребята, этот год в Росси и у нас в Крыму отмечен как год экологии. Нужно приложить много усилий, чтобы сохранить нашу Крымскую природу. Чтобы она процветала. (СЛАЙД 10)

На побережье Чёрного моря, возле Медведь горы находится детский оздоровительный центр «Артек» (СЛАЙД 11)

Туда приезжают дети со всех уголков мира.

Они в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. (СЛАЙД 12)

На Юге у Чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, все прочих морей синева

По все городам и столицам, идёт об Артеке молва.

В : Вы знаете, что такое дружба?

Напомните мне поговорки о дружбе.

Один за всех и все за одного.

Нет друга ищи, а нашёл береги.

Друг познаётся в беде.

Ребята, давайте выйдем из самолёта и спустимся к морю.

Почему Крым называют «Жемчужиной»? - самый целебный воздух в мире.

РЕЛАКСАЦИЯ

Сядьте в позу лотоса - это поза для медитации (СЛАЙД 13)

(спинки ровные, глазки закрыли, дыхание ровное, спокойное, вспомните что-то приятное, можно мамочку свою или как вы отдыхали в Ялте)

Встаём, напрягите правую руку (левую), правую ногу (левую).

Восстановим дыхание. Подышим правой ноздрёй это придаст нам силу, бодрость.

Энергия Солнца.

Подышим левой ноздрёй это успокоит, охладит нас. Энергия луны.

Ребята, что - то случилось с нашей картой? Давайте соберём её и отправимся дальше в путешествие по северному Крыму.

Д/И «Собери пазлы»

Занимайте свои места.

Пристегните ремни, мы взлетаем.

Ребята мы с вами побывали в горной местности, где есть горы и леса.

(СЛАЙД 14)

- Сейчас будем пролетать над центральной Крымской равниной, направляясь на Север в наш степной Крым, он занимает большую площадь.

Там, где мы с вами живём. Степной он называется потому что много полей.

Может кто-то наблюдал из окошка машины или автобуса такую картину

Огромные поля с полевыми цветами (СЛАЙД 15)

Это целый мир где проживают такие животные (СЛАЙД 16)

- Крымские растения (СЛАЙД 17)

Птицы степей Крыма (СЛАЙД 18)

Сегодня наше путешествие подходит к концу

Но мы обязательно будем путешествовать ещё по Крыму - нашему удивительному краю.

Давайте отстегнём ремни и покинем наш самолёт.

-РЕФЛЕКСИЯ

Где мы побывали?

Что для вас было особенно интересным, новым?

Какие трудности вы испытывали?

О чём бы вы хотели узнать в следующем путешествии?

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Мне очень приятно, что вы умете дружить.

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко.

Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.

Я знаю, вы иногда ссоритесь, как только мелькнёт в чьих-то глазах злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

На прощание давайте скажем девиз о дружбе: «У нас в группе все друзья. Вместе дружная семья!»

  • продолжать знакомить детей с историей улицы Ленина (Качинской, Благовещенской), ее славными жителями – столбистами братьями Абалаковыми; учить ориентироваться по маршрутной карте;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, вызвать у детей чувство гордости за своих соотечественников.

Материал:

  • фотографии-портреты братьев Абалаковых,
  • маршрутная карта: “Детский сад – музей братье Абалаковых”;
  • иллюстрации Красноярских столбов, туристическое снаряжение и набор предметов для игры “Выбери нужное и собери рюкзак” (компас, маршрутная карта, бинт, термос, набор посуды, веревка, набор инструментов).

Предварительная работа:

  • рассматривание серии фотографий “Заповедник “Столбы”, “Край причудливых скал”;
  • совместное с детьми оформление фотогазеты “Моя семья путешествует по заповеднику “Столбы”;
  • совместно с родителями создание в музее ДОУ экспозиции “Туристическое снаряжение”;
  • просмотр диафильма “Заповедник Столбы” с последующей беседой, знакомство с маршрутной картой, оформление альбома с рисунками детей “Край причудливых скал”.

Ход занятия

Воспитатель (приглашает детей в музей МДОУ “История одной улицы”). В городе Красноярске много красивых улиц, зданий (детям предлагается выбрать эмблему с изображением памятников Красноярска “Часовня”, “храм Благовещенский”, “Часовая башня” и распределиться на подгруппы).

Воспитатель. В нашем музее собран материал об истории улицы, на которой стоит наш детский сад. Вспомните какое название носила наша улица в давние времена (улица Качинская: она расположена возле речки Кача; позднее – Благовещенская, т.к. свое начало ведет от Благовещенского храма).

Чем знаменита? Кто прославил нашу улицу?

Воспитатель предлагает детям выполнить первое задание рассказать об одной из достопримечательностей улицы Ленина (дети после обсуждения в команде выбирают экскурсовода и тему экскурсии по экспозициям музея МДОУ: рассказ об ученом садоводе В.М. Крутовском, о художнике В.И. Сурикове, об остроге Красный яр и его основателе атамане Дубенском).

Заслушиваются рассказы каждой команды.

Воспитатель. Я бы тоже хотела бы тоже побывать сегодня в роли экскурсовода и рассказать вам о замечательных жителях улицы Ленина мужественных столбистах братьях Евгении и Виталии Абалаковых, перед вами фотографии этих удивительных наших земляков. Имена этих братьев, известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Родились братья в городе Енесейске Красноярского края, в семье сибирского казака. После смерти родителей осиротевших братьев взял на воспитание дядя, который жил в г.Красноряске, на ул. Ленина. Здесь и прошло их детство. Братья любили проводить свой отдых в заповеднике “Столбы”, так назвались скалы причудливой формы. Всех кто увлекается скалолазанием в заповеднике “Столбы” в Красноярске называют столбистами.

Каким же скалами-столбами увлекались братья Абалаковы.

Для выполнения второго задания детям предлагается выбрать иллюстрации с видами красноярских “Столбов”: “Перья”, “Дед”, “Беркут”, “Чертов палец” (1 фотографию на команду) и предлагает детям рассказать, почему, по их мнению, так называются эти скалы. Дети вместе с воспитателем выслушивают ответы представителя команды.

Ведущий. Столбами Женя и Виталий увлеклись на всю жизнь, даже, когда после окончания школы они уехали в Москву учиться, они каждое лето приезжали в Красноярск и конечно совершали походы на родные Столбы. Братья покоряли не только Столбы, были горы выше во много раз в разных уголках земли. Один раз Женя руководил экспедицией на очень высокие горы, и была одержана победа. Но тогда случилась беда, среди ночи, снежная пещера, где укрылись альпинисты, была замурована толстым слоем снега. Женя руками, лопатой раскапывал спасительный проход, победил, спас товарищей. Ему присвоили звание – заслуженный мастер спорта. Виталий Абалаков стал инженером конструктором. Как вы думаете кого называют конструктором (изобретатель, придумальщик) Имя Виталия Абалакова известно любому туристу. Он изобрел очень удобное снаряжение для скалолазов. Какое снаряжение необходимо, чтобы забраться на скалу (веревка толстая, удобная обувь, которая цепляется за скалы, крючки цепляться за скалы, особые гвозди, которые можно вбить в расщелины скалы).

Каждый, кто увлекается походами, мечтает раздобыть настоящий абалаковский рюкзак. Чтобы узнать, что необходимо положить в рюкзак настоящего скалолаза – столбиста, мы поиграем в интересную и хитрую игру “Выбери нужное и собери рюкзак”.

Каким качествами характера должны обладать настоящие столбисты, такие как братья Виталий и Евгений Абалаковы (смелыми, многое уметь, не бояться трудностей, выносливыми, помогать товарищам). Сегодня мы познакомились со знаменитыми братьями, их именем названа одна из улиц нашего города, есть даже музей братьев Абалаковых.

К нам в детский сад пришло необычное письмо от работников музея братьев Абалаковых. Что же написали нам музейные работники? “Дорогие ребята. Вы изучаете историю своей улицы, собираете материал о жителях, которые прославили улицу, на которой они жили и свой город Красноярск. Мы приглашаем вас в музей смелых скалалазов-столбистов братьев Абалаковых. Мы приглашаем вас в гости. А как нас найти вам подскажет маршрутная карта”.

Дети вместе с воспитателем, используя маршрутную карту, отправляются в дом-музей Абалаковых, где экскурсовод познакомит ребят с экспозицией музея.

Часто ли мы, взрослые, задумываемся о своих национальных корнях? О том, кто были наши прадеды, и как они жили? Почему у нас именно такая культура, а никакая то иная и нужно ли" ее беречь..? К сожалению, большинство из нас не только не ищет ответы на эти вопросы, но и предпочитает вообще не вспоминать о своих истоках и любит повторять, что такая мол теперь ситуация – “живем одним днем”. А что же говорить о детях, об их духовно – нравственном состоянии. Общество крайне озабочено духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения. В связи с этим важнейшей задачей воспитания, определенной Концепцией модернизации российского образования является формирование гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Как порастающее поколение вернуть к нравственным ценностям?

Проблематика вопроса, о которой я говорила выше “натолкнула” наш коллектив на идею: главным условием присвоения ребенком общечеловеческих, нравственных ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, формирование его самосознания является его окружение, его социум, в котором он живет, учится, творит, выстраивает взаимоотношения.

Поэтому целью своей деятельности в рамках социализации личности дошкольника мы определили как формирование базовой культуры личности ребенка, нравственности, гражданственности через решение следующих задач, представленных на экране.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где он проводит большую часть своего времени.

Немало важную роль в ознакомлении дошкольников с социумом ближайшего окружения является организация в ДОУ развивающей среды, Центральным звеном которой является мини-музей “История одной улицы”.

В нем подобран и представлен материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике ул. Качинской, Благовещенской, Ленина. Экспонаты представлены фотографиями, макетом, альбомами, предметами городского быта ХVIII–ХIХ вв., эскизами городского костюма.

Особую гордость у нас педагогов, родителей вызывает тот факт, что дети с большим удовольствием проводят экскурсии по мини-музею для своих младших товарищей, сотрудников, родителей, гостей нашего сада. У каждого ребенка-экскурсовода есть любимая экспозиция. Желающих быть экскурсоводами всегда очень много, дети с удовольствием рассказывают о любимом экспонате музея, поэтому экскурсии всегда" проходят очень интересно и живо. Во время проведения этих экскурсий дети учатся общаться: тактично, с уважением обращаться с вопросами, просьбами; внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека приветливо с улыбкой, доброжелательно предлагать свою помощь другим.

С 2005 года совместно с сотрудниками Литературного музея мы разработали и реализуем образовательную программу мини-музея “История одной улицы”, этой маленькой Родины, а у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на "протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Целью про граммы является формирование у детей через создание социокультурной сферы целостной картины мира, основ гражданственности, интереса к своей малой Родине.

В процесс е организации музейных занятий особое внимание уделяется знакомству с особенностями города, нашего района. Выделение объектов для такого рода экскурсий, прогулок, целевых посещений во многом связано с особенностями нашего района, а именно, улица Ленина как исток возникновения острога; со зданием мужской гимназией ныне Политехническим университетом, музеем-усадьбой В.И. Сурикова.

В 2007 году мы познакомились с новым для нас объектом культурного наследия домом-музеем братьев Абалаковых. В ходе музейного занятия дети узнали много интересного о знаменитых красноярцах столбистах, увидели снаряжение, которым пользуются скалолазы. И даже пообщались с кандидатом в мастера спорта по скалолазанью.

На протяжении 3 лет наш детский сад в рамках работы музея дружит с ветераном Великой отечественной войны, жителем ул. Ленина Копытовым Юрием Александровичем. Он частый гость в нашем музее.

Нам важно знать результат нашей· работы в этом направлении, в связи с чем совместно с психологом ДОУ разработан специальный опросник для детей старшего возраста, цель которого определить динамику социального развития каждого ребенка.

Высокую оценку нашей музейно-образовательной деятельности дали сотрудники Литературного музея. В журнале “Красноярские ярмарки” они так отзываются о нашем сотрудничестве. Цитата: “Ведь это даже не сотрудничество, а настоящее сотворчество! Неслучайно именно с этим коллективом родился необычный совместный проект по созданию детского музея по истории улицы Благовещенской – Ленина, а также совместная музейно-образовательная программа по краеведенью “История одной улицы”. Музей получился прелюбопытный – пройдя по дощатой мостовой, дети попадают в миниатюрный купеческий особняк 19 века. Лейтмотивом работы музея стали слова Ренара “Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная”.

Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной “картины мира”, для развития социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей “малой Родине”.

И сегодня актуальны слова нашего выдающегося педагога В. А. Сухомлинского “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества”.