Без муки нет науки.

Делу время, а потехе час.

Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

^

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Повторение – мать учения.

н аука не пиво, в рот не вольёшь.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Век живи – век учись.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Делу время, а потехе час.

Лучше печатного слова не скажешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Гельвеций

От мелких неисправленных ошибок легко перейти к крупным порокам.

Развязность языка сама себя корит,

Рождает сотни бед, несчастий и обид.

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

Добролюбов

Не дав слово – крепись, а, дав слово, держись.

Не всегда тот, кто красиво говорит, хорошо дело делает.

Ласковое слово, что вешний (весенний) день.

Мир освещён солнцем, а человек – знанием.

За худые слова слетит и голова.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Красна изба углами, а человек – делами.

Лес рубят – щепки летят.

^ Классный час на тему:

« В гостях у слова»

Учитель: Постникова Светлана Владимировна,

классный руководитель 5 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель:

Воспитание любви к родному языку, русскому народу.

^ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

^ А. Н. Толстой

Звучит колыбельная песня в исполнении А. Герман, демонстрируются слайды с изображениями младенцев.

Слово учителя

Наверное, среди нас нет ни одного человека, которого оставила бы равнодушным эта песня. Ребята, какие чувства вы испытали в момент звучания песни? Почему?

Учитель читает слова (см. эпиграф)

Учитель:

Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Сегодня мы отправимся в гости к Слову, а нашим попутчиком будет герой, которого мы никогда не видели, но между тем мы не можем представить жизни без него , он стал нашим другом с того момента, когда мы появились на свет. Вы догадались, о ком я говорю?

Конечно, это язык. Русский язык.

Входит язык.

Язык :

Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть! С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана со мной. Когда вы были совсем маленькими, какое слово сказали первым?

(Мама, папа)

А ведь это был я. А когда вы слушали мамину колыбельную, бабушкины сказки, папины шутки-прибаутки, - это тоже был Я.

Учитель:

Действительно, ребята сказки, прибаутки, песни – это и есть язык. Всю свою жизнь человек находится в мире языка. Язык – наш слуга и господин, это очки, без которых нам не разглядеть окружающего мира. Он наш друг и враг одновременно.

Язык:

Да, Светлана Владимировна права, я могу быть разным, я не стою на месте, я развиваюсь. В этом ларце собраны свидетельства моего развития - мудрые народные мысли, бережно сохранённые историей. Много в моём ларце народной мудрости, всю не перескажешь!

Учитель:

Ребята, о чем говорит язык? Что является мудростью народа?

Язык:

Конечно, вы правы. Это пословицы – «цвет народного ума», как называл их Владимир Даль. Тысячелетиями живут и накапливаются в языке сокровища человеческой мысли и опыта, в них – ум человека, национальная история. Давайте прикоснёмся к жемчужинам мудрости народной.

(Ученики помогают достать из ларца свитки, читают пословицы, комментируют их)

^ Не спеши языком, торопись делом.

Русский язык – язык великого народа, потому и сам велик.

Язык мудрого – в сердце, сердце глупца – на языке.

Без языка и колокол нем.

Язык телу якорь.

Язык поит и кормит и спину порет.

Хромое слово – хромая речь.

Язык мал, а великим телом владеет.

Язык:

А какие пословицы о языке знаете вы? Молодцы, ребята! Примите же этот ларец, наполненный любовью народа к вам!

Учитель:

Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель :

Как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб.)

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: «Березы» в исполнении Н. Расторгуева, учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель :

Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся .

Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение:

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой

- Чем же ты, Россия, умывалась?

- Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

- от того, что шло со всех сторон

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зеленых, у воды

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады.

- Как же ты, Россия, говорила?

- Так что б слово придавало силы

- Кто прославит и продлит твой род?

- Мудрый и великий наш народ!

Во время чтения стихотворения дети из рук в руки передают клубок, нитку оставляя в руках, к концу стихотворения получится замкнутый круг, символизирующий единение всех людей, земной шар, где наша Родина его часть.

^ Как вывод, после паузы, звучат слова ( читают ученики):

Берегите Россию, нет России другой,

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию, нет России другой.

Учитель:

Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.

^ Как весны позывные слышу крик журавлей ,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наш классный час подошел к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.

Приложение 1


  1. Белая красавица, очень людям нравится,
Растет под небом синим, как символ всей России

  1. Благо для окружающих

  1. Наклонись в тишине, прикоснись – ка ко мне.
Посиди надо мной и умойся водой.

