Базисной категорией экономической и социальной географии является категория социально–географического пространства, которое выступает составной частью географического пространства. Поэтому целесообразно вначале рассмотреть категорию географического пространства, а затем – ее социально–географическую интерпретацию.

Географическое пространство – это земное пространство, которое состоит из географических систем (геосистем), компонентов и элементов, связей и отношений, что обеспечивает его непрерывность. В то же время каждая геосистема или ее компонент обладают собственным физическим пространством и ареалом ближайшего воздействия. В результате формируются географические поля со своими границами, что привносит в географическое пространство свойство прерывности. Географическое пространство включает атрибут времени, свойства и размерность которого определяются сущностью географических объектов (природных, технических, экономических, социальных и пр.). Поэтому более правомерно говорить о континууме географического пространства–времени.

Географическое пространство–время включает две составляющие: природную и общественную. Общественная жизнь протекает как в природной, так и в социально–экономической среде. В результате в границах ойкумены формируется специфическое социально–географическое пространство. Пространственно–временная организация жизнедеятельности людей осуществляется в пределах ноосферы. Последняя характеризуется наличием постоянных взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимоотношений между территориально–общественными системами разных иерархических уровней, а также непрерывным взаимодействием с окружающей средой. Единство социально–географического пространства обеспечивается передвижением людей и товаров, потоками энергии, информации, идей и нововведений. Движение потоков осуществляется под воздействием разницы потенциалов социально–географических полей. Социально–географические поля образуются в процессе территориальной концентрации населения, производительных сил, развития инфраструктуры, общественных отношений.

Локализация населения в населенных пунктах, городах, агломерациях и мегалополисах приводит к аккумулированию социомассы, информации и энергии, делает их ядрами социально–географических полей, вокруг которых формируется тяготеющая к ним периферия. В местах наименьшего тяготения наблюдается пониженный массо–и энергообмен, что учитывается при проведении условных границ полей. Эти границы носят прозрачный и расплывчатый характер и поэтому не препятствуют протеканию ноосферных, социальных, экономических, энергетических, информационных и других процессов. Между полями существуют мощные силы притяжения и отталкивания, которые формируют массовые материальные, духовные, политические и коммуникационные взаимосвязи. Разнообразные и интенсивные энерговещественные потоки пронизывают социально–географическое пространство и взаимодействуют с геологическим и космическим пространствами. Эти взаимодействия обусловлены проникновением человека как в литосферу (шахты, карьеры, буровые скважины и др.), так и в космос. Одновременно геологическое и космическое пространства изменяют параметры и свойства территориальных общественных систем, непрерывно обеспечивая их «средствами к существованию» – веществом, энергией, информацией.

Пионерная материальная космоноосфера простирается от границ проникновения космических аппаратов (1 млрд км) до околоземного пространства (1 тыс. км). Поступление вещества, энергии и информации из космоса по–прежнему доминирует, однако это область, куда проникают люди, технические аппараты, отдельные искусственные материалы. Околоземное космическое пространство распространяется на 10-1000 км от поверхности Земли. Здесь происходит интенсивный вещественный, волновой и информационный обмен с космосом. С этого уровня затраты на исследование и освоение данной части ноосферы окупаются (связь, производство, транспорт и пр.).Геоноосфера, или собственно ноосфера (от 10 км вверх до 1 км вниз от поверхности Земли) – область наиболее активной деятельности человечества, которое интенсивно использует все ее компоненты и в значительной степени влияет на структуру, состав и процессы, происходящие в ней.

В пределах геоноосферы выделяется область, примыкающая к пространственной оболочке Земли, – ойкумена (+100 м от поверхности Земли) – основная сфера жизнедеятельности человека, где в наибольшей степени проявляются политические, социальные, психологические, идеологические, этические, этнические, культурные, исторические и прочие аспекты его деятельности. Здесь проявляется наибольшая энергетическая, вещественная и информационная взаимосвязь человека с окружающей средой.

Взаимодействие с окружающей средой в геоноосфере происходит с положительным балансом, за счет чего человечество и получает возможность познавать и осваивать как глубинные слои Земли, так и удаленные просторы космоса. Подобные уровни (сферы, пространства) можно выделить и во внутренней части Земли. Область литосферы (верхней части земной коры), из которой происходит добыча полезных ископаемых, окупающая затраты (1-10 км). Это пространство непосредственного (с помощью машин и механизмов) проникновения человека в недра планеты.

Внутренняя оболочка Земли в пределах верхней и средней мантии, нижней части земной коры (10-100 км). Научные знания об этой части планеты получают в результате различного волнового зондирования, а также изучения продуктов извержения вулканов.

Внутренняя оболочка Земли в пределах внешнего ядра и нижней мантии (100-1000 км). Знания о ней человечество получает на основании изучения различных полей и волн.

Центральная часть Земли в пределах внутреннего ядра (глубже 1000 км от поверхности). Судить о свойствах этого пространства человечество может главным образом на основании теоретических расчетов и в меньшей степени – по результатам сейсмического зондирования. Социально–географическое пространство неразрывно связано с социально–географическим временем, испытывая при этом воздействие природных, космических, биологических и других ритмов. Время является четвертым измерением пространства, деформируя его в циклические структуры – социально–географические циклы. К ним относятся социальные циклы АЛ.Чижевского, экономические циклы Н.Д.Кондратьева, этнические циклы Л. Н. Гумилева и т. д.

Социально–географические циклы, развиваясь по спирали, включают последовательно чередующиеся фазы: становление, подъем, расцвет, спад и вновь становление. Совокупность этих фаз образует волну цикла, длина которой и может стать единицей отсчета социально–географического времени. Социально–географическое пространство имеет четыре измерения: длину, высоту, ширину и время (длительность). Носителем этих параметров является территория как специфическая платформа организации жизнедеятельности людей. Под территорией понимается участок земной поверхности, имеющий определенные границы, устанавливаемые по физико–географическим, социально–экономическим, политическим, этническим и иным показателям в нормативно–правовом порядке. В процессе жизнедеятельности людей территория испытывает существенные изменения и постепенно обогащается социально–экономическими, техническими, экологическими и другими компонентами. Это отразилось на процессе познания и восприятия территории. Она стала рассматриваться не только как полигон для жизнедеятельности людей, но и как естественноистори–ческое и социально–экономическое образование.

Территория, таким образом, рассматривается с двух позиций. С одной стороны – это природный и социально–экономический ресурс, а с другой – объединяющее начало разных общностей людей, сфера жизнедеятельности населения. Как ресурс территория используется: в качестве субстрата, полигона, на котором развертывается человеческое бытие; для извлечения природных ресурсов; для эксплуатации хозяйственных объектов и инфраструктурного обустройства; для создания заповедников и заказников, в которых сохраняется генофонд; в качестве приемника и емкости для размещения отходов жизнедеятельности людей.

Как среда обитания и сфера жизнедеятельности населения, территория приобретает гуманистическое значение. Она становится носителем ландшафтного разнообразия, технических, социально–экономических, экологических и прочих структур. Материальные условия жизнедеятельности людей характеризуются территориальной локализацией. Среда обитания влияет на характер и особенности человеческого бытия, структуру и функции экономики, уклад и качество жизни населения.

Основными формами средообразования и изменения природных ландшафтов являются антропогенные воздействия. Они могут иметь как позитивный (созидательный), так и негативный (разрушительный) характер. Результатами позитивного воздействия являются облагороженные рекреационные культурные и парковые ландшафты, комфортная городская среда, мелиорированные сельскохозяйственные угодья, охраняемые памятники природы и т. д. Одно из негативных последствий антропогенных воздействий – обострение экологической ситуации. Чрезмерная концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, населения и транспорта, «грязные» технологии, ослабление компенсационных возможностей природной среды и отсутствие экологической инфраструктуры приводят к деградации территории и провоцируют экологические кризисы и катастрофы. Отдельные территории в силу антропогенной перегрузки превращаются в зоны экологического бедствия. Представления о социально–географическом пространстве и территории тесно связаны с понятием расстояния. В экономической и социальной географии различают два вида расстояний: географическое (физическое) и социальное.

Географическое расстояние – это абсолютное расстояние, мера близости между объектами. Оно используется для установления координатной сетки, измерения длины путей передвижения между местами производства и потребления товаров, а также между местами проживания и работы людей и т. д. Социальное расстояние – это путь движения, который измеряется временем, потраченным на преодоление географического расстояния. При этом используются разные средства передвижения: железнодорожный, автомобильный, авиационный виды транспорта – для передвижения товаров и людей; почта, телефон, телеграф, Интернет, факс и пр. – для передачи информации.

В экономической и социальной географии категория территории является основополагающей. Ее рассматривают в нескольких аспектах. Среди них – территориальная структура, территориальная организация общества, территориальные сочетания, территориальная система, территориальная общность людей и др. Так, территориальная структура представляет собой устойчивую, взаимосвязанную совокупность компонентов социально–географического пространства, ойкумены, жизнедеятельности людей. Данная структура характеризуется относительной устойчивостью и служит «остовом» территориальных сочетаний, в первую очередь территориальных общественных систем. Примерами территориальной структуры являются: центр и периферия; территориальные общности людей по поселениям разных функциональных типов (города, поселки городского типа, села, деревни); социально–экономические узлы, центры и пункты; территориальные подсистемы в составе территориальных общественных систем. Территориальная структура, обогащенная механизмом регулирования и управления, трансформируется втерриториальную организацию общества.

Я предлагаю вам фрагмент урока географии в профильном (социально-экономическом) 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Этот урок я проводила в рамках городского семинара "Социальное проектирование как форма организации гражданского образования в условиях профилизации общеобразовательного учреждения".

С 2008 года я работаю по инновационному учебно-методическому комплексу «География. Профильный уровень. 10-11 класс», который стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Автор ИУМК В.Н. Холина – кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вам фрагмент урока в профильном 11 классе по теме: «Географическое положение города».

Перед вами карточка-матрица, которые поможет вам определить место данной темы в предпрофильном и профильном курсах географии:

Тема

Географическое положение города

Класс

Место в учебном плане

Раздел № 3 «Население России»

Раздел № 2 «Районы России»

Раздел № 1 «География в современном мире»

Раздел № 5 «Города и сельские поселения»

Тема № 14

«Где и как живут люди»

Тема № 3

«Европейская часть России»

Тема № 1

«География как наука»

Тема № 1

«Урбанизация»

Урок № 63 «Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов»

Урок № 25 «Москва – столица России»

Урок № 4 «Пространство – объект изучения географии»

Урок № 4 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 64 «Города России, исторические особенности формирования»

Урок № 26 «Города Центрального района»

Урок № 5 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

Урок № 5 «Почему одни города растут, а другие нет»

Урок № 65 «Города Ростовской области»

Урок № 30 «Города на старых водных путях»

Урок № 31 «Санкт - Петербург – «хозяйственный узел» России»

Урок № 32 «Санкт – Петербург – «вторая столица» России»

Урок № 38 «Крупнейшие города Поволжья»

Урок № 50 «Города Урала»

Цели урока

образовательные:

1. Изучить, как проходил процесс урбанизации в России.

