Централизованное тестирование -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования Беларуси и России.

По результатам тестирования участники получают сертификаты установленного образца с указанием количества набранных баллов. В России баллы затем переводятся приемной комиссией ВУЗа в шкалу оценок. При переводе учитывается средний балл, набранный всеми участниками тестирования, поступающими в данный вуз. В Беларуси общий балл формируется на основе суммирования баллов, полученных в ходе тестирования (максимальная оценка за тест 100 баллов) по всем сданным предметам, и среднего балла аттестата, умноженного на десять (в Беларуси используется десятибалльная система оценки знаний). Отставание России от мирового уровня в области тестирования весьма значительно, но в последние годы предпринимаются попытки созидать определенную культуру тестирования. Первым шагом в этом направлении со стороны федерального органа управления образования стало открытие в 1990 году лаборатории централизованного тестирования учащейся молодёжи при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Централизованное тестирование в России проводится с 1995 года на коммерческой основе. К участию в централизованном тестировании допускаются лица, имеющие общее среднее образование и учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ. Но тем не менее, участвовать потенциально может любой

Тестирование проводится один раз в год по утверждённому расписанию. Обычно тестирование проводится в апреле, поэтому его часто называют апрельским тестированием. Разница в форматах показана в таблице. Кроме этого, ЕГЭ развивался фактически из тестирования.

В 2006 году более 200 тыс. человек подали свои сертификаты в приемные комиссии вузов, а свыше 73 тыс. человек поступили в вузы с помощью централизованного тестирования.

Таблица 1 Сравнение системы ЦТ и ЕГЭ в России

основание

автоматизированная проверка бланков или компьютерное тестирование (последнее в таблице не приведено)

автоматизированная проверка бланков A,B; ручная- C.

количество предметов

Территория

Территория вуза. Абитуриент имеет право выбирать площадку, но сдача платная.

Может быть как территория школы, так и территория вуза или большое помещение. Выбор площадки затруднителен.

вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 5, часть B -- 6 вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 4, Б, также C

Исправления

часть А до 6, часть B -- до 2 вопросов (указывается в поле ниже номер вопроса и исправленный вариант)

часть А до 10, Б -- до 2 вопросов, C- не допускается

Попытки сдачи

Существует возможность сдать обычный и тест повышенной сложности (по некоторым предметам), то есть дважды. Как абитуриент имеет право показывать или нет, так и вуз принимать или нет.

Одна попытка, результат обязателен как для абитуриента, так и для вуза. Возможна (и обязательна) пересдача только одной оценки, неудовлетворительной для школы.

Школьный экзамен

Не является школьным выпускным экзаменом. По решению участника и желания школы может быть засчитано как экзамен по выбору, но не сочинение и математику.

Является выпускным экзаменом

Центр тестирования осуществляет:

организацию и финансирование разработки тестов для централизованного тестирования, их апробации и экспертизы;

  • 2. ведение банка тестовых заданий
  • 3. методическое и организационное руководство проведением тестирования регионах России;
  • 4. автоматизированную обработку результатов тестирования;
  • 5. ведение банка статистического анализа результатов тестирования.

Суть централизованного тестирования состоит в том, что в один день в разных городах России тестирование выпускников школ по каждой дисциплине проводится по тестам, которые формируются из единого банка тестовых заданий. Такое тестирование предлагается школьникам как дополнительное платное образовательная услуга (независимая, объективная оценка знаний), использование которой носит сугубо добровольный характер.

Для развития системы тестирования в России на базе имеющегося потенциала Центра тестирования необходимо:

  • 1. доработать и утвердить концепцию централизованного тестирования;
  • 2. разработать и утвердить единую шкалу учебных достижений;
  • 3. разработать и внедрить нормативные ведомственные акты, указывающие правовую поддержку каждому этапу развития централизованного тестирования;
  • 4. сформировать организационно-правовые условия, создающие устойчивый мотивационный комплекс для использования объективной информации об уровне знаний учащихся для всех категорий пользователей: от самих учащихся и их родителей до руководителей образовательных учреждений (школы, вузы) и до руководителей региональных и федерального органов управления образования;
  • 5. ввести результаты централизованного тестирования в государственную систему отчетности по образованию и систему оценки качества образования;
  • 6. выделить средства из бюджетов региональных и федерального органов управления образования для частичной компенсации затрат Центра тестирования на подготовку информации по образовательной статистике.

Таким образом, централизованное тестирование в России -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования.

Подготовил подробный анализ одного варианта теста, предлагавшегося на централизованном тестировании по физике в Беларуси в 2007 и 2008 годах . Мы уверены, что этот материал будет интересен не только белорусским посетителям.

Тесты по предметам школьной программы, в том числе по физике (по астрономии тестов нет), подготовлены РИКЗ () и используются для тестирования будущих абитуриентов по предметам вступительных экзаменов в Республике Беларусь. Ответы к тестам централизованно проверяются РИКЗ, после чего выдается сертификат с указанием суммы полученных баллов (от 0 до 100), который абитуриент потом представляет в приемную комиссию ВУЗа.

На выполнение теста по физике отводится 180 минут (3 астрономических часа). Разрешается пользоваться калькуляторами , которые выполняют только простейшие вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление процентов).

2007 год

Для проведения централизованного тестирования (ЦТ) в Беларуси в 2007 г. было подготовлено 10 равноценных вариантов тестов . В каждом варианте предлагается 30 задач :

  • 1-я группа задач (А1 – А23) – 23 задачи по физике открытого типа выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В7) – 7 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ
теста 2007 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Физика: сборник тестов " (Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2007. - 94 c.).

2008 год

В 2008 г. структура теста несколько изменилась, хотя общее количество задач осталось прежним (30 задач ):

  • 1-я группа задач (А1 – А18) – 18 задач по физике открытого типа : к каждой задаче предлагается 5 вариантов ответа, из которых нужно выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В12) – 12 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ в бланк, предварительно округлив его по правилам округления.
Смотрите решения задач и общий анализ теста 2008 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Централизованное тестирование. Физика: сборник тестов " / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2008. - 94 c.

Наши абитуриенты могут поступать в любой вуз Союзного государства. Фото: БЕЛТА

Этот вопрос архисложный, потому что страны успели создать свои самобытные системы обучения с множеством стандартов и тонкостей. Обсудить проблему на конференцию в Москву позвали ведущих экспертов.

Признание дипломов

Единый рынок образовательных услуг Союзного государства привлекателен для абитуриентов благодаря обеспечению равных прав граждан и отсутствию языкового барьера, - отметил советник-посланник Посольства Беларуси в РФ Юрий Ярошевич . - В российских вузах учатся 18 - 20 тысяч граждан Беларуси, а в республике - около двух тысяч россиян. Большинство белорусских абитуриентов предпочитают поступать в учебные заведения Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Белорусов сегодня можно найти в ведущих вузах России - в МГУ, Бауманке, МГИМО. Наши ребята чувствуют себя здесь как дома. Мы только приветствуем, что они получают в России образование. Ведь они возвращаются на родину прекрасно подготовленными, и нередко им предлагают хорошую работу.

Начальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Сергей Игнатьев отметил, что за прошедшие годы по сближению двух систем образования проведена большая работа.

Создан Белорусско-Российский университет, подписаны соглашения о взаимном признании дипломов, обеспечены равные права при поступлении в вузы, - подчеркнул Игнатьев. - Кстати, недавно на Совмине СГ этот вопрос еще раз рассмотрен, и было признано, что в сфере образования между нашими странами особых проблем нет. Надеемся, что в дальнейшем системы обучения будут унифицированы. Пока же они имеют существенные отличия, достаточно вспомнить российское ЕГЭ и белорусское ЦТ (централизованное тестирование).

В ВУЗ без блата

Замначальника Управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Ирина Каржова:

Значительным шагом вперед стало бы взаимопризнание результатов ЦТ и ЕГЭ. По этому вопросу длительное время шли переговоры, но пока решения нет. Однако для россиян у нас созданы вполне приемлемые условия для обучения как за счет средств бюджета, так и на платной основе, поэтому сейчас этот вопрос остро не стоит.

Мы ведем работу над единым пространством очень осторожно и взвешенно. Потому что системы сильно разнятся - начиная от учебных программ и стандартов до функций самих экзаменов. То есть у нас ЦТ - это форма вступительного испытания в высшие учебные заведения, а ЕГЭ - это симбиоз выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вузы. Требуется много усилий, чтобы появилась некая унификация.

ЦТ, как и ЕГЭ, было принято обществом далеко не сразу. ЦТ стало внедряться в Беларуси еще в 1998 году в качестве эксперимента. Были сомнения, что эта форма оценки знаний приживется. Но со временем ее эффективность стала очевидной, и с 2006 года ЦТ утверждено как основная форма вступительных испытаний. Дополнительные экзамены абитуриенты сдают лишь в творческих университетах и вузах силовых структур.

Анализ ЦТ показывает его надежность, независимость и объективность - это гарантия равноправия абитуриентов. С его помощью можно рассмотреть качество образования вплоть до конкретной школы и узнать, где есть недостатки.

Например, отмечено, что средний балл учащихся в лицеях и гимназиях выше, чем в обычных школах, благодаря факультативным занятиям. Опыт был учтен, и в этом учебном году в Беларуси в старших классах ребята получили возможность выбирать дополнительные предметы, чтобы подтянуть по ним свои знания. В целом сейчас происходит обновление всего процесса обучения, укрепляется связь между ним и производственным сектором.

Мы видим, что и Россия делает очень многое, чтобы укрепить свою систему ЕГЭ. Контингент абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы РФ, по уровню знаний вполне соответствует престижности заведений. Совершенствование ЦТ и ЕГЭ - это совершенно нормальные вещи, и оно будет продолжаться.

Какие глаза у лошади Вронского?

Про ЕГЭ рассказывают много небылиц. Но у нас нет анекдотичных тестов с вопросами о том, какого цвета были глаза лошади Вронского! У нас все серьезно, - говорит Ольга Котова, замдиректора Федерального института педагогических измерений . - Мы постепенно уходим от заданий с выбором одного ответа к заданиям, где нужно писать небольшой ответ. То есть идет возврат к нашему старому качественному образованию. В будущем мы разделим ЕГЭ на базовый и продвинутый уровни, чтобы те, кто не собирается поступать в вузы, не чувствовали себя в приниженном состоянии. Они будут сдавать базовый уровень, и стрессов у людей будет меньше.

Ольга Котова напомнила, что уже второй год ребята пишут итоговое сочинение. Заметно, что дети вернулись к чтению - они стали давать больше литературных примеров на экзаменах.

На основе поручений президента мы также стали тщательнее проверять историю как предмет. Внимательно смотрим, какие темы и в каком ключе преподносятся ученику. Все-таки понимание нашего прошлого должно быть единым, - добавила Ольга Котова.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Виктор Болотов отметил, что при получении любых результатов тестирования важно не допускать манипулирования цифрами.

Например, губернатор просит: пусть в нашем регионе появится школа, которая займет место в топе лучших по стране, - говорит Болотов. - И начинают искусственно создавать такую школу. Сгоняют туда отличников и лучших учителей, и получается образцовое заведение - при этом в ущерб другим школам. От рейтингов нужно переходить к рэнкингам. Они позволяют узнать, какова ситуация в определенной школе отдельно с математикой, литературой, химией и так далее, а не просто ее место в общем списке учебных заведений. И еще нужно понимать, что, условно говоря, 90 баллов на экзаменах для московского лицея может быть плохо, а для сельской школы - феноменальный результат.

Ты троечник? Нет, шестерочник!

Первый замдиректора Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович рассказала «СВ» об особенностях вступительных экзаменов.

- Белорусские студенты рассказывали, что ЕГЭ их не пугает, потому что в республике изначально требования выше.

Не берусь судить, что сложнее - ЕГЭ или ЦТ. Но в Беларуси, пожалуй, требования выше, потому что конкуренция среди студентов жестче. Наверное, это связано с тем, что размеры государства меньше и меньше вузов, при этом каждый стремится поступить на бюджет.

В России во время ЕГЭ бывает, что на Кавказе русский язык сдают лучше (по крайней мере по отчетам), чем в Москве? В Беларуси подобное возможно?

У нас таких коллизий не возникает. В России экзамены идут в разное время в десяти часовых поясах. За это время ответы тестов могут быть переданы с Востока на Запад. Во всей Беларуси тесты идут синхронно в единый день. Государственная фельдъегерская служба доставляет все материалы под неусыпным контролем.

- Как россияне могут поступить в белорусские вузы?

Они находятся даже в лучшей ситуации, чем сами белорусы. У граждан РФ есть право выбора. Если они претендуют на обучение за счет бюджета, то проходят централизованное тестирование. Если претендуют на обучение на платной основе, то проходят лишь собеседование, как и другие иностранные граждане. Есть еще одна преференция. Понятно, что россияне не изучали в школе историю Беларуси, поэтому они сдают другой предмет - всемирную историю новейшего времени.

- А сами белорусы как поступают в России?

Кто-то по результатам олимпиад, кто-то сдает ЕГЭ. Причем наши ребята, как уже говорилось, достаточно успешно решают тестовые задания.

- В Беларуси десятибалльная система оценки знаний, а в России - пятибалльная. Можно их совместить?

У нас есть шкала перевода оценок, когда россияне поступают в белорусские вузы. Так что с этим проблем не возникает. Отмечу, что десятибалльная система себя оправдала - она дает более точную оценку уровня знаний учащихся.

- Как вы оцениваете работу Белорусско-Российского университета в Могилеве?

Этот вуз действительно готовит очень квалифицированные кадры. Там ведется интенсивная научная деятельность, идет обмен специалистами с другими университетами. И такое сотрудничество дает весомый результат.

Справка «СВ»

Белорусско-Российский университет - крупный региональный научно-образовательный центр, в состав которого входят также архитектурно-строительный колледж и лицей. Создан на базе Могилевского машиностроительного института в соответствии с соглашением между правительствами Беларуси и России, подписанным в 2001 году.

Подготовка специалистов идет по 16 специальностям и 31 специализации по белорусским образовательным стандартам и 7 специальностям по стандартам РФ. Факультеты - автомеханический, строительный, экономический и др. Общее число учащихся - 12 тысяч человек. Среди выпускников вуза большое количество директоров крупных предприятий и организаций.

У нас здесь каждый - полиглот

Зная о языковых баталиях на Украине и в Прибалтике, мы не могли не задать вопрос: а как обстоят дела в Беларуси? Ситуацию разъяснила методист высшей категории Республиканского института контроля знаний Ирина Саливон:

Белорусский и русский - два государственных языка. И мы должны обеспечить им мирное сосуществование. В этом плане учебный процесс сбалансирован. У нас нет деления страны на какие-то секторы, где опасно использовать тот или иной язык. Абсолютно спокойное, нормальное, толерантное отношение ко всем.

Но среда повседневного общения на данном этапе больше склоняется к русскому языку. И, конечно, государство делает все, чтобы и белорусский язык не терял свои позиции и развивался. В учебных заведениях созданы все условия, чтобы молодежь его изучала.

У нас нет в учебной системе какого-то упрощенного отношения к белорусскому языку. Два языка преподаются на одном уровне. Количество учебных часов сопоставимо. И выпускные экзамены наши дети сдают по двум языкам. Это обязательно для всех без исключения.

То есть, выходя из школы, любой парень или девушка владеют белорусским языком, как минимум, на базовом уровне.

Довольно любопытно наблюдать смешение языков. Рождаются слова-гибриды. Например, когда ребенок начало слова произносит по-белорусски, а окончание дает на русском. Также часто можно увидеть, как наши литераторы пишут на русском, но дают вставки на белорусском.

Централизованное тестирование нередко путают с единым государственным экзаменом. И это не удивительно - у них много общего.

Идея проведения Централизованного тестирования (ЦТ) возникла около десяти лет назад. Тестирование было задумано как альтернатива традиционным вступительным испытаниям. По сути, это первая попытка внедрить в российскую образовательную систему универсальную схему, позволяющую с одними и теми же баллами поступать в несколько вузов одновременно.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был разработан специалистами Федерального центра тестирования позднее. За основу были взяты методики и наработки ЦТ.

Если идея ЕГЭ развивается и "обкатывается" на государственном уровне (госэкзамен - "детище" Министерства образования РФ - в 2009 г. станет обязательным для всех выпускников средней школы), то участие в централизованном тестировании является добровольным как для абитуриентов, так и для вузов.

Каждый вуз оставляет за собой право выбора - приравнивать набранные на ЦТ баллы к результатам вступительных или нет. Администрация вуза может вводить свои ограничения: принимать результаты централизованного тестирования только по определенным предметам или засчитывать баллы после того, как вы пройдете собеседование и т.п.

Кто за что отвечает

Тестирование проводят вузы и школы - партнеры Федерального центра тестирования (ФЦТ). Результаты проверяются в Центре. "Разрешительным документом" для проведения тестирования является договор, который учебное заведение заключает с ФЦТ. Этот документ должен быть датирован текущим годом и подписан с одной стороны - директором Центра, с другой - ректором конкретного вуза. При этом Центр отвечает за качество тестов, проверку и информационную безопасность материала, а вуз предоставляет площадку для проведения тестирования и следит за корректным ходом экзамена.

Не просто бумажка

Каждый школьник, прошедший централизованное тестирование, получает сертификат. В нем указано количество набранных баллов и верно выполненных заданий; рейтинг среди других участников ЦТ. Это дает возможность абитуриенту оценить свои силы еще до начала вступительных испытаний.

Все сертификаты имеют единый формат, независимо от того, где проводилось тестирование.

Сколько стоит ЦТ

Федеральный центр тестирования существует как независимая хозрасчетная структура. Хотя она курируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, но напрямую не зависит от госструктур и, соответственно, ими не финансируется. Поэтому участие в централизованном тестировании для абитуриентов платное. Центр ежегодно определяет приблизительную стоимость одного экзамена. В 2006 г. она составила от 150 до 450 руб. Окончательную сумму устанавливает вуз, который проводит тестирование.

Существует три вида централизованного тестирования:
итоговое - для выпускников 9-х классов
итоговое - для 11-классников
тестирование абитуриентов (результаты засчитываются вузами во время вступительных экзаменов).
Два последних различаются по сложности и не заменяют друг друга.

Граница на замке

Централизованное тестирование проводится одновременно во всех регионах - от Калининградской области до Камчатки. Это одна из гарантий его "прозрачности". На экзамен по каждому предмету отводится один день - если, предположим, в Москве 14 апреля проходит тестирование по русскому языку, то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в этот же день тестирование по этому предмету пройдет в Екатеринбурге, Магадане, Астрахани и т.д. Чтобы не было возможности списать или подтасовать результаты, принимаются различные меры обеспечения информационной безопасности.

В Интернете постоянно появляются объявления, авторы которых предлагают "готовые ответы ЦТ на текущий год со 100 %-ной гарантией". Мы неоднократно приобретали подобные "гарантированные ответы" через третьих лиц, и ни разу не встретили ничего даже близкого к реальным вариантам. На нашем официальном сайте rustest.ru мы постоянно публикуем черный список фирм, которые предлагают подобный "товар". На самом деле подтасовать ответы, заранее вычислить правильные варианты крайне сложно. Во-первых, базы вопросов (тестов) и ключей к ним хранятся в разных местах и совмещаются через специальные перекодировки уже непосредственно во время проверки. Во-вторых, все варианты формируются по принципу спонтанности: до последнего момента мы сами не знаем, какой вариант куда пойдет. Помимо этого, к месту проведения тесты доставляются в специальных опечатанных пакетах - "secure pack". Мы очень скрупулезно следим за соблюдением необходимых правил на всех этапах тестирования. Тщательно отслеживаем статистику результатов ЦТ. Если при обработке тестов выясняется, что ответы одной аудитории совпадают, то результаты подвергаются сомнению. В этом случае может быть назначено повторное тестирование. Оно проводится бесплатно для участников. Сертификат выдается на основании достоверного результата.

МГИМО, Щепка, Бауманский...

Централизованное тестирование и единый государственный экзамен - тестовый способ проверки знаний. Централизованное тестирование, в отличие от ЕГЭ, включает всего два блока вопросов разного уровня сложности. В едином государственном экзамене таких блоков - три. При этом многие специалисты оценивают вопросы централизованного тестирования как более сложные по сравнению с заданиями ЕГЭ.

С каждым годом ЕГЭ занимает все более устойчивые позиции, а количество вузов, участвующих в централизованном тестировании, сокращается. Вместе с тем централизованное тестирование дает хороший шанс поступить во многие российские вузы. Так, в 2005 г. в централизованном тестировании участвовало около 500 российских вузов, из них 33 московских. Всего по сертификатам ЦТ было зачислено 85250 абитуриентов, из них 364 - в Московский государственный университет путей сообщения, 1186 - в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, трое - в Московский государственный институт международных отношений и один - даже в Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина.

Результаты тестирования ежегодно обрабатываются Госкомстатом России. Всю информацию о количестве участников, проценте абитуриентов, зачисленных в вузы по результатам тестирования, можно посмотреть на сайте ФЦТ.

Небезоблачное будущее

Единый госэкзамен со временем вытеснит централизованное тестирование как форму поступления в вузы, но скоропостижная кончина ему не грозит.

Ольга Решетникова, заместитель директора ФЦТ:

Мы не боимся исчезнуть с повсеместным введением ЕГЭ. Централизованное тестирование представляет собой хорошо отлаженный механизм тренинга и способ самостоятельной проверки знаний. Это независимая оценка, которая показывает объективный уровень знаний школьников, безотносительно симпатий или антипатий учителей. Для того чтобы успешно пройти ЕГЭ, лучше потренироваться заранее - при ответе на вопросы тестов важны не только знания, но и умение грамотно заполнять саму форму, правильно распределять время.

Информация к размышлению

Прежде чем принять решение об участии в централизованном тестировании, стоит взвесить все "за" и "против". Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • работает ли выбранный вуз по схеме ЦТ? Наилучший вариант - поступать в несколько вузов, готовых принять сертификат или его дубликат
  • проводит ли вуз тестирование самостоятельно или рассматривает результаты, полученные вне его стен? (в первом случае, доверия к сертификату ЦТ будет больше)
  • готовы ли вы платить?
  • сможете ли вы в середине апреля показать достаточно высокий "финишный" результат?
  • и, наконец, сумеете ли вы, отправив сертификат в вуз, спокойно дожидаться объявления проходного балла, не изводя себя мыслью "а сегодня я бы точно написал лучше"?

Централизованное тестирование дает возможность
Абитуриенту
Получить независимую оценку уровня своей подготовки. Тестирование проходит в середине апреля. Низкий балл - не повод для расстройства: еще есть время наверстать упущенное и устранить пробелы в знаниях.
Заранее оценить свои шансы на поступление. Хороший помощник в этом - рейтинговая шкала.
Не тратить нервы во время вступительных летних испытаний. Список вузов, принимающих сертификат централизованного тестирования, большой. Достаточно разослать его по разным вузам, которые принимают результаты, и ждать ответа.
Подать сертификат ЦТ одновременно в несколько вузов.
Потренироваться в заполнении тестовых материалов (правда, за деньги).
Вузу
Больше всего выигрывают партнеры ФЦТ, устраивающие тестирование на своей базе. Часть денег за проведение централизованного тестирования отчисляется вузу, учебные заведения получают возможность отобрать лучших абитуриентов. Для вузов-участников централизованного тестирования такой процесс абсолютно "прозрачен": поступающие выполняют тестовые задания непосредственно в стенах будущей Альма-матер, под присмотром преподавателей. Администрация вуза полностью контролирует процесс - в этом состоит еще одно существенное отличие централизованного тестирования от ЕГЭ. Вузовские преподаватели не всегда склонны доверять результатам единого госэкзамена, ссылаясь на то, что где-нибудь на периферии школьные учителя могут посодействовать в правильном выполнении заданий.

Выбор профессии и места учёбы, работа на хороший аттестат, подготовка к сдаче выпускных и вступительных экзаменов — огромный стресс как для одиннадцатиклассника, так и для его родителей. Что делать в такой ситуации? советует родителям разобраться в основных вопросах поступления, чтобы поддержать своего ребёнка. Начнём с главного — централизованного тестирования.

Что такое централизованное тестирование?

Централизованное тестирование (ЦТ) — это форма вступительных испытаний, которая используется для проведения при поступлении в вузы и на некоторые специальности колледжей. выпускники школ, гимназий, лицеев (общее среднее образование), а также учащиеся последних курсов или выпускники колледжей и лицеев (среднее специальное и профессионально-техническое образование). В Беларуси ЦТ проводится с 2005 года. Подготовкой тестовых заданий ЦТ занимается Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Содержание тестов определяется программами общего среднего образования и программами вступительных испытаний для поступающих в учреждения высшего и среднего специального образования, которые утверждает Министерство образования.

Определиться, куда поступать, и узнать больше о вузе и выбранной специальности вам поможет . Там же можно посмотреть, какие ЦТ понадобится сдать для поступления

Централизованное тестирование проходит в вузах, колледжах и лицеях. и список учреждений для регистрации оглашают ближе к лету, дни проведения тестов приходятся на июнь — их . Эту информацию вы сможете посмотреть на сайте РИКЗ или на нашем сайте.

Сколько ЦТ нужно сдавать абитуриенту и когда?

Для поступления на все специальности, исключая творческие, спортивные и другие программы, требующие прохождения , необходимо сдать три ЦТ. Тестирование по каждому предмету проводится в один день и в одно время по всей республике. Всего учебных предметов 11: русский язык, белорусский язык, обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история. Тест по каждому предмету имеет .

С 2017 года абитуриентам разрешено сдавать четыре ЦТ (4-ое — про запас). К примеру, можно написать тест сразу по двум государственным языкам либо вместо биологии выбрать химию. Единственное, не получится сдать одновременно два иностранных языка, так как они считаются одним предметом.

Важный момент: абитуриентов, которые опоздали на тестирование и пришли после вскрытия конвертов с и заданиями, к сдаче экзамена не допускают. Если ЦТ было пропущено по уважительной причине и этот факт можно подтвердить документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день , то есть у абитуриентов будет возможность пересдать сразу три предмета.


Ещё до сдачи ЦТ проверить свои силы абитуриенты могут на , которое проводится в три этапа с осени по весну. Потренироваться в решении тестов также удобно с на сайте РИКЗ, которое доступно круглосуточно на протяжении целого учебного года. Многие абитуриенты практикуются не выходя из дома с помощью нашего сервиса , где размещены тесты, аналогичные тем, что будут на ЦТ

Как получить результаты ЦТ?

Результаты тестирования можно узнать через 2 недели на сайте РИКЗ, в пунктах проведения ЦТ или с помощью платного SMS-сообщения.

Тем, кто прошёл централизованное тестирование, выдаётся сертификат по каждому предмету в пункте сдачи ЦТ. В 2019 году забирать свои результаты можно на протяжении всей вступительной кампании, начиная с 10 июля. Сертификат действителен на протяжении двух лет. Так что в этом году можно подавать сертификаты 2018 или 2019 годов или комбинировать их. Например, один результат прошлого года, два — этого и так далее.

Что ожидается во вступительную кампанию 2019 года?

Чтобы иметь право подавать документы в вуз, абитуриент должен преодолеть определённый порог по баллам. . Согласно экспериментам Адукар с дистанционным РТ по и , и , и , перешагнуть минимальный порог не будет сложно. Это связано с внедрением , которая устранит занижение тестовых баллов. Как показали результаты , новая методика лояльнее прежней и сулит

Вступительная кампания 2019 года будет волнительной, но это не повод для паники. И задача родителя абитуриента — помочь своему ребёнку подготовиться к тестированию. Сложно это сделать самостоятельно? Пока есть время, приходите на или . Преподаватели помогут повторить и систематизировать материал, чтобы на экзамене абитуриент получил максимально возможный для своего уровня балл.

Более 2000 абитуриентов ежегодно готовятся с Адукар к ЦТ на весенних итоговых ивентах. Это уникальная возможность повторить весь материал с первоклассными преподавателями за 4 часа

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях