Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области «Разбор 28 задания ЕГЭ по биологии части С» Подготовила: учитель биологии и химии МБОУ «Карповская СОШ» Чиркова Ольга Александровна 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность или полигенность. Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Символы, применяемые при составлении родословных

4 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероят­ностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны. 4. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Аутосомно-рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. Часто проявляется при близкородственных браках.

5 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетерозиготна. 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%. Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки-0%.

6 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование). 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.

7 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Этапы решения задач Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей? 2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3. Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. И исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

9 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак доминантный, т.к передается потомству всегда) 2. Определите наследуется ли признак сцеплено с полом: чаще у кого встречается у мальчиков или девочек (не сцеплен с полом, т.к. признак передается в равной степени и сыновьям и дочерям). 3. Определяем генотипы родителей: (женщина аа (без признака гомозигота), мужчина Аа (с признаком) – гетерозигота. 4. Решаем задачу с генотипами: Р: аа (ж) х Аа (м. с признаком) G: а А а F1: Аа (м. с признаком), Аа (ж. с признаком), аа (ж. без признака) Р: Аа (ж. с признаком) х аа (м. без признака) F2: Аа (м. с признаком) 5. Записываем ответ: 1) Признак доминантный так как передается потомству всегда, не сцепленный с полом так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа (с признаком). 2) Генотипы детей в F1 женщины - Аа (с признаком) и aа, мужчины - Аа (с признаком). 3) Генотипы потомков F2 мужчина - Аа (с признаком).

10 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 2. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак рецессивный, т.к присутствуем не во всех поколениях) 2. Определяем генотипы родителей: (мужчина Аа (без признака), женщина аа (с признаком) . 3. Решаем задачу с генотипами: Р: аа (ж с признаком) х Аа (м. без признака) G: а А а F1: Аа (м. без признака), Аа (ж. без признака) 4. Записываем ответ: 1) Признак рецессивный; 2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа; 3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

12 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 3. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

13 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак рецессивный, т.к присутствуем не во всех поколениях) 2. Определите наследуется ли признак сцеплено с полом: чаще у кого встречается у мальчиков или девочек (сцеплен с Х – хромосомой, т.к. наблюдается проскок через поколение). 3. Определяем генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11: 4. Записываем ответ. 3 - женщина-носитель - ХАХа 4 - мужчина без признака - ХАY 8 - мужчина с признаком - ХаY 11 - женщина-носитель - ХАХа

14 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 4. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной Определение типа наследования признака: Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. 1. признак встречается часто, в каждом поколении; 2. признак встречается только у мужчин; 3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д. Возможные генотипы всех членов родословной: Ya – наличие данной аномалии; YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии). Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa; Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА. Ответ: Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование. Генотип пробанда: XYa .

15 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 1. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХA, рыжая - геном ХB. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков. Алгоритм решения: Запишем условие задачи: ХА - черная; ХВ - рыжая, тогда ХАХВ - черепаховая 2. Запишем генотипы родителей: Р: кошка ХAХB х кот ХBУ черепах. рыж G: ХA ХB ХB У.F1: рыжие - ХBУ или ХBХB наследование, сцепленное с полом

16 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая - Хb , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Алгоритм решения: Запишем схему скрещивания генотип черной кошки ХB ХB, генотип рыжего кота - Хb У, генотипы котят: черепахового - ХB Хb, Черного - ХВ У, пол котят: черепаховая - самка, черный - самец.

17 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 3. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови. Алгоритм решения: 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi0 (гаметы IA, i0), III группа - IВIВ (гаметы IВ); 2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0); 3) вероятность наследования II группы крови - 0%.

18 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 1. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

19 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Алгоритм решения: 1) Первое скрещивание: P ААBB × ааbb G AB × ab F1 AaBb 2) Анализирующее скрещивание: P AaBb × ааbb G AB, Ab, aВ, ab × ab АаBb - гладкие окрашенные семена (3800); Ааbb - гладкие неокрашенные семена (149); ааBb - морщинистые окрашенные семена (150); ааbb - морщинистые неокрашенные семена (4010); 3) присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.

20 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 2. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства составили чёрные мохнатые и 50 % – белые мохнатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 3. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Алгоритм решения: 1) Р АаВb x Aabb розовые цветки розовые цветки высокий стебль высокий стебль G AB, Ab, aB, ab Ab, ab 2) F1 АаВb, ААВb – 63 розовые цветки, высокий стебель Ааbb, ААbb – 58 розовые цветки, карликовый стебель ааВb – 18 белые цветки, высокий стебель ааbb – 20 белые цветки, карликовый стебель. 3) Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое.

24 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 1. У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей, а также возможные генотипы дедушек этих детей. Алгоритм решения 1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХDY, мать ♀ХDХd. 2) Гаметы ♂ ХD, У; ♀ Хd, ХD. 3) Возможные генотипы детей - дочери Х DХdили ХDХ D; сыновья: дальтоник ХdУ и сын с нормальным зрением Х DY. 4) Дедушки или оба дальтоники - ХdУ, или один ХDY, а другой ХdУ.

25 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 2. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства - соотношение генотипов и фенотипов. Алгоритм решения 1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ; 2) генотипы потомства - ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:1 3) дочери - носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья - здоров, болен гемофилией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров) : 1 (мальчик-гемофилик)

26 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 3. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи. Алгоритм решения 1) генотипы родителей: ♀AAXHXH (гаметы AXH); ♂aaXhY (гаметы aXh, aY); 2) генотипы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY; 3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Пояснение.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Х а,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки - один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y - хромосому, а от матери (11) один Х а, другой Х А.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 - женщина-носитель - Х А Х а

4 - мужчина без признака - Х А Y

8 - мужчина с признаком - Х а Y

11 - женщина-носитель - Х А Х а

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

Елена Иванова 11.04.2016 12:36

Объясните, пожалуйста, почему генотип первой женщины(без номера) ХАХА, ведь она может быть и носительницей?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Может. Это "предположение" на основе потомства. Т.к. она нам для решения не важна, можно написать на схеме оба варианта, а можно вообще вот так: Х А Х -

Никита Каминский 11.06.2016 23:28

А почему не может быть просто рецессивного гена, не сцепленного с полом?

Тогда родители в первом поколении гомозиготны (отец аа, мать АА), дети 1, 2, 3, гетерозиготы Аа, мужчины 4 и 5 тоже носители Аа, дети 7 и 8 во втором поколении с признаком, а 6 носитель. В третьем поколении Отец и мать снова гомозиготны, дочь 11 и её муж 10 гетерозиготны, и у них два сына, один с признаком, другой без, возможно носитель.

Наталья Евгеньевна Баштанник

может, но больше вероятности, что сцепление есть, меньше "?", и основываясь на правила решения данных задач.

У матери и отца фенотипически без признака рождается СЫН с признаком, можно предполагать, что признак сцеплен с Х-хромосомой.

Тобиас Розен 09.05.2017 18:26

Решение не вполне корректно.

Вот эта схема содержит альтернативное решение - содержащие при этом меньше допущений:

На самом деле, всё, что мы можем утверждать по данным задачи - это список того, что мы можем исключить. Мы можем исключить доминантное сцепление с Х, мы можем исключить сцепление с У, мы можем исключить АА х аа в самом персом скрещивании, мы можем исключить, что признак обеспечивается доминантной аллелью.

Мы не можем исключить рецессивное сцепление с Х и мы не можем исключить аутосомное рецессивное наследование - в задаче для этого недостаточно данных и недостаточное число потомков и скрещиваний.

Игнорировать малое число скрещиваний и потомков - значит, считать, будто закон больших чисел должен проявляться и для малых чисел. Что полная чушь. Не должен. Наоборот: статистический факт в том, что чем меньше выборка - тем больше ожидаемое отклонение от "правильного расщепления".

Наталья Евгеньевна Баштанник

Если задача может решаться двумя способами, то лучше оба прописывать. Если в критериях будет заложено решение, что признак является сцепленным с Х-хромосомой: Х а, то могут и не поставить полный балл.

Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных типов. Первые два - на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание - встречаются чаще всего в части А экзамена (вопросы А7 , А8 и А30 ).

Задачи типов 3 , 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов С6 в ЕГЭ .

Шестой тип задач - смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов.

В этой статье изложены теоретические основы генетики , необходимые для успешной подготовки к заданию С6, а также рассмотрены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы.

Основные термины генетики

Ген - это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген - это структурная и функциональная единица наследственности.

Аллельные гены (аллели) - разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки - признаки, которые не могут быть в организме одновременно.

Гомозиготный организм - организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.

Гетерозиготный организм - организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.

Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

Генотип - совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом .

Фенотип - совокупность всех признаков организма.

Законы Г. Менделя

Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков - цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй - зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:

Желтая окраска семян
- зеленая окраска семян

(родители)
(гаметы)
(первое поколение)
(все растения имели желтые семена)

Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу .

Второй закон Менделя - закон расщепления

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено .


( растений имеют доминантный признак, - рецессивный)

Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении , а по генотипу - .

Третий закон Менделя - закон независимого наследования

Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой - зеленые и морщинистые.

Желтая окраска семян, - зеленая окраска семян,
- гладкая форма, - морщинистая форма.


(желтые гладкие).

Затем Мендель из семян вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.

Для записи и определения генотипов используется решетка Пеннета
Гаметы

В произошло расщепление на фенотипических класса в соотношении . всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), - первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), - первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), - оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).

При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В частей желтых семян и части зеленых семян, т.е. соотношение . Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).

Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях .

Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

Закон (гипотеза) «чистоты» гамет

При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие - рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.

Гипотеза «чистоты» гамет - это цитологическая основа первого и второго законов Менделя. С ее помощью можно объяснить расщепление по фенотипу и генотипу.

Анализирующее скрещивание

Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.

Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.

Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении , то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.

Наследование групп крови (система АВ0)

Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена , кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа ; вторая и ; третья и и четвертая .

Наследование признаков, сцепленных с полом

У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы - и .

У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом , мужской пол - . Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской - гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы , а гетерогаметным - самки .

В ЕГЭ включены задачи только на признаки, сцепленные с -хромосомой. В основном они касаются двух признаков человека: свертываемость крови ( - норма; - гемофилия), цветовое зрение ( - норма, - дальтонизм). Гораздо реже встречаются задачи на наследование признаков, сцепленных с полом, у птиц.

У человека женский пол может быть гомозиготным или гетерозиготным по отношению к этим генам. Рассмотрим возможные генетические наборы у женщины на примере гемофилии (аналогичная картина наблюдается при дальтонизме): - здорова; - здорова, но является носительницей; - больна. Мужской пол по этим генам является гомозиготным, т.к. -хромосома не имеет аллелей этих генов: - здоров; - болен. Поэтому чаще всего этими заболеваниями страдают мужчины, а женщины являются их носителями.

Типичные задания ЕГЭ по генетике

Определение числа типов гамет

Определение числа типов гамет проводится по формуле: , где - число пар генов в гетерозиготном состоянии. Например, у организма с генотипом генов в гетерозиготном состоянии нет, т.е. , следовательно, , и он образует один тип гамет . У организма с генотипом одна пара генов в гетерозиготном состоянии , т.е. , следовательно, , и он образует два типа гамет. У организма с генотипом три пары генов в гетерозиготном состоянии, т.е. , следовательно, , и он образует восемь типов гамет.

Задачи на моно- и дигибридное скрещивание

На моногибридное скрещивание

Задача : Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет - доминантный признак). В белых и черных. Определите генотипы родителей и потомства.

Решение : Поскольку в потомстве наблюдается расщепление по изучаемому признаку, следовательно, родитель с доминантным признаком гетерозиготен.

(черный) (белый)
(черные) : (белые)

На дигибридное скрещивание

Доминантные гены известны

Задача : Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В все растения были нормального роста; - с красными плодами и - с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост - над карликовостью.

Решение : Обозначим доминантные и рецессивные гены: - нормальный рост, - карликовость; - красные плоды, - желтые плоды.

Проанализируем наследование каждого признака по отдельности. В все потомки имеют нормальный рост, т.е. расщепления по этому признаку не наблюдается, поэтому исходные формы - гомозиготны. По цвету плодов наблюдается расщепление , поэтому исходные формы гетерозиготны.



(карлики, красные плоды)
(нормальный рост, красные плоды)
(нормальный рост, красные плоды)
(нормальный рост, красные плоды)
(нормальный рост, желтые плоды)
Доминантные гены неизвестны

Задача : Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй - красные воронковидные цветки. В потомстве было получено красных блюдцевидных, красных воронковидных, белых блюдцевидных и белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков.

Решение : Проанализируем расщепление по каждому признаку в отдельности. Среди потомков растения с красными цветами составляют , с белыми цветами - , т.е. . Поэтому - красный цвет, - белый цвет, а родительские формы - гетерозиготны по этому признаку (т.к. есть расщепление в потомстве).

По форме цветка также наблюдается расщепление: половина потомства имеет блюдцеобразные цветки, половина - воронковидные. На основании этих данных однозначно определить доминантный признак не представляется возможным. Поэтому примем, что - блюдцевидные цветки, - воронковидные цветки.


(красные цветки, блюдцевидная форма)

(красные цветки, воронковидная форма)
Гаметы

Красные блюдцевидные цветки,
- красные воронковидные цветки,
- белые блюдцевидные цветки,
- белые воронковидные цветки.

Решение задач на группы крови (система АВ0)

Задача : у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца - четвертая. Какие группы крови возможны у детей?

Решение :


(вероятность рождения ребенка со второй группой крови составляет , с третьей - , с четвертой - ).

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом

Такие задачи вполне могут встретиться как в части А, так и в части С ЕГЭ.

Задача : носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?

Решение :

девочка, здоровая ()
девочка, здоровая, носительница ()
мальчик, здоровый ()
мальчик, больной гемофилией ()

Решение задач смешанного типа

Задача : Мужчина с карими глазами и группой крови женился на женщине с карими глазами и группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Решение : Карий цвет глаз доминирует над голубым, поэтому - карие глаза, - голубые глаза. У ребенка голубые глаза, поэтому его отец и мать гетерозиготны по этому признаку. Третья группа крови может иметь генотип или , первая - только . Поскольку у ребенка первая группа крови, следовательно, он получил ген и от отца, и от матери, поэтому у его отца генотип .

(отец) (мать)
(родился)

Задача : Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

Решение : У человека лучшее владение правой рукой доминирует над леворукостью, поэтому - правша, - левша. Генотип мужчины (т.к. он получил ген от матери-левши), а женщины - .

Мужчина-дальтоник имеет генотип , а его жена - , т.к. ее родители были полностью здоровы.

Р
девочка-правша, здоровая, носительница ()
девочка-левша, здоровая, носительница ()
мальчик-правша, здоровый ()
мальчик-левша, здоровый ()

Задачи для самостоятельного решения

  1. Определите число типов гамет у организма с генотипом .
  2. Определите число типов гамет у организма с генотипом .
  3. Скрестили высокие растения с низкими растениями. В - все растения среднего размера. Какое будет ?
  4. Скрестили белого кролика с черным кроликом. В все кролики черные. Какое будет ?
  5. Скрестили двух кроликов с серой шерстью. В с черной шерстью, - с серой и с белой. Определите генотипы и объясните такое расщепление.
  6. Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В получили черных безрогих, черных рогатых, белых рогатых и белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов - доминантные признаки.
  7. Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?
  8. Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?
  9. Мужчина правша с положительным резус-фактором женился на женщине левше с отрицательным резусом. Какие могут родиться дети, если мужчина гетерозиготен только по второму признаку?
  10. У матери и у отца группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?
  11. У матери группа крови, у ребенка - группа. Какая группа крови невозможна для отца?
  12. У отца первая группа крови, у матери - вторая. Какова вероятность рождения ребенка с первой группой крови?
  13. Голубоглазая женщина с группой крови (ее родители имели третью группу крови) вышла замуж за кареглазого мужчину со группой крови (его отец имел голубые глаза и первую группу крови). Какие могут родиться дети?
  14. Мужчина-гемофилик, правша (его мать была левшой) женился на женщине левше с нормальной кровью (ее отец и мать были здоровы). Какие могут родиться дети от этого брака?
  15. Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?
  16. Мужчина с карими глазами и группой крови женился на женщине с карими глазами и группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
  17. Скрестили дыни с белыми овальными плодами с растениями, имевшими белые шаровидные плоды. В потомстве получены следующие растения: с белыми овальными, с белыми шаровидными, с желтыми овальными и с желтыми шаровидными плодами. Определите генотипы исходных растений и потомков, если у дыни белая окраска доминирует над желтой, овальная форма плода - над шаровидной.

Ответы

  1. типа гамет.
  2. типов гамет.
  3. типа гамет.
  4. высоких, средних и низких (неполное доминирование).
  5. черных и белых.
  6. - черные, - белые, - серые. Неполное доминирование.
  7. Бык: , корова - . Потомство: (черные безрогие), (черные рогатые), (белые рогатые), (белые безрогие).
  8. - красные глаза, - белые глаза; - дефектные крылья, - нормальные. Исходные формы - и , потомство .
    Результаты скрещивания:
    а)
  9. - карие глаза, - голубые; - темные волосы, - светлые. Отец , мать - .
    - карие глаза, темные волосы
    - карие глаза, светлые волосы
    - голубые глаза, темные волосы
    - голубые глаза, светлые волосы
  10. - правша, - левша; - положительный резус, - отрицательный. Отец , мать - . Дети: (правша, положительный резус) и (правша, отрицательный резус).
  11. Отец и мать - . У детей возможна третья группа крови (вероятность рождения - ) или первая группа крови (вероятность рождения - ).
  12. Мать , ребенок ; от матери он получил ген , а от отца - . Для отца невозможны следующие группы крови: вторая , третья , первая , четвертая .
  13. Ребенок с первой группой крови может родиться только в том случае, если его мать гетерозиготна. В этом случае вероятность рождения составляет .
  14. - карие глаза, - голубые. Женщина , мужчина . Дети: (карие глаза, четвертая группа), (карие глаза, третья группа), (голубые глаза, четвертая группа), (голубые глаза, третья группа).
  15. - правша, - левша. Мужчина , женщина . Дети (здоровый мальчик, правша), (здоровая девочка, носительница, правша), (здоровый мальчик, левша), (здоровая девочка, носительница, левша).
  16. - красные плоды, - белые; - короткочерешковые, - длинночерешковые.
    Родители: и . Потомство: (красные плоды, короткочерешковые), (красные плоды, длинночерешковые), (белые плоды, короткочерешковые), (белые плоды, длинночерешковые).
    Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?
  17. - карие глаза, - голубые. Женщина , мужчина . Ребенок:
  18. - белая окраска, - желтая; - овальные плоды, - круглые. Исходные растения: и . Потомство:
    с белыми овальными плодами,
    с белыми шаровидными плодами,
    с желтыми овальными плодами,
    с желтыми шаровидными плодами.

Задание относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ получишь 3 балла .

На решение примерно отводится до 10-20 минут .

Для выполнения задания 28 по биологии необходимо знать:

  • как (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

Задачи для тренировки

Задача №1

Ген окраски хомяка сцеплен с Х-хромосомой. Геном Х A определяется коричневая окраска, геном Х B – чёрная. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой самки и чёрного самца родились пять чёрных хомяков. Определите генотипы родителей и потомства, а также характер наследования признаков.

Задача №2

У дрозофил чёрная окраска тела доминирует над серой, нормальные крылья – над загнутыми. Скрещиваются две чёрные мухи с нормальными крыльями. Потомство F 1 фенотипически единообразно – с чёрным телом и нормальными крыльями. Каковы возможные генотипы скрещиваемых особей и потомства?

Задача №3

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I A , I B , i 0 , причем аллель i 0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Ген дальтонизма d сцеплен с Х-хромосомой. В брак вступили женщина со II группой крови (гетерозигота) и мужчина с III (гомозигота) группой крови. Известно, что отец женщины страдал дальтонизмом, мать была здорова. У родственников мужчины этой болезни никогда не было. Определите генотипы родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер группы крови) детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения детей-дальтоников и детей со II группой крови.

Задача №4

У кукурузы гены коричневой окраски и гладкой формы семян доминируют над генами белой окраски и морщинистой формы.

При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4006 семян коричневых гладких и 3990 семян белых морщинистых, а также 289 белых гладких и 316 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.