2. Изучить типологию и функции городов.

3. Изучить значение городов в материальной и духовной жизни населения.

4. Познакомиться с проблемами городов.

развивающие:

1. Развивать умение анализировать статистические данные, карты.

образовательные:

1. Знакомство с городами России как центрами формирования обычай, традиций русского народа.

2. Знакомство с городами как промышленными узлами, их значением в хозяйстве страны.

3. Знакомство с экологическими проблемами городов.

развивающие:

1. Формирование умения давать характеристику города (промышленного узла) по картам и картосхемам.

образовательные:

1. Изучение объекта и предмета изучения географии.

2. Изучение концепции географического положения.

развивающие:

1. Развитие умения:

Работать с различными источниками информации;

Сопоставления картографических материалов;

2. Развитие навыков чтения карты.

образовательные:

1. Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста (упадка) и развития.

развивающие:

1. Развитие навыков географического мышления.

2. Развитие умения работать с разнообразными источниками информации.

Практическая работа

№ 17 «Нанесение на контурную карту городов миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

№ 9 «Сравнение городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

№ 1 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

№ 1 «Выбор места для строительства города»

Цели практической работы

1.Сформировать представление о неравномерности распределения городов миллионеров по территории РФ.

2. Выделение главной зоны расселения

1.Сформировать представление о разнообразных функциях, роли городов в значении страны

1. Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

2. Развивать аналитические способности обучающихся.

Итак, вы видите, что географическое положение города мы начинаем изучать на предпрофильном уровне в 8, 9 классах, актуализируя эту тему на профильном уровне в 10, 11 классах.

Учитель: Ребята, сейчас мы выполним с вами практическую работу «Выбор места для строительства города».

Цель работы:

Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

Развивать аналитические способности обучающихся.

Вы знаете, что ГП – это важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование.

Давайте вспомним факторы, влияющие на выбор оптимального места для создания городов.

Ученики:

Агроклиматические ресурсы (на начальных этапах развития общества важное значение имели климат, рельеф, наличие пресной воды).

Разделение труда (первоначально города играли функцию крепости, защиты от нападения врагов, с появлением ремесел между поселениями возникали торговые отношения, что привело к появлению продовольственных излишков, обеспечивающих возможность роста и развития города).

Природные ресурсы (которые сыграли важную роль в индустриализации общества, например, металлургия зародилась там, где компактно размещены месторождения каменного угля и железа).

Транспортные магистрали (пересечение главных или удобных национальных или международных торговых путей).

Учитель: А сейчас вам необходимо выбрать оптимальное место для размещения города в разные исторические периоды и обосновать свой выбор с использованием тех факторов, о которых мы сейчас говорили.

Работа с интерактивом: Обучающиеся по очереди выходят к доске, выполняют задание, объясняют свой выбор.

Ученик 1: (1600 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что расположен у реки, а это запасы пресной воды, дешевое транспортное средство, выход к океану, есть возможность роста этого города.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: защита от нападения, перспективы роста города, наличие питьевой воды.

Учитель : И такой город есть на карте, давайте посмотрим историческую справку:

Большинство прибрежных городов размещены в удобных бухтах. Однако в последующие века эти выгоды географического положения могут остаться нереализованными.

Кроме бухты, важным преимуществом географического положения Нью-Йорка стала полноводная р. Гудзон, по которой морские суда могли подниматься до Олбани. В 1825 г. от Гудзона к Великим озерам был проложен Эри-канал, Нью-Йорк стал главным звеном самого дешевого водного пути из осваиваемого Среднего Запада к побережью. К тому времени, когда железные дороги стали главным транспортом, Нью-Йорк, казалось бы, должен лишиться преимуществ своего географического положения, набрал уже огромный потенциал, став бесспорным лидером среди городов не только США, но и мира.

Ученик 2: (1830 год) читает задание, выбирает букву В, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке В самое оптимальное место для строительства города, потому что есть выход к океану, значит возможно строительство удобной бухты. Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: близость к океану (внешние связи).

Учитель: к главным факторам можно еще отнести удобное расположение для защиты от нападения, близость ПР – лес, как строительный материал и источник отопления.

Ученик 3: (1860 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что есть наличие пресной воды, проходит железная дорога, а это пересечение транспортных путей.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод, что ошиблась, выбирает точку Д, выполняет задание вновь, указывая те же факторы, учитывая, что нет угрозы наводнения.

Главный фактор: транспортная доступность.

Ученик 4: (1890 год) читает задание.

Анализируя план местности, могу сказать, что в выборе оптимального размещения города будет играть фактор транспортной доступности, но здесь возникает экологическая проблема.

Учитель: принимая во внимание, что в 1890г. экологический фактор не учитывался, т.к. движение было не таким интенсивным и автомобильная промышленность была только в зачатом состоянии.

Считаю, что в точке Б самое оптимальное место для строительства города, потому что здесь прослеживается транспортная доступность.

Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод:

Главные факторы выбора места: транспортная доступность.

Учитель:

Вывод: выбор места для строительства конкретного города определяется как выгодностью ГП, так и особенностями местоположения. Значимость этих факторов зависит от исторического периода и меняется с ходом социально-экономического развития общества.

Напишите аналитическую справку о том, как изменялась роль факторов ГП в ходе развития общества и экономики.

Выступления обучающихся…….

Учитель: С развитием общества и экономики менялась роль факторов ГП:

Сначала это была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты).

Затем наличие леса как строительного материала и источника отопления.

Транспортная доступность (пересечение транспортных магистралей).

Ученик и - экологический.

Учитель: Да, сейчас при выборе оптимального местоположения города добавляется ориентация и на экологический фактор.

Домашнее задание: Влияние этого фактора вы должны использовать при заполнении картосхемы оптимального расположения города в 2007 году в вашей рабочей тетради на стр. 5.


П.Я.Бакланов считает, что все множество природных и социально-

экономических компонентов вместе с их связями и сопряжениями, образует

географическое пространство. Последнее существует объективно. Географическое

пространство - это географическая оболочка со всем ее антропогенным

наполнением, включая и население. Географическое пространство имеет

многомерную, многоуровневую структуру. С определенной степенью условности

географическое пространство можно представить в виде нескольких наложенных

друг на друга и частично пересекающихся слоев географической оболочки:

литосферы (земной коры), почвенного слоя, гидросферы, в том числе

поверхностных и подземных вод суши, слоя растительности и животных

(биосферы), а также – атмосферы. В зонах суши значительное пересечение почти со

всеми слоями географической оболочки имеют еще два слоя: население,

рассматриваемое с точки зрения размещения и расселения, и техносфера в виде

материальных объектов общества: зданий, сооружений, предприятий, поселений,

транспортных коммуникаций, водохранилищ, агроландшафтов и т. п. Можно

антропосферой, и образует полное географическое пространство.

Особую сложность географическому пространству придают два

обстоятельства. Во-первых, каждый отдельный слой пространственно неоднороден,

дифференцирован по многим характеристикам. Во-вторых, многие слои

существенно пересекаются между собой, а пересечения также существенно

дифференцированы. Например, со многими слоями пересекаются биосфера,

гидросфера, атмосфера, а также и техносфера.

Географическое пространство является многомерным и многоуровневым.



Основные измерения географическому пространству задают следующие оси

географических измерений:

1. Пространственные измерения, отражающие местоположение

географического объекта, его взаиморасположение по отношению к другим

объектам, а также характеристики собственного пространства этого

географического объекта (протяженность, площадь, объемность,

рассредоточенность и другие).

2. Компонентные измерения, отражающие количество охватываемых

компонентов и слоев географического пространства. При этом если даже

охватывается один компонент, то при наличии его пересечений с другими этот факт

необходимо учитывать и это уже будет сочетание нескольких компонентов. Либо

следует с известной степенью условности абстрагироваться от пересечений и

выделять отдельные компоненты.

3. Наличие межкомпонентных связей и сопряжений, выраженных в

пространстве – как особый вид географических измерений. Подобные связи и

сопряжения также очень дифференцированы и по их содержанию, и по

пространственно-временной выраженности.

4. Еще одним специфическим географическим измерением можно

рассматривать географические границы, их наличие и различные типы. В данном

случае под географическими границами понимаются (и могут быть выделены) зоны

перехода от одного однородного ареала одного слоя к другому однородному ареалу.

Это могут быть и зоны перехода от одного слоя к другому, либо переходы к зонам с

максимальной концентрацией пересечений слоев. Наконец, географические границы

могут отражать отсутствие, либо наличие определенных межкомпонентных связей и

сопряжений. Именно с учетом этого географические границы в целом практически

всегда выполняют двойственные функции: разделения и связи. В действительности

каждая любая произвольно выделенная зона географического пространства имеет

практически все виды географических измерений. Такая зона будет содержать ряд

компонентов (или один с пересечениями с другими) с их определенной

пространственной выраженностью, а также с наличием различных

межкомпонентных связей и сопряжений и географических границ. В сфере

компонентных измерений можно выделить следующие образования. В однородных

слоях – однородные ареалы и переходные, граничные зоны – при переходе из

одного однородного ареала в другой. На межкомпонентном уровне выделяются

ареалы с определенным сочетанием компонентов, зоны перехода (граничные) от

ареалов с одним сочетанием компонентов к ареалам с другим сочетанием

компонентов. На этом же межкомпонентном уровне выделяются ареалы с

пересечением компонентов различных слоев и зонами перехода к ареалам с

пересекающимися слоями. В целом на межкомпонентном уровне выделяются

однородные однослойные ареалы, многослойные многокомпонентные ареалы и

переходные, граничные зоны. В сфере пространственных измерений в

географическом пространстве могут выделяться следующие образования:

1. Ареалы – однородные, представленные одним компонентом, и

разнородные, представленные сочетанием компонентов. Следует также выделять

ареалы с непрерывным распределением компонентов (литосферных, почвенных,

растительных, морских и океанических вод и др.), и с дискретным распределением

компонентов (ареалы животных суши и моря, ареалы с постоянным и временным

населением и другие).

2. Линейные образования – протяженные, линейно выраженные образования

– как естественного происхождения (реки, морские течения, струйные течения в

атмосфере, горные цепи, хребты и др.), так и антропогенного (транспортные сети –

железные и автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач,

коммуникации связи, каналы с потоками вещества, товаров, энергии, информации).

3. Узлы – небольшие ареалы (зоны ареалов) с постоянными или

периодическими пересечениями ряда компонентов и различных пространственных

образований, прежде всего – линейных. Например, зоны впадения одной реки в

другую, зоны впадения рек в моря и океаны. Узловыми образованиями являются

практически все поселения – как зоны пересечения многих компонентов, в том

числе линейных, транспортных.

4. Сети – образуемые пересечением ряда линейных образований и узловых.

Например, речные сети (большая река и ее притоки), транспортные сети, в том

числе образуемые дорогами разных типов, линиями электропередач и другими.

Интегральными сетями являются сети расселения – как сочетания различных

поселений, связанных транспортными линиями.

5. Районы – интегральные географические образования, состоящие из

сочетаний разнородных ареалов и наложенных на них сетей, и характеризующихся

определенной целостностью. По периферии районов, как правило, должны быть

выраженными граничные, переходные зоны.

Всеобщими свойствами географического пространства являются

дифференциация и интеграция географического пространства, его континуальность

и дискретность. Это – те свойства, которые лежат в основе структуризации

географического пространства. Дифференциация проявляется, во-первых, в наличии

нескольких разнородных слоев в географическом пространстве, а, во-вторых, в

существенной дифференциации компонентов каждого отдельного слоя (литосферы,

почв, растительности, населения, хозяйства и других). В общем дифференциация

проявляется (и измеряется) сходством или различием одних и тех же характеристик

компонентов (слоев) на изменяющемся отрезке или профиле слоев. При этом, как

следует из эмпирических данных, изменения компонентов в слоях географического

пространства происходят не скачкообразно, а достаточно монотонно, т.е. не в точке

и линии, а на отрезке, в полосе. Интеграция проявляется в наличии связей и

сопряжений между отдельными компонентами одного слоя и между компонентами

разных слоев. Процессы дифференциации формируют и поддерживают различия,

как между слоями, так и внутри отдельных слоев между отдельными компонентами

и их сочетаниями. Процессы интеграции взаимоувязывают отдельные компоненты

разных слоев, а также – компоненты одного слоя в сочетания, в непрерывные

большие ареалы, образуя тем самым континуальные зоны.

Таким образом, протекающие одновременно процессы дифференциации и

интеграции формируют однородность и разнородность компонентов и слоев

географического пространства, их континуальность и дискретность, а через

разнообразные связи и сопряжения окончательно структурируют географическое

пространство.

Взгляды на географическое пространство М.Д. Шарыгина , на наш взгляд, в

ряде аспектов дополняют взгляд П.Я. Бакланова. Он, во-первых, изначально говорит

о географическом пространстве-времени , как бы подчеркивая, что география

работает изначально в четырехмерном пространстве-времени. М.Д. Шарыгин

подчеркивает, что географическое пространство-время представляет собой

сочетание географических объектов и совокупность связей и отношений между

ними, проявляющихся объективно и воспринимаемых субъективно.

Во-вторых, М.Д. Шарыгин выделение свойств географического пространства-

времени подчиняет задаче, подчеркнуть объективное существование не только

естественно-географического подпространства-времени, но и общественно-

географического подпространства-времени. У него географическое пространство-

время отличается многослойностью, полиструктурностью, континуальностью,

дискретностью, протяженностью, неоднородностью и т. д. Свойство

многослойности вводится для того, чтобы выделить в нем два ведущих

подпространства: природно- (естественно-) географическое и общественно-

географическое. Для общественно-географического подпространства

(пространства)-времени характерны континуальность простирания и развития, и

одновременно дискретность организации и восприятия. Такое понимание

общественно-географического подпространства-времени позволяет легко ввести

В-третьих, дискретизация континуального пространства по Шарыгину

проявляется в форме географических полей с размытыми границами. Поле – это

локально концентрированное проявление общественно-географического

пространства-времени, образуемое в процессе наложения и переплетения более

частных подпространств. В местах концентрации социально-экономических

объектов в конкретный период времени накапливаются человеческие,

вещественные, энергетические, культурные, духовные и иные потенциалы,

реализация которых образует множество силовых линий. В процессе их накопления

формируются своеобразные поля с повышенной плотностью социоэкомассы и более

мощным гравитационным напряжением. В них наиболее явно проявляются такие

пространственные свойства, как неоднородность и сбалансированность

компонентов; концентрация и рассеивание вещества, энергии, информации;

искривление расстояний; давление места; временной асимметрии и др.

В-четвертых, формализованное представление об общественно-

географическом пространстве-времени приобретает конкретно-содержательный

характер при «проецировании» его на территориальный (и акваториальный)

субстрат. В результате «проецирования» реально проявляются территориальные

системы, структуры, узлы и сети. При этом континуальность пространства

обеспечивает процессы глобализации, а дискретность – регионализации.

«Проецирование» географических полей проявляется в форме городов, городских

агломераций, мегалополисов, социально-экономических узлов и центров,

территориально-производственных комплексов и др.

Говоря о закономерностях дифференциации культурно-географического

(геокультурного) пространства , Д.А. Дирин обращает внимание на следующие

свойства культурно-географического пространства:

а) многомерность (сфера духовной культуры, сфера социальной культуры,

сфера технической культуры);

б) многослойность (этническое пространство, конфессиональное

пространство, научное пространство, ментальное пространство, художественное

пространство и т.д.);

в) иерархичность (таксономические уровни: планетарный, региональный,

локальный);

г) динамизм: геокультурное пространство постоянно развивается, складываясь

из серии культурно-исторических пластов, которые могут, как сосуществовать, так и

полностью или частично перекрывать друг друга.

Подчеркнем, что, во-первых, возможность введения культурно-

географического (геокультурного) пространства прямо вытекает и из концепции

географического пространства Бакланова П.Я., и из концепции общественно-

географического подпространства-времени М.Д. Шарыгина. Во-вторых, понятие

«культурно-географическое пространство» беднее по содержанию понятия

«культурно-географическое пространство-время». В-третьих, выделенные Д.А.

Дириным свойства культурно-географического пространства в явной виде

Д.А. Дирин также обращает внимание на факторы дифференциации

культурно-географического пространства:

1. Природные факторы. Первопричиной пространственной неоднородности

человеческих культур является разнообразие природных условий, т.е.

дифференциация природной среды: зональность, секторность, барьерность,

высотная поясность, особенности рельефа территории, гидрография, природно-

ресурсный потенциал и пр.

2. Социально-культурные факторы. Факторов человеческой активности,

определяющих территориальное разнообразие культурных феноменов, множество.

Наиболее фундаментальные из них следующие: этнический, хозяйственный,

религиозный, историко-политический.

Необходимо также учитывать, что для культурно-географического анализа

местности имеет большое значение ее положение в политико-географической

системе «центр-провинция-периферия-граница».

Обращает на себя внимание такая особенность выделения свойств и

закономерностей развития географического, в том числе и культурного,

пространства: они преподносятся читателю как данность, как определенная

самоочевидность. Другими словами, они просто называются и характеризуются.

Желателен анализ фактов, позволяющих обосновать названные особенности и

закономерности развития культурного пространства. Не выделяется также поле

возможного их понимания. В конечном счете, это неизбежно приведет к различного

рода дискуссиям, в том числе и ненужным для науки.

Географическое пространство - одно из важнейших понятий географии и геополитики. И, вместе с тем, одно из самых дискуссионных. Оно было объектом пристального внимания в отечественной литературе в советское время, продолжает обсуждаться и теперь [Гладкий 2010; Осипов 2010]. Наиболее фундаментальным из реально существующих можно считать физическое пространство. Но и оно понимается по-разному. Еще в советский период наметилась тенденция различной интерпретации данного понятия представителями естественной и общественной отраслей географии [см. напр.: Лазуков, Лямин 1987, с. 38]:

  • 1) пространство как бытие саморазвивающихся объектов и географической оболочки в целом, связанное с «географической формой движения материи» и изучаемое преимущественно естественной географией;
  • 2) реляционное пространство как пространственные отношения, изучаемые экономической и, отчасти, физической географией - математико-геометрическая формализация, изменение явлений от места к месту, территориальность, хорологические модели и т.п.;
  • 3) третьим вариантом является восприятие пространства в качестве «контейнера», т.е. как простого вместилища для материи, объектов и процессов (абсолютное или «ньютоновское» пространство).

Соответственно, представители естественнонаучных отраслей географии (как и некоторые борцы с «буржуазной хорологией» в среде эко-номико-географов) возражали против «пространственной» сущности самой географии в том случае, если пространство понимать как реляционное. И действительно, естественную географию зачастую больше интересует внутреннее строение и химический состав географических объектов, нежели их пространственное размещение. В.А. Анучин, исходя из положения, что реальна лишь материя, считал, что само «пространство... не может быть предметом науки как нечто несуществующее» (курсив мой.- А.Е .)» [Анучин 1982, с. 17]. На этом же основании

Подробнее см. в [Елацков 2012].

Н.К. Мукитанов разделял географическое знание на содержательный и формальный уровни [Мукитанов 1985]. Далее, при внимательном и обобщенном рассмотрении понятий оказывается, что и привычные для определения пространства и времени свойства протяженности и длительности не являются универсальными. В их основе лежат более фундаментальные признаки - устойчивость и изменчивость отношений и состояний. «Необходимость понятия пространства в физике была продиктована относительной устойчивостью твердых тел, необходимость всеобщей категории пространства диктуется наличием отношений устойчивых величин в объектах любой природы» [Сагатовский 1973, с. 197]. И действительно, при абстрактной абсолютной изменчивости невозможны даже единицы измерения пространства, а при абсолютной устойчивости - единицы времени.

Представленные варианты интерпретации вполне приемлемы для дискуссии о пространстве вообще. Однако геопространство обладает и специфическими свойствами. Для его рассмотрения можно отталкиваться от любой из приведенных позиций, хотя явным преимуществом обладает реляционная концепция [Магйг 1983]. При последовательном применении названные подходы сводятся к почти одинаковому результату. Не случайно в географическом энциклопедическом словаре через точку с запятой приводятся два разных определения геопространства, представляемые в единстве [Географический... 1988, с. 56]. Для геопространства неизбежно используется собственная геоцентрическая система отсчета, привязанная к физическому телу планеты. При этом любые части планеты только в совокупности, связанные особыми отношениями , составляют Землю. И здесь уже не важно, как понимать пространство вообще. Как справедливо отмечал Э.Б. Алаев, «для географа географическое пространство - в отличие от восприятия философом понятия пространства - всегда есть форма, неразрывно связанная с содержанием» [Алаев 1983, с. 104]. Задание неинерциальной системы отсчета также означает, что любые явления, соотносимые с ней, неизбежно имеют временную характеристику (даже если мы от нее абстрагируемся). Конкретных же определений может быть много. Однако, как отмечает Ю.Н. Гладкий, в подавляющем числе дефиниций не удается избежать логического круга - определения геопространства через геообъекты и т.п. [Гладкий 2010, с. 236].

«Строительным материалом» пространства-времени являются события (они обладают как временной, так и пространственной определенностью) [Мостепаненко 1974, с. 48]. Для исследовательских задач мы вынуждены время дискретизировать - разбивать на моменты и ситуации (в этом нам помогает неравномерность изменений). Так же мы дискретизируем и пространство (обычно ориентируясь на его неравномерность). Таким образом, «момент» и «место» (как и объединяющее их «событие») - это особые отношения внутри геопространства, выявленные или вымышленные наблюдателем. Каждому географическому объекту или процессу присуще свое индивидуальное (собственное) геопространство.

Некоторую неопределенность в интерпретации геопространства вызвала попытка введения понятия «единое географическое поле» или «геополе». С рассматриваемых нами позиций можно утверждать, что геопространство пронизано множеством полей разной природы. Однако ряд авторов противопоставляют «единое геополе» геопространству как более узкому «статичному» понятию. Но географическое пространство без времени - это какое угодно пространство, но только не географическое. «Концепция географического поля в ее нынешнем виде проливает слишком мало света на сущность географической науки» [Гладкий 2010, с. 190].

Каковы же границы геопространства? Их можно связывать, например, с магнитным и гравитационным полями планеты [Осипов 2010, с. 128] или с географической оболочкой 1 . Правда, поиск четких формальных границ может приводить к тому, что «пространство и место сводятся всего лишь к объему, к площади, т.е. к тривиальному вместилищу» [Костинский 1997, с. 22]. Потому гео пространство определяется не столько по размерам, сколько по содержанию. Границы «гуманитарного пространства», по Ю.Н. Гладкому, совпадают с границами очеловеченной природы [Гладкий 2010, с. 242], но она уже не ограничивается приповерхностным слоем планеты. Особое значение это имеет для современной политической географии и геополитики, обзаведшихся астрополитическими или космогеополитическими разделами [Пырин 2011; Dollman 2002]. Э. Доллман пишет: «Следуя примерам сэра Хэлфорда Маккиндера и Николаса Спайкмена, неоклассическая астрополитика утверждает: Кто контролирует низкую околоземную орбиту, тот командует ближним космосом; Кто командует ближним космосом, тот доминирует на Земле; Кто доминирует на Земле, тот определяет судьбу человечества» . Современная военная география наряду с Мировым океаном и атмосферой рассматривает и околоземное космическое пространство .

Таким образом, имеет смысл в качестве верхней границы использовать пояс Кларка (геостационарная орбита, 35786 км над уровнем моря) - весьма уникальную, стратегически важную и географически привязанную часть пространства. Именно здесь предлагается проводить внешнюю границу околоземного космоса . Однако абсолютизировать эту границу не следует. Спутники на высоких эллиптических орбитах, выгодные для обслуживания приполярных районов Земли, достигают в апогее до 50 тыс. км высоты. Следует также отметить, что англоязычный термин geospace, в отличие от geographic(al) space, часто означает именно околоземный космос (дословно - «геокосмос»), во многих исследованиях сопоставляемый с магнитосферой Земли.

Граница географической оболочки проводится разными авторами по озоновому слою, тропо- или стратопаузе, т.е. от 10 до 50 км над уровнем моря.

странство в его максимальном объеме (в широком смысле, геопро-странство-Г). «Связанную с Землей часть универсума, т.е. всего объективного материального мира» Э.Б. Алаев называл геоверсумом, но нерационально ограничивал его лишь географической оболочкой [Алаев 1983, с. 18]. Обитаемую человеком часть этого геопространства принято именовать Ойкуменой. Во-вторых, выделяется собственно географическое пространство (в узком смысле, геопространство-11). О.И. Шаблий еще в 1977 г. высказывал мысль, что «геопространство - это подпространство системы земных пространств» [цит. по: Лазуков, Лямин 1987, с. 28]. А. Геттнер считал, что «явления, которые лишены... связи с другими явлениями той же самой области земли... не входят в область географического рассмотрения» [Геттнер 1930, с. 119-120]. Н.Н. Баранский высказывал максиму, что «того, что есть везде, в географии не должно быть нигде». Конечно, при таком взгляде очевидно, что география -лишь одна из наук, изучающих геопространство. Есть и политические явления, которые не входят в объект политической географии. В определенном смысле можно считать, что геопространство-1 и геопространство-11 соотносятся между собой как объект и предмет географической науки.

С точки зрения Н.В. Каледина, геопространство, с которым и имеет дело политическая география, - это «многогранное единство материального субстрата... ряда планетарных сфер - природной, экономической, социальной, этнической, политической, экологической, идеологической и др., - в условиях которого осуществляется разнообразная деятельность общества, в том числе политическая» [Каледин 1996, с. 81]. С этим, по-видимому, можно согласиться, за исключением обязательной привязки к человеческой деятельности, что отождествляет геопространство лишь со средой. Таким образом, геопространство состоит из геосфер разной природы, сложившихся вокруг центра масс Земли. Одной из частных геосфер выступает политическое пространство, представляющее собой «не пространство физических тел, в котором осуществляется политическая деятельность, а сама эта деятельность, взятая с атрибутивной точки зрения» [Аксенов 1993, с. 64]. Надо отметить, что предпочтительнее говорить о политическом геопространстве , поскольку термин «политическое пространство» в политологии часто используется исключительно в функциональном смысле.

Для каждой геосферы характерны особые параметры устойчивости и изменчивости и, следовательно, они могут рассматриваться как отдельные географические (под)пространства. Более того, соотношение устойчивости и изменчивости неравномерно внутри одной и той же геосферы. В этом контексте можно упомянуть, например, разную скорость демографического перехода. Политолог А.Ю. Мельвиль утверждает: «...Разные группы стран в каком-то смысле живут в разном политическом времени. Отсюда, в частности, серьезная методологическая проблема для их синхронных сравнений» [Мельвиль 2007, с. 119]. Процессы, протекающие в разных функциональных геосферах на протяжении всей человеческой истории, имеют фундаментальный характер для развивающихся на их основе политических явлений. Кратко обозначим их. Это демографический процесс, этногенез, общественное и территориальное разделение труда, социальная и политическая организация общества, интернационализация и глобализация, духовное и культурное развитие, цивилизационный процесс, формационный процесс, уплотнение пространства, динамика природной среды.

Общественно-географические пространства (политическое, экономическое, конфессиональное и т.п.), в свою очередь, складываются из нескольких компонентов (подпространств), включающих:

  • субъектов;
  • функциональную инфраструктуру;
  • индивидуальное и массовое сознание;
  • специфические формы деятельности;
  • институты;
  • ресурсную среду данной деятельности.

Любое функциональное геопространство тесно связано и с иными геосферами, причем от места к месту эта связь различна.

Значительные дискуссии вызвало понятие «ноосфера», введенное в отечественную науку В.И. Вернадским. Самым радикальным подходом, следуя Тейяру де Шардену, стала интерпретация ноосферы как идеального или ментального пространства планеты. Эта интерпретация, правда, вызвала отрицательную реакцию географов-марксистов [напр.: Анучин 1982, с. 40]. Однако такой подход к настоящему времени получил широкое распространение. Альтернативный и менее спорный термин в этом случае - психосфера (предложен Н.Н. Ланге). При этом географические элементы так понимаемой ноосферы локализуются через людей и их сообщества. Внутри ментальной геосферы (ноосферы или психосферы) складываются виртуальные образные геопространства, представляющие собой отображение геопространства на индивидуальное и коллективное сознание в форме образов (в том числе политикогеографических) [Замятин 2004]. Изучению географических образов в отечественной науке уделяется всё большее внимание, хотя на Западе подобные исследования проводились в рамках бихевиористской географии еще с середины XX века [см.: Джонстон 1987, с. 197]. В нашей стране, однако, это направление ранее расценивалось как антисциентизм и отход от научных принципов познания [Мукитанов 1985, с. 115- 116]. Хотя, скорее, это переход из области географии в область психологии и культурологии. Содержание географического образа является лишь упрощенной и искаженной индивидуальной моделью геопространства. Но сами образы, как локализованные через людей-носителей идеальные сущности, являются для стороннего наблюдателя элементами ноосферы и частями реального геопространства. И в этом качестве интересны для географии.

Если следовать Д.Н. Замятину, то сначала в когнитивное политическое пространство включаются географические маркеры (яркие элементы, локализуемые сознанием в геопространстве и создающие субъективную систему координат), на основе которых оформляются политико-географические образы [Замятин 2004, с. 106]. Немаркированные объекты могут «выпадать» из образного пространства (оно «искривляется», например, вдоль дорог). В контексте географии основой для выделения когнитивного геопространства стало то, что исследователи поняли: они не только «открывают» географическую реальность, но и сами ее конструируют [Костинский 1997, с. 18]. Всё чаще начинает использоваться и понятие «виртуальное информационное пространство» (киберпространство), которое стягивает геопространство к виртуальной информационной точке. Однако надо учитывать, что без реального геопространства нет и порожденного им виртуального, но не наоборот. Хотя бы из-за территориальной привязки оборудования и его пользователей.

Метрические и топологические параметры разных геосфер или подпространств не одинаковы. Но как минимум одно измерение должно выделяться на основе топологии физического геопространства. Здесь может возникнуть правомерный вопрос: разве достаточно лишь одного географического измерения, если любая территория считается минимум двумерной? На наш взгляд - да. В частности, если в статистических данных представлены только лишь широтные различия и закономерности, то эти данные уже являются геопространственными. Метрика же самого подпространства зависит от его типа. Так, расстояния и удаленность оцениваются не только в километрах, но и в терминах издержек, времени перемещения, общественных контактов и т.п.

В XX веке «пространство» стало трактоваться очень широко. Абстрактные пространства, разработанные математикой, получили большое распространение в социальных, гуманитарных и географических исследованиях. Нас особо интересует функциональное пространство. Одно из основных его отличий в том, что в нем не сохраняется геопространственная топология, а системы координат никак не связаны с планетарной и в общем случае не могут быть к ней преобразованы. Так, в функциональном политическом пространстве система координат исключительно политическая: «Политическое пространство не совпадает с пространством геометрическим (физическим). Тех, кто имеет над нами власть, мы по традиции ассоциируем с «верхом», а между тем начальник может сидеть на одном этаже с подчиненными» [Баталов 1995, с. 90]. К геопространству «привязано» множество функциональных пространств, включая политическое. Их составляют не только материальные объекты, но и идеальные образования разной природы. Любая функциональная система, имеющая в качестве элементов геообъекты - геопространственна. Правда, от этого она еще не становится географической. По Ю.Н. Гладкому, «неустранимая специфика географии состоит в том, что пространство в ней ассоциируется с неточечностью структуры собственных объектов... Гуманитарное пространство, изучаемое... экономикой и другими дисциплинами общественного цикла, связывается преимущественно с точечной структурой объектов...» [Гладкий 2010, с. 240].

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.