Выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул важность повышения квалификации учителей общеобразовательных школ: «…При этом самое важное, что волнует родителей, учителей и общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса; то, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Д.С. Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую». Большое внимание приковано к специалистам психологам со стороны комитета по экономической политике Совета Федерации, в котором формируется рабочая группа по разработке закона о психологической помощи. Исходя из таких актуальных проблем, которые затрагиваются на государственном уровне, нельзя обойти вниманием такой важный компонент деятельности психолога как его имидж.

Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. На появление данного направления оказали влияние такие ученые как А. Н. Гаранский, Д. Джеймс, Д. Карнеги, А. В. Панасюк, Г. Г. Поченцов, В. М. Шепель и др. Изучая понятие

«имидж», ученые исследовали значение пола, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, уровня профессионализма, индивидуально-личностных особенностей в формировании впечатления о конкретном человеке. Данные результаты дали дополнительные возможности для более эффективного руководства взаимоотношениями людей, для оптимизации процесса их общения в сфере труда, быта, образования.

Термин «имидж» в переводе с английского означает «образ», а в переводе с французского – «изображение», «представление».

Имидж психолога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа психолога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В психологической литературе понятие «имидж» определяется как целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления или предмета, выделяющий определенные его ценностные характеристики, и призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие с какой- либо определенной целью. Термин «имидж» определяется сегодня и как самопрезентация, как конструирование человеком своего образа для других. Он представляет собой внешний образ человека, его портрет, черты которого передают его внутренний мир. Так, Э. Сэмпсон подчеркивает, что «личный имидж является картинкой человека, которая регламентирует то, что есть внутри него. По мнению данного ученого, имидж есть сочетание внешних и внутренних факторов». П. Берд также характеризует имидж как картинку человека, которую он представляет другим. Эта картинка, по его мнению, включает в себя то, как человек выглядит, говорит, одевается, действует, а также его умения, осанку, позу и язык тела, аксессуары. Имидж является всегда единицей символического мира, так как представляет собой знаковые характеристики. Имидж есть комплексное понятие, а это значит, что отдельные проявления имиджа должны составлять согласованное целое и не противоречить друг другу.

Имидж педагога - психолога включает в себя такие составляющие, как его внешний визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика), внутренний образ (голос, доминирующее эмоциональное состояние, темперамент), менталитет. Во внешности педагога-психолога находят отражение, то есть проецируются, его внутренняя культура и самоуважение. Вербальные и невербальные средства общения, реализуемые педагогом - психологом с обучающимися и педагогами, демонстрируемые им позы и жесты, мимика, речевые интонации – все это является важными компонентами его имиджа. Все это влияет на эффективность деятельности психолога в образовательном учреждении. Именно имидж специалиста играет главную роль при первой консультации клиента. Во многом имидж укрепляет отношения психолога и клиента.

Безусловно, имидж психолога может работать против самого специалиста. Это происходит в том случае, когда внешний образ противоречит вербальному образу. Педагоги, обучающиеся, родители охотнее верят тому, что видят, а не тому, что они слышат.

Педагог - психолог образовательного учреждения должен постоянно работать над своим положительным имиджем. Целенаправленное формирование психологом своего положительного имиджа в сознании участников педагогического процесса серьезно влияет на эффективность взаимодействия в процессе работы.

Список литературы

1. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.- 219 с.

2. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. - 2006 - №1.- 298 с.

3. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - 189 с.

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. -223 с.

Уже давно известно, что человек привлекательный внешне имеет большие шансы на достижение успеха, нежели его невзрачные соперники. У личности, уверенной в собственной уникальности и неповторимости повышается самооценка. Это укрепляет ее веру в свои силы и способности.

Грамотно продуманный имидж позволяет достичь желаемых целей и установить нужные контакты. Умение преподносить себя – настоящее искусство.

Что же такое «имидж»?

Имидж – это какой-либо эмоционально окрашенный образ. Однако если рассматривать этот аспект пристальнее, то прослеживаются не только внешние характеристики облика, но и сущностные элементы его составляющие. Другими словами, имидж – образ, который считывается легко и быстро. Он позволяет через внутреннюю оболочку раскрыть внутреннее содержание своего носителя.

Имидж может нести как положительный, так и отрицательный посыл. Наиболее отчетливо хочется проявлять именно те качества, которые для окружающих становятся притягательными и привлекательными. Понимать, что же это за качества и как их демонстрировать – уже половина успеха.

На основе, каких принципов создается имидж?

  1. Самосовершенствование и самовоспитание . Модернизировать образ себя, предлагаемый на обозрение окружающим, можно только понимая самого себя. Осознавать то кто вы на самом деле, каким вас видят окружающие и каким вы бы хотели, чтобы вас воспринимали. Это одни из основополагающих вопросов, на которые нужно отвечать искренне и честно себе. Ведь искаженное понимание себя на финальных шагах приведет вас совсем к иным результатам.
  2. Гармоничность и конгруэнтность визуального облика . Индивидуальные особенности внешности должны быть согласованы с элементами вашего имиджа (одеждой, украшениями, макияжем). Не обязательно гнаться за модой и становиться обладателем всех новинок, ведь это не всегда может подходить лично вам. Кроме того, внешний вид должен отражать и внутренние особенности. Хотя, помним, что имидж создается не только для того, чтобы демонстрировать свой характер. Он помогает выставлять напоказ некоторые желаемые качества, пусть даже вы и не являетесь их носителем. Согласно закону соответствия внутреннего и внешнего, постепенно эти качества также станут вашим достоянием при определенных усилиях с вашей стороны.
  3. Умение воздействовать не только словами, но и эмоциями, движениями, действиями . Задействовать и грамотно использовать все каналы передачи информации во благо поставленной цели очень сложно. Однако только так вы сумеете овладеть приемами внушения, подражания и убеждения.
  4. Саморегуляция . Ваш тщательно выстроенный образ постепенно рассыпится и потеряется среди окружающих, если прекратится работа над самим собой. Имидж – мощное орудие, позволяющее добиться желаемого. Следовательно, забывать о том, к чему вы стремитесь нельзя. Необходимо регулярно анализировать достигнутые успехи и выстраивать новые шаги. Придется поддерживать и демонстрировать те модели и качества, что вам не совсем свойственны. Расслабиться не получится.

Самопрезентация

Это особый процесс, который позволяет позиционировать себя перед другими людьми определенным образом. Его успех детерминируется рядом факторов. Среди них можем упомянуть: умение преподнести себя окружающим, сосредоточить внимание на себе, повысить интерес к собственным положительным качествам.

Важно даже не столько быть таким-то, а казаться таковым. Если коллеги, отмечают в вас целеустремленность, то вскоре вы сами поверите, что способны добиваться своего. Таким образом, характер восприятия вас в глазах других людей способен влиять на ваше настоящее «Я».

Представив себя с нужной стороны, человек может добиться желаемого (например, завоевать чье-то расположение или заручиться поддержкой).

Какие стратегии позволят сократить дистанцию в отношениях?

  1. Проявление симпатии применительно к тому или иному человеку. Это может быть мимолетный комплимент или легкая улыбка.
  2. Создание мнимой схожести . Людям льстит, когда кто-то еще разделяет их интересы или убеждения. Однако сходство можно демонстрировать и в привычках, манере одеваться. Стоит помнить, что если фальшь будет уличена, то добьетесь вы прямо противоположных результатов. Ваше небольшое притворство должно быть незаметно и естественно.
  3. Будьте неотразимы , ведь красивым людям чаще отводятся руководящие должности или места с хорошей зарплатой. Кроме того, отношение коллектива к привлекательным личностям обычно лучше, нежели к их невзрачным коллегам.
  4. Проявление своей скромности . Люди, которые преподносят свое достижение как результат совместной работы, воспринимаются с уважением. Однако здесь есть тонкая грань. Чрезмерное умаление своих достоинств и реального вклада в общее дело, может заставить воспринимать окружающих вас людей как посредственного человека. Пользуйтесь этим приемом в ситуациях для этого подходящих.

Компетентность

Это еще одна немаловажная характеристика успешной личности – компетентность и осведомленность в своей профессиональной сфере. Важно уметь говорить не только красиво, но и аргументировано.

Как убедить окружающих в собственной компетентности?

  1. Не упускайте возможности демонстрировать свой профессионализм . Делайте это аккуратно и будто ненароком. В противном случае, вас могут принять за выскочку.
  2. Заявление о компетентности . Прибегать к этой стратегии стоит крайне редко. Поскольку, человек, превозносящий свои достоинства, вряд ли, будет оценен положительно. Лучше на деле стараться убедить коллег в вашей профессиональной состоятельности.
  3. Привнесение в свою рабочую среду атрибутов компетентности . Формируйте привычки, свойственные специалисту вашей области, соблюдайте распорядок, делайте пометки и записи. Производите впечатление человека, ценящего свое время, того кто говорит коротко и по существу и так далее.
  4. Умейте оправдать , обосновать свои промахи и просчеты. Все люди ошибаются. Однако вам нужно не потерять своей репутации из-за мелких оплошностей. Подстраховывайтесь. Предупреждайте о возможных сложностях и затруднениях, преодолев их, вы возвысите себя в глазах ваших коллег и руководителей. Однако не увлекайтесь этим приемом чрезмерно.

Власть и статус

Это еще одни звенья образа успешного человека. О статусе личности говорит не только занимаемая должность, но и круг ее общения, привычки и умение держаться на людях.

Итак, имидж – это не только внешний облик. Он вбирает в себя множество других характеристик. А вы готовы работать над своим имиджем или вас все устраивает?

Уважаемые читатели блога , что в вашем понимании означает термин «психология имиджа ». Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!

Ирина Вячеславовна Шехтман,

педагог-психолог

ОБРАЗ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ЕГО ИМИДЖА

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте,

в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло

Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим фактором его профессионального успеха.

Несмотря на то, что практическая психология образования в нашей стране существует с 1988 года, в сознании людей образ педагога-психолога представлен нечетко, что не способствует формированию его имиджа в сознании потребителей его услуг. Однако необходимость формирования такого образа не вызывает сомнений и этот образ должен быть адекватным с учетом желаний и представлений об имидже педагога-психолога его аудитории с одной стороны и требований, предъявляемых к нему профессией с другой. Имиджевая компетентность относиться к профессионально-значимым качествам личности педагога-психолога и важной составляющей его психологической культуры, позволяющая достойным образом выстраивать отношение к себе, к своей профессиональной деятельности.

Существует много разных определений психологической службы и психологической работы, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой всё ещё молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.

Как и каждая наука, практическая психология образования создает свою практику на основе интеграции знаний многих наук и отвечает за результаты своей практики, обеспечивая содержание профессиональной подготовки специалистов, работающих в этой практике.

Стало очевидным, что одним из просчетов при создании основ практической психологии является отсутствие контекста общей и психологической культуры при разработке всех ее компонентов. Психологи в большей степени вносят в общественную практику техники, приемы, методы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурно-нравственный потенциал своей науки. Быть может, именно это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая является составляющей ещё более широкого понятия «имидж личности».

Ключевой фигурой психологической работы в учебном заведении выступает соответствующим образом подготовленный специалист – психолог. Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности педагога-психолога. Только наличие профессиональных знаний и умений не обеспечивает достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, профессионального мастерства.

Имидж – это социально-желательный образ, т.е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и принятыми личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя, в том числе наиболее эффектную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.

Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несёт определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.

Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе складывается у целевой аудитории путем синтеза получаемой информации от органов чувств приблизительно в такой пропорции:

Зрение- 75%;

Слух- 13%;

Прикосновение- 6%;

Запах- 6%.

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

1. Зеркальный имидж личности - представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

2. Имидж целевой аудитории - представления о личности про стиль жизни, общественному статусу и некоторых личностных (психологических) характеристиках его окружения. (Короля играет свита).

3. Внутренний имидж личности - представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самовосприятия. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

4. Визуальный имидж - представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

Невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

Ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);

Физические данные;

Индивидуальный стиль в одежде;

Манеры (воспитанность);

Знание этикета;

Осанка;

Искусство контакта взглядом.

5. Аудиальный имидж - представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:

6. Кинестетический имидж - представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:

Психологическое пространство;
- физический контакт (рукопожатие).

7. Обонятельный имидж - представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).

Профессиональный имидж практического психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для психолога образования черты. Его составляющими являются:

Профессиональная компетентность;

Психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

Социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования);

Визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, прическа, украшения, май – кап).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:

Целостность восприятия собственного образа;

Адекватная самооценка;

Знание особенностей своего характера.

Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.). И многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Долгие годы психологи игнорировали вопрос обеспечения профессионального имиджа. Как известно: «Свято место – пусто не бывает». Если сами психологи не занимаются вопросами создания имиджа - это сделали другие.

Возможно, на просторах интернета вы встречали статью Ирины Романенко «Тыжпсихолог?». Именно такое волшебное слово, где все буквы написаны слитно.

Это и есть та фраза, которая многих моих коллег вводит в тупик, от которой они теряют дар речи. Некоторые, и я в том числе, иногда скрывают свое образование и подготовку,чтобы ее не слышать. Эта заметка получила массу откликов. В продолжение темы появилась целая серия рисунков, на которых обыгрывается образ психолога. На слайдах – только малая часть того, что может узнать психолог о собственном восприятии образа себя другими людьми. Это ещё раз подтверждает закон пустоты: «Пустота всегда должна быть заполнена». Пусть с иронией, но соглашусь с предложением автора статьи, что на каждом факультете психологии необходимо организовать отделение, которое будет заниматься подготовкой особых специалистов - «тыжпсихологов» дабы они постепенно вытесняли бы всяких недоучек и лентяев из сферы психологии, и, наконец, примирили бы её с обывателями. Начинающий психолог должен знать, что потенциальные потребители его услуг убеждены, что:

1. Тыжпсихолог - знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Меня в ступор вводит фраза людей, которых я вижу первый раз в жизни: "Ну, расскажи обо мне". PS. Ятожпсихолог.

2) Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно.

4) И неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче. Следует его осадить, подловить на некомпетентности, показать, что он, человек без диплома, лучше разбирается в людской психологии. Знакомо..?

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, им осталось только облагодетельствовать всё человечество. В этом их предназначение. И этим надо пользоваться: занимать время, пить энергию…

Не буду задевать все «больные темы» психолога, связанные с профессиональной деятельностью. Важно осознать, что проблема имиджа имеет особое значение, так как имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, создаёт установку клиента в процессе психологического консультирования. Для того чтобы определить структурно-содержательное наполнение образа психолога в восприятии клиентов следует осуществлять учет их половозрастных, гендерных, социально-статусных, личностных, профессиональных, региональных и этнических особенностей реципиэнтов. Таким образом, технология формирования имиджа психолога основывается, прежде всего, на понимании сущности феномена имиджа, на учете особенностей внешнего облика, индивидуально-психологических особенностей, особенностей профессионального общения и деятельности, предметной среды, целевой аудитории, формирования доверия.

Моей задачей не является убедить вас, что без тщательно созданного имиджа психолог не будет успешным в выполнении своих профессиональных обязанностей. Имидж – это только символ, информирующий окружающих о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности человека, его установки, знания, умения. Однако, чем точнее он создает свой образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с другими людьми. Имидж "программирует" определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно.

Используемая литература:

1. Бозаджиев В. Л. - «Имидж психолога» (2009).

2. Бозаджиев В. Л. «Психолог: профессия и личность» (2011).

3. Бозаджиев В. Л. «Имидж педагога» (2004).

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

5. Ушаков Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема. - Екатеринбург, 1995.

Интернет-источники:

http://www.pcnp.ru/sotrud/romanenko.shtml . [email protected]

Имидж психолога как компонент его профессиональной компетентности. О.О.Елисеева. (Москва).


Выступление на августовской конференции

Психолога Высшей категории ШГ № 32

Магистра педагогики и психологии

Абрамовой Ольги Александровны

«Имидж психолога в образовании»

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к личности педагога-психолога.

Психолог как специалист в системе образования.

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога.

Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.


Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем контрперенос.

Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности перенос.

Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными.

Задача специалиста заключается,

во-первых , в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво;

во-вторых , осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.
Воздействие одной личности на другую – это влияние на сознание, волю, эмоции, через них – нас поведение и деятельность человека в целом.

Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения
Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой мы готовы прислушиваться, а советы – выполнять.

И наоборот, с человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.

Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность

«Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
Профессиональные знания и умения – это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – ее субъективные характеристики.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.
В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам восприятию, памяти, мышлению, воображению; эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др..
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность внешняя привлекательность и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить
психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
высокий уровень интеллектуального развития;
здравый смысл, беглость и острота мышления;
хорошая саморегуляция, самодисциплина;
большая физическая выносливость, работоспособность;
способность вносить большие личностные вклады в других людей;
способность помогать людям в трудных ситуациях;
чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;
любовь и эмпатия по отношению к детям;
оптимистическое прогнозирование;
креативность – способность к творчеству.
Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя –
самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление.

Требования к личности педагога-психолога

Имидж профессионала – это избирательное понятие. Это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодействующие личностно-деловые качества Е.С. Яхонтова.

Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение.
Основными мотивами самопрезентации являются: стремление к развитию отношений с людьми; самоутверждение личности; требования профессиональной деятельности. Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и профессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие качества этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпатия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.

Имидж формируется как сознательно, так и произвольно самим специалистом и его окружением.

Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих характеристик срабатывает

на профессиональное и личностное самоутверждение педагога-психолога.
Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж – это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности устанавливают для себя повышенные моральные требования. Занижение нравственных требований к себе – проявление слабости духа, ущербности личности.

Схема имидж-составляющих


Влияние интерьера на восприятие человека


Качество, стиль

Цветовое оформление

Пространственные характеристики


В целом успешность имиджа определяется единством стратегии и тактики личностного и профессионального в поведении специалиста. Психолог должен поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Психолог как специалист в системе образования
Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда.

К.М. Гуревич выделяет три типа профессий те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

2) те, в которых далеко не каждый человек может достичь успеха;

3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным.

Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу.

Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции.
Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А. Климов так определяет его основные предназначения:
предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое – области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности; систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции – необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.
Выделяют следующие
области использования психологической помощи в сфере образования:
психологическое и духовное развитие детей;
экзистенциальные и личностные проблемы подростков;
детско-родительские проблемы семьи;
помощь при психических и соматических заболеваниях;
психотерапия детского горя;
помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;
школьное консультирование;
профессиональное консультирование.

Какой же психолог нужен современной школе?
1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком.
2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.
3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам, быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого человека, обладать эмпатией.
4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать.
Таким образом,
в требованиях к личности психолога выделяются четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность. Не совместимыми с профессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комплекс неполноценности или превосходства.
Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его
профессиональным статусом.
Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.
Значительная доля работающих в образовании психологов - бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются доказать эффективность новых профессиональных позиций через личное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Совмещение должностей – трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и участвуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «изнутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медленно входят в новую роль.

Профессиональные умения психолога – это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:
гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);
оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).
Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности.
Коммуникативные умения:
вступать в контакты с разными людьми;
устанавливать профессиональные отношения;
осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;
сотрудничать, вступать в деловые контакты;
создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;
соблюдать конфиденциальность в работе и такт;
побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;
влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;
правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
Прикладные умения:
исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;
психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;
социально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.
Организаторские умения:
ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
организовывать подопечных на их выполнение;
рационально организовывать свое рабочее время;
планировать этапы и средства деятельности;
планировать индивидуальную работу с клиентом;
организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;
определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;
выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;
объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.
Аналитические умения:
изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;
анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;
проектировать конечный результат профессиональной деятельности;
анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;
анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;
творчески перерабатывать необходимую информацию;
анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.
Педагогические умения:
обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;
выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;
обучать социальным повседневным жизненным навыкам;
стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.
Умения саморегуляции:
контролировать свои эмоции в любой ситуации;
управлять своим настроением;
предъявлять к себе повышенную требовательность;
переносить большие нервно-психические нагрузки;
поступаться своими интересами ради интересов подопечного;
снимать психологическое напряжение.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М., 1997.

2. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000.

3. Немов Р. С. Психология. – М., 1995. - Кн. 2.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

6. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

8. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. – М., 1993.