Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ольга Соломенникова

Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада

Конспекты занятий

Предисловие

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 4–5 лет и содержание наблюдений на прогулке.

Методика проведения занятий должна соответствовать задачам программы. При этом воспитатель может дополнять и изменять ход занятий в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы.

Занятия в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.

Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим ряд занятий рекомендуется проводить на улице. Разнообразные формы проведения занятий (экскурсии на природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты и многое другое) дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно.

Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности.

Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, педагогу следует не упускать такую возможность. Необходимо учитывать и то, что каждый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.

У детей средней группы следует продолжать формировать гуманное отношение к людям; учить слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять вежливые слова, поощрять доброжелательный тон в общении с окружающими людьми.

В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков детям нужно объяснять целесообразность данных процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.

Во время занятий и игровой деятельности следует объяснять детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подвести их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития.

В средней группе детей продолжают учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Необходимо уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира.

Следует закреплять знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку. Формировать желание ухаживать за животными, заботиться о них.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях), обогащают эстетические представления. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений .

Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления ребят.

В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявления вопросов разной степени сложности, пробуждающих мышление ребенка.

Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

В детском саду необходимо создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой.

В средней группе проводится в месяц два занятия по формированию элементарных экологических представлений.

Конспекты предлагаемых в данном пособии занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Особую благодарность выражаем сотрудникам ГОУ детский сад №1796 Юго-Западного административного округа г. Москвы (заведующей Николаевой И. Б., старшему воспитателю Гусевой О. А., педагогу-экологу Копоровой Е. В.); сотрудникам МДОУ №37 г. Балашихи Московской области (заведующей Стрельцовой О.Б., старшему воспитателю Ивановой Н.Н., педагогу-экологу Бобышевой Е.О.) и сотрудникам МДОУ №3 «Рябинка» г. Балашихи Московской области (заведующей Пискуновой И.В.) за активное участие в работе по апробации конспектов занятий по формированию элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет.

Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа по формированию элементарных экологических представлений

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы: с золотыми рыбками (кроме вуалехвоста и телескопа), карасем, волнистыми попугайчиками и канарейками.

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамин, фикус, герань, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

Дать элементарные представления о свойствах песка, глины и камня.

Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных и роста растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

...

К концу года дети могут

Иметь представления о домашних и некоторых диких животных. Знать, какую пользу домашние животные приносят человеку.

Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

Знать и называть характерные признаки отдельных овощей и фруктов.

Иметь элементарные представления о свойствах воды, песка и глины.

Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1. Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Материал. Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь.

Воспитатель . Кто это к нам идет?

Незнайка . Здравствуйте, дети! Можно к вам?

Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! Заходи, помоги ребятам отгадать загадку:


Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка)

Незнайка . Это колобок!

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка?

Незнайка . А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!

Педагог . Дети, а вы как думаете? (Ответы детей.)

Незнайка . Это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.

Воспитатель . Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:


На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)

Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.

Воспитатель . Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!

Воспитатель . А какие еще овощи вы знаете?

Обобщает ответы детей: «Репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи».

Незнайка . Вы еще забыли назвать яблоко!

Воспитатель . Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете?

Обобщает ответы детей: «Яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты».

Затем воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»

Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».

Незнайка . Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?

Воспитатель . Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. (Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения). Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.

Проводится игра «Собери урожай».

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи или картинки с их изображением).

Педагог дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.

Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.

Воспитатель . Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши – фрукты.

По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.

Воспитатель . Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?

Незнайка . Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!

Воспитатель . Дети, а как вы думаете?

Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».

Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?

Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».

Незнайка . А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.

Воспитатель . Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».

В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.

Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

Занятие 2. У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».

Ход занятия

Педагог приглашает детей на прогулку в «сказочный лес», подводит к панораме осеннего леса.

Звучит музыка.

Воспитатель . Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза?

Обобщает ответы детей: «Только у березы белый ствол и черные черточки на стволе».

Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (Рябина.) Как вы догадались, что это рябина?

Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».

Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка.

Обобщает ответы детей: «Осенью листья у березки желтые, а у рябинки листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Про нее даже загадка такая есть: „Зимой и летом одним цветом“. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Как много в осеннем лесу разных красок: и желтых, и зеленых, и красных – разных!» Читает стихотворение О. Высотской:


Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.

Воспитатель . Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик.

Появляется ежик (игрушка).

Ежик . Здравствуйте, ребята!

Дети . Здравствуй, ежик!

Воспитатель . Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик . Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.

Воспитатель . В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы – несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик . Дети, ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж или картинка)).

Воспитатель .


В шапке красной -
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди!

Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежи к. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?

Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника, ежевика и другие».

Воспитатель . Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.

Ежик . Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!

Слышится оханье, появляется медвежонок.

Медвежонок . Кто это на моей полянке шумит?

Воспитатель . Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.

Медвежонок . Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель . Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.

Медвежонок приглашает детей поиграть в подвижную игру «У медведя во бору грибы, ягоды беру…».

Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:


У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.

Игра повторяется 2–3 раза.

Медвежонок . Какие дружные ребята!

Педагог . Да, медвежонок, дети очень дружные.

Медвежонок . Я хочу угостить детей вкусной лесной ягодой! А какой, пусть дети сами узнают по вкусу и назовут.

Медвежонок раздает детям ягоды.

Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел.

Воспитатель . Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.

Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним. Звучит музыка, дети возвращаются из «леса» в групповую комнату.

Вера Кульбовская
Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Времена года»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе

Составила воспитатель МБДОУ д. сад «РОМАШКА» г. Кирсанова

Тема занятия : «Времена года »

Задачи :

Учить детей различать признаки времён года ;

Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;

С помощью поэтического слова показать красоту различных времён года , разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных;

Воспитывать внимание, мышление.

Ход занятия

Сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появиться этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём :

Комочек пуха, белое ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Кто это? - Зайчик.

Молодцы, отгадали загадку. Посмотрите, в лапках у зайчика необычный конверт. Давайте посмотрим что там.

А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе .

Зайчик хочет проверить, знаете ли вы, приметы времён года ?

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года .

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю,»Купайтесь!» - приглашаю

И любите за это вы все меня. Я. ЛЕТО,

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я. ОСЕНЬ,

-Дел у меня немало : я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. ЗИМА,

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. ВЕСНА,

И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. ЛЕТО,

Льёт дождь, холодный, точно лёд.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт. ОСЕНЬ.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ЗИМА.

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит. ВЕСНА.

(Дети помещают отгадки на доску)

Молодцы, ребята, все времена года правильно отгадали .

А какое сейчас время года ? Как вы узнали, что весна? (Ответы детей)

Верно. Только весной деревья надевают свой зелёный наряд, а птички вьют гнёзда и высиживают птенцов.

Давайте перечислим с вами приметы каждого времени года (ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (по выбору воспитателя)

Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветвях Чудо – дерева росли и картинки и ботинки.

А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Послушайте стихотворение :

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные

С загадками.

Что же вы зеваете, их не обрываете?

Саша к дереву пойдёт, шарик с дерева сорвёт.

(вызванный ребёнок отгадывает загадку, написанную на шарике)

ЗАГАДКИ :

«Зимой спит, летом ульи ворошит» . МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками» . Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Ребята, а о каких животных были загадки? (Ответы детей)

А почему их называют дикими? (Ответы детей)

Ну, а последний шарик сорву я. Что же здесь написано : зайчик предлагает поиграть в игру : «Жуки» (Дети выполняют команды воспитателя – жуки полетели, жуки сели, барахтаются, отдыхают.)

Отдохнули? Нам пора прощаться с лесным гостем. Он хочет что-то сказать нам : Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки. И в игре вы, малыши, тоже были хороши.

До свиданья, детвора, расставаться нам пора.

До свидания, зайчик. Приходи к нам в гости и других зверей с собой приводи.

Литература :

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми » ,1999г.

О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова «Стихи о временах года и игры » 2004г.

Наталья Асанова
Конспект занятия «Мы-друзья природы!» (средняя группа)

«Мы - друзья природы

Цель :

Воспитывать бережное отношение к природе .

Задачи :

Образовательные :

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.

Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.

Развивающие :

Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.

Материал : мультимедиа показ деревьев, животных, птиц. Лучики из бумаги, солнышко, запись «Голоса леса» .

Предварительная работа :

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Лес» ; Заучивание стихов, пословиц об осени;

Оформление для дидактической игры «Кто, где живет» .

Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия» .

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

- Тогда слушайте : Слайд 2. (Лесовичок)

“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки , пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”

Ну что ребята, поможем Лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд» .) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) .

-Застучали колеса : Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота) . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.

Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!

Слайд 3.(Полянка)

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

1задание.

Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)

Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)

Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний) .

А сейчас какой период? (Поздний) .

Молодцы! Справились с 1 заданием.

Появляется первый лучик в лесу.

2 задание.

