Учись говорить правильно » Речевые ошибки » Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё

УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ Е и Ё

Одноплемённый одноплеменник и иноплеменный иноплеменник

Отрывок из книги Л. Демиденко «Речевые ошибки»

Определённую трудность представляет различение ударных [е] и [о] (на письме – ё) после мягких согласных: не́бо и нёбо, все и всё и др.

Во многих исконно русских словах безударному [е] под ударением соответствует [о]:
Жена – жёны, село – сёла, везу – вёз.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: желе́зка – желёзка, исте́кший год и истёкший кровью, не́бо и нёбо, все и всё, паде́ж (имени существительного) и падёж (скота), оглаше́нный (кричит как оглашенный) и оглашённый (указ) и т.д.

… По данным «Орфоэпического словаря » вариантным является произношение

Белёсый и беле́сый;
Блёклый и бле́клый;
Жёлчь и желчь;
Манёвр и мане́вр;
Местоиме́нный и местоимённый;
Пересе́кший и пересёкший;
Реше́тчатый и решётчатый…

Произношение акуше р и безнадёжный характеризуется как современное нормативное; акушёр и безнаде́жный – как допустимое, но устаревшее.

Только Е следует произносить в словах:

Акуше́рка;
Атле́т;
Афе́ра;
Бессре́бреник;
Блеф;
Бытие́ (бытие́м)
Вопие́шь;
Вселе́нная;
Голове́шка;
Гололе́дица;
Забре́дший;
Зате́рпнуть
Зате́рпнувший
Захребе́тник
Зев
Иноплеме́нный
Иноплеме́нник
Ле́ска (род.падеж мн. числа – ле́сок)
Несравне́нный
Нетле́нный
Одновреме́нный
Одноплеме́нник
Оме́ла
Опе́ка
Осе́длый
Отцве́тший
Помпе́зный
Презре́нный
Разновреме́нный
Сие́
Скле́п
Смире́нный (прилагательное – смиренный вид, но причастие – смирённый. Например, смирённая гордость)
Согбе́нный, согбе́н
Соверше́нный (имя прилагательное – совершенная красота), но совершённый (причастие, например, совершённый народом подвиг)
Сре́бреник
Уше́дший
Хребе́т
Шле́м

Только Ё следует произносить в словах

Гололёд
Заплётший
Заплетённый
Заряжённый (допускается заря́женный)
Затёкший
Заторможённый
Искромётный
Клёст (но клеста)
Можжевёловый (хотя можжевельник)
Никчёмный
Новорождённый
Одноплемённый
Околёсица
Околёсная
Осёдланный
Осёдлывать
Остриё
Отымённый
Перенесённый
Перекрёстный
Перекрёсток
Перепечённый
Пересёдланный
Переселённый
Поблёскивать
Подоплёка
Отёкший
Поселённый
Привезённый
Привёзший
Принесённый
Принёсший
Разноплемённый
Разношёрстный
Скабрёзный
Слёзный

Как видно из примеров, нормы произношения Е и Ё в современном русском литературном языке весьма противоречивы.

Это находит отражение в произведениях русской классической и советской литературы. При чтении поэтических текстов нельзя подменять устаревшее произношение современным или заменять употребленный автором вариант другим, даже более нормативным.

Так, в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» рифмуются слова раскаленной и Вселенной , поэтому современное произношение раскалённой при чтении этого стихотворения недопустимо.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей Вселенной…

Советы, секреты, хитрости

Запишите отрывок из книги на диктофон или MP3-плеер и слушайте в любую свободную минуту. Так вы быстрее запомните все слова и не будете делать ошибки.

В русском языке звук [э] (графически - е ) в положении между мягким согласным или шипящим и твёрдым согласным под ударением обычно чередуется со звуком [о] (графически ё или о - в некоторых формах после шипящих).

Се стра - сё стры, же на - жё ны, справиться с задаче й - идти со свечо й.

Этот процесс идёт очень последовательно.

Белё сый, жё рнов, ведё рко, жё лоб, шё рстка.

Однако в целой группе слов такого чередования не наблюдается.

1. Обычно нет чередования в словах старо-славянского происхождения. Ср. параллель-ные старославянские и исконно русские формы:

бытие - бытьё , львиный зе в - позё вывать.

Старославянизм можно узнать по характерным признакам:

а) По сочетанию согласных -жд-, -щ- на месте русских -ж-, -ч- .

Надежд а - безнадёж ный, одежд а - в просторечии одёж а.

б) По сочетаниям -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло-, -ело-, -ере- .

Боло гое - бла женный.

в) По характерным финалям: старославянское -ие и исконно русское -ьё.

Житие - житьё .

г) По характерным начальным гласным слова:

    старославянскому начальному е- соответствует русское о- ;

    Е дин - о дин.

    старославянскому начальному а- - русское я- ;

    А з - я .

    старославянскому начальному ю- - русское у- .

    Ю лия - У льяна.

д) По характерным приставкам:

    старославянским приставкам пре-, пред- соответствуют русские приставки пере-, перед- ;

    Пре сечь - пере сечь.

    старославянской приставке низ-/нис- соответствует русская с- ;

    Нис ходить - с ходить.

    старославянской приставке из-/ис- - русская приставка вы- в значении движения наружу;

    Ис течь - вы течь.

    старославянской приставке воз-/вос- - русская вз-/вс- ;

    Вос ход - вс ходы.

    старославянской приставке со- - русская приставка с- .

    Со бор - с бор.

    Как отмечалось, в старославянизмах обычно не наблюдается перехода [э] в [о] (графически е - в ё или о ).

    Единоплеме нный, исте кший, восприе мник, сопе рник, согбе нный.

    Вместе с тем произношение [о] сейчас активно распространяется и на целый ряд старославянизмов, прежде всего - на отглагольные прилагательные и причастия.

    Так, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина формы упоенный, коленопреклоненный произносятся (в соответствии с орфоэпическими нормами того времени) со звуком [э] под ударением: «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный , Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля».

    Сейчас эти старославянские формы, как и многие другие, произносятся со звуком [о] (графически - ё ):

    Запечатлё нный, измождё нный, истощё нный, коленопреклонё нный, осведомлё нный и др.

    Иногда произношение слова зависит от его значения.

    Ср.: истё кший кровью - исте кший срок, оглашё нные результаты - кричит как оглаше нный, падё ж скота - именительный паде ж; совершё нное преступление - сове ршенное творение.

2. Как правило, нет чередования на месте этимологического «». Наличие в прошлом этого звука можно выявить путем сопоставления русских и украинских форм (в русском - е , в украинском - i : хле б - хлi б ).

Бе лый, ре зать, головоре з, сле д, те ло.

    Но и в этой группе слов есть исключения

    Ср.: звё зды, звё здный, но: зве здчатый.

3. Нет чередования в большинстве заимствованных слов.

Апте ка, афе ра (!), бле ф, ке нар, мане рный.

Обратите внимание

Следует учитывать, что, во-первых, в настоящее время переход [э] в [о] начинает активно захватывать и иноязычные слова (ср.: манё вр - основной вариант, мане вр - допустимый; манё вренный и мане вренный - равноправные варианты), во-вторых, произношение гласного под ударением во многом зависит от источника заимствования. Так, в русском языке сохраняется произношение [о] в наименовании польского священника - ксё ндз. .

    Особенно много колебаний в произношении слов на -ер .

    Ср.: гренадер , дромадер , инженер , интерьер - гримёр , киоскёр , ретушёр .

    Варианты стартер и стартёр , комбайнер и комбайнёр являются равноправными.

    В некоторых случаях надо также учитывать значение слова.

4. Нет чередования в положении гласного е между двумя мягкими согласными.

Ср.: гололё д - гололе дица, многожё нство - многоже нец, двоежё нство - двоеже нец.

Обратите внимание

В произношении некоторых слов возможны колебания: весе́ льный (допустимо - вё сельный ), околё сица и околе́ сица (но: нести околё сную ).

1. Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный, точный, тошный, булочная, яичница, дачный, Ильинична.

В современном языке по литературным нормам требуется произносить что как [што], чтобы как [штобы], кое-что как кое- [што], конечно как коне[шно], скучно как [скушно], яичница как яи[шница]. Однако, во-первых, произношение [чт] как [шт] не распространяется на книжное слово нечто, сохраняющее [чт]; во-вторых, в наши дни под влиянием орфографии широко распросраняется произношение всех образований с что без изменений в [шт], и это становится вариативной нормой литературного языка. В словах, не относящихся к образованиям с что, это сочетание сохраняется: почта, мечта, мачта. Сочетание [чн] сохраняется в словах книжного характера (типа порочный, алчный, сердечная боль, вечный) , а также в тех случаях, когда действует аналогия со стороны родственных слов; так, в ночной сохраняется [чн], потому что есть слово ночь; в дачный - так как есть слово дача. Иногда изменению мешала возможность возникновения омонимии: ср., точный - тошный, научный -наушный. В ряде случаев допустимо произношение [шн] рядом с произношением [чн]: например, було[чн]ая и було[шн]ая, моло[чн]ый и моло[шн]ый. [Шн] произносится в женских отчествах на -ична: Никитична Никити[шн]а, Ильинична Ильини[шн]а, Лукинична Лукини[шн]а.

3. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.

4. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

Алфав и т, парт е р, ср е дства, шоф ë р, полож и л, крас и вее, докум е нт, килом е тр, сл у чай, хо зя ева, в е черя, и конопись, включ и тся, кл а ла, м о щностей, запор о шенный, полож и ла, окс ю морон и окс и морон, бо я знь, эпил о г, мальчик о вый, м е льком, сл и вовый, с а жень, и сподволь, зад о лго, зас а харить, алког о ль, первообр а зный.

5. Какой звук произносится на месте подчеркнутых букв в следующих словах: о кно, т я нуть, маш и на, шу б ка, про с ьба, праз д ник, умы ть ся, ра с чет?

[^], [иэ], [ы], [п], [з"], [-], [ц], [щ"]

6. Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог. 1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый.

7. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.

Ноль, рай, код, ток, ток, пол, ложь, ешь, пара.

8. Выпишите номера слов, в которых подчеркнутая буква означает мягкий звук.
1)аг р ессия, 2) а д екватный, 3) анти т еза, 4) бро ш юра, 5) О д есса, 6) ши н ель, 7) бу д то, 8) компью т ер.

9. Расставьте ударения в словах.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.

Асимметр и я, дар е ный, балов а ть, закл е ить, новорожд е нный, кварт а л, обесп еч ение, нам е рение, эксп е рт, ход а тайствовать, собол ез новать, облегч и ть, отк у порить, укра и нский, изр а ильский, зн а мение, стол я р, звон и т, полож и ть, дос у г, нач а ть, тун и ка, жалюз и , св е кла, катал о г, соз ы в, сосредот о чение, приобрет е ние, языков а я (норма), к у хонный, синоним и я, к а тарсис, симм е трия и симметр и я, цем е нт, нефтепров о д.

10. Укажите звуковое значение выделенных букв.
Т щетный, бе сш умный, ра сщ едриться, ску ч но, ж а леть, д ефис, ши н ель, ко д екс, д е т ектив, д емонстрация, сви т ер, компью т ер, с ессия.

[т], [шш], [щ"], [ш], [ыэ], [д"], [н"], [д], [д], [т], [д"], [т], [т], [с и с"].

11. Как объяснить, что в народной речи иногда появляется беглый [е] там, где не было редуцированного [ь]: «журавель», «корабель», «мысель», «рубель»?

После падения редуцированных конечный звук [ь], находясь в слабой позиции, исчез (он сохранился лишь как знак, обозначающий мягкость конечного согласного звука). Для облегчения произношения образовавшегося сочетания согласных в народной речи появляется беглый [е]: «рубель - рубля».

12. Может ли быть ударение на односложном слове?

Кажется, что в этом нет никакой необходимости. Но оказывается, ударяемыми могут быть многие предлоги: н а дом, з а город, п о д гору и др. Иногда ударение на односложном слове просто необходимо ставить для различения смысла: Н а книгу! (возьми книгу) - (Положи) на кн и гу; т а к вот (таким образом) в отличие от так в о т; ну к а к в отличие от н у как (а вдруг) и т.д.

13. В чем особенность сложных слов: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник?

Эти сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях черточкой слева направо вниз: слˋовообразоваˊние, зˋасухоустоˊйчивый, гˋорнолыˊжник. Второе ударение называется основным. В отдельных трехкомпонентных словах бывает и тройное ударение: ˋавиамˋетеослуˊжба, ˋавтомˋотоклуˊб и т.д.

14. Различается ли произношение звуков, обозначенных выделенными буквами, в таких иноязычных словах с одинаковыми корнями или приставками: ин т ервал - ин т еллигент, с ервис - с ервиз, т ермограф - т ермометр, т еррарий - т ерраса ? Как вы думаете, чем это объясняется?

В первом слове каждой пары согласный перед Е произносится твердо, а во втором - мягко, так как первые слова вошли в нашу повседневную речь позже и еще не подчинились фонетическому закону смягчения согласных перед Е.

15. В шуточном стихотворении «Мягкий знак» О.Выготская пишет:Он в слове «мать», и в слове «дочь»,И в тихом лунном слове «ночь».Чтоб никого не огорчить,Он все старается смягчить:Отрежь - отрежьте!Поешь - поешьте!В чем состоит неточность мысли автора?

В роли показателя мягкости предыдущего согласного Ь употребляется в этом стихотворении только в слове «мать». В словах «дочь» и «ночь» - Ь является показателем формы женского рода существительных, а в глаголах «отрежь», «отрежьте», «поешь», «поешьте» - Ь является показателем формы повелительного наклонения глаголов.

16. Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
1. [пададут]
2. [паралэл]
3. [памит]
4. [фскрикиват]
5. [пириижат]
6. [ласк]
7. [рап]
8. [шочик]
9. [двирной]
10. [спэлый]
11. [шэсэ].

Не совпадает: падать, параллель, память, вскрикивать, переезжать, рябь, счетчик, спелые, шоссе. Совпадает: лязг, дверной.

17. Некоторые буквы русского алфавита имеют не только «официальные», но и «разговорные», «бытовые» названия. Какие это буквы? Можно ли объяснить появление «бытовых» названий именно у этих букв какими-либо фонетическими причинами? Объясните.

Буква «Официальное» название «Бытовое» название
Й И краткое И краткий, и краткая,й
К КА Кэ
Л Эль Эл, лэ
М Эм Мэ
Н Эн Нэ
Р Эр Рэ
С Эс Сэ
Ф Эф Фэ
Х Ха Хэ
Ш Ша Шэ
Щ Ща Ще

Подвергаются изменениям все названия согласных букв, заканчивающиеся на согласный звук, т.е. представляющие собой закрытый слог. Этому есть фонетическая причина. Вспимним правила слогоделения, согласно которым в русском языке слогораздел происходит после гласного звука, в результате чего получаются открытые слоги. Значит, произносить открытый слог (заканчивающийся на гласный) говорящему по-русски легче, «удобней», и в названиях букв говорящий обычно непроизвольно меняет закрытый слог на открытый, подчиняясь фонетическому закону «открытых слогов». Особняком стоит буква Й. Ее правильное название не односложное, оно включает в себя знаменательное слово. С чем согласовать это слово говорящему не всегда понятно, поэтому он иногда добавляет в уме слово «звук», и тогда получается «и краткий», иногда - слово «буква», и тогда получается «и краткая». А иногда просто убирает проблемное прилагательное и передает звуковое значение буквы (Й).

18. Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об и гре, об ы грать, началась и гра, до и гры, контр и гра. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Цели:

  • Познакомить детей со звуком и буквой Э.
  • Учить соотнесению звука с буквой и символом, познакомить с нормой артикуляции звука Э.
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
  • Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
  • Воспитание любви и уважения к близким людям.

Оборудование: Зеркало для каждого ребёнка, картинки: ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ, карточка (вклеивается в тетрадь каждого ученика) (Приложение 2), карточки-вкладыши для звукобуквенного анализа для каждого ребёнка с цветными кружками, “Волшебный мешочек” с пластмассовыми буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Куда вы сейчас пришли, на какое занятие? (К логопеду). Зачем ходите к логопеду? (Чтобы правильно произносить звуки, правильно говорить.) Откуда приходите в школу? (Из дома). Кто живёт у вас дома? (Мама, папа, и т.д.) Кто ждёт вас со школы дома? (Семья.) Расскажите мне о ваших семьях.

2. Знакомство с темой занятия через звуковой анализ . (Презентация 1)

1. Введение в тему. (Слайд 1).

– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, чётко и красиво говорить. Сегодня мы отправимся в гости к одной интересной семье. А чем она интересна вы мне сами расскажите. (Слайд 2).
– Посмотрите и расскажите, как зовут маму? (Эмма.) Папу? (Эрик.) Братика? (Эдик.) Сестру? (Эля.)
– Кто заметил что-то интересное? (Есть собачка –Эльф) . Давайте хором прочитаем фамилию этой интересной семьи. (Семья Эпиковых). Какой звук слышим в начале каждого имени? ([Э])
– Правильно, сегодня мы учимся правильно произносить звук Э и обозначать его на письме буквой Э. А семья Эпиковых нам в этом поможет.

3. Артикуляция звука э.

1. Знакомство с нормой артикуляции. (Зеркала.)

Правильная артикуляция звука [э] – рассматриваем профиль. (Слайд 3).

Логопед: Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.

– Что происходит с губами? (Губы растянуты в улыбке.)

– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)

Логопед: Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.

– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)

– Значит звук Э какой? (Он поётся, тянется). Пробуем пропеть, протянуть.

Если звуки поются и тянутся мы называем их..? (Гласными.)

1-й ребёнок читает стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.

– Как мы будем обозначать звук Э, каким цветом? (Красным, потому, что он гласный.)

(Слайд 4).

2. Логоритмика. Покажи звук Э.

Логопед: Давайте встанем, покажем звук э.

(Слайд 5).

(И.П.– Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локти не выпрямляем до конца. Движения – при произнесении (Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок вначале приподнимается, а в конце – опускается.(Э) произносится с нарастанием в начале, а затем – в диапазоне затухания.
Динамика – в начале незначительное мышечное напряжение, затем в напряжение, затем – полное расслабление.)

Логопед показывает движения и просит повторить детей, выполняя упражнения вместе с детьми 5–6 раз.

4. Знакомство с буквой э.

Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме мы их обозначаем буквами, которые видим и пишем. Давайте просмотрим на букву э.

1. Рассматривание стилизованной буквы Э. (Слайд 6).

Логопед:

– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!

– Посмотрите и расскажите из каких элементов состоит буква Э?

(Правый полуовал и палочка посередине.) (Слайд 7).

Вправо смотрит полукруг,
В середине язычок, мой друг.

– Выбери элементы, которые необходимы для буквы Э. (Слайд 8).

1–2 ребенка выходят к доске, объясняют какие элементы нужны и почему.

Логопед: Мы произносили звук э, давайте теперь покажем букву э с помощью пальцев. (Слайд 9).

– Построим из пальцев букву э.

Правую руку направим влево.
3 пальца прямо направим умело:
Указательный с большим
В полукруг объединим.
Поглядим на построенье –
Буква Э наше творенье.

2. Игра “ Найди букву Э”.

– Давайте посмотрим, кто из нас самый внимательный и найдёт букву э в разных алфавитах. По очереди ученики выходят к доске и показывают букву.

(4 разных изображения алфавита.) (Слайд 10, 11, 12, 13).

3. Прописываем букву Э. (Слайд 14).

(Логопед объясняет, как пишется буква Э.)

Ученики в тетрадях прописывают заглавную и строчную букву э.

4. Игра “Волшебный мешочек” (с буквами).

Логопед: Ребята, у меня есть для вас интересная игра– “Волшебный мешочек”.

В этом мешочке лежат буквы, которые мы изучили, опускаете руку в мешочек, не смотрите, нащупываете букву и говорите:

–Это буква…

Подойти с мешочком к каждому ребёнку.

5. Фонетическая зарядка. (Слайд 15).

Логопед: В нашей дружной семье все любят весело проводить время и петь. -Так как э– гласный поётся и долго тянется, давайте попробуем его пропеть вместе с членами нашей семьи.

– Каждый член семьи поёт свою песенку, помогите по очереди спеть маме, папе и детям, но будьте внимательны, не запутайтесь – найдите и пропойте свой звук, в зависимости от того, кому принадлежат эти предметы. (Например, выходит 1-й ученик, он поет с мамой Эммой – Э – М)
– Что вы пропели? (Слоги.) (Слайд 16).

Затем каждый ребёнок называет прямой и обратный слог. Ёще раз читаем хором слоги.

  • ЭМ МЭ
  • ЭН НЭ
  • ЭК КЭ
  • ЭС СЭ

6. Физкультминутка.

– В нашей семье Эпиковых все дети любят не только петь, но и заниматься спортом. Мальчик Эдик предлагает нам что-то изобразить, а что это, вы мне скажите потом.

– Эдик любит физкультуру,
Нам покажет он фигуру.
Ногу левую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко постоим.
Ногу правую, смотри,
В сторону ты отведи,
Поставь на пятку, вверх носок
И тяни её дружок.
Руку правую согну, поперёк её держу.
Ну, а левую, друзья вверх, повыше,
Как и я.
Наша ладонь словно флажок,
Помаши-ка мне дружок.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Мы позвоним влево, вправо,
Вот такая вот забава.

Логопед: Что хотел показать нам Эдик? (Букву Э.)

7. Закрепление.

1. Место звука в слове.

Раздать каждому ученику 1 картинку, дети называют предметы, изображённые на картинках. Ученик, получивший картинку, делает звукобуквенный анализ в виде схемы в тетраде. Устно делим на слоги, определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце, затем каждую схему проверяем индивидуально.

(ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ).

2. Работа в тетраде – задание “Найди букву э в словах”.

Логопед: У вас следующее задание: помогите маленькому Эдику найти все буквы Э, обведите э в кружок красным карандашом. Раскрась понравившуюся картинку.

8. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Мы много работали и устали, поможем нашим пальчикам отдохнуть.

“Семья”.

Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили.
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!

(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу, начиная с мизинца, и заканчивая большими пальцами).

9. Закрепление.

1. Развитие речи.

Логопед: Девочка из нашей семьи – Эля Эпикова любит загадки, она и вам одну приготовила. Внимательно слушаем, стараемся отгадать.

Оно в горах встречается,
С тобой, со мной, общается,
Не спорит в разговоре –
Что скажешь, то и вторит. (Эхо.)

Составляем схему слова на карточках – вкладышах, устно делаем звуковой анализ слова. (Приложение 1 )

Работаем над грамматическим строем речи. Каждый ребёнок составляет словосочетания и предложения.

– Каким бывает эхо? (Громким, тихим, смешным и т.д.)
– Составьте своё предложение про эхо. (Я и Эдик слушали эхо. В лесу я услышал громкое эхо. И т. д.)

2. Развитие фонетического восприятия.

В семье Эпиковых все ведут активный и правильный образ жизни, Эпиковы любят путешествовать, сегодня они отправились в горы. Но там произошла такая ситуация.

(Слайд 17).

Логопед читает стихотворение:

– ЭРИК С ЭДИКОМ ОТСТАЛИ,
ЭДЕЛЬВЕЙС ОНИ ИСКАЛИ.
ЭЛЯ – ЗВАТЬ, В ОТВЕТ – ЛИШЬ
ЭХО,
ЭЛЕ ВОВСЕ НЕ ДО СМЕХА.

– Что произошло в лесу? Кто заблудился? Что такое эдельвейс? Кому совсем не смешно? Почему? Кто может помочь?
– В семье важно жить дружно, помогать в беде, слушаться старших.

Назовите в этом стихотворении все слова, которые начинаются со звука Э. Сколько таких слов? (Эрик, Эдик, Эля, эдельвейс, эхо– 5 слов).

10. Развитие пространственной ориентации

Игра “Что изменилось?” (Презентация 2.) (4 слайда, 4-й– проверка.)

– Расскажите, что изменилось? (Вспомните, как зовут членов семьи Эпиковых и расскажите, кто находится слева, справа, по середине и т.д.)

11. Итог урока. (Слайд 18).

– С какой буквой познакомились? (Э) Что делали на занятии? (Учились правильно и красиво говорить, произносили звук Э.)

Кто нам помогал? (Семья Эпиковых.)

Литература:

  1. Кожевникова Д.В., Кожевников П.В. Домашний логопед. Практическое пособие.– СПб: Наука и Техника, 2009.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Изд-во: ГНОМ и Д., 2008.
  3. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ: 2009.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие для логопедов) – Гуманит. Изд-во ВЛАДОС, – М., 1999.

Основной закон орфоэпии в разделе произношения гласных звуков русского языка – закон редукции (ослабленной артикуляции) всех безударных гласных.

В русской речи лишь ударные гласные произносятся в полном соответствии с фонетической нормой. Все безударные гласные произносятся с ослабленной артикуляцией, менее четко и длительно, а иногда даже заменяются другими гласными, также редуцированными. Так, гласные А и О в начала слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг – [а]враг, автономия – [а]вт[а]номия, молоко – мол[а]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв О и А после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова – г[ъ]лова, сторож – стор[ъ]ж.

Упр. 55. Произнесите следующие слова в соответствии с нормами литературного языка: не открывая широко рот при произнесении звука [a] в первом предударном слоге и не увеличивая его длительность, как это нередко делается жителями Воронежа.

Моло ко, гово рят, ска жи, хо чу, за чем, мо рковь, ста кан, Во ронеж, по дарок, по шел, по лет, литера тура, ба ран, тра ва, ра йон, Мо сква, сло ва, ба ланс, до веренность, ко нтракт, мо раль, но тариус, о казия, по сланник, ра списка..

Упр. 56 . Произнесите следующие слова, отметьте знаком фонетической транскрипции, какой звук произносится на месте выделенной буквы.

Па ром, во дой, ко пать, о стыть, хо ровод, о гонь, до быча, со сна, на таскать, коло кол, запа х, о блава, ра нение, бата рея, ко нцерт, дело , о перация, о пекун, соко л, халатно сть, адекватно , много , а ренда, а рендовать, а тмо сфера, бла го тво рительность, ка ндида тура, ка та строфа, про во кация.

Аканье (т.е. неразличение в безударных слогах звуков, передающихся буквами О и А) является яркой отличительной особенностью русского литературного произношения. Произношение, отличное от литературного, встречается в территориальных диалектах, говорах. Так, в севернорусских говорах возможно употребление звука [о] в безударных слогах (в этом случае произношение совпадает с написанием буквы О). Такое произношение называется оканьем .



Произношение гласных звуков [э] и [о], обозначающихся буквами Е и Ё после мягких согласных иногда вызывает затруднение, поскольку обычно в печати и на письме буква Ё изображается без точек. Произношение ударного гласного после мягких согласных на месте буквы Е или Ё приходится запоминать

Запомните произношение следующих слов:

Е [ , э] Ё [ , о]

атлЕт блЁклый

афЕра затЁкший

бытиЕ манЁвры

забрЕдший платЁжеспособный

зЕв свЁкла

отцвЕтший остриЁ

опЕка дарЁный

осЕдлый никчЁмный

преЕмник новорождЁнный

разновремЕнный наЁмник

Упр. 57. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах? При выполнении упражнения пользуйтесь орфоэпическим словарем. Произнесите слова несколько раз.

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, одновременный, одноименный, преемник, разновременность, старьевщик, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, облекший, обнесший, принесший, планер, местоименный, новорожденный, оседлый, платежеспособный.

Упр. 58. Определите значение слов в зависимости от произношения. Составьте с ними словосочетания.



Железка – желёзка; истекший – истёкший; небо – нёбо; падеж – падёж; оглашенный – оглашённый.