МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

на межаттестационный период

воспитателя

Миннишаеховой Регины Евгеньевны

2015-2020 гг.


1.1.

Фамилия

Миннишаехова

1.2.

Имя

Регина

1.3.

Отчество

Евгеньевна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник

Воспитатель

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 16»

с 2007 года.


1.6.

Населенный пункт (город, район)

город Нижнекамск, Нижнекамский муниципальный район

1.7.

Стаж (педагогический)

8 лет

1.8.

Стаж (по специальности)

8 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский государственный педагогический институт», по специальности «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», диплом ВСГ 5202447, от 11 декабря 2010 г.

1.10

Курсы повышения квалификации (не менее 72 час. за последние 5 лет) (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Курсы для воспитателей по программе: «Обновление основных направлений деятельности педагогов/воспитателей ДОО в соответствии с ФГОС», 72 часа, В Елабужском институте (филиале) К(П)ФУ, регистрационный номер УПК-11-000366/2015, 22.05.2015 год

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Не имею

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)


Не имею

1. Пояснительная записка

2. Программа профессионального развития воспитателя дошкольного учреждения в межаттестационный период


  • Разделы программы профессионального развития воспитателя дошкольного учреждения.

  • Формы представления результатов педагогической деятельности.

  • Схема самооценки учебного занятия.

  • Методическая продукция (учебно-программная документация)

3. План самообразования


  • Задачи

  • Перечень вопросов по самообразованию

  • Предполагаемый результат

  • Формы отчета

  • Форма отчета по проделанной работе

  • Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная

  • Ожидаемые результаты: повышение качества обученности и воспитанности

  • Тема по самообразованию

Пояснительная записка

Инновационный путь развития является стратегической позицией Республики Татарстан, поэтому возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В настоящее время внедрение инноваций - обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения. В этих условиях необходимы активизация профессионального потенциала педагогов дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.

Проблема развития инновационных форм дошкольного образования достаточно актуальна, она диктуется жизнью и находит понимание в педагогическом сообществе, это подтверждается федеральными и региональными программами развития образования.

Педагогическая практика показывает, что современный воспитатель должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к обновлению нормативно-правовой базы, методик, форм и средств воспитательно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности, которая основывается на строгом соблюдении принципов современного образования. Кроме того сфера труда воспитателя предъявляет особые требования к его личностным качествам. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в своей работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями и умениями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.

Настоящий план призван помочь педагогу дошкольного образовательного учреждения адаптироваться к новым требованиям, предъявляемым обществом к современному воспитателю через создание условий, способствующих повышению его профессиональной компетентности.

План соотносится с ключевыми направлениями социально-экономического развития Республики Татарстан и Российской Федерации, реализацией приоритетных направлений национальной образовательной политики.

Программа профессионального развития педагога

в межаттестационный период

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутри дошкольного контроля: взаимопосещения мероприятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией детского сада или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса дошкольников, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга. На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период. Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога дошкольного образования и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.

Разделы программы профессионального развития


  • Изучение психолого-педагогической литературы.

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).

  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.

  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.

  • Обучение на курсах повышения квалификации.

  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

План самообразования

Задачи :


  • Повышение собственного уровня знаний путем посещения МО, изучения необходимой литературы.

  • Организация педагогической диагностики детей.

  • Внедрение интерактивных форм организации воспитательно-образовательного процесса с целью повышения мотивации воспитанников.

  • Повышение качества проведения образовательной деятельности на основе внедрения новых технологий;

  • Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:

  • Изучение психолого-педагогической, методической литературы;

  • Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • Проектная и исследовательская деятельность;

  • Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;

  • Изучение передового педагогического опыта других воспитателей;

  • Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса;
Предполагаемый результат:

  • Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС ДО.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсоветах, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.

Тема самообразования: Развитие интеллектуальных способностей ребёнка в процессе экологического воспитания.

Цели и задачи:


  • Способствовать интеллектуальному развитию ребенка в процессе экологического воспитания;

  • Использовать интерактивное оборудование для повышения мотивации воспитанников и качества образования;

  • Формировать способность воспитанников к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

  • Развивать уверенность в своих силах;

  • Формировать пространственное мышление, элементарные экологические представления, учить детей свободно выражать свой замысел;

  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Литература:

1.Иванова А.И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду:

Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004.-224 с.-(Серия «Программа развития»).

2.Иванова А.И.Экологические наблюдения в детском саду: Мир растений.- М.:

ТЦ Сфера,- 2004.-240 с. .-(Серия «Программа развития»).

3.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое

пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Минск: «Асар».-1996.-128 с., ил.

4.Скоролупова О.А. Вода. .Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.-

М.: ООО»Издательство Скрипторий 2000»,2003.-96 с., ил.

5.Смирнова В.В.и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском

саду. Программа и конспекты занятий.- СПб.: Изд. -во РГПУ им. А.И. Герцена,2001.-

6.Шорыгина Т.А.Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб,

2002. -104 с. - (Развивающие сказки для детей).

7. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи.

Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д,

8. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?!: Путешествие в мир природы. Развитие речи.

Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д,2002.- 64 с.

9.Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе.- М.: ТЦ Сфера,- 2006.- 128 с.-

(Серия «Вместе с детьми»).

10.Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

11. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

13. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

14. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

15. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Этапы и содержание самообразования:


Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностичес- кий

Изучение литературы и нормативно-правовых документов по проблеме и имеющегося опыта

2015 - 2020 год

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения квалификации воспитателей.

5.Подписка на журнал «Дошкольное воспитание»

6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.


Прогностичес-кий

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов


2015 – 2020

год


1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО воспитателей.

2. Участие в научно - практической конференции.

3. Изучение опыта работы воспитателей по выбранной теме.

4.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

5 .Корректировка работы


Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методической библиотечки.

Корректировка работы.


2015– 2020 год

1.Создание рабочих программ в соответствии с ФГОС ДО.

2. Открытые мероприятия внутри ДОУ.

Эколого-познавательные праздники и развлечения в рамках инновационной деятельности МБДОУ №16.

Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки.

Консультация для воспитателей «Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения».

НОД занятие по развитию экологических представлений у детей старшей группы «Какие разный растения».

3. Участие в конкурсах, конференциях.

Участие во всероссийском конкурсе конспектов «Лучшее методическое пособие».

Сообщение из опыта работы на МО для воспитателей по ОО «Познание», на тему: « Развитие экологического воспитания детей через познание окружающего мира на прогулках»

4. Посещение мероприятий воспитателей ДОУ.

5. Посещение семинаров, МО.

6. Самоанализ и самооценка своих мероприятий.

7. Разработка модели образовательного процесса в развитии интеллектуальных способностей ребёнка в процессе экологического воспитания.

8.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Внесение необходимых корректив.


Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.


2019-2020 годы

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

Подведение итогов.

2.Открытые мероприятия на муниципальном уровне.

3. Выступление на заседании МО воспитателей

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Черемуховский детский сад «Березка» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан

Мироновой Ларисы Александровны воспитателя высшей квалификационной

на период с 2017- 2022 г.г.

Цели профессионального развития

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Овладение профессиональными навыками по формированию у детей дошкольного возраста осознанно – правильного отношения к природе в процессе наблюдения за живой и не живой природой на прогулке.

Разделы плана

1.Изучение литературы, связанной с проблемами профессионального развития

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Закон РФ «Об образовании».

Знакомство с основополагающим документом

В течение года

Отчет на итоговом педагогическом совете

Изучение нормативного документа

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

«Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего (полного) общего образования»

Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО

В течение года

Доклад и обсуждение на педагогическом совете

Педагогический совет

Изучение

документа

Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М. А. Васильевой

Изучить содержание программы

В течение года

Педагогический совет

Изучение документа

Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ

Изучение, апробирование документа.

В течение года

Доклад на педагогическом совете

Педагогический совет

Изучение научно-методической литературы

Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»

Изучение, апробация

В течение года

1. Изучение и внедрение программы «Добро пожаловать в экологию!» в работе с детьми дошкольного возраста

2. Выступление на семинаре по данной теме (открытый просмотр,

консультация).

Изучение методической литературы

Изучение новинок методической литературы по изучаемой теме.

изучение

В течение года

1. Составление перспективного плана работы на год

2. Разработка конспектов занятий

3. Консультация для родителей на тему: «Формирование у детей экологической культуры»

Подписка на профессиональный методический журнал «Ребёнок в детском саду» издательского дома «Воспитание дошкольника» (г. Москва)

Знакомство с передовым опытом работы

В течение года

Повышение профессионального мастерства

2.Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Разработать рабочую программу старшей группы по ФГОС

Представление рабочей программы

Педагогический совет

Работа по теме индивидуального сообразования: «Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдения за живой и не живой природой на прогулке с детьми».

(организационно-ознакомительный этап)

В течение года

Выступление на педагогическом совете

Педагогический совет

Составить перспективный план работы с детьми

Август

Перспективный план работы по теме

Установочный педсовет

Создать развивающую среду в группе и на участке

Сентябрь

Смотр-конкурс на лучший уголок природы в группе ДОУ

Педагогический совет

Разработать конспекты занятий с элементами экспериментирования

В течении года

Мастер-класс

Оформить картотеку опытов и эксперементов в детском саду

Сентябрь

Картотека

Педагогический совет

Разработка викторины «Здравствуй лес, здравствуй матушка природа»

Май

Викторина

МО воспитателей ДОУ района

Составление НОД «Планета земля в опасности»

Октябрь

Открытый показ НОД

Педагогический совет

НОД «Собери мусор- сбереги Планету »

Декабрь

Конспект занятия

Консультация для родителей «Формирование у детей экологической культуры»

Проведения акций « «Добрая зима для птиц»

ноябрь

Выпустить плакат для родителей «Панорама добрых дел ».

Родительское собрание

Планирование и проведение проекта «Огород на окне»

Март-апрель

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Педагогический совет

3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Сроки

Форма представления опыта

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Показ непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования

Апрель

Мастер-класс

Для воспитателей ДОУ.

Викторина «Человек и его добрые дела на Земле»

Май

Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми

МО воспитателей ДОУ района

4.Участие в системе дошкольной методической работы

Мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Педсовет

По плану работы ДОУ.

Выступление на тему «Особенности ФГОС ДО»

Задача: систематизировать и обобщить собственный опыт работы по изучаемой проблеме.

Презентация с использованием ИКТ.

Теоретический семинар.

По плану работы ДОУ

«Новые подходы к образовательному процессу в условиях введения ФГОС.»

Доклад

Посещение открытых мероприятий в ДОУ

В течение года

Анализ открытого мероприятия

Анализ открытого мероприятия

5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ

Место прохождения курсов

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

«Современные подходы к содержанию и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

КОИРО 2018год

По плану института

6.Руководство повышением квалификации других воспитателей, родителей

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки

Количество педагогов

Консультация для коллег «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» .

Оказание профессиональной

помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности

В течение года

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование активных методов работы по формированию здорового образа жизни в детском саду»

Оказание профессиональной помощи коллегам по экологии.

В течении года

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Оформление выставки книг, подбор стихов и загадок о домашних и диких животных»

В течении года

Консультация для родителей «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

Оказание профессиональной помощи родителям.

В течении года

Экологические акции «Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля»

Оказание профессиональной помощи.

В течении года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №9 «Колобок»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

« ».

на 2015-2020 год.

Составила: Филиппова Л.С.,

воспитатель

Бугульма 2015год.

Тема самообразования:

« Современные игровые технологии в ДОУ ».

Цель:

Применение современных игровых технологий в детском саду, с целью повышения качества обучения.

Задачи :

  1. Изучить литературу об игровых технологиях;
  2. Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  3. Проводить самоанализ и самооценку собственных занятий;
  4. Разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям игровых технологий.
  5. Апробировать данную модель на практике.

Перечень вопросов по самообразованию:

Сущность понятия «игровые технологии» и условия успешного внедрения игровых технологий;

Методы и приёмы игровых технологий;

Комплексный подход к внедрению игровых технологий в детском саду.

Предполагаемый результат:

  • Совершенствование в овладение игровыми технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.
  • Повышение качества обучения через повышение качества занятий.

Форма отчета по проделанной работе:

  1. Сообщение на заседании МО воспитателей.
  2. Показ применения игровых технологий на открытых занятиях.
  3. Оформление результатов в виде реферата.

Этапы работы над темой самообразования

Диагностический

2015-2017год

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения квалификации воспитателей.

5.Подписка на методическую литературу «Воспитатель ДОУ»

6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

Прогностический

2016-2019год

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО воспитателей.

2. Участие в научно - практической конференции.

3. Изучение опыта работы воспитателей по выбранной теме.

4.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

5 .Корректировка работы

Практический

2016-2020год

1. Открытые занятия внутри ДОУ.

2. Участие в конкурсах, конференциях.

3. Посещение занятий других воспитателей внутри ДОУ.

4. Посещение семинаров.

5. Самоанализ и самооценка своих занятий.

6. Разработка модели образовательного процесса в игровой технологии.

Обобщающий

2019-2020год.

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

Подведение итогов.

2.Открытые занятия на муниципальном уровне.

3. Выступление на заседании МО воспитателей по теме: «Современные игровые технологии в ДОУ».

4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

5.Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам.

6.Оформление результатов работы.

Содержание работы Источники Сроки Ожидаемый результат
Профессиональное направление
1 ФГОС в современных игровых технологиях.

Методическая литература. Интернет.

Периодические издания.

В течение 2 лет
2 Знакомство с новыми педагогическими технологиями в условиях доступной среды. Методическая литература. Интернет. Постоянно Разработка новых форм, приёмов обучения.
3 Повышать квалификацию на курсах для воспитателей ДОУ. Курсы повышения квалификации. Постоянно Удостоверения. Применение новых знаний на практике.
4 Разработка рабочих программ по направлениям.

Интернет.

Методическая литература

Август каждого года. Рабочие программы.
Психолого-педагогическое направление.
1 Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики. Научно-популярная литература. Интернет. Постоянно Повышение качества проведения занятий.
Методическое направление.
1 Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Посещение занятий.

Мастер-классы.

Семинары.

Постоянно Анализ и самоанализ занятий.
2 Участие в работе районного МО воспитателей. Заседания МО Постоянно Выступление, обмен опытом.
3 Участие в работе педсоветов Педагогические советы. По мере посещения Выступления, обмен опытом.
4 Организация работы с одарѐнными детьми и участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ. Видео, аудио информация на различных носителях Постоянно Участие в конкурсах, конференциях.
5 Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ согласно ФГОС Интернет, научно-популярная литература. Постоянно Рабочие программы по предметам.
Информационно-компьютерные технологии.
1 Использование ИКТ и внедрение их в учебный процесс. Интернет, мероприятия по обмену опытом. Постоянно Открытые занятия.
2 Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии. Интернет Постоянно Создание каталога презентаций по темам.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Мы живём в эпоху перемен российского образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает активное участие учителя в изменении школы, а значит в изменении самого себя. Ведь новая школа - это и новые учителя. Это же самое касается педагогов ДОУ.

Современный педагог должен быть готов к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественной и творческой деятельности. Пройти путь от новичка до мастера непросто. Как происходит становление мастерства? Через какие этапы необходимо пройти педагогу от вступления в профессию до создания им авторской методической системы? Ответом на этот вопрос стала программа профессионального развития начинающего педагога «Ступеньки к мастерству».

В основе программы лежит концепция профессионально-личностного развития и саморазвития молодого педагога , способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в широком смысле.

Данная программа предусматривает профессиональную помощь молодым педагогам в выборе своего педагогического почерка и основывается на выборе форм для саморазвития и самореализации личности педагога, создание условий для профессионального роста от уровня педагогической умелости до создания авторской методической системы.

Рассматривая данное предположение как цель, эта программа должна решать следующие задачи:

  • формирование устойчивой мотивационной сферы педагога;
  • создание индивидуальных образовательных траекторий;
  • развитие способностей к самостоятельному решению педагогических проблем;
  • повышение профессионального уровня молодого педагога.

В основу программы заложен поэтапный принцип профессионального роста педагога. То есть, к конечной цели педагог может прийти, пройдя ряд ступеней. Конечный результат профессионального развития педагога можно представить как:

  • Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности.
  • Разработка авторской программы, методики, технологии.
  • Методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога.
  • Авторская педагогическая (диагностическая, воспитательная, методическая система).

Рассмотрим ступени профессионального роста. На каждой ступени представлено её содержание, формы, через которые шло продвижение от одной ступени к другой и результат (достижения) педагога на конкретной ступени.

Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы компонентов (1- умение педагога управлять своим поведением, 2 - умение педагога воздействовать на личность ребёнка). На данной ступени педагог может находиться не один год. Формы и результат представлены на слайде.

Следующей ступенью профессионального роста является педагогическое мастерство . Основным механизмом саморазвития на данной ступени является динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные, т.е. процесс самоактуализации личности педагога. На данном этапе шлифуется педагогическая техника в практической деятельности.

Готовность к нововведениям - следующая ступень, выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности.

Педагогическое творчество связано со способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы. Результатом данного этапа у педагога становится создание авторского модифицированного плана работы.

Следующая ступень - готовность педагога к созданию авторской педагогической технологии . По В.В. Серикову, один из важнейших показателей личностного развития педагога является авторский стиль педагогической деятельности.

Педагогическая культура учителя - это совокупность педагогических ценностей, профессиональных установок, знаний и умений педагога, владение педтехнологией или создание авторской.

Важнейшим условием и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической технологии является индивидуальный стиль деятельности педагога.

Создание авторской программы. Разработка и усовершенствование образовательных программ - одно из самых распространённых направлений инновационного педагогического поиска в ОУ. К таким программно-методическим регулятивам творческой деятельности педагога должно стать: 1 - рефлексия того, где, в чём и зачем намеревается педагог провести инновацию, 2 - не только «знаниевый» компонент, но и личностный аспект (личностный опыт детей и педагога) образования.

Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской методической системы, состоящей из индивидуальной воспитательной и индивидуально методической системы.

Исходя из вышесказанного, данную программу можно представить в виде модели, которая состоит из 4 шагов профессионального саморазвития педагога.

1. Поиск своей позиции. (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений).

2. Критический анализ различных вариантов решения педагогических задач. (т.е. идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог).

3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения.

4. Рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической, либо целостной педагогической системы. (отказ от стереотипов).

Презентация программы ДОУ «Ступеньки к мастерству»

МБОУ «Усалинская СОШ»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан

Индивидуальный план развития

на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

учителя истории и обществознания

КОНСТАНТИНОВОЙ ЛИДИИ СЕМЕНОВНЫ

2016/2021 г.

Личная карта.

    Образование : высшее, Елабужский государственный педагогический институт, по специальности- русский язык и литература, татарский язык и литература. НВ №568779, 14 июля 1988г.

2. Предмет : история, обществознание

3. Педагогический стаж : 28 лет

4. Общий стаж трудовой деятельности: 28 лет

5. Стаж в данной должности : 12 лет

6 . Должность: учитель истории и обществознания

7. Прохождение курсов : Актуальные проблемы развития исторического и обществоведческого образования в условиях введения ФГОС ООО и истрико-культурного стандарта”, 108 часов, ФГБОУ ВПО “Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов” удостоверение №770400005855 от 10.04.2015

Переподготовка: ГОУ ВПО Набережночелнинский государственный педагогический институт. 1300, история, обществознание, ПП- I №656151 от 15.0 6. 2010

8. Технология, по которой работает учитель : технология системно-деятельностного метода обучения.

9. Внеклассная работа : планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение вечеров, предметных недель.

10. Общественно-педагогическая деятельность : руководитель ШМО классных руководителей, член ШМО, член РМО, член профсоюзной организации школы.

11. Творческие замыслы : участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.

Содержание
1. Пояснительная записка

2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

    Разделы программы профессионального развития педагога

    Методическая продукция (учебно-программная документация)

3. План самообразования

    План работы по реализации программы самообразования

    План работы над темой

4. Список использованной литературы

Пояснительная записка


Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2020 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе..

Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту.

Программа профессионального развития педагога

в межаттестационный период

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.

В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.
Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.

Разделы программы профессионального развития

    Изучение психолого-педагогической литературы.

    Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

    Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).

    Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.

    Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.

    Обучение на курсах повышения квалификации.

    Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

    Серия учебных занятий

    Методическая продукция

    Портфолио

    Собеседование

    Творческий отчет

    Представление результатов педагогической деятельности

    Мастер-класс

    Творческая мастерская

    Профессиональные конкурсы

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

    Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.

    Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.

    Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.

    Программно-методическое обеспечение курса.

    Модель технологии обучения, описание методической системы.

    Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

Программа самообразования

Методическая тема школы:

« Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС ».

Тема ШМО : « Повышение качества образования- это основной фактор профессионального развития учителя»

Тема самообразования:

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории , обществознания через использование

технологии критического мышления» .

План работы по реализации плана самообразования

Целеполагание и дидактическое обоснование

Цели:

Задачи:

    планировать учебно-воспитательный процесс с учетом выбранной методики;

    творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

    организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований;

    выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной и воспитательной деятельности учащихся в соответствии с выбранным направлением;

    формировать у учащихся компетенции, необходимые для самостоятельного решения открытых задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях;

    формировать интерес учащихся к истории и обществознанию;

    учитывать и оценивать результаты собственной деятельности с целью определения новых задач;

    аргументировать социальную и личностную значимость выбранного направления с целью его внедрения в практику других учителей.

Основные принципы, реализуемые в работе:

    принцип научности;

    принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.

Организационно-методические принципы:

    принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;

    принцип единства группового и индивидуального обучения;

    принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

    принцип сознательности и творческой активности обучаемых;

    принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;

    принцип наглядности;

    принцип продуктивности и надежности обучения.

Принципы педагогической техники:

    принцип свободы выбора;

    принцип открытости;

    принцип деятельности;

    принцип обратной связи;

Основные формы и методы работы:

Совокупность методов:

    словесные;

    наглядные;

    стимулирующие;

    исследовательские;

    контролирующие.

Формы организации работы:

Прогнозируемый результат:

Предполагается, что по окончании работы над выбранной темой:

    Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения и интереса к предметам история и обществознание.

    Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала.

    Будут проведены мастер-классы и открытые уроки для учителей истории района, раскрывающие сущность и пути внедрения выбранной методики в практику преподавания.

    Будет разработан и создан комплект методических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

    Будет разработан, создан и зарегистрирован в web -ресурс, представляющий опыт работы педагога.

Реализация программы рассчитана на 5 лет (с 2016 по 2021 гг.)

План работы над темой.

    Повышение квалификации .

    План мероприятий

    Примерный

    срок (год)

    реализации

    Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты:

    «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе» , «Воспитание школьников», «Первое сентября», «Классный руководитель».

    Систематически

    Повышение квалификации по предмету, курсы.

    до апреля 2018гг.

    Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района, области, страны

    систематически

    Повышение своего уровня педагогического мастерства

    систематически

    Использование современных образовательных технологий и ИКТ в

области обучения и воспитания.

Изучение статей, брошюр передовиков – новаторов.

систематически

Составление презентаций о работе в качестве классного руководителя, предметника.

ежегодно

электроном варианте и использование их в процессе воспитательной работы с классным

коллективом

систематически

электронном варианте и использование их в обучении истории и обществознания

систематически

Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения и воспитания

2016-2021 гг.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику

2016- 2021гг.

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Выступление перед коллегами на заседаниях ШМО, РМО, конференциях:

2016-2021гг.

систематически

Регистрация на сайте творческих учителей

2016г.

    Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

Совершенствование системы подготовки к экзаменам в форме ОГЭ, ЕГЭ во всех классах

систематически

Пополнение дидактического материала (КИМы для ОГЭ, ЕГЭ) на основании ежегодных изменений

систематически

Подготовка учащихся к олимпиадам

2016-2021гг.

Подготовка и проведение школьной предметной недели по истории.

2016 -2021гг.

Подготовка и проведение мероприятий, посвященных ВОВ.

2016 -2021гг

Создание условий для участия одаренных

детей в конкурсах, научно – практических конференциях

2016-2021гг.

Вовлечение учащихся осуществлять поиск социальной информации из различных носителей(СМИ, учебного текста,дополнительной литературы и др.)

2016-2021гг.

Список использованной литературы:

Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. - М.: АПК и ПРО, 2008.

Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. 2009 г.