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)

Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)

Как вы думаете, дерево живое? (Да.)

Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.

Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)

Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)

Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)

Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.

Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза) - Настя

На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина) -Анисия

Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.

Слайд 7 (Ива) -Ксюша

Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна) - Маша

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу) . Слайд 10.(Правило)

Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.

3 задание.

Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные) .

Слайд 13.(Животные)

Почему их называют дикими?

Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.

Слайд 14. (Медведь)

«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу, ищет мед и малину». (Медведь.) - Илья

Слайд15.(Белка)

«Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.) -Аня

Слайд 16.(Ежик)

«Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков» . - Полина

Слайд 17. (Волк)

«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) - Дима

Слайд 18.(Заяц)

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор

Слайд 19. (Лиса)

«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) - Вероника

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)

Появляется 3 лучик.

Физкультминутка.

4задание.

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные) . Слайд21. (Перелетные птицы)

Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод) .

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие) .

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет?. (воробей) . Слайд 22. (Воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- Зовут ее. (ворона) . Слайд 23. (Ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка) . Слайд 24. (Синичка)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее. (сорока) . Слайд 25.(Сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри -

Там расселись. (снегири) . Слайд26. (Снегирь)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.

Слайд 27. (Правило)

Молодцы!

Появляется 4 лучик.

5 задание.

Слайд 28. (Правила)

Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

5 лучиков и появилось Солнышко

Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

Воспитатель :

Мы юные защитники природы , мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!

Тема: «Времена года».

Учить детей различать признаки времён года;

Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;

С помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных;

Воспитывать внимание, мышление.

Материал: игрушечный зайчик, конверт, картинки с временами года.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появиться этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:

Комочек пуха, белое ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Кто это? - (зайчик).

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Посмотрите, в лапках у зайчика необычный конверт. Давайте посмотрим что там.

Воспитатель: А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.

Воспитатель: Зайчик хочет проверить, знаете ли вы, приметы времён года?

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

1.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, »Купайтесь! » - приглашаю

И любите за это вы все меня. (Я- лето)

2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. (Я- осень),

3. Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. (Зима),

4. Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (Весна),

5. И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. (Лето),

6. Льёт дождь, холодный, точно лёд.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт. (Осень).

7. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зима).

8. На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит. (Весна).

(Дети помещают отгадки на доску)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все времена года правильно отгадали.

Воспитатель: А какое сейчас время года? Как вы узнали, что весна? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Только весной деревья надевают свой зелёный наряд, а птички вьют гнёзда и высиживают птенцов.

Давайте перечислим с вами приметы каждого времени года (ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветвях Чудо – дерева росли и картинки и ботинки.

Воспитатель: А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Cтихотворение:

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные

С загадками.

Что же вы зеваете, их не обрываете?

Саша к дереву пойдёт, шарик с дерева сорвёт.

(вызванный ребёнок отгадывает загадку, написанную на шарике)

«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Воспитатель: Ребята, а о каких животных были загадки? (Ответы детей)

А почему их называют дикими? (Ответы детей)

Ну, а последний шарик сорву я. Что же здесь написано: зайчик предлагает поиграть в игру: «Жуки» (Дети выполняют команды воспитателя – жуки полетели, жуки сели, барахтаются, отдыхают.)

Отдохнули? Нам пора прощаться с лесным гостем. Он хочет что-то сказать нам:

Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки. И в игре вы, малыши, тоже были хороши.

До свиданья, детвора, расставаться нам пора.

До свидания, зайчик. Приходи к нам в гости и других зверей с собой приводи.

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Ознакомление с природой в средней группе

Лесные жители

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

«Природа нашего края »

Цель :

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи :

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь ,а в наших домах? (душ).

В природе ветер ? (доме -вентилятор, кондиционер) .

В доме пол? (в природе – земля , почва).

В доме ковёр? (в природе- трава ).

В доме стены? (в природе- горы , деревья).

В домах потолок? (в природе- небо , космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц , нашего края вы знаете ?

Птиц , которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц , то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц . Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц , а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы :

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз :

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

« Природа нашего края »

Цель:

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь,а в наших домах? (душ).

В природ е ветер? (доме -вентилятор, кондиционер ) .

В доме пол? (в природе – земля, почва).

В доме ковёр? (в природе- трава).

В доме стены? (в природе - горы, деревья).

В домах потолок? (в природе - небо, космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

(Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

(Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

(Лось).

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

(Кабан).

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц, нашего края вы знаете?

Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Нужно вам отгадать –

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз:

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»