• 8. Система преступлений и наказаний по “Русской правде”
  • 9. Семейное, наследственное и обязательное право Древнерусского государства.
  • 10. Государственно-правовые предпосылки и особенности развития Руси в удельный период
  • 11. Государственный строй Новгородской республики
  • 12. Уголовное право, суд и процесс по Псковской ссудной грамоте
  • 13. Регулирование имущественных отношений в Псковской судной грамоте
  • 16. Государственный аппарат периода сословно-представительной монархии. Статус монарха. Земские соборы. Боярская дума
  • 17. Судебник 1550 г.: общая характеристика
  • 18. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение сословий
  • 19. Закрепощение крестьян
  • 20. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчинное и поместное землевладение. Наследственное и семейное право
  • 21. Уголовное право в Соборном Уложении
  • 22. Суд и судебный процесс по Соборному Уложению 1649 года
  • 23. Реформы государственного управления Петра 1
  • 24. Сословные реформы Петра I. Положение дворян, духовенства, крестьян и горожан
  • 25. Уголовное право и процесс первой четверти XVIII в. «Артикул воинский» 1715 г. И «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1712 г.
  • 26. Сословные реформы Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М. Сперанского
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)
  • 29. Развитие права в первой половине XIX в. Систематизация права
  • 30. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I (2-ой вариант)
  • 32.Крестьянская реформа 1861 г.
  • 33. Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы
  • 34. Судебная реформа 1864 г. Система судебных учреждений и процессуальное право согласно судебным уставам
  • 35. Государственно-правовая политика периода контрреформ(1880-1890-е гг.)
  • 36. Манифест 17 октября 1905г.”Об усовершенствовании государственного порядка”История разработки,правовая природа и политическое значение
  • 37. Государственная Дума и реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи,1906-1917 гг. Порядок выборов, функции, фракционный состав, общие итоги деятельности
  • 38.”Основные государственные законы” в редакции 23 апреля 1906 г. Законодательство о правах подданныхв России.
  • 39.Аграрное законодательство начала XX в. Столыпинская земельная реформа
  • 40. Реформирование государственного аппарата и правовой системы Временным правительством (февраль – октябрь 1917 г.)
  • 41. Октябрьская революция 1917г. И установление Советской власти. Создание советских органов власти и управления.Образование и компетенции советских правоохранительных органов (Милиции, вчк)
  • 42. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 43. Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918).Декларация прав народов России
  • 44. Создание основ советского права и советской судебной системы. Декреты о суде. Судебна реформа 1922 г.
  • 45. Конституция рсфср 1918 г. Советская система управления, федеративное устройство государства, избирательная система, права граждан
  • 46. Создание основ гражданского и семейного права 1917-1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 47. Создание основ советского трудового права. Кодекс законов о труде 1918 г.
  • 48. Развитие уголовного права в 1917-1920гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • 49. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г.
  • 50. Советская правовая система 1930-е гг. Уголовное право и процесс в 1930-1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях. Курс на усиление уголовной репрессии.
  • 23. Реформы государственного управления Петра 1

    1. Положение монарха. Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

    Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

    Монарх был главой всех государственных учреждений:

    присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

    Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

    2. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

    В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.

    После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

    3. Значение Сената Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;

    Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.

    Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

    При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

    В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.

    4. Система управления Перестройка приказной системы управления произошла в 1718-1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления - коллегии.

    Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту­ариус, регистратор, переводчик и подьячие.

    В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:

    Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии - Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

    Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы дереждения.

    В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.

    5. Реформы в местном управлении. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.

    Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.

    Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.

    С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губерна­тор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.

    Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

    К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд - провинция - губерния.

    Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

    Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

    Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

    В 1718-1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили:

    обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

    6. Содеражание военной реформы. В XVII-XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

    В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.

    Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.

    В период 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры - из дворян.

    Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.

    До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.66

    В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.

    Армия делилась на полки, полки - на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

    "

    Предпосылки и особенности реформ Петра 1

    Предпосылки реформ Петра 1

    1. Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран

    2. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентирование на преобразования в стране

    3. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта

    4. Предшествующее развитие страны в 17в. Попытки реформ царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича

    5. Поездка Петра 1 в Европу - «Великое посольство» 1697-1698гг.

    Сущность реформ

    В основу преобразований Петра 1 были положены следующие идеи:

    1. Служения отечеству как высшей ценности для монарха

    2. Общего блага, «народной пользы» как цели этого служения

    3. Практицизма и рационализма как основы деятельности

    Особенности реформ Петра 1

    1. Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни

    2. Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ

    3. Подражание западно-европейским политическим традициям и институтам (политическая модель "регулярного государства" Дж. Локк)

    4. Многие начинания небыли доведены до конца

    5. Стремление к полному государственному контролю за жизнью общества

    Схема характерные особенности петровских реформ

    Экономические реформы Петра 1 таблица

    Экономические реформы Петра 1

    Особенности

    Создание мануфактурной промышленности

    17 век - около 30 мануфактур

    Первая четверть 18 века - более 200 мануфактур

    Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра 1:

    1703г. - о приписных крестьянах, которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати

    1721г. - о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян

    Осуществление в экономической сфере государственной политики

    Политика меркантилизма - экономическая политика государства направленная на накопление средств внутри страны

    Политика протекционизма - составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции

    Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества

    1. введение государственной монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола, воск, железо и др.);

    2. принудительное переселение купцов в новую столицу - Санкт-Петербург, большие подати и повинности в пользу государства

    Государственные административные реформы Петра 1 таблица

    Упразднение Боярской Думы

    Учреждение Сената с законодательными и контрольно-финансовыми функциями

    Замена старых управленческих органов - приказов - на новые - коллегии

    Реформа местного управления - образование губерний

    Упразднение патриаршества и введение государственного управления Православной церковью посредством нового органа - Святейшего Синода во главе с обер-прокурором

    1700 г. 1720 г.

    Создание карательных государственных органов тотального контроля за функционированием общества - фискалов и прокуратуры

    1714 г. 1722 г.

    Изменение системы престолонаследия. Теперь монарх сам назначал себе преемника

    Провозглашение России империей

    Схема органы власти и управления

    Военные реформы Петра 1 таблица

    Введение рекрутской повинности в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии. Просуществовала в России с 1705 по 1874 год.

    Начало подготовки отечественных офицерских кадров. Для них открываются:

    Школа математических и навигатских наук (1701 год)

    Инженерная школа (1712)

    Артиллерийская школа (1701)

    Медицинская школа (1707)

    Создаются новые воинские уставы. Вводится новая единообразная форма, ордена и медали, повышения в чине за воинские отличия

    Осуществляется перевооружение армии, создаются новые виды вооружения - гранаты, ружья со штыком, мортиры

    Создан военно-морской флот

    Социальные реформы Петра 1 таблица

    В период осуществления петровских реформ произошли изменения в положении социальных групп и в социальносословной структуре российского общества:

    Социальная группа

    Социальные реформы Петра 1, преобразования

    Завершение процесса формирования дворянского сословия

    Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения («породы») заменен принципом выслуги

    Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании "Табели о рангах" (1722 год)

    Учреждение майората, т. е. запрета на дробление поместий при наследовании. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий

    Горожане (жители посадов)

    Городская реформа Петра 1 (1699- 1720):

    1. Приведение к единообразию социальной структуры города

    2. Внедрение западноевропейских социально-городских институтов в русских городах (посадах)

    3. Разделение жителей города попрофессиональному признаку на цеха и гильдии

    4. Управление городом через ратушу и магистраты

    Крестьяне

    Согласно реформе крестьяне были поделены на 3 основные категории (сословия):

    1. Государственные крестьяне (сформировано новое сословие) - в эту категорию по тягловому (налоговому) принципу были объединены однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне Поволжья и Сибири

    2. Помещичьи (частновладельческие) крепостные крестьяне

    3. Холопы, существовавшие с периода Древней Руси, переведены в разряд в крепостных крестьян

    Реформы Петра 1 в духовной сфере

    Преображение государства и общества в результате петровских реформ

    Что стало

    Положительный эффект

    Отрицательный эффект

    Веками складывавшийся политический строй с его архаичными институтами власти (Боярская Дума, приказы, уездно-воеводское управление). Довлеют политические традиции (управлять и жить "по старине").

    Государственные реформы Петра 1: 1711-создание Сената (высший законосовещательный орган); 1718-1720 - введение коллегий (центральные органы); 1708 - 1715 - введение губернской системы административно-территориального деления и управления на местах. 1720 - "Генеральный регламент". 1722 - создание высшей контролирующей инстанции (прокуратуры).

    1. Московская аристократия и бюрократия лишились власти и влияния. 2. На смену примату традиции приходит примат целесообразности. 3. Ликвидирована раздутая и внутренне противоречивая система приказов. 4. Устранено нелепое деление страны на 215 уездов.

    1. Подрастает как на дрожжах новая петербургская бюрократия. 2. Представления Петра о целесообразном порой не имели ничего общего с действительностью. 3. Принцип коллегиальности (совместного принятия решений) на деле зачастую оборачивался коллективной безответственностью. 4. 8 губерний - иная крайность: для огромной территории России такого количества губерний было явно недостаточно.

    Местнический принцип замещения должностей по знатности происхождения.

    С 1722 действует принцип выслуги чинов и званий по "Табели о рангах".

    В петровское время преуспевают и делают головокружительную карьеру многие энергичные и талантливые люди низкого происхождения.

    Вскоре после смерти Петра будут изобретены многочисленные лазейки, дабы обойти необходимость выслуги.

    Церковь была крупнейшим феодалом, зачастую вступала в спор со светской властью и корректировала политическую линию в угоду своим интересам. Многие князья церкви были завзятыми обскурантами, противниками науки и любых форм светской культуры.

    В 1701 восстановлен контроль Монастырского приказа за экономической деятельностью церкви. В 1721 Петр и Ф. Прокопович издают "Духовный регламент", содержащий основные положения будущей церковной реформы. Патриаршество упразднено, с 1722 церковь управляется Синодом, возглавляемым светским чиновником (обер-прокурором).

    Реакционные церковники потеряли всякую власть и влияние. Церковь выходит из политической игры.

    Церковь приобретает черты государственного учреждения, что в корне противоречит каноническому понятию о церкви. Парализовано церковное самоуправление. Священники превращены в чиновников с обязанностями агитаторов (пропаганда интересов государства на проповедях) и осведомителей (сообщение сведений, получаемых на исповеди). Борьба Петра с монастырями привела к обрыву древнерусской традиции монастырского общежития.

    Дворянское ополчение было крайне дезорганизовано. Дворяне не являлись на учения и смотры, дезертировали с войн.

    С 1705 вводится рекрутская повинность: рекруты, отбираемые из крестьян, служили пожизненно.

    В России появляются регулярная армия и флот, обеспечившие блестящую победу в Северной войне.

    Раздутые штаты армии и флота требовали огромных средств на их содержание в мирное время. Кроме того, тяжела участь рекрутов, навсегда оторванным от родного очага и традиционного уклада.

    Перманентная недостача денег в казне.

    Петр изобретает различные налоги и другие способы извлечения прибыли, эффективно пополняя казну.

    Форсированная индустриализация страны, успехи на военном поприще.

    Невыносимое налоговое бремя привело к обнищанию значительной части населения страны.

    Немногие существовавшие в стране мануфактуры в подавляющем большинстве относились к сфере легкой промышленности.

    Создание в короткие сроки тяжелой промышленности (предприятия Урала).

    Россия занимает лидирующее положение в мире по выплавке чугуна.

    Созданная промышленность обеспечивалась крепостным трудом, что обрекало ее на низкий рост производительности, технологическую стагнацию и быструю утрату лидирующих позиций.

    Господство церковной культуры.

    Приобщение России к светской западной культуре, науке, быту.

    Новые ценности оказались легко восприняты, а вскоре и обогащены самостоятельными достижениями.

    Наметился культурный конфликт между дворянством и крестьянством, продолжавшим жить в допетровской культурной парадигме.

    _______________

    Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.


    Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

    Приход к власти и предпосылки

    Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

    В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

    Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен. Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

    Реформы Петра Первого приведены в таблице.

    Внешняя политика и военная реформа Петра I

    Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому. Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

    Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

    Военная реформа имела пять основных направлений:

    Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

    Административно-территориальные изменения

    Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

    Административные реформы можно разделить на 2 категории:

    • центрального управления;
    • местного управления.

    Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

    Результатом реформы стало создание:

    • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
    • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
    • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
    • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

    Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

    Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

    Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

    В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

    После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

    Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

    Экономические преобразования

    Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

    Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

    Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

    Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

    Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

    Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

    При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

    Нововведения в сфере культуры

    Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

    Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

    Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

    При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

    Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

    В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

    Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

    Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

    Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Контрольная работа

    По дисциплине “Истории отечественного государства и права”

    На тему: “Государственные реформы Петра I .”

    Введение ...............................................................................................................3-4

    1. Реформы государственного управления .............................................5-18

    § 1. Областная реформа

    § 2. Судебная реформа

    § 3. Военная реформа

    § 4. Реформы в экономике

    § 5. Финансовая реформа

    § 6. Церковная реформа

    § 7. Реформы в области образования и науки

    Заключение ......................................................................................................18-20

    Источники и литература.......................................................................................21

    Дополнительные интернет источники (статьи)..................................................21

    Введение

    Данная тема носит актуальный характер в современных условиях т.к. действительно, сегодня перед нашей страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в организацию исполнительной власти, нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже имевшим место в истории страны.

    Целью данной работы является рассмотрение особенностей реформаторской деятельности Петра I .

    Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач исследования:

    изучение общих особенностей становления абсолютизма в России;

    выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;

    краткого изложения основных положений военной реформы;

    рассмотрение вопросов, касающихся изменений в судебной системе и судопроизводстве. Последнее предполагается осуществить, исходя из анализа основных положений специальных юридических документов этой эпохи - "Краткого изложения процессов, или судебных тяжб" и Указа "О форме суда".

    Объект исследования – реформы Петра I.
    Предмет исследования – областная, судебная, военная, экономическая, финансовая, церковная и образовательная реформы Петра I.

    Во времена Петра Россия становится абсолютной монархией. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках одной личности. Однако это - не единственный признак. Необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. Этот период в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

    Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои характерные особенности:

    если абсолютная монархия в Европе складывалась в условии развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

    если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворян с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

    Говоря об объективных закономерностях, сопровождавших государственное реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном факторе - личности Петра I. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами - все это представляет картину его деятельности. Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, лично участвовал в составлении правовых кодексов и т.д.

    Глава1. Реформы государственного управления.

    У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

    С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров 1 , состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

    Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года 2 . Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

    Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа.

    Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

    Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

    Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 12 коллегиями — предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

    • Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
    • Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
    • Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
    • Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
    • Камер-коллегия — сбор доходов государства.
    • Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
    • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
    • Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
    • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
    • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
    • Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
    • Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

    В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).

    В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением.

    В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.

    С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

    Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

    «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

    На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

    Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

    §1. Областная реформа

    В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

    Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

    В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

    В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

    Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712— 1719 гг.). 3

    В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города. 4

    §2. Судебная реформа.

    Обозрение судьбы новаций, воплощенных в ходе проведения судебной реформы Петра I, имеет смысл начать с перемен в области судоустройства. Как уже говорилось, главнейшей новацией в этой области явилось создание в 1717— 1719 гг. системы функционально и структурно отделенных от органов управления судов общей юрисдикции.

    В свою очередь, в результате контрреформаторских мероприятий 1722-1727 гг. система означенных судов подверглась ликвидации.

    Несмотря на то, что в ходе следующей по времени судебной реформы

    Екатерины II оказалось повторно (хотя и не окончательно) осуществлено отделение судебных органов от административных, воссоздания системы судов общей юрисдикции тогда не произошло.

    Как со всей очевидностью явствует из ст. 105-116, 164-208, 306-377, 395-403 образовавшего нормативную основу реформы закона «Учреждение для управления губерний» от 7 ноября 1775 г., все основанные в тот момент органы правосудия — от сословных судов до губернских палат уголовного и гражданского суда — представляли собой специализированные суды, подсудность которых была ограничена либо по кругу лиц, либо по кругу дел. 5

    Не привела к восстановлению системы судов общей юрисдикции и судебная контрреформа 1796 г. При всем том, что, как известно, согласно губернским штатам от 31 декабря 1796 г., значительная часть сословных органов правосудия была упразднена, в юрисдикционных полномочиях оставшихся судебных органов все же сохранились ограничения или по кругу лиц, или по кругу дел. Наконец, никаких судов общей юрисдикции не было создано в первой половине XIX в. 6

    В итоге, система судов общей юрисдикции оказалась повторно выстроена в России только в результате проведения судебной реформы 1864 г. (систему эту образовали окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат).

    Будучи ликвидирована в соответствии со ст. 1 декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. 7 , система судов общей юрисдикции была возрождена в нашей стране в третий раз в ходе судебной реформы 1922 г. (народные суды, губернские суды, Верховный суд РСФСР). С этой поры суды общей юрисдикции в России более не упразднялись.

    §3. Военная реформа

    Особое место среди преобразований Петра Великого занимают военные реформы. Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами. Задачи создания армии и флота занимали юного Петра еще задолго до того, как он стал полновластным государем.

    Военные реформы были крайне важны еще и потому, что они оказывали огромное, часто решающее, влияние на все стороны жизни государства.

    Ход же их во многом определялись постоянными войнами (за 36-летний период правления Петра I можно насчитать лишь несколько мирных лет).

    В соответствии с рекрутской системой, введенной в 1705 году, солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск формировался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус - исключительно из дворян.
    130-ти тысячная российская армия состояла из трех родов войск: пехоты, артиллерии и кавалерии. Помимо этого, гарнизонные войска насчитывали около 70 тысяч человек, ополчение – 6 тысяч, и 105 тысяч – казачьи и другие нерегулярные части.

    Открывались специальные заведения для обучения солдат и офицеров, в том числе Морская академия в Санкт-Петербурге.

    Помимо создания регулярной армии на юге и на севере страны проводилось строительство военно-морского флота. Балтийский флот в 30-х годах 18 века стал самым мощным российским флотом.

    Всего же во флоте насчитывалось 48 линейных кораблей, порядка 787 галер и мелких судов. На службе состояло 28 тысяч человек.

    В 1716 году вышел Воинский устав Петра I, 8 состоявший из 68 глав и определявший порядок военной службы, правила взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную систему, систему воинских чинов, судебную систему и многие другие вопросы.

    Создание мощных армии и флота способствовало увеличению расходов на их содержание: к 1725 году на военные нужды тратилось около 2/3 государственного бюджета.

    §4. Реформы в экономике

    Преобразования Петра I были подчинены одной цели - становлению мощного, боеспособного государства. В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма (разделение отраслей экономики на «нужные» и «ненужные») и протекционизма (государственные заказы и льготная деятельность предприятий, покровительственный таможенный тариф).

    В промышленности главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Возникали железоделательные и металлообрабатывающие заводы, обеспечивавшие заказы армии и флота (Невьянский, Тобольский, Сестрорецкий заводы). Это позволило России обогнать Англию по выплавке чугуна. Продолжалось развитие государственных и частных мануфактур. Суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры снабжали армию обмундированием, а флот - парусиной. Создавались предприятия новых отраслей промышленности: бумажной, цементной и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Вместе с тем развитие промышленности упиралось в две проблемы: монополию дворян на землю и крестьянские рабочие руки. Поэтому правительству пришлось ввести две новые категории крестьян: приписных (крепостных крестьян, которые приписывались к мануфактурам в месяцы, свободные от сельскохозяйственных работ) и посессионных (приписываемых к мануфактурам на время или приданных ей навсегда).

    Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства, способствуя развитию ремесла и крестьянских промыслов. В 1711 г. были учреждены ремесленные школы, а в 1722 г. было введено цеховое устройство.

    Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указом 1721 г. 9 крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа и косы грабли.

    Вводились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота - молочные коровы и овцы-мериносы.

    В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров: соль, лен, пеньку, меха, сало, икру, хлеб, вино, воск, щетину и др., что значительно пополняло казну. С 1710 г. началась организация правительственных купеческих компаний, которые позволяли выдержать конкуренцию с иностранными купцами. Крупными центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки - Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва-Волга.

    §5. Финансовая реформа.

    Финансовые преобразования на первом этапе сводились главным образом к поиску новых источников средств в основном на военные нужды.

    К уже существовавшим таможенным и кабацким поборам прибавились сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), а также косвенные налоги (банные, рыбные, конские, налог на дубовые гробы и т. д.). Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.

    В начале 18 века Пётр I провел денежную реформу. Важной мерой в ее осуществлении стало введение подушной подати - налога вместо подворного обложения. Проведенная в 1710 году перепись (ревизия), обнаружила резкое уменьшение населения вследствие бегства крестьян от обременительных налогов.

    Помещики также были заинтересованы в занижении количества плательщиков. По этой причине в 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения.

    Полученные данные позволили правительству установить размер подушной подати путем простого соотношения денег, необходимых для содержания армии и флота, и численности населения. Податью облагались только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, солдаты и казаки от подушной подати освобождались.
    Результатом данной реформы явилось существенное увеличение казны, примерно в четыре раза, что в условиях постоянных войн было крайне важно для государства.

    §6. Церковная реформа.

    Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

    Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ 10 во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

    В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

    В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.

    В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность.

    Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

    §7. Реформы в области образования и науки

    Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.

    В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.

    В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

    Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.

    Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.

    В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.

    В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.

    Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.

    Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования.

    Заключение

    И так подведем итоги. Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

    Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни.

    Петром была проведена денежная реформа, в результате которой счет стал вестись на рубли и копейки. Серебряная копейка (новгородка) дореформенного образца продолжала чеканиться до 1718 года для окраины. Медная копейка вошла в обращение с 1704 года, тогда же стал чеканиться серебряный рубль. Сама реформа началась с 1700 года, когда были выпущены в обращение медные полполушки (1/8 копейки), полушка (1/4 копейки), денга(1/2 копейки), а с 1701 года серебряные десять денег (пять копеек), гривенник (десять копеек), полуполтинник (25 копеек) и полтины. Был запрещен счет на денги и алтыны (3 копейки). При Петре появился первый винтовой пресс. За период правления несколько раз понижались вес и проба монет, что привело к бурному развитию фальшивомонетчества. В 1723 году были введены в обращение медные пять копеек ("крестовой" пятак). Он имел несколько степеней защиты (гладкое поле, особая соосность сторон), но подделки стали чеканить не кустарным способом, а на иностранных монетных дворах. Крестовые пятаки впоследствии изымались для перечекани в копейку (при Елизавете). По зарубежному образцу стали чеканить золотые червонцы, впоследствии от них отказались в пользу золотой монеты достоинством в два рубля.

    Петр I планировал ввести в 1725 году медный рубль-плату по шведскому образцу, но эти планы осуществила только Екатерина I.

    Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

    В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

    Источники и литература

    1) Соборное уложение 1640 года М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов.

    Изд-во Моск. ун-та, 1961.

    3) Д.О. Серов. Фискальная служба России: зигзаги исторического пути.

    Вестник Новосибирского университета. Сер. Право. 2005. Т.1. Вып.1.

    4) Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

    5) Военный устав Петра I . 1716 года.

    6) Законодательство Екатерины II. Т. 1. С. 396-398, 404-410, 435-445, 455—457. Вопросы истории права и правовой политики в эксплуататорском государстве: Сб. научн. трудов. М., 1989.С. 86-87; Он же. “Законная монархия” Екатерины II просвещенный абсолютизм в России. М.,1993. С. 152-153.

    8) СУ РСФСР. 1917. №4. Ст. 50. (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917г.).

    9) В.И.Лебедев. М., Гос.соц.- эк.изд-во, Реформы Петра I. Сборник документов. 1937. Указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721 г.

    10) Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А.С.Орлов, В.А,Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М., 1999. – С. 168

    11) Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3711.

    12) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования свящ. М. Горчакова. Санкт-Петербург, 1868 г. //Allpravo.Ru - 2005.

    13) Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.

    14) Серов Д. О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование.

    Монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. — 488 с. ISBN 978-5-94373- 161-7

    15) Чистяков А. С. История Петра Великого. / Репринтное воспроизведение издания 1903 г. — М.: Изд-во «Буклет» (РИА «Двойная радуга»), 1992. — 524 с. — ISBN 5-88150-001-6.

    16) Богословский М. М. «Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719—1727 гг.». — М., 1902

    17) Милюков П. Н. «Государственное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра Великого». — М., 1984.

    Дополнительные интернет источники , статьи.

    1. http://peterthegreat.us/index.php?secid=3- сайт посвященный первому Российскому императору

    2. http://www.tverlib.ru/peter/peter03.htm#02 -реформы Петра I .

    3. http://russia.iratta.com/01.php - История России.

    1 Ближняя канцелярия, орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России (1699—1719), основанный Петром I. Ближняя канцелярия являлась канцелярией Боярской думы. С 1701 возглавлялась Н. Зотовым. В 1708—10 в Ближняя канцелярия собирались начальники (до 8 чел.) важнейших приказов, которые составляли «консилию министров», являвшуюся прямым предшественником Сената. В канцелярию поступали ежемесячно финансовые отчёты приказов, а затем губерний, на основании которых составлялись годовые балансовые ведомости. Упразднена с учреждением коллегий; функции Ближняя канцелярия были переданы Ревизион-коллегии.
    Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в., М., 1954, с. 304—05.

    2 Указ о престолонаследии был подписан императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года. Указ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 году.

    3 Фискальная служба России: зигзаги исторического пути. Вестник Новосибирского унив. Сер. Право. 2005.

    4 История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

    5 Судебная реформа 1864 г. — преобразование в России судоустройства и судопроизводства на основе судебных уставов. Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователей могли быть уволены по собственному желанию или в соотстветствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных). Вводилось два вида судов — мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал-гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат (вторая инстанция). В каждой губернии действовало от 1 до 3 Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по нескольку губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные деда, исключая государственные (политические) и должностные преступления (старше титулярного советника). Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления (совершенные чиновниками до V класса). Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступлений, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.

    6 Ефремова И. Н. Судоустройство России... С. 153-185.

    7 СУ РСФСР. 1917. №4. Ст. 50 (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г.)

    8 Воинский устав 1761г - военный устав, утверждённый Петром I 30 марта 1716 года при Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

    10 Монастырский приказ - в соответствии с 13-ою Главою Соборного Уложения 1649, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве: от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19 декабря 1677, восстановлен в 1701 Петром I, окончательно упразднён Именным указом в январе 1725 года, будучи преобразован в Камер-контору Святейшего Синода.

    PAGE 22

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    17844. Реформы Петра Великого. Модернизация и европеизация России 103.72 KB
    Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
    3245. Внешняя политика России в конце XVII –в первой четверти XVIII вв. Великое посольство. Военные реформы Петра I 27.39 KB
    XVIII столетие в целом стало для России значительным рывком вперед и во внешней политике. К началу правления Петра I огромная территория России была фактически лишена морских путей. Но первые попытки решить данную задачу окончились для России неудачей.
    21747. Денежная система России накануне реформ Петра I 35.01 KB
    От уплаты дани и выполнения различных повинностей была освобождена Русская православная церковь. эти сборы были консолидированы объединены большая часть их была отменена а вместо них установлена единая торговая рублевая пошлина. в Новоторговом уставе начавшем реализацию идей меркантилизма была установлена упорядоченная система внешних таможенных пошлин. В царствование Алексея Михайловича была даже предпринята попытка заменить главные прямые налоги новым косвенным налогом.
    6118. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 18.25 KB
    Ознакомить сущность внебюджетных фондов и особенности их применения в Казахстане Задачи: изучить сущность внебюджетных фондов особенности применения внебюджетных фондов в Казахстане роль и значение Национального фонда в РК
    15781. Государственные расходы Беларуси 544.95 KB
    Выступая базовым средством мобилизации и расходования ресурсов государства дает возможность политической власти регулировать экономику финансировать ее структурную перестройку стимулировать развитие приоритетных секторов экономики обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Для...
    762. Налоговая система РФ. Государственные доходы 42.05 KB
    Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки
    7470. Государственные финансы и фискальная политика 45.86 KB
    Три состояния государственного бюджета. Для обозначения тех отношений которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральными региональными местными – употребляется понятие бюджетного федерализма межбюджетных отношений. Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета например через закрепление за ними собственных налогов. Одна часть налогов региональные и местные целиком поступает в территориальные бюджеты другая – целиком в федеральный бюджет а НДС налоги на прибыль предприятий и акцизы распределяются...
    17938. Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества 250.68 KB
    Это в свою очередь ставит перед отечественной практикой и наукой управления сложные задачи одной из которых является совершенствование механизмов управления новыми институтами какими являются корпорации с государственным участием. Предметом исследования является система экономических отношений складывающаяся внутри государственной корпорации и между государственной корпорацией и другими субъектами рынка в условиях современной российской экономики. В экономической литературе...
    16197. . Введение. Государственные инспекции играют важную роль в современной экономике. 73.1 KB
    Задача налоговой таможенной и других инспекций – контроль за правильностью уплаты бюджетных платежей различными экономическими агентами в частности за предоставлением льгот предусмотренных законодательством для определенных категорий экономических агентов. Задача при этом сходная: на основе информации поступающей от контролируемых агентов а также из других источников нужно организовать систему контроля так чтобы минимизировать ущерб для общества. Для предотвращения уклонения организуются проверки деклараций низкого дохода. Пусть...
    16372. .А. ИЭ РАН Москва Государственные механизмы регулирования эмиссий парниковых газов в корпоративном секто. 33.49 KB
    ИЭ РАН Москва Государственные механизмы регулирования эмиссий парниковых газов в корпоративном секторе экономики. Для борьбы с глобальными изменениями мировое сообщество поддержало идею организации международного рынка прав на загрязнение с целью более эффективного снижения эмиссий. Мировой кризис привел к снижению уровня производства а следовательно к сокращению эмиссий парниковых газов ПГ без соответствующих усилий со стороны государств взявших на себя обязательства в рамках Киотского протокола. Существующие прогнозы показывают...

    Удобная навигация по статье:

    Таблица по истории: Реформы императора Петра I

    Петр I – один из наиболее выдающихся правителей российского государства, правивший с 1682 года по 1721 год. Во время его правления были проведены реформы во многих сферах, выиграно множество войн, заложен фундамент будущего величия российской империи!

    Навигация по таблице: Реформы Петра 1:

    Реформы в сфере: Дата реформы: Название реформы: Суть реформы: Итоги и значение реформы:
    В сфере армии и флота: 1. Создание регулярной армии Создание профессиональной армии, заменившей поместное ополчение и стрелецкие войска. Формирование на основе рекрутской повинности Россия стала великой военной и морской державой и одержала победу в Северной войне, получив выход в Балтийское море
    2. Строительство первого русского флота Появляется регулярный военный флот
    3. Обучение кадров и чиновников за границей Обучение военных и моряков у иностранных профессионалов
    В экономической сфере: 1. Милитаризация экономики Поддержка государством строительства металлургических заводов на Урале. В период военных трудностей – переплавка колоколов на пушки. Создана экономическая база для ведения военных действий – укрепление обороноспособности государства
    2. Развитие мануфактур Создание множества новых мануфактур Приписка крестьян к предприятиям (приписные крестьяне) Рост промышленности. Количество мануфактур выросло в 7 раз. Россия становится одной из ведущих промышленных держав Европы. Происходит создание и модернизация многих производств.
    3. Торговая реформа 1. Протекционизм – поддержка своего производителя; больше вывозить товаров, чем ввозить; большие таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров. 1724 – Таможенный тариф 2. Строительство каналов 3. Поиск новых торговых путей Рост промышленности и расцвет торговли
    4. Ремесленная Объединение ремесленников в цехи Повышение качества и производительности труда ремесленников
    1724 год 5. Налоговая реформа Введена подушная подать (взималась с лиц мужского пола) вместо подворной подати. Рост бюджета. Повышение налоговой нагрузки на население
    Реформы в сфере государственного и местного самоуправления: 1711 год 1. Создание Правительствующего Сената 10 человек, составивших ближайшее окружение царя. Помогали царю в государственных делах и заменяли царя во время его отсутствия Повышение работоспособности государственных органов. Усиление царской власти
    1718- 1720 года 2. Создание коллегий 11 коллегий заменили множество приказов. Громоздкая и запутанная система исполнительной власти приведена в порядок.
    1721 год 3. Принятие Петром императорского титула Повышение авторитета Петра 1 за рубежом. Недовольство старообрядцев.
    1714 год 4. Указ о единонаследии Приравнял поместья к вотчинам, дворян к боярам. Недвижимость наследовал только один сын Ликвидация разделения на бояр и дворян. Появление безземельного дворянства (из-за запрета на дробление земли между наследниками) После смерти Петра 1 отменѐн.
    1722 год 5. Принятие Табели о рангах Установлено 14 рангов для чиновников и военных. Дослужившись до 8 чина, чиновник становился потомственным дворянином Открывались возможности служебного роста для всех, независимо от происхождения
    1708 год 6. Областная реформа Страна была разделена на восемь губерний Усиление авторитета местной власти. Наведение порядка
    1699 год Городская реформа Создана выборная Бурмистерская палата Развитие местного самоуправления
    Церковные реформы: 1700 год 1. Ликвидация патриаршества Император стал фактическим главой Православной церкви
    1721 год 2. Создание Синода Заменил патриарха, состав Синода назначался царѐм
    В сфере народной культуры и быта: 1. Введение европейского стиля Обязательное ношение европейской одежды и бритье бород – за отказ вводилась оплата налога. Многие остались недовольны, царя называли Антихристом
    2. Введение нового летоисчисления Летоисчисление от Рождества Христова сменило летоисчисление “от сотворения мира”. Начало года перенесено с сентября на январь. Вместо 7208 года наступил 1700. Летоисчисление сохранилось до наших дней
    3. Введение гражданской азбуки
    4. Перенос столицы в Санкт-Петербург Петр не любил Москву с ее “закоренелой стариной”, построил новую столицу рядом с морем Прорублено “окно в Европу”. Большая смертность среди строителей города
    В сфере образования и науки: 1. Реформа образования Обучение специалистов за границей Создание школ в России Поддержка книгоиздательского дела Повышение качества образования, количества образованных людей. Подготовка специалистов. Крепостные не могли учиться в государственных школах
    1710 год 2. Введение гражданской азбуки Заменила старую церковнославянскую азбуку
    3.Создание первого русского музея Кунсткамеры
    1724 год 4. Указ об учреждении Академии наук Была создана уже после смерти Петра 1