Я - источник в лесу, счастье радость несу.


  1. Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Ты его береги, край любимый- ….. (Сибирь)


  1. Полноводна, непокорна да с хрустальною водой
Дочка гордая Байкала, с величавой красотой.

  1. ^ Все прекрасное в окружающем мире

По вертикали РОДИНА

Классный час на тему:

«По дороге к слову»

Учитель: Лебедева Евгения Васильевна,

классный руководитель 2 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель :

Воспитание чувства патриотизма средствами родного языка.

Оборудование:

Различные виды словарей, на доске кроссворд «Русский язык», портреты детских писателей, карточки с текстом отрывок из сказок, плакаты – афоризмы о русском языке, пословицы.

Плакаты:

1.«Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Сабир Абдулла

2.«Я ко всем наукам путь имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком»

И. Данилов

3.«Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий,

где нужно – страстный,

где нужно – живой!»

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

(Познавательная игра)

Цель : прививать любовь к великому русскому языку, по­вышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление класса : перед познавательной игрой ка­бинет готовится следующим образом:

    расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;

    на доске размещаются заранее приготовленные на ватмане названия игры и команд;

    на доске пишутся слова для конкурса знатоков ударения;

    на столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таб­лички с названием команд.

Поговорки написаны на карточках:

Непродуманное слово - что недозрелое яблоко;

Лучше столкнуться ногою, нежели словом;

Слово толковое стоит целкового;

Слово - знак ума.

Форма п р о в е д е н и я: познавательная игра для учащихся

10 кл. по русскому языку.

Подготовка к занятию:

    Написать на листах ватмана название познавательной игры;

    Подготовить таблички с названиями команд;

    Подготовить для последнего (V) конкурса анаграммы - листы с заданием для каждой команды;

    Подготовить подарки для награждения команд;

    Пригласить на занятие в жюри учителей русского языка.

Ход игры

I. Организационная часть.

Сообщение о теме и целях урока.

Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

1-й ведущий . С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок

еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины

песенки и прибаутки, бабушкины сказки.

А сказки и прибаутки - это язык.

Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт - целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые

узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим).

Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков.

Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые

будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам.

А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос:

что же такое слово? (Ответы учащихся.) ]

А по определению Владимира Ивановича Даля, удиви­тельного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на две команды, дадим нашим командам названия.

2-й ведущий.

А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель го­ворит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на кон­це. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно за­пишите, дети, потому что запомнить это невозможно». Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фа­соль».

1-й ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи пред­стоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в со­став которого вошли... (представляет членов жюри).

2-й ведущий. Предлагаю наши соревнования начать с шут­ливой, но хитрой разминки.

II. Конкурсная программа.

Разминка.

      Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

      Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, по­слезавтра, послепослезавтра.)

      В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

      Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слов.)

      Что находится между горой и оврагом? (Буква «в».)

      Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык г заливной язык, и т. д.)

Ведущий. Итак, поразмялись, начнем конкурсную про­грамму.

Конкурс знаков ударения.

К доске, на которой заранее записаны слова в два столбика, приглашаются участники, которым нужно правильно расставить в словах ударения.

Алфавит; Квартал;

портфель; документ;

магазин; эксперт;

каталог; каламбур;

бармен; свекла;

арахис; феномен;

баржа. творог.

2-й ведущий. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться послови­цами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять по­словицы и поговорки в своей речи.

Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

        В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)

        Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

        Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, кото­рое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде ви­лами писано.)

        Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

        Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится напиться.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано вста­ет, тому Бог подает.)

К предложенным пословицам разных народов будем под­бирать соответствующую по смыслу русские пословицы.

          Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. {Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

          Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской-уста- нешь. (Тише едешь - дальше будешь.)

          Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

          Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

          Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи - век учись.)

          Малайская: Кончил шить - оборвал нить. (Кончил дело - гуляй смело.)

          Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)

          Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

1-й ведущий. Попрошу наше уважаемое жюри объявить результаты команд за два конкурса (жюри называет результаты).

Конкурс «В погоне за существительным».

1-й ведущий. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обо­значающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два стол­бика: качества положительные и отрицательные.

Например: положительное - храбрость , отрицательное - трусость.

Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По исте­чении одной минуты идет подсчет ответов.)

2-й ведущий. Среди слов, как и среди людей много одно­фамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одина­ково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок-шуток.

Конкурс загадок-шуток.

            В какую бочку не нальешь воды? (В бочку - фигуру пило­тажа.)

            В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке.)

            Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана.)

            Какой вид литературного произведения обозначается муж­ским именем? (Роман.)

            Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лам­почки.)

            В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах.)

            Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

            Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле чело­века.)

Конкурс «Анаграммы».

1-й ведущий. Следующее задание - анаграмма. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для то­го, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Мы даем по одной минутке командам на раздумье и решение анаграмм.

1. С одним порядком букв Его увидеть можно в поле. Большое спелое зерно К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте Летит он хищной птицей, И с ним в проворстве, быстроте Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол.)

              2. Со мною каша лучше станет, Оближет пальчики едок. Но буквы поменяй местами. Я превращусь в древесный сок. (Масло ~ смола.)

2-й ведущий:

А сейчас предлагаю решить следующие задачи:

а) Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА (Шишка, сосна.)

б) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА

(Вода, сахар.)

в) Уберите горячее - останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ

(Кипяток, айсберг.)

г) Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

(Малъвина, Базилио.)

1-й ведущий:

Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправь­те их.

а) Ты мне позвонишь завтра? (Позвон и шь.)

б) Не ложи книгу на стол. (Клад и .)

в) Ихние родственники приедут через месяц. (Их.)

г) Все смотрим на доску. (На д о ску.)

д) Сейчас повторим материал. (Повтор и м.)

е) Откройте форзац учебника.о рз а ц.)

2-й ведущий:

Вопросы-шутки:

а) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (га­зету) вверх ногами.)

б) В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Ясно, как дважды два четыре.)

в) Что общего между словами: дуга, бараний рог, три поги­бели?

(Они все сочетаются с глаголом согнуть.)

                  Известно, что последние минуты жизни А. С. Пушкина прошли рядом с В. Далем. Какие предметы остались у Даля на память о Пушкине?

(На память о Пушкине достались Далю перстень, кото­рый поэт называл своим талисманом, и простреленный черный сюртук.)

Конкурс «Эрудитов»

    В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог.)

    Какое животное ходит во фраке? (Рак - фрак.)

    Какое средство передвижения можно моментально выре­зать из скатерти? (Катер - скатерть.)

    Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сде­лать стол? (Убрать букву в: ствол - стол.)

    В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)

    Какая река течет от буквы А до буквы Я? («От буквы А до буквы Я течет река Аму-Дарья». С. Маршак.)

    Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Средняя часть - линейка.)

    Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблу­ков? (Лук - каблук.)

    Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)

    Какое очень опасное устройство вмонтировано во все ил­люминаторы кораблей и самолетов? (Мина - иллюминатор.)

    Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в со­став железа? (Желе - железо.)

    Кто всегда живет во дворце? (Вор - дворец.)

    Какой президент живет в избушке? (Президент США Буш - избушка.)

    Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета -ракета.)

    С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (С неводом - оленевод.)

    В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии.)

    Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квар­тиры, а третья - с веранды? (Ната - комната, Ира - кварти­ра, Вера - веранда.)

    Какая часть тела человека находится в воротнике одеж­ды? (Рот, а не шея - воротник.)

    Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (Душ - подушка.)

    Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит ~ Китай.)

    Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як - червяк.)

    Из каких цветов пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)

    В каком южном фрукте помещается человек? (В персике - персик.)

    Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Буквы Б и У-булыжник.)

    Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы - вол-осы.)

    Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (До­бавить к ней букву «о» и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам.)

    Что занимает ровно половину любого острова? (Ров - остров.)

    Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Буква с: икра - искра.)

III. Подведение итогов.

2-й ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Прошу жю­ри огласить результаты последних трех конкурсов и общий итог встречи. (Жюри подводит итоги и награждает победителей.)

1-й ведущий. Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.

Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим вы­сказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была приду­мана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помните:

слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход мероприятия.

Ученики делятся на две команды, или играет весь класс. Ведущий - учитель.

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки- это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)

А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово_ исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия

дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык

Пушкина, вареный язык.)

Ведущий. Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, - омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда- то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:

  1. Кто последний или крайний?
  2. Я извиняюсь или извините пожалуйста?
  3. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
  4. Я кладу или я ложу?

Конкурс знатоков ударений

К доске, на которой заранее написаны слова в 2 столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

агент мельком

гусеница мусоропровод

торты вахтер

балуюсь щавель

комбайнер силос

тефтели квартал

Ведущий. Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

Конкурс знатоков поговорок

  1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

/Узнать, почем фунт лиха./

  1. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

/За словом в карман не полезет./

  1. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

/Положить зубы на полку./

  1. Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?

/Не плюй в колодец: пригодится воды напиться./

  1. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

/После дождичка в четверг./

  1. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?

/Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глаза продирает.

Кто рано встает, тому Бог дает./

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

/Поспешишь- людей насмешишь./

  1. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

/Век живи- век учись./

  1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
  1. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить».

/Сделал дело- гуляй смело./

  1. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».

/Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется./

  1. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда».

/Без труда не вынешь рыбку из пруда./

  1. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива».

/Яблоко от яблони недалеко падает./

  1. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного».

/Не давши слова- крепись, а давши- держись.

Не будь щедр на слова, а будь щедр на дела./

  1. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает».

/Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

Меткое слово - что пуля снайпера./

Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай - …/а товарища выручай/.
  2. По одежке встречают - …/по уму провожают/.
  3. Семь раз отмерь - …/один раз отрежь/.
  4. Глаза страшатся - …/а руки делают/.
  5. С кем поведешься - …/от того и наберешься/.
  6. Грамоте учиться - …/всегда пригодится/.
  7. Любишь кататься - …/люби и саночки возить/.
  8. Не зная броду - …/не суйся в воду/.
  9. Что посеешь - …/то и пожнешь/.
  10. Старый друг - …/лучше новых двух/.
  11. За двумя зайцами погонишься - …/ни одного не поймаешь/.
  12. Береги платье снову - …/а честь смолоду/.
  13. Не место красит человека - …/а человек место/.
  14. Смолоду прорешка - …/под старость дыра/.
  15. Кто не работает - …/тот не ест/.
  16. Не говори «гоп» - …/пока не перепрыгнешь/.

А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются? Расскажу я,пожалуй, одну историю, описанную в книге Э. Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет

«Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя - Хомка. Кликнешь его - бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет - и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.

Но вот однажды пришли домой, а Хомки нашего нет. Кличем, во все уголки заглядываем - нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.

«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним не Хомки.

Затем перешли в прихожую, в одну комнату, в другую. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке- больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня и вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение: «Не поискать ли нам Хомку?»

Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»

Вот так приблизительно и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубим себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими и иностранными писателями либо созданных безвестным сочинителем. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов…

Попробуйте вспомнить какие - либо словосочетания из прочитанных вами произведений.

Если дети затрудняются, можно предложить объяснить некоторые фразеологизмы:

  1. Остаться у разбитого корыта /А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке/.
  2. Демьянова уха /И. А. Крылов/. Так мы говорим, когда хотим сказать о

чьем - либо назойливом приставании пусть с добрыми, но совсем ненужными

намерениями.

  1. А Васька слушает, да ест /И. А. Крылов/. Так говорим, когда один понапрасну,

впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности,

продолжает заниматься своим делом.

  1. А ларчик просто открывался /И. А. Крылов/. То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
  2. Слона - то я и не приметил /И. А. Крылов/. Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного.

Из басен И. А. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как:

«Рыльце в пушку»;

«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»;

«Кто в лес, кто по дрова»;

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;

«Медвежья услуга»;

«Львиная доля» и многие другие.

ВОПРОС. Вспомните, из какой басни родилось выражение «Львиная доля».

Львиная доля означает большую часть чего - либо.

Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, присловий, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

ВОПРОС. Если вам от чего -нибудь досталась очень малая, ничтожная часть /чем вы не персонаж львиного дележа?/, какими словами вы можете сказать об этом?

Например, словами давней песенки неизвестного происхождения, которая начинается весело:

«Жил - был у бабушки серенький козлик»,

а заканчивается:

«Остались от козлика рожки да ножки».

Заключительное слово учителя

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слов

повысить общую языковую культуру;

развить интерес к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, что еще не видели и, возможно, не увидим. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим предкам. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что такое слово? По определению, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря:

«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, общаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь. Сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка.

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «ц»)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. В каком слове отрицание не слышится сто раз? (стонет).

4. Что общего у дня и ночи? (ь на конце)

5. Что находится между горой и оврагом? (буква «и»)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях (длинный язык, язык Пушкина, вареный язык)

Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, -омонимы, т. е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам дела никакого нет до того, что когда-то были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и « человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, бедем ли мы правильно поняты окружающими.

Как говорить правильно? (от команды по одному представителю).

Кто последний или крайний? Я извиняюсь или извините, пожалуйста? Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке? Я кладу или я ложу?

(К доске, на которой записаны слова в столбик, подходят участники. В словах нужно расставить ударение и дать объяснение).

Агент мельком

Гусеница мусоропровод

Балуюсь щавель

Комбайнер силос

Тефтели квартал

(можно больше)

Пока они выполняют задание, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

Привести примеры. Кто больше? Кто лучше знает их?

Ведущий. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ.

Конкурс знатоков поговорок.

1. В какой пословице утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).

4. Плевать вообще не красиво, но когда-то из-за плевка можно умереть от жажды).

5. Какая поговорка говорит нам о каком - либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать:»Рано вставший успевает больше сделать за день. (Кто рано встает, тому бог подает).

Конкурс знатоков пословиц.

К пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

«Кто в лес, кто по дрова».

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».

«Рыльце в пушку».

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

«Медвежья услуга». «Львиная доля» и многие другие.

Вопрос. Вспомните, из какой басни родилось выражение «львиная доля»? «Лев на ловле».

Что же означает выражение «львиная доля»? Львиная доля означает большую часть чего – либо.

Выражения, которые мы с вами употребляем в разговоре, приходят также из песен, пословиц, поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их и называют народными.

Заключительное слово учителя.

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил:» Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман, делай это с умом. Помни, что слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, мудреные слова.

Урок – зачет по теме «Имя числительное».

Урок в форме дидактической игры.

Цели урока: 1) обобщение сведений об имени числительном;

2) формирование умений:

а) находить числительные;

б) знать разряды числительных;

в) уметь склонять числительные.

3) осуществление контроля знаний.

Оборудование: путевые листы экскурсоводов, карта – схема города, кодоскоп.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами изучили тему»Имя числительное». Сегодня мы проведем урок – зачет по этой теме. Запишите число, а вместо слов «Классная работа» запишите «Путевой лист экскурсовода»… (свою фамилию и имя запишите в родительном падеже).

2. Проверка домашнего задания.

Что такое экскурсия? (читает ученик из толкового словаря.)

Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего – нибудь с образовательной целью.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт – Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдемся по современным улицам. Экскурсию совершим на воображаемом автобусе.

Коллективное устное описание «Икаруса».

3. Фронтальный опрос.

Запись на доске или использование кодоскопа.

Санкт – Петербург находится в 2 раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Город основан в 1703 году. Ему более 300 лет. До 1914 года город назывался Санкт – Петербургом, до 1924 года – Петроградом. Затем –Ленинградом, а потом снова – Санкт – Петербургом.

Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. И вы лишний раз убедились, что имя числительное – очень важная часть речи , без которой трудно обойтись. Общаясь друг с другом.

Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

Какие бывают числительные по значению и по составу?

Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Как склоняются порялковые числительные? (Устно просклонять второй город).

Начнем оформление наших путевых листов.

Образец записи на доске. (На доске висит таблица).

Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

4. Сколько островов в дельте Невы?

С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

Сообщение учащегося.

Вначале 20-годов в дельте Невы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до островов имеют названия.

Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ. + числ.» из текта.

Фонетический разбор числительного семьсот у доски.

Читает учитель.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км в час, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.

Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

(О склонении числительных от 50 до 80).

5. Третья запись в путевом листе.

Склонение числительного пятьдесят.

6. Учитель.

Грандиозные площади, прямые набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему тот «строгий, стройный вид», о котором восторженно писал.

7. Просклонять пятьсот улиц (у доски), полторы тысячи – в тетради.

8. Выписать из текста целые и дробные числительные с существительными (в таблицу).

Как склоняются дробные числительные?

Наша экскурсия продолжается.

(Ученик читает о наводнениях)_.

Объяснить значение слова ординарец.

9. Спишите с доски предложения, числительные запишите словами.1 вариант. За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.

2 вариант. Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 года.

10. Запишите числительные 200, 300, 400 в именительном падеже .

11. –Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не говорили. (Собирательное).

С чем сочетается собирательное числительное?

Что вы можете сказать о собирательных числительных оба, обе?

12. –А заканчивается наше путешествие в современном городе. (Читается текст).

Последняя запись в листе - словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.

Путевые листы сдаются на проверку.

13. Подведение итогов урока.

14. Домашнее задание. Повторить еще раз все правила об имени числительном. Подготовиться к написанию диктанта.