МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

на тему:

«Буква З»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

объединения « Радуга»

Р.Г. Тихонова

Тимашевск,

2016

Тема занятия по обучению грамоте: «Буква З».

Цель: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения слов с новыми и изученными буквами.

Задачи:

Образовательные:

- научить выделять звуки в речи, обозначать их на схеме; научить читать слоги, слова с буквой З;

Закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять модели слов; - обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

Совершенствовать графический навык письма;

Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:

- формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Оборудование: мультимедийная презентация; индивидуальные сигнальные карточки, карточки со словами; цветные сердечки;

Конспект занятия

1.Актуализация знаний.

Психологический настрой.

Приветствие детей.

На занятиях каждый день

Делаем зарядку. Выполняем упражненья строго по порядку.

Все присели, дружно встали.

Повертели головой.

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Подготовка рабочего места.

Отношение к учению и поведение на занятиях.

Аутотренинг «Психологическая минутка».

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

Мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. –Кто наши помощники?

-Выполним упражнения для развития артикуляционного аппарата:

-«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

-(губки, зубки, язычок).

Правильное произношение звуков

Игровая

Определение темы занятия.

Какое сейчас время года? - Кто летом серый, а зимой белый?
- Наша планета.
- Слово – приветствие при встрече.
- Буквы мы пишем, а произносим…? (на экране появляются иллюстрации и слова с названиями). -Что особенного заметили в словах? -Назовите тему занятия.

Зима
-Заяц.

Земля.

Здравствуйте!

Звуки.

Все слова начинаются с одной буквы.

Тема занятия: Буква Зз.

Определение темы занятий ведется на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что ещё не известно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Мультимедийный проектор

2.Цель.

Кто определит цель нашего занятия?

Какие задачи нужно решить, чтобы достичь эту цель?

Будем изучать букву Зз.

Дать характеристику звуков;

Познакомиться с буквой Зз;

3.Открытие новых знаний.

Отгадайте загадку:

Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает

Правильно, это замок.

Ребята, с какого звука начинается слово «замок»?

Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (зонт, забор, зебра, заяц, зима).

А с какого звука начинается слово зебра?

Произнесите отдельно звуки [З] и [З ΄]

Какие это звуки?

Составьте схемы слов (по вариантам)

Проверка на доске

Замок.

Со звука [З]

Зонт, забор, зебра, заяц, зима.

-[з΄]

Это разные звуки: твердый и мягкий согласный.

Дети работают с карточками.

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Словесный, наглядный;

Частично - поисковый.

картинки

Частично - поисковый метод

Презентация

«Картинки со звуками»

Оцените себя как составили схемы с помощью волшебных линеечек. (Если схему составили быстро и правильно - звездочку поставьте вверху, если вызвало затруднение - чуть ниже, а если не смогли –то внизу).

Что было трудно?

Оценивание.

Оценка – выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Ориентация на понимание успеха при изучении нового.

Критериальный подход к оценке деятельности. Дети включаются в ситуации самоконтроля, и самооценивания.

Развитие внимания и запоминание графического образа буквы Зз.

Для двух разных звуков - твердого З и мягкого З - есть одна буква З . Найдите ее на странице тетради.

Возьмите карандаш, обведите буквы З з.

Какую задачу выполнили?

В тетради дети находят и обводят буквы З з.

Дали характеристику звуков и познакомились с буквой Зз.

Удержание учебной цели.

Частично- поисковый метод.

4.Преобразование полученных знаний.

А сейчас будем решать третью задачу: будем учиться читать слоги с буквой Зз.

Игровой приём «Эхо».

На доске написаны слоги:

за за за за зо зо зо зо зу зу зу зу

зя зе зю зи зе

Первую строку читаем «как эхо», вторую – «как ручеёк» (быстро).

Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Дети читают слоги

Коллективная работа

Игровой приём

Разминка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да смотри, не упади.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два прыжок.

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы.

А сейчас поработаем со словами. Перед вами карточки со словами (Зина, Зоя, зонт, зонтик, зима)

Прочитайте их и разделите на 2 группы.

Как можно разделить слова?

Давайте проверим.

Как написаны имена (с заглавной буквы)

Что особенного в словах второго столбика?

Как еще можно разделить слова?

Дети делят на группы по признакам.

Слова с 2 слогами в одну группу, с 1 слогом в другую.

Дети проверяют

(коллективная работа)

Имена в одну группу, остальные в другую.

С мягким согласным в один столбик, с твердым - в другой.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

нализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных);

- Построение логической цепи рассуждений;

Здоровьесберегающие упражнения.

Исследовательский метод

(самостоятельность обучающихся в выборе форм, проявление деловой и творческой активности).

Частично – поисковый метод деятельностного подхода в обучении.

Технология перспективно - опережающего обучения

Какую задачу выполняли?

Удержание цели и задач.

Я предлагаю вам еще поработать в парах.

Скажите девиз совместной работы

Назовите слова с противоположным значением, которые начинаются на звук З.

Вместе – не трудно,

Вместе - не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Летний – зимний;

добрый – злой;

глухой – звонкий.

- Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с педагогом и сверстниками.

Технология сотрудничества.

5.Рефлексия. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

6.Оценка деятельности.

Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на занятии. – Какой была тема занятия? – Что нового для себя узнали? – Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

- У вас на столах лежат сердечки трёх цветов. Если вам не понравилось занятие, то выберите синее сердечко; если чему-то научились, но не очень хорошо запомнили, то – зелёное сердечко; если всё понятно и всё запомнили, то–красное сердечко. Спасибо за работу!

Познакомиться с буквой Зз.

Дети высказывают мнение.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

1. Кто из насекомых любит букву З? Комар! Он, когда летит, всё время поёт "Ззззззззз" Давай полетаем вместе с ним (картинка взята )
«Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: 3-3-3. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сде­лай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3. Куда привела красная дорож­ка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: 3-3-3.

2. Найди слова на букву З ()



3. Прочитаем слоги (твёрдые и мягкие)! ()

Буква З может быть:
а) твёрдой (например, в словах: зонт, морозы) "Ззззз" поёт большой комар
б) мягкой (например, в словах: зима, зебра) "зь-зь-зь" поёт маленький комарик

4. Определение твёрдого и мягкого звуков.
= ЗА, ЗО, ЗЯ, ЗУ, ЗЁ, ЗЮ, ЗЫ, ЗИ
= АЗА, ОЗЁ, УЗЮ, УЗУ, ИЗА
= [ЗЬ] зебра, земляника, газета, изюм, магазин, корзина, зима
= [З] замок, звонок, зонт, ваза, коза, фазан, зубы


5. "Поймай комара" - на звук [З] нужно хлопнуть (взято )
= Ш-Р-З-М-Ф-З-Щ-З
= ША-РА-ЗА-МА-МО-ЗО-ФУ-ЩУ-ЗУ
= МЫ-ЗЫ-ТЫ-ПЫ-ЗА-КА-ДА-ЗО-ТО-КО

6. Составим новые слова, используя приставку "за" (с мячом) ()
= бить - забить
= ехать - заехать
= бросить - ...
= брать - ...
= звонить - ...
= мазать - ...
= ползти - ...
= думал - ...
= ходить - ...
= писать - ...
= точить - ...
= красить - ...
= вязать - ...
= бежать - ...
= стирать - ...
= шёл - ...
= шить - ...
= петь - ...
= кричать - ...
= болеть - ...
= клеить - ...

7. Образуй глагол от существительного (с мячом) ()
= застёжку - застёгивают
= запасы - запасают
= зажимом - зажимают
= замазкой - замазывают
= заколкой - закалывают
= задания - задают
= загадки - загадывают
= запеканку - запекают
= заварку - заваривают
= заказы - заказывают

8а. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З и С ("З" отличается от "С" только тем, что он звонкий, т.к. артикуляция этих звуков одинакова).()
На слог со звуком "С" - хлопаем, на слог с З - топаем.
= СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ

8б. Физкультминутка
Присесть, если услышишь слово со звуком "С" и подпрыгнуть, если услышишь со звуком "З" ()
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

9. Игра "Добавь слоги" (звуки С и З) ()
У меня рассыпались слова. Помоги их собрать, добавляя слоги СА или ЗА.
1) = ко..
= ро..
= берё..
= ли..
= так..
= поль..
= гро..

2) = ..ни
= ..мок
= ..ша
= ..пах
= ..яц
= ..дик
= ..втрак

3) слоги СЫ или ЗЫ:
= ве..
= мимо..
= бу..
= у..
= водола..
= подно..
= воло..
= гро..
= моро..

10а. Письменная буква З ()
10б. Прописи с З ()

10в. Печатная буква З ( , )

10г. Обведи контур букв ()

10д. Обведи букву З (ищите )


10е. Тренируемся писать букву З (нашла )


11а. Рабочий лист ()


11б. Рабочий лист из "Игры на развитие речи"

11в. Рабочий лист из книги Пилат


11г. Рабочий лист (ищите )


12. Логопедическое лото (авторская разработка)


13. Подарки для большого комара и для маленького комарика ()
Большой комар любит подарки, названия которых начинаются на твёрдый звук "З", а маленький - на "ЗЬ". Соедини линиями, кому какой подарок!

14а. Найди то, что на букву З ()

14б. Обведи только те картинки, в которых есть звук З (зд сь)

14в. Найди слова с буквой З ( ищите)


14г. Отметь слова со звуком "З"! ()


15. Найди все спрятанные буквы З ()

16. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написана правильно. Соедини их ниточками с зайкой. ()

17. Добавь недостающий элемент. ()

18. Среди всех букв найди букву З ()


19. Найти среди наложенных букв букву З! (

Разделы: Работа с дошкольниками

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята, с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)

IV. Подведение итога занятия.

Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

Познакомить детей с буквой «З» ;

Анализ, синтез и чтение обратных и прямых

Преобразование прямых слогов;

Учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

Учить детей показывать мимикой различные

эмоциональные состояния.

Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»

Давайте вспомним какой это звук .

Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

А теперь я произнесу слог - ЗУ.

Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .

звук ?

Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .

Какой гласный? Какой согласный звук ?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .

4. Дидактическая игра «Телефон» .

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

6. Физминутка.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З» .

Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .

Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З» .

Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.

Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Обводим по контуру букву «З» в кассе.

А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ

А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.

ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .

Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.

10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.

Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

Чем будем обозначать? – Красными полосками.

Какой первый слог? (дети называют)

Какой второй? (дети называют)

Повторите первый слог. (дети повторяют)

Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Повторите второй слог. (дети повторяют)

Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия .

С какой буквой мы сегодня знакомились?

Сколько элементов у этой буквы ?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.

Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад