Cлайд 1
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.Cлайд 2
Эпиграф урока Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»Cлайд 3
История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. за это время поэт несколько раз обращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании. Герой-монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осуждённый на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша».Cлайд 4
Поэма «Мцыри» написана в 1839 году «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря.Cлайд 5
Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. ЛермонтоваCлайд 6
Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию».Cлайд 7
На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. П. А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838Cлайд 11
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе» М.Ю. Лермонтов. 1832 год.Cлайд 12
Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребёнком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников алы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной…Cлайд 13
…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г. Белинский Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Мцыри. Рисунок Ф.Д. КонстантиноваCлайд 14
– художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном. «…И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» И. Андронников Образ в литературеCлайд 15
Cлайд 16
Тема и идея произведения Эпиграф к поэме («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю») взят из библейской легенды об израильском царе Сауле его сыне Ионафане, юноша «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Первый эпиграф «Родина бывает одна» (французское изречение). Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)? -Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?Cлайд 17
Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.Cлайд 18
Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.Цель: продолжить знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.
Задачи:
- Обучающая : сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить основные особенности направления.
- Развивающая : развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу. Показать красоту и атмосферу Кавказа.
- Воспитательная: способствовать развитию коллектива и умения работать в нём, воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к поэтическому слову.
Тип урока: комбинированный
Методические приёмы:
- Беседа по вопросам,
- Комментарии учителя,
- Анализ текста,
- Выразительное чтение,
- Работа в группах.
- Составление кластера.
- Предварительная работа:
Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям
Ученики: готовят дома выразительное чтение, формируют группы для работы на уроке.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, раздаточный материал.
Время реализации занятия - 45 минут
Вид медиапродукта : наглядная презентация учебного материала
Целесообразность использования медиапродукта:
- Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
- Повышение эффективности усвоения учебного материала
- Развитие наглядно-образного мышления
- Помощь в достижении развивающих задач урока.
Ход урока
I. Oргмомент.
II. Погружение в тему.
1. Работа над понятием романтизм
2. составление опорной таблицы.
III. Основная часть.
1. Лермонтов и Кавказ
2. Работа по группам 1-2
3. Подбор ассоциаций к картинам
4. Работа по группам 1-4
IV. Подведение итогов. Просмотр Презентации. И составление кластера.
V. Домашнее задание. Выставление оценок.
1. Организационный момент.
Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя новое.
2. Погружение в тему.
- Учитель : Вспомните и назовите основные течения в литературе конца XVIII - начала XIX веков? Слайд 2
- Кого из представителей сентиментализма вы можете назвать? Какое произведение он написал? Слайд 3
- Какие основные черты сентиментализма вы можете вспомнить.?
- Кого из представителей романтизма вы можете вспомнить? Слайд 4
- Отметьте черты, которые, по вашему мнению, будут характерны для романтизма?
- (работа с раздаточным материалом) слайд 5-7 Приложение №1
- Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку.
- Субъективность повествования.
- Герой - второе “Я” писателя.
- Культ чувства.
- Культ личности.
- Столкновение исключительной личности и государства.
- Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроение героев; неоднозначность характера.
- Герой-мечтатель, живущий в выдуманном мире или герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе “за угнетённую свободу человека”.
- Субъективное повествование, неоднозначная авторская позиция.
- Повесть, дневник, письма.
- Показать несовершенство окружающего мира и идеальность созданного мира, к которому надо стремиться.
- Сострадать, пробуждать лучшие чувства.
- Поэма, баллада, элегия, роман, повесть
Составление таблицы. Слайд 8
III. Основная часть.
Учитель: и так тема нашего урока. Мцыри- романтический герой. Мы должны посмотреть на образ Мцыри через призму романтизма и найти черты характера, приёмы создания образа, которые нам позволят сказать: “Да перед нами романтический герой!” слайд 9-10
Где происходит действие в поэме “Мцыри”? слайд 11
Рассмотрите картины, написанные М.Ю. Лермотовым слайды 12-15
Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? слайд 16
РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-2
Слайд 17-19
Задание для групп
МЦЫРИ - в переводе с грузинского языка значит послушник в монастыре, пришелец, чужеземец, чужак.
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
2 группа:
Восстановите сюжет:
- Русский генерал привёз пленного ребёнка.
- Жизнь мальчика в монастыре.
- Бегство из монастыря.
- Три дня полных жизни.
- Возвращение в монастырь
- Исповедь героя.
- Смерть героя.
Гимнастика для глаз
1. Поморгать глазами
2. Вытянуть правую руку перед собой. Зафиксировать взгляд нона ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в исходное положение. Повторите 5 раз
3. Мысленно скажите спасибо своим глазам.
Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? слайд 20
РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-4 и раздаточным материалом Приложение №3
Вопросы к тексту:
- Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
- Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри.
- Как это его характеризует?
- Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы?
- Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему?
- Почему герой стремится на Родину?
- Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?
- Найдите описание грузинской девушки.
- Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?
- К какому выводу он приходит?
- Найдите описание встречи с барсом.
- Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
- Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?
Слайд 21-22
IV. Подведение итогов.
Просмотр Презентации. И составление кластера.
Слайд 23-35
V.Домашнее задание.
Выставление оценок. Слайд 36
Цели урока: познакомиться с историей создания поэмы; выявить структурные особенности произведения; дать характеристику Мцыри; проникнуть в замысел автора; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения.
История создания поэмы «Мцыри» Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у Лермонтова появляется замысел: «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.
Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника. Романтический герой – образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее (у активных романтиков).
3. Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. Я мало жил, и жил в плену 4. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». 5. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил,- я также мог бы жить! 6. Ты хочешь знать, что видел я На воле? Цитатный план
Сравнения: …Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом. В снегах, горящих, как алмаз.
Метафоры, сочетающиеся с олицетворением: Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг. Аллитерация: Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ… Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней…(почти полное отсутствие звука р). Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой»/ Развалин страж полуживой»- живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.
7. И вспомнил я отцовский дом Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил… Цитатный план
Анализ поэмы Жизнь Мцыри в монастыре не описана подробно, поскольку основное в этой жизни - служение Богу. Здесь нет ничего своего, личного, только полное отречение от всего мирского - молитвы и посты, и никакого возвращения обратно. Побег Мцыри - это побег из плена. Герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее. Основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана Лермонтовым форма монолога - исповеди.
Мцыри - гордый, смелый, мятежный человек, который вырос в стенах монастыря, но одна мысль лишь занимала его: где тот чудесный мир, который называется свободой? Для чего он родился? Здесь ли, в стенах душного монастыря, ему место? И вот он решается на бегство.
Побег Мцыри - это побег из плена, герой отказывается подчиниться, он не приемлет те ценности, по которым живут все остальные в монастыре, ему нужно нечто большее: Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… Мцыри - это могучая, пламенная натура, главное для него - обретение свободы, неприятие неволи и смирения. Гибель героя не омрачает поэму - он прожил за эти три дня всю жизнь, которую не получил бы в монастыре.
Композиция поэмы не выдержана в той же последовательности: 1-ая глава описывает заброшенный монастырь, 2-ая знакомит нас с жизнью послушника, а все остальные главы представляют собой исповедь героя, его жизнь за три дня. Таким образом, основная часть поэмы направлена на раскрытие внутреннего мира героя, для чего и выбрана форма монолога - исповеди. Итак, композиция исповеди дает возможность проследить за мыслями героя, постепенно раскрыть его внутренний мир
«Мцыри» - это призыв к борьбе, к свободе, отказ от смирения и покорности судьбе. В чем смысл жизни человека? Для чего он появляется на свет? Для покорности обстоятельствам или борьбы за лучшее? Лермонтов показывает свой выбор. Подумайте над этими вопросами и вы.
Выводы. Особенности композиции поэмы. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя. Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элемент драмы). Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа- и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
Вы также вспомнили: что такое романтизм; что в понятие «романтического героя» входит: непринятие обществом героя, его одиночество, непокорность и, чаще всего, ранняя смерть; что романтической поэме свойственен экзотический пейзаж. Все это позволило сделать вывод, что поэма «Мцыри» - романтическая.
Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения.
Педагогическая команда - группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.
Педагогическая команда – один из главных инновационных ресурсов развития школы.
Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
1.Согласованность целей и ценностей содержания обучения, воспитания.
2. Степень развития профессиональных отношений:
Умение быстро решать задачи;
Генерация нестандартных решений (креативность);
Кодекс чести профессионала.
3. Превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.
Назвать группу педагогов командой не означает создать ее формально, по приказу, и только одного желания директора школы заставить их работать в команде недостаточно. Чтобы лучше понять основные различия между рабочими группами и командами, предлагаем следующую таблицу.
Типы педагогических команд
В зависимости от поставленных задач одни педагогические команды работают в течение длительного времени, другие - короткий период и по завершении работы расформировываются.
Проектная команда . Это многофункциональная группа, в которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы.
Команда по оперативному решению задачи . Их можно назвать целевыми командами, оперативными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или критических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения.
Команда по вопросам усовершенствования . Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса.
Команда управления . В некоторых учебных заведениях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда.
Различия между рабочими группами и командами
Рабочие группы | Команды |
Цели и задачи в работе определяются директором образовательного учреждения. | Цели и задачи определяются руководителем команды совместно с ее членами. |
Определение индивидуальных функций, обязанностей и задач. | Определение индивидуальных функций, обязанностей и задач для достижения командного результата. |
Основная деятельность направлена на выполнение индивидуальных заданий. | Основная деятельность направлена на выполнение командных задач. |
Личная ответственность. | Личная и взаимная ответственность. |
Забота о результатах индивидуальной деятельности и преодоление личных трудностей. | Забота о результатах деятельности каждого члена команды и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой. |
Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных деловых и неформальных связей. А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.
Положительные стороны командной работы.
«Плюс» | Показатель | |
Профессиональный | Время | Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время. |
Креативность | Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений». |
|
Качество | «Кодекс чести» профессионала не позволит делать работу некачественно. |
|
Коммуникативный | Стиль | В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки. |
Координация | Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ. |
|
Социальный | Имидж | Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие. |
Перспектива | При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана. |
|
Духовный | Ценности | Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена. |
Рост | Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом. |
Литература
- Жуковский В. Особенности создания педагогической команды. – ucheba.com
- Лексина З.В. Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития ОУ. – mashared.ru