Из трех тетрадей Дневника послушника Николая Митрофановича Беляева (1888–1931) (впоследствии иеромонах Никон, последний духовник Оптиной пустыни перед ее закрытием в 1927 г., исповедник; канонизирован в сонме Преподобных Старцев Оптинских Архиерейским собором Русской Православной Церкви 1996 г.), осталась только одна, из которой утеряно несколько начальных страниц. Но и на основании сохранившегося текста можно составить достаточно полную картину о духовных поисках будущего старца, о его первых шагах в подвижнической жизни, о его исключительных для нашего времени взаимоотношениях с духовным наставником. Перед читателем живо предстают два ярких образа - начальник Оптинского скита, духовник обители, старец и по духовному, и по телесному возрасту преп. Варсонофий и, с другой стороны, двадцатилетний юноша, искатель Истины, решившийся стать на путь не рассудочного только, но деятельного Ее познания. Дневниковые размышления самого послушника Николая и, тем более, записанные им наставления старца Варсонофия представляют собой одну из последних ценных страниц двухтысячелетней духовной традиции Православной Церкви - традиции борьбы со страстями, делания заповедей, молитвы…

Но любой дневник - это всегда личный, в той или иной мере субъективный документ. Это почти каждодневная череда всех - не только светлых, но и негативных переживаний, всех - не только истинных, но и ошибочных суждений и мыслей. К тому же, автор дневника, даже если речь идет о святом подвижнике, пишет, как правило, лишь для самого себя, вряд ли помышляя о том, каким образом написанное им может быть понято и воспринято другим человеком. Кроме того, дневник - это еще и совокупность мелких подробностей (фактов, наблюдений, замечаний), которые, будучи, может быть, важными вехами в судьбе этого конкретного человека, вряд ли могут представлять существенную значимость для людей, живущих в иных условиях, в иную эпоху.

Поэтому при подготовке данного издания к печати мы не сочли необходимым публиковать полный авторский текст. Из оригинала были опущены: во-первых, второстепенные (бытовые, биографические и т. п.) подробности, которые увеличили бы объем и без того немалой книги и потому сделали бы ее менее доступной для широкого круга читателей; во-вторых, факты, наблюдения, мысли, носящие, сугубо личный характер (сложные взаимоотношения с братом Иваном, негативные оценки, данные конкретным лицам, примеры отеческой любви и заботы старца Варсонофия по отношению к автору и т. п.), - публиковать их, по нашему мнению, просто неделикатно; в-третьих, некоторые суждения преп. Варсонофия, которые, отражая индивидуальные черты его собственного духовного и жизненного склада, не вполне согласуются с опытом большинства православных святых, и потому могли бы, на наш взгляд, стать «камнем преткновения» для многих читателей; наконец, те места, в которых мысль автора выражена недостаточно внятно и потому может быть искажена и перетолкована.

Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что, готовя «Дневник» к изданию, редактируя его, мы руководствовались исключительно соображениями духовно-нравственной целесообразности, а не «цензурными» опасениями. В отличие от редакторов книги «Дневник последнего духовника Оптиной пустыни» (СПб., 1994), которая как раз и представляет собой пример жесткой и весьма тенденциозной цензуры, мы сохранили в нашем издании все (видимо, показавшиеся слишком «острыми») места «Дневника», которые затрагивают и сложные вопросы русской истории (например, так называемый еврейский вопрос), и животрепещущие проблемы церковной жизни (упадок монашества, отсутствие подлинного духовного руководства, бедственное состояние духовного образования, развращение нравов в русском обществе и народе в целом и т. д.).

Надеемся, что данное издание будет интересно и, главное, полезно не только всем, шествующим уже по пути духовной жизни, но и всем, ищущим этот путь, всем, готовящимся по нему пойти.

Православная литература — это не обязательно скучные морализаторские поучения о том, как жить. Предлагаем вниманию читателя пять интереснейших современных православных книг о вере и неверии, монастыре и мире, жизни и смерти, праведности и грешности, любви и ненависти и еще о многом другом.

«Несвятые святые»

Если вы еще не читали эту книгу, то в определенном смысле вас даже можно поздравить. Вас ждут 640 страниц увлекательного чтения. Сборник рассказов Тихона Шевкунова — это, несомненно, современный не только православный бестселлер, но и вообще всероссийский.

Первое издание появилось в 2011 году, а к началу 2016-го суммарный тираж его достигал уже свыше двух миллионов экземпляров. За это время осуществился перевод бестселлера на 13 иностранных языков.

О чем эта православная книга, за несколько лет обретшая такую популярность не только у русского читателя? Рассказы епископа Тихона Шевкунова — это книга о главном. О Боге и человеке, о вере и покаянии, о человечности и работе над собой, о монашеской жизни без купюр и украшений, о современной жизни Церкви и советских испытаниях веры.

До Тихона Шевкунова фактически ни один автор не изображал так правдиво и детально монашеские будни. Каждый рассказ читается на одном дыхании, написан легко и доступно даже далекому от Церкви человеку. В ней нет морализаторства и фарисейства, занудных поучений и скучных историй.

Если бы православная литература в большинстве своем напоминала «Несвятых святых», то стереотипов о скучных «поповских» письменах не существовало бы.

Автор, в свое время окончивший сценарный факультет ВГИК, пишет так, словно снимает кино. Перед нами и строгий наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил, и улыбчивый старец Иоанн Крестьянкин, и строго-смиренный схиигумен Мелхиседек, и многие люди, удивительными путями искавшие Бога, — несвятые святые. Это книга-напоминание. О чем? О том, что каждый из нас призван к святости.

Судя по откликам в сети, для многих людей эта православная книга стала первой ступенькой на пути в Церковь.

«Флавиан»

Еще один пример качественной современной православной литературы — тералогия «Флавиан». Протоиерей Александр Торик показывает судьбы современных героев, так или иначе пришедших к Богу. Многие из них перед встречей с Богом наломали дров или упали на самое дно. И когда, казалось бы, надежды не осталось, они открывают для себя удивительный духовный мир, знакомятся с прекрасным священником — отцом Флавианом.

Перед нами семья Алексея и Ирины с их пятью приемными детьми (а перед этим были сплошные непонимания, пять абортов, развод и тяжелая болезнь Ирины), бесноватая девушка Катя, монахиня Серафима, заядлый атеист-профессор, при смерти принявший Бога и монашеский постриг, афонские старцы…

Православная книга написана живым языком, просто и постепенно знакомит с основами веры. Вместо длинного перечня грехов и рассказа о 20 мытарствах — проникновенная первая исповедь Алексея; вместо строгих описаний жизни на Афоне — запоминающиеся рассказы с прекрасными героями. И это еще далеко не все, что ждет читателя на страницах всех четырех книг. Как показывает опыт, если вы взяли в руки первую часть, то обязательно захотите почитать все остальные.

«Пасха красная»

Это повесть о жизни трех оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года их убил полусумасшедший сатанист. На ноже было выгравировано 666. Нет, это совсем не яркая вспышка фантазии православного писателя. Все именно так и было.

Православная книга написана не какой-то безызвестной христианкой, проживавшей вблизи Оптиной пустыни. Автор повести Нина Павлова — писательница и драматург со стажем. Всеобщее признание среди читателей получила именно ее книга «Пасха красная».

Нина Павлова разносторонне показала жизнь трех советских парней, в определенное время пришедших от неверия к Богу.

Иеромонах Василий — в миру Игорь Росляков — журналист с образованием МГУ и мастер спорта международного класса, в свое время член сборной Советского Союза по водному поло. Ему пророчили отличную карьеру, но он оставил все и ушел в монастырь.

Леонид Татарников (инок Трофим) в миру никак не мог найти себе место. Не потому, что ленился работать или только и мечтал о монастыре. Бог постепенно готовил его к иночеству, закаляя скорбями, непониманием со стороны других. Но у монаха на все было главное оружие — любовь, неподдельная радость и искренняя улыбка.

Владимир Пушкарев (монах Ферапонт) пришел к Богу после знакомства с некой женщиной, пережившей клиническую смерть. По ее рекомендации прочитал некоторые православные книги: том сочинений Игнатия Брянчанинова, жизнеописание Иова Почаевского и поучения Силуана Афонского. С этим стартом, наивной верой, смирением и кротостью он и пришел в Оптину.

У каждого — своя удивительная судьба и дорога навстречу Богу. И с этим нас знакомит Нина Павлова.

«Отец Арсений»

Отец Арсений — советский священник, прошедший сквозь мрак лагерей, но не потерявший главные христианские добродетели — веру и любовь. Его главная проповедь — это собственный пример. Даже самые ожесточенные узники видят в нем особенного человека. В нечеловеческой системе он не теряет человеческое обличье.

Отец Арсений делится последним сухарем, ухаживает за безнадежно больным, не прогибается под систему, защищает парня-студента от «зеков». В холодном карцере при -40 его согревают вера и молитва.

Эта православная книга подойдет для тех, кто в мирской суете потерял духовные ориентиры, разуверился в людях и ожесточился. Читайте и думайте.

«Мои посмертные приключения»

Каждый человек наверняка задумывался над тем, а что же все-таки ждет его за гробом? Православная писательница Юлия Вознесенская в своей повести показала, как может выглядеть жизнь после смерти.

Что ожидает умершего? Как он будет проходить мытарства? Почему за каждый грех придется отвечать? Как родные могут помочь покойнику? Есть ли надежда на Царство Небесное?

Именно на эти вопросы дает ответы книга Юлии Вознесенской, так не похожая на типичные образцы православной литературы по этой теме. Повесть написана легко и доступно, поэтому подойдет даже для далекого от религии человека. Несмотря на художественный стиль и доступность восприятия, она основывается на учении Церкви или отдельных святых отцов и почти не содержит ляпов.

Книга Юлии Вознесенской совсем не похожа на морализаторские поучения в стиле «Покайтесь, а то гореть вам в аду!». Но вместе с тем читатель делает для себя определенные выводы: желает измениться, больше времени уделяет молитве за усопших, учится ценить каждый момент, а то завтра его уже может не быть.

Предлагаем вам также посмотреть спектакль-концерт «Несвятые святые» по книге архимандрита Тихона (Шевкунова):


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует ли деление на чистых и нечистых животных в православии? Принес ли нам изменения Новый Завет? Почему собакам запрещается входить в храм, а кошкам - нет? Всех ли зверей можно держать в доме или квартире? Какие обычаи приняты в других религиях? Что означает ритуальная нечистота?

Перед вами новая книга известной и светскому, и воцерковленному читателю писательницы Натальи Горбачевой из уже полюбившейся серии «Рассказы о святых и верующих». Есть друзья настоящие, а есть истинные. Наши истинные друзья – святые. Но как научиться узнавать этих друзей, общаться с ними, вы поймете, прочитав эту книгу. Вас ждет рассказ про знаменитую игуменью Горненского монастыря Георгию (Щукину): о ее блокадном детстве и о чуде спасения. Неизвестные ранее подробности жизни блаженной Ксении Петербуржской и ее новые чудеса. Ждет вас и Рождественская история о погибающем человеке, которая заканчивается счастливым образом… Путь к Богу не усыпан розами. Как ищут и находят эту дорогу самые обычные люди, рассказывает эта книга.

Пролог - древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович - протоиерей-писатель (1842 - 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. - См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: - Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга - «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru

Стaрец Пaисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 годa в Фaрaсaх Кaппaдокийских, в Мaлой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Кaппaдокийский, крестивший млaденцa, дaл ему свое имя, пророчески скaзaв: "Хочу остaвить после себя монaхa". Спaсaясь от турецких гонений, семья вскоре переехaлa в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и рaботaл плотником, желaя и в этом подрaжaть Христу. В 1945 году его призвaли в aрмию, где он проявил незaурядное мужество. Много рaз во время боев он зaнимaл нa передо-ной место своих семейных солдaт-сослуживцев, говоря: "Вaс ждут жены и дети, a я свободен". Уволившись из aрмии в 1949 году, он срaзу же ушел нa Святую Гору Афон. Сорок пять лет стaрец Пaисий провел в суровых подвигaх нa Святой Афонской Горе, в монaстыре Стомион в Кони це и нa Святой Горе Синaй. Всецело вручив себя Христу, он желaл пребывaть в безвестности, но Промысел Божий явил его людям. Тысячи пaломников приходили к блaгодaтному стaрцу и обретaли руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душaм. Несмотря нa постоянно преследовaвшие его тяжкие болезни, ежедневно от восходa до зaкaтa отец Пaисий нaстaвлял, утешaл, решaл людские проблемы, нaполнял сердцa верой, нaдеждой и любовью к Богу. Ночaми, когдa поток пaломников иссякaл, он молился и читaл письмa, приходившие в огромном количестве, и лишь нa рaссвете отдыхaл двa-три чaсa, чтобы восстaновить силы перед новым днем. Для всей прaвослaвной Греции - и не только для Греции - стaрец стaл духовной опорой, целителем множествa людских душ.

Если честно, этот текст уже есть на странице – он включен в сборник рассказов «Богдан и его семья (воскресная школа)». Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать – посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.

Православие — одна из древних религий

Слово означает «правильно славить». Православная религия — одна из самых распространённых в мире наряду с католицизмом и протестантизмом, занимает третье место по численности среди общепризнанных христианских религий.

Православна церковь возникла как самостоятельная религия в 1054 году после Великого разделения, в ходе которого произошло окончательное разделение на Римско-католическую церковь с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе.

Во что верят адепты православия?

Здесь мы рассмотрим основные верования православных, чему они поклоняются:

Иконам . Верующие этого течения относятся к иконам как к святыням: целуют, просят помочь. Особенно почитаемы иконы, с которыми связаны случаи «чудесного исцеления».

«Святым мощам» . По мнению православных верующих, Святые являются друзьями Бога или «угодниками». Они не сомневаются в подлинности мощей, в отличие от учёных, напротив, наделяют чудодейственными целебными свойствами.

Верят в Троицу. Впервые этот богословский термин применил Феофил Антиохийский, живший в конце II века, в Священных Писаниях данное слово не встречается. Как утверждает православна вера, «Троица» — это Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Все три лица живут в одном, в полном единстве.

Согласно одному справочнику, Бог может выходить из Себя и быть при этом тождественным Себе. Святой дух, при этом может находиться на границе бытия и инобытия. «Троица» — один и з главных праздников православия.

В бессмертие души . «Святые отцы» учат что душа и тело соединяются на определённое время. После смерти душа возвращается к создателю, где ждёт приговора. Злые души идут в огненный ад, а добрые попадают в рай.

Чтят ангелов-хранителей . Ангелы прославляют Бога, возглашаю его вести. Они наделены умом, превосходящим человеческий разум, и помогают в деле проповеди. Ангелы-хранители, якобы оберегают своих людей от смерти или чего плохого.

Двенадцать разведчиков и земля Обетованная (из книги Чисел )

Израильтяне вышли из Египта после четырёх сотен лет рабства под руководством Моисея . В скором времени они подошли к границе, обещанной его народу, земли. Моисей послал вперёд двенадцать разведчиков, чтобы всё хорошенько разузнать.

Вернувшись, десять из них говорили о той земле только плохое. Они утверждали, что люди той местности были огромного роста, по сравнению с ними, что они хорошие воины с отличным вооружением. Они даже стали возмущаться, говоря резкие слова Моисею.

Десять разведчиков в один голос причитали, что все как один погибнут от меча этих хананеев. Они хотели выбрать другого предводителя, чтоб тот отвёл их назад в Египет. Что случилось? Они, видя, как Бог навёл на египтян десять казней, не верили, что Он может избавить их от хананеев.

Двое разведчиков, Иисус Навин и Халев, считали, что израильтяне легко могут справиться с ними. Из-за того, что народ поверил большинству разведчиков и не вошли в Обетованную землю, им пришлось ещё четыре десятилетия странствовать по пустыне.

Всё поколение, которое вышло из Египта и не поверило Богу, не вошло в Богом обещанную землю. После смерти Моисея народ возглавил верный Иисус Навин и Халев. Чему этот случай из Библии учит нас?

Как тогда, так и сегодня Сатана применяет тактику запугивания . Он развращает человека нравственно и духовно. Тем, у кого слабая вера легко попадаются на его удочку и попадают в его гибельные сети.

Нам нужно развивать веру в Бога, доверять его силе, могуществу и тому, что Он хочет для нас лучшей жизни. Читайте Библию на нашем сайте онлайн бесплатно, изучайте её и укрепляйтесь в вере!

Большинство людей знакомство с православием начинает именно с прочтения художественной православной литературы. Непридуманные истории из жизни православных людей заставляют переживать и сочувствовать героям, знакомят с православными обычаями, часто вовлекают читателя в жизнь православного прихода.

Читать православную художественную литературу – увлекательное занятие, позволяющее вместе с героями произведений искать и находить истину, задумываться об истинно православном понимании событий. Постепенно у читателя появляются любимые православные писатели, любимые художественные произведения. Некоторые православные авторы пишут так проникновенно, что вам обязательно захочется иметь их произведения у себя дома.

В этом вам поможет наш интернет-магазин. У нас вы можете купить как уже полюбившиеся художественные произведения, так и новые, только вышедшие из печати.

С приходом интернета в обыденную жизнь купить православные художественные книги стало гораздо проще и дешевле. Здесь нет «магазинных» наценок, а это значит, что вы сможете пополнить свою домашнюю библиотеку без ущерба своему семейному бюджету.

Особенности современных православных книг

Современная православная духовная литература настраивает человека на позитивные мысли и является своеобразным психологическим инструментом, который может помочь выбрать правильный путь, уберечь от скверных мыслей, пережить боль утраты и показать путь духовного совершенствования.

Духовная художественная литература является перспективным направлением в православии. Церковные книги всегда ценятся, они передаются из поколения в поколение и являются семейной реликвией. Читать их полезно и спасительно для души.

Топовые авторы и значимые произведения

В нашем интернет-магазине представлены лучшие авторы художественной православной литературы, такие как:

  • и многие другие.

Русские писатели смогли в своих произведениях отразить всю суть христианской веры. В них чувствуется духовность, нравственность и отражается душа самого автора. Чтение церковной прозы позволяет рассмотреть все жизненные ситуации под другим углом. Они написаны понятным языком даже для простого читателя и удерживают внимание до последних строк.

Выгодное сотрудничество

  • Вы сможете купить православные книги с доставкой по Москве (срок 2-3 дня).
  • У всех книг имеется гриф Издательского Совета РПЦ.
  • Интернет-магазин духовной литературы регулярно проводит акции, а также дает возможность воспользоваться приятными бонусами в виде скидок до 50%.
  • Безупречный уровень обслуживания. Для религиозных организаций предоставляются специальные условия покупки. Все детали можно всегда обсудить по телефону с менеджерами.

Пользоваться нашим сервисом очень удобно. Все книги разделены по категориям. Для этого достаточно добавить нужный экземпляр в корзину и подтвердить покупку.

Мы поинтересовались у священников, какие книги они бы посоветовали прочесть читателям издания «Православный Взгляд».

Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района
Есть чтение сугубо церковное и здесь список очевиден: Библия, Толкование на Новый Завет, Жития святых, Добротолюбие, Творения Святых Отцов. Насчёт светского чтения мне вспоминается фраза, которая в пору моей юности красовалась на витрине магазина «Букинист»: «Читайте, прежде всего, классику, иначе вы никогда не успеете это сделать». Поэтому, прежде всего из художественной литературы нужно читать русскую классику. Когда я попал в Грецию, то впервые задумался, что читать русскую классику в подлиннике - это великая милость. И грех этой милостью не воспользоваться. Кстати, внимание на это обратили сами греки.

Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново Евангелие - основа основ, но не всегда бывает понятно, что написано в этой главной Книге, поэтому надо читать Толкования Святых Отцов. Из художественной литературы я бы посоветовал прочитать книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Это чудеснейшая книга, которая рассказывает об удивительных людях и о чудесах с ними. Для тех кто уже давно в церкви я бы посоветовал прочитать книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом» старца Ефрема Филофейского. Автор этой книги описывает подвиги отшельников на Афоне. Это то, к чему должен стремиться каждый христианин. Посоветую прочесть собрание из шести томов старца Паисия Святогорца. Книгу Льюиса Кэрролла «Расторжение брака». В этой книге он описывает свое видение рая и ада, и то, как люди пытаются вернуться из ада в рай, борясь со страстями, которые они получили на земле.

Иерей Иоанн Федоринов, клирик храма «Всех Московских Святых» в Бибирево
Из духовной литературы рекомендую читать труды Василия Великого, Иоанна Крестьянкин. Мне нравится книга «Митрополит Мануил (Лемешевский)», написанная его духовным чадом владыкой Иоанном (Снычевым). Из этой книги можно узнать, как люди жили духовной жизнью в условиях советского государства, понять дух той эпохи. Если говорить о церковных художественных произведениях, то, прежде всего, хочу выделить книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Эта книга произвела духовный фурор в православной среде. Она посвящена монахам, но описывает их обычную жизнь. Советую читать произведения Ольги Рожновой.
Моя самая любимая книга - это «Отец Арсений», написанная духовными чадами отца Арсения. Эта книга охватывает несколько эпох, и рассказывает, как отец Арсений жил в дореволюционное и послереволюционное время. Через призму жизни одного священника можно проследить историю русской церкви в тот переломный момент. Это книга напоминает произведения Солженицына, но она показывает все с другой стороны. В этой книге показываются божественные силы, которые управляют всеми событиями, и это то, чего, может быть, не хватало Солженицыну. Еще мне нравится книга «Отцовский крест». Это документальная «самиздатовская» повесть, написанная по детским воспоминаниям сестрами Софьей и Натальей Самуиловыми, дочерями священника Сергия Самуилова - настоятеля церкви села Острая Лука, затем клирика Воскресенского собора города Пугачева Самарской губернии, впоследствии репрессированного. Эти две книги я особенно рекомендую.
Мне нравится поэзия Сергея Есенина, Евгения Евтушенко, Игоря Северянина, Александра Пушкина. Из художественной литературы советую читать всю русскую классику. Из современной литературы считаю произведения Бориса Акунина очень интересными и захватывающими.

Игумен Сергий Рыбко,
настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище
Все зависит от того, кому советовать - воцерковленным или невоцерковленным. Невоцерковленным, прежде всего, я бы посоветовал читать Евангелие. Эта Книга в свое время изменила мое мировоззрения, хотя я даже сам этого не ожидал. Еще бы предложил почитать некоторых классиков, которые поднимали вечные вопросы. Советую читать труды Игнатия Брянчанинова, которого я всегда очень любил. Я впервые прочитал его труды, будучи восемнадцатилетним юношей, и меня уже тогда потрясли его слова.

Иерей Димитрий Ненароков ,
помощник атамана Центрального казачьего войска Ежедневно читать Священное Писание и Библию, Толкование на Евангелие Святых Отцов - Иоанна Златоуста, Василия Великого. Духовные произведения Варсонофия Великого, Аввы Дорофея. Добротолюбие, Из современных духовных авторов я бы посоветовал труды Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.