Цели проекта:

  • Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
  • Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
  • Обогатить предметно - развивающую среду.
  • Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
  • Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.

Актуальность.

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.

I этап - подготовительный.

Сроки: март - апрель 2009 г.

Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.

  • планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
  • разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
  • создание предметно - развивающей среды,
  • создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
  • создание системы мониторинга.

II этап - практический.

Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

  • проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
  • создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
  • совершенствование взаимодействие с организациями социума.

III этап - заключительный

Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

  • анализ проведенной работы.

План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".

Что? Как? Когда? Ответственные и участники Ожидаемый результат
Работа с педагогами
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании - Изучение научно - методической литературы

Круглый стол "Научитесь беречь лес"

Викторина

"В природе все взаимосвязано"

Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений

Разработка интегрированных занятий

Мастер - класс. Работа на экологической тропе

I этап - март - август 2009 г.

I этап декабрь 2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

Педагоги - специалисты, воспитатели групп

Воспитатель - эколог

- разработки материала
Работа с детьми
Диагностика - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов I этап сентябрь 2009 г. Воспитатель - эколог, воспитатели групп
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" - Цикл занятий экологической направленности

Цикл бесед

- "Уроки доброты"

- "Уроки мышления" с

обсуждением и проигрыванием ситуаций.

- "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы

Целевые прогулки

"Сколько елочек мы не спасли"

"Елочки и ее сестрички в городе"

"Возвращенный лес" (сбор макулатуры)

Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу)

"Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума)

- "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик)

Создание книги "Жалобная книга леса"

Музыкально - экологические праздники:

"День рождения друга, дедушки дуба"

"Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона)

Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года)

Интегрированные занятия

"Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология)

"Лес и наше здоровье"

(валеология + экология)

"Лесные жители"

(экология + ФИЗО)

Тематическая неделя леса:

Выставка "Лес в жизни человека"

Экологический праздник "Природы жалобная книга"

Музей "Чудеса леса"

Сказки о лесе (словотворчество детей)

Работа на микроучастке "Биоценоз леса"

Выпуск газеты

II этап октябрь - январь 2009 г. по плану

II этап октябрь - январь по плану 2009 г.

II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г.

Постоянно в течение всего проекта

Сентябрь 2009 г.

3 неделя декабря 2009 г.

1 раз в месяц

эпизодически

II этап февраль 2010 г.

Март 2010 г.

II этап февраль 2010 г.

II этап постоянно в течении всего проекта

II этап по сезону

II этап апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. - расширение представлений детей об экосистеме "лес".
Работа с родителями.
Подготовка родителей к проекту. - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. I этап апрель 2009 г. Воспитатель - эколог. Воспитатели групп.
Совместные мероприятия. - Родительское собрание "Экология и наше здоровье"

Консультации

"Лес - защитник и лекарь"

"Настои из трав и плодов деревьев"

КВН "Тайны природы"

Трудовой десант "Дерево нашей семьи"

Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала)

Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу"

Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу"

II этап май 2009 г -май 2010 год. Воспитатель - эколог.

Воспитатели групп.

Предметно - развивающая среда.
Пополнение предметно - развивающей среды. - приобретение дидактического материала

Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала

Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса"

Посадка микроучастка "Биоценоз леса"

Изготовление макета "Лес"

I этап - март - май 2009 г.

II этап март - апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог

Все участники проекта

Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности.
Работа с социумом.
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. - Лесничество Вятско - Полянского района

Беседа с детьми " Правила поведения в лесу"

Беседа с родителями "Лес и отдых"

Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ

МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию)

Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением

Цетр дополнительного образования

Акции "Сбережем березы"

Трудовой десант "Очистим парк от мусора"

Выставки "Лес в творчестве детей"

Познавательные занятия

Детская библиотека

Спектакли "Лесной теремок"

подборка художественной литературы на абонементе

Выставки "Дары Леса"

Музыкально - экологический праздник

"Красная книга"

ДОУ города

Выставки

II этап февраль 2010 г.

II этап март 2010 г.

II этап апрель 2010 г.

II этап в течении всего проекта

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

Сотрудники лесничества

Сотрудники МУП ЖКО

Педагог - эколог

Сотрудники библиотеки

Учителя начальных классов

Воспитатели - экологи

Литература.

  1. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
  2. Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
  3. О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
  4. Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
  5. "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
  6. "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
  7. "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
  8. "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
  9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
  10. С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.



Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Системность

Единство сознания и деятельности

Наглядность

Личная ориентация

Объективность

Научность

Доступность для обучающихся начальных классов.

Практическая направленность.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

Цель:

Задачи:

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

1.Анкетирование детей.

2.Анкетирование взрослых.

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

3 этап.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

« Поисковая»

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

«Журналисты»

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

«Художники - оформители».

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Какие последними;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1 задание.

Анкетирование детей.

Вопросы анкеты:

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

Вывод:

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Отзывы:

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Миколаец Валерия

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Быстров Леша

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Петухов Виталий.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

Смирнов Саша.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

«Зеленые страницы».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

п. Вохтома

2009 год

Цель:

Формирование экологической культуры.

Задачи:

Прививать любовь к родному краю;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Ведущий:

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Ученик:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ведущий:

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

Ученик:

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Ведущий:

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Ученик:

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Ученица:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Ведущий:

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Ведущий:

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Ученик:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Ведущий:

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

Ученица:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Ведущий:

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Ученик:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

Ведущий:

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

Ученик:

Будто снежный шар бела.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Ведущий:

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Ученица:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Ученик:

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Ученица:

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

Ведущий:

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

Ученик:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Ученица:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Ученик:

Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Ученица:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Ведущий:

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

Из истории.

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Ученица:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(подосиновик)

Ученик:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…(сыроежка)

Ученица:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

Ученик:

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Ученица:

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

Ведущий:

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Ученица:

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Ученик:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)

Ученица:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Ученик:

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Ведущий:

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Ученица:

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Ученик:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)

Ведущий:

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Ученик:

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ведущий:

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Ученица:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Ученик:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Ученица:

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Ученик:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

Ведущий:

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Литература:

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».

Слайд 2

Цели мероприятия:

Сформировать у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в лесу; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культурное поведение.

Слайд 3

Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина Бродить и думать здесь. На кустиках густых. Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну Накормит русский лес. Я, не жалея ног, А будет жажда мучить- А если и устану- То мне лесовичок Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших, Покажет родничок. Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший И видно всё до дна. С зелёной бородой. Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною, Вкусна и холодна. И сердце не болит, Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.

Слайд 4

Вопросы и загадки

Трава которую знают и слепые. (Крапива) Дерево символ нашей Родины. (Берёза) Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина) Пингвин птица или нет? (Да) Какие животные зимой спят? (Медведь, ёж) Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка) Как можно назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (Растения) Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

Слайд 5

Доклад

«Роль леса в жизни человека».

Слайд 6

Значение леса

Дом для животных, растений, грибов; Защита воздуха, водоёмов и почв; Место отдыха человека; Источник ягод, грибов, лекарственных растений; Источник древесины

Слайд 7

Доклад

«Экологические проблемы леса».

Слайд 8

Опыты

  • Слайд 9

    Это надо знать!

    Бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60-100 лет, а стекло будет лежать в земле 600 лет. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 3 года сгниёт бумага. Когда вы окончите школу, проржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

    Слайд 10

    Доклад

    «Наша помощь лесу»

    Слайд 11

    Стихотворение И. Трофимовой«Чтоб радость завтрашнего дня»

    Чтоб радость завтрашнего дня Нам трудно разглядеть Сумел ты ощутить, Все те страдания, что земле Должна быть чистою земля Приходится терпеть! И небо чистым быть. Надолго ль хватит нам воды, А землю эту, не щадя, Коль растворён в ней яд? Терзал за веком век Надолго ль хватит тех лесов, И брал всё только для себя Где топоры стучат? «Разумный» человек. Спасти поля, леса, луга Сейчас же кинулись спасать И чистую гладь рек- всю Землю Природную среду. Можешь только ты, Сквозь фабрик и заводов дым Разумный человек!

    Слайд 12

    Наши результаты

    Расширили круг экологических знаний; Узнали навыки экологической культуры; Поняли потребность гармоничного общения с природой; Появилась установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; Выработали потребность поддержания собственного экологического здоровья личности.

    Слайд 13

    Литература

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2004 №6, № 12. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- Просвещение, 2005. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 4 класс.- М.:Вако, 2006.

    Посмотреть все слайды

    «Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия №140» Советского района г. Казани

    Проектно-исследовательская работа

    «Лес – мой друг»

    Работу выполнила:

    Петрова Алина Николаевна,

    ученица 1 «А» класса

    МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

    Научный руководитель:

    Пахомова Надежда Владимировна,

    учитель I квалификационной категории

    МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

    Казань 2016

    Введение ……………………………………………………………………………. 3

    1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4

    2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5

    3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.

    Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.


    Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.

    Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.

    Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Изучить информацию о лесе;

    Определить значение леса в жизни человека;

    Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.

    –  –  –

    Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.

    Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

    Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.

    Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .

    2. Значение леса для человека

    Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:

    Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);

    Строительный материал;

    Источник энергии (дрова);

    Сырьё для производства (производство бумаги);

    Регулятор природных процессов.

    Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.

    Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

    Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).

    Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт

    Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.

    Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

    Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .

    Очень важна микроклиматическая роль леса.

    Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .

    Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.

    Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.

    Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

    3. Меры по сохранению лесов

    Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).

    Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник

    Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»

    Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.

    Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!

    Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.

    После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.

    Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .

    –  –  –

    Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.

    Список литературы

    1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:

    2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.

    3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:

    учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.

    4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.

    5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/

    Похожие работы:

    «УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»

    «ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»

    «Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»

    «Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»

    2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


    Учебный проект «Лес – наш друг»
    Цель: Создание условий для вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс, для стимуляции его самостоятельности и потребности в самореализации и самовыражении.
    1. Погружение в проект.
    Экологическая сказка. Звучит музыка леса. Дети читают слова.
    Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу, и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!
    Лесодраки тянут руки к гнезду за яйцами.
    Встреча лесодругов и лесодраков.
    - Что вы делаете? Гнёзда нельзя разорять! Птиц не станет!
    - Из-за трёх яиц?
    - Если возьмёте яйца, мама будущих птенцов улетит и больше в наш лес не вернётся. А не будет птиц – засохнут деревья, и лес умрёт.
    - Кто вы?
    - Мы – лесодруги. А вы кто?
    - Лесодраки.
    - Почему же вы безобразничаете в лесу?
    - В нашем «чёрном» лесу все так веселятся: гнёзда разоряют, из рогаток стреляют, муравейники расшвыривают, у бабочек крылья отрывают.
    - Вот почему вы свой лес называете «чёрным». Вы же все лесные правила нарушили. Неужели вам такой лес нравится?
    - Не нравится. Нет в нём зелени, цветов, головёшки от костров под ногами, тпицы не чирикают зверей не видно. А мы ягод хотим, грибов.
    - А хотите измениться сами и изменить свой лес?
    - А получится? Мы же лесодраки.
    - Ребята, давайте пригласим лесодрак принять участие в проекте «Лес – наш друг». Подумаем, что о лесе расскажем им.
    / Правила поведения в лесу, о значении леса,
    о животных, растениях, о Красной книге/
    2. Планирующий этап.
    - Мы постараемся ответить на вопрос, почему лес называют другом человека и убедить лесодрак относиться к природе так: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
    - Основные разделы проекта.
    /Открываю/
    /Читаем/
    - Сегодня мы продолжим учиться работать в группах. У каждого в группе своя обязанность. Вспомните, какие основные правила необходимо соблюдать, работая в коллективе?
    /Работать дружно, уметь слушать другого человека,
    помогать друг другу./
    - Верно. Каждая группа готовит к представлению свой раздел. На столах всё необходимое: страница альбома, рабочие материалы, наглядность и планы работы. Какие качества помогут вам успешно справиться со всеми заданиями?
    /Внимание, ответственность, сосредоточенность./

    3. Разработка проекта.
    - Итак, каждый из вас выполняет важную задачу: славит чудо из чудес, красу Земли, зелёный лес!
    4. Испытание проекта.
    - Итак, 1 страница альбома – «Виды леса».
    1-я группа
    1). Лес – это огромное богатство нашей родины и нашего края. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Листья хвойных деревьев имеют форму длинных, тонких иголочек. Большинство хвойных сохраняют иголки в течение всего года, постоянно образуя новые. Вот почему они всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, пихта. У ели иголки отделены друг от друга. А вот иголки сосны соединены вместе по 2-3 или 5. Семена хвойных спрятаны в шишках.
    Лиственные деревья легко узнать. Одни имеют обширную крону, другие вытянуты вверх. Листовая пластина, почки, плоды - признаки лиственных деревьев. Они сбрасывают листву осенью. Лиственные деревья, которые часто встречаются в лесу: дуб, берёза, клён, липа, осина.
    Задание 2.
    Показывают нужный рисунок указкой и рассказывают текст.
    1. Это весёлый, пронизанный светом, березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берёз, по их глянцевым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга.
    2. В сосновом бору светло, сухо. Под ногами – густой мох. В борах много ягод – черники, брусники. Сосны покачивают головами так высоко, что кажется, вот-вот заденут за облако.
    3. А вот дубрава. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты. Птице и зверю здесь раздолье.
    4. Вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, свистнет рябчик – и снова тишина. Белки, дятлы, клёсты ловко расправляются с твёрдыми шишками. Для них еловые семена - самая лакомая еда.
    2 страница альбома – «Обитатели леса».
    2 группа
    Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом – свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно связаны между собой и с окружающим миром.
    Под землёй корни трав, кустарников, деревьев сплетаются с грибницей. Здесь, под землёй, находятся дома у мышей, кротов, барсуков. в этом подземелье живут земляные черви. они рыхлят почву.
    На поверхности земли растёт мох и травянистые растения: ландыш, папоротник, лопух, кислица, кустарнички земляники.
    Прямо в траве вьют гнёзда соловьи, строят дома муравьи, живут ящерицы, ежи, роют норы лисы.
    Следующий этаж – это кустарники: верба, шиповник, малина, калина. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.
    Верхний этаж – это деревья. В их стволах делают дупла белки, дятлы, синички, совы. На самых высоких деревьях – гнёзда хищных птиц: ястребов, орлов.
    Летом все этажи леса заселены. А сколько же в лесу насекомых: муравьи, кузнечики, бабочки, осы.
    - Молодцы!
    - Ребята, как важно сохранить всё это многообразие животных и растений. В нашей стране существует Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается. Соблюдать его обязаны не только взрослые, но и дети.
    - Есть и специальная книга, которая называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка цвета опасности, красная, отсюда и название «Красная книга». В неё внесены те животные и растения, которых на Земле осталось мало, мол охраняйте, люди, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!
    3 страница альбома – «Значение леса в жизни людей».
    3 группа
    Задание 1.
    Лес – это наш зелёный друг. Это – «лёгкие» планеты. Лес очищает воздух и обогащает его кислородом. Лесной воздух целебный, поэтому часто санатории размещают в лесу. Лес – украшение Земли. В лесу у нас всегда хорошее настроение. Лес – хранитель влаги. Лес – это родной дом для животных. Лес – это кладовая грибов, ягод, орехов, лекарственных растений. Лес – источник древесины, из которой изготавливают бумагу, мебель, дома. Древесины нужно много, а лес растёт медленно. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.
    Задание 2.
    Чтение стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»
    - Лес – прочное природное образование, которое существует на Земле миллионы лет. Ничто и никто не может уничтожить его.
    - Так ли это? Кто может нарушить лес?
    /Человек/
    4 страница альбома – «О вредном влиянии человека на природу и о том, как мы должны вести себя в лесу».
    4 группа.

    5 страница альбома – «Что полезно, а что вредно».
    5 группа.
    И взрослые и дети любят собирать в лесу грибы и ягоды. Наши леса богаты грибами: сыроежки, подосиновики, опята, белые грибы, грузди. Много разных ягод: земляника, черника, клюква.
    Особенно осторожны при сборе грибов и ягод должны быть дети. В лесу встречается растение «вороний глаз». У него 4 листика и одна синяя ягода на верхушке стебля, который напоминает «вороний глаз». Это растение ядовито.
    Маленький лесной кустарник, «волчье лыко», очень красивый. У него красные плоды. Они очень опасны. Никогда не берите их в рот! Очень ядовиты грибы: мухомор и бледная поганка.
    Соблюдайте правила:
    - Никогда не собирайте грибы и ягоды одни, без взрослых!
    - Берите те ягоды и грибы, которые точно знаете!
    5. Самоанализ проектной деятельности.
    - Ребята, посмотрите, в результате общей деятельности получился целый альбом «Лес – наш друг».
    - Кому понравилось участвовать в его разработке и испытании?
    -Что особенно понравилось?
    - А какие трудности испытывали?
    - Ребята, а для чего мы так старались, какое значение имеет наш проект?
    /Хотели, чтобы лесодраки полюбили лес, изменили
    свой «чёрный» лес, побольше узнали о лесе./
    - Давайте спросим у лесодрак, что они думают по этому поводу.
    /Наш лес будет спасён!/
    - А что для этого необходимо сделать?
    /Для начала нужно мусор из леса убрать, деревья
    подлечить, речку почистить, муравейники
    поправить и никогда не нарушать лесных правил!/
    - Хорошо, что вы поняли это.
    /А можно мы тоже будем лесодругами?/
    - Да, конечно. Мы этому очень рады!
    6. Составление памятки.
    - Лесодруги, давайте подготовим обращение ребятам из «чёрного леса» в виде памяток: «Как вести себя в лесу».
    - Работают в группах. Все обсуждают – один пишет.
    /Работают./
    - Посмотрим, что получилось.
    /Проверяем по 1 правилу./
    7. Итог.
    - Учёные называют лес:
    «лёгкими» планеты,
    истребителем бактерий,
    кладовой влаги,
    необъятным богатством.
    А мы с вами называем лес добрым, ласковым и тёплым словом друг.
    Давайте «Наблюдать и восхищаться, изучать и беречь» лес.
    - С каким настроением вы гуляли по нашему зелёному лесу? Покажите.
    /Наклеивают./
    - Спасибо всем за активную работу. Молодцы!
    Рабочие материалы.
    План работы группы 1.
    1. С помощью карточек с изображением веточек и плодов различных деревьев сделайте выводы о разных видах леса.
    2.Оформите страницу альбома.
    3. Найдите среди иллюстраций еловый лес, березняк, сосновый бор, дубраву, соотнесите с текстом и прочитайте выразительно.
    План работы группы 2.
    1. С помощью карточек и собранной ранее информации сделайте выводы «Что где растёт, кто где живёт».
    2. Отобрав нужный наглядный материал, оформите страницу альбома.
    3. Подготовьтесь к рассказу.
    План работы группы 3.
    1. Составьте схему «Значение леса», собрав «рассыпавшиеся» фразы, и поясните её.
    2. Оформите страницу альбома.
    3. Соберите «рассыпавшееся» стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» по плану: - как ответил бы:
    1) кораблестроитель;
    2) столяр;
    3) плотник;
    4)животные и человек.
    План работы группы 4.
    1. По рисункам определить вредное влияние человека на лес.
    2. С помощью условных знаков сформулируйте правила поведения в лесу.

    4. Подготовьте сообщение.
    План работы группы 5.
    1. Создайте 2 группы под названиями «Съедобные растения и грибы» и «Опасные растения и грибы», соотнесите рисунки и названия.
    2.Сделайте выводы о том, какие опасности подстерегают детей в лесу при сборе грибов и ягод.
    3. Оформите страницу альбома.
    4. Подумайте, какие правила нужно соблюдать детям при сборе грибов и ягод.
    5. Подготовьте сообщение.
    Критерии оценки проекта.
    - Значимость и актуальность темы.
    - Самостоятельность работы над проектом.
    - Полнота и правильность раскрытия темы.
    - Артистизм и выразительность выступления при защите.
    - Ответы на вопросы во время защиты проекта.
    - Качество выполнения продукта проектной деятельности.
    Памятка.
    Вопросы-помощники.
    - Как называется ваш проект?
    - Назови главный вопрос проекта.
    - Почему важно ответить на этот вопрос?
    - Зачем вы делаете этот проект?
    - Что сделали, чтобы решить проблему?
    - Что у вас получилось?
    - Что вызвало затруднение?
    - Что особенно понравилось в работе над проектом?
    - Расскажи о своей роли в проекте.
    - Чему научился?
    Памятка.
    Требования к защите проекта.
    1. Озвучить тему страницы альбома.
    2. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать актуальность.
    3. Полнота знания проблемы.
    4. Навыки устной речи.
    5. Оформление своей работы.
    6. Умение делать вывод по проблеме.
    7. Умение отвечать на вопросы по теме.