ГИА, 2015, Вариант №4

А1.Создателем эволюционного учения был

1.И.И.Мечников 2.Л.Пастер 3.Ч.Дарвин 4.И.П.Павлов

А2.Одна кольцевая молекула ДНК содержится в клетке

1.кожицы листа 2.стрептококка 3.лейкоцита человека 4.печени кошки

А3.Бактерии, наиболее полезные для человека

1.молочнокислые 2.стрептококки 3.туберкулёзные палочки 4.пневмония

А4.Из одной клетки состоят

1.хлорелла и ряска 2.вирус ВИЧ и гриб мукор

3.бактерия сенной палочки и яйцо страуса 4.яйцеклетка и эндосперм семени

А5.Клеточный сок обычно заполняет

1.молодые вакуоли клеток растений 2.ядро клетки животных

3.межклеточное вещество 4.цитоплазму крови

А6.Малярийный плазмодий относится к типу

1.жгутиковых 2.споровиков 3.саркодовых 4.инфузории

А7.Дизентерийную амёбу, инфузорию-трубача и эвглену относят к одному подцарству потому, что у них

1.общий тип строения 2.сходный тип питания 3.образуются споры 4.общая среда обитания

А8.Фактором социальной эволюции человека стало возникновение

1.коры мозга 2.речи 3.заботы о потомстве 4.прямохождения

А9.Наиболее продолжительным в жизненном цикле клетки является стадия

1.образование веретена деления 2.деления ядра

3.интерфазы 4.спирализации хромосом

А10.Импульсоы от органа в ЦНС проводят

1.чувствительные нейроны 2.двигательные нейроны 3.вставочные нервы 4.рецепторы

А11.Какой цифрой обозначена на рисунке часть кости, обеспечивающая её рост в толщину?

А12.Форменные элементы крови не образуются и не разрушаются

1.печени 2.красном костном мозге 3.селезёнке 4.в жёлтом костном мозге

А13.В правое предсердие впадают

1.лёгочные вены 2.верхняя и нижняя полые вены

3.венечные (коронарные) сосуды 4.лёгочные артерии

А14.Продуктами распада жиров являются

1.глюкоза 2.глицерин и жирные кислоты 3.нуклеотиды 4.аминокислоты

А15.В настоящее время первичными источниками питания на Земле являются

1.белки 2.жиры 3.углеводы 4.нуклеиновые кислоты

А16.При удалении затылочной зоны коры головного мозга у собаки нарушится условно-рефлекторная деятельность, связанная с работой

1.слухового анализатора 2.зрительного 3.обонятельного 4.вкусового

А17.Если вы не найдёте своей вещи на привычном месте, то первой мгновенной реакцией будет

1.безусловно-рефлекторная реакция 2.условно-рефлекторная реакция

3.инстинктивная реакция 4.сначала инстинктивная, а потом условно-рефлекторная реакция

А18.При такой травме оказывается первая помощь, показанная на рисунках а и б?

1.привывихе

2.при ушибе

3.при растяжении

4.при переломе

А19.Определите по рисунку, из каких сосудов происходит кровотечение у раненого

1
.из крупной вены

2.из мелкой вены

3.из артерии

4.из капилляров

А20.Почвенные бактерии в биоценозах выполняют ту же функцию, что и

1.растения-хищники 2.некоторые грибы 3.гусеницы бабочек 4.животные хищники

А21.К консументам второго порядка из перечисленных животных относят

1.личинку майского жука 2.мышь 3.сову ушастую 4.волка

А22.На гистограмме показано количество слюны в миллилитрах, выделяемое околоушной железой коровы при съедании 200г корма. Один и тот же корм были разной степени влажности. В каом случае корм был наиболее влажным

1)1

2)2

3)3

4)4

А23.Между биологическими объектами и их классификацией существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице

1)большая берцовая кость 2.плечевая кость 3.локоть 4.лучевая кость

А24.Верны ли следующие суждения о растениях?

А.Среди растений не встречаются организмы, способные к гетеротрофному питанию

Б) В клетках зелёных растений запасным веществом является гликоген

1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверн ы

Часть2

При выполнении задания В1. Выберите три правильных ответа. Запишите цифры по возрастанию.

В1 Из приведённого списка выберите признаки, по которым можно определить класс растения(однодольные или двудольные)

1.строение почки 2.срок жизни 3.тип жилкования листа 4.строение семени

5.сложность строения листа 6.строение корневой системы

В2. Установите соответствие между растением и способом распространения семян. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры ответов.

А)ткань образована мелкими, делящимися клетками

Б) клетка ткани вытянута в длину

В) ткань расположена в конусах нарастания стебля и корня

Г)ткань пронизывает древесину

Д)клетки ткани могут иметь перегородки с отверстиями

Е)клетки ткани живые, постоянно делятся

1.образовательная

2.проводящая

В3.Проклассифицируйте Ландыш майский , расставив названия систематических групп в правильной последовательности

Надцарство _________________ 1.лилейные

Царство__________________ 2.ландыш майский

Отдел_________________ 3.однодольные

Семейство_____________ 4.покрытосеменные

Класс________________ 5.ландыш

Род_________________ 6.эукариоты

Вид________________ 7.растения

В4.Вставьте в текст «Цветковые растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.. Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу

Цветковые растения

Все цветковые растения относятся к классу _________(А), которые включают два класса. Растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев, относятся к классу____(Б). Растения с мочковатой корневой системой и дуговым жилкованием листьев относят к классу _____(В). Отличительная особенность всех растений этого отдела – наличие у них ____(Г), развивающихся из ______(Д) цветков.

Цветковые растения занимают господствующее положение в растительном мире, т.к. у них хорошо развиты приспособления к опылению, распространению плодов и семян, в том числе с помощью животных

Перечень терминов: 1.плод 2.покрытосеменные 3.однодольные 4.двудольные 5.двудомные 6.завязи 7.оплодотворение 8 соцветия

5.Рассмотрите фотографию листа черёмухи. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по предложенному плану. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.


А.Тип листа:

1) простой

2) сложный

Б) Жилкование:

1)параллельное

2)пальчатое

3)сетчатое

4)дуговое

В).Форма одной листовой пластинки Г)Тип листа по соотношению длины, ширины и

р
асположению наиболее широкой части (рассматривать одну листовую пластинку)

Д. Форма края листа

В6.Какие признаки можно обнаружить используя приведённый рисунок веха ядовитого обыкновенного? Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.


1.корневище сильно вздутое

2.листья дважды или трижды перисто-рассечённые

3.растёт по берегам водоёмов, болотам

4.соцветия зонтик

5.очень ядовито

6.на территории нашей страны распространён один вид

Часть 3.

Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер варианта. Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к нему.

С1.Какие простейшие рефлексы существуют у кишечнополостных животных.

Прочитайте текст «Кокосовая пальма» ( Cocos nucira ) и выполните задание С2.

В числе самых распространённых в мире пальм – кокосовая (Cocos nucira ). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гама, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число десяти важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используются для получения масла, жмыха. Масло - пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а оставшийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде, служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, а это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель могут волны океана нести орех к новым островам, и за это время скорлупа не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть с собой запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20-25 м в высоту и до полуметра в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5м и ширины до полутора метров. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

С2. Пользуясь текстом «Кокосовая пальма» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:

1.Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?

2.Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?

3.Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

Рассмотрите таблицы 1,2 и выполните задания С3 и С4.

Таблица 1. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Энергетическая

ценность (ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

Чикен Фреш МакМаффин(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

Омлет с ветчиной

350

Салат овощной

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

Картофель по- деревенски

315

Маленькая порция картофеля фри

225

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

Вафельный рожок

135

«Кока-кола»

170

Апельсиновый сок

225

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

Таблица 2 Энергозатраты при разных видах физической ценности

С3.Станислав Вавринка и Рафаэль Нодаль провели 4 часа в финальном матче по теннису на открытом чемпионате Австралии. Вообразите, что восстанавливать свои энергозатраты они пришли в Мак Дональд. Предложите спортсменам оптимальное по калорийности и максимальное по соотношению углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать свои затраты от матча. При выборе учтите, что Ваврика большой любитель мороженного, а Ноэль всегда заказывает кока-колу. В ответе укажите энергозатраты теннисистов, рекомендуемые блюда, их калорийность и количество углеводов в них. Учтите обоих спортсменов.

Ответы к ГИА, 2015, вариант №4

С1.Благодаря наличию диффузной нервной системы у кишечнополостных животных формируются простейшие рефлексы:

1.защитный

2.охотничий или пищедобывающий - 2 балла

С2.

1.в плоде находится одно семя

2.в плоде содержится запас воды

3.остатки оснований листовых черешков создают ступеньки – опоры для сборщиков

С3.

1.энергозатарты 1800ккал

3.калорийность 1840 для Вавринки и 1855 для нодаля

4.углеводов 164 для Вавринки и 192 для Нодаля

Не исключаются и другие наборы продуктов близкие по калорийности и содержанию углеводов – 2балла

С4. Следующие аргументы:

1.желательно принимать пищу 4 раза в день в одно и тоже время с промежутками 3-4 часа

2.пища должна быть разнообразной по своему химическому составу

3.калорийность пищи должна соответствовать энергетическим затратам человека

Этот тест поможет вам определить свой базовый уровень. В него включены вопросы только по общей биологии.

1. Ионы кальция отвечают за:
1) Иммунитет
2) Свертываемость крови
3) Транспорт газов
4) Транспорт питательных веществ

2. Биологические катализаторы (ферменты) по своей природе являются:
1) липидами
2) белками
3) углеводами
4) витаминами

3. Биологическое окисление в клетке происходит:
1) в клеточном центре
2) в цитоплазме
3) в митохондриях
4) в ядре

4. Генетический материал в клетке эукариот содержится:
1) в ядре
2) в цитоплазме
3) в клеточном центре
4) в мембране

5. Фотосинтез происходит
1) у растений
2) у бактерий
3) у грибов
4) у растений и бактерий

6. При удвоении ДНК напротив аденина располагается:
1) урацил
2) тимин
3) гуанин
4) цитозин

7. В результате митоза образуется:
1) две различные клетки
2) две одинаковые клетки
3) четыре одинаковые клетки
4) четыре различные клетки

8. Совокупность всех генов организма:
1) фенотип
2) генотип
3) кроссинговер
4) хромосома

9. Согласно 2-му закону Менделя расщепление происходит в соотношении:
1) 1:1
2) 2:1
3) 3:1
4) 4:1

10. Форма естественного отбора, при которой меняется значение среднего:
1) движущая
2) стабилизирующая
3) межвидовая
4) внутривидовая

11. Теорию абиогенного синтеза органических веществ предложил:
1) Ж-Б. Ламарк
2) Л. Пастер
3) А.И. Опарин
4) К. Линней

12. В мезозойскую эру на Земле господствовали:
1. земноводные
2. рептилии
3. птицы
4. млекопитающие

13. Семейство кошачьих и семейство псовых объединяются
1) род хищные
2) отряд хищные
3) класс хищные
4) тип хищные

14. Функции воды в клетке:
1) среда для реакций
2) терморегуляция
3) растворитель
4) все правильно

15. Холестерол – это:
1) углевод
2) белок
3) липид
4) нуклеиновая кислота

16. Биосинтез белка происходит:
1) в мембране
2) в рибосомах
3) в ядре
4) в цитоплазме

17. Клетка животных НЕ содержит:
1. лизосомы
2. пластиды
3. рибосомы
4. клеточный центр

18. Хемосинтез возможен:
1) у грибов
2) у бактерий
3) у растений
4) у животных

19. В состав молекулы ДНК НЕ входит
1) цитозин
2) аденин
3) урацил
4) тимин

20.В результате мейоза образуются:
1. две одинаковые клетки
2. две различные клетки
3. четыре абсолютно одинаковые клетки
4. четыре различные клетки

21.Совокупность всех признаков организма:
1. генотип
2. фенотип
3. геном
4. ген

22.Согласно 3-му закону Менделя расщепление происходит в соотношении:
1. 9:3:3:1
2. 1:1:1:1
3. 9:7
4. 9:6:1

23. Полиплоидия – это:
1. генная мутация
2. хромосомная мутация
3. геномная мутация

24.Группа организмов, сходных по строению, происхождению и местообитанию, называют:
1. популяцией
2. видом
3. родом
4. породой

25.К эволюционным факторам относят:
1. дрейф генов
2. изоляцию
3. естественный отбор
4. все верно

26. В кайнозойскую эру на Земле господствуют:
1) млекопитающие
2) рептилии
3) птицы
4) земноводные
27.Систематику в современном виде основал:
1) Ч.Дарвин
2) К.Линней
3) Ж-Б. Ламарк
4) В.И. Вернадский

28. . К макроэлементам клетки относят:
1) фтор, иод, натрий, магний
2) углерод, кислород, азот, водород
3) золото, платина, серебро

29. Гликоген- это
1) липид
2) белок
3) углевод
4) неорганическое вещество

30 . Транскрипция происходит:
1) на мембране
2) в ядре
3) в цитоплазме
4) в вакуоли

31. Клетка растений НЕ содержит:
1) вакуоль
2) хлоропласты
3) клеточный центр
4) оболочку

32. Животные относятся:
1) к автотрофным организмам
2) к фотосинтезирующим организмам
3) к гетеротрофным организмам

33. При удвоении ДНК напротив гуанина располагается
1) аденин
2) тимин
3) цитозин
4) урацил

34. Бесполое размножение происходит:
1) спорами
2) делением
3) почкованием
4) все правильно

35. Аллельные гены — это:
1) гены, отвечающие за развитие разных признаков
2) гены, отвечающие за одинаковое развитие одного признака
3) гены, отвечающие за альтернативное развитие
одного признака

36. Согласно 1-му закону Менделя:
1) в F1 все гибриды различаются
2) в F1 все гибриды одинаковы
3) в F1 происходит расщепление 3:1
4) в F1 происходит расщепление 1:1

37. К формам борьбы за существование относят:
1) межвидовая борьба
2) внутривидовая борьба
3) оба ответа правильны

38. Направление эволюции, при котором происходит качественное усложнение организмов:
1) идиоадаптация
2) ароморфоз
3) общая дегенерация

39. Земноводные господствовали на Земле:
1) в архейскую эру
2) в мезозойскую эру
3) в палеозойскую эру
4) в кайнозойскую эру

40. Отряд грызуны и отряд насекомоядные объединяются:
1) класс хордовые
2) семейство хордовые
3) класс млекопитающие
4) тип млекопитающие

41. Ионы железа входят в состав:
1) инсулина
2) гормона роста
3) витамина А
4) гемоглобина

42. Крахмал – это:
1) углевод
2) жир
3) белок
4) витамин

43. Во время кислородного распада глюкозы образуется:
1) молочная кислота
2) гликоген
3) кислород
4) сначала ПВК, потом – углекислый газ и вода

44. Клетка бактерий НЕ содержит:
1) мембрану
2) цитоплазму
3) ядро
45. При удвоении ДНК напротив цитозина располагается:
1) гуанин
2) тимин
3) аденин
4) урацил

46. Виды полового размножения:
1) гермафродитизм
2) раздельнополость
3) партеногенез
4) все правильно

47. Правило чистоты гамет:
1) каждая гамета несет только один из аллельных генов
2) каждая гамета несет два аллельных гена
3) каждая гамета несет три аллельных гена
4) каждая гамета несет четыре аллельных гена

48. Дальтонизм – это болезнь, передающаяся через:
1) пищу и воду
2) Х-хромосому
3) Y-хромосому
4) воздушно-капельным путем

49. Приспособленность организмов носит:
1) относительный характер
2) абсолютный характер
3) у одних видов — абсолютный характер, у других — относительный
4) все варианты неправильны

50. Основы современной эволюционной теории заложил:
1) К. Линней
2) Ч. Дарвин
3) Л. Пастер
4) И. Сеченов

51. В настоящее время на Земле из беспозвоночных господствуют:
1) черви
2) насекомые
3) простейшие
4) кишечнополостные

Вариант тестов 5.

1.Что такое гаметогенез

а) образование стволовых клеток

б)образование половых клеток

в)образование яйцеклеток

г)образование спермотазоидов

2. Движущая сила эволюции:

а) наследственность.

б) мутации.

в) прогресс.

г) воспитание.

3. Что является источником кислорода на Земле.

а) гниение.

б) разложение.

в) выветривание.

г) фотосинтез.

4. Ген это?

а) молекула ДНК.

б) участок молекулы ДНК.

в) молекула белка.

г) молекула железа.

5. Где в клетке содержится хлорофилл,

а) хлоропластах.

б)вакуолях.

в) лизосомах.

6. Процесс искусственного увеличения человеком биомассы в

а) озеленение

б) орошение,
в)редупликация
г) яровизация.

7. Что такое онтогенез?

а) индивидуальное развитие особи.

б) метаболизм.

в) инбридинг.

г) аутбридинг.

8. Что содержит растительная клетка в отличие от животной.

А) митохондрии

Б) пластиды.

В) рибосомы.

9. Тест. При бесполом размножении особь идентична:

А) материнскому организму.

Б) отцовскому организму.

В) разнообразие потомства.

Г) никакому организму.

10. Из каких мономеров состоит крахмал.

А) кислот.

Б) щелочей.

В) аминов.

Г) глюкозы.

11. Размножение свойственное высшим животным.

А) половое.

Б) бесполое.

В) вегетативное.

Г) партеногенез.

12. В биосфере органические соединения превращаются в минеральные в следствие

А) соединения.

Б) разложения.

В) восстановления.

Г) нейтрализации.

13. Название набора генов, характерных для вида, а) хромосома, б)генотип.

В) фенотип.

Г) рецессив.

14. Что такое искусственный отбор.

А) борьба за существование.

Б) приспособление организма.

В) движущий фактор эволюции.

Г) метод селекции.

15. Укажите климатический фактор.

А) коацерват.

Б) гидросфера.

В) температура

Г) разложение.

16. Укажите фактор эволюции.

А) волны жизни.

Б) борьба за существование.

В) мутации.

Г) наследственность.

17. Какого элемента в клетке больше всего:

А) углерода.

Б) кремния.

В) кислорода.

Тест 18. Назовите вид наследственной изменчивости.

А) модификационная

Б) фенотипическая.

В) комбинативная

Г) климатическая.

19. Какие вещества не откладываются про запас в организме.

В) углеводы.

Г) гликоген.

20. Органелла клетки, в которой находятся хромосомы.

Б) лизосомы.

В) цитоплазма.

Г) вакуоль.

21. В составе ядра клетки могут быть .

А) одно ядрышко

Б) два ядрышка.

В) несколько ядрышек.

Г) нет ядрышек.

22. Законы наследственности установил

А) И. Мичурин.

Б) Г. Мендель.

В) Г. Карпенко.

г) Н. Цицин.

23. Источник энергии на Земле
а)почва.

Б) солнце.

В) животные.

Г) микроорганизмы.

24. С одного пищевого уровня на другой переходит примерно энергия.

25. Рецессивный признак проявляется.

А) в первом поколении.

Б) не проявляется в первом поколении.

В) всегда проявляется.

Г) исчезает.

26. Причиной огромного числа кроликов в Австралии стали:

А) изобилие пищи.

Б) отсутствие врагов.

В) отбор искусственный.

Г) изобилие популяции.

27. Доминантный признак - это:

А) преобладающий.

Б) подавленный.

В) исчезающий.

Г) случайный.

28. Гибрид - это особь с:

А) одинаковыми аллелями гена.

Б) с разными аллелями гена.

В) с любыми аллелями,
в) отсутствием аллелей.

29. Сперматогенез - это образование.

А) яйцеклеток.

Б) сперматозоидов.

Г) стволовых клеток.

30. На рибосомах в процессы биосинтеза образуются:

В) углеводы.

30. ЭПС с прикрепленными кред^бсомами называется:

А) гладкой.

Б) мозаичной.

В) пунктирной.

ГИА, 2015, Вариант №4
А1.Создателем эволюционного учения был
1.И.И.Мечников 2.Л.Пастер 3.Ч.Дарвин 4.И.П.Павлов
А2.Одна кольцевая молекула ДНК содержится в клетке
1.кожицы листа 2.стрептококка 3.лейкоцита человека 4.печени кошки
А3.Бактерии, наиболее полезные для человека
1.молочнокислые 2.стрептококки 3.туберкулёзные палочки 4.пневмония
А4.Из одной клетки состоят
1.хлорелла и ряска 2.вирус ВИЧ и гриб мукор
3.бактерия сенной палочки и яйцо страуса 4.яйцеклетка и эндосперм семени
А5.Клеточный сок обычно заполняет
1.молодые вакуоли клеток растений 2.ядро клетки животных
3.межклеточное вещество 4.цитоплазму крови
А6.Малярийный плазмодий относится к типу
1.жгутиковых 2.споровиков 3.саркодовых 4.инфузории
А7.Дизентерийную амёбу, инфузорию-трубача и эвглену относят к одному подцарству потому, что у них
1.общий тип строения 2.сходный тип питания 3.образуются споры 4.общая среда обитания
А8.Фактором социальной эволюции человека стало возникновение
1.коры мозга 2.речи 3.заботы о потомстве 4.прямохождения
А9.Наиболее продолжительным в жизненном цикле клетки является стадия
1.образование веретена деления 2.деления ядра
3.интерфазы 4.спирализации хромосом
А10.Импульсоы от органа в ЦНС проводят
1.чувствительные нейроны 2.двигательные нейроны 3.вставочные нервы 4.рецепторы
А11.Какой цифрой обозначена на рисунке часть кости, обеспечивающая её рост в толщину?

1
2
3
4

А12.Форменные элементы крови не образуются и не разрушаются
1.печени 2.красном костном мозге 3.селезёнке 4.в жёлтом костном мозге
А13.В правое предсердие впадают
1.лёгочные вены 2.верхняя и нижняя полые вены
3.венечные (коронарные) сосуды 4.лёгочные артерии
А14.Продуктами распада жиров являются
1.глюкоза 2.глицерин и жирные кислоты 3.нуклеотиды 4.аминокислоты
А15.В настоящее время первичными источниками питания на Земле являются
1.белки 2.жиры 3.углеводы 4.нуклеиновые кислоты
А16.При удалении затылочной зоны коры головного мозга у собаки нарушится условно-рефлекторная деятельность, связанная с работой
1.слухового анализатора 2.зрительного 3.обонятельного 4.вкусового
А17.Если вы не найдёте своей вещи на привычном месте, то первой мгновенной реакцией будет
1.безусловно-рефлекторная реакция 2.условно-рефлекторная реакция
3.инстинктивная реакция 4.сначала инстинктивная, а потом условно-рефлекторная реакция
А18.При такой травме оказывается первая помощь, показанная на рисунках а и б?
1.привывихе
2.при ушибе
3.при растяжении
4.при переломе

А19.Определите по рисунку, из каких сосудов происходит кровотечение у раненого
1.из крупной вены
2.из мелкой вены
3.из артерии
4.из капилляров

А20.Почвенные бактерии в биоценозах выполняют ту же функцию, что и
1.растения-хищники 2.некоторые грибы 3.гусеницы бабочек 4.животные хищники
А21.К консументам второго порядка из перечисленных животных относят
1.личинку майского жука 2.мышь 3.сову ушастую 4.волка
А22.На гистограмме показано количество слюны в миллилитрах, выделяемое околоушной железой коровы при съедании 200г корма. Один и тот же корм были разной степени влажности. В каом случае корм был наиболее влажным
1)1
2)2
3)3
4)4

А23.Между биологическими объектами и их классификацией существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице
Целое
Часть

Голень
Малая берцовая кость

предплечье
?

1)большая берцовая кость 2.плечевая кость 3.локоть 4.лучевая кость

А24.Верны ли следующие суждения о растениях?
А.Среди растений не встречаются организмы, способные к гетеротрофному питанию
Б) В клетках зелёных растений запасным веществом является гликоген
1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны
Часть2
При выполнении задания В1. Выберите три правильных ответа. Запишите цифры по возрастанию.
В1 Из приведённого списка выберите признаки, по которым можно определить класс растения(однодольные или двудольные)
1.строение почки 2.срок жизни 3.тип жилкования листа 4.строение семени
5.сложность строения листа 6.строение корневой системы
В2. Установите соответствие между растением и способом распространения семян. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры ответов.
Признаки ткани
Название ткани

А)ткань образована мелкими, делящимися клетками
Б) клетка ткани вытянута в длину
В) ткань расположена в конусах нарастания стебля и корня
Г)ткань пронизывает древесину
Д)клетки ткани могут иметь перегородки с отверстиями
Е)клетки ткани живые, постоянно делятся
1.образовательная
2.проводящая

В3.Проклассифицируйте Ландыш майский, расставив названия систематических групп в правильной последовательности
Надцарство _________________ 1.лилейные
Царство__________________ 2.ландыш майский
Отдел_________________ 3.однодольные
Семейство_____________ 4.покрытосеменные
Класс________________ 5.ландыш
Род_________________ 6.эукариоты
Вид________________ 7.растения
В4.Вставьте в текст «Цветковые растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.. Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу
Цветковые растения
Все цветковые растения относятся к классу _________(А), которые включают два класса. Растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев, относятся к классу____(Б). Растения с мочковатой корневой системой и дуговым жилкованием листьев относят к классу _____(В). Отличительная особенность всех растений этого отдела – наличие у них ____(Г), развивающихся из ______(Д) цветков.
Цветковые растения занимают господствующее положение в растительном мире, т.к. у них хорошо развиты приспособления к опылению, распространению плодов и семян, в том числе с помощью животных
Перечень терминов: 1.плод 2.покрытосеменные 3.однодольные 4.двудольные 5.двудомные 6.завязи 7.оплодотворение 8 соцветия

5.Рассмотрите фотографию листа черёмухи. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по предложенному плану. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

А.Тип листа:
1) простой
2) сложный
Б) Жилкование:
1)параллельное
2)пальчатое
3)сетчатое
4)дуговое

В).Форма одной листовой пластинки Г)Тип листа по соотношению длины, ширины и
расположению наиболее широкой части (рассматривать одну листовую пластинку)

Д. Форма края листа

В6.Какие признаки можно обнаружить используя приведённый рисунок веха ядовитого обыкновенного? Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.

1.корневище сильно вздутое
2.листья дважды или трижды перисто-рассечённые
3.растёт по берегам водоёмов, болотам
4.соцветия зонтик
5.очень ядовито
6.на территории нашей страны распространён один вид

Часть 3.
Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер варианта. Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к нему.
С1.Какие простейшие рефлексы существуют у кишечнополостных животных.
Прочитайте текст «Кокосовая пальма» (Cocos nucira) и выполните задание С2.
В числе самых распространённых в мире пальм – кокосовая (Cocos nucira). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гама, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число десяти важнейших деревьев мира.
Плоды пальмы используются для получения масла, жмыха. Масло - пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а оставшийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде, служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, а это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель могут волны океана нести орех к новым островам, и за это время скорлупа не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть с собой запас воды.
Ствол кокосовой пальмы достигает 20-25 м в высоту и до полуметра в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5м и ширины до полутора метров. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
С2. Пользуясь текстом «Кокосовая пальма» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:
1.Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?
2.Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?
3.Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?
Рассмотрите таблицы 1,2 и выполните задания С3 и С4.
Таблица 1. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки
Энергетическая
ценность (ккал)
Белки
(г)
Жиры
(г)
Углеводы
(г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
425
39
33
41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
380
19
18
35

Чикен Фреш МакМаффин(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
355
13
15
42

Омлет с ветчиной
350
21
14
35

Салат овощной
60
3
0
10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)
250
14
12
15

Картофель по- деревенски
315
5
16
38

Маленькая порция картофеля фри
225
3
12
29

Мороженое с шоколадным наполнителем
325
6
11
50

Вафельный рожок
135
3
4
22

«Кока-кола»
170
0
0
42

Апельсиновый сок
225
2
0
35

Чай без сахара
0
0
0
0

Чай с сахаром (две чайные ложки)
68
0
0
14

Таблица 2 Энергозатраты при разных видах физической ценности
Виды физической нагрузки
Энергетическая стоимость

Прогулка-5км/ч; езда на велосипеде-10км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная
4,5ккал/мин

Прогулка-5,5км/ч; езда на велосипеде-13км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)
5,5ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка-6,5км/ч; езда на велосипеде-16км/ч; каноэ-6,5км/ч; верховая езда- быстрая рысь.
6,5ккал/мин

Роликовые коньки-15км/ч; прогулка-8км/ч; езда на велосипеде-17,5км/ч; бадминтон- соревнования; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи.
7,5ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде-19км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде.
9,5ккал/мин

С3.Станислав Вавринка и Рафаэль Нодаль провели 4 часа в финальном матче по теннису на открытом чемпионате Австралии. Вообразите, что восстанавливать свои энергозатраты они пришли в Мак Дональд. Предложите спортсменам оптимальное по калорийности и максимальное по соотношению углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать свои затраты от матча. При выборе учтите, что Ваврика большой любитель мороженного, а Ноэль всегда заказывает кока-колу. В ответе укажите энергозатраты теннисистов, рекомендуемые блюда, их калорийность и количество углеводов в них. Учтите обоих спортсменов.

Ответы к ГИА, 2015, вариант №4
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8
В9
В10
В11
В12

3
2
1
3
1
2
1
2
3
1
4
4

В13
В14
В15
В16
В17
В18
В19
В20
В21
В22
В23
В24

2
2
3
2
2
4
3
2
3
4
4
4

В1
В2
В3
В4
В5
В6

346
121221
6743152
24316
13453
124

С1.Благодаря наличию диффузной нервной системы у кишечнополостных животных формируются простейшие рефлексы:
1.защитный
2.охотничий или пищедобывающий - 2 балла
С2.
1.в плоде находится одно семя
2.в плоде содержится запас воды
3.остатки оснований листовых черешков создают ступеньки – опоры для сборщиков
С3.
1.энергозатарты 1800ккал
2.рекомендуемые блюда: 2 двойных Мак маффина, 1 омлет, малая порция картофеля фри, шоколадное мороженное для Вавринки и две порции кока-колы для Нодаля
3.калорийность 1840 для Вавринки и 1855 для нодаля
4.углеводов 164 для Вавринки и 192 для Нодаля
Не исключаются и другие наборы продуктов близкие по калорийности и содержанию углеводов – 2балла
С4. Следующие аргументы:
1.желательно принимать пищу 4 раза в день в одно и тоже время с промежутками 3-4 часа
2.пища должна быть разнообразной по своему химическому составу
3.калорийность пищи должна соответствовать энергетическим затратам человека