Готов ли ребенок к школе: чек-лист родителю дошкольника

Вам кажется, что ребенок готов к школе? Вы проверяете это пересчитывая ручки и тетрадки, замеряя вес портфеля (не перевесил бы малыша) и складывая учебники?

Этого мало! Пора готовиться к школе по-взрослому. Мы составили настоящий чек-лист для родителя дошкольника. Из него вы узнаете, что должен уметь первоклассник и как развить ключевые навыки.

Итак, готовимся ставить галочки:

1. Развиваем мелкую моторику

Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки. В этом вам поможет тетрадь « KUMON. Готовимся к школе. Учимся раскрашивать » .

Перед поступлением в школу малыша стоит научить:

- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

- чертить прямую линию;

- писать печатную букву по образцу;

- вырезать из бумаги;

- аккуратно клеить;

- рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;

- лепить как отдельные образы, так и целые композиции;

- изготавливать аппликации.

Многим родителям может показаться, что освоить все эти навыки, тем более за короткий срок, практически невозможно. Однако это не так. Если заниматься регулярно всего по 20 минут в день и выбрать правильную методику, то успех гарантирован.


Как проверить развиты ли у ребенка эти навыки: Возьмите тетрадь , посмотрите, насколько хорошо малыш справляется с первыми заданиями. Обязательно похвалите его. Если навык еще только предстоит выработать, то занятия по этой тетради помогут освоить ручку и разовьют логической мышление.

2. Осваиваем все виды мышления

У малыша должны быть развиты разные виды мышления:

- абстрактное мышление;

- логическое мышление;

- творческое мышление.

Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:

- Определение лишнего.

- Классификацию и обобщение.

- Сходство и различие.

- Сложение фигур из частей.

- Сложение из счетных палочек.

- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

- Решение логических задач.

Большинство необходимых к школе навыков можно развить всего за месяц регулярных занятий, например, с серией тетрадей «Kumon. Готовимся к школе» . При помощи игровых заданий - лабиринтов, заданий « соедини по точкам » , « раскрась по цифрам » у малыша разовьется логическое и пространственное мышление.

В этом задании из тетради «KUMON. Готовимся к школе. Учим числа и фигуры» от малыша требуется соединить цифры в правильном порядке. Во время занятия просите его называть каждую цифру вслух, так он быстрее освоит порядковый счет.

Как проверить, развито ли у малыша логическое и пространственное мышление: Предложите ему пройти разные по сложности лабиринты из тетради «KUMON. Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты» . Если малыш справляется только с первыми лабиринтами, значит вам предстоит развивать навык в будущем. Выполняйте задания из тетради последовательно (не пропускайте задания). Каждый день нужно проходить не более двух лабиринтов.

3. Учимся концентрировать внимание

Для первоклассника очень важна психологическая подготовка. Это означает умение сосредотачиваться, переключаться с одного упражнения (дела) на другое, способность быть внимательным.

Все тетради легендарной серии Kumon помогают развить внимательность и усидчивость, но при подготовке первоклассника лучше начать занятия с тетради « » . В ней собраны задания на концентрацию (пазлы и аппликации), они требуют полного сосредоточения, учат быть внимательным и аккуратным.

Чтобы учеба была эффективной, занимайтесь с ребенком регулярно. Помните, что занятия не должны быть длинными (не больше 20 минут в день) и однообразными. Пусть они будут выстроены по принципу «от простого к сложному» (то есть усложнение происходит постепенно). Важно вне зависимости от результата занятий хвалить ребенка (даже за то, что он просто старался). Это поможет сформировать у малыша желание заниматься.

Как проверить, умеет ли малыш концентрироваться: Предложите малышу любую аппликацию (не очень сложную) из тетради « KUMON. Готовимся к школе. Учимся клеить ». Посмотрите, насколько быстро и эффективно он выполнил упражнение, потребовалась ли ваша помощь. Если у малыша возникли затруднения - выполняйте по одной-две аппликации ежедневно.


4. Что малыш должен уметь запоминать

Еще один важный навык, который должен быть развит у ребенка, - умение запоминать. От развития памяти зачастую зависит и интеллектуальный потенциал ребенка. Чем больше вы развиваете разные виды памяти малыша, тем больше он запоминает, анализирует, воспринимает.игры и задания на развитие навыка запоминания - основа будущей успешной учебы. Итак, что должен уметь первоклассник, когда речь идет о развитии памяти:

- повторять 10 слов или цифр;

- запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);

- пересказывать тексты.

Освоится в мире цифр и фигур может тетрадь « KUMON. Готовимся к школе. Учим числа и фигуры » . В ней собраны игровые задания. которые помогут развить математические навыки малыша.


Как проверить, достаточно ли развита у ребенка память и умение запоминать. Если ваш ребенок знает цифры от 1 до 15, предложите ему упражнение « соедини по точкам ». Если он в правильном порядке соединяет все цифры, это хорошо. Если допускает ошибки, стоит потренироваться в выполнении подобных упражнений. Они игровые, поэтому малыш будет с удовольствием заниматься и тренировать память.

5. Аккуратность

Вырезая мелкие фигуры для аппликаций, разрезая страницы тетради по разным линиям (прямым, волнистым, круговым), ребенок тренируется работать с ножницами. Собирая картинки из нескольких частей, как пазл, и приклеивая их на специальный фон, совершенствует навык работы с клеем. Специально для развития аккуратности и внимания создана тетрадь « KUMON. Готовимся к школе. Учимся вырезать ». В ней собраны задания на вырезание, которые помогают аккуратно, не выходя за пределы контура, резать бумагу по линиям.


Как проверить, внимателен и аккуратен ваш ребенок: Предложите малышу вырезать картинку по волнистой линии. Если он делает надрезы по линии и не выходит за границы, значит он владеет навыком вырезания и достаточно аккуратен. Если возникли сложности, выполняйте задания на вырезание ежедневно. Вскоре вы заметите прогресс.

6. Развитие кругозора

А теперь давайте проверим развитие кругозора и общих знаний о себе и мире у малыша. Вот список из 20 вопросов. Задавайте их ребенку. когда он бодр и в хорошем настроении.

  1. Как тебя зовут?
  2. Расскажи про свою семью: как зовут маму и папу, есть ли братья или сестры?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Сколько сейчас

Чем раньше начнется подготовка ребенка к учебе, тем более благополучным будет вхождение в новую школьную жизнь будущего первоклассника. Желательно начать психологически готовить ребенка к школе уже в 3-4 года, когда восприятие мира уже достаточно осознанное и вместе с тем малыш как никогда открыт для всего нового, старается подражать взрослым, делать «как мама и папа». В этот период прекрасно подойдут занятия лепкой – развитие моторики рук влияет на формирование интеллекта, упражнения на концентрацию внимания и развитие памяти – разучивайте стихи, рассказывайте сказки, пойте песни – главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Эти занятия останутся в его памяти на всю жизнь, а сформировавшаяся ассоциация «занятия – это интересно» еще не раз сослужит добрую службу.



Значение игры

К школьному возрасту ребенок должен научиться следовать определенным правилам поведения в социуме. Более всего этому способствует процесс общих игр. Постепенно ребенок научится сдерживать себя и свои порывы и начнет действовать «как положено», считаясь с интересами других детей, ибо нет ничего страшнее для ребенка, чем быть не принятым в игру. Родителям же не стоит постоянно вмешиваться в детскую игру, защищая ошибки и просчеты своего малыша.

Сто тысяч «почему»

Для успешной учебы ребенок должен быть достаточно любознательным. Как этого достичь? Не отмахиваться от постоянных вопросов малыша, которые подчас так раздражают родителей. Ведь ваши ответы являются чуть ли не единственным источником информации для маленького почемучки. Не пожалейте своего времени на обстоятельные и благожелательные ответы и, возможно, ваш ребенок станет великим ученым.

Мотивация учёбы

Еще один непростой момент подготовки ребенка к школе – выработка правильного отношения к учебе. Малыш должен на своем, детском уровне, хорошо понимать, для чего ему предстоит ходить в школу. Серьезность и ответственность маленького школьника во многом зависит от позиции родителей и других близких родственников. Разумеется, для ребенка школа – это не только учеба. Это встречи с друзьями, веселые переменки, праздники. И все же он будет уверен, что его учеба очень важна, если все члены его семьи станут искренне интересоваться его успехами и неудачами, «болеть» за его школьные дела.

Режим дня и формирование ответственности

Привычка к соблюдению правильного распорядка дня прививается с самых первых дней пребывания в школе. Именно в это время у ребенка закладываются и формируются базовые представления о том, как должен проходить рабочий день. Да, именно рабочий – ведь для вашего малыша учеба – это та же работа, поэтому он должен привыкнуть относиться к ней так же ответственно, как мама и папа относятся к своим рабочим обязанностям. Это значит, что стоит с самого детства проучить ребенка не опаздывать на занятия, всегда выполнять пусть даже небольшие задания учителя, проявлять ответственность, быть внимательным и собранным. Ну а соответствовать всем этим требованиям новоиспечённому первокласснику, как непросто! Не стоит перегружать своего ребенка всевозможными кружками, особенно в первые месяцы учебы. Правильное соотношение труда и отдыха необходимо для безболезненной адаптации малыша в новой для него школьной среде.

Не стоит ждать, что ваш первоклассник будет носить домой только пятерки. Помните: ваши взаимоотношения с ребенком, совместные старания сделать учебу более успешной гораздо важнее любой отметки.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, хорошо развитыми, готовыми овладеть непростой школьной программой. Однако опыт работы позволяет сделать вывод, что далеко не все родители знают, как правильно подготовить ребенка к школе , и часто допускают очень много серьезных ошибок. Позволю себе обобщить те негативные моменты, которые чаще всего возникают при подготовке будущего школьника.

До сих пор многие родители исповедуют принцип «счастливого детства». В их понимании ребенок дошкольного возраста должен только играть со сверстниками и не обременять себя никакими проблемами. Это вроде и есть «счастливое детство». А школа на то и существует, чтобы научить школьника различным премудростям. Понятно, что такой подход является ошибочным.

Необходимо постепенно готовить ребенка к школе, например, через игру , которую мудрые родители не навязывают, а предлагают своему сыну или дочери. Если игра захватывает ребенка, он будет играть с вами везде: дома, на прогулке, в поезде и т.д.

Именно через игру можно развить мышление, память, внимание, воображение ребенка. Например, колесо, которое отвалилось от машины, мамино кольцо можно использовать, чтобы спросить у сына или дочери «А какой оно формы? А еще какие вещи имеют такую ​​ же форму?» и в ответ услышать с удивлением названия более двадцати различных предметов.

«Белое, квадратное, находится над головой»- вдруг загадочно говорит мама, готовя ужин. И четырехлетняя дочь, забыв сразу о капризах, весело включается в эту игру. «Потолок»-делает открытие девочка и загадывает свое слово.

«Давайте играть так, чтобы все было наоборот»- предлагает мне сосед по пляжу, мальчик пяти лет. Его мама объясняет, что ребенку трудно понять, что такое слова - антонимы, поэтому она так просто назвала игру. Мама берет в руки черный камешек - мальчик бросает белый. При этом он называет все предметы и действия и их противоположности. Подобных игр существует великое множество. Они описаны в литературе, периодической печати. После освоения серии игр вы заметите, что и сами способны придумывать, творить.

Важнейший принцип подготовки к школе - развитие любознательности дошкольник а. Конечно, начинать этот процесс стоит не в шесть лет, а раньше. А если вы еще научите ребенка слушать, общаться с другими детьми и взрослыми, поддержите его стремление к самостоятельности: инициативность, если поможете вашему ребенку почувствовать себя личностью, которая многое может, и к тому же, находится в хорошем физическом состоянии, вы сделаете действительно немало для того, чтобы счастливое детство продолжалось и в школьные годы.

Много родителей, подготовку ребенка к школе понимают, как систематическую тренировку в чтении, письме и счете. Наиболее настойчивые «проходят» с ребенком почти всю программу первого класса. Эти родители не учитывают одной очень важной вещи, а именно: умение читать и писать не означает полной готовности к школе, в частности чтение непосредственно связано с предыдущим опытом малыша и является воспроизведением окружающего мира.

Довольно распространенным является такой способ подготовки, когда родители не просто занимаются репетиторством, а глубоко, тщательно изучают программу 1-го класса с выполнением домашних заданий в полном объеме. Фактически уроки начинаются еще за год до посещения школы.

Этот подход родители объясняют просто: таким образом они сами пытаются уберечь сына или дочь от стресса, которым они считают вступление в первый класс. Позже, уже в школе, такому ребенку бывает просто неинтересно на уроках. Опасность подобной подготовки к школе заключается в том, что такие ученики приучаются ничего не делать на уроках, бесполезно тратя время. Они быстро выполняют задания и вынуждены ждать, пока это сделают другие. Им трудно следить за медленным нечетким чтением остальных учащихся; поэтому они отвлекаются, рисуют, читают другие книги, играют.

Кроме того, родители, которые таким образом готовят детей к школе, больше заботятся об уровне их интеллектуальной готовности и не обращают должного внимания на общую психологическую подготовленность . Как правило, волевой уровень таких детей является низким. Привычка получать положительные оценки без особых усилий, отсутствие навыка к кропотливой, ежедневной работе сказывается в третьем и последующих классах, когда успешность этих детей резко снижается. Негативные последствия такого явления наблюдаются при формировании личности, в частности, ее самооценки.

Родителям важно понять, что ребенок идет в школу, чтобы глубоко и лучше узнать мир, чтобы каждый день делать маленькие открытия, а не просто получать оценки. Есть и такие родители, которые вооружили своих детей психологическими тестами, которые используют при приеме в школу. И вот уже малыш зазубривают ответы на вопросы, с помощью которых проверяют сообразительность и т.п.

class="eliadunit">

Приходилось встречаться и с такими родителями, для которых подготовка ребенка в школу связана с поиском престижных учебных заведений. «Чем мой ребенок хуже?» - таким принципом руководствуются некоторые родители, которые без учета возможностей и функциональной готовности ребенка к школе устраивают его в специализированное учебное заведение с углубленным изучением иностранных языков, математики и т.п. Таким родителям хочется сказать: «Ребенок не является средством самоутверждения. Уважайте его индивидуальность, неповторимость, любите его таким, какой он есть, просто потому, что это - Ваш ребенок. Выбирая какую-то школу, руководствуйтесь тем, чтобы вашему ребенку там было хорошо. Поэтому при выборе учебного заведения исходите из интересов и способностей вашего ребенка».

Как видим, ошибки при подготовке малыша к школе разные. Одни родители запугивают ребенка школой, создавая тем самым негативную установку:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», - грозит мама подвижному, непоседливому Мише. А через два года, когда пришло время стать школьником, родители удивляются, почему сын не хочет идти в школу.

У Саши мама позаботилась о достойной интеллектуальной подготовке, однако изолировала от сверстников, чтобы не научился малыш на улице плохому. Первые дни обучения обнаружили серьезные проблемы в общении, адаптации к школе.

У Марины родители-эрудиты. В их семье есть редкие произведения искусства, коллекции монет, большая библиотека. Начиная с двух лет, девочка посещает музеи, выставки, с пяти лет играет на фортепиано, немного владеет элементарным английским языком. Она все время проводит в обществе взрослых. Ее поведение раскованное: она умеет поддержать разговор, высказать собственное мнение. Сверстницы ей кажутся глупыми и наивными. Они еще играют детскими игрушками, а Марина уже может вести разговор об архитектурных стилях. На мое замечание о том, что в таком возрасте очень большое значение имеет ролевая игра, отец девочки ответил: «Вся жизнь - игра. Еще наиграется».

Не знаю, какой будет судьба этой девочки, но первый класс оказался серьезным испытанием для всей семьи. Марина часто болела, много пропускала. Ей трудно давалась математика в классе у нее не было авторитета. Девочки ее считали чудачкой. Успехи в учебе были посредственные. Марине стало неинтересно в школе. Родители также заметили, что дочь все чаще прибегает к симуляции болезни. Однажды уличив это, они отправили девочку в школу. Однако Марина тот день все же туда не пошла.

Сейчас девочка посещает тренинговую группу, в которой учится общаться с детьми. Кажется, она впервые открывает для себя ровесников (остроумных, бескорыстных, изобретательных, искренних, добрых детей) и учится ценить людей не только за их знания, но и за чуткое сердце, «талантливые руки», добрые дела. А ее родители все чаще появляются во дворе с полуторагодовалым Олегом, который любит играть в песочнице.

А если ваш ребенок имеет какой-то талант? Как тут быть?

Родителям таких детей советую теснее контактировать с психологическими службами, педагогами, имеющими опыт работы с детьми, наделенных незаурядными способностями. В конце концов, вы сами должны стать педагогами и психологами для своего ребенка. Ведь с такими детьми нелегко и в учебе, и в быту. Их нестандартное мышление, погруженность в проблему, видение ее по-своему может озадачить любого. Легче всего - считать такого ребенка вундеркиндом и при этом ничего не делать. Самое сложное - развить его интеллектуальный потенциал, направить в правильном направлении, определив спектр неординарности, дать расцвести его таланту.

Вашему ребенку вскоре идти в школу.

Надеемся, что Вы не допустили тех досадных ошибок, о которых шла речь в нашем разговоре.

Итак, в добрый путь вам и вашим детям!!!