Лина Ширтанова
План совместной работы школы и ДОУ
Цель : формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе .
Задачи :
Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;
Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования города Чебоксары
Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;
Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе ;
Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения ;
Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;
Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.
Принципы взаимодействия :
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;
Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
Развитие коммуникативности как одного из важнейших направлений социального развития.
№ Мероприятие Сроки Ответственный
Методическая работа
1 Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе сентябрь ст . воспитатель
уч. нач. классов
2 Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе Концепции Образовательной системы «Школа -2100 » сентябрь воспитатели
3 Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе сентябрь уч . нач. классов
5 Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе :
Цель : знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы .
Воспитатели,
уч. нач. классов
6 Педагогическое совещание в дошкольной группе .
Вопросы для обсуждения :
роль дидактических игр в обучении дошкольников ;
творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;
итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе . май воспитатели,
учитель начальных классов
7 Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению май старший воспитатель
8 Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению » сентябрь воспитатели, учителя нач. классов
Работа с родителями
1 Круглый стол «Педагогика сотрудничества : педагог-ребенок-родители» ноябрь воспитатели, учителя нач. классов
2 Оформление стенда в группах ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» декабрь воспитатели
уч. нач. классов
4 Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» . Январь воспитатели, учителя нач. классов
5 Нетрадиционные формы работы с родителями .
6 Наглядная Информация «Как помочь ребенку подготовиться к школе » ; март Воспитатели, учителя начальных классов
7 Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу - важное событие в жизни детей». апрель воспитатели, учителя нач. классов
8 «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе ». апрель учителя нач. классов
9 Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе . май воспитатели
10 Выставки детских работ в течение года воспитатели
Работа с детьми
1 Экскурсии детей в школу :
знакомство со зданием школы ;
знакомство с кабинетом (классом) ;
знакомство со школьной мастерской ;
знакомство со физкультурным залом;
знакомство со школьной библиотекой . в течение года воспитатели, учителя нач. классов
2 Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста февраль воспитатели
3 Работа «Школы будущего первоклассника» Сентябрь -апрель учителя нач. классов
4 Выпускной балл «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа !» май воспитатели, музыкальный руководитель
Совместный спортивный праздник МБДОУ д.с.№77 и МБОУ НОШ №2
«Осень в гости к нам пришла».
Участники:
Дети средней группы МБДОУ г.Одинцово;
Ученики 3 класса МБОУ НОШ №2
Ц ели:
Сплочение школьников и детей детского сада, развитие чувства ответственности за младшего по возрасту .
Создание благоприятных условий для социализации детей.
Содействие становлению здорового образа жизни.
Развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу;
Создать праздничную атмосферу .
Обогащать художественные представления об осени;
Задачи:
Развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками и школьниками.
Повышать самооценку детей;
Формировать ответственность школьников и более серьезное отношение к дошкольникам.
Развивать у детей познавательный интерес, креативность на основе соревновательного мотива.
Этапы реализации:
1.Создание инициативной группы среди родителей и педагогов.
2. Планирование совместных мероприятий, развлечений с детьми с учетом интересов школьников и дошкольников.
3. Подготовка и проведение праздников в течение года.
4. Подведение итогов
Ведущий:
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,
Чтоб в праздник наш осенний, звенел бы детский смех.
Чтоб дружба не кончалась, чтоб музыка звучала,
Чтоб песенок и шуток, хватило бы на всех!
В праздник осенний гостью мы ждём.
Давайте мы Осень к нам позовём.
(Дети все вместе зовут Осень) :
Все вместе:
Приходи к нам в гости Осень
Очень мы тебя все просим!
(Под музыку входит Осень, разбрасывает листочки и карточки )
Осень:
Здравствуйте, ребята!
Зовут меня все – Осень золотая,
Прошла я по полям и по лесам.
Всех с праздником осенним поздравляю!
Как хорошо, как весело всем нам.
Вам нравится, что Осень к вам приходит
И радует своею красотой?
Лесам и рощам жёлтые наряды
Заботливо я приношу с собой.
Ведущий:
Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!
1.Ребёнок:
Одарила гостья-Осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов!
Так давайте славить Осень
Песней, пляской и и грой!
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!
Осень: Давайте поиграем. Помогите мне ребята разобрать карточки по корзинкам: грибы, цветы, листочки и цветочки (дети под музыку собирают карточки и раскладывают по корзинкам).
Ведущий:
Вот послушай, Осень, какие стихи приготовили для тебя ребята:
1.Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень:" Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета.
2. Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные -
Рябине,
Фартук розовый -
Осине,
Зонтик желтый -
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
3.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется
4. Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять
Кап-кап, кап-кап
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Ведущий:
Нам совсем не страшно
Бегать под дождём.
Если дождик сильный
Зонтики возьмём!
Осень:
Хорошо стихи читали, мне понравились. Поиграем и выясним, кто самый ловкий.
Игра 1:
Подвижная игра со стульями. В центре зала стоит зонтик,вокруг него стульчики, количество их должно быть на один меньше, чем участников. Звучит веселая музыка, и дети бегают вокруг стульев. Как только музыка остановится, игроки быстро должны сесть на стулья. кому места не досталось тот выбывает из игры, а один стул убирается.
Игра 2:
Собери каштаны!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются каштаны. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше каштанов.
Ведущий:
Дождь осенний не пускает,
С нами в прятки он играет.
Мы его перехитрим,
Долго капать не дадим.
Не страшен дождь нам никакой,
У нас есть танец озорной!
Дети исполняют танец «Полька».
Осень: Отгадайте – ка, ребятки, интересные загадки:
1.Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
2.Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
3.В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)
4.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
3.Конкурс-марафон «Шарик в ложке»
Участникам необходимо пронести теннисный шарик, который будет лежать в столовой ложке.
Ведущий:
Деревья все осенним днем
Красивые такие!
Давайте песенку споем
Про листья золотые.
Дошкольники исполняют песню «Листики» .
4.Конкурс «Меткий стрелок»
(От стены к стене натянута верёвка, на которой на ленточке висят погремушки. Дети по очереди бросают мяч, стараясь попасть в погремушку.)
5. «Весёлая эстафета».
Школьник в команде привязывает к ногам пластиковые решётки и бежит до стульчика. Возвращается и передаёт эстафету касанием руки дошкольнику, который бежит к стульчику и выбирает фрукт или овощ и бежит назад.
Совместный прощальный хоровод.
Осень :
Да, ребята, разная я бываю - весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождём и мокрым снегом. У вас в гостях сегодня было очень весело и тепло. За ваше гостеприимство я хочу вас угостить (печенье-грибочки).Прощается и уходит.
Ведущий.
Что ж, друзья, пора и нам расходиться по домам.
Грибочки будем жевать и осень вспоминать!
Подведение итогов:
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;
участие в праздниках и развлечениях формирует у детей дисциплинированность, культура поведения;
участие в праздниках расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию детей;
праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, красочность выступлений - все это важные факторы эстетического воспитания;
участие детей в пении, играх, эстафетах, конкурсах укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений;
Татьяна Жилеева
План работы по преемственности между ДОУ и школы
Цель :
обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) .
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям :
Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы );
- работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).
Задачи :
1. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе .
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .
3. Развитие ведущей деятельности каждого периода детства :
Игровой – в дошкольном ;
Учебной – в младшем школьном возрасте .
Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.
Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.
1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях . Образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей) . Способствует развитию у ребенка следующих качеств : креативности, интеллектуальности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки.
2. Координация программ дошкольного и начального общего образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с ФГОС;
3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;
4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;
6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего ) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности . При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.
Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана :
1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе :
3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности , ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых, навыков работы в парах , группах; умения следовать предложенному алгоритму действий.
4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
5. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.
6. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.
Сентябрь
1. Составление совместного плана работы , и его согласование с администрацией школы Администрация школы , ст. воспитатель, воспитатели подготов. группы
Ст. воспитатель Сентябрь
2. Проведение праздника – Дня Знаний для детей старшей и подготовительной групп Муз. руководитель,
воспитатели групп Муз. руководитель,
воспитатели групп Сентябрь
3. Посещение торжественной линейки в школе 1 сентября воспитатели подготов. группы
Сентябрь
4. Беседа с детьми на тему :
«Школа – это интересно » Сентябрь
5. Информация на сайте школы «Приём в 1-ый класс» (о начале приёма в 1-ый класс, правила приема, образовательные программы Администрация школы Администрация школы сентябрь , далее в течение года
6. Оформление наглядных материалов для родителей :
«Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет» , учителя начальных классов, родители Воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов Сентябрь, далее в течение года
7. Организация предметно - пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа » .
Воспитатели подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Сентябрь, далее в течении года
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Диагностика промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » Н. Е. Вераксы Воспитатели
Воспитатели
подготовительной группы
2. Экскурсия с детьми «Дорога в школу »
(к зданию школы ) Ст. воспитатель,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
3. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе «Готов ли ваш ребенок к школе ?»
родители
воспитатели подготов. группы
4. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе » Ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Ст. воспитатель Октябрь
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Изучение воспитателями программы 1 класса, изучение учителями начальной школы основной общеобразовательной программы ДОУ
Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель,
2. Чтение и рассказывание стихов о школе Воспитатели , воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
3. Экскурсии по школе . Знакомство со школой (классы, спортивный зал, библиотека) Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
4. Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим руку к письму» Воспитатели, подготовительной группы,
родители
Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Рассматривание картин, иллюстраций отражающих школьную жизнь Воспитатели , воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
2. Сюжетно- ролевая игра «Скоро в школу .
Анализ деятельности воспитателя в ходе сюжетно-ролевой игры «Скоро в школу »
Ст. воспитатель,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
3. Посещение уроков в 1 - м классе воспитателями ДОУ по темам :
Использование развивающих игр в обучении математике;
Использование элементов развивающего обучения на уроках. Администрация школы ,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
родителей :
«Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению »
Воспитатели, подготовительной группы,
родители
Воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Компьютерная презентация для детей подготовительной группы «Знакомство со школой » Воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
2. Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Воспитатели подготовительной группы
3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
воспитатели подготовительной группы
4. Посещение занятий в подготовительной группе учителями школы по темам :
Организация и проведение НОД по обучению грамоте, по математике;
Учителя начальных классов,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Январь
5. Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ :
«Общие понимания и требования готовности ребенка к школе »
Учителя начальных классов,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Январь
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Экскурсия в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекаря) Воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Февраль
2. Конкурс детских рисунков «Я – будущий ученик» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы,
родители
Воспитатели подготовительной группы
3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
Постройка снежных сооружений
Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
воспитатели подготовительной группы
4. Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ » Учителя начальных классов,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Февраль
5. Консультация для родителей будущих первоклассников :
«Как правильно организовать свободное время ребёнка» Воспитатели подготовительной группы, родители
Воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Приглашение первоклассников в ДОУ
Воспитатели, воспитанники подготовительной группы, первоклассники
Администрация школы ,
ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Март
2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
Весенний трудовой десант Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Март
3. Консультация для родителей будущих первоклассников :
«Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе » Воспитатели подготовительной группы, родители
Воспитатели подготовительной группы
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Беседа с детьми о профессии учителя (с приглашением учителя нач. классов) Учитель начальных классов,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы,
Администрация школы ,
ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Апрель
2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :
По благоустройству территории ДОУ Администрация, учащиеся школы ,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы
Администрация школы ,
ст. воспитатель Апрель
3. Диагностика итоговых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы »
Воспитатели подготовительной группы
4. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
«Наша школа : традиции, перспективы»
Администрация школы ,
родители Администрация школы Апрель
Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения
1. Своевременный медицинский осмотр детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья и уровне физического развития воспитанников подготовительной группы. Мед. сестра,
родители Мед. сестра В течении года, май
2. Анкетирование родителей
«Насколько вы готовы быть родителем школьника ? Воспитатели подготовительной группы,
родители Воспитатели подготовительной группы
3. Организация тематической творческой выставки : “Вот что я умею!” Учителя начальных классов, первоклассники,
воспитатели, воспитанники
подготовительной группы,
родители
Учителя начальных классов,
воспитатели подготовительной группы
4. Оформление наглядных материалов для родителей :
«Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе » Воспитатели подготовительной группы,
учителя начальных классов,
родители Воспитатели подготовительной группы,
учителя начальных классов
5. Итоговое совещание. Представление отчета по реализации плана по преемственности Администрация школы ,
заведующий,
ст. воспитатель,
воспитатели подготовительной группы Администрация школы ,
заведующий,
ст. воспитатель
6. Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад!»
Первоклассники,
воспитатели, воспитанники подготовительной группы Администрация школы ,
Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики БеларусьТема:
сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели
:
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат:
выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.
Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.
Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.
Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:
Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.
Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.
Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.
Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.
Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап
- 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.
Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.
Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.
Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:
1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.
2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.
3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».
Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.
План СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель:
1. Создать условия для успешной адаптации первоклассников.
2. Организовать систему взаимодействия педагогов школы и воспитателя через совместное проведение методических мероприятий, работу с детьми и родителями.
3. Обеспечить готовность дошкольников к обучению в начальной школе и продолжению обучения в основной.
План работы по преемственности детского сада и школы
1.Совместные педагогические мероприятия |
||
«Изучение и анализ дошкольной основной образовательной программы и программы начальной школы» наметить пути их реализации в плане преемственности | Ответственные: завуч школы |
|
2.Совместные культурные мероприятия |
||
Наблюдение за адаптацией выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями о каждом выпускнике ДОУ, обсуждение творческого развития и индивидуального подхода к детям) | Ноябрь-январь | ст. воспитатель |
«Конкурс на лучшую елочную игрушку» (Выставка поделок ручного труда школьников-выпускников ДОУ и воспитанников детского сада) | ст. воспитатель |
|
Организация совместного концерт школы и воспитанников детского сада (на базе детского сада) | муз. руководитель д\с |
|
Экскурсия «Предварительное знакомство будущих первоклассников со школой» | ст. воспитатель, завуч школы |
|
3.Взаимопосещения |
||
Учителями НОД в подготовительной к школе группе по математике, подготовке к обучению грамоте | Завуч школы, ст. воспитатель |
|
Воспитателями уроков в 1-х классах | Завуч школы, ст. воспитатель |
|
Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и НОД в детском саду». | Завуч школы, ст. воспитатель |
|
4. Забота о здоровье |
||
Совместное заседание психологов д\с и школы, воспитателей подготовительной к школе группы | психолог д\с, ст. воспитатель |
|
Оформить карты индивидуального развития ребёнка выпускника д\с | психолог д\с, воспитатели |
|
5.Работа с детьми |
||
Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Для чего нужно учиться в школе» Оформить с - р игру «Школа» подгот. в группах | воспитатели групп |
|
ООД: Занимательная деятельность по теме «Здание школы» Рассматривание картины «Школа» | Воспитатели групп |
|
Целевая экскурсия к школе «Дорога в школу» | ст. воспитатель |
|
Оформить подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» | воспитатели старших групп |
|
6. Работа с родителями |
||
Консультации: «Как выбрать школу.» «Какими ЗУН должен обладать ребёнок при поступлении в школу» » | ст. воспитатель |
|
«Портрет будущего первоклассника; | ст. воспитатель |
|
Семинар-практикум «Скоро в школу» | ст. воспитатель, психолог |
|
«Психологическая готовность родителей к школе» | психолог д\с |
|
Анкетирование родителей: «Как помочь учиться» | воспитатели старших групп |
|
Родительское собрание для детей старшей «В школу с 6-ти лет. За и против» | ст. воспитатель, психолог |
|
«Презентация школ» | Ст. воспитатель, учителя